Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Марина ты меня не услышала, я как раз хотел пойти учиться, а занчит они нужны? Ведь и практика по любому будет

 

Как то так...

 

Пока заморожено с этим год только начался, первая лекция, потом подойду к регенту ( батюшка один сказал) спрошу.

 

Но повторюсь чисто для себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
38 минут назад, sibiryak сказал:

Марина ты меня не услышала, я как раз хотел пойти учиться, а занчит они нужны? Ведь и практика по любому будет

 

Как то так...

Конечно , те кто учится на курсах псаломщика , занимаются именно по этим книгам .Кроме того в этот список входят :Типикон ,Апостол ,Триодь Постная и Триодь Цветная(книги Великого Поста).Это всё богослужебная литература. Все эти книги имеются в церковной библиотеке при храме , где будут проходить курсы .Но во время обучения преподаватели обязаны Вас снабдить данной литературой. Практика на клиросе-ОБЯЗАТЕЛЬНА! Иначе будет ничего непонятно , какую литературу ни читай .

Очень удобный для чтения (в плане шрифта )Часослов издательства Московской патриархии, если будете приобретать для себя.

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Часослов - обязательно! Только с хорошим шрифтом. Он всегда лучше на ЦСЯ, не знаю, может уже и на одном русском бывает, но лучше все же на ЦСЯ. 9, 3, 6-тые Часы у нас в храме читают всегда. Первый - не всегда. И если читают, то только один псалом, последний и плюс оставшаяся часть Часа.  Тропари ещё можно воскресные освоить, их, если постоянно ходим в храм, слышим с повтором через восемь недель. 

Саша, согласна с Мариной, что книги лучше взять а библиотеке. У нас, правда, нет таких книг в библиотеке, но они точно есть на клиросе. Можно взять благословение у батюшки на временное получение для ознакомления одной из книг на дом. 

Как вариант. Сейчас октябрь, значит минея за август будет нужна в храме только почти через год )). 

 

Как помню, труднее всего было разобраться с самими понятиями: седален, хвалитех, светилен, непорочны  и прочее. 

Марина, как Вы все это освоили? Только практикой? 

 

Часослов - книга обычного формата, в отличии от всех других в основном. Ее можно брать в храм и по ней следить за чтением Часов. Можно сделать для себя пометку карандашом, где читается тропарь дня или праздника,  какой текст не читается вообще. У нас на клиросе именно так сделаны пометки в Чамослове для чтецов Часов, которыми  могут быть иногда даже  простые прихожане, имеющие навыки внятного чтения. В Часослове  текст Утрени, соответственно Шестопсалмие, и не только. В Часослове Полунощница, все Часы, Изобразительные. Имея свой опыт, слышим же тексты, и читая Часослов, например, тоже можно себе очень помочь. По опыту знаю, что бывает непросто освоиться с Богослужебными текстами. 

 

Марина, ещё вопрос. 33-тий псалом когда не поется перед Шестопсалмие? 

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 часа назад, Olga сказал:

Часослов - обязательно! Только с хорошим шрифтом. Он всегда лучше на ЦСЯ, не знаю, может уже и на одном русском бывает, но лучше все же на ЦСЯ.

да, есть и на русский шрифт, в Богослужебном сборнике с нотным приложением(тропари и прокимны воскресные).Первое время с девочками по нему учимся читать,знакомимся с текстом . А потом переходим к Часослову .

Как-то непривычно слышать о сокращении самих часов.Читаем полностью.Как-то батюшка наш нам объяснял,что каждый "Час", его молитвословие имеет свой глубокий смысл, чего там сокращать...Ну как говорится"Аще отчудит настоятель"...Слава Богу, Шестопсалмие никто не додумался сократить ! 

Знаю , что Девятый Час во многих храмах не читают .А ведь в Девятый Час Господь принял  смерть на Кресте , о чём и поется в Тропаре 9-го часа.

23 часа назад, Olga сказал:

В Часослове Полунощница, все Часы, Изобразительные. Имея свой опыт, слышим же тексты, и читая Часослов, например, тоже можно себе очень помочь

да ,но Полунощницу вряд ли на Приходах служат.) По поводу изобразительных (псалом "Благослови душе ..."и "Хвали душе моя ..." ,тоже есть некоторые приходские ньюансы -во многих храмах поют ни полностью псалом, а выборочно некоторые стихи.У нас ,например , не сокращают.

И нужно учесть , что в Часослов не входят некоторые песнопения Литургии.(Вход с Евангелием , ектении ,Евхар.канон ,Херувимская песнь,и вообще порядок самой Литургии ).Поэтому, если есть желание следить за ходом службы , то несомненно лучше пользоваться брошюрой "Всенощное бдение и Божественная Литургия",повторюсь-там же есть и Часы. А чтецу на клиросе Часослов просто необходим.

