Jump to content
sibiryak

ПОКАЯНИЕ...ИСПОВЕДЬ....ПРИЧАСТИЕ...

Recommended Posts

Я понял слова Патриарха так: правилом должно быть частое Причащение - не реже раза в неделю; в крайнем случае - раз в две недели.

Share this post


Link to post

Монастырь Оптина пустынь  ставропигиальный, то есть находится под управлением патриарха, а не мнстного епископа. Поэтому его слова должны подкорректировать обычай местных батюшек благословлять причащаться раз в две недели. У нас в мирском храме раз в неделю причащаются обычно. Странно, если монахи реже.

Раз в год в дореволюционной России было нормально, тк православие считалось народообразующей религией, как у евреев иудаизм. Они же раз в год вкушали агнца и Христос сказал свои слова о восплминании без четких указаний.. как само собой разумеющееся? 

Share this post


Link to post
Posted (edited)
2 часа назад, Юрий Кур сказал:

к какому из слов в этом предложении относится знак вопроса.

Мне непонятно, что вам непонятно.

 

1 час назад, Vаlentinа сказал:

очень многие годами причащаются раз в неделю. Я бы сказала, большинство постоянных прихожан.

Не могу сказать, что наблюдаю такое же у нас. В основном бабули и активные женщины бальзаковского возраста++ так еженедельно причащаются, причем многих из них не вижу на вечерних богослужениях.

 

Я так понимаю рекомендации о причащении раз в две-три недели, чтобы не возникал эффект привыкания. И то, что активно работаюшему современному человеку рчень сложно выдержать подобную частоту, скажем так, без потери качества.

Из бесед с оптинскими отцами, если правильно понял, даже проживающим в монастыре трудникам и послушникам не благославляется частое причащение.

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Патриарх рекомендует еженедельное причащение.

Патриарх призывает к еженедельному причащению.

 

Вот конец абзаца: "Каждый православный христианин в воскресенье должен быть в храме Божием и в идеале — причащаться Святых Христовых Таин".

 

Учитывая тот факт, что ядерная война может начаться в любой момент, ничего удивительного в этом нет. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
52 минуты назад, *Владислав* сказал:

Мне непонятно, что вам непонятно.

Вы задали вопрос: "Патриарх сейчас настойчиво рекомендует пересмотреть частоту причащения в свете сегодняшних  непростых времён?", я попросил уточнить, к чему относится знак вопроса.Потому что мне было непонятно, что Вам непонятно в словах Патриарха.

 

41 минуту назад, Мано сказал:

Учитывая тот факт, что ядерная война может начаться в любой момент, ничего удивительного в этом нет. 

А я думаю, что она может начаться потому что для нас вопрос еженедельного Причащение - это нечто экстраординарное.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
2 часа назад, *Владислав* сказал:

Я так понимаю рекомендации о причащении раз в две-три недели, чтобы не возникал эффект привыкания. И то, что активно работаюшему современному человеку рчень сложно выдержать подобную частоту, скажем так, без потери качества.

"Эффект привыкания" это миф. Дело не в привычке, а в покаянии и благоговейной подготовке. Точно также "по привычке" можно действовать и причащаясь редко, о чём говорит св. Иоанн Златоуст:

"Знаю, что многие из вас по привычке, ради праздника, приступят к этой Священной Трапезе. Следовало бы, однако, как я раньше много раз говорил, не праздники наблюдать, когда вы собираетесь причащаться, но очищать вашу совесть и после этого прикасаться ко Священной Трапезе. Ибо скверный и нечистый, если и в праздник причащается этой Святой и страшной Плоти, не будет достойным. А чистый и, благодаря тщательному покаянию, омывший свои прегрешения и в праздник, и всегда достоин причащаться Божественных Тайн и наслаждаться Божиими Дарами. Но поскольку это, не знаю почему, некоторыми пренебрегается, многие, даже будучи полны тысячами зол, когда видят, что совершается праздник, словно самим днем побуждаемые, касаются Священных Тайн, которых они по закону недостойны даже видеть".

 

Вообще, советую почитать эту книгу, где есть ответы на все подобные возражения:

Преп. Никодим Святогорец. Св. Макарий Коринфский. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин

 

Более того, кто причащается с достойной подготовкой, того освящает Господь и помогает сохранить себя от лености, теплохладности, "привычки", и чем дальше, тем более горяча вера такого человека и тем более он стремится ко Святым Тайнам. Ко Христу.

 

По второму Вашему пункту тоже не могу согласиться. Если не работать по 18-20 часов в сутки, то найти время для 3 канонов (30 мин) и Последования не сложно. Без потери качества. Было бы желание только.

Edited by Vаlentinа
Опечатка.

Share this post


Link to post
Posted (edited)
3 часа назад, *Владислав* сказал:

В основном бабули и активные женщины бальзаковского возраста++ так еженедельно причащаются, причем многих из них не вижу на вечерних богослужениях.

Владислав, Вы ведь не думаете, что у этих женщин "возраста++" меньше житейских дел, чем у мужчин? Потому, что у большинства - намного больше забот и хлопот, чем у сильной половины населения. Это ведь не надо объяснять. От зари до зари трудится наша сестра, но находит время и поговеть, и на всенощную прийти, а если не приходят, то значит в большинстве случаев, что или работают, или слишком заняты дома и имеют благословение. И то, что их там у вас причащается больше, говорит лишь об их благочестивом произволении. Потому что ведь чаще всего всё дело - в произволении.

