Перейти к публикации
SergeyPetrov

Когда и как Ветхий Завет стал священной книгой в России?

Рекомендованные сообщения

В 1825 году десятитысячный тираж Ветхого Завета, переведённый и напечатанный к тому времени под эгидой Библейского общества, был сожжён на кирпичных заводах Невской лавры, если не по прямому указанию Императора Николая I, то при его молчаливом согласии. До этого, как пишет Флоровский, «Синод не принял на себя руководства библейским переводом (Ветхого завета) и не взял за него ответственности на себя».

 

И далее, в течении всего тридцатилетнего правления этого Императора не было попыток перевода, а тем более издания Ветхого Завета.

 

По логике, раз сожгли Ветхий Завет, то он не считался в России священной книгой иначе никто, а уж тем более император, не мог пойти на такое кощунство, как уничтожение священных книг.

 

Что касается Нового Завета, то он был напечатан большим тиражом и свободно распространялся в России уже в 1820 году, и никто не чинил этому препятствий.

 

Перевод книг Ветхого завета на русский язык был возобновлён в 1856 году во время правления Императора Александра Николаевича. При нём Синод принял решение о необходимости перевода Ветхого завета на русский язык. (Интересно, под чьим давлением?) Но потребовалось ещё 20 лет, чтобы в 1876 году вышло издание полной Библии на русском языке в одном томе, на титульном листе которого стояло: «По благословению Святейшего Синода». Этот текст получил название «Синодальный перевод», «Синодальная Библия» и переиздаётся поныне по благословению патриарха Московского и всея Руси.

 

Почему переводили 20 лет, грамотности не хватало? А может кто-то считал Ветхий Завет чуждой нам книгой и боролся, как мог, дабы не допустить его издания? И какие силы были заинтересованы в придании Ветхому Завету статуса «Священной книги» и для чего им это было надо?

 

Если откроем Е.Дюринга, его работу «Еврейский вопрос», то прочтем: «Ветхий Завет, - книга, нам совершенно чуждая, и должна делаться для нас все более и более чуждою, если мы нашу самобытность не хотим изменить навсегда».

 

Может и русской душе она чужда?

 

Из толкового словаря Владимира Ивановича Даля, вышедшего в свет в 1863 - 1866 годах, т. е. ещё до появления полной Библии в России, можно узнать, что христианином считался человек, верующий во Христа и проповедующий Евангелие.

 

Почему такие перипетии с Ветхим Заветом? Может и его вина в том, что произошло с Россией в начале 20 века? Не считайте это какой-либо провкацией. Но это же все было именно так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сергей не обобщайте . РОССИЯ многонациональная страна . Ну а ПРАВОСЛАВНЫЕ ни когда Ветхий завет не игнорировали . Всегда в ПРАВОСЛАВИИ изучалась БИБЛИЯ(книга книг) , в кое и входит и ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . Да и сам ИИСУС ХРИСТОС не отстранялся от ВЕТХОГО ЗАВЕТА :И как бы предвидя их обвинения в том, что Он нарушает Закон Божий, а также для того, чтобы убедить тех, кому могли показаться Его слова не согласными с Ветхозаветным Законом, Иисус Христос провозгласил: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф. 5:17).................................... Ну , а если будет желание ,прочтите :http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/nagornaya_propoved_15-all.shtml Нагорная проповедь ."Не нарушить пришел Я, но исполнить". и ещё http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/ .СПАСИ вас ГОСПОДЬ !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ветхий Завет стал в России священной книгой с того момента как сама Россия появилась... крещение Руси было 1025 лет назад, с тех пор Ветхий Завет - священная книга на Руси...

Не считайте это какой-либо провкацией.

Если это не провокация, то Вам стоит более пристально изучить Новый Завет и тогда Вы увидите, что оба Завета неразрывно между собой связаны. Но это, конечно, только при том условии, что Вы знаете Ветхий Завет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Одна из самых первых печатных книг появившихся на Руси была Библия, отпечатанная первопечатником Российским Иоанном Фёдоровым. Иван Фёдоров печатал её в городе Острог, по этому она носит название Острожской Библии. Тираж для того времени был огромен - 1000 экземпляров.