23 часа назад, Olga сказал:

Марина, ещё вопрос. 33-тий псалом когда не поется перед Шестопсалмие

да,33 -й псалом на Вечерне поется не всегда. Кроме (в субботу вечером), и накануне праздничных дней .В обычные дни , когда "малый святой"или "святой с полиелеем",а также в седмичные дни Великого Поста -не поется .Там по Уставу своё окончание Вечерни.

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не очень удобно на телефоне набирать текст .Коль мы затронули тему чтения Часов ,  предлагаю вот здесь познакомиться с Часами .Кстати, очень интересно:

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа(примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

http://www.pravoslavie.ru/77820.html

 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я бы Ирмологий еще посоветовала полистать (лучше в Ред. Е.Кустовского), перед тем как за Октоих и Минеи браться).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, EКатерина сказал:

Я бы Ирмологий еще посоветовала полистать (лучше в Ред. Е.Кустовского), перед тем как за Октоих и Минеи браться).

Катюш, ну это если все по-взрослому  и по-настоящему. Бывает такой безвыход, что без всякой очередности книги дают. ))

А что это за Ирмологий такой? Я серьёзно. У нас регентша профи высшего разряда, не всегда успеть глянуть, откуда какие тексты. Понятно, что от слова ирмОс. И больше ничего не понятно. ))

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сложновато, однако, будет. Если Саша петь будет учиться на клиросе, тогда Ирмологий тоже нужен. 

На Азбуке написано, что ирмосы собраны из Октоиха. Теорию, конечно, тоже надо бы...((

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 час назад, Olga сказал:

Сложновато, однако, будет. Если Саша петь будет учиться на клиросе, тогда Ирмологий тоже нужен. 

На Азбуке написано, что ирмосы собраны из Октоиха. Теорию, конечно, тоже надо бы...((

Ольга, Вы поете на клиросе? Чувствуется, что есть желание по-ближе познакомиться с Уставом.)

Про Ирмологий попробую своими словами объяснить. Ирмологий - одна из богослужебных книг. Содержит в себе ирмосы 8-гласов. Например, все ирмосы воскресных канонов находятся в ирмологии, отдельно от канонов. Полностью каноны как мы уже знаем находятся либо в Октоихе, либо в Минеи. Кроме этого Ирмологий содержит ирмосы предпразднства Рождества Христова и Богоявления, Пасхальные ирмосы , помните :"Воскресения деееееень...."?) , Причастны седмицы, Степенны 8-гласов, Троичны гласов, Библейские песни (читаются  или поются поочередно с тропарями канона в период седмицы Великого поста). В Ирмологий входит Пасхальный канон со стихирами, Пасхальные Часы, величания со стихами  праздникам и общие святым(помните, на Утрени Всенощного бдения хор поет величание, а канонарх(чтец) читает между стихи, все находим в Ирмологии.

 

В 04.10.2018 в 08:25, ~ Весна ~ сказал:

Сейчас пытаюсь осмыслить канон, который читают на всенощной после чтения Евангелия.

Но на Всенощной читают разные каноны. Или Вы конкретно один какой-то взяли?

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

. Как выдумаете, что такое БОГОСЛУЖЕНИЕ?

Немного поделюсь записями из  своего конспекта . Богослужением в Православной Церкви называется соединение молитвословий попеременно слова Божия и священнодействия, совершаемые по определенному Церковью Чину или порядку.

Богослужения бывают Общественные и частные.

Общественные богослужения-это такое богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан. Оно выражает общение всей Церкви со Христом.

Частные богослужения- то, которое совершается по нуждам и желаниям отдельных лиц, Оно выражает общение отдельных членов с Церковью, а Через нее со Христом.

 

Церковные службы разделяются на постоянные и особенные.

Постоянными-называются службы, которые служат выражением жизни и деятельности всей Церкви.

 

Их всего ДЕВЯТЬ: Они относятся к кругу суточного богослужения:

ВЕЧЕРНЯ, УТРЕНЯ, ПОВЕЧЕРИЕ,ЧАСЫ(4), ПОЛУНОЩНИЦА, ЛИТУРГИЯ

ОСОБЕННЫМИ -называются службы, которые имеют отношение к потребностяи отдельных лиц.

Это ТРЕБЫ: молебны, венчание, крещение, отпевание.

 

Также существует СЕДМИЧНЫЙ и ГОДОВОЙ круг богослужения.