Edited by Vаlentinа
  • Like 1

Share this post


Link to post

По этому поводу пришло такое описание из книги Бытия http://bible.optina.ru/old:gen:18:start

Где Авраам просит Бога не разрушать Содом и Гоморру ради 10 праведников, но там нашелся только один Лот с семьей.

Share this post


Link to post
7 часов назад, Vаlentinа сказал:

скверный и нечистый, если и в праздник причащается этой Святой и страшной Плоти, не будет достойным. А чистый и, благодаря тщательному покаянию, омывший свои прегрешения и в праздник, и всегда достоин

"Воздержницы и ленивии, день почтите.

Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.

Трапеза исполнена, насладитеся вси." - тот же Златоуст.

Меня батюшка сразу после крещения наставил: "Достойных нет". Так что надо стараться исполнять рекомендацию Патриарха. 

  • Like 2

Share this post


Link to post

«Как страшно становилось, я начинала молитвы читать, как молоток»

Беседа с Ниной Александровной Николаевой, бывшей малолетней узницей концлагеря

Ирина Ахундова

В преддверии 76-го Дня Победы жительница Гатчины Нина Валентиновна Харкунова, добрейшей души человек, привезла меня к своей тезке – жительнице поселка Мшинская. Путь к ее дому проходит мимо мемориала «Книга Памяти», открытого 4 ноября 2020 года, за два дня до 90-летия Нины Александровны Николаевой (Стекловой), которая была малолетней узницей женского фашистского концлагеря в Польском городе Гдыня. Ее имя вписано в «Книгу Памяти» под нарисованной ею схемой деревни Мхи (ст. Мшинская) после освобождения от фашистов. В год 75-летия Великой Победы Совет ветеранов, администрация и Совет депутатов Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района выразили благодарность Нине Николаевой за личный вклад в благоустройство улицы Советских воинов, строительство «Сквера Памяти» и создание мемориала «Книга Памяти». Вспоминая свое довоенное и военное детство, Нина Александровна то и дело повторяла: «как сейчас вижу», «как сейчас помню». День 22 июня, который она пережила 80 лет тому назад, помнит, словно это было вчера. Она благодарит Господа, подарившего ей долгую, трудную и насыщенную жизнь, и бабушку, научившую ее молитвам, которые спасли ее и других узниц концлагеря от неминуемой смерти.

Скрытый текст

 

– Нина Александровна, у вас в Красном углу стоят иконы. А ваша мама молилась в те трудные военные годы?

– Даже не знаю. Мама тогда была убита горем. А икон я не видела. Но бабушка была верующая. Когда война началась, эти бомбежки, она все говорила: «Конец света!» и просила: «Вот эту молитву выучи и читай». У меня память хорошая была, и я выучила молитвы Пресвятой Троице, Богородице и «Отче наш». Я выжила только благодаря молитвам. Как страшно становилось, я начинала сразу эти молитвы читать, как молоток. Может быть, не по порядку, не так, как нужно, но это для меня было утешением.

Бабушка была верующая. Когда война началась, просила: «Вот эту молитву выучи и читай»

– Сколько лет вам тогда было?

– Десять, одиннадцатый год шел. Ну, а мама… Маме не до чего уже было. Дети умирали с голоду на ее глазах. Фашисты угоняли взрослых на работы на целый день, а я с маленькими братьями оставалась. Кроме воды, в доме ничего не было. Маленькие пищали от голода, кормить нечем. До сих пор вижу их, плачущих. Этот страх стоит перед глазами. Я им бутылочку с водичкой сую, а они писают и плачут. Я все качаю и качаю их. Умерли на моих руках. Так больно, что забыть это горе невозможно.

«Дожила до травы…»

– У мамы молоко пропало, наверное?

– У мамы молока не было. У соседей сохранилась какая-то крупа – придут, принесут. Люди-то совсем другие были. На водичке мама сварит кашку, мутненький суп. Зимой вообще ничего не было. Голод начался, взрослые ели мох да опилки, как сейчас помню. Водой смочим и едим. А маленьким-то не дашь. Сначала Женя умер, ему всего полгодика было, а потом Миша – в начале 1943 года он так отощал, что не дожил до весны. Мише был годик. И я распухла вся. Мама все плакала. Ее угоняли на работу, и она каждый раз думала, что придет, а меня нет уже, что я умру без нее. Но я до весны дожила, дожила до травы. С Божьей помощью встала на ноги. За домом была низинка, снег растаял, и полезла зелененькая травка, похожая на лук. Я выползала, рвала и ела ее. Целыми днями вытаскивала траву с корнем. Эти белые корни сама ела и маме таскала. Травка помогла выкарабкаться.

А мама неделю отработает, фашисты ей паечек дадут: немного хлеба, крупы, баночку консервов рыбных. Этого на два раза одному человеку хватало. А мы три дня ели. Весна началась, надо в огороде что-то сажать, а нечего. Человек пять детей из поселка пошли пешком в отдаленные деревни за Лугой. Просили у людей меленькой картошечки. С ведерко нам набрали. Шли по ночам, дороги лесом обходили, мы тропки такие знали. Посадили эту картошку, полегче жить стало. Ели все, что было в лесу. Летом пошли грибы и ягоды. Этого богатства тогда много было. Люди наберут черники, морошки, клюквы, брусники, варенья наварят. Сахара нет – и не надо, и так сыты. Вот так начался 1943 год.

– А как вы попали в концлагерь?