 

"В основу Острожской Библии был положен церковно-славянский перевод библейских книг, выполненный к концу XV века и Новгороде под руководством архиепископа Геннадия. Для редакционной подготовки издания Библии надо было собрать литераторов, переводчиков и редакторов. Среди них активную роль играл и сам Иван Федоров, который не только руководил печатанием Библии, но и был одним из главных «справщиков» ее текст! Поиски рукописей велись в Константинополе, в «римских пределах», во многих монастырях греческих, сербских и болгарских. 3а очень короткий срок были сверены различные списки Библии, по только один из них оказался полным (это упоминавшаяся уже Геннадьевская). Эту Библию получили из Москвы от царя Ивана Грозного, и по ней сличали греческие, латинские и славянские тексты. Острожские ученые мужи были убеждены, что перевод московского списка был осуществлен в Киеве еще при Владимире Великом, то есть за 500 лет до того."

 

Хронология Библии на Руси прослеживается такая - В 982 году Библию перевели Кирилл и Мефодий; в 1499 год. Появилась Геннадиевская Библия (первая двуединая Библия, содержащая Ветхий и Новый заветы); в 1581 год. Библия первопечатника Ивана Фёдорова (Острожская Библия); в 1663 год. Московское издание руской Библии (представляет собой несколько переработанный текст Острожской Библии); в 1751 год. Елизаветинская Библия; в 1876 год. Синодальный перевод, кторый печатается и сейчас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С первого же взгляда видно, что сожжение книг Ветхого Завета в 1825 году не могло произойти без решения авторитетных духовных лиц. Царь Николай 1 не имел дара духовного рассуждения, взять к примеру ссылку архитектора Витберга в Вятку, духовный человек сразу мог усмотреть здесь намёк на немецкое происхождение супруги Николая Павловича (я имею ввиду переименование города Вятки в шутливое Вятберг). А причиной сожжения книг мог быть неправильный перевод, опечатки, набор букв после брачного ложа, без благословения и т.п. Возможно ещё, что сценарий сожжения был продиктован книгой пророка Иеремии, когда царь Иоаким сжёг в зимнем доме свиток пророка Иеремии. Если это так, то в роли подобного пророка мог в то время выступить и известный прорицатель монах Авель, а может и ещё кто. Раз история сохранила нам это событие, как факт, значит были какие то разговоры на тему обличения Императорской власти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По логике, раз сожгли Ветхий Завет, то он не считался в России священной книгой

Да уж, логика во всей красе )) Сожгли его не потому, что это был Ветхий Завет, а из-за некачественного (а то и откровенно вредительского) перевода, самовольно сделанного Библейским обществом - масонской по сути организацией. В годы правления Александра I она чувствовала себя достаточно вольготно, потом так сказать, обнаглела слишком, и при следующем царе Николае I ее с немалым боем упразднили. Еще учесть, что все это происходило в год восстания декабристов, тогда в стране ситуация была обостренная во всех отношениях.

 

Что касается Нового Завета, то он был напечатан большим тиражом и свободно распространялся в России уже в 1820 году, и никто не чинил этому препятствий.

Ну да, на церковно-славянском языке. Из этого как раз по логике следует, что сам по себе Ветхий Завет не при чем )

 

Почему переводили 20 лет, грамотности не хватало?

 

Думаю, что это была основная причина, отсутствие специалистов по древним языкам. Вообще даже синодальный перевод Ветхого Завета на русский язык, который сейчас имеет официальное хождение, он ниже всякой критики, с церковно-славянский вариантом как небо и земля. Новый Завет на русский язык переведен очень хорошо, а Ветхий местами просто ужас. Например Псалтирь в синодальном русском переводе лучше вообще не читать. Если сравнивать с церковно-славянским текстом, то местами смысл просто противоположен. Есть другие более поздние переводы Псалтири, например Юнгерова, там все хорошо.

 

 

Ну а касательно священности Ветхого Завета для России, то стал он им в год крещения Руси. Если обратить внимание, то в современном богослужении сплошь и рядом используются цитаты оттуда. Псалтирь та же, цитируется просто постоянно. Паримии, прокимны и тд и тд - все это из Ветхого Завета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священной книгой на Руси (пока не России) из ветхого завета была только Псалтырь. И все. Иоанн Златоуст писал, что - "разница между ветхим заветом и Новым Заветом - как между землей и Небом". Т.е. иудаизм и Христианство перпендикулярны. Про это еще митрополит Илларион писал в своем "Слове о законе и Благодати" (кстати, первое русское философское и литературное произведение).

А вот подключение ветхого завета к Новому Завету, можно рассматривать как замечательный вариант идеологической диверсии.

