Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

2 часа назад, МАРГАРИТКА сказал:

Всенощное бдение состоит из вечерни и Утрени

Ну я в курсе.

 

Т.е,  всенощное бдение это как бы общее название богослужения, которое состоит из Вечерни, Утрени и первого часа = Всенощное бдение.

Ну так все равно начало-то с тишины и каждения алтаря.. Хоть практически, хоть теоретически.

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, sibiryak сказал:

Ну я в курсе.

 

Т.е,  всенощное бдение это как бы общее название богослужения, которое состоит из Вечерни, Утрени и первого часа = Всенощное бдение.

да , совершенно верно.

9-й час.Великая вечерня,(иногда Великое повечерие),Утреня,1-й час .Такой состав ВБ.

 

 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 03.10.2018 в 16:57, Георгиев сказал:

Есть учебники по ЦУ или иначе Типикон, но для мирян есть упрощенный вариант: Всенощное бдение и Литургия. Разъяснение церковного богослужения

Написано РАЗЪЯСНЕНИЕ , но это не разъяснение а просто текст богослужения, вот в духовных беседах священник советует сначала запомнить костяк богослужения, запомнила  только пока , что литургия делится на проскомидию, литургию оглашенных , литургию верных....теперь бы по частям , как подразделяется проскомидия? И вообще что это проскомидия попроще бы усвоить что это?

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 26.11.2018 в 12:07, Наталья Александровн сказал:

 

Проскомидия совершается, в основном, утром перед Божественной Литургией. Во время ее совершения на клиросе читаются Третий и Шестый Час. Что такое Проскомидия?

Проскоми́дия (греч. «принесение») – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии. Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса.

Что такое записка «на проскомидию»?

Это самое важное поминовение о живых и усопших. На главном церковном богослужении — Литургии, на её 1-й части — проскомидии, священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении христиан, за которых подавались записки. В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». 
В древности первые христиане сами пекли просфоры, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.

Наталья, если есть желание, можете  здесь почитать не только о  Проскомидии, но и разъяснение о Божественной Литургии .  https://azbyka.ru/proskomidiya  

Также там можно посмотреть фото-рассказ о Проскомидии.

 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У отца Константина Пархоменко, там замечательный фоторепортаж о проскомидии, , и о литургии есть и всенощное бдение. Здесь уже писали про свщм. Серафима Звездинского, ревностного служителя Божественной Литургии, там в книге "Хлеб Небесный" он очень хорошо рассказывает о проскомидии, о литургии. 

 

А вообще не так давно узнал, что у нас в храмах некоторых, если подаешь записку простую с именами на проскомидию, она читается дьяконом или алтарником при совершении проскомидии, а если заказная, то уже священник читает и за каждое имя вынимается частица. В монастырях где бывал везде с выниманием частиц, нет понятия простая, заказная...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все в сравнении познается)). В Оптине , если начали натать Часы перед Литургией, то все хождение по храму прекращается. Дежурные останавливают. Часы - это всегда воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе, Его страданиях м смерти. И совершение проскомидии. В это время мы и сами можем и должны произносить про себя имена из своих Синодикам. А у нас в храме такого порядка нет. Самое шумное время после Отче наш, но и на Часах порой очень суетно...Говорят, раньше батюшка пытался призвать к порядку, говорил, что быть сосредоточенным во время Проскомидии очень трудно, если в храме шумно. Но ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, МАРГАРИТКА сказал:

В древности первые христиане сами пекли просфоры, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.

Моя знакомая была на о. Корфу у святителя Спиридона Тримифунтского. Ходила на службы. И вот как раз просфору она сама заказывала женщине одной гречанке, и потом ее, а она как хлеб большая, отдавала священнику, тот соответственно вынимал частички и после возвращал ей.

Изменено пользователем inna d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
39 минут назад, inna d сказал:

Моя знакомая была на о. Корфу у святителя Спиридона Тримифунтского. Ходила на службы. И вот как раз просфору она сама заказывала женщине одной гречанке, и потом ее, а она как хлеб большая, отдавала священнику, тот соответственно вынимал частички и после возвращал ей.

Раньше так и было: подавали просфору или просфоры, их же получали обратно. В Оптине почти все просфорочки, что раздают или продают, с вынутыми крошечными частичками, иногда вся-вся просфорочка "вынута". Просто, видимо, сейчас, все по-другому. Частенько записку и подал и ушел-уехал, как читали уже. 

