Перейти к публикации
Пенелопа

Ваше отношение к дарам волхвов

Рекомендованные сообщения

"Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы." О. Генри. Дары волхвов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

мох

Не ожидала от Вас такой цитаты...

А я уже стала огорчатЬся, что и тут на форуме Дары Волхвов могут стать яблоком раздора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это не просто символ. Это святыня, которой не только касалась рука Матери Божьей и Самого Христа, но и которую Она хранила всю свою земную жизнь. Это такая же святыня как и Плащаница Христа или омофор Божьей Матери или Крест Господень. Вы только представьте себе - Вы прикасаетесь к тому, к чему касалась Своими пречистыми руками Самая Настоящая и Самая Большая Любовь на земле! Какие вообще могут быть думы и рассуждения для чего это делать и зачем они нужны?!

Андрей, чтобы Вам было понятней, мой пост предлагается как альтернативное восприятие даров волхвов, для тех, как раз, кто не видит в них святыни или сомневается в их подлинности. А то, что Вы написали очевидно, как Божий день.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Люди разного устроения действуют соответственно. Думаю, что ничего кощунственного нет в том, что кто-то изучает это в плане истории или консистенции. К чему стремятся, то и получают: исторические даты, имена, хим состав. Привезенные дары послужили поводом огромному количеству людей собраться и помолиться вместе. А это гораздо больше, чем знание исторических дат, имен, состава.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Не все то золото, что блестит".Не идет из головы убиенный в храме Южно-Сахалинска, Владимир, Царствия ему Небесного.В аналогии с дарами волхвов, если сейчас начать исследовать жизнь новопреставленного, наводить справки, собирать свидетельства, вероятно, что ничего похожего на подвижническое житие не найдется, но разве от этого менее значим его поступок или менее ценен, думается, что нет. Вот так и истинная польза она являет себя не зависимо от состава и подлинности, как здесь уже справедливо замечали, по благословению Божьему, за веру человеческую.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы." О. Генри. Дары волхвов.

Мох, О.Генри, известно, классный писатель, которому под силу преподнести простую вещь, - любящие люди отдают друг другу лучшее, что у них есть,- так, что закачаешься)). В конце и вовсе до проповеднического пыла доходит. Но они, все же, не волхвы. Те, исторические, несли дары, зная, что приподнесут их великому царю, не подозревая, в чем Его величие. Так что золотишком они не удивить хотели, а воздать должную почесть. Кривоватая аналогия. А О.Генри, конечно, классный писатель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Злато яко Царю, ливан яко Богу, и смирну яко вкусившему нас ради смерть Человеку.

Злато... В темных недрах земли заключена его сверкающая слава, его звонкая полнозвучность, его нержавеющая чистота. Это как бы преображенная земля, это откровение темных недр, в которых таится сияние света. Тяжелым трудом, настойчивым терпением, по малым крупицам извлекается это злато, пока не соберется оно в таком количестве, чтобы озарить своим светом, озолотить своим сиянием. Таковы и недра человеческого духа, в которых и из которых человек своим творчеством извлекает умную красоту и ею мир облекает. Это злато принадлежит Царю Славы, и человеки должны принести Ему Им данную нашу собственную славу, Им данные дары Святого Духа. Каждый человек имеет свой дар Духа Святого, свою сокрытую в нем славу, свое злато, и он должен обрести его в себе, чтобы не тщетным, не с пустыми руками войти в храмину. Принесем же Ему творческий порыв нашего духа и плод его.

Ливан... Благовонный фимиам, возносящийся к небу и в нем истаевающий, как человеческая душа, восходящая на свою небесную родину. Душа крылата, она причастна ангельским воинствам, воспевающим в небесах славу в вышних Богу, она возлетает к престолу Божию в молитвах и созерцаниях своих. Ангельская природа человеческого духа есть этот ливан души, сокрытый в сердце его. Человек не знает, какие богатства имеет, какие сокровища даны ему, пока сам не изведает их, принеся их Христу-Богомладенцу. Очи Младенца, смотрящие в очи нашей души, ее нам открывают, и она возгорается благоговением любви, яко кадило пред Тобою... Но надо восстать от сна, в котором мы пребываем, надо пойти в дальний путь, не по земным межам, но по звездам, чтобы обрести храмину своего духа, в которой покоится в яслях убогих Христос, и, поклонившись Ему, принести ему ливан свой. И всякая душа призвана быть этим кадилом благовонным, всякая душа имеет свою молитву, знает свой путь в священную храмину... Да не убоится она малости своей, ибо в этой храмине ее почиет сам Христос, пеленами повитый, Ему поклонимся...

