Перейти к публикации
Силуан

Внимание в молитве

Рекомендованные сообщения

Читая акафисты и каноны трудно удерживать внимание к тексту. А когда читаешь каноны вместе с последованием ко Причастию, то это кажется и вовсе невозможным. 

Летая мыслями по всему миру чувствую ущербность и негодность такой молитвы. Стоя перед Богом ум разговаривает с бесами о житейских проблемах и т.д. 

 Какие приемы тут применять, чтобы общаться с Богом, а не оскорблять Его ? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Читая акафисты и каноны трудно удерживать внимание к тексту. А когда читаешь каноны вместе с последованием ко Причастию, то это кажется и вовсе невозможным. 

Летая мыслями по всему миру чувствую ущербность и негодность такой молитвы. Стоя перед Богом ум разговаривает с бесами о житейских проблемах и т.д. 

 Какие приемы тут применять, чтобы общаться с Богом, а не оскорблять Его ? 

Эта брань происходит практически с каждым молящимся человеком. Чем более усердно приступает человек к общению с Богом и святыми, тем более усердно ополчаются бесы и насылают прилоги к умственному блужданию и нерадению в молитве. При том полезно помнить, что лукавый побеждает человека тем, что внушает человеку, что ни какого дьявола и бесов не существует. В молитве мысль как бы со вниманием хватается за углубление об образе моления, и цепляясь за частности вообще уходит в сторону, а уста опережают мысли и возникает ситуация отвлечённого молитвословия. В какой то момент человек просто ловит себя на мысли, что думает уже совсем не о том, что говорит, и мысленно уже стоит не перед Богом, а как ученик на уроке "ловит галок в окне". Тогда полезно понудить себя произнести молитву снова с того места, когда потерялось мысленное присутствие в молитве, а может даже и с самого начала. И если вдруг вновь в этой же молитве мысль опять ушла в сторону, то опять понудить себя к началу. Вот такая вот брань не лёгкая. Но не нужно изнурять себя и доводить до отчаяния и излишней скорби. Если с двух раз не получилось преодолеть невнимание, то можно продолжить моление дальше, во благо дальнейшего моления и внимания в нём. Господь видит наше истинное усердие и старание - в следующий раз неприменно попустит более благоприятное сотворение молитвы со вниманием. Каждый наверное замечал, что иной раз молитва просто как песня из души льётся так, что как с живым предстоящим человеком разговариваешь, а иной раз Господь попускает лукавым приступить поближе к нам, что бы возбудить в нас должное старание, усилие к радению. Так как в земной жизни нам нужно преодолеть себя, что бы добиться спасения - оно гладко и легко только у баптистов, а у нас "Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е".

 

Что уж говорить то если даже сами святые Оптинские старцы с усердием просили Бога научить их молиться? Просили Господа - "Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить всех." Если старцы находили в себе, что они этого не умеют в совершенстве, то коль ми паче то?

 

Не хочу сказать, что это хорошо и правильно, но видимо, что это вполне нормально. И судя по молитвам старцев, можно сказать, что человек, полагающий, что он умеет по должному, хорошо и прилежно молиться с полным вниманием, пребывает в прелести и самообмане.

 

Всю земную жизнь нам предстоит учиться и молиться, и каяться, и верить, и любить. И не сможем мы никогда в этой жизни достичь того совершенства молитвы, что показал Христос. Но наши старания будут замечаемы Богом и будут вести нас к спасению. "Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно."

 

У меня сложилось такое понимание, на основании изучения Писания, Предания и наставлений святителей. Но может быть в чём то и ошибаюсь.

 

Изменено пользователем Ерёмин Андрей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тогда полезно понудить себя произнести молитву снова с того места, когда потерялось мысленное присутствие в молитве, а может даже и с самого начала. 

Боюсь и целого дня не хватит, чтобы со вниманием дочитать 3 канона с последованием. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Боюсь и целого дня не хватит, чтобы со вниманием дочитать 3 канона с последованием. 

