Jump to content
Guest Женские монастыри

Женские монастыри: что хочет душа от монашества и какова реальность?

Recommended Posts

ну, во-первых, о. Афанасия на кол, однозначно... )

 

а во-вторых, может оно и к лучшему, в монастырях будет меньше случайных людей. Гуманизм истребляется очень тяжко, может пусть таковые лучше дома сидят...

 

а в третьих, повторю свой пост №166

Share this post


Link to post

ну, во-первых, о. Афанасия на кол, однозначно... )

 

на кол прямо из под ласковых лучей южного солнца? он будет удивлен)

Мою знакомую он же туда отправил - прямо в аццкий ат, благополучную мирскую девочку, которая не была готова к этому морально. Но в "случайностях" надо искать великого смысла, как советует старец Нектарий. А ищущий всегда находит) .. Некоторых туда благословляют просто потому, что деваться некуда. Вынуждены терпеть. А о Маушке я ничего хорошего не знаю, поэтому и не скажу ничего совсем. Не стоит нашего с вами времени и внимания. Хорошего вечера!

Share this post


Link to post

Так другие отцы скитские тоже говорят: нет другого, кроме Малоярославецкого. Примерно так же, как авторше за столом по рукам на первой трапезе с сестрами, нам досталось в храме, когда мы хотели поставить свечи. Паломническая группа задержалась в пути, служба уже шла. Нас буквально окружили безмолвно и беззвучно сестры, взяли в плен нас и наши свечи, прошептав, что они знают, куда их поставить. Мы без боя сдались и капитулировали на территорию, а затем и за ее пределы. Прониклись наставлением, что в монастыре все строго здесь. Но осадок остался. Про пост № 166 были не в курсе тогда. ))

Edited by Olga

Share this post


Link to post

Но в "случайностях" надо искать великого смысла, как советует старец Нектарий. А ищущий всегда находит) .. 

Ищущий-то находит, но не ищут же, вместо этого вопиют в интернетах о поруганной своей гордости ) Но что интересно, читают их взахлеб и цитируют именно те, кому и не надо в монастырь, такая вот мысль пришла мне в голову... 

 

 

Да, вот и профессор Осипов, как знаток монашеской жизни, проведший всю жизнь в строгом послушании и подвигах, тоже присоединяется к интернет-плачу...

Share this post


Link to post

"Всемирный Светильник" митр.Вениамина Федченкова,глава "Дивное Дивеево".

 

После кончины матушки Александры (так будем звать ее далее) в общине остались на житие три послушницы: Евдокия, Анастасия и Фекла. Они избрали между собою старшей Анастасию. В течение семилетнего заведования общиною она собрала 52 сестры. В числе их поступила вдова из г.Тулы, Ксения Михайлова Кочеулова с малолетнею дочерью Ириною. По смерти Анастасии она и сделалась начальницею общины.

   Это была маленькая, сухая на вид женщина, крайне сурового нрава. Она не жалела даже своей дочери. Когда той кто-то подарил чайник и чашечку, то Ксения Михайловна не успокоилась до тех пор, пока Ирина не разбила их и не закопала черепки в земле. Вследствие такой строгости сестры начали расходиться: из 52 послушниц через год осталось лишь 12. Но зато они уже оказались крепким фундаментом для будущей обители. Скоро к ним стали прибавляться новые ревнительницы спасения; и в 1825 году, когда о.Серафим вышел из затвора и мог уже вполне руководить общиною, в ней снова было 50 сестер. К концу же жизни его под управлением Кочеуловой было уже 47 келий и до 113 сестер. Такой строгий характер ее объяснялся не только природными ее свойствами, но вызывался пользою общины: нужна была строгая дисциплина для монастыря, особенно в начале создания его. Не терпела она, например, когда послушницы шили себе красивую одежду. Сподобившаяся впоследствии быть участницей видения Божией Матери (1861г.) Евдокия Ефремовна была одно время келейницей у Ксении Михайловны. Как-то она подпоясалась красными тесемочками. Увидела это матушка. “Что это, — говорит, — вражью-то силу ты на себя надела?” Взяла их, да в печке и сожгла. В другой раз Евдокия пришла в храм в новенькой ряске, хорошо скроенной в талию. А начальница достает ее своею клюкою (посохом) и спрашивает, не узнавая: “Кто это? Кто это?.. Ах, это всечестная Евдокия!.. Что это ты делаешь, матушка? На что это ты восемь-то бесов себе посадила? Выпори, выпори четыре-то беса” (четыре клина из ряски).