Ещё такой вариант встречался. Подала записку в одном храме в Орловской области, "заказная с просфорой", просфору же получила только после службы. То есть как бы подала просфору на проскомию, ее же и получила. Только лишь сама не пекла. ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А нас в Москве, в  Марфо-Мариинской обителе, одна старушка монашенка учила, что если есть возможность, очень хорошо за упокой близкого человека купить в храм бутылочку Кагора и муки высшего сорта. Думаю можно это делать и за здравие. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Просто, видимо, о упокоении есть куда положить приношение ("на канун"), а о здравии надо либо за свечным ящиком попросить. Либо ещё как У нас в храме добрая многолетняя традиция совместных трапез после Литургии. Муку для просфрр можно сразу просфорницам  отдать. 

 

В алтарь ладан жертвуется еще, большие свечи, с которыми выходят отцы на Полиелейную службу, лампадное масло...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, ALEXANDR сказал:

близкого человека купить в храм бутылочку Кагора и муки высшего сорта.

И кагор, и муку и масло и ладан и свечи и даже уголь можно отдавать... И у нас так делается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Хлеб Небесный" епископа Серафима Звездинского о Проскомидии (1часть)

 

Божественная литургия состоит из трех частей. С древнейших времен подразделяется так эта служба, даже в Сионской горнице первая Литургия состояла из трех частей. 
На Тайной вечере прежде всего было приготовление. Господь сказал ученикам: «Идите, приготовьте нам горницу». Затем Господь возлег с двенадцатью учениками (но Иуда не досидел до конца трапезы, «исшел», как исходят оглашенные – не имеющие крещения). Наконец, <...> Господь начал священнодействие: под видом хлеба и вина дал ученикам вкусить Плоти Своей и Крови Своей. И в Божественной литургии имеются эти три части. Первая называется «проскомидия» – слово это греческое, потому что вся Божественная литургия заимствована нами от греков. 
«Проскомидия» значит «приношение». Нужно отметить, что еще во времена Моисея Господь заповедал, чтобы верующие не приходили к Нему «тщи», без жертвы. Это правило строго соблюдали первые христиане; вместо животных, которые служили жертвою во времена Моисея, они приносили хлеб и вино. Алтарь в древности разделялся на три части – собственно алтарь и две боковые части: ризница, по-нашему сосудохранилище, потому что там хранилась утварь храма, здесь же облачались диаконы. По-гречески она называлась «диаконик». С другой стороны находился жертвенник, или предложение – где теперь жертвенник. Там стоял стол, на который верующие полагали хлеб и вино. Вот откуда получила наименование просфора, которая означает «приношение». Эти жертвы так были распространены, что святые отцы говорили: «Да будет стыдно людям, имеющим достаток, причащаться чужим хлебом». Из этих хлебов священник выбирал лучший, хорошо выпеченный и употреблял для причащения, а так как тогда причащались почти все верующие, то приходилось употреблять несколько хлебов и несколько чаш. В Литургии святого апостола Марка так и просится у Господа ниспослать Духа Святаго на хлебы и на чаши сии. 
Хлеб для причащения должен быть пшеничный, квасной, форма его – круглая; кроме того, он должен состоять из двух частей. Пшеничный круглый хлеб берется в память того хлеба, который употребил Спаситель при совершении первой Литургии. Круглая форма напоминает динарий – монету, как бы говоря, что мы выкуплены Христом Спасителем, Который отдал Себя за нас, чтобы выкупить нас. Хлеб этот и называется просфорой, то есть приношением, в память того, что верующие приносили ее в храм для святой Литургии, как и мы теперь приносим свечи, и масло, и то, и другое. Две части просфоры говорят о двух естествах Сына Божия, человеческом и Божественном. Этот динарий, которым мы искуплены, – это жертва, которая была добровольно принесена за нас Богочеловеком, Сыном Божиим и Сыном Девы. Совершается Литургия на пяти просфорах. «Почему это так?» – вы скажете мне. Взгляните на крест – в память пяти язв Господа нашего Иисуса Христа. 
Теперь приступлю к объяснению самой Литургии. Я уже говорил вам, что она состоит из трех частей. Первая называется проскомидией. Она вся посвящена воспоминанию Рождества Христова. И так как Христос родился в безызвестности, о Нем почти не знали до тридцати лет, когда Он явил Себя миру, – то проскомидия совершается в алтаре при закрытых царских дверях. Во время совершения проскомидии вспоминаются и страдания Христовы, но как бы в предвидении – <...> так, как предвидел их праведный Симеон Богоприимец. 
Пред совершением Литургии священник, сознавая свою немощь, свою греховность, чувствуя священный трепет пред той великою службою, к которой он приступает, обращается к Господу с молитвой о помощи. Вот почему он, прежде чем приступить к святой трапезе, как бы в страхе, беспомощный останавливается перед иконостасом, чтобы подкрепить себя обращением ко Господу. Уже с вечера готовится он к служению, и теперь, приходя в храм, священник должен прежде всего мысленно примириться со всеми, простить всем и все. Часто говорят о недостойных священниках, некоторые заявляют, что они потому не ходят в церковь, что они не уважают священнослужителей, что те недостойно себя ведут. Какое же это недомыслие, какая религиозная безграмотность. Да разве изменяется чаша, которую держат руки совершающего– ангела или недостойного священника? 
Господь говорит: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Даже о таких грешных, развращенных и озлобленных до мозга костей священниках Господь так говорит. Святой Иоанн Златоуст так говорит, что нужно благодарить Бога, что святое Причащение дают ему немощные священники, потому что если бы Литургию совершал ангел Божий, то он не допустил бы грешников к святыне. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 29.11.2018 в 02:10, sibiryak сказал:

У отца Константина Пархоменко, там замечательный фоторепортаж о проскомидии, , и о литургии есть и всенощное бдение. Здесь уже писали про свщм. Серафима Звездинского, ревностного служителя Божественной Литургии, там в книге "Хлеб Небесный" он очень хорошо рассказывает о проскомидии, о литургии. 

 

А вообще не так давно узнал, что у нас в храмах некоторых, если подаешь записку простую с именами на проскомидию, она читается дьяконом или алтарником при совершении проскомидии, а если заказная, то уже священник читает и за каждое имя вынимается частица. В монастырях где бывал везде с выниманием частиц, нет понятия простая, заказная...

Да вот так , и на проскомидию пожервование меньше почему то хотя важное это явление, я так понимаю не проскомидию подать это простая записка

 

Изменено пользователем Наталья Александровн
не та буква

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Наталья Александровн сказал:

я так понимаю не проскомидию подать это простая записка

По разному Наталья. У нас если простая записка на проскомидию, то хоть сколько имен - одна цена 10 руб. А если заказная, то 5 р имя. Я всегда думал что на Проскомидии вынимаются частицы за все имена, и подавал конечно много записок, 70-80 имен минимум, и за усопших тоже. Но потом случайно узнал что они без вынимания частиц, а когда позвонил своему батюшке, он сказал что к сожалению почему-то в Епархии у нас так.

Когда стал путешествовать по святым местам, спрашивал у вас сколько заказная и простая? На меня с удивлением смотрели в некоторых монастырях и храмах тоже. А что это такое простая?)) Они все идут на обедню, т.е проще говоря когда подаешь записку говоришь - обедня или сорокоуст к примеру - 40 обеден.))

 

Есть сорокоусты, которые читаются просто на правиле, так было в мужском монастыре где я был . Потом я тоже узнал что без частиц, спросил у монаха и сказал, что  надо мне с вынимаем частиц, монах сказал - значит тебе надо заказать у нас  40 литургий.

 

Заказал :)

 

В Муроме, где покоятся мощи св. Петра и Февроньи так-же сорокоусты без вынимания частиц, только читаются, поэтому подавал записки на обедню.

 

Ну и вообще на проскомидии мы и сами должны молиться за своих родных как за здравие, так и за упокой, так же на ектеньях.

 

С выниманием частиц это особое поминовение, ведь каждая частица потом опускается после причастия мирян в кровь Христову, и как писала Марина выше - священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

 

Поэтому и существует правило, что подавать на обедню можно только за крещенных православных людей, тех кто не отрицает Бога и церковь.