А зачем брать на себя не посильные бремена? Известно, что минимальный принятый срок подготовки к причащению - 3 дня. В течении трёх дневной постной и покаянной подготовки можно равномерно распределить молитвы. На канун оставить только последование. Важно верить, что всё получится - сам то немощен и без Бога ни чего не могу, а с Богом всё получится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда я у нашего наместника спрашивал, он говорил, что не надо возвращаться, просто укорить себя и читать дальше... Иначе действительно враг из тебя погремушку сделает, так и будешь скакать с места на место.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так борьбы тогда не получится. Выйдет самопопустительство в молитвенном невнимании. Это как "крокодильи слёзы" на исповеди - человек исповедается постоянно в одном и том же грехе, а покаяния не происходит потому, что действенно не борется с ним. Господь помогает не мечтающим о спасении, а соработающим Ему. Так ведь можно половину правила отсутствовать вниманием, а потом просто сокрушенно пожурить себя и успокоиться. А где же борьба и работа над собой? На следующий день уже и всё правило будешь мыслями картошку сажать, а потом пожуришь себя и ладно. Так может и не исполнять тогда правило совсем - какой смысл? Стать перед образами и сразу пожурить себя искренне.

Слышал разные мнения по этому поводу и пробовал по разному. Когда отходишь от невнимательной молитвы с самоукорением, но без усилия и жертвы со своей стороны, то совесть потом покоя не даёт - и горько и стыдно перед Богом, что вслед за невниманием в молитве совершил ещё грех и нерадения в молитве. Воспринимается это чутко так, что враг тебе прилог наслал, а ты его узрел и принял, не пытаясь противостоять. Вот когда попробуешь не просто укорить себя, а действенно исправить пустословие на молитву, то если даже и со второго раза или с третьего не получится, то нет уже такого угрызения совести - искренне старался, но вознемог по немощи. Тогда уже продолжаю молиться дальше. Но больше двух раз никогда не пытаюсь усердствовать.

Это как то внутренне хорошо чувствуется - если действительно упорно, неотступно и многократно одну и ту же молитву пытаться измором взять, то умом можно перегреться. Тогда действительно погремушка получится. Но мы потихонечку - по прямой в обход пойдём.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ага, а враг и в поддавки умеет играть, глядишь и "получаться" начнет... Впрочем, я просто озвучил мнение человека, проведшего более 50 лет в монашестве. А так, у всех свои пути, помоги Господи в подвиге.

 

 

И еще, в таких вопросах важно благословение духовника, как он скажет, так и делать надо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так борьбы тогда не получится.

Да, не получится. Но в этом бесплодном времяпрепровождении появится понимание собственного бессилия, а также понимания слов "Без Меня не можете творити ничесоже".

 

После этого начнется настоящая борьба - смирение. Или не начнется. У каждого свой вариант.

 

Все базируется на самости собственной, как будто ты себя можешь контролировать, как будто можешь быть внимательным, как будто умеешь молиться, как будто понимаешь произносимые слова... Как будто можешь себя укорить, и это как будто вернет тебе власть над собой, и ты как бы обретешь внимание.

 

Как будто - сплошные иллюзии.

 

Молитва - это в первую очередь вера в то, что Господь тебя слышит. И Он знает, что ты верен, но не потому, что ты как будто верен, а потому, что ты молишься. При этом не важно как хорошо ты это делаешь, Он все равно тебя любит.

 

И ты все равно молишься, потому что ты веришь, что и ты можешь и хочешь Его любить. И в Евангелии Господь говорит о том, что молитва не должна быть многословной. Так что не длина правила определяет ценность молитвы. Достаточно и фрагмента, произнесеного, по милости Божией, с вниманием.

 

Это не значит, что можно наплевать на собственную невнимательность, но ее следует воспринимать не как трагедию для отчаяния, а поводом для смирения и избавления от собственной самости.

 

И опять же, правило нужно читать целиком. Потому что там много что упоминается, а именно какое-то слово может подвигнуть к покаянию.

 

Потому что причащение Святых Таин без покаяния - это ужасная катастрофа. Но и она не повод для отчаяния.