– Наш сосед Ваня приходит к маме: «Люба, надо уходить в лес. Немцы будут угонять людей насильно». Но мы не успели уйти. Нас с мамой отправили в концлагерь в Польшу. Загнали в небольшое помещение, где наверху ничего нет, устроено все под землей. Показывают на лестницу: «Спускайтесь туда». Я как сейчас вижу эту узенькую винтовую лестницу. После войны несколько раз пыталась ее нарисовать, но не смогла. Долго спускались по одному человеку вниз. Было глубоко. В небольшом помещении стоят три кругленьких столика, на них маленькие вазочки, а в вазочках неживые цветочки, как сейчас помню. Я все не могла понять, как это сжигают людей живых? За что? Тут цветочки стоят какие-то. Не знаю, что у взрослых на душе было, но меня, как подростка, эти цветочки успокоили. Думаю, да ничего тут страшного, раз цветочки стоят. На маму посмотрю, а мама даже говорить не могла. Нас заставили раздеться догола. Белье наше забрали, все стоим нагишом в полумраке.

Посередине шел тоннель в одну сторону и в другую. Нас погнали на левую сторону по тоннелю. Конвой впереди и сзади. Остановили. Стоим кучей. Ни окон, ни дверей. Полумрак. Ждем смерти. Вдруг стена раздвигается, и оттуда туман пошел, и нас туда стали заталкивать. Мы думали, что это газ или пар, но если пар, так он не теплый. И ничего вроде не жжет, не печет, ничего не чувствуем. Нас затолкали, стена задвинулась, и мы все в кучке, ничего не можем понять. Освещение тусклое.

Этот момент объяснить вам просто невозможно. Тут такой крик начался, такая суматоха. Я не знаю, как этот ужас можно было пережить. От страха всех трясет. Кто плачет, кто кричит. Каждую секунду ждали смерти. Все ждем, когда мы загоримся или взорвется что-то. Потом успокоились, смотрим – все стены цементные, пол цементный, на полу ни скамеек, ничего – пустое помещение совершенно. Только из правой стены торчат три крана без винтов. Из них льется тоненькая струйка воды. Люди боялись дотронуться до нее. Смотрим, в уголочке три баночки из-под консервов. Одна женщина подставила палец под воду: «Тепленькая! Люди умирают, их помоют, а нас уж никто не помоет. Давайте хоть лицо помоем этой водичкой». И стали набирать водичку в баночки. Помыли лица и руки детям, потом себе. Все мы без волос были, наголо побриты.

«Нинкины молитвы, наверное, нас спасли. Она как из пулемета эти молитвы строчила»

Так мы простояли кучкой очень долго, все устали, сесть некуда, на пол – боимся, к стенам боимся притронуться. Дети прижались к родителям, женщины – друг к другу. Все живые. Никак не можем умереть. Это пытка была, кошмар. Ну, мы-то дети, все выдержали. Но как все это взрослые пережили, не знаю. Я за маму беспокоилась, как она все это перенесет. Мне уже пятнадцатый год шел, но я была очень худенькая и маленькая. Помню, я все время молилась, читала молитвы, которым меня бабушка научила. У меня одно спасение было – эти молитвы.

У меня одно спасение было – эти молитвы

– Вы их вслух читали?

– Сначала про себя, а потом вслух. В основном «Отче наш» твердила, как пулемет. Другого ничего в голове не было, одни молитвы. И когда гнали нас, и в лагере – все эти молитвы. Мама другой раз скажет: «Ты, наверное, надоела уже людям». А люди говорят: «Да пускай она читает, никому не мешает». Я все молитвы строчила без конца, успокаивая себя молитвами, не верила, что нас убьют, уничтожат.

И вдруг смотрим, стена раздвигается, и конвой показывает – выходите. Все подумали, что что-то сломалось. Наверное, нас в другую камеру переводят. Вышли опять в этот тоннель. Конвой нас погнал обратно, туда, где эти цветочки стояли. То ли сверху, то ли сбоку вывалилось наше белье. Показывают – берите. Оделись, ждем. И нас по лестнице вдруг стали выгонять наверх. Вышли на воздух. За те несколько часов, что нас там держали, мы так устали физически и морально, что сил не было никаких. Когда нас выгнали на большую улицу, по которой каждый день гоняли на завод, я сказала: «Мама, нас в лагерь гонят!»

Малолетние узники концлагеря

Нас пригнали в лагерь, ворота открыли и показывают – расходитесь. Когда мы вошли, у всех глаза будто шары были. Все крестятся: «Как? Вернулись живые?» Ну, как видите, живые. И женщина говорит: «Кто-то в вашей группе в рубашке родился. Никогда никто оттуда еще не возвращался». Не только из нашего барака, но и из других выгоняли людей, и мы знали, что они обратно не вернулись. А тут люди увидели настоящее чудо. Одна женщина им говорит: «Это Нинкины молитвы, наверное, нас спасли. Она как из пулемета эти молитвы строчила».

 

Так мы и не поняли, что случилось. Только потом узнали, что к окраине города внезапно подошла передовая часть Советской армии. И, видимо, что-то произошло с руководством лагеря. Может, у кого-то сердце не выдержало. И нас решили вернуть в лагерь. Раз уж не сожгли, значит, будем живы. Мы уже не боялись ни огня, ни обстрелов по несколько раз за день. Бомбили этот город наши солдаты. Бараки разлетелись в щепки, и мы сидели в бункере, где овощи хранили, которыми нас кормили. Нам уже ничего не варили, ели сырую кормовую свеклу. Овощехранилище было забито битком. Сидели чуть ли не друг на друге, как сельди в бочке. В лагере говорили, что было всего 500 человек. Не знаем, сколько из них уничтожили, но народу еще много было. К ночи женщины вырыли окоп и там спасались, закрывшись хламом от разбитых бараков. Не сидеть же под открытым небом.