 

Азбука веры Блоги > священник Константин Пархоменко

 

Проповедь:
В какие моменты Божественной литургии
нужно поминать живых и усопших

 

Мне хотелось бы сегодня поговорить об очень важном предмете – о поминовении наших близких. О поминовении живых и о поминовении усопших. Дело в том, что каждый раз, как заканчивается Литургия и я выхожу в храм, подходят люди и говорят: «Вот, батюшка, мы очень ждем панихидку, хотим помолиться за усопших». А кто-то говорит: «Я вот специально пришел, чтобы помолиться о здравии, или об успехе дела, или помолиться с благодарностью Богу. Можете ли послужить молебен?» Мы, священники, конечно, служим. Но какой-то осадок остается, и вот от чего. Дело в том, что, по древней церковной традиции, после Литургии не положено совершать никаких частных треб, никаких частных молений. Потому что Литургия – это маленькая Пасха. Во время Литургии мы взбираемся на молитвенную высоту, мы, можно сказать, непосредственно, лицом к лицу с Богом общаемся, переживаем праздник, пир веры. И сразу с этой высоты спускаться и возвращаться опять в круг каких-то наших просьб… Церковь сочла с древности, что это не совсем уместно.
 

Скрытый текст

 

Когда я однажды рассказал об этом людям на одной беседе, один человек сказал: «Может быть, теоретически это и правильно. Но я прихожу в храм не для того, чтобы абстрактно участвовать вместе с Церковью в празднике встречи с Господом. Я хочу помолиться и о своих личных нуждах. Почему же вы этого меня лишаете , говорите, что не положено служить панихиды и молебны? Почему же вы лишаете меня этой возможности помолиться за моих живых родственников или за усопших?»


Этот человек задал очень правильный вопрос. Дело в том, что Церковь не напрасно, не случайно сказала, что после Литургии частные молебны и панихиды о чем-либо или о ком-либо нежелательны. Дело в том, что в самом чине Литургии содержатся, притом в концентрированном виде, молитвы и о здравии, и о упокоении. Несколько раз во время Литургии мы особо, «сугубо» молимся о живых. И так же сугубо, особо молимся и об усопших. Конечно, нельзя, знаете, по какой-то шкале измерить, на сколько именно Литургическая молитва выше молебна или панихиды, но можно с несомненностью утверждать, что многократно выше. По своим «благодатным характеристикам» – употреблю такое смелое выражение – Литургия выше любой нашей частной молитвы.

И вот мне хотелось бы сегодня в проповеди рассказать, когда именно во время Литургии мы молимся о здравии и о упокоении. Это пригодится вам для того, чтобы вы могли более осмысленно относиться к службе и участвовать в Таинстве. Ведь это наша беда, что мы не знаем с вами службы, не знаем церковной службы. Бывает, люди десятилетиями ходят в храм – и не знают, в каком месте помолиться о близких. Недавно одна бабушка подошла с брошюрой, в которой был чин Литургии, и попросила: «Не можете ли, батюшка, мне поставить крестики, где, в какие моменты молиться за усопших, и галочки, где можно молиться о здравии. Я буду стоять с этой книжечкой на Литургии и следить, и молиться». Это очень правильный подход, благочестивый. Но вместе с тем этот пример показывает, что мы с вами не знаем нашей Литургии, не знаем этого в прямом смысле сокровища нашей веры...

Вот давайте сегодня как раз и посмотрим, и освежим в памяти, в какие моменты службы Церковь нас призывает молиться об усопших и в какие – о живых. И в будущем, когда мы будем приходить на службу на Литургию, мы сможем в эти моменты поминать наших живых и наших усопших, сродников, знакомых. Но, конечно, это не значит, что молебны и панихиды служиться не будут. Они служились и будут служиться, потому что, повторяю, если кто-то и понимает, что можно помолиться о своих детях на Литургии, и что необязательно потом заказывать отдельный молебен о здравии, то это один человек из ста, а девяносто девять не понимают. И для них, конечно, всегда будут служиться и молебны, и панихиды.

Поговорим о том, когда же именно Церковь советует нам в чине Литургии молиться об усопших и о живых.
Вы знаете, что еще до того, как началась служба, в алтаре совершается проскомидия. Проскомидия – это такое чинопоследование, во время которого из просфор, из таких круглых, состоящих из двух половинок хлебцев, вынимаются частицы. Мы молимся: «Господи, помяни рабов Твоих...» И перечисляем имена. И все записки, которые вы давали накануне вечером, в предыдущий день или утром, все эти записки берутся в алтарь. Постоянно наш чтец или пономарь ходит в свечной ящик, все эти записки приносит, затем встает рядом со священником, который совершает проскомидию, и тихонько читает их. И священник всех поминает. Так совершается первое поминовение.

