Jump to content
sibiryak

ПОКАЯНИЕ...ИСПОВЕДЬ....ПРИЧАСТИЕ...

Recommended Posts

Читал про поместные церкви, в храмах которых причащались без исповеди. Так вот там очень хвалили традицию России исповедаться перед причастием. Батюшка одной такой церкви ввёл исповедь перед причастием и сказал, что это очень сильно подняло нравственный уровень прихожан за считанные дни. Главное , что бы исповедь не было формальной, но отражала в себе труд исповедающегося над своими страстями. Святые учат, что те грехи прощены нам Господам, к которым чувствуем отвращение и уже с трудом ими одолеваемся. Самый худший грех - это тот, в который человек впадает не по немощи, привычке, а тот, который видит, понимает, что это плохо, может не согрешить, но согрешает с большим уже участием своей воли, а того хуже с мыслью, что "А согрешу. Потом всё равно покаюсь". Это грех лукавства перед Богом, двоедушия. Над таковым священник читает разрешительную молитву, что разрешает его от грехов, а Господь, стоящий близ говорит: "А я не отпускаю". О таких в Писании так же написано: "Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" - сказано о тех, кто причащается без благоговения, двоедушные перед Богом в таинстве исповеди; по сути таковые есть хулители Духа Святого. таковым лучше вообще не причащаться, чем причащаться после намеренных обильных грехопадений и без должного покаяния. Формально перечислить свои грехи - это не исповедь, а насмехательство над Богом. Нужно исповедаться и причащаться с твёрдым желанием от силу в силу бороться с грехом до победы, твёрдым презрением к нему и смирением.

 

Как узнать, прощён ли ваш грех?

 

"Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои" (Преподобный Силуан Афонский)



"Прощение грехов есть свобода от страстей, а кто от них не освободился благодатью, тот не получил еще прощения" (Преподобный Фалассий).



"Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом" (Святитель Василий Великий).



"Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом" (Преподобный Иоанн Лествичник).

Share this post


Link to post

Св. Серафим (Звездинский), каждый день исполняющий богородичное правило и давший нам дополнительные молитвы к каждому десятку, в которых он охватывал молитвою весь мир, говорил, что хорошо перед причастием, накануне, прочитать богородичное правило, связывая необходимость этого с текстом службы и толкованием его Святыми Отцами. Вот, что он сказал (возможно для кого-то это будет новинка, для кого-то может даже вполне приятная и полезная): 

 

"Перед началом Литургии священник, облачившись, умывает руки со словами из псалма 25: «Умыю в неповинных руце мои». Что это значит? Если понимать буквально, то священник и все присутствующие, особенно причастники, должны быть кристально чисты, так чисты и невинны, что в этой невинности омывались бы дела их, – иначе нельзя приступать к приношению Жертвы. Но возможно ли это? Кто из нас может сказать о себе, что он чист? Кто свободен от греха? Кто чист помыслами настолько, чтобы иметь дерзновение читать эти слова? Если понимать их буквально, то нужно священнику первому, а за ним и всем бежать из церкви. Но святая Церковь, зная немощи наши, утешает нас иным объяснением. Слова «умыю в неповинных руце мои» означают непорочность Царицы Небесной. Чаша изображает собой Матерь Божию, в чистоте Которой очищается и священник, и причастники, и все присутствующие. Одной капли Царицы Небесной достаточно, чтобы все дела наши омыть в ней. Оттого хорошо перед Литургией молиться Богоматери, чтобы дала Она нам частицу Своей чистоты. Хорош обычай накануне принятия Святых Таин исполнить правило «полтораста» («Богородице Дево, радуйся»).."

 

Просто без дополнительных всех молитв правило занимает по пол часа утром и вечером. Хорошо совершать его по субботам, а там, Бог даст, и каждый день, ведь это доставляет немалое утешение.

Share this post


Link to post

Отец Даниил привел хороший и удачный пример, чем отличаются между собой страсти и грех.

Представим себе территорию огороженную по периметру забором. Внутри живут всякие животные, дикие и не очень. Что-то они там топчут, гадят, кричат, шумят, возмущаются, дерутся между собой... Это наши страсти, и покуда они находятся внутри нас, это не является грехом и каяться в этом не нужно. Но, как только, кто-то из них проламывает ограду и убегает во внешний мир, в этом случае страсть проявляет себя и становится грехом, в котором и надо каяться на исповеди. Т.е., к примеру, пока раздражение и гнев бушует внутри - греха нет. Как только двинул или сказал кому чего нехорошее - все, согрешил. 

 

Это я для тех, у кого телеграмма нет, но лучше самого о. Даниила послушать.)

 

Важное различие между страстью и грехом

https://t.me/irmdaniil/42

 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
В 11.08.2022 в 13:31, *Владислав* сказал:

Отец Даниил привел хороший и удачный пример, чем отличаются между собой страсти и грех

Было у кого так, что осознаешь, что, вот, раньше понимал, а теперь перестал это же понимать... или это у меня постковидное.))

 

Думал про забор... Внутри страсти кипят - не согрешил еще. Вырвались наружу - значит пал.

А как же тогда принятие и сложение с помыслом и затем пленение? Усладился в душе вином, женщиной, вещью... это же уже грех, хоть и внутри забора дело происходит.

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Выделила в образцах исповеди согрешения помыслами, и при этом не все.

 

Краткое извлечение из Полной исповеди святителя Димитрия Ростовского

"Исповедаю Господу Богу моему и пред тобою, отче честный, все мои бесчисленные прегрешения, которые я сотворил до настоящего дня и часа: делом, словом, помышлением. Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью к Богу за Его великие и бесчисленные ко мне благодеяния и попечение обо мне, грешном.