   И сам о.Серафим с похвалою отзывался о ней. Посылая в Казанскую общину новую послушницу, племянницу Евдокии, впоследствии монахиню Ермионию, которая и рассказывала все это автору Летописи, батюшка сказал тетке: “Отведи ее к матушке Ксении Михайловне”. А обращаясь к отроковице, добавил: “Во, матушка! Ксения-то Михайловна — жизни высокой. Бич духовный, матушка!” “И вправду, — дополняет мать Ермиония, — она была строга: станет выговаривать, думаешь, вот-вот убьет, сейчас тут умрешь. А кончит, сделается прещедрая”. И велит, бывало, дочери Ирине прочитать соответственное Житие святого. Сама-то она была неграмотна. “Вот видишь ли, Евдокиюшка: как трудно идти-то в Царствие Небесное? Ведь оттого так-то я и выговариваю. — Ну, матушка, иди”. А потом или сама сунет, или дочери велит дать какой-нибудь подарок.

   Но и при всем том о.Серафим не вполне одобрял ее крайности. Например, он просил ее умерить строгость церковного устава, который она держала по Саровскому образцу. Но она решительно отказала в этом батюшке, ссылаясь на правила, заведенные еще при о.Пахомии. Может быть, это было одною из причин, почему о.Серафим потом создал свою общину. Недоволен был батюшка и строгостью в пище у матери Ксении. Ксения Васильевна (мать Капитолина) рассказывала следующее: “У нас в трапезе была стряпухой строгая-престрогая сестра. Всем была хорошая сестра; да как еще то было при матушке Ксении Михайловне в старой обители, а матушка-то Ксения Михайловна, не тем будь помянута, была очень скупенька, — так строго заведено было, что по правде, частенько сестры-то друг у друга хлебец тихонько брали. Вот и узнал это батюшка Серафим, да и потребовал ее к себе. Пришла она, и я в то время была у батюшки. Отец Серафим разгневался на нее и так страшно, строго и грозно ей выговаривал, что страх и ужас охватил меня”. Та ссылалась на приказы начальницы. А о.Серафим ей “все свое”: “Так что же, что начальница! Не она моих сироточек-то кормит, а я их кормлю. Пусть начальница-то и говорит: а ты бы потихоньку давала да не запирала. Тем бы и спаслась! Нет, матушка, нет тебе моего прощения! Сиротам да хлеба не давать?” Вскорости эта сестра занемогла и умерла.

   Кочеулова управляла Казанскою общиной долго, сорок три года.

   Перед своею смертью она дала приказание, чтобы в течение сорокоуста принимать и кормить всех странников. И совершилось нечто необычайное: имевшихся запасов муки, крупы и пшена должно было бы хватить на половину срока, а их достаточно оказалось на все 40 дней. “И все тогда очень дивились этому!” — рассказывала старица Дарья Трофимовна, бывшая в то самое время там на стряпушечьем послушании... Ин — суд Божий, ин — человеческий... Бог один — истинный судия! Иные святые были при жизни строгими: различны у Бога дары Духа.

   После смерти в келье Ксении остались очень немногие, но характерные предметы: икона Скорбящей Божией Матери, картины страстей и бичевание Спасителя... Все такое — суровое... А из ее вещей — начальнический посох, символ власти и строгости, и еще — часы с боем, взятые из Тулы, для точности распределения порядков.

Share this post


Link to post

Часто люди попадают в монастырь раньше, чем успевают что-либо понять. Не готовы. Я  сталкивалась с настоятельницами женских монастырей лично. У одной был  духовный опыт за плечами (бывшая жена священника) и 3 высших образования, но желание взять бейсбольную биту и преложить ее к реальности за то, что она творит, подавлялось догадкой о греховности и бесполезности такого действия.

 Моя матушка в монашестве. У нее миролюбивый нрав и благословение навыкать к поношениям. Она приобретает терпение и все слава Богу. Решил спасаться - надо спасаться. А то, какие совершенно уродские отношения бывают в монастырях... жалко, но что уж поделать.. 

Share this post


Link to post

Ну какие монахи, такие и настоятели им полагаются. Господь еще дает намного лучше, чем заслужили...