У нас в России верующие люди как-то в нем активно не участвуют. Они просто приносят записки, оставляют. А в древности верующие более активно участвовали в службе. Кстати сказать, и сейчас в некоторых храмах мы можем такую же традицию, в стиле древнехристианских времен увидеть, это очень хорошая, правильная традиция. Однажды я был в Париже, и там я служил в греческом православном храме. И обратил внимание на одну очень интересную особенность. В Греции жертвенник стоит прямо у самого выхода из алтаря. Священник стоит спиной к выходу, ну, или боком к выходу, на расстоянии протянутой руки, так что верующие люди могут написать записку и подать ее прямо в руки священнику, который совершает поминание. Священник тут же эту записку берет и тут же говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих...» Более того, можно самому испечь хлеб, и частицы о здравии или о упокоении дорогих тебе людей будут вынуты не из просфоры, а из хлеба, приготовленного твоими руками. Я видел, как женщины приносят хлеб, завернутый в полотенце. Такие теплые еще хлебы. И вот эти хлебы приносят, и священник берет этот хлеб у хозяйки, берет ее записку, какое-то пожертвование, говорит: «Помяни, Господи…» – поминает, вынимает частицы из этого хлеба и женщине хлеб отдает. Через изъятие частиц простой хлеб становится священной просфорой. И хозяйки берут этот хлеб домой, и там всем, кто приходит, – например, детям, внукам, – всем этот хлеб дают, по кусочку.


Чтобы верующим напомнить, что в это время, когда идет проскомидия, они могут помолиться о своих живых и усопших, в Греции в это время звонят в колокольчик. То есть, когда священник помянул всех, за кого подали записки, чтец или пономарь берет колокольчик и в него звонит. И все люди, которые ходят и ставят свечки или просто ходят по храму и целуют иконы, они мысленно говорят: «Помяни, Господи …» и называют себя или вполголоса произносят имена своих близких, усопших или живых.


Хотя у нас такой традиции нет, но, как вы понимаете, суть остается та же. То есть, когда мы приходим с вами перед началом службы, покупаем свечи, уже идет проскомидия. Мы можем с вами купить свечу, подать записку, приложиться к иконам, но потом хорошо бы остановиться и помолиться от души за всех живых и усопших, помянув их поименно.
И таким образом вы тоже станете участниками проскомидийной молитвы. Священник – в алтаре, вы – в храме, но все единым сердцем возносят молитву о людях.

Дальше:

Эти все частицы, вынутые с поминовением о здравии и о упокоении, мы кладем на специальное блюдо – дискос, где лежит уже частица хлеба, которая станет Телом Христовым. Называется эта частица «Агнец». Потом это блюдо с Агнцем перенесут во время Великого входа и поставят на престол. Эти частицы, как бы люди эти, будут возле Агнца, возле Христа Самого лежать.

Итак, мы рассказали о первом поминании. Всего на Литургии мы можем обозначить четыре поминания. Четыре особых, подчеркнутых поминания. Я уж не говорю, что в прошениях ектении мы постоянно возносим молитву за людей, молим Бога: «Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих…» То есть, если кто-то из наших родственников болеет, они подходят под эту категорию.
Но четыре раза Церковь молится о живых и усопших специально, особенно.

Первый раз – во время проскомидии.

Второй раз – когда? – Во время «сугубой ектеньи».
Диакон прочитал Евангелие. И начинается «сугубая ектенья»:
«Рцем вси от всея души, от всея помышления нашего рцем».
«Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».
Дальнейшие прошения этой ектении я пропущу и подойду к предпоследнему прошению:
«Еще молим Ти ся о милости, жизни, мире, здравии, спасении посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих...». И мы читаем списки имен.


Так вот это – самое законное время, чтобы и мы свои свитки, книжечки, синодики раскрыли и помолились о здравии наших с вами близких людей.


