МАРГАРИТКА 1899 Posted November 9, 2018 спаси Господи . Общими усилиями и с помощью Божией . Очень интересно сравнить службы на приходе с монастырской.На сколько мы отошли от Устава ,сокращяя некоторые песнопения службы. Quote Share this post Link to post
EКатерина 2677 Posted November 9, 2018 (edited) В 22 октября 2018 г. в 18:32, Евгения (Владимир) сказал: Евгения, "Благовест" теперь поет литургии, когда Владыка Евлогий в Суздале служит. На мое ухо, непривычно им. Опытный уставщик помогает. А вокальная часть, конечно, на очень достойном уровне. Edited November 9, 2018 by EКатерина 1 Quote Share this post Link to post
sibiryak 4809 Posted November 9, 2018 2 минуты назад, EКатерина сказал: Евгения, "Благовест" теперь поет литургии, когда Владыка Евлогий в Суздале служит. На мое ухо, непривычно им. Опытный уставщик помогает. А мне просто очень понравились голоса, я раза три оставался слушать, там в Спасо-Евфимиевском монастыре в Спасо-Преображенском храме, как только новая группа, они выходят петь) Роспись очень понравилась мне там, на стенах Евангелие. Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов. 1 Quote Share this post Link to post
Olqa 12096 Posted November 9, 2018 (edited) В Fri Oct 26 2018 в 19:31, Георгий 2В сказал: теперь понятно. Стоят они, обремененные и усталые, пошатываясь из стороны в сторону от трудов и тягот земных, листают странички, но с места не сходят, пока не закончат порученное дело) Да ну, мрачная прям картина. Братия может сидеть в отдельных частях службы, как и все в храме. И сидя читать. Тем более для них стоят лавочки в правом пределе, как и для монашествуюших. Какая-то Вам картина представилась, или мне так послышалось. Это вообще-то за честь можно почесть - чтение имён по синодикам в Оптине )) Edited November 9, 2018 by Olga 2 Quote Share this post Link to post
Евгения (Владимир) 565 Posted November 9, 2018 3 часа назад, EКатерина сказал: Евгения, "Благовест" теперь поет литургии, когда Владыка Евлогий в Суздале служит. На мое ухо, непривычно им. Опытный уставщик помогает. А вокальная часть, конечно, на очень достойном уровне. Екатерина, интересно, состав их остался прежним или сократился до 3 человек? Quote Share this post Link to post
Георгий 2В 69 Posted November 9, 2018 4 часа назад, Olga сказал: Да ну, мрачная прям картина. Это с таким большим уважением и каплей юмора сказано). Но, действительно, они выстаивали почти всю службу, не сходя с места, кто помоложе (продолжительность свидетельства- ежедневно в течение недели). Впечатляет. 2 Quote Share this post Link to post
Георгий 2В 69 Posted November 9, 2018 А вот вопрос по текстам, или, скорее, по возгласу. Однажды во время Литургии прихожане вместе з диаконом просят: "Господи, спаси благочестивые". Кто такие благочестивые? Это избранные из среды прихожан? Это благочестивые вообще среди всех народов? Если это самые зрелые из церковных плодов, почему мы о них просим отдельно от всех- "И о всех, и за вся"? То есть, они более нуждаются в спасении, чем остальное большинство --неблагочестивые? Как правильно объяснить это детально? 1 Quote Share this post Link to post
EКатерина 2677 Posted November 9, 2018 (edited) Евгения, четверо. На Казанскую пели литургию в Евфимьевском приделе Спасо-Преображенского собора монастыря (на видео как раз он), потом были замечены в Рождество-Богородичном соборе Кремля. Edited November 9, 2018 by EКатерина 1 Quote Share this post Link to post
sibiryak 4809 Posted November 9, 2018 При нажатии фото увеличится 58 минут назад, EКатерина сказал: На Казанскую пели литургию в Евфимьевском пределе Это тот придел? Вот этот слева, очень красиво тогда пел, но на видео его нету 1 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 1899 Posted November 9, 2018 (edited) 2 часа назад, Георгий 2В сказал: А вот вопрос по текстам, или, скорее, по возгласу. Однажды во время Литургии прихожане вместе з диаконом просят: "Господи, спаси благочестивые". Кто такие благочестивые? Это избранные из среды прихожан? Это благочестивые вообще среди всех народов? Если это самые зрелые из церковных плодов, почему мы о них просим отдельно от всех- "И о всех, и за вся"? То есть, они более нуждаются в спасении, чем остальное большинство --неблагочестивые? Как правильно объяснить это детально? действительно,на Литургии мы слышим этот возглас от лица диакона . И если оный имеет красивый баритон , то возглас звучит торжественно. Но к сожалению мало ,кто знает его смысл и значение. При его звучании кто-то в душе отнесет себя к числу "благочестивых " и "избранных "прихожан , при этом истово перекрестит себя крестным знаменем.) Между тем, возглас имеет свою историю,которая зародилась в далекой Византии. В этих словах ,а взяты они из Священного Писания ,призыв к Богу о спасении императора и патриарха .Правда первоначально он звучал иначе . К благочестивым позже стали относить всех православных . Позже этот возглас перекочевал к нам в Россию . Вот здесь более подробно http://deacon.ru/library/primechaniya-hitrosti/59-save.html Интересно, что в некоторых храмах , где нет диакона , можно услышать этот возглас от лица служащего священника, но уже ни так торжественно, конечно . Edited November 9, 2018 by МАРГАРИТКА 2 1 Quote Share this post Link to post