И смирну... Погребальное миро любви, принесенное любовию, души — мироносицы, погребающие Возлюбленного Жениха, и сами соумирающие с Ним в сердцах своих. Да, мы должны принести Ему не только жизнь, но и смерть свою, с Ним соумирать, дабы с Ним воскреснуть... Мудрые волхвы познали, что Рождество Его было и началом смертного пути к Голгофе, и что ясли — символ гроба. Путь любви есть жертва, а цена жертвы — смерть. Он рожден был на земле для смерти, и вся жизнь Его есть жертвенное заклание. Но и наш путь не иной, и мы должны принести Ему свою смерть, свое умирание с Ним... «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе», и кто хочет прийти к Нему, да принесет Ему свою собственную смерть, решимость жить в Его смерти и воскресать Его воскресением... Не звучит ли это скорбью в этот ликующий день, в свете славы и в пении ангелов? Но эти дары наши суть выражения величайшей радости, блаженства любви. Ибо «сильна как смерть любовь», ибо любовь есть жизнь, и любовь есть смерть, смерть нашего себялюбивого, мертвого я. Смерть во Христе и есть жизнь, есть воскресение с Ним. Да будут наши дары угодны Ему, да призрит Он милостиво на нас, к Нему пришедших, да укажет Он дланию на нас, как братьев Своих, Матери Своей, Его и нашей. Нас бо ради родися отроча младо, предвечный Бог. Аминь."

Сергий Булгаков

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Людям свойственно свыкаться со своими грехами, тем более с ошибками и отклонениями, притом не только не замечать, но даже любить их. Вот почему церковные люди часто предпочитают проходить мимо церковных недостатков, мимо отрицательных сторон церковной жизни. Им хочется верить, что все, совершаемое в Церкви, в частности, в храмах, то есть там, где находится средоточие православной церковной жизни, — непогрешимо, безошибочно, идеально. Даже если вкрадывающиеся в церковный обиход проявления обрядоверия, суеверия, нередко прямые искажения новозаветного учения Христова (а оно ведь и составляет вероучительную основу истинной церковности) бросаются в глаза, многие из православно воспитанных людей стараются их не замечать или (что много хуже) считают их столь же неотъемлемо присущими истинно православной церковности, как и основные вероучительные и нравственные положения, которые содержатся в Священном Писании и в Священном Предании Церкви.

В результате в сознании православного человека обряд нередко занимает первое место, а сущность таинства становится чем–то второстепенным либо о ней и вовсе забывают.

И тогда произнесение («вычитывание») молитв, предусмотренных уставом, начинает казаться многим более важным, чем их осмысленное переживание.

И тогда апокриф, т.е. сказание или предание, Церковью не принятое или даже отвергнутое, становится более популярным чтением и пользуется большим доверием и авторитетом, чем Священное Писание.

И тогда великий, святой, спасительный, божественный облик Христа Спасителя заслоняется обличиями и заповедями человеческими (Мф 15:9).

Не пора ли начать говорить правду?

Ведь именно боязнь правды налагает печать молчания на церковных людей, болеющих душой за свою Церковь и искренно желающих ее освобождения от всего, что препятствует спасительному воздействию на вверенные ей Богом человеческие души, на членов тела Христова (1 Кор 12:27)."

Русская Православная Церковность. Вторая половина XX века. Архиепископ Михаил (Мудьюгин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

мох

Хорошая статья только не понятно, какое она имеет отношение к этой теме.

 

 

Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла):

Являются ли Дары Волхвов подлинными? Почему мы им

покланяемся? Кто такие волхвы?

 

 

- В последнее время в ряде российских СМИ появилось утверждение, что Дары Волхвов – это

«средневековая подделка». Началась настоящая информационная война, направленная на

дискредитацию этой Святыни. Что Вы можете сказать по этому поводу?