А после этого следует ектенья заупокойная:


«Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих…», и опять диакон перечисляет имена.
Некоторые люди говорят: «Почему меня вынуждают молиться за каких-то совершенно незнакомых людей?» Когда диакон произносит имена, естественно, для большинства людей это незнакомые имена. Но дело в том, что, пока диакон поминает тех, о ком просили его молиться, мы можем помянуть и своих. Во-первых, можем помянуть и тех, кого мы не знаем лично. Мы за них помолимся, а кто-то за нас. Не будем жалеть своих сил, чтобы помолиться за незнакомых нам людей.

Третий раз – очень важно! – мы на Литургии поминаем живых и усопших, когда заканчивается Евхаристический канон, когда хлеб и вино становятся Телом Христовым и Кровью; тогда священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии»!
И хор поет: «Достойно есть, яко воистину…» или: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». То есть поется гимн в честь Богородицы. Диакон кадит, наполняет кадильным дымом алтарь. И вот перед нами лежат раскрытые Тело и Кровь Христовы, Сам Господь, Воскресший и Преобразившийся, перед нами. Святые отцы говорили: «Когда, как не в эти минуты, когда перед нами Тело и Кровь Христовы лежат, мы можем помянуть всех, кого хотим?..» Один известный святой, находясь в темнице, писал своим братьям, епископам: «Братья, я очень много страдаю в узах. Пожалуйста, помолитесь за меня перед раскрытыми Дарами». Он имел в виду как раз этот момент.

И, наконец, четвертый, последний, сугубый, нарочитый момент поминания.

 

После Причащения всех верующих священник заносит Чашу в алтарь, ставит ее на престол. Диакон (как положено) или священник (как часто совершается по современной практике) берет частицы, вынутые во здравие или во упокоение душ людей, опускает их в Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся, Кровью Своей честной, молитвами святых Твоих». Считается, что даже кто не был, не присутствовал на Литургии по какой-то уважительной причине, но за кого вынута частица из просфоры, в этот день он тоже омывается Кровью, тоже приобщается ко Христу. То есть, он тоже каким-то образом участвует в Таинстве Причащения.
Священник (или диакон) опускает в Чашу частицы, а прихожане могут, со своей стороны, вознести в этот момент молитву о всех близких. Вы можете сказать мысленно или тихо: «Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь, всех близких моих, сродников, друзей, всех, за кого я молюсь. Приобщи их к Себе, излей на них благодать, прости прегрешения и ослабь муки усопших, кто в этом нуждается. Вразуми и просвети светом богопознания и доброй жизни живых…» Вот примерно так можно помолиться в эту минуту. Молитвы импровизированные, можно каждый раз складывать такие, какие Бог на сердце положит.

Вот особые четыре момента, когда мы можем молиться об усопших и о живых. Согласитесь, достаточно, для того, чтобы иметь возможность помянуть своих близких. А не говорить с расстройством, как некоторые: «Выстояла Литургию, батюшка, что же, теперь я без панихиды, без молебна останусь? Как же помолюсь я о родных?»
Некоторые приходят не на Литургию, а к молебну или к панихиде, чтобы за своих близких помолиться. Как будто Литургия – это что-то абстрактное, не имеющее отношения к нашей с вами реальной, конкретной жизни. А ведь мы знаем, что это и возможность встретиться, пообщаться с Господом, и возможность высказать Богу все свои нужды, помолиться о здравии и о упокоении людей, которые нам дороги!..

Мир Божий да пребудет со всеми вами, с вашими близкими. Да сохранит Господь в мире всех наших живых сродников и знаемых и да упокоит и сопричтет Царствию Небесному всех почивших. Аминь.

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/molitva-o-zhivyx-i-usopshix-na-liturgii.358/

 

 

 

Записка церковная

 

https://azbyka.ru/zapiska-cerkovnaya

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В преддверии праздника Введения Пресвятой Богородицы(4 декабря)

 

Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля – отдание праздника Рождества Христова. – Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: «Христос раждается, славите» (рядовая, после всех песней).

 

Катава́сия (от греч καταβασία (катавасиа) (от греч. καταβαίνω — спускаться, сходить) — схождение) – название ирмоса, который поется в окончании песни канона на утрени (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма. В Приходских храмах вряд ли существует подобная практика.


«Катавасия – в сущности есть ни что иное, как тот же ирмос, но не начинающий собою ряд тропарей данной песни, а ее заключающий». Происходит это выражение от καταβαίνω – спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвы­шений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос».