Olqa 12096 Posted November 9, 2018 (edited) Немного дополню и немного повторю )). Возглашение "Господи, спаси благочестивыя" появилось в Византии и пелось изначально во время входа царя и патриарха в храм. Текст его выглядел так: "Господи, спаси царей и услыши ны", и являлся просто цитатой из 19-го псалма ("Господи, спаси царя и услыши ны"). Описания константинопольской патриаршей литургии ранее XIII в. указывают возглашать это прежде пения последнего кондака (ныне на патриарших, а по дореволюционной практике вообще на всех архиерейских литургиях , в этом месте возглашается Великая похвала). С XIV в. возглас перемещается и звучит уже после последнего кондака, непосредственно предваряя приглашение диакона к пению Трисвятого ("наведение" диаконом орарем "ко вне стоящим" при возглашении "и во веки веков", на которое прихожане по обычаю приклоняют главы, изначально было ничем иным, как сигналом хору или народу к началу пения "Святый Боже"). С XV в. возглас начинает проникать и в чинопоследование обычной, непатриаршей литургии. В том же столетии, после падения Константинополя в 1453 г., греки лишаются императора, поэтому возглас переделывают: "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны" В такой форме, в конце концов, возглас проник и в русское богослужение. На Руси царь был, но текст, однако, обратно переделывать не стали (потому что не знали, как он выглядел изначально – до XV в., по крайней мере, на Руси этот возглас не использовался). Хотя по мысли некоторых поздних толкователей возглас этот относится просто к благочестивым прихожанам, "среди нас стоящим и всем, которые будут во веки веков"(К.Никольский, "Пособие к изучению Устава богослужения"), всем было ясно, о каких благочестивых идёт речь – после революции 1917 года возглас был упразднен. Однако в 1997 году Синодальная богослужебная комиссия Московской Патриархии все же восстановила этот возглас в следующей редакции: ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О порядке возглашения "Господи, спаси благочестивыя..." на Божественной литургии при патриаршем, архиерейском и иерейском служении. Богослужебная комиссия предлагает следующий порядок: 1. При малом входе на Божественной литургии: Патриарх, приим кадильницу, кадит святую трапезу округ и предложение (жертвенник) и весь олтарь, держа в левой руце жезл. Таже исходит пред святыя двери и кадит Владыки Христа образ и Пресвятыя Богородицы, и народ, и сущыя во олтари кадит стоя пред святою трапезою. Таже вне певцы поют обычныя тропари и кондаки, по чину и по дню. Оставляют же последний кондак, и не поют. И стоит Патриарх пред святою трапезою. Архидиакон же изшед из олтаря, станет ко святым дверем ко стране, держа же и орарий треми персты, мало воздвигнет глаголя: Господи, спаси благочестивыя. И поют в олтаре, а затем певцы тожде. И архидиакон глаголет: И услыши ны. И паки в олтаре, а затем и лик поет тожде. Таже архидиакон глаголет великую похвалу. Патриарх, стоя пред святою трапезою, поет вкупе с предстоящими сослужители, последний кондак по чину. При сем глаголет архидиакон: Благослови, владыко, время трисвятаго. И стоя пред дверьми глаголет: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Патриарх: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Архидиакон близ дверей держа орарий треми персты, и показуя к народом глаголет: И во веки веков. И первый лик приглаголет: Аминь. Таже поет: Святый Боже: со сладкопением. 2. Утвердить на литургии возглашение "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны" при архиерейском и иерейском служении (т.к. похвала не исполняется) в следующей редакции: Егда же певцы пропоют последний тропарь, глаголет протодиакон ко архиерею, и орарь в руце держа треми персты: Благослови, владыко, время трисвятаго. Архиерей же знаменует его. Скончавшуся же тропарю, приходит протодиакон близ святых дверий, и стоя пред дверьми, глаголет: Господу, помолимся. Лик: Господи, помилуй. Архиерей глаголет возглас: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Протодиакон станет близ святых дверей и, показуя орарем, первее убо ко иконе Христове, глаголет: Господи, спаси благочестивыя. И поют певцы по ликом тожде. Протодиакон: И услыши ны. И паки поют певцы по ликом тожде. Таже протодиакон наводит, глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков. Лик: Аминь. Таже Святый Боже: со сладкопением. 3. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам: "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны", так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат диакону только (Церковные ведомости, 1900, 23) в следующей редакции: Священник глаголет возглас: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Священник глаголет: Господи, спаси благочестивыя. Лик поет тожде. Священник глаголет: и услыши ны. Лик поет тожде и таже Святый Боже. ПОСТАНОВИЛИ: Предложенный порядок возглашения "Господи, спаси благочестивыя..." утвердить и произносить за Божественной литургией. 17 июля 1997 г. †************** Вопрос: Во время литургии поют: "Господи, спаси благочестивыя и помилуй ны". Как же люди сами себя называют благочестивыми? Если молиться так искренне, не значит ли это, что человек превозносится? Отвечает иеромонах Адриан (Пашин): Эти слова относятся к Православным монарху, который поминался в этот момент литургии. В наше время это относится к православным правителям. В православной традиции принято считать других людей лучше себя, то есть возможно называть другого человека, православного христианина, благочестивым. 2 февраля 2005 г. ************** Господи, спаси благочестивые В древности в Константинополе слова «Господи, спаси благочестивыя…» произносил сам патриарх. Этот возглас диакона имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, когда на ней присутствовали цари, к которым относилось «спаси благочестивыя», т.е. благочестивыя цари. В современной литургической практике этот возглас относится ко всем благочестивым христианам, присутствующим в храме. Через это приветствие показывается воля Самого Христа, избравшего каждого в свое звание для пользы Церкви и всех вообще людей, а также верные побуждаются к правильному прохождению своих званий, и обещается им одинаковое спасение и воздаяние, какое Христос приготовил и дает всем святым. Edited November 9, 2018 by Olga 3 2 Quote Share this post Link to post
Георгий 2В 69 Posted November 9, 2018 С особым чувством симпатии благодарю за обстоятельные подробные комментарии! Quote Share this post Link to post
EКатерина 2677 Posted November 9, 2018 (edited) 3 часа назад, sibiryak сказал: При нажатии фото увеличится Это тот придел? Вот этот слева, очень красиво тогда пел, но на видео его нету Александр, это главный придел - Преображения Господня, там сейчас реставрация. А Евфимьевский справа, где очень красивая мозаичная икона Спасителя, единственная сохранившаяся. В лица певчих не всматривалась. Не вем, кто был, кого не было. Edited November 9, 2018 by EКатерина 2 1 Quote Share this post Link to post
sibiryak 4809 Posted November 9, 2018 10 минут назад, EКатерина сказал: Александр, это главный придел - Преображения Господня, там сейчас реставрация. А Евфимьевский справа, там очень красивая мозаичная икона Спасителя, единственная сохранившаяся. Ну конечно Екатерина тот главный, все так и есть. Цитата А Евфимьевский справа, где очень красивая мозаичная икона Спасителя, единственная сохранившаяся Спасибо. P.S делали телефоном, но разглядеть можно. 2 Quote Share this post Link to post
Olqa 12096 Posted November 10, 2018 «Единоро́дный Сы́не» — неизменяемый православный гимн, входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. Описывает воплощение и богочеловеческую природу Иисуса Христа. В числе ветхозаветных пророчеств о Христе есть такой текст Захарии, предсказывающий раскаяние иудеев: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:9—10). Церковнославянский: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нiя на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртiю сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ» Русский: Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу- спаси нас! Существует устойчивое мнение, что гимн написал около 536 года византийский император Юстиниан I. «Единородный Сыне» отражает полемику времени христологических споров между православными и монофизитами. С одной стороны, гимн утверждает вероопределение Халкидонского собора о двух природах во Христе: подчёркивается как Божественная (Христос называется единородным Сыном, бессмертным, прославляемым вместе с Отцом и Святым Духом), так и человеческая природа (Христос воплотился и непреложно (истинно и неизменно) вочеловечился, то есть стал Человеком, и так же непреложно претерпел распятие). С другой стороны, в духе примирительной политики Юстиниана для выражения православной мысли используются