Могу, кстати, рассказать, когда и кем писались "сказки еврейского народа" ака "ветхий завет".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это Вы Библию, в частности Ветхий Завет, сказками еврейского народа называете? Тогда лучше не нужно ничего рассказывать. Не может человек ни чего путного и объективного сказать если с первых слов его хула слышится.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, хула на что [просто я мало знаком с ВЗ]?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священной книгой на Руси (пока не России) из ветхого завета была только Псалтырь.

Не стоит верить всему, что написано в интернете. Ветхий Завет - это Слово Божие, и он всегда был для христиан священной Книгой. Апостол пишет:

 

15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

(2 Тим. 3)

 

А вот что говорят -

Правила святых Апостолов

Правило 85

 

Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета, Моисеовых пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина едина. Судей едина. Руфь едина. Царств четыре. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Есфирь едина. Маккавейских три. Иова едина. Псалтирь едина. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков дванадесять. Исаии едина. Иеремии едина. Иезекииля едина. Едина Даниила. Сверх же сего вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть, Новаго Завета, Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четыренадесять. Петра послания два. Иоанна три. Иакова едино. Иуды едино. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в осми книгах (которых не подобает обнародовати пред всеми ради того, что в них таинственно), и деяния наши апостольския.

(Ап. 60; Трул. 2; Лаодик. 60; Карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, хула на что [просто я мало знаком с ВЗ]?

Ну собственно Алина выше уже ответила - "Ветхий Завет - это Слово Божие, и он всегда был для христиан священной Книгой.", я просто более конкретно к Вашему вопросу поясню. Библия и естественно Ветхий Завет и Новый Завет для христианина не просто книга с исторической и нравственно поучающей информацией, это живое Слово Божие, обращённое к нам - к каждому человеку, живущему на земле в любые времена. Ни где и никогда мы, грешные, не можем слышать Его разговор с нами как только в Библии. По сути это самое важное, самое ценное, что человек может услышать за всю свою жизнь. Мы не преклоняемся самой книге и не сотворяем из неё языческий фетиш, а преклоняемся перед Словом Бога, перед Автором этого писания. И естественно, что для христианина уничижительно - пренебрежительное отношение к Слову Бога, обозначение Его как выдумке людей или бесов, недопустимо и является не чем иным как косвенной хулой Бога. Это знаете для меня всё равно, что кто либо возьмёт фотографию моего почившего отца, очень дорогого мне и любимого человека, и скажет - "Что то эта физиономия на тебя не очень то похожа. Может он вообще не твой отец." - чем то похожие чувства в душе возникают. По этому прошу всех вдуматься и осознать, что говорить пренебрежительные и неосторожные, так сказать - "простецкие" слова, которые могут быть приемлемы для обычных вещей, по отношению к Слову Божьему и Святым Писаниям здесь категорически неприемлемо. Этот форум есть часть церкви Христовой. Та часть в которой прихожане и захожане могут говорить и обмениваться знаниями, но не должны говорить без надлежащего минимального благочестия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священной книгой на Руси (пока не России) из ветхого завета была только Псалтырь. И все. Иоанн Златоуст писал, что - "разница между ветхим заветом и Новым Заветом - как между землей и Небом". Т.е. иудаизм и Христианство перпендикулярны. Про это еще митрополит Илларион писал в своем "Слове о законе и Благодати" (кстати, первое русское философское и литературное произведение).

 

В "Слове о законе и благодати" нет отвержения Ветхого Завета для христиан, как не существовало такого отвержения и в древней Руси. Странно понимать слова русского митрополита, сказанные с амвона храма Софии Киевской в присутствии Ярослава Мудрого и сотен слушателей, в качестве призыва к тому, что Ветхий Завет надо "опустить" как нечто перпендикулярное христианству. Иудаизм не равен канонически принятому Церковью тексту Ветхого Завета. Иудейство и Ветхий Завет у митрополита Илариона разделены. Иудеи подаются как христоубийцы, а Ветхий Завет как предтеча, слуга и прообраз благодати, и к нему постоянно обращаются христиане.

О Законе митр. Иларион пишет:

 

«Благословленъ Господь Богъ Израилевъ, Богъ христианескъ»... — то есть Бог Ветхого Завета есть Бог христианский

 

«Законъ бо прѣдътечя бѣ и слуга благодѣти и истинѣ»...

 

«Яко законъ привождааше възаконеныа къ благодѣтьному крещению»...

 

«Прииде бо к нимъ, исполняа пророчьства, прореченаа о немь»...