 

- С исторической точки зрения не подлежит никакому сомнению тот факт, что Честные Дары

волхвов попали на Святую Гору Афон из Константинополя.

Опираясь на имеющиеся письменные источники и исторические данные доказать подлинность

Даров Волхвов (равно как и ее опровергнуть) не представляется возможным. Собственно мы к этому и не стремимся.

При этом, у нас нет ни малейших сомнений в том, что именно эти Честные Дары волхвы

преподнесли Богомладенцу Христу. Это связано с тем, что существует большое число свидетельств

и достоверно зафиксированных случаев сверхъестественных чудесных событий, происходивших от

Честных Даров Волхвов. Причем не на отдельном кратком временном отрезке, а на протяжении

веков.

И это не оставляет сомнений в подлинности Даров Волхвов. Что я имею в виду: если взять обычный

кусок золота – от него бесполезно ждать каких-то чудес, оно так и останется обычным золотом.

Возможно оно будет иметь какую-то художественную ценность, но все равно будет ничем иным как

бездушной пустой материей.

В случаях с Дарами Волхвов по вере людей от них на протяжении многих веков происходят чудеса.

 

- Что известно о Дарах Волхвов из афонского предания?

 

- Монахи всегда относились к этой Святыне с особым почтением и благоговением. Афонское

предание о Дарах Волхвов является древним и очень сильным (глубоко укорененным). Оно не является преданием только одного монастыря или какой-то группы монахов, оно действительно

носит общеафонский характер. Святогорцы всегда были уверены в том, что именно эти Честные

Дары волхвы подарили Спасителю мира Христу. А чудесное явление Богородицы царице Марии(Маре)1 – для святогорского сознания является подтверждением богоустановленности аватона (запрета женщинам посещать Святую Гору Афон).

У святогорцев никогда не было сомнений относительно подлинности Честного Древа Креста Господня хранящегося в обители Ксиропотам, Пояса Богородицы из монастыря Ватопед и Честных Даров Волхвов пребывающих в обители Святого Павла.

 

- На чем основывается почитание Даров Волхвов? Не противоречит ли оно Преданию Церкви?

 

- В Книге «Деяния Святых Апостолов» повествуется о том, что благодать святых апостолов была столь велика, что тень апостола Петра совершала чудеса. Представляете себе: даже не его одежда, а тень от его одежды!

Помните, что говорила описанная в Евангелии кровоточивая: «Если только прикоснусь к одежде Его [Господа], выздоровею»3.

Как видим подобное отношение к Святыне характерно для Евангельского образа мысли. Оно пришло к нам из глубины веков, из раннехристианской эпохи.

История нашей Церкви показывает, что даже вещи, принадлежавшие святым, становятся носителями Божественной благодати. Однако если они скрывают в себе столь великую благодать, то насколько велико должно быть благословение, получаемое от Даров Волхвов, к которым прикасались руки Пресвятой Богородицы и Самого Господа нашего Иисуса Христа? Мы поклоняемся не золоту и смирне с ладаном, не тени апостола Петра, не ризе Христа (от которой получила исцеление кровоточивая). Если бы Дары Волхвов не были в руках у Господа – они были бы обычными кусками золота, ладана и смирны, а одежда (если бы ее не носил Спаситель) –обычным куском ткани.

В случае с Дарами Волхвов мы воздаем честь предметам, к которым прикасался наш Господь.

Именно от него они получили Благодать. Пока их везли к Нему мудрецы с Востока они были всего лишь обычными драгоценными украшениями.

Для нас, христиан, вещи к которым прикасалась Пресвятая Богородица и Господь наш Иисус Христос – это не рядовые предметы и не обычные ювелирные украшения.

 

- В интернете нередко можно встретить комментарии следующего содержания: «христианство отрицает магию (волхование) и в то же время в Церкви оказывается почитание Дарам Волхов.Как такое возможно?».

 

- Здесь произошла некоторая этимологическая путаница. Под «волхвами с Востока» в Святом Евангелии имеются в виду не колдуны, вступившие в союз с сатаной и поклоняющиеся ему. Любая магия (черная, белая и как ее еще не назови) – это сотрудничество человека с темными духами. Волхвы были учеными, которые занимались изучением звезд. Они не были колдунами (магами) в современном смысле слова: не наводили порчу на людей, не читали заговоров и т.д.