любимые монофизитами фразы. В данном случае такой фразой является «Един сый Святыя Троицы», которой монофизиты подчёркивали свою убеждённость исключительно в единосущии Сына Отцу и Святому Духу (в соответствии с учением Никейского собора), но не в единосущии Христа человечеству (определение Халкидонского собора, не принятого монофизитами). Эта формула, будучи изначально монофизитской, в сочетании с остальными бесспорно православными словами гимна теряет свой «монофизитский» оттенок и становится вполне приемлемой с точки зрения Халкидонского собора. Несомненно монофизитский оттенок несут и слова о вочеловечившемся и распятом Слове Божием. Тактика внешних словесных уступок монофизитам при твёрдом сохранении учения Халкидонского собора характерна для Юстиниана I и нашла достойное завершение на Пятом Вселенском соборе. Пение гимна «Единородный Сыне» на ежедневных литургиях (как и догматиковна воскресной вечерне) призвано напоминать верным православное учение Халкидонского собора о воплощении Христовом. Поется всегда после второго антифона, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался. *************** Песнь «Единородный Сыне» называют и песнью воплощения, и песнью, в которой вспоминается Богоявление (Крещение) Господа, когда Бог-Отец свидетельствовал о Своем Сыне. Несмотря на краткость, она богата по содержанию. В ней даже можно увидеть элементы полемики между православными и монофизитами, признававшими во Христе одну только божественную природу Христа, уничижая человеческую. Действительно, в песне «Единородный Сыне» утверждается, что Он изволил «воплотитися от святыя Богородицы..., непреложно вочеловечивыйся», а также — что Господь «един сый Святыя Троицы», то есть, является Богом. Рассмотрим некоторые слова в этой песне, чтобы точнее понять ее смысл. «Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый…» Слово «Сый» происходит от понятия «Сущий», то есть, Существующий, Вечный. Вообще, привычные для современного языка части слова –ущ- или –вш- в церковнославянском часто отсутствуют. Поэтому мы слышим здесь «безсмертен Сый», «изволивый спасения нашего ради», «смертию смерть поправый». На слух такие «сокращенные» слова можно понять не совсем точно. Например, «распныйся» можно воспринять как призыв, хотя на самом деле это слово прошедшего времени и обозначает «распявшийся». Фраза «непреложно вочеловечивыйся» также содержит несколько «сокращенное» слово — от «вочеловечившийся». А слово «непреложно»имеет особый смысл и обозначает «неизменно». Этим мы подчеркиваем, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», пожалуй, обозначает и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты. Заключительные слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу»свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог — Богочеловек — может спасти грешную, поврежденную человеческую природу каждого, кто прибегает к Нему в таинствах, молитве, богоугодной жизни. Песнью «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой, как источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию, внимают, откликаются сердцем, крестным знамением, молитвой на исполненные духом слова, за которыми незримо присутствует и Сам Бог-Слово. 2 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 1899 Posted November 10, 2018 (edited) как бы вы объяснили данное песнопение ребенку 11-лет ? Или вот зашёл в храм человек в тот момент , когда хор запел "Единородный Сыне " Бортнянского . На него произвела впечатление эта молитва и он обратился к Вам с просьбой :кратенько , понятно объяснить его смысл?А вот старенькой бабушке тоже стало интересно . Как бы вы объяснили , ведь ни тот , ни другой , ни третий не обладают языком церковной и богословской терминологии и не держали в руках учебник по Общей церковной истории, в котором говорится о монофизитах ?) Edited November 10, 2018 by МАРГАРИТКА 1 Quote Share this post Link to post
Георгий 2В 69 Posted November 11, 2018 23 часа назад, Olga сказал: хорошие подробности по Литургике на уровне выпускного курса) Quote Share this post Link to post
Olqa 12096 Posted November 11, 2018 2 часа назад, Георгий 2В сказал: хорошие подробности по Литургике на уровне выпускного курса) Выпускного курса чего?)) Quote Share this post Link to post
Георгий 2В 69 Posted November 11, 2018 (edited) 4 часа назад, Olga сказал: Выпускного курса чего?)) не меньше, чем академии). Стиль, слог, ораторская уверенность, знание предмета в целом, научно-методическая подготовленность подачи материала, знание терминов и понятий, позитивная атмосфера изложения, уравновешенность в спорных диалогах, убедительность изложения усвоенного материала предмета, терпимость и доброжелательность к новоначальным и отстающим в развитии дилетантам, положительная обратная связь и многое, многое другое. Edited November 11, 2018 by Георгий 2В Quote Share this post Link to post