 

То, что есть недовольство своей невнимательностью - это очень даже хорошо. Но только нужно быть реалистом. А реальность такова, что мы немощны. Да, мы много чего хотим, в том числе и внимательной молитвы, но Господь не только милостив, но и справедлив. И поэтому мы можем быть только настолько внимательны, насколько Он считает возможным в нашем случае для спасения нашей души.

 

Это нужно понять, но этого недостаточно. Это нужно принять, то есть взять на себя это иго о том, что я немощен невнимательностью. Но и этого недостаточно. Это нужно исполнить - хоть я и не внимателен, но молиться буду. И молиться. Лучше, по слову апостола Павла - непрестанно. А не только когда решил причаститься.

 

По совету святителя Игнатия Кавказского, лучше это делать медленно. Зная собственную немощь, когда медленно читаешь (произносишь вслух или про себя - не принципиально), каждое слово стараешься наполнить тем смыслом, которое святой отец, создавший молитву, его наполнял. При потере внимания - останавливаешься и обязательно каешься Богу в собственной невнимательности, так как каждый грех должен быть исповедан. И снова смиряешься с тем, что являешься таким несовершенным.

 

Смысла повторять слова я не вижу, так как сокрушение сердечное - не в многословии. Все отцы говорят о пользе регулярности правила, поэтому, если именно в правиле ко Святому Причащению, зн7ачит, надо его чаще читать. А когда его читают? Правильно.

 

Значит, надо чаще причащаться. Главное - делать это не в осуждение себе.

 

Господь милостив и долготерпелив. Пока человек учится правильно причащаться, с ним ничего страшного не может произойти. Но только если он хочет научиться правильно причащаться. Есть недоработки. Есть недостатки. Их надо проанализировать.

 

Путь к Богу всегда узкий. Нужно причащаться, но нельзя себе в осуждение, усугублять свой грех сугубым грехом.

 

Но причащаться все равно нужно. Ибо такова заповедь Господа о том, что не причащающийся не имеет в себе жизни.

 

Но для христианина недопустима мыль не быть с Богом, поэтому вне зависимости как бесы уводят твое внимание, понимаешь ли что читаешь во время молитвы, есть ли истинное покаяние - все равно нужно причащаться.

 

А чтобы расти из силы в силу, необходимо из любого проишествия в своей жизни извлекать пользу для спасения своей души. И это - смирение. Если сравнить с физическими законами (физикой), смирение - это как потенциальная энергия. Чем его больше, тем больше сможешь совершить полезного для спасения своей души.

 

Если это будет угодно Богу.

 

И если Ему пока не угодно это, с этим тоже надо смиряться. Но молиться о том, чтобы Он призрел на то, что угодно нам. Например, стать более внимательными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вроде прот.Андрей Ткачев говорил, что нет людей одинаково молящихся. У всех молитва индивидуальна. Поэтому тактику и приемы каждый сам для себя ищет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

................

 

Смысла повторять слова я не вижу, так как сокрушение сердечное - не в многословии.

.......................

Но тут мы говорим о не повторении слов осознанных во внимании, а повторении слов сказанных без внимания. Это очень разные вещи. Если ты произнёс молитву (ну или часть молитвы) без внимания и осознания, то есть в момент произношения слов молитвы умственно присутствовал в других благодатных краях, то по самой прямой сути ни какой молитвы и не было вовсе. Как же можно после сокрушения о невнимании успокоиться и принять правило как уже исполненное, если оно исполнено не было? Ты, получается, не помолился, а пропустословил - бессознательно сотряс воздух набором звуков, отложенных в памяти.

Получается, что повторение молитвы, которая была пропустословлена, это вовсе и ни какое не повторение, а должное её возношение как не бывшей прежде.

Тут нельзя проводит аналогию с человеческим взаимным общением, когда собеседником воспринимаются лишь только звуки и их интонация. В беседе с Богом наоборот - звуки практически для Бога не значат ничего. Слова молитвы нужны не для Бога, а для нас самих, что бы должным образом настроить душу на духовное общение. Если с одного раза настроить не удалось, то со второго раза возможно удастся. И только тогда молитва состоится, вознесётся.