Большинство восточных народов всегда занималось изучением планет и звезд. Увидев

сверхъестественную звезду, волхвы (которые хорошо знали предсказания Валаама4 и

многочисленные восточные пророчества о рождении Спасителя) увидели в этом исполнение древних предсказаний и поспешили к месту Его Рождения.

В византийской гимнографии, например у святого Иоанна Дамаскина, волхвы называются звездоблюстителями (наблюдателями за звездами). Они сопоставляли движение звезд и планет с влиянием на погоду, урожай и т.д. Но колдунами в современном смысле не были.

http://www.pravmir.ru/monax-nikodim-afonskij-monastyr-svyatogo-pavla-yavlyayutsya-li-dary-volxvov-podlinnymi-pochemu-my-im-poklanyaemsya-kto-takie-volxvy/#ixzz2qXu2vPFq

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Людям свойственно свыкаться со своими грехами, тем более с ошибками и отклонениями, притом не только не замечать, но даже любить их. Вот почему церковные люди часто предпочитают проходить мимо церковных недостатков, мимо отрицательных сторон церковной жизни. Им хочется верить, что все, совершаемое в Церкви, в частности, в храмах, то есть там, где находится средоточие православной церковной жизни, — непогрешимо, безошибочно, идеально. Даже если вкрадывающиеся в церковный обиход проявления обрядоверия, суеверия, нередко прямые искажения новозаветного учения Христова (а оно ведь и составляет вероучительную основу истинной церковности) бросаются в глаза, многие из православно воспитанных людей стараются их не замечать или (что много хуже) считают их столь же неотъемлемо присущими истинно православной церковности, как и основные вероучительные и нравственные положения, которые содержатся в Священном Писании и в Священном Предании Церкви.

В результате в сознании православного человека обряд нередко занимает первое место, а сущность таинства становится чем–то второстепенным либо о ней и вовсе забывают.

И тогда произнесение («вычитывание») молитв, предусмотренных уставом, начинает казаться многим более важным, чем их осмысленное переживание.

И тогда апокриф, т.е. сказание или предание, Церковью не принятое или даже отвергнутое, становится более популярным чтением и пользуется большим доверием и авторитетом, чем Священное Писание.

И тогда великий, святой, спасительный, божественный облик Христа Спасителя заслоняется обличиями и заповедями человеческими (Мф 15:9).

Не пора ли начать говорить правду?

 

Вот этим, с Божией помощью, и занимаемся, но не в интернете, а там, где живое общение, донося до сердец тех, кого Господь даровал в духовное окормление, аргументированно и максимально объективно информацию о тех подменах и суррогатах, которые проникают в жизнь Церкви. Воспитывая в людях правильное, бесстрастное  отношение, а не толкая их на революции и диссидентства.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну хорошо, объясните мне следущий факт. Согласно сайту МП (http://www.patriarchia.ru/db/text/3498182.html) дары волхвов попали в Константинополь при императоре Аркадии (395-408) и ни одного упоминания о них ("Это такая же святыня как и Плащаница Христа или омофор Божьей Матери или Крест Господень. Вы только представьте себе - Вы прикасаетесь к тому, к чему касалась Своими пречистыми руками Самая Настоящая и Самая Большая Любовь на земле!" Андрей Еремин) до XI века не было. Тогда как "супруга греческого царя Феодосия Младшего, благочестивая царица Евдокия, посетив Иерусалим, создав там многие церкви и украсив на свое иждивение святые места, собиралась уже возвратиться в Царьград; патриарх Ювеналий (занимал престол Святого Града с 420 по 458 год), видя ее великое благочестие и любовь к Богу, одарил ее многими священными сокровищами, а в том числе дал ей и чудотворные вериги св. Первоверховного апостола Петра. Привезя святыню сию в Царьград, царица Евдокия одну из вериг положила в храме святого апостола Петра, а другую послала в Рим своей дочери, Евдоксии, бывшей в замужестве за римским императором Валентианом Третьим. Евдоксия, подражая благочестию матери своей, с радостью приняла это бесценное сокровище и создав храм во имя св. апостола Петра, на горе Ексквилинской, положила в нем присланный матерью дар. Тогда найдена и третья верига, которою св. апостол был скован, по повелению мучителя императора Нерона, и она была также положена в храме том. А при сем установлен и праздник Поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра в шестнадцатый день января месяца." (http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/barsov_chtenie_deyaniy_svyatyh_apostolov_192-all.shtml)