Olqa 12096 Posted November 11, 2018 (edited) Да, кто-то с богословским образованием написал толкование, без сомнения. Сайт не опознавался конкретно, или опять же особенности связи. Марина, ответила бы, что я не имею специального образования говорить об отдельных частях Литургии в данном случае. Сама только два-три дня назад прочитала об этом песнопении, узнала, что это гимн, связанный с монофизитами. Повод ещё раз осознать, что совсем ничего не знаю о богослужебных текстах, которые почти наизусть выучены. А хорошо бы в соответствии со своими возможностями в этом деле прлдвигаться. С детьмими совсем сложно, это должны быть специально обученные отвечающие, но и особых толкований для них наверное пока не нужно. Бабули могут быть разными и сами намного больше знающими и о монофизитах, и о многом вообще. Как-то читала про простую совсем пожилую женщину, которая в совершенстве знала Устав богослужения, к ней обращались отцы за помощью. Про монофизитов помниться с курсов. Данную дисциплину преподавал молодой совсем препод, который Шестопсалмие читал в храме одним словом. Долгое такое одно слово. Как запомнила: это наши братья армяне, которым когда-то от величия их территориальной расположенности (библейская гора Арарат, Ноев ковчег и пр.) снесло голову, и они на свой лад стали истолковывать веру. Моно - один, вот они и признают только одну Божественную природу Христа, а человеческую нет. Тогда, значит, Он и не претерпел страданий, мук, боли. Божественная природа от всего этого свободна. Кстати, к слову, не знаю по какой причине, но на страничках братьев-армян встречала икону преподобного Старца Оптинского Макария, только своеобразное такое исполнение - в монашеской одежде, но синего цвета, и ликом максимально похож на армянскую национальность. Но значилось, что это икона прп.Макария Оптинского. А вот ещё текст от богословов. Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верующим Царство Небесное, расширяя и углубляя в заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея. Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизреченно счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать. Путь к такому состоянию лежит в осознании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святаго Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимания себе, памяти о вечной жизни), блаженного плача (ощущение своего недостоинства, упование на Милость Божию), кротости (безгневие, душевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания. Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, заповеди блаженств (Мф. 5: 3–12) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного мира: нищие духом, плачущие, жаждущие, гонимые… Однако именно в этих Новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перспективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очистительный покаянный плачь, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду. Edited November 11, 2018 by Olga 1 2 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 1899 Posted November 18, 2018 (edited) Любое богослужение: Вечерня. Повечерие(малое, великое)Утреня(будничная) Литургия, требы, молебны начинаются с возгласа священника. Также возгласы произносятся во время богослужений.( Во́зглас – краткое молитвословие, провозглашаемое священником или епископом во время богослужения или моления (некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы). Возгласы разделяются начинательные, литургийные и ектенийные(после ектенинии). Вот какое объяснение предлагает нам Толковый Типикон(Устав) Начальный возглас священника Обычное начало церковных служб слагается из двух совершенно не равных по объему частей: начального возгласа священника и начальных молитвословий чтеца. Возглас священника, таким образом, является в собственном смысле «началом» службы, как бы первоначалом ее. Ему усвояется уставом особенное значение. Без этого возгласа служба не может начаться. Посему, несмотря на всю краткость этого возгласа, его именно можно рассматривать как часть, равноправную со всем остальным, длинным, содержанием обычного начала. Начальный возглас, вообще говоря, содержит прославление Бога. Таким содержанием начальный возглас хорошо выражает весь характер православного богослужения, в котором прославление Бога преобладает не только над молением, но и над благодарением и поучением, благодаря чему это богослужение лишено того утилитарно-практического характера, какой имеет римско-католическое богослужение с преобладанием в нем просительного