Share this post


Link to post

Спешу напомнить, что еще свт. Игнатий писал: "Те старцы, которые принимают на себя роль… употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода  в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настроение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному расстройству того и другого. Страшное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно. Напрасно будут указывать нам на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершенства, или на преподобного Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руководствовались советами духоносных Отцов, также назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи — вне общего порядка и правила. «Образ действия Промысла Божия, — сказал святой Исаак Сирский, — вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка». Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола."

А кто из здесь присутствующих посмеет считать себя умнее святителя? Беда в том, что в монашеских трапезных оставили чтение рассудительных св. Отец, поэтому и расцветает махровым цветом "старчествование" "стариц" и "старцев"

Share this post


Link to post

Святитель Игнатий писал свои сочинения об отсутствии старцев во времена, когда они были, еще и в немалом количестве. К концу жизни он пересмотрел многие свои мнения на эту тему. Есть переписка его, например, с оптинскими старцами, где он просит принять его в оптинский скит на покой. Не сложилось, правда.

 

Дело тут совсем не в узурпации кем-то звания духоносного старца. Таковых просто нет, это факт, ну и что дальше?

 

У каждой идеи есть положительное и отрицательное учение. Так вот, интернет заполонили люди с отрицательным учением, они способны критиковать текущее положение вещей и делают это с великой тщательностью и с привлечением множества цитат. А спросишь такого - какое же твое положительное учение, то есть, ты что предлагаешь делать? - и у него паралич наступает, он даже и предложить ничего не может. А между тем, жизнь требует как раз таких ответов. За всеми этими текстами ничего не стоит. Ликвидировать монастыри предлагаете?.. Надеюсь, что нет, а пока монастыри будут стоять, будут и недовольные. И при старцах оптинских таких недовольных тоже хватало, только ЖЖ и интернета не было, а то бы и тогда разнесли по белу свету )

Share this post


Link to post

Святитель Игнатий писал свои сочинения об отсутствии старцев во времена, когда они были, еще и в немалом количестве. К концу жизни он пересмотрел многие свои мнения на эту тему. Есть переписка его, например, с оптинскими старцами, где он просит принять его в оптинский скит на покой. Не сложилось, правда.

Ну, про оптинских старцев и свт. Игнатия, и про то как складывались их отношения более подробно можете прочитать у арх. Лазаря (Абашидзе) [1] Приведу лишь выдержку: "старец Варсонофий говорил: «…путь унижений, смирения и терпения – тяжел. Многие за него брались, решались идти им и не выдерживали. Хотел идти этим путем и епископ Игнатий (Брянчанинов) и не выдержал. … Хотя он и считается наставником современного монашества, ибо желающий понять сущность монашества в настоящее время без его сочинений этого сделать не сможет, его сочинения дают ясное понятие об иночестве; а все-таки он не Арсений Великий. Правда, свят он, а все-таки не Арсений. У нас сохраняется предание, что батюшка отец Лев сказал про епископа Игнатия Брянчанинова: “Если бы он пошел иным путем, то был бы второй Арсений Великий”. Так что именно отрицательное мнение самого отца Леонида о поступке святителя Игнатия, когда тот отошел от него, распространилось среди последователей старца, что легко понять. Наверное, и в тех обителях, из которых уходил святой Паисий (Величковский), не удовлетворившись духовным руководством, оставалось критическое понятие об этом уходе, поступок его представлялся следствием самости и нежелания отречься вполне от своей воли." А выдавать желание свт. Игнатия жить на покое в Оптине, как пересмотр его мнений - это слишком натянуто.

 

Дело тут совсем не в узурпации кем-то звания духоносного старца. ... Ликвидировать монастыри предлагаете?.. Надеюсь, что нет, а пока монастыри будут стоять, будут и недовольные.

Дело-то как раз в этом. На седалище моисеевом сели люди, которые имеют смелость (если не наглость) от имени Христа вершить судьбы подчиненных. И прикрывают все это волей Божьей и послушанием. прп. Симеон новый богослов вот как характерезует неискусных наставников : "не [ищи] неопытного врача, чтобы он чрезмерной строгостью и несвоевременными операциями и прижиганиями не ввергнул тебя в глубину отчаяния или, опять же, чрезмерным снисхождением не позволил тебе, больному, думать, что ты выздоравливаешь, и не предал тебя самому страшному — вечному мучению, которого надеешься избежать. Ибо этот и подобный [способ врачевания] причиняет нам недуг, от которого умирает душа. Найти же посредника между Богом и людьми — не думаю, чтобы было легко." Если искать самому, по словам прп. Симеона, нелегко, то как может быть наставником человек, который поставлен сверху (от начальства)? Монастыри не надо ликвидировать, а надо искореннять неправильное представление о духовниках, игуменах и священстве. Тогда и подобного (см. письма выше) будет меньше. А недовольны не монастырем, а административной системой, которая ломает судьбы людей, искренне ищущих Бога. 