То есть, Честным веригам ап. Петра даже праздник установили (16/29 января. В этот день Святая Православная Церковь празднуется поклонение честным веригам апостола Петра), а о дарах волхвов, которые были принесены в Константинополь чуть ранее (даже 50 лет не прошло) ни слуху ни духу аж до 11 века? Видимо, что-то не очень они почитались в византийской Церкви.

Изменено пользователем мох

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не могу знать точно, почему вериги удостоились большего почтения, но можно подумать так: подвиг мученичества выше по значению, чем оказанное волхвами почтение. Как бы то ни было, поклонение дарам не является греховным или искажающим основы веры. Последние тут вообще не задеты. Что ещё?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

То есть, Честным веригам ап. Петра даже праздник установили (16/29 января. В этот день Святая Православная Церковь празднуется поклонение честным веригам апостола Петра), а о дарах волхвов, которые были принесены в Константинополь чуть ранее (даже 50 лет не прошло) ни слуху ни духу аж до 11 века? Видимо, что-то не очень они почитались в византийской Церкви.

с моей чисто обывательской точки зрения: Ваше сравнение не корректно.

Логика моя такая: вериги Петра чтятся как память о конкретном чудесном событии (ключевое слово выделено), причём непосредственно описанном в Библии (подобно как воспоминается чудо в Хонех т.е. именно событию установлена память). В случае же с дарами мы этого не наблюдаем, в Библии есть только упоминание о самом факте существования даров, но никаких особых чудес в связи с ними не происходило. Ну и чего праздновать тогда? Сам факт существования даров? Тогда давайте чтить всякие древние кирпичи (хотя бы местночтимо, ну потому что была огромная доменная печь в которой три отрока были чудесно спасены Богом, а кирпичи от той печки точно валяются на земле и в не малом количестве... другие не буду придумывать примеры).

 

Что до даров волхвов, то почему бы не считать их источником благодати хотя бы уже только по, что они многие находились в тесном соседстве с многими иными чтимыми святынями. И "напитались благодатью" уже только по факту такого соседства. А уже про освящение вещей разными способами, среди которых самый простой это соприкосновение, я писать не стану ничего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Логика моя такая: вериги Петра чтятся как память о конкретном чудесном событии (ключевое слово выделено), причём непосредственно описанном в Библии (подобно как воспоминается чудо в Хонех т.е. именно событию установлена память). В случае же с дарами мы этого не наблюдаем, в Библии есть только упоминание о самом факте существования даров, но никаких особых чудес в связи с ними не происходило. Ну и чего праздновать тогда? Сам факт существования даров?

Что до даров волхвов, то почему бы не считать их источником благодати хотя бы уже только по, что они многие находились в тесном соседстве с многими иными чтимыми святынями. И "напитались благодатью" уже только по факту такого соседства. А уже про освящение вещей разными способами, среди которых самый простой это соприкосновение, я писать не стану ничего.

Ну да, следуя Вашей логике, факта Рождества Христова не было.

Можете обосновать Ваш богословский тезис "напитались благодатью"? Если нет, то уж тогда не замахивайтесь на то, чтобы судить, где есть благодать, а где ее нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну да, следуя Вашей логике, факта Рождества Христова не было.

поясните, я не понял как Вы это вывели из выше мною предложенных логических заключений.

Можете обосновать Ваш богословский тезис "напитались благодатью"?

это не богословский тезис, собственно потому и взят в кавычки, кроме того:

 

я писать не стану ничего.

 

Если нет, то уж тогда не замахивайтесь на то, чтобы судить, где есть благодать, а где ее нет.