– Нина Александровна, расскажите о своей довоенной жизни.

– Я родилась в семье рабочих, 6 ноября 1930 года, на хуторе в четырех километрах от станции Мшинская. И отец, и мама всю жизнь работали на лесозаготовках. До войны поселок назывался деревня Мхи. Деревня была небольшая, и рабочий поселок недалеко от Мшинской начинался. Сейчас тут живут всего четыре женщины, которые родились в Мшинской до войны. Все мужчины умерли уже. Одна женщина 1941 года рождения, вторая – 1933 года, моя двоюродная сестра, третья – 1928 года рождения, и я – 1930 года.

До войны думали только о хорошем. Когда нам пообещали, что скоро свет дадут – лампочку Ильича, радовались. Были всем довольны. У нас все было для жизни – магазины, двухэтажная амбулатория, клуб, две школы – начальная и двухэтажная семилетняя школа, где учились дети из близлежащих деревень Пехенца, Малая Ящера, Владычкино. До войны с хуторов все переезжали на Мшинскую. И наш дом тоже был тут. Я здесь жила до 1943 года. До войны окончила только 4 класса. Помню нашу школу, как нам было радостно, интересно жить, как мы ждали, что будет еще лучше. Совсем другие люди были. Мне пришлось немного порадоваться до войны. А вот о войне очень тяжело и больно вспоминать. Мы не ожидали, что так нежданно-негаданно на нас навалится такое горе.

– Что вы делали 22 июня 1941 года?

– Как сейчас помню, мы были в магазине. Ждали, когда привезут хлеб и другие продукты из Гатчины. И вдруг среди ясного неба налетела черная туча страшных, с черными крестами, самолетов. Они очень низко летели и начали бомбить. Сразу все загорелось. Люди из магазина побежали по домам, а они с самолетов начали строчить по людям, которые не могли понять, что произошло. Только кричали: «Конец света, конец света!»

С самолетов начали строчить по людям, которые не могли понять, что произошло. Только кричали: «Конец света, конец света!»

Когда мы увидели первых раненых и убитых, стало страшно. Налеты продолжались ежедневно, даже ночью. Мшинскую бомбили несколько раз в день – из-за пересечения главной шоссейной и железной дорог. В первые же дни разбомбили школу, вокзал, амбулаторию, магазины, клуб – все ведь было деревянное. Сожгли и шпалорезку, где мама работала, заготавливая шпалы для железной дороги. Такой пожар был!

Находиться в домах было страшно, и люди ушли в леса. А моя мама беременная была, должна была родить, не могла со всеми уйти в лес. С моим отцом они не ужились. Отчима сразу забрали в армию. Мама родила двойню 12 июля – в самое пекло. Завернула сыновей, одного мне дала, другого сама взяла в узелочек, и мы в лес пошли прятаться, потому что все время бомбежки были. В огороде ничего не выросло, потому что никто не поливал. В лесу просидели все лето, а на Мшинской немцы хозяйничали, все дома заняли, всю живность, всех кур съели. Уже и лето прошло, мы в лесу остались, очень голодали зимой без продовольствия.

– Как же вы выжили в лесу с грудными детьми?

– В лесу было очень много солдат. В июле они говорили: «Уходите в дальние селения, потому что здесь будут большие бои». И мы ушли в сторону Владычкино. Там наши военные вырыли окопы. У мамы трое детей, и они говорят: «Занимайте землянку, занимайте шалаши, оставайтесь здесь, нам надо уходить». Командир говорил солдатам, что пробираться будут группами по болоту и лесу. Другого пути нет. Все дороги уже фашисты заняли. А у нас очень топкие болота – там затонуло много людей. Не знаю, сколько было солдат, целая рота, наверное, когда уходили из леса. Женщины плакали: «Как вы пойдете в болота? Это смерть». Я видела, как солдаты заходили в болота, тащили за собой небольшую пушку и ящики со снарядами. Судьба этих солдат неизвестна. Они из болот не вышли и в плен не попали. Ничего о них неизвестно. Видимо, затонули.

 

Когда мы из леса вернулись, фашистами все дома были заняты. Нам пришлось ютиться в бане. Баня по-черному топилась. Пока она топится, там невозможно было сидеть из-за дыма. А ведь уже зима на носу. На улице долго не будешь сидеть. Потом вернулись в свой дом. С нами жили бабушка (мама отчима), ее сын-подросток и дочка. Когда они уехали, мама осталась одна с тремя детьми.

– Кто имена вашим братикам дал?

– Когда мама родила, отчим был под Ленинградом. Его Михаилом звали. Мы получили от него письмо, где он просил назвать сыновей Мишей и Женей. На этом связь с отчимом прервалась. После войны нам сообщили, что он пропал без вести. В 1953-м году узнали правду – он погиб в Невской Дубровке, защищая ее. Из той роты, которой командовал отчим, в живых остался один человек. Он приехал на Мшинскую и рассказал нашему односельчанину Никите Андреевичу подробности гибели отчима. Надо было полотно перейти, он встал и скомандовал: «Вперед!», все поднялись, и начался шквальный огонь. Отчим на проволоку упал и остался недвижимый. А потом такое началось, говорит, я очнулся в воронке. Когда вылез, не мог узнать место. Все искал ту проволоку, где Мишка упал, а там уже ничего не разберешь, что было. Вот так он погиб.

