Jump to content

Recommended Posts

Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий.

(Евр. 12:28)

 

В качестве преамбулы расскажу кое-что из начала своего возвращения к православию, поскольку заразой нехристианского "исихазма" переболел сам.
 
"Вдохновившись" книгой "Триады в защиту священнобезмолвствующих" свт. Григория Паламы я, давно крещённый в православии и ещё не отошедший от — прости Господи — медитаций джнаны-йоги и чань-буддизма, "загорелся" желанием творить Иисусову молитву.
 
Поверхностно нахватавшись сведений о её практике, я с упорством, достойным лучшего применения, увлёкся этим "деланием": старался при всяком удобном случае мысленно произносить слова молитвы…
 
К тому времени, как я стал пробовать соединять молитву с дыханием, мне уже достаточно сильно не давала покоя стыдливая мысль, что я до сих пор ни разу не был на исповеди — как-то неправильно это для "молитвенника", которым я себя вообразил.
 
Слава Богу — как сумел, подготовился к генеральной исповеди и добрался до священника…
 
И вот рассказал я ему, что натворил за свои 15 лет отступничества после Крещения, а потом "смиренно" так прошу:
 
— Батюшка, а благословите меня на Иисусову молитву!..
 
Первые слова ответа батюшки меня хорошо отрезвили:
 
— Сначала замечу: в христианстве мы ищем не "высоких состояний", а прежде всего — покаяние, так как "Бог наш есть огнь поядающий".
 
А после вразумления заключил:
 
— К Причастию вам сейчас никак нельзя.
 
***
 
В качестве материала для темы я с разрешения о. Алексея использую материал из его ЖЖ.
 
Соблазн совершенства
 
Цель любой жизни Царство Небесное, то есть спасение. В противном случае это не жизнь, а преддверие смерти вечной.
Результат Духовного Делания – Царство Небесное. И точка.
Будет ли его сопровождать Дары Святого Духа, не имеет значения.
 
Два примера.

 
Первый: притчу о богаче и нищем Вы без труда найдете в Евангелии.
Второй: преподобный Макарий Великий пишет: "Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать, – погибли".
 
Нищий, который не то, что не имел явных Даров Святого Духа, но даже и не знал, что Это – в Царствии Небесном.
Второй не только имел Дары, но и видел на небе славу святых – и погиб.
 
А что выберете Вы?
 
 
Гордый человек не может творить Иисусову молитву. Разве только себе в осуждение.
 
 
Newисихазм
 
Newисихастами я называю людей, которые почитав исихастов и Святых отцов, не положив твердого основания Богобоязненной жизни дерзко приступают к творению непрестанной Иисусовой молитвы.
 
Это внешнее и неточное определение.
 
Точное, но сокрытое будет таким:
 
Newисихаст — это человек, который приступает к безмолвию и творению Иисусовой молитвы, когда на это нет Божией воли.

 

 

О newисихазме
 
Я встречал такое наставление о том, как творить Иисусову молитву.
 
Отбросив все мысли, и сосредоточившись на молитве, при произнесении Имени Божия вдыхаем и впитываем в себя Благодать. Во второй же части, начиная с «помилуй…» выдох и всю скверну, накопившуюся в нас, вместе с выдохом изгоняем вон.
 
Ну а теперь в «наставлении» заменим Благодать на прану, а скверну на негативную энергетику, и получим оригинал.
 
Отбросив все мысли, и сосредоточившись на молитве, при произнесении Имени Божия вдыхаем и впитываем в себя прану. Во второй же части, начиная с «помилуй…» выдох и всю негативную энергетику, накопившуюся в нас, вместе с выдохом изгоняем вон.
 
Иисусову молитву творят не только православные.
 
Я воспользовался подлогом, прежде чем перейти к одному из корней newисихазма – оккультному опыту.
 
Один из йогов, по Божией милости я забыл его имя, но интересующиеся йогой без труда вам его назовут, провел эксперимент. Он решил попробовать все аскетические практики. Сказано сделано. И вот он приступает к исламу, буддизму, христианству… И со всех сторон земли к нему начинают прибегать «просветленные» в соответствующих областях и быстренько, быстренько его всему обучают. И йог быстренько, быстренько вылетает в нирвану. И, опс, каждый раз нирвана одна и та же. Ну а вывод какой? Пролетарии всех религий объединяйтесь на едином духовном пространстве.
 