Но можно позаниматься софистикой (у Вас есть реальный шанс уязвить моё самолюбие). Напишите Вы где есть благодать, а где её нету, ну и чтобы меньше офтопа, напишите есть у сих самых даров благодать или нету?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мое личное отношение к дарам волхвов - это мое личное отношение. )))) В конце концов, апостола Фому не предали же анафеме за неверие. Я считаю, что Господь каждому кто стоял в очереди к дарам воздаст по их вере. А по поводу благодати - welcome в тему http://forum.optina.ru/topic/2842-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C/?view=getlastpost

Изменено пользователем мох

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Подлинность афонских преданий выясняется епископом Порфирием на основе разработанной им оригинальной системы критериев. «Афонские монахи повторяют несколько старинных преданий о начале его и показывают книги и тетради, в которых они записаны. Но достоверны ли эти предания? Подтверждаются ли непрерывною преемственностью жителей Афона и тамошними дееписаниями, как-то царскими и патриаршими грамотами, судебными делами и четь-минейными сказаниями? Не противоречат ли им? Не выдуманы ли намеренно? Не основаны ли на сновидениях, принятых за откровение свыше, что иногда бывает у монахов? Не искажены ли? Не должны ли быть понимаемы в переносном смысле? Оправдываются ли византийскими историками? Не отвергаются ли здравомыслящими и учеными афонитами как выдумки, сочиненные для корыстного поддержания Афона и для прославления некоторых монастырей… Вот вопросы, которые надобно решать при обсуждении всех тамошних преданий, решать основательно и добросовестно. Без решения их повествование… не возбудит в умных людях ни внимания, ни доверия к историку и будет причислено к разряду тех повестей, кои выдумывает fraus pia – благочестивая лож иезуита. А меня и всех нас да избавит Бог от иезуитства».

 

Эти слова Преосвященного Порфирия являются не столько руководством к объективному исследованию источников, сколько пастырским призывом к поиску истины, следованию правде как в деле написания церковной истории, так и в жизни каждого из нас. Опыт критического анализа епископом Порфирием афонских преданий может оказаться чрезвычайно полезным в наши дни, так как грубое мифотворчество и извращение подлинного предания по-прежнему является постоянным спутником современной паломнической деятельности. Однако он не может быть универсальным средством современной церковно-исторической науки, шагнувшей далеко за черту компетентности историков сер. ХIХ века. С епископом Порфирием нельзя согласиться в утверждении, что критика есть универсальное средство обнаружения истины. Отсутствие письменных источников или формальное противоречие им не всегда означает ложность исследуемого церковного предания. Несомненно одно – епископ Порфирий (Успенский) призывает нас к уважению церковной старины и бережному сохранению церковного предания, трезвому его пониманию: «Предание достопочтенно. Но умейте понять и пересказать его».

Источник: http://www.bogoslov.ru/text/1275901.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как-то раз я покупал Историю Церкви Тальберга. Продавец был начитанный, и сказал, что Тальберг, конечно, хорошо, но вот Карташев историк получше. Например, что историю Тальберга о том, что была любовная история о предложении женитьбы константинопольского императора (или как это там называлось) на нашей княгине Ольге, Карташев полностью развенчал, и сказал, что ничего подобного быть не могло, так как императору на тот момент был отроком, а княгине Ольге было 64 года, поэтому никаких любовных историй о создании семейного союза и в помине не могло быть. Я, конечно, для приличия, покивал головой, взял Тальберга и ушел.

 

Мне показалось как-то очень странно - о какой любви говорят при создании союзов царствующих домов? Там всегда брак только по расчету, для укрепления границ, ну или расширения. Могли ли дипломаты свататься, говоря формальные слдова любви? Конечно, ведь вещий Олег к Царьграду ходил не на рынок семечками торговать, у Константинополя вполне могли быть опасения по поводу наших народов, и "связать" этот народ семейными узами - дело-то нехитрое и не великого ума. А была любовь, или не была - дипломатам совершенно не важно, им главное - правильно информацию подать, в нужном контексте.

 

Лев Толстой тоже в свое время хотел какой-то исторический роман писать о древней Руси, много раз за него принимался, и все было бесполезно. И он понял, что причина в том, что человек сильно меняется. Не может человек спустя несколько столетий думать также, как думали тогда. Поэтому он написал свою Войну и мир, где описана эпоха гораздо ближе к его собственному времени.