__________________________

[1] Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Голос Заботливого предостережения. Саратов 2010

Share this post


Link to post

Имхо, перед тем, как назначить человека на должность настоятеля, ему надо иметь справку о психической вменяемости, но это дело такое...

 Если человек пришел в монастырь не как в укрытие от мирских проблем, ради выживания, Господь поможет ему во всем. Вот один из старцев (которых нынче по словам лостшипа нет), совершил оплошность - опоздал на обед в братскую трапезную. Наместник орал на него, дергая при честном народе за бороду. Старец попросил прощения и делу конец. А когда его спросили, что он чувствовал, то он сказал: "Не знаю, смешно как-то".  Понимаете? это значит находиться в параллельной реальности. Он с почтением относится к начальнику, этим его контакт и ограничивается. Поклонился и дальше пошел. 

Share this post


Link to post

Должность преображает человека, особенно начальственная. Опыт конечно только мирской. Но, по рассказам, процесс одинаков и среди монастырских. Мы все хорошо представляем обязанности, но не имеем представления, пока не коснется, об ответственности.В миру, например, зная, что твоя ответственность простирается до уголовной ответственности, причем и за поступки других, ты поступаешь во многом странными для других способами. В меру своих духовных, душевных, физических, психических возможностей.

Share this post


Link to post

Имхо, перед тем, как назначить человека на должность настоятеля, ему надо иметь справку о психической вменяемости, но это дело такое...

 

+100!

Мои мысли прочитали... Я давно и не раз об этом задумывалась.. А как и кто и где это проверить? Я прошла ужас от одного младостарца! Сначала моя мать шизонулась потом меня насильно заставила подойти к нему, и я влипла.. С Божьей помощью я прихожу в себя.. А мать втянутая сильно! Этот человек из Оптины, уехал давно и его знает о Антоний!

Меня он " пригласил" через мать, стал мной управлять ( руководить)... А потом оказалось, не благословил митрополит иметь чад своих.. Вот и вся песня!))

Share this post


Link to post

Вот подумалось. Конечно хорошо, если уже приобретенная монашеская Любовь умеет пробить нашу гордость. Это трогает, это остается в памяти. Не знаешь, живя в миру, чем оправдать, когда принявшая Ангельский чин, одаривает далеко не Любовью. Сегодня слушала Житие вмц. Евфимии Всехвальной (память вчера, 29-го) и вспоминала рассказ, прочитанный вчера здесь о событиях в Черноостровском монастыре. И сравнивала ((( Рассуждать конечно легко. Но вспомнилась одна матушка старенькая из этого монастыря, правда, встретились мы с ней в другом месте, в местной командировке. Она душою своею - Любовь во Христе. Для меня это воспоминание - утешение.

Edited by Olga

Share this post


Link to post

А недовольны не монастырем, а административной системой, которая ломает судьбы людей, искренне ищущих Бога. 

Вы считаете, что в этой системе что-то сможет измениться?

Share this post


Link to post

На седалище моисеевом сели люди, которые имеют смелость (если не наглость) от имени Христа вершить судьбы подчиненных.

Воот, все правильно, но цитату-то договаривайте, что Сам Господь говорит:

 

"на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте"

 

 

а не убегайте и устраивайте вой в интернете, что мол система нас недостойна. А эта система специально для нас таких и устроена, потому что нашу броню по другому не пробить. Это мы полагаем, что искренне ищем Бога, а на самом деле помойка у нас внутри, что этот вой в интернете замечательно и демонстрирует. И правильно, система не изменится, пока мы сами не изменимся.

 

ну и опять же, что делать-то, непонятно. Хотя, что я разошелся, собственно... Кто смиряется и тащит свой крест, тому и так все ясно. А еллины века сего пусть считают их безумцами, так было во все времена и будет...