А для православного урок: и творя Иисусову молитву можно вылететь в нирвану.
 
На постатеистическом пространстве люди начинают приходить к Вере. Путь сложный и слишком часто проходит через территорию восточных практик, которые не скупятся на обещания здоровья, успеха, царства небесного на земле, то есть нирваны, и тому подобного.
 
Только по Неизреченной Милости Божией человек пройдя по этой ухабистой дороге, приходит к Православию. Иногда покаявшись, а иногда нет (вспомним предыдущий пост и единое духовное пространство). И ему предстоит долгий путь, длинною в жизнь, ко спасению. Даже покаявшись, с собой он приносит багаж злоприобретенных привычек, и поврежденной души (в зависимости от того, насколько он преуспел  в медитациях и общениях с бесами). Зачастую, вместо того, чтобы с плачем вспоминать о том, что творили, и содроганием вспоминать свое прошлое, они, нисколько не заботясь о том, чтобы очистить себя от того зла, которое преследует их, начинают действовать по наезженной схеме. Подайте нам нирвану здесь и сейчас, или видение, или хождение…
 
И вот здесь, как нельзя «кстати», подворачивается Иисусова молитва.
 
И то, что в этой нирване естественным образом всплывают бесы, их как-то не останавливает. А что, дело привычное.

 

Одной из отличительных черт newисихазма (вне зависимости от того, имеет человек оккультный опыт или нет) то, что он ориентирован на результат здесь и сейчас. Подай нам царство небесное на земле. В результате –  нирвана со всеми ее прелестями. Для newисихаста, если нет видимых результатов Иисусовой молитвы, значит, он трудится зря. В этом смысле характерна реплика  «никаких явлений... а тогда о каких чудесах речь»? Человек искренне недоумевает: если нет видений и привидений, то о чем речь?
 
Конечно, человек так устроен, что ему хочется увидеть результат своего труда, а иначе, зачем трудится. Но результат духовного делания совсем не в видениях, а тем более не в нирване, а в Царстве Небесном.
 
 
Дорогой И.,
 
Я старался понять, на каком пространстве мы с Вами разговариваем.
 
Если мы разговариваем в православном контексте, то мой рассказ об экспериментах йога – ирония и строгое предупреждение.
 
Если же мы разговариваем на общем духовном пространстве, то мой рассказ обычное хамство, и больше ничего. А следующая реплика ничего не значащее сотрясение воздуха.
Недоумение: а пытается ли И. понять, о чем это я, на общем духовном пространстве исчезает. И действительно, о чем это я?
 
По моему неразумию для Вас Иисусова молитва очередная медитация в православной упаковке. И только по Неизреченной Милости Божией, за то доброе, что есть в сердце Вашем, по молитвам священника, который так или иначе тащит Вас на своих плечах, которому не позавидуешь, и к которому Вы не считаете возможным для себя снизойти, Господь не дает Вам преуспеть в ней и свалиться в ту же яму, в которой уже не раз побывали. Разница, которую Вы видите между этими двумя медитациями, говорит только о том, что дьявол любит поиздеваться над людьми.
 
Наезженные пути потому и наезженные, что ведут в одном направлении.
 
И если Вы усилите молитву и пост и очень постараетесь, то окажетесь в той же яме, в которой уже не раз бывали.
 
Общее духовное пространство, даже если оно включает в себя православие – место, где нет Христа, а значит, нет спасения. И сколько бы от этого пространства не отбрасывали, половину ли, девять десятых, если оно будет хоть на миллиметр больше православной узости – там не будет Христа.

 

Догматы, правила, каноны, анафемы – та ограда, за которой смерть. И не дай нам Бог переступить ее.
 
Узость духовного пространства должна быть в сердце. А иначе, то широта вдруг появится не та, то глубина подколодная.
 
Узость ли православная, православное мышление или по-другому Вера – это Дар Святаго Духа.  И приобрести ее можно только стяжав Духа Свята.
 
Стяжание Святаго Духа –  это прежде всего жизнь во Христе. Позаботитесь  о жене, о сыне, сделайте так, чтобы в семье была Любовь, трудитесь, не лгите… Причащайтесь, старайтесь чисто исповедаться… Это кирпичики стяжания Духа Святаго. И пусть Вы не заметите его Даров, но Вы изменитесь, появится православная узость, а главное протоптанные тропы, в конце концов, зарастут.
 