Это действительно очень сложная тема. Шаблоны могут быть в тексте, но не в его проникновении и возношении. Господь каждого человека дозволяет совсем по разному воспринимать Его умственно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Получается, что повторение молитвы, которая была пропустословлена, это вовсе и ни какое не повторение, а должное её возношение как не бывшей прежде.

 

ну вот, о чем я и говорю. Повторил, и уже помысл, что это должное возношение молитвы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот что удалось найти: 

Один приятель на Святой Горе Афон сказал мне:

– Прошло какое-то время, пока я научился молиться и сосредотачивать свой ум. Это было нелегко, но когда я это сделал и смог с Божией помощью, знаешь, что я почувствовал? Я почувствовал себя так, словно уехал в отпуск на Карибские острова, словно я отдыхаю на экзотических островах, так хорошо себя чувствуешь, когда успокаиваешься и перестаешь терзаться мыслями, которые мучают тебя и держат в стрессе.

Это очень тихий уголок в нашей душе. У всех нас внутри имеется сад, весь в цветах благоуханных, однако мы не часто заглядываем в этот сад. Вы видели эти таблички в центре Афин, где чрезвычайно шумно, а на табличках написано: «Во дворе есть сад». Они будто говорят: «Не смотри снаружи, где шум, ты зайди внутрь и увидишь! Там спокойно, там есть и сад, и виноград»....

А если вы не можете молиться сами, подумайте о каком-нибудь человеке, которого любите и который немного займет ваше сердце, то есть пусть это будет ваша жертва ради него. Помолись о ком-нибудь, кого любишь: о ребенке, муже, жене, каком-нибудь соседе, близком.

Почему я это говорю? Потому что когда любишь кого-нибудь, тебе легче молиться, и ты говоришь: «Помолюсь-ка я ради него!» Матери добры и чувствительны, потому что когда у детей бывает какая-то боль, они поневоле молятся о своем ребенке; о себе много не молятся, но если с ребенком что-нибудь случится, они всегда помолятся.

Это тайна: помолись о ком-нибудь другом, если не можешь о себе, войди в соприкосновение с Богом по любому поводу. Найди какой-нибудь повод....   http://www.pravoslavie.ru/90629.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но тут мы говорим о не повторении слов осознанных во внимании, а повторении слов сказанных без внимания. Это очень разные вещи. Если ты произнёс молитву (ну или часть молитвы) без внимания и осознания, то есть в момент произношения слов молитвы умственно присутствовал в других благодатных краях, то по самой прямой сути ни какой молитвы и не было вовсе. Как же можно после сокрушения о невнимании успокоиться и принять правило как уже исполненное, если оно исполнено не было? Ты, получается, не помолился, а пропустословил - бессознательно сотряс воздух набором звуков, отложенных в памяти.

Получается, что повторение молитвы, которая была пропустословлена, это вовсе и ни какое не повторение, а должное её возношение как не бывшей прежде.

Тут нельзя проводит аналогию с человеческим взаимным общением, когда собеседником воспринимаются лишь только звуки и их интонация. В беседе с Богом наоборот - звуки практически для Бога не значат ничего. Слова молитвы нужны не для Бога, а для нас самих, что бы должным образом настроить душу на духовное общение. Если с одного раза настроить не удалось, то со второго раза возможно удастся. И только тогда молитва состоится, вознесётся.

Это действительно очень сложная тема. Шаблоны могут быть в тексте, но не в его проникновении и возношении. Господь каждого человека дозволяет совсем по разному воспринимать Его умственно.

Да, если ты "вдруг" обнаружил, что произносишь какую-то молитву, а при этом даже не помнишь чья она (Господу, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю), тогда хорошо ее повторить с самого начала. Но если все-таки "улетел" не так далеко, и помнишь к кому обращаешься - повторять с самого начала необязательно.

 

Главное - дела делать. В данном случае - все равно молиться. Например, как упомянутый отец наместник - более 50 лет подвизается и в делании этом не престает.