ГОДОВОЙ КРУГимеет праздники и посты. Праздники разделяются на ПОДВИЖНЫЕ(зависят от Пасхи) и неподвижные, двунадесятые праздники, великие праздники, средние, малые.

Вот немного о богослужении узнали, имеем какое-то представление о нем.

 

Интересно, кто-нибудь знает, где совершались первые богослужения? ) Обычно этот вопрос задают детям в Воскресной школе)

 

14 минут назад, sibiryak сказал:

Ольга, Маргаритка, Екатерина - чешу затылок :sorry200:

Александр! Это хорошо) Теперь назад ходу нет.:meeting0:  :whistle3:Вон какая команда тут собралась. Поверьте, разбирать службу сообща намного интереснее, чем в одиночку , сидя в библиотеке. )) ждем  весточки с первых занятий)

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 минут назад, МАРГАРИТКА сказал:

Поверьте, разбирать службу сообща намного интереснее, чем в одиночку , сидя в библиотеке. ))

Да, здОрово вместе!

 

Ну смотри Марина, тебе тоже теперь заднего хода нет))

Вот ты правильно сделала, надо проще и потихоньку, не километровые статьи-ликбезы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 04.10.2018 в 14:50, МАРГАРИТКА сказал:

 

Я туповат в вопросах богослужений. Когда читаю про них, многое понятно, потом забываю. Первое таинство, думаю, было между Богом и Авраамом. Первое богослужение было в Египте ( Втхозаветная Пасха) ..?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, МАРГАРИТКА сказал:

 

 

Но на Всенощной читают разные каноны. Или Вы конкретно один какой-то взяли?

Марина, канон который после чтения Евангелия. Я смотрю по книге "Всенощное бдение", там такая канва. Или они разные бывают?

 

36 минут назад, МАРГАРИТКА сказал:

кто-нибудь знает, где совершались первые богослужения? )

В раю?:D

 

Ой, правда, хотя я интуитивно ответила))

Закон Божий:

" Богослужение началось на земле со времен сотворения первых людей - в раю. Богослужение состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем".

Изменено пользователем ~ Весна ~

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

 

В раю?:D

Интересно о чем говорил Адам с Евой в раю? Пилила она его там? 

Изменено пользователем ALEXANDR

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
42 минуты назад, ALEXANDR сказал:

Я туповат в вопросах богослужений

Брат не переживай, думаю многие так. Собственно то на службах молимся, вроде и по книжке иногда  читаем вместе, а самой сути мало кто знаем, именно богослужения, его порядок, что и как и где и почему. И даже у тех, кто много лет в храме. Вот и давайте тут разбирать)

 

Хотя есть бабушки кто всю службу наизусть :)

 

Помните рассказ был такой, по памяти пишу не дословно, читал где то.

 

Идет как-то служба, бабуля читает громко и вперед священника. Священник дьякону говорит, ты иди скажи ей чтобы потише. Дьякон сходил, приходит - отче, она не слышит, глухая. Так ты сходи тогда книжку у нее забери может утихнет. Дьякон пришел, батюшка, так она не читает, она наизусть, она слепая)

 

Уходя из храма

Протоиерей Андрей Ткачев

 

Представьте себе картинку. Пришла семья из церкви в воскресенье домой. Стол накрыт, на весь дом пахнет вкусно. Мама говорит: «Мойте руки и садитесь скорей». Руки помыли, усаживаются. Но потом вдруг голос: «Стойте. Ты, Маша, – дочке, – перескажи, что сегодня из Апостола на службе читали?» Маша тык-мык, пару нечленораздельных звуков произносит и упирается взглядом в пол. Следующий вопрос. «Ты, Коля, – сыну, – расскажи, что на проповеди священник говорил?» Коля издает примерно те же звуки, краснеет и смотрит в пол. «А что читали из Евангелия?» Тут компания оживает, поскольку с евангельской историей все более-менее знакомы, она на слуху, ее пересказать легче. В конце мама говорит: «Еще раз вот так придете с пустой головой к столу после службы – останетесь с пустыми желудками. Читайте “Отче наш” и садитесь».

 

http://www.pravoslavie.ru/74675.html

 

Комментарии тому подтверждение .

38 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Или они разные бывают?

Конечно разные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Я  конечно там  не была))

но, думаю, что нет, потом уже, как сама согрешила, так и началось))

А сначала было абсолютное счастье, с Богом и друг с другом.

Вот чего нам вечно не хватает? ((

 

Если до падения не пилила, тогда было уже тогда общественное богослужение. 