Согрешил: осуждением, гордостью, самолюбием, тщеславием, немилосердием, завистью, гневом, оклеветанием, небрежением, невниманием, нерадением о своём спасении, опущением службы Божией по лености и небрежению, рассеянностью на молитве церковной и домашней, беспечностью, унынием, дерзостью, раздражительностью, воздаянием злом за зло, ожесточением, преслушанием, непокорством, роптанием, самооправданием, прекословием, своеволием, укорением, празднословием, злоречием, ложью, смехом, соблазном, честолюбием, чревоугодием, излишеством в пище и питии, леностью, многостяжанием, невоздержанием телесных и душевных чувств, пристрастием, принятием нечистых помыслов, нечистым воззрением, делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими чувствами душевными и телесными. ... ..."

 

"Подробная исповедь

 

...Мысленные и чувственные согрешения. Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи".

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)
26 минут назад, Vаlentinа сказал:

Согрешил: осуждением, гордостью, самолюбием, тщеславием,

Оптинские отцы, в частности отец Нил, учат, что так нельзя исповедоваться. Надо не совсем подробно рассказывать, но конкретно. К примеру, не просто обижал людей, а отпускал в  адрес Валентины идиотские шуточки. Не просто подрался, а соседа слева бил руками, а соседа справа коромыслом.) Как-то так.

 

Но меня интересует грань... когда еще не грех, а когда уже грех. Или мирянину без духовного отца помыслами лучше не заниматься?

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
17 минут назад, *Владислав* сказал:

Или мирянину без духовного отца помыслами лучше не заниматься?

У святых отцов Вы же читали, авва Дорофей и другие о страстях и развитии греха.

https://azbyka.ru/shemy/vosem_strastei.shtml

 

У о. Нила в Беседах  много говорилось об этом. Как я поняла, помысел исповедуется тот, который задолбал Вас. Например, с помыслами осуждения или зломыслия, очень трудно мне бороться. Видя, что творит мое правительство, приходится исповедовать часто.

Там выше по ссылке есть Схема развития греха.  Можно повнимательнее ознакомиться. Насколько поняла, Прилог грехом не является, если не принимаешь его. А дальше уже надо быть внимательным.

Если Вас не правильно поняла, простите Христа ради.

  • Like 1

Share this post


Link to post
1 час назад, *Владислав* сказал:

Думал про забор... Внутри страсти кипят - не согрешил еще. Вырвались наружу - значит пал.

А как же тогда принятие и сложение с помыслом и затем пленение? Усладился в душе вином, женщиной, вещью... это же уже грех, хоть и внутри забора дело происходит.

Так "забор" - это уже когда страсть есть в человеке, когда все предыдущие этапы уже пройдены. 

Share this post


Link to post
Posted (edited)
2 часа назад, *Владислав* сказал:

помыслами лучше не заниматься?

Вообще-то, если не заниматься помыслами, то утонем во грехах. С ними, помыслами, положено бороться.

 

Цитата

меня интересует грань... когда еще не грех, а когда уже грех. 

Преп. Нил Сорский, следуя святоотеческому учению, показывает, что отношение к помыслам имеет несколько степеней, одни из которых безгрешны, а другие грешны и потому подлежат наказанию или соразмерному покаянию:

«О различении [стадий] ведущейся с нами мысленной брани, о победах и поражениях [в ней] и о том, что надо тщательно противиться страстям.

Разнообразны, сказали отцы, восстания на нас мысленной брани, победы и поражения [в ней]: прежде — прилог, затем — сочетание, потом — сосложение, затем — пленение и потом страсть.

Прилог, сказали святые отцы (Иоанн Лествичник, и Филофей Синаит, и иные), — это простой помысел или образ [чего-либо] случившегося, только что в сердце вносимый и уму являющийся. … Просто сказать, это какая-либо мысль, уму человека принесенная. И это, говорят, безгрешно, ни похвалы не заслуживает, ни укоризны, так как не в нашей власти. Ибо невозможно, чтобы не было к нам прилога вражеского помысла.

Сочетанием же называют собеседование с явившимся [прилогом], по страсти или безстрастно, иначе говоря — принятие внушаемого врагом помысла, то есть рассматривание его и беседу с ним по произволению нашему. Это означает [уже] обдумывание какой-либо мысли, принесенной уму. И это, сказали, не совсем безгрешно. Когда же кто-либо богоугодно разрешит, достойно бывает и похвалы. Разрешаем же так: если кто не отсечет прилога лукавого помысла, но несколько вступит в собеседование с ним и враг уже будет влагать ему страстные помышления, то пусть он постарается переменить их на благие.

Сосложение же, сказали, — это усладительное склонение души к явившемуся помыслу или образу. Это бывает, когда кто-либо, принимая представляемые от врага помыслы или образы и с ними мысленно беседуя, несколько согласится в мысли своей, чтоб было так, как внушает вражий помысел. Это [судится] по мере устроения подвизающегося. Устроения же подвизающихся [бывают] таковыми: если кто-либо [находится] в преуспеянии и принял от Бога помощь отгонять помыслы, но если обленится и по небрежению не постарается отвращать лукавые помыслы, — для того это не безгрешно. Если же кто, будучи новоначальным и немощным еще отгонять прилоги лукавого, несколько и согласится с лукавым помыслом, но тотчас исповедуется Господу, каясь и осуждая себя, и призовет Его на помощь, как написано: «Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его» (Пс. 104, 1), то Бог простит [ему] по милости Своей, ради немощи его. Это сказано отцами о сосложении мысленном, когда невольно