 

А какие при этом используются мотивы - дело не самое важное. Будет ли это, как упомянутая выше, молитва о других, или нечто иное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ну вот, о чем я и говорю. Повторил, и уже помысл, что это должное возношение молитвы...

Ну не точно выразился. Не должное возношение, а вообще возношение. Ни как совершенное, а как произошедшее. Потому, что прежде, когда без внимания, то вообще ни какой молитвы и не было. И, что же обнаружив, что ты прежде вообще не молился, а думал о другом, просто искупать это раскаянием? Но а исправление то где, где же молитва?

 

Такая логика мне совершенно не понятна. По ней получается, например, что не нужно, обидев ближнего, просить у него прошения. Достаточно сокрушиться в себе и исповедаться. А то если попросишь прощения, вдруг возомнишь себя слишком правильным и старательным, возгордишься и погибнешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тут наверное, что бы понять и принять нужно прежде разобраться является ли молитва без внимания всё же молитвой, или это пустословие как оно и есть - пустые, ни чего не содержащие в себе слова. Если не внимательная молитва может быть принята как состоявшаяся действительная молитва, но просто не совершенная, а совершенной молитвы мы, понятно, достичь не можем, то и исправление её повторением со вниманием может быть и не нужно. Но если не принимать пустословие как молитву, а как неосуществлённую попытку помолиться, то нужно всё таки исполнить правило.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но если не принимать пустословие как молитву, а как неосуществлённую попытку помолиться, то нужно всё таки исполнить правило.

Если только со смирением.Тогда Господь услышит. Дух Святой научат тому, что мы не принимаем в советах святых отцов, или наоборот, подтверждает истинность их советов. А если не так, тогда занимались мы пустословием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нашёл похожий вопрос на сайте о. Рафаила Карелина:

 

[02/12/2005] Михаил спрашивает:

Отец Рафаил,благословите!Духовника у меня нет,сам на период поста определил в правило читать акафист,кафисму и главу из Евангелия каждый день ,определенное количество поклонов.Молитва не идет.Начну читать акафист,мысли в сторону,сосредоточиться не могу.Вычитаешь все и мысли возвращаются.Думаю о семье о работе Только не о молитве.Сократить правило боюсь ,а вычитывать так стоит ли?Можно самому определять себе правило?Как сосредоточиться на молитве?Помолитесь обо мне.Спаси Господи!

 

Архимандрит Рафаил отвечает:
Михаил! В вашем правиле ничего не нахожу плохого, поэтому вы можете продолжать его. Внимание на молитве достигается тяжелой борьбой, даже скажу больше, - постоянной, непрекращающейся борьбой, поэтому святые отцы сказали: внимательно молиться так трудно, как кровь проливать. Если не можете теперь дать на молитве Богу свое сердце, то дайте свой труд – Господь примет и это. Перед молитвой вспомните о неизбежной смерти: может быть этот день будет последним днем, а это молитва – последней. Во время молитвы задавайте себе вопрос: перед Кем я стою, с Кем я беседую? Если внимание рассеивается, то возвращайте ее к тому слову, от которого оно отключилось. Сокращать правило без серьезной причины не советую. Призываю на вас Божие благословение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прочитал в книжке "Учитесь молиться" Антония Сурожского -

"Простая и прямая параллель — это высказывание святителя Феофана Затворника, который говорит: “Сознание присутствия Божия должно быть у нас таким же ясным, как зубная боль”. Когда у вас болят зубы, вы об этом не забываете. Вы можете разговаривать, можете читать, прибирать, петь или делать что угодно — зубная боль при вас непрерывно, и вы не можете избежать ее назойливого присутствия. И он говорит, что подобным же образом мы должны воспитать боль тоски в своем сердце. Речь не идет о физическом сердце, но о том, чтобы в то мгновение, когда мы выпали из молитвенного соприкосновения с Богом, в наших тайниках вкоренилась такая “боль”, которая была бы отчаянной тоской по Нему, чувством, что — "вот, я один; где же Он?""