элемента и протестантское с преобладанием гомилетического содержания, и благодаря чему православное богослужение наиболее приближается к небесному богослужению, ангельскому славословию Бога. (А характер богослужения стоит, конечно, в самой тесной связи с общим пониманием христианства в трех вероисповеданиях его). Такого содержания возглас сразу возвышает нашу мысль к той славе и хвале, которую приносят Богу все Его создания и в которой некоторую частицу имеет составить и предпринимаемая нами служба. Это начальное прославление Бога, или, точнее — только исповедание существующей и без нас славы Божией, — не одинаково пред различными службами, именно в торжественности своей сообразуется со степенью торжественности службы. Пример : Девятый Час, Вседневная вечерня начинаются с возгласа священника:"Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. ЧТЕЦ: Аминь. Edited November 18, 2018 by МАРГАРИТКА 2 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 1899 Posted November 20, 2018 (edited) ВЕЛИЧАНИЕ ПРАЗДНИКА Величание-это краткое торжественное песнопение, прославляющее какой-либо праздник. Завтра Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. На Утрени, после чтения положенных кафизм (сегодня читаются 10 и 11 каф.) , чтения седальнов, на полиелее поется Величание праздника с избранными стихами попеременно(величание-стих-величание-стих ). как поется Величание на службе. По окончании пения клиросом стихов "Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия." Священники поют первый раз величание праздника. Величаем,/ Величаем вас/ Архангели и Ангели и вся воинства,/ Херувими и Серафими,// славящия Господа. (для удобства исполнения разметила текст) Затем канонарх читает стихи из Ирмология. Хор поет величание. И так попеременно. Во время пения совершается каждения вокруг храма. Во многих храмах величание вместе с хором поет народ. После того как каждение закончилось, хор поет "СЛАВА И НЫНЕ" Аллилуия, Аллилуия, аллилуия. слава Тебе Боже(дважды). Третий раз "Аллилуия" поют священнослужители и Величание праздника. Кроме утрени ВЕЛИЧАНИЯ поют после отпустов служб суточного круга в праздники, на молебнах и крестных ходах, при перенесении мощей. Текст "величания" можно найти в молитвослове (после тропаря праздника) ПРИМЕЧАНИЕ Полиелей – самая торжественная часть Утрени. Название ее греческое: polyeleos от polys – многий и eleos – милость. Следовательно, слово полиелей переводится как многомилостив. Он состоит из пения стихов псалмов 134 («Хвалите имя Господне, аллилуiа») и 135 («Исповедайтеся Господеви, яко в век милость Его аллилуiа»). Пение сопровождается многократным повторением слов яко в век милость Его. Это и дало название этой части Утрени. Полиелей совершается только на воскресной и праздничной Утрени. После чтения Евангелия бывает помазание верующих благословенным елеем. Это действие не есть таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам (по-гречески елей значит также милость). Во время этой службы зажигаются все лампады в храме.- иеромонах Иов (Гумеров) Edited November 20, 2018 by МАРГАРИТКА 5 Quote Share this post Link to post
ALEXANDR 2684 Posted November 20, 2018 Величание сложное. Тут почти на каждой букве своя нота величания. 2 Quote Share this post Link to post
sibiryak 4809 Posted November 20, 2018 В 19.11.2018 в 01:30, МАРГАРИТКА сказал: Любое богослужение: Вечерня. Повечерие(малое, великое)Утреня(будничная) Литургия, требы, молебны начинаются с возгласа священника А всенощное бдение? Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. “В начале сотворил Бог небо и землю”. Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия. Потом он трижды призывает верующих: “Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему”. Ибо “все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан. 1, 3). Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: “Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков” https://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/ Трансляция всенощного бдения из церкви в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских (нижнего храма собора Преображения Господня) Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Вот получается всенощная начинается с тишины.... 2 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 1899 Posted November 20, 2018 (edited) 2 часа назад, sibiryak сказал: А всенощное бдение? Вечерня,при Всенощном бдении... Ну вот же ответ у Вас:"Вечерня при Всенощном бдении".Всенощное бдение состоит из вечерни и Утрени. Всё правильно , практически начинается с тишины. А теоретически ,любое богослужение с возгласа. Edited November 20, 2018 by МАРГАРИТКА 1 Quote Share this post Link to post