 

«И събысться о насъ языцѣх реченое: «Открыеть Господь мышьцу свою святую прѣдъ всѣми языкы, и узрять вси конци земля спасение, еже от Бога нашего».

 

«и Исаино: «Всяка дебрь исполнится и всяка гора и холмъ съмѣрится, и будуть криваа въ праваа, и острии въ пути гладъкы, и явится слава Господня, и всяка плоть узрить спасение Бога нашего»;

и <пророчество> Исайи: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Бога нашего;

 

«и Данииле: «Вси людие, племена и языци тому поработають»;

и <пророчество> Даниила: «Все народы, племена и языки послужат ему»;

и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Т.е. иудаизм и Христианство перпендикулярны.

Скорее противоположны, кроме того, иудаизм и ветхо-заветная вера Израиля не тождественны (т.е. это не одно и то же) , сам иудаизм был сформирован позже христианства, отчасти как протест христианству. Что такое "Ветхий завет", это канон (список священных книг Ветхого Израиля признаваемых Церковью), сам термин "Ветхий завет" начинает встречаться со 2- века после Р.Х , а например термин иудаисткого канона "Танах" появился намного позже, в средневековье , и по существу выполняет роль ширмы (внешнего занавеса) в религии иудаистов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священной книгой на Руси (пока не России) из ветхого завета была только Псалтырь. И все.

 

а можно ссылочку, откуда такая информация? То есть, пятикнижие Моисеево, пророки, которые предсказывали пришествие Христа - это все не Священное Писание? Вам похоже кто-то голову запорошил. Те самые "сказочники" на это большие мастера...

 

свт. Иоанна Златоуста, кстати, Вы поняли неправильно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здесь,возможно,речь о ереси жидовствующих и Геннадиевской Библии.Интересно посмотреть зарождение протестантизма и отношение к нему наших предков.Они определили,откуда ветер дует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почитайте Л.Н.Толстого. И тогда поймете,что учения Ветхого и Нового завета абсолютно противоположны. Ветхий завет написан для евреев. И бог там еврейский,который обещает евреям,что все остальные народы будут их рабами. ИИсус же потому и пришел к евреям - как к заблудшим овцам, чтобы научить их любить и другие народы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почитайте Л.Н.Толстого. И тогда поймете,что учения Ветхого и Нового завета абсолютно противоположны. Ветхий завет написан для евреев. И бог там еврейский,который обещает евреям,что все остальные народы будут их рабами. ИИсус же потому и пришел к евреям - как к заблудшим овцам, чтобы научить их любить и другие народы.

Л.Н.Толстой сомнительный авторитет в богословии, он противник православия, был отлучён от церкви определением Святейшего Синода. Понимать учение Библии по его заключениям не следует. Бойтесь впасть в ересь. "Блажен муж иже не иде на совет нечестивых..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почитайте Л.Н.Толстого. И тогда поймете,что учения Ветхого и Нового завета абсолютно противоположны. Ветхий завет написан для евреев. И бог там еврейский,который обещает евреям,что все остальные народы будут их рабами. ИИсус же потому и пришел к евреям - как к заблудшим овцам, чтобы научить их любить и другие народы.

Толстой, хоть и был великим писателем, сбился со спасительного пути. Он придумал свою веру, в которой не было ничего от христианства. У него нельзя учиться, если хотите быть со Христом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кто же не читал Толстого? Иные его труды читаются с ужасом и протестом, потому что богоборческие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Извините конечно,но вы лично читали труды Л.Н.Толстого или судите по отзывам богословов?

Ещё за долго до написания своего еретического богохульного романа "Воскресенье", Лев Николаевич, ещё будучи молодым офицером в лагере под Севастополем написал в своём "Дневнике" - "... разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле." И он посвятил этому последнюю часть своей жизни - где то примерно с 1880 года по 1910 год - до самой смерти. Причём перед своей смертью Лев Николаевич приезжал в Оптину Пустынь, но не решился прийти к старцу Варсонофию, тогда старец (он был тогда игуменом) сам поехал за Львом на станцию, что бы дать ему возможность примерится с церковью, но его не пустили к Толстому, как ни пускали к нему православных по его же распоряжению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Ещё за долго до написания своего еретического богохульного романа "Воскресенье", Лев Николаевич, ещё будучи молодым офицером в лагере под Севастополем написал в своём "Дневнике" - "... разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле." И он посвятил этому последнюю часть своей жизни - где то примерно с 1880 года по 1910 год - до самой смерти. Причём перед своей смертью Лев Николаевич приезжал в Оптину Пустынь, но не решился прийти к старцу Варсонофию, тогда старец (он был тогда игуменом) сам поехал за Львом на станцию, что бы дать ему возможность примерится с церковью, но его не пустили к Толстому, как ни пускали к нему православных по его же распоряжению.