– Вы несли его портрет в Бессмертном полку?

– У нас не сохранилось ни одной его фотокарточки.

«Я погиб в сорок первом средь Мшинских болот»

– Вы живете на улице, которую назвали улицей Советских воинов по вашей инициативе.

– В наших болотах погибло очень много солдат из 177-й стрелковой дивизии города Боровичи Новгородской области. Сколько они были в этих болотах и как выбирались, трудно сказать. Они защищали Лужский рубеж – от Пскова до Луги. Между нашим домом и домом, сгоревшим рядом, похоронены 15–20 солдат, которые в августе смогли выйти из топкого болота между деревней Пехенец и Малая Ящера, но сразу попали в плен к немцам. Здесь они и захоронены. Это наша родная земля, наша память.

 

До войны улиц у нас не было. Были просто деревня и поселок, без улиц, каждый друг друга знал по фамилии. Здесь не было домов. Когда мы построили 7 домов, надо было людей прописать, а для этого дать название улице. И я, вернувшаяся из плена живой, предложила назвать ее улицей Советских воинов – в честь погибших на Мшинской пленных солдат и в честь солдат, которые утонули в наших болотах. Все поддержали мое предложение. Я благодарна солдатам, которые, не жалея своих жизней, отдавали их, спасая нас. Пусть наша тяжелая, твердая земля будет им пухом. Вечная память им!

Когда я вышла на пенсию и вернулась из Луги, где жила и работала, в Мшинскую, мне было очень приятно видеть асфальтированные, приведенные в порядок улицы, которые появились намного позже улицы Советских воинов. А за нашу заброшенную, забытую всеми улицу стало обидно. Было обидно за воинов, отдавших свои жизни. Я стала обращаться в администрацию. Надоела и губернатору Александру Юрьевичу, и всем нашим местным руководителям. И хоть к старости, но они исполнили мою просьбу. Спасибо всем большое, что сохранили память – по инициативе Совета ветеранов поставили памятник воинам, защищавшим Мшинскую в годы Великой Отечественной войны.

Ко мне недавно приезжали из Боровичей люди, которые разыскивают здесь пропавших без вести воинов. Они подарили мне книгу «177-я дивизия из Боровичей», посвященную стрелковой дивизии, павшей на Лужском рубеже. Хочу прочитать стихотворение «Письмо младшему брату»:

Я погиб в сорок первом средь Мшинских болот,
От полка оставалось не больше двух рот,
Шедших гатью бойцов, в том числе и меня,
Расстрелял мессершмитт в свете ясного дня.

И было мне двадцать, как многим парням,
Не сказавшим «прощайте» своим матерям.
Больше не видеть, родные, мне вас,
Мы выполняли, братишка, приказ.

Долго под Лугой сражались с врагом,
Бились отчаянно за каждый дом,
А рядом дрожала от взрыва земля,
Но мы понимали: назад, брат, нельзя.

Когда наши фланги пробил вражеский строй,
Из окружения лесной шли тропой.
Теперь нам могилою Мшинская топь,
Где уж не слышна пулеметная дробь.

Здесь обелиски на кочках стоят,
Кусты и березки покой наш хранят,
Прощальный салют нам – солнца закат.
Ты иногда вспоминай меня, брат.

Не хочется мне уходить в мир иной,
Весть не послав в дом мой родной,
Как его сын защищал Ленинград,
Перед врагами не пятясь назад.

Помни, что я на тяжелой войне
Пал, сохраняя верность стране.
Наших родителей побереги,
Один остаешься опорой семьи.

Детей народишь – передай им наказ:
Пусть поживут за себя и за нас.
И научи их, любимый мой брат:
Перед врагами ни шагу назад!

Когда в конце августа немцы гнали исхудавших пленных в грязных мокрых шинелях, среди них были раненые, и они друг друга поддерживали. Здесь до войны не было ни улицы, ни строений. Был сарай. В него и закрыли пленных. Их не кормили. Нам, детям, так жалко было на них смотреть. Потом их гоняли пилить лес.

Пленные все просили нас: «Ребята, принесите соли». Мы придем домой: «Сольки просят пленные». А уж соль-то всегда была, крупная такая. Мама в узелочек завяжет, и мы, дети, по очереди им соль носили. Нам близко нельзя было подходить. Конвой нас отгонял то плетями, то целясь из автомата. Сами пленные просили: «Не подходите близко». Так нам и не удалось с ними поговорить. Мама спрашивала: «А что ж они солить-то будут?» В конце августа – начале сентября в лесу были грибы. Видно, грибы и солили. Когда мы кидали им сольку, они гурьбой налетали, чтобы найти и забрать ее.

Потом, смотрим, они с лопатами пришли, копают длинную, но неглубокую яму немножко подальше от нашего дома, где паханная земля была. Здесь до войны для лошадей сеяли овес, и земля помягче была. Мы приходили туда играть. Дома говорили: «Пленные яму роют зачем-то». Родители поняли, что могилу роют. Видели, как немцы вели пленного под руки в лес, он уже ноги не тащил, еле живой. А обратно его притащили на шинели к этой яме. И так было чуть ли не каждый день: то одного, то двух притащат и в яму зароют. Так человек 10 зарыли. И вдруг ночью партизаны взорвали немецкий склад боеприпасов в новом нежилом доме на Мшинской. Если к нашему вокзалу идти, там до сих пор воронка сохранилась.