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

 

Итак, обратимся к рождественским катавасиям, возможно они уже у кого-то на слуху. Уже по смыслу, читая тексты, мы видим, что  у всех ирмосов (катавасий) одна тематика-рождественская.

1. Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Перевод: Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.

Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.

3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим вознесый рог наш, свят еси, Господи.

Перевод: Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!

4. Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи пришел еси, воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи.

Перевод: Христе — отрасль от корня и цвет от него, — родился Ты от Девы; от горы, осененной чащею, пришел Ты, всехвальный, воплотившись от безмужной, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи!

От горы, осененной чащею — от Девы.

5. Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

Перевод: Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам Ангела (вестника) великого совета Твоего, дарующего мир. Посему мы, быв приведены к свету богопознания, в ночи начиная утренние молитвы, славословим Тебя, Человеколюбче.

6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Перевод: Иону, как младенца, из чрева морской зверь изрыгнул, каким принял; и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть, родилось, сохранив Ее неврежденною; ибо Оно сохранило Родившую Его непричастною тому тлению, которому не подверглось Само.

7. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси.

Перевод: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презрев нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем, но, стоя среди пламени, пели: благословен Ты, Бог отцев.

8. Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Перевод: Образ чуда сверхъестественного представила росоносная пещь; ибо не опалила юношей, которых приняла, равно как огонь Божества — утробы Девы, в которую нисшел. Посему, торжествуя, воспоем: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века.

9. Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.

Перевод: Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера — небо; Дева — престол херувимский; ясли — вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем.

 

Хотелось бы вставить сюда аудиозапись "Христос раждается...", но из-за времени нет возможности  разобраться как это сделать. :blush:

 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Немного размышлений священномученика Григория Лебедева на евангельские стихи, которые слышим за каждым вечерним Богослужением 

 

«И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей... что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1, 46–50).

Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его.

«Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»...

Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя!

Да будет «свято имя Его»!

 

«Величит душа Моя Господа, и возрадо­вался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» что явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низло­жил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; восприял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века»(Лк. 1, 46, 47, 51–55).

Та же молитва Господу.

Господь оправдал обетование Свое и явил силу руки Своей! Смиренный, предоставивший себя воле Господа – спасен. Гордый, утверждающий жизнь на греховной самости – погибнет... Гордый обосновывается на своих мыслях, а Господь «рассеивает надменных помышлениями сёрдца их». Эгоистическое земное мудрование надменных порождает только неустройство, затемняет пути жизни и вместо объединения любви создает обособление эгоизмов, запутавшихся в само- измышленных целях.

Гордый вздымается, кичится, хочет занять первое место, а Господь, обнажая неустройство жизни надменных, «низлагает их с престолов» властвования и возносит смиренных, идущих Его путем, потому что Божий путь прочен, и идущий по нему возносится ввысь.

Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется ими удовлетворить свою жажду первенства на земле... Но – тщетно. Господь насыщает только «алчущих правды»... Они насыщаются истинными «благами» и «в Бога богатеют»... И они блаженны... А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а «богатящиеся», т. е. думающие, что они богатые. В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные... Господь отпустил богатящихся «ни с чем»...

Так смиренный, предавший себя Божиему водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен, исполнен жизни; и все это потому, что «воспринял» Господь его, как «Израиля, отрока Своего», и распростер над ним «милость Свою», обещанную «Аврааму и семени (потомкам) его до века».

Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос: - На Литургии во время пения Херувимской следует читать 50й псалом. Как это объяснить?

 

отец Олег Стеняев: - Действительно, священник, который совершает каждение на Херувимской или диакон читает 50 псалом. Покаянный псалом, который приуготовляет нас к тому моменту, когда Господь будет входить в храм, в окружении святых и ангелов. Если Вы читали житие Серафима Саровского, там описывается, когда он был диаконом, как раз на Херувимском выходе он застыл, потому что увидел, как Господь входил в окружении ангелов и святых, будто золотых пчел. Их было так много! И Господь входил в алтарь и зависал над престолом, как раз когда переносили с жертвенника на престол после Проскомидии освященные Дары хлеб и вино, которые потом пресуществляются в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа. Действительно, такая практика есть. Священники читают эту молитву. Это особый момент, кульминация - перенос Даров. Потом уже начинается Евхаристическая часть Литургии. Кстати, вы можете купить пособие по Божественной Литургии, там это расписано все. И даже где земные поклоны делать, где поясные, где поклоны без крестного знамения. В каждом случае указывается, как правильно себя вести. Где мужчины стоят, где женщины, где дети. Это все надо знать. Церковь спокойно относится к людям, но надо подсказывать, что лучше так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Оля, спасибо!