О. Николай Псковоезерский предлагал забредшим на пути восточные перед Крестом и Евангелием обещать больше не заниматься этими практиками. То есть в занятиях йогой надо не только покаяться и исповедаться, но и отречься.

 

***

 

В качестве P.S. приведу отрывок из письма Макария Оптинского:

 

Меня ужасает, что ты, юная и страстная, дерзнула приступить самочинно к столь великому делу умного делания и блюдения ума, которое прилично находящимся в высоком устроении. А ты от одного чтения, ни с кем не спросясь, дерзнула идти на такую высоту! За это находит гнев Божий: не только помрачаются, но и совсем сходят с ума и бывают поруганы бесами. Да они над тобою и ругаются, обольщая тебя, что будто бы ты делаешь великое дело, говорят тебе: «оставь молитву, и не борюсь с тобою». Видишь, какая лесть вражия, чтобы привести тебя в гордость, что ты будто бы молитвенница. Ты взгляни на свою жизнь, как ты жила и живешь: юно и самочинно, вся в страстях, не имеешь послушания и покорности к старшим, с матерью Н. ссоришься и прекословишь, так что доходит до злобы... Как же тебе посметь восходить на высоту умного делания, когда ты находишься в таком жалком устроении?.. Предлагаю тебе и строго запрещаю, оставь твое начинание, а проходи путь послушания и отсечения своей воли и разума, сопротивляйся страстям... смирись и считай себя хуже всех, и Господь помилует тебя!

  • Like 1

Share this post


Link to post

Эко Вас))).Только наткнулась на тему. К возможному Вашему разочарованию, в полемику  вступать не стану,так как это скорее Исповедь такая, принародная, где человек именно сквозь призму СВОИХ духовных достижений пытается трактовать и чужие движения души. Не вслушиваясь и не вчитываясь в то, что сами оппоненты говорят. Ну,в любом случае, не все сразу,а начало положено. Стремящийся к самосовершенствованию, в итоге доходит и до момента, когда начинает СЛЫШАТЬ других,а не только себя. Успехов Вам и Божьей помощи).

Share this post


Link to post

В тему из найденного у о. Алексея:
 
Можно выделить три вида аскезы:
 
1. Аскеза для стяжания Святого Духа.
2. Аскеза для обострения естественных и сверхъестественных способностей человека.
3. Аскеза для чудотворения.
 
К первой аскезе относится всё, что ведёт к стяжанию Духа Святого. Или иными словами: жизнь во Христе. Это очень широкое понятие, в которое входит и вытирание сопливого носа младенца, и любовь супругов друг к другу, и подвижническая аскеза в обычном смысле этого слова.
 
Ко второй аскезе относится всё, что ведёт к обострению естественных способностей человека и открытию сверхъестественных. В неё входит пост, молитва, бдение, различные практики сосредоточения (например, сведение молитвы в сердце) и т. д.
 
Третья аскеза — это пост и молитвы, направленные на совершение чуда.
 
Как правило, в чистом виде они не встречаются, а практикуются в виде сплава. Например, молитва может вести и к стяжанию Святого Духа, и к обострению способностей и одновременно совершить чудо.
 
Но мать, с любовью возящаяся с ребёнком, может служить примером первой аскезы в чистом виде.
Йог, занимающийся разными способами сосредоточения, — второй.
Серафим Вырицкий, повторивший во время войны подвиг прп. Серафима Саровского (подвиг стояния на камне), — третьей.
 
Для подвижника и любого православного необходимо понимать иерархичность этих аскез. Для нас важна именно первая, и всё следует подчинить ей. С неё всё начинается, и ей должно всё заканчиваться.
 

Не освоив первую, ни в коем случае нельзя даже близко подходить ко второй, а тем более — к третьей.
 
Стоит ли напоминать, что люди склонны приступать к деланию именно с конца: "подайте нам чудо"…
 
Для православного вторая и третья аскезы не имеют никакой самоценности.