Такой был страшный взрыв, что в нашем доме стекла все посыпались, и сажа откуда-то летела. После взрыва фашисты так озверели, что недели две никого не выпускали из домов. Когда уже можно было выходить, мы убегали посмотреть, что там с пленными. В бараке их уже не было, и яма была полностью зарыта. Все ли они там зарыты? Сколько их? Мы так и не узнали.

– А как сложилась ваша жизнь после войны?

– Жизнь у меня, конечно, была не из легких. Когда на пенсию вышла, переехала сюда жить, на свою родину. Этот домик мы с мамой строили, когда трудились здесь, заготавливая с ней лес. Нам было без мужчин очень тяжело, но построили эту небольшую хибарку, в которой мама жила одна. В 1986-м году мамы не стало. Теперь я здесь живу. Для меня это родное гнездо.

Мемориал «Книга Памяти»

– 4 ноября 2020 года недалеко от вашего дома торжественно открыли мемориал «Книга Памяти» с именами погибших солдат. Получается, что за два дня до своего 90-летия вы получили подарок, о котором давно мечтали? Радостно, что в этой «Книги Памяти» есть и ваше имя.

– Я внесла в ее создание маленькую лепту – схему довоенной Мшинской и то, что от нее осталось после отступления немцев, на месте сожженных домов, – пепел. А теперь такая улица стала красивая. Люди, которые жили, когда улица начинала строиться, уже умерли, а я вот все еще живу. Спасибо Господу, что я дожила до этих лет. Иначе некому было бы рассказать про эту улицу.

– В прошлом году вы отметили свое 90-летие. Не ожидали, что придет поздравление от Президента России?

– Я, конечно, не ждала этого и была очень тронута, получив письмо от Владимира Владимировича. Это было счастьем для меня. Он написал:

«Уважаемая Нина Александровна, сердечно поздравляю Вас с юбилеем! Мы искренне гордимся вашим поколением – поколением мужественных, сильных духом людей, настоящих героев и созидателей. Вы никогда не боялись трудностей, верили в правое дело, в себя и в своих товарищей, честно служили Отечеству. Желаю вам доброго здоровья и всего наилучшего. Президент Российской Федерации В. Путин».

– Кто еще вас поздравил в 2020-м году?

– От губернатора Ленинградской области Александра Юрьевича Дрозденко пришло письмо.

«Уважаемая Нина Александровна, от всей души поздравляю вас с замечательным юбилеем – 90-летием со дня рождения! Вы прожили большую жизнь, в которой отразились судьбы нескольких поколений сограждан. Много трудились, всегда находились в гуще общественно важных дел и за это пользовались глубоким уважением окружающих. Примите мою искреннюю и сердечную благодарность за все доброе, что вы сделали и продолжаете делать на родной земле. Желаю вам энергии и сил, чтобы продолжить ваш прекрасный жизненный путь, благополучия, большого человеческого счастья. Александр Дрозденко».

Главное – любить свою Родину. Дороже Родины у нас ничего нет

Спасибо за внимание и Владимиру Владимировичу, и Александру Юрьевичу. Человеку немного надо. Самое главное – любить свою Родину. Дороже Родины у нас ничего нет. Нужно помнить и беречь все, и устраивать так, чтобы все было хорошо. Помогать надо, приложить все силы, чтобы жизнь была счастливая и радостная, чтобы люди жили мирно и спокойно, чтобы они не знали, что такое война, голод, смерть и страх. Чтобы они не пережили того, что пришлось мне пережить. Этого нельзя допустить. Спасибо всем, кто не забывает наше поколение, пережившее ад войны. Я думала, что надоела всем, а оказывается, не надоела. Мне очень приятно, что все помнят, все прислали мне благодарности. Спасибо им за внимание.

– Спасибо вам, дорогая Нина Александровна! С наступающим Днем Победы! Храни вас Господь!

С Ниной Александровной Николаевой
беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и из открытых источников

9 мая 2021 г.

 

https://pravoslavie.ru/139152.html

 

Немного не в тему, но косвенно все-таки подтверждает, что молитва искренняя к Богу много спасла людей. Господь милует.

Share this post


Link to post

 

Интересная проповедь.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Периодически вижу людей, загорающихся частым, раз в неделю обычно, причащением. Не знаю ни одного, кто удержался бы на этой высоте.

Share this post


Link to post
3 часа назад, Эндоран сказал:

Не знаю ни одного, кто удержался бы на этой высоте.

В нашем приходе вижу немало тех, кто причащается еженедельно

  • Like 1

Share this post


Link to post
5 часов назад, Эндоран сказал:

вижу людей, загорающихся

Если человек "загорается", то чаще всего вскоре и потухает. Духовная жизнь не терпит рывков, загораний и спонтанных решений. Частое, периодическое причащение должно быть итогом всей предыдущей духовной жизни, развивающейся по восходящей пусть медленно, но зато верно. Святые отцы писали о царском, рассудительном пути:

 

Преп. Макарий Оптинский: «Две крайности предстоят на пути нашем: или безвременное возвышение во мнимую святыню, или — от нерадения — впадения в слабости и пороки; а средний путь не скоро обретаем».

 

Преп. Амвросий Оптинский: «Смотри, Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Преп. Паисий Святогорец: «…рассуждение - это руль, который ведёт его безопасно, не позволяя уклоняться с прямого пути ни направо, ни налево».

  • Like 1

Share this post


Link to post
6 часов назад, Эндоран сказал:

Периодически вижу людей,

А себя?

По поводу  того, как часто и каким образом следует готовиться к причастию, можно прочесть море литературы. 