Share this post


Link to post

То что писал святитель Игнатий про отсутствие старцев, старчества и тп думаю надо понимать немножко с другой стороны)

 

Старцы, духоносные люди, молитвенники, способные к духовному руководству были есть и будут всегда в достаточном количестве на Земле, в противном случае мы вообще не жили бы))

 

но проблема абсолютно не в наличии старцев

проблема в том, что никто не будет их слушать

проблема в том, что у каждого из нас столько духовных проблем, что каждого необходимо прокрутить через свою личную жизненную мясорубку

 

что толку дать нам идеальную государственную и церковную систему из тысяч готовых духоносных Благодатнейших Паисиев Святогорцев, Амвросиев Оптинских, Иоаннов Кронштадтских?

ЧТО ТОЛКУ?

в лучшем случае они успеют со смирением сложить свои полномочия, уважая нашу Богом данную свободу, прежде чем мы их расстреляем собственными руками

 

потому что падение. несгибаемая гордость каждого из нас, которая не выносит Истины, бунтует против Нее.

именно на нашем глубочайшем падении святитель Игнатий и акцентирует внимание в своих творениях в первую очередь. А насчет старчества  - выражает печаль о том, что прошли те времена, когда обилие духоносных старцев как руководителей было востребовано в мире.

 

А если еще добавить про нашу современность: печаль о том что, мир не может существовать как прежде, наступили времена, что необходимо(!) изобилие творений святых отцов, цитат, и в электронном и в печатном и в каком угодно виде, и аудиотрансляции и видеотрансляции, и смс-ка по утрам, и книг море, и икон море, и частиц мощей море, и благодатный огонь по городам за несколько часов

 

это о чем говорит? о нашей достойности и благодатности? нет, это уже тревога общемировая - потому что реальными старцами до нас уже не достучаться, только сильнее будем бесноваться

реальные старцы скрыты от нас подальше и заняты молитвой за мир

 

а святые через свои творения и свою молитвенную помощь всегда готовы нас наставить и руководить в нашей внутренней духовной жизни, вне зависимости от всех внешних систем. Всегда рядом и Батюшка Амвросий и отец Паисий, и святитель Игнатий и убиенные и все святые. Все системы попущены промыслом Божиим, каждый "случайный" человек в нашей жизни, каждый случай попущен промыслом Божиим для нашей духовной пользы, для того чтобы мы обратили внимание на свою внутреннюю жизнь. И если будет полезно, одним махом системы изменятся и преобразуются так, как это будет необходимо. Для Господа это абсолютно не проблема.

Share this post


Link to post

Так вот, интернет заполонили люди с отрицательным учением, они способны критиковать текущее положение вещей и делают это с великой тщательностью и с привлечением множества цитат. А спросишь такого - какое же твое положительное учение, то есть, ты что предлагаешь делать? - и у него паралич наступает, он даже и предложить ничего не может. А между тем, жизнь требует как раз таких ответов.

Да, в наше время это во всем. И в миру так же везде, особенно в политике. Критикуют хорошо и основательно, читаю и во многом соглашаюсь, но ничего взамен дать не могут, никаких реальных предложений. Получатся, что только смирятся остается. И молится о том, что бы Господь как-то все это исправил. Исторические уроки вспоминаются. Революционный путь всегда приводит лишь к ухудшению, так что видимо единственный путь - это терпеть скорби. Только вот что делать, если терпение кончается? И сил больше нет. Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Время нас рассудит. Я даже могу предсказать, кто постучится в вашу келью с топором в руках.

Edited by Prince

Share this post


Link to post

Интересный поворот. Время и так всех до единого рассудит, без пророчеств... И опять же, делать-то что предлагается, завести каждому ЖЖ и строчить в нем, как все ужасно? Тогда не постучатся? )

Share this post


Link to post

свт. Игнатий в набат бил и то постучались в 17-ом, так что, видать, Вы и правы, "спите прочее и почивайте".

Share this post


Link to post

Сейчас может лишнего взболтну )) 

 

У нас в монастыре эта история Марии разделила всех читавших на два лагеря: тех, у кого это вызвало резко негативную реакцию, и тех, кто прочитав, возрадовался, что у нас-то, оказывается, рай (несмотря на то, что претензии до этого были).

 

И вот рассуждали мы с сестрой из первого лагеря, почему же у нее это вызвало такое неприятие. Она даже не смогла до конца дочитать. И она мне рассказала анекдот времен советских: сидит группа людей в нечистотах по самые уши. И тут один начинает: так больше нельзя, давайте что-то делать. На что ему все отвечают: не гони волну.

 

Уровень дзен  :420:

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...