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прочитал в книжке "Учитесь молиться" Антония Сурожского -

 

А Антоний Сурожский не написал, как этого достичь?

И вообще, я не представляю, как это может случиться в обычной жизни обычного человека.

Я, например, на работе так занята рабочими вопросами, что об обычных житейский делах забываю, а уж о Боге и вспомнить почти некогда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Попалось у прп.Амвросия опт.

 

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: "Но-но! Но-но!" Так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Попалось у прп.Амвросия опт.

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: "Но-но! Но-но!" Так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!»

А можно и так : Когда идёшь по базару и ищешь нужную вещь или продукт, проходишь весь люд, видишь, слышишь все, а в голове держишь только одно: Где тут мои любимые огурчики. Или еще, что тебе нужно ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Просто делюсь, какая в голове подборка на тему сложилась.

 

Из ежедневной молитвы иеросхм. Парфения Киевского: "...Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя..."

 

Есть еще такая молитовка: "Научи меня, Господи, усердно молится Тебе со вниманием и любовию, без которых не бывает услышана никакая молитва."  Только эту молитву с таким смирением надо произносить, о котором только в книжках и читаешь,

 

И у Старца Макария Оптинского в Письмах много на эту тему. Вот из подборочки есть о чем поразмышлять, по ссылкам еще много и много:  http://www.optina.ru/lec_mac/25/#69    http://www.optina.ru/lec_mac/41/#120

 

Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своих мыслей, но рассеиваетесь: молиться без развлечения — есть дело совершенных; но мы, немощные и находящиеся в борьбе (со страстями), должны собирать скитающиеся мысли наши и смиряться при нахождении помыслов и отнюдь не смущаться, ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его. А если бы всегда имели молитву чистую без развлечения, то опять не избежали бы тщеславных и гордых помыслов, от врага наносимых. Помните, что Бог приемлет молитву смиренных.

 

"...Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы; но при нашествии оных <помыслов> не смущаться, а, познавая свою немощь, каяться пред Господом. Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости; мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными, как мытарь. Оттого-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко, а еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смиряться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать.

Когда ж вы не можете так, как должно, молиться или приуготовить себя к оной, то неужели надобно совсем молитву оставить? Напротив, надобно себя нудить к молитве, хотя бы и противилось тому сердце; а Господь, видя таковое наше понуждение и насилие к молитве, подает Свою помощь, по словам св. Макария и Петра Дамаскина: даяй молитву молящемуся (1 Цар. 2, 9); кто молится добре простою молитвою, тому дает Господь дар молитвы умной. Помните, дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием; а без сих добродетелей, хотя мнится кто якобы стяжал молитву, но прельщается; не молитва это, но маска молитвы.

...Когда творишь молитву... имела бы крайнее смирение и память своих грехов, моля о помиловании; и как можно бы остерегалась увлекаться в мнении о себе и искать чего высокого. Прелесть весьма близка.

Святой Исаак Сирин, пиша о молитве, учит: "иже не помышляет себе быти грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом" (Слово 55).

Ты, читая старца Паисия о молитве, и мечтаешь о ней; а взгляни на себя — в смущенном духе какая будет молитва? не молитва, а маска молитвы, по слову св. Макария... А св. Симеон Новый Богослов в третьем образе молитвы как велит к оной приступать? "Хранить совесть к Богу, к ближнему и к вещам". А нам, сколько можно, надобно стараться с чувством мытаря призывать Бога всякою молитвою, и Иисусовою, но не мечтать о себе, что достигаем каких благодатных дарований, до коих един от тысящи достигает исполнением заповедей и смиренною молитвою. Благодать Божия всех достигает, но не равною мерою; и по мере нашего смирения исполняет дарований. Высоких не ищи, а смиренными водись.

 

...Касательно правил ваших молитвенных я писал вам не так, чтобы оставить их, но опасаться на них опираться и полагать в том все свое исправление и спасение. Без внутренно-нравственного исправления молитва одна не принесет пользы; да св. Макарий Египетский в 3 Слове в 5 главе называет таковую молитву не молитвою, но маскою молитвы; в 1 Слове в 13 и 14 главах он подробно исчисляет, что должно принуждать себя и к прочим добродетелям. Ибо чрез принуждение к оным мы получим помощь Божию и безтрудно уже будем оные исполнять.