Слова самой Литургии располагают причащаться каждого присутствующего крещеного христианина. А если он не приступает по какой-то причине, следует эту причину устранить. 

 Кто-то ежедневно причащается, кто-то раз в год, кто-то раз во всю жизнь.. нам-то что.. есть Господь, духовник, собственное расположение.. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
21 час назад, Vаlentinа сказал:

Эффект привыкания" это миф. 

Это не миф. Об этом говорят священники, которые встречаются с этим практически.

 

21 час назад, Vаlentinа сказал:

По второму Вашему пункту тоже не могу согласиться. Если не работать по 18-20 часов в сутки, то найти время для 3 канонов (30 мин) и Последования не сложно. Без потери качества. Было бы желание только.

Это, извините, несколько наивный аргумент. Все, кто проходит духовную брань имеет в корилке своего опыта массу случаев, когда гораздо меньшие по "трудозатратам" попытки что либо сделать встречают жесточайшее сопротивление и собственной  плоти и бесов.

 

20 часов назад, Vаlentinа сказал:

думаете, что у этих женщин "возраста++" меньше житейских дел, чем у мужчин?

У этой категории, думаю, меньше. И они, по наблюдениям, спустя какое-то время, как правило, куда-то деваются.

 

Но для меня вопрос о частоте причастия раз в две-три недели не является дискуссионным. Я в свое время достаточно "въедливо" изучил этот вопрос. И большинство священников поддерживают для мирян такой духовный ритм. Прежде всего, конечно, из-за духовного состояния и немощей сегодняшних христиан. Так же много свидетельств от священников о том, что люди пытающиеся часто (от недели и до нескольких раз в неделю) причащаться плохо заканчивают.

Т.ч. у меня лично пока так. Появится духовник, возможно, что-то изменится.

В свете такой частоты причащения и вопрос возник.

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post

"в идеале, один раз в неделю. Можете чаще — чаще, но уж не реже! А если реже, то угрызайтесь совестью и кайтесь в этом. " (патр.Кирилл)

 

Патриарх говорит не только о том, что надо в идеале причащаться раз в неделю, но и о том, что более редкое причащение должно считать не нормой, а признаком греха, в котором нужно каяться.  

Share this post


Link to post
Posted (edited)
56 минут назад, *Владислав* сказал:

Это не миф. Об этом говорят священники, которые встречаются с этим практически.

А я читала немало высказываний священников, которые придерживаются противоположной точки зрения, не понимая, как при правильной духовной жизни можно "привыкнуть" к Причащению. Нельзя привыкнуть к Богообщению, Владислав. Можно начать потакать страстям, мнимо и формально каяться, гордиться, причащаться во осуждение - и привыкнуть к этим страстям. Но это не имеет ничего общего с истинным, покаянным и благоговейным причащением, к которому привыкнуть нельзя. Просто не надо подменять одно понятие - другим, чтобы не запутаться в аргументах правильных и неверных.

 

56 минут назад, *Владислав* сказал:

Все, кто проходит духовную брань имеет в корилке своего опыта массу случаев, когда гораздо меньшие по "трудозатратам" попытки что либо сделать встречают жесточайшее сопротивление и собственной  плоти и бесов.

Ну и что? А кто сказал, что можно спастись без брани, без искушений, не сопротивляясь страстям? Если течь по течению комфорта, приплывёшь только к порогу ада. Так что это не аргумент вообще.

Больше того, в причастии мы получаем такую безмерную помощь в борьбе со страстями, что она преображает души. Святые об этом говорят неотразимо.

 

56 минут назад, *Владислав* сказал:

У этой категории, думаю, меньше. И они, по наблюдениям, спустя какое-то время, как правило, куда-то деваются.

И это не аргумент. Кто куда и почему девается, или не девается, кто к какой категории относится, этого мы не знаем, и какое это имеет отношение к нашему личному ответу перед Богом за то, что мы сделали - или не сделали?

 

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет о частоте причащения:

"Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг.

 

Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека.

 

Третья причина - леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения.

 

Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)».

 

Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии. В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св.Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения. В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником.. Протоиерей Белоцветов в известном сборнике своих проповедей писал, что в его время христиане старались причащаться на Светлой седмице каждый день".

Edited by Vаlentinа
  • Like 1

Share this post


Link to post
12 часов назад, Vаlentinа сказал:

Нельзя привыкнуть

Это все красивые слова... для неофитов, которые еще по зубам от бесов не получали. Спасибо, конечно, за предложенные тексты для прочтения... но я все это читал, я же сказал, что разбирался в этом вопросе долго и пристрастно.

"Не понимают...", "всего 30 минут...", "нельзя привыкнуть...", "правильная духовная жизнь..." Я нигде не читал, что лозунгами можно войти в Царствие Небесное.)

 

Я не очень понимаю, о чем вы спорите.) Не нравится слово "привыкание", да пожалуйста, назовите по другому - в результате неправильной практической духовной жизни отходит благодать и человек начинает причащаться уже в осуждение. И как следствие отпадает в погибель.

Благодать или духовник говорит вам, что все о,кей - причащайтесь каждую неделю. Значит у вас все хорошо  и правильно все идет. Хорошо.

И если вы и некоторые товарищи здесь так же считаете, что находитесь на ступеньке в лествице "в идеале", пожалуйста, делайте, как считаете нужным, никто же не возражает, все только порадуются за вас.) 

А есть те, кто оценивает себя в находящимся в точке "то угрызайтесь"...

 

Хотя, вообще-то, я о другом вопрос задавал...)