"Общественные богослужения-это такое богослужение, которое совершается от лица всей Церкви" 

Бог, ангелы и Адам с Евой, вот вся церковь. Наверное это было непрерывное богослужение, как сегодня непрестанная молитва в устах подвижника. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень нравится как отец Константин Пархоменко разъясняет. Помнится Пасхальную у него кажется читал, про записки-поминовения, все понятно, без лишних слов, просто и с фотками. Вот и всенощная и Литургия можно тоже глянуть, для укрепления знаний так сказать.  https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/

 

Маргаритка дождусь часослова, и вперед тогда. Жди вопросов ))

 

Спокойной ночи всем и ангела у изголовья. Чтобы проснуться вновь, с надеждой, верой и любовью!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 час назад, ~ Весна ~ сказал:

Марина, канон который после чтения Евангелия. Я смотрю по книге "Всенощное бдение", там такая канва. Или они разные бывают?

Видимо, я Вас не поняла ) Просто все каноны содержат в себе свою тематику -праздник, день памяти святого, Воскресение Христово, покаянный, Богородице.

17 часов назад, Olga сказал:

Вот настолько безвыходное положение в поселках. В храме нашего второго батюшки хора нет совсем. Иногда его матушка поет, но двое небольших деток не особо ей дают время пока. Прихожане, в основном бабули, там сами как-то организовались вместо хора. 

Ольга, ну это правильно, что Вы на клиросе сейчас.:69: Подсвечники подсвечниками, но .... Надо расти, повышать планку)  Тем более у Вас такой богатый духовный опыт в отношении служб, имею ввиду посещение монастырских служб в Оптине. Знаете, мне кажется вот в таких глубинках как-то более глубже вникаешь в служебную практику, нежели на клиросах больших храмов. Так же первое время тыкалась, мЫкалась с книгами))бывало до слез, да.) Но псаломщика не было у нас, надо было как-то выручать положение Прихода) Знаете, я первое время записывала каждую службу в тетради. Все, вплоть от ектении до последнего возгласа. ) Очень это помогало запомнить ход службы, да и где какую стихиру или тропарь искать. Глубинка, как Вы не скажете)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У нас тоже сельский Храм. Вечерние службы с батюшкой служим одни. Храм древний, в советское время не закрывался. Но бабушки, которые приходили молиться на Вечерню все умерли. Печально, что Храм вечером почти пустой, зато в молитвенные тексты "погружаться" легче.

Не думаю, что клиросное послушание для любого душеспасительно.

Слышала раньше, некоторые духовники, желая спасения своим духовным детям не благословляли становиться на клирос. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 часа назад, р. Б. Ирина сказал:

 

Не думаю, что клиросное послушание для любого душеспасительно.

Слышала раньше, некоторые духовники, желая спасения своим духовным детям не благословляли становиться на клирос. 

да, Ирина, на клиросе бывают искушения...еще какие...

 

В 09.10.2018 в 01:52, Olga сказал:

 Например, на Страстной Седмице следишь за чтением и пением по сборнику Служб Страстной Седмицы - все понятно. Закрыл книгу - слова не воспринимаются совсем. Как и при чтении Канона Андрея Критского, например. И вот Часослов в моей личной практике стал как бы прорывом. Как повзросление  такое небольшое - ты дома можешь самостоятельно прочитать можно сказать в оригинале часть служб. Не знаю, я на радостях стала его дарить сестричкам)). Часы, как представляется, самое лёгкое, что можно освоить - тексты неизменны, кроме тропарей и кондаков, но они всегда короткие в основном, время чтения в храме  тоже понятно. Маленькая зацеплочка, чтобы потихоньку начать по-взрослому, самостоятельно вникать. Если читают внятно, как в Оптине, например, тропари и кондак можно внимательно прослушать - их будут несколько раз петь. Простите за многословие и примитивное пояснение в условиях поселковой жизни )).  

Вполне возможно это от того,что Великопостные богослужения имеют свои особенности в отличии от повседневных служб. А службы Страстной седмицы вообще особенные...

Одна  бабушка стояла на клиросе почти 10 лет. До этого в 70-80 годы храма в селе у них не было. Собирались бабульки в доме у благочестивой старушки, которая хорошо знала службу . Вместе читали часы, служили чин "Обедницы" по воскресным дням или в праздники, читали акафисты. Священника из  города иногда приглашали, чтобы пособороваться и причаститься, покрестить детей.Когда в селе том восстановили храм , стала одной из первых, можно сказать, старейших певчих на клиросе.) Уже позже, пришлось уступить место молодым. Но как она   рассказывала:"Стою теперь на службе вместе со всеми прихожанами. Песнопения многие наизусть знаю, службу стала легче понимать, видимо помогла мне практика на кРЫлосте")

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...