 

Браки "по любви" - вообще свойственны только XX веку, до этого что родители решили - то и будет. Совершенно другой менталитет. Это даже если брать совсем недалекое по сравнению с XX веком прошлое. А уж что было 1000 или 2000 лет назад... Поэтому история в большинстве своем - это определенное фэнтези. Да, есть научный подход, есть основания в виде исторических документов, но это все равно чаще всего фантазия автора о том, что (по его мнению) было тогда.

 

Но слова о том, что Карташев хороший историк я запомнил. И попытался однажды почитать его статью. Прочел абзаца три и бросил - неприятно читать. Не вижу я в этом чтении пользы для своей души, спасительности не наблюдаю. Да, они приводит факты, то есть, материалы, на основании которых он строит свои высказывания. Это - замечательно, что он их находит, что он такой дотошный. Да, я признаю, что Карташев - очень хороший историк. Но его книги я читать не буду.

 

Как сказал свт. Николай Сербский "Когда в людях иссякает любовь, они начинают искать справедливости". Вот и в цитируемом отрывке высказываний епископа Порфирия (надеюсь, они точные) этой любви не очень заметно. И вообще, как проверять чудотворность иконы, например? Прийти к Ней, и сказать: "Вот, я провожу справедливое расследование, так что если чудотворная - давай чудо, да еще мгновенное, чтоб мне сильно не напрягаться и легко понять присутствие чудотворности"? И, если не получил чудо, в топку кидать, как "подделку"?

 

Я думаю, что с такой "проверкой" монастыри Афона могут потерять часть своих библиотек, как не прошедших проверку на "правду и справедливость". Что, конечно, печально. Правдолюбство - не самое плохое качество, но оно субъективно. Как известно "у каждого своя правда". Но эта правда к истине часто не имеет ни малейшего отношения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Радио "Радонеж". Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий о принесении в Россию Даров волхвов http://radonezh.ru/air/86317

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дары волхвов, я так понимаю - это дары Мельхиора, в виде золотых пластин и эфиоплянина Гаспара в виде ладана. Честно говоря я больше верю в то, что Касперовская икона Божией Матери является своеобразным даром Гаспара, который на мой взгляд вымолил у Богородицы какую -то милость и Она дала благодать чудотворений Своей иконке, получвшей название Касперовской. Убеждает меня в этом сходное название и лик Богородицы, изображённый с чертами эфиоплянки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: р.Б. Василий
      К празднику Рождества Христова в январе 2014 года в пределы Русской Православной Церкви впервые будет принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов. Это одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня.
       
      График принесения Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви:
      • Москва, Храм Христа Спасителя, 7-13 января 2014 года (с 08:00 до 22:00)
      • Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14-17 января 2014 года (14 января доступ верующих будет организован с 15:30 до 22:00, 15-16 января с 06:00 до 22:00, 17 января с 06:00 до 12:00)
      • Минск, Дом Милосердия, 18-24 января 2014 года
      • Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 25-30 января 2014 года
    • Автор: OptinaRU
      Москва, 14 января. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заявил о том, что считать идолопоклонничеством поклонение сотен тысяч верующих Частным Дарам волхвов неверно.
       
      «В дни пребывания Даров в Москве мне звонили с разными вопросами о святыне очень многие и очень разные люди. Включая всему миру известных докторов наук, людей с высоким уровнем церковного сознания. Их очень сложно назвать идолопоклонниками», — заявил Владимир Легойда в интервью газете «Аргументы и факты», отвечая на вопрос о том, не является ли поклонение Честным Дарам волхвов идолопоклонничеством.
       
      «Мы часто говорим о свободе человека, но есть ещё свобода действий Бога. Верующий знает, что можно стать в конец очереди одним, а выйти через несколько часов совсем другим. Так со многими и происходит», — добавил он.
       
      Представитель Церкви отметил, что огульно называть идолопоклонниками всех стоявших к очереди к Дарам волхов людей попросту безответственно.
       
      «Как можно оценить "религиозное качество" многотысячной очереди, где стоят совершенно разные люди? Их разность, пожалуй, единственная точная характеристика этой общности», — подчеркнул он.
       
      «Привести человека к Богу может все что угодно. Это область действия Господа, а не человека», — заключил Владимир Легойда.
       
      «Аргументы и факты»
×
×
  • Создать...