Share this post


Link to post

Вот, нашел Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг в Храме Христа Спасителя в Москве от17 апреля 2014 года. 

Т.е., все-таки можно говорить о некотором изменении позиции Патриарха по этому вопросу.

 

Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3628090.html

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Причащение Святых Христовых таин...

Очень важно, чтобы человек понимал, что он делает, для чего он причащается, Кого он принимает в себя.

Что принимая Тело и Кровь Христову, мы становимся все Единым Телом, осознавая это, надо хранить себя после причащения в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.Так написано после Благодарственных молитв.

Об этом надо всегда себе напоминать.

  • Like 2

Share this post


Link to post
18 часов назад, *Владислав* сказал:

Так же много свидетельств от священников о том, что люди пытающиеся часто (от недели и до нескольких раз в неделю) причащаться плохо заканчивают.

Плохо заканчивают? А что с ними случается? 

 

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

И если вы и некоторые товарищи здесь так же считаете, что находитесь на ступеньке в лествице "в идеале"

Не мы сами "в идеале".  Мы немощны. А без Божией помощи, без причастия мы и вобще пропадем.  

 

"много людей не связывают регулярное посещение храма с необходимостью принятия Святых Христовых Таин — в идеале, один раз в неделю.

Можете чаще — чаще, но уж не реже!

А если реже, то угрызайтесь совестью и кайтесь в этом. 

Каждый православный христианин в воскресенье должен быть в храме Божием и в идеале — причащаться Святых Христовых Таин."

 

 

Вот представьте такую ситуацию .... стол накрыли, вас позвали, вас ждут, а вы не идете на трапезу, отказываетесь...

Недостаточно подготовились... чтоб быть достойным... Так вы никогда и не будете достойны. Вы идете, потому что вас ждут. 

 

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

я же сказал, что разбирался в этом вопросе долго и пристрастно.

нужно и дальше разбираться. 

Share this post


Link to post
6 часов назад, *Владислав* сказал:

лозунгами

 

Цитата

в результате неправильной практической духовной жизни отходит благодать

Мои слова о правильной духовной жизни Вы назвали лозунгом, а сами пишете о неправильной духовной жизни. Ну и где здесь честная логика? Просто не хотите услышать, я полагаю.:(

 

6 часов назад, *Владислав* сказал:

Я не очень понимаю, о чем вы спорите.

Я вообще не спорю, а разговариваю на заявленную тему. И да, я вижу, что Вы не понимаете, по тем, или иным причинам.

 

6 часов назад, *Владислав* сказал:

И как следствие отпадает в погибель. Благодать или духовник говорит вам, что все о,кей - причащайтесь каждую неделю. Значит у вас все хорошо  и правильно все идет.

А на что ещё Вы предлагаете ориентироваться, если не на благодать и слова духовника? У Вас есть другие ориентиры, чтобы не попасть в погибель?

 

6 часов назад, *Владислав* сказал:

А есть те, кто оценивает себя в находящимся в точке

Да ради Бога, Ваше право быть в любой точке. Если Вы читали тему, то должны были видеть и моё сообщение, что частота причащения - строго конкретна и индивидуальна, и рывки в таком важнейшем вопросе не приносят пользы. От множества причин зависит это, и я не призывала здесь всех бежать и начинать причащаться каждую неделю. Упаси Бог! Но и говорить, что причащаться часто - значит попасть в погибель, в прелесть, вскоре вообще уйти из Церкви и т. п., и отговаривать людей от того, к чему их призывает Господь, - ещё паче упаси Бог.

Share this post


Link to post
В 02.05.2022 в 22:39, Vаlentinа сказал:

Нельзя привыкнуть к Богообщению

К Богообщению привыкнуть действительно нельзя, но только, если оно действительно имело место. Ведь не секрет, что не все причащающиеся сподобляются Богообщения, а к рутинному обряду "не рассуждая Тела Господня" привыкнуть очень даже можно, и это опасное состояние ... Просто по человеческой немощи, не всем хватает сил ввести себя в правильное молитвенное и покаянное настроение перед Причастием, а делать это регулярно - еще многократно сложнее. Мiр, плоть и диавол воюют на дух очень сильно и практически постоянно...

 

"В идеале", если уж на то пошло -  вообще причащаться каждый день. Литургия совершается ежедневно, и действительно она подразумевает, что все присутствующие верные причащаются. Только вот мы сами далеки от идеала...

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
45 минут назад, A Lost Sheep сказал:

К Богообщению привыкнуть действительно нельзя, но только, если оно действительно имело место. Ведь не секрет, что не все причащающиеся сподобляются Богообщения, а к рутинному обряду "не рассуждая Тела Господня" привыкнуть очень даже можно, и это опасное состояние ... Просто по человеческой немощи, не всем хватает сил ввести себя в правильное молитвенное и покаянное настроение перед Причастием, а делать это регулярно - еще многократно сложнее. Мiр, плоть и диавол воюют на дух очень сильно и практически постоянно...

Спаси Бог, отче!

Поэтому я пишу, хотя как бы неслышно для читающих, что ритм духовной жизни должен соответствовать духовному возрасту, и торопиться причащаться чаще, чем это реально по силам, опасно. Но и с другой стороны - нельзя запрещать тому, чья душа созрела для более частого причащения,  приступать к Чаше по духовной потребности. Такие запретители есть, а ведь поставить барьер на духовном пути - всё равно что подставить ножку быстро идущему. Может упасть, может и покалечиться, может и назад отступить... Нет общих правил, "как часто надо всем причащаться", и быть не может.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...