Спасибо за ответы. Добрые и поучительные

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я пришел к вере через атеизм. Однажды в школьном возрасте мы собирали мукулатуру. И мне попалась совсем новенькая книга - Настольная книга атеиста. Я решил почитать. Вы понимаете какая там была информация и какие выводы там делались. Но надо сказать , что анализ и отрицание религии и веры делались на основе цитат из нового и ветхого завета. Я не привык доверять мыслям и суждениям других людей, пусть и авторитетных, поэтому чтобы сформировать свою точку зрения решил прочить Библию. С первого раза я не понял ничего. Второй раз я сравнивал Евангелия между собой... Потом третий, четвертый ..... Сейчас пере читываю места, которые необходимо вспомнить с точностью до слова. Не судите меня строго, но я хочу понять не просто отдельные заповеди, а общую концепцию. Хочу расставить приоритеты. Я не часто хожу в церковь. Может быть потому, что не слышу в проповедях призыва жить по учению Иисуса, а лишь молебен, хвала богу, прошения о отпущении грехов, поминание верховных служителей церкви и т.д. Я думаю, что после слияния церкви с государством, церковь пошла не по тому пути ...... Хотя не мне судить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вам надо начинать с Нового Завета и житий святых, и только освоив их, переходить к Ветхому. Потому что понять в полноте весь план спасения человечества Богом можно только так. Смотреть на эпоху Ветхого Завета глазами современного человека это ошибка, и этим ловко пользовались в свое время издатели подобных книжек. До сих пор пользуются, в общем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: zenko
      Протестанты любят говорить о предопределении, когда анализируют библейский эпизод с отвержением жертвы Каина.
      В современной православной литературе либо говорят о всезнании Бога, либо как-то вообще обходят это место стороной, либо пишут что-то "от себя". Попалась, например, такая такая точка зрения (передаю своими словами): дескать, это же Бог, как Он считает нужным, так и делает - в чем и проявляется свобода самого Бога. Так то оно так, но как-то выглядит это не как свобода Бога, а как произвол над свободой человека. Впрочем, здесь, наверное, есть что обсудить - и на этом я останавливаюсь.
       
      А практически все мои вопросы и сомнения по поводу жертвы Каина разрешил св. Иоанн Златоуст - он внимательно прочел библейский текст и сделал из него важные выводы:
       
      "Не без цели и не напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви, что Господь наш не смотрит на различие лиц, но награждает намерение, испытывая душевное расположение. Так, вот смотри, было и теперь. Поэтому, возлюбленные, тщательно выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без внимания, потому что божественное Писание ничего не говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище; таково свойство всего духовного. Итак, что говорит Писание? И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных овец своих, и от туков их (ст. 3. 4). Более проницательные уже из самого чтения понимают сказанное. Но так как мы должны заботиться о всех вообще, – потому что духовное учение не знает различия, – то вот яснее раскроем вам эти слова, и для этого снова повторим их. Каин, сказано, принесе от плодов земли жертву Господу, потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора" (Иоанн Златоуст. Т. 4. Кн. 1. 1994, с. 162-163).
       
      Электронный текст:
      Иоанн Златоуст св. Беседы на книгу Бытия. Беседы 1-41 // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 4. Кн. 1. – М., 1994, с.V-VIII, 1-455.
       
      То есть, конечно, Бог обладает и предзнанием и свободой и т. д., но в данном конкретном случае его решение имело вполне понятную и связанную с нашей волей причину. Более того, мне кажется, что данный случай является типическим: то есть, на самом деле, и во всех других сложных случаях нашей жизни Бог ориентируется именно на наше внутреннее расположение.
       
      Кстати, потом нашлось и другое подтверждение такого толкования этого библейского места.
      По Макарию Великому:
      "Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы призре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4, 3-5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу" (Макарий Египетский. 1998, с. 370-371).
       
      Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998 (репр. переизд.: 4-е изд. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1904).
       
      Электронный текст:
      Макарий Египетский преп. О совершенстве духовном (Слово 2)
×
×
  • Создать...