это, кажется из брошюры батюшки Алеския Уминского "Божественная Литургия. Объяснение смысла, значения, содержания".

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminskij/bozhestvennaja-liturgija-ob-jasnenie-smysla-znachenija-soderzhanija/

 

Недавно купила  в ТСЛ. Очень нравится. Все просто и доступно батюшка объясняет. Рекомендую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скажите, пожалуйста, где скачать Великое славословие и Тебе Бога хвалим с ударениями и разделительными палочками (не знаю как правильно называются). Не могу найти почему-то.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 20.12.2018 в 12:02, ~ Весна ~ сказал:

Скажите, пожалуйста, где скачать Великое славословие и Тебе Бога хвалим с ударениями и разделительными палочками (не знаю как правильно называются). Не могу найти почему-то.

Совсем забыли эту тему !!!!!!. Почему никто не пишет , это что такое , а!?:meeting0:

Лена , нашли песнопения ?Вам текст нужен или в аудиоформате? В Оптине на Новогоднем молебне пели Тебе Бога хвалим , на мотив 3-го гласа . На слух определила , что ни все остановочки такие как , например , у нас.Очень люблю "Тебе Бога хвалим." Д . Бортнянского, очень торжественное. Некоторые считают , что оно более удобнее для исполнения , чем 3-го гласа .

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, плохо, что забыли тему!

Скоро вот Великий Пост, неплохо бы поразбираться с Великим Каноном Андрея Критского.

 

Тексты мы нашли, нам нужно было для любительского хора на новогодний молебен.

Странно, что так трудно найти в интернете именно с разделительным палочками (не знаю, как правильно называется).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Тексты мы нашли, нам нужно было для любительского хора на новогодний молебен.

Странно, что так трудно найти в интернете именно с разделительным палочками (не знаю, как правильно называется).

Хорошо , что нашли .Да , это песнопение поется на благодарственном молебне, чин молебна находится в книге "ТРЕБНИК ". А нет остановок в тексте видимо , потому что ,данное песнопение исполняется на разные мотивы, например, на 3-й глас. 

 

Вот текст (с остановками )на мотив 3-го гласа. 

Тебе, Бога хвалим / Тебе, Господа исповедуем, / Тебе Превечнаго Отца, / вся земля величает. / Тебе вси ангели, / Тебе небеса, и вся силы. / Тебе херувимы и серафимы / непрестанными гласы взывают / свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. / Полны суть небеса и земля величества славы Твоея. / Тебе преславный апостольский лик, / Тебе пророческое хвалебное число, / Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство. / Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь / Отца непостижимаго величества / покланяемаго Твоего истиннаго и единороднаго Сына, и Святаго Утешителя Духа. / Ты Царю славы, Христе. / Ты Отца присносущный Сын еси. / Ты ко избавлению приемля человека, / не возгнушался еси девическаго чрева. / Ты, одолев смерти жало / отверзл еси верующим Царство Небесное. / Ты одесную Бога седиши / во славе Отчей, судия приити веришися. / Тебе убо просим / помози рабом Твоим, / ихже честною кровию искупил еси, / сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. / Спаси люди Твоя Господи / и благослови достояние Твое, / исправи их, и вознеси их во веки, / во вся дни благословим Тебе, и восхвалим имя Твое во век, и в век века. / Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам, / помилуй нас, Господи, помилуй нас. / Буди милость Твоя, Господи на нас / якоже уповахом на Тя. / На Тя, Господи, уповахом,// да не постыдимся во веки, аминь.

13 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Да, плохо, что забыли тему!

Скоро вот Великий Пост, неплохо бы поразбираться с Великим Каноном Андрея Критского.

Кстати , это песнопение будем петь на молебне в Неделю Торжества Православия. 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сейчас искала "Тебе Бога хвалим"на этом сайте , в исполнении братии монастыря , не нашла . Обидно ((

А "Великое Славословие ",нашли ?

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...