Share this post


Link to post

...."Соблазн совершенства
 
Цель любой жизни Царство Небесное, то есть спасение. В противном случае это не жизнь, а преддверие смерти вечной.
Результат Духовного Делания – Царство Небесное. И точка.
Будет ли его сопровождать Дары Святого Духа, не имеет значения.".....

 

Именно, что соблазн. Соблазн совершенством от соблазна Царствием Небесным. А ведь Царствие Небесное это совсем не цель жизни, а результат, это награда. Царствие Небесное можно сравнить с наградой за мужество и героизм во время боевых действий. Такую награду получает не тот, кто ставит целью своего  поступка получение награды, а тот кто о награде не думает - жертвует собой по любви к тем, кого защищает. А если цель поступка - награда, то и жертва не по любви, а по расчёту. По расчёту же истинного мужества и героизма не получается. Господь - сердцевед и награду Царствием Небесным человеку, стремящемуся получить её не по любви, а по расчёту,  не даст.

 

Когда человек ставить целью своей жизни достижение Царствия Небесного путём аскезы, то познание себя самого, узрение своего несовершенства, отрицание в себе зла и стяжание в себе добра, воспринимаются им как инструменты, способы достижения конечной цели - Царствия Небесного. Вот тогда то он и берёт на себя самоличные, расчётливые подвиги не по зову сердца по любви от Духа Святого, а по личному расчёту в зарабатывании места в Царствии Небесном. Он просто пытается купить себе билет в Рай путём аскезы и синергии с Богом. Он раб-наёмник, а не раб-сын, то есть работает Господеви за плату, а не по любви.

 

Истинная цель человека это через познание себя познание в себе Бога. Это совсем не стремление в Царствие Небесное, а стремление к обретению в себе настоящей любви, без которой человек обезображенный, ущербный организм. Узреть в себе свою обезображенность первородным грехом и постоянным его творением в своей жизни, а узревши понять, что что умираешь ты от нечистоты духовной, от заразы зла, которая губит тебя и не даёт воспринять в себе любовь Божью. Прозрение того, что без любви в себе, ты жалкий урод, а не образ Божий, ввергает в ужас и порождает плачь. Вот это даёт благодатную почву для совершения подвига по любви, а не из расчёта.

 

Тут наверное наиболее подходит девиз - делай, что должно и будь, что будет. Невозможно, не должно жить в грязи греха - он мешает обретению любви, а без любви и не жизнь вовсе, а ничтожное ползание в грязи грехов. По этому нужно делать всё, что бы скорее выскаблить из себя эту мерзость, оживить себя любовью подаренной Богом по очищению себя. Стяжать в себя благодать Духа Святого - вот цель жизни человека. Идя в бой, си речь - в жизнь, не помышлять о награде, а помышлять о защите Отечества Божьего в себе.

Share this post


Link to post

И все же, господа, рекомендую вам все эти вещи обсуждать с духовниками. Как то некомильфо поучать других,когда сами еще желтороты. Прямо так и несет тщеславием за версту. Оставьте профессионалам поучения в Умном делании и читайте Писания их. Другой вопрос, в споре (не ради доказательства своей правоты, а истины для) свою точку понимания от прочитанного высказать, но поучать, это не ваше. Смешно право слово.

Share this post


Link to post

И все же, господа, рекомендую вам все эти вещи обсуждать с духовниками. Как то некомильфо поучать других,когда сами еще желтороты. Прямо так и несет тщеславием за версту. Оставьте профессионалам поучения в Умном делании и читайте Писания их. Другой вопрос, в споре (не ради доказательства своей правоты, а истины для) свою точку понимания от прочитанного высказать, но поучать, это не ваше. Смешно право слово.

Наталья, робко спрошу Вас - а Вы кого конкретно поучаете в этом наставительном сообщении, что нужно делать, а что нет? Над кем смеётесь? А то как то безадресно сказали, что от кого то "несёт" тщеславием.

У Вас уже второе сообщение подряд оправдывает загадку Корнея Чуковского - "Мудрец в нём видит мудреца, глупец - глупца, баран - барана. Овцу в нём видела овца, и обезьяну - обезьяна".

Share this post


Link to post

Наталья, робко спрошу Вас - а Вы кого конкретно поучаете в этом наставительном сообщении, что нужно делать, а что нет? Над кем смеётесь? А то как то безадресно сказали, что от кого то "несёт" тщеславием.

У Вас уже второе сообщение подряд оправдывает загадку Корнея Чуковского - "Мудрец в нём видит мудреца, глупец - глупца, баран - барана. Овцу в нём видела овца, и обезьяну - обезьяна".

Загадка тем и хороша, что всем подходит. Чуковский,- талант был. А кого по Вашему я могу в сообщении наставлять, как не тех, кто в теме сообщения постит? Вас тут, господ (мужчин- перев.) двое. Что еще необходимо разьяснить? 

Edited by Наталья777

Share this post


Link to post

А кого по Вашему я могу в сообщении наставлять,

 

 

...телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, что эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших людях, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. Не имея возможности ворваться к нам, они извне подают нам знать о себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с собою. Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается. Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами.

 

СЛОВO ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

_________________

 

 

Ох, Наталья, любит Вас Господь. Да Вы Его не любите.

Сколько людей озаботилось Вашим спасением, даже тему отдельную завели, а Вам на них, как и на Господа, наплевать.Будет ли толк от разговора? Хоть и верится  с трудом, будем надеяться на  лучшее.

 

Первое, что я должен сказать, что к исихазму Вы не имеете никакого отношения. Когда я вводил термин newисихазм, я обращался к православным христианам,  и целью разговора было предупредить их об опасностях на путях православной аскезы. К Вам же мой разговор и вышеприведенные цитаты никакого отношения не имеют.

 

По той простой причине, что Вы не христианка. Но как же так,  воскликните Вы? А вот так. И об этом с Вами надо говорить.

Ведь как знание о сатане не делает человека сатанистом, так и упоминание Христа всуе не делает человека Христианином.

Что касается аскезы. Сама по себе аскеза нейтральна. Как говорил апостол Павел, ест человек мясо или не ест, это не приближает и не удаляет его от Бога. Но  когда человек идет к Богу, аскеза помогает ему на этом пути. Когда человек идет от Бога, она подталкивает его к бездне.

Так как Вы на пути к погибели, то занятие любой аскезой, как и игра якобы в исихазм, вам категорически возбраняется. На этом мой разговор об исихазме с Вами заканчивается. И это не перескакивание с темы, а разговор именно по существу.

 

Теперь о боге, которому Вы поклоняетесь. Из того что Вы писали видно, что Вы заклятый экуменист. Так что же это за бог, которому Вы поклоняетесь?

 

Бог экуменистов

Во-первых, он туп и не может объяснить своему творению на доступном уровне, что и как в его домостроении и что необходимо для спасения.

Или же ему нет дела до своего творения. А Крестное распятие не более чем развлечение. То есть он опять-таки туп.

А главное он лживый шизофреник, который говорит сегодня одно, а завтра другое, кому-то нашептывает прекрасные грезы и тут же его соседу рисует нечто совсем противоположное.

Ни к Православию, ни к Христианству этот бог никакого отношения не имеет.

С натяжкой в нем можно узнать языческих богов, имя которым легион, или какого-либо иного бога. Но думаю, что адепты любой религии отвернутся от него.

Это этакий супербог неизвестный ни одной религии, и ведомый только помраченному уму экуменистов.

 

Но при желании его легко узнать. Лживый, тупой шизофреник – точное описание дьявола. Так что для начала перестаньте поклоняться сатане, а уж потом можно будет с Вами говорить о Христе. И потом, что Вы там собрались открывать? И еще Серафима Роуза учить?

Все уже давно открыто. И не людьми. А Господом людям. Не 2000 лет назад, а со времен сотворения мира. Что сложного? Не ешь с древа плода. Но нет. Надо съесть. Что сложного в православном учении? Но нет, надо найти себе приключений, нагородить бред на бред, погрузиться в дурман и при этом еще учить других.

 

В духовном плане Вы даже подгузники еще не одели, а уже лезете учить православных жизни. Так что наденьте сначала их, чтобы не гадить все вокруг.  Я не знаю, что Вам посоветовать. Могу только пожелать отойти от пропасти.

С любовью о Господе, Алексей

  • Like 1

Share this post


Link to post

 

 

...телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, что эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших людях, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. Не имея возможности ворваться к нам, они извне подают нам знать о себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с собою. Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается. Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами.

 

СЛОВO ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

_________________

 

 

Моей единственной ошибкой было вообще  начать тут что либо обсуждать. Еще святые Отцы  советовали,не общаться на тему Умного делания с начинающими теоретиками,так как они не разумеют того,о чем человек практикующий может повествовать.

 

Тему ради меня создавать не стоило,- две таких уже закрыли. Именно по причине опасности впадения в тщеславия поучающих. Так что, новичок Алексей, набирайте свое количество сообщений в другом месте. А вышеупомянутым господам желаю больше заниматься саморазвитием, и общением с духовниками. А с их благословения и практикой Умного делания. После может и обсуждать нечего станет,- перечитают мои сообщения и все разумеют. Вот я например, никак не могу понять, где именно писала о видениях, приведениях и духах? Следовательно, это привнесено самими поучающими. Значит, им есть над чем работать.

 

Опять же, если Вы и есть упомянутый Андреем отец Алексей, то не слишком этичным выглядит Ваше общение с незнакомым Вам человеком. Это раз. Тем самым Вы оскорбляете и моего духовника, который находится в более высоком, нежели Вы, судя по обращению к Вам, сане. Это два. В третьих, по правилам ведения спора,при комментировании необходимо приводить цитаты оппонента. Впредь прошу Вас придерживаться этого, так как я не понимаю, на основании чего сделаны выводы.

 

Заранее признательна.

Share this post


Link to post

В блоге о. Олега есть замечательная статья.
 
Надеюсь, будет кстати включить отрывок из неё в нашу тему:
 
Самое первое правило, касающееся общения с Богом, правило, которое должен знать каждый: в этом делании нет места воображению. Как сказала замечательная религиозно-философская писательница нашего столетия Симона Вейль, воображение перекрывает именно те каналы, по которым только и может дойти до нас реальная, действенная благодать. Традиционный язык аскетики именует духовный самообман «прелестью» (тот же корень, что в слове «лесть»). Если грех, вина, суета препятствуют общению с Богом, то «прелесть» подменяет его собой, исключая самую его возможность. С Богом можно встретиться везде — даже в аду, как сказано псалмопевцем: сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138, 8); христианская традиция говорит о сошествии Христа в ад…
 
Есть только один род места, где встреча с Богом невозможна по определениюэто место воображаемое. Там можно встретить только отдельный призрак Бога — и да оградит Ангел Хранитель каждого из нас от такой встречи!..
 
Почему отпетым грешникам, по смыслу стольких евангельских текстов, легче встретиться с Богом, чем фарисею? Потому, и только потому, что они не обманывают себя относительно состояния своего «я»; а фарисей принимает за своё «я» некую внешнюю личину. Он, в самом буквальном смысле, как сказал бы ребёнок, «воображает о себе».
 
Ещё не всё пропало, пока в стене, замкнувшей нашу «самость», есть окно. Через которое можно видеть сущее — то, что реально, ибо не подвластно нашему своеволию. Вещи, каковы они суть. Ближний, каков он есть. И во всём, бесконечно отличный от всего — лик Бога. Его взгляд через окно. Чем больше мы ограничили наше себялюбие, тем шире окно. Но вот когда мы впадаем в состояние «прелести», мы закрываем окно — зеркалом. Перед зеркалом наше «я» может принимать позы, самые что ни на есть благочестивые, благообразные и благолепные. Оно может вперять в гладь зеркала, пока в нём не замаячат фантомы нашего подсознания, миражи нашей внутренней пустыни. Это — самая безнадёжная ситуация.
 
Для любого общения и для общения с Богом — как самого глубокого из общений — эгоизм и эгоценризм равно губительны; а возможно, эгоцентризм даже злокачественнее грубого эгоизма. Эгоизм — явное, постыдное торжество самого низменного в человеке. А эгоцентризм, переориентируя на иллюзию весь внутренний состав человека, способен превратить в ложь и возвышенное в нём. Находящийся в «прелести» эгоцентрик может весь замирать от восторга перед собственной готовностью на жертву ради Бога и ближнего. Но его необходимое условие при этом — чтобы и ближний, и Бог были его фантазиями, проекциями вовне его собственной психики.
 
Ни реального ближнего, ни реальности Бога эгоцентрик не примет. От всего действительного он надёжно укрыт своим зеркалом, занявшим место окна.

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, убереги и спаси всех нас от такого!..

Share this post


Link to post

Я так понимаю, сейчас в теме появится "новичок Олег" с бородой и всеми вытекающими?

Share this post


Link to post

Я так понимаю, сейчас в теме появится "новичок Олег" с бородой и всеми вытекающими?

 

Наталья, вы, мягко говоря, непорядочно себя ведёте, делая подобные огульные заявления.

 

Прежде чем обозвать о. Алексея и о. Олега "новичками", не так уж и трудно было бы посмотреть ЖЖ и сайт о. Алексея (ссылку можно найти в его профиле), а у о. Олега -- навестить блог, профиль и почитать, что и как он писал на нашем форуме.

 

Помоги вам Господи!

Edited by AndreyVKh

Share this post


Link to post

Андрей,

 

Вы сделали, что могли - все остальное это личный выбор и личная ответственность человека. Хоть наизнанку вывернетесь, сделать что-либо для другого Вы не сможете, если на это не будет расположения этого самого другого и воли Божьей, которая, в свою очередь, от этого самого расположения и зависит.

 

В общем, это уже не зона Вашей ответственности.

Share this post


Link to post

Из книги "На высотах духа" С. Большакова:
 

 
Печенгский схиигумен Иоанн (Новый Валаам)
 
— Скажите, отец Иоанн, об уклонениях в молитве Иисусовой. Бывают они или нет?
 
— Как же не быть? Бес всюду приражается. Если к мирянину приставлен для искушения один бес, то к монаху — два, а к делателю — и все три. "Сборник о молитве Иисусовой" и "Беседы о молитве Иисусовой", которые издал покойный игумен Харитон, читали?
 
— Читал.
 
— И там об этом говорится довольно много, а сущность та, что при молитве Иисусовой надо иметь глубокое смирение и отнюдь не мнить. А иные мнят. Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде, — тогда мы живем в Боге, Который есть любовь.
 
    Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и тому подобное. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые им дают от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки. Вот был я игуменом на Печенге. Это очень далеко, на берегах Ледовитого океана. Летом солнце три месяца не заходит, а зимой - трехмесячная ночь. И великое одиночество. Бурный океан и безлюдная, унылая тундра кругом. В таких условиях бывает, что, молясь исступленно, некие иноки весьма повреждаются и начинают слышать голоса и видеть видения и тому подобное. Одному такому стали слышаться голоса в келье, будто ангельские, внушавшие ему, что он достиг дивной высоты и может чудеса творить и даже, как Спаситель, по водам ходить. Убедили эти голоса бедного испытать себя на деле, пройти по тонкому льду, якобы он уже невесом. Ну, он и пошел, и провалился в воду - и хоть он кричал и его вытащили, однако от холодной воды заболел и вскоре умер, покаявшись.
 
    Это крайний случай, а других бес иначе донимает.
 
    Молясь и видя в себе некий прогресс духовный, начинают они кичиться им и всех прочих считать низшими себя и недостойными, а в себе видеть избранный сосуд Божий. Такие молитвенники обычно всех осуждают, легко раздражаются при укорении, всегда в какой-то смуте. Хотя и говорится у Апостола Павла, что взывающий ко Господу Иисусу Христу о спасении и исповедающий Его Сыном Божиим спасен будет, но Сам Спаситель поучает, что не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А эти люди хотя и взывают, но сердце их отстоит далеко от Господа. Нужно, значит, к молитве прибавлять еще исполнение заповедей, ибо вера без дел мертва и делами вера достигает совершенства.

 
 
Сергей Миронович Пауль (г. Юрьев)
 
— А скажите, Сергей Миронович, весьма ли полезна молитва Иисусова?
 
— Очень, только нужно проходить ее в духе кротости, а иначе легко впасть в духовную прелесть и возомнить о себе недолжное
.

Share this post


Link to post

О, человече, учись Христову смирению -- и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы. И если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благою совестью подчиняйся властям, и будь доволен всем, и тогда ум твой очистится от суетных помыслов. Помни, что тебя видит Господь, и будь в страхе, как бы не оскорбить чем-либо брата: не осуди его и не опечаль его хотя бы видом -- и Дух Святый возлюбит тебя, и Сам во всём будет тебе помогать.

 

Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других, и Господа не познает он.

 

прп. Силуан Афонский, "Слово о молитве"

Share this post


Link to post

Такой практикой интересно заняться в рамках монашества/аскетизма где-нибудь в Американской пустыне, где в церквях она есть. Насколько Американские ортодоксы, которые вроде как православные совпадают по взглядам с РПЦ не в курсе и как это вообще на деле все друг с другом вписывается не видел. А то, что не правильно брать и практиковать ее в отрыве от церкви с этим согласен.

Share this post


Link to post
В 30.06.2018 в 00:58, Ilia Legonkov сказал:

Такой практикой интересно заняться в рамках монашества/аскетизма

Исихазм — это очередной этап воцерковления, на который постепенно углубляешься в ходе всей своей церковной жизни, а не отдельная "специальная практика" по аналогии с буддистскими ретритами.

 

К этому деланию при должной подготовке призваны все христиане, а не только монахи: "Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19:12). И в какой-то мере это возможно и в миру по благословению духовника.

Share this post


Link to post
9 часов назад, AndreyVKh сказал:

К этому деланию при должной подготовке призваны все христиане, а не только монахи:

совершенно согласен. Но кстати, мне исихазм не кажется каким-то отдельным этапом. Исихазм переводится как "мир", "тишина", и к этому призваны вообще все христиане, даже самые новоначальные. В этом смысле, как только стал христианином, так уже и занимайся исихазмом в свою меру.

 

Или же, если воспринимать исихазм, как ту тишину и мир, высокую меру духовного развития, на которой древние подвижники уже побеждали врага во всем, то мы часто забываем, что перед этим у них были десятилетия пролитой крови и пота. О таком исихазме новоначальным даже и помышлять неполезно... В монастыре часто такое приходится слышать от новопришедших: я молиться и подвизаться сюда пришел, а меня на коровник навоз разгребать поставили. У вас, мол, тут вообще недуховное место ))

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Но кстати, мне исихазм не кажется каким-то отдельным этапом. Исихазм переводится как "мир", "тишина", и к этому призваны вообще все христиане, даже самые новоначальные. В этом смысле, как только стал христианином, так уже и занимайся исихазмом в свою меру.

Нужная вещь, конечно, мир и тишина.

Похоже, недалеки те времена, когда дойдет до того, что Господь будет призывать к себе "нищих, увечных, хромых и слепых" , "пребывающих по изгородям". А кто еще не стал таковым, то сделается...

Таковым тишина и мир будут очень кстати. Как только их достигать в таком положении...

Share this post


Link to post
14 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Или же, если воспринимать исихазм, как ту тишину и мир, высокую меру духовного развития

Я сказал о данном значении термина.

 

14 часов назад, A Lost Sheep сказал:

десятилетия пролитой крови и пота

А это подразумевал под "должной подготовкой", которую миновать нельзя.

 

14 часов назад, A Lost Sheep сказал:

а меня на коровник навоз разгребать поставили

Чтобы вместе с тем разгребать "авгиевы конюшни" собственной души.

 

Не будет в ней никакого покоя, пока там если не вакханалия, то уж точно проходной двор всяких страстей, суетных помыслов и плотских чувств. Когда как нам заповедовано создать там храм Бога. А что в храме должно быть? Чистота, порядок, молитвенное богослужение в тишине.

 

11 часов назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

"нищих, увечных, хромых и слепых" , "пребывающих по изгородям"

Физическое состояние человека может способствовать рождению веры. Но может и привести к ужесточению, озлоблению.

 

Так что услышать призыв Господа помогает осознание нищеты и уродства прежде всего своей души, а не тела.

Share this post


Link to post

Простите, вопрос. Как следует читать Иисусову молитву? По благословению духовника или можно самостоятельно?

Share this post


Link to post

На исполнение заповедей благословение не требуется, однако! Важно получить правильный настрой (можно порекомендовать свт. Игнатия), и весьма полезно быть на глазах у людей, способных подсказать и направить - но это большое везение, кнчн. Ещё очень неплохо иметь под боком людей, которые задевают нашу гордыню - которая будет распухать всякий раз, как будете съезжать от покаяния к "умному деланию".

Share this post


Link to post

Об Иисусовой молитве столько написано, что читать не перчитать :)

Вот например:

Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни. КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ.

 

 

Как научиться Иисусовой молитве.doc

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...