А о правиле для N. N. я вам писал, что не могу давать никому правила, сам в лености пребываю... Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, т. е. смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют. Но этим правила я не отвергаю, но более сим дается ему силы... Правило, молитва, пост и другие подвиги суть как листвия, по слову пр. Исайи, а духовные добродетели, о коих выше сказано, суть плод; не сушу <не имея> плода, кая польза от листвия?

Ты пишешь, что исчитываешь свои мнимо добрые дела: правило выполняла монашеское, поклоны клала монашеские, чаю не пила, с маслом не ела. Неужели на этом только и остановиться и увлекаться мыслию, что я исполняла и исполняю правило монашеское? Не надобно ли искать или ожидать плодов делания? А плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23). И св. Антоний повествует об одной деве, постящейся и правило исполняющей, которую искусный старец вопросил: "бысть ли ти скудость, яко изобилие? безчестие, яко благохваление? врази, яко друзи?" И когда она сказала, что нет в ней их действий, тогда он сказал ей: "иди, делай, ничтоже имаши". Смотри же, и ты не повлекайся мнением об исполнении поста и правила, а смиряйся за недостаток терпения, любви, кротости и смирения. А св. Макарий пишет, что "кто не понуждает себя на терпение, на любовь, на кротость, на смирение, а только нудит на молитву, то оная не есть молитва, а маска молитвы".

..."Много правил" находим в учениях святых отцов, которые и должны бы непременно соблюдать... Все ли же это соблюдают? За все таковое неисправление какой дадим ответ Богу? Только одно покаяние и смирение подает надежду получить милость Божию. С другой стороны, видим многих, исправивших посты, бдения, нестяжания и прочие иноческие внешние исправления, и нимало не получивших успокоения в совести, и, вместо плодов: любви и смирения, поработившихся гневу, ярости, памятозлобию, зависти, немилосердию, осуждению и прочее. Это оттого, что они все попечение свое обратили на внешние подвиги, а о внутреннем исправлении нравственности нимало не пеклися и не понуждали себя, подобно как древо бесплодное листьями только оделось, а плода не имело, и подобно юродивым девам, не имеющим в светильниках своих елея.

Не скорби о том, что ты теперь не исполняешь своих ночных акафистов и постов, а посмотри — какую ты от них получила пользу; они тогда полезны, когда смягчается нравственность, уничтожается гордость и самолюбие и ведем борьбу с прочими страстьми, когда, видя свою немощь, усвояем себе смирение. А то ты тем только и утешалась, что постишься да молишься, и укреплялась самохвальством и похвалою людскою.

 

Правила нужны и полезны... по силе нашей исполнять: ибо от количества оных и качества сподобляемся, но не надобно полагаться при исполнении оных, что в них-то и есть наше спасение. Это есть паче гордость и к прелести ведет. Но даже и при упущении чего от немощи, буде кто смущается, должен познать в себе чрез сие тайную гордость; потому что полагал только в оном свое спасение. А святой Исаак Сирин пишет в 89 Слове: "Сердце исполнено печали о немощи и бессилии о телесных деяниях явных, исполняет место всех телесных дел. Делания телесные, кроме печали мысли, — якоже тело бездушно есть"121"Печаль мысли есть даяние честно от Бога, и носяй ту, якоже подобает, есть якоже человек, носяй во удесех своих святыню. Человек, отрешивый язык свой на человеки, о благих или злых, несть достоин благодати сия". И св. Иоанн Лествичник в 7 Слове пишет: "какие бы великие жительства мы ни проходили, но если болезненного сердца не стяжем, то все оные делания наши притворны суть и суетны".

Исполнять правило надобно в свое время; а если почему-либо не исправишь, должно приносить покаяние и стяжавать смирение, а на другой день не исправлять; это значит, что не хотим сознать себя и смириться, но чтобы быть не должным Богу, и думаем сим успокоиться.

На вопрос ваш о чтении акафиста: если не успеете прочитать в свое время, по неимению оного, можно ли читать за работою сидя? Отвечаю, что не нужно этого делать: неужели это господской оброк, который строго истязуется от людей, и когда кто заплатит оный, то и спокоен? Совсем нет; от нас ищется свобода. Если вы не исполните по какому случаю в должное время, то приносите покаяние и считайте себя должницею смиренною, но не смущайтесь; это будет лучше того, что вы кое-как проговорите и будете повлекаться помыслом, что исполнили и уже не должны, а смирение останется в стороне. А известно, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19); также и Матерь Божия примет ваше произволение и смиренное сознание лучше смущенного исполнения.

В теперешнее ваше суетное время, если случится не исполнить правило, то не смущайтесь, а заменяйте смирением.

 

...Стараться же исполнять правило, читая устно Псалтирь, положенные каноны и четочное правило, и все это с большим смирением и самоукорением, не яко что благо творя, но должное исполняя; а ум возводить на небо отнюдь не советую; как и лично тебе говорил и неоднократно писал, так и теперь повторяю; это сущая прелесть.

 

Совершая ваше правило и вообще всякое доброе дело, не считайте оных много стоящими; но, как Господь учит нас, почитайте себя рабою неключимою. Раб, если не исполнит должного, ранами истязай будет; так и мы за неисполнение заповедей. Потому всякое дело наше ходатайствует нам только избавление от муки, а не награды.

 

Правила келейные должно соблюдать, но с рассуждением, т. е. не самовольно, а по совету духовного отца; но не надобно полагаться на одни правила, но наипаче водиться во всем смирением.

...Господь не истяжет правил, а особо от болящих и слабых, — но смирение необходимо всегда, оно восполнит и недостаток правил. Смирение в чем состоит? считать себя худшею всех, никого не осуждать, не роптать и прочее.

Отягощаешься работою, так что и правило и чтение за оною оставляешь: сама сему виновна; хотя и благолепие дому Божию делаешь, но все надобно с рассуждением и умеренно заниматься, не на срок взяли работу.

...Спрашиваете о четочном правиле, когда помешает кто докончить, то будто бы опять снова начинать? Это излишнее, а продолжать и доканчивать. Что нам за великое браться? ну, немного не докончили, вам помешали, докончить немного и быть мирным; а ежели начать вновь, родится ропот, не исполните — смущение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

" Затем он обратился к окну и, указывая на природу, сказал:

- Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы... А ведь прежде ничего не было! Ничего! - медленно повторил батюшка, протягивая рукою слева направо. - И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек: когда он искренно придет в сознание, что он - ничто, тогда Бог начнет творить из него великое."

post-283-0-52904000-1461744892_thumb.jpg

В море такое сочинилось) :

Душа, ты моя, буть всегда внимательна

Душа, ты моя, окружили всю тебя,

Окружили всю тебя агелы лукавыя,

Агелы лукавыя, гордыя, да хитрыя.

Гордыя, лукавыя, да боятся все Креста.

Да бояца все Креста, да Христа Спасителя.

Душа, ты моя, вспомни Кто создал тебя,

Вспомни Кто создал тебя, и Кому ты дорога.

И Кому ты дорога, будь Ему всегда верна,

Будь Ему всегда верна и смиренна и чиста,

И смиренна и чиста, терпелива до конца.

Терпелива до конца, полюби душаТворца.

В Троице единога, Бога Вседержителя,

Бога Вседержителя, да Христа Спасителя,

Да Христа Спасителя, Духа Утишителя.

Духа Утишителя, Ангела -Хранителя.

Троицу единую, Богоматерь чтимую,

Церковь првославную, со Христом распятую.

Душа, ты моя, ты всегда смеряй себя,

Ты всегда смеряй себя, говори: у Бога я.

Изменено пользователем ALEXANDR

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом" (преп. Лев).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

из Лествицы

 

Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Поэтому не скорби,

будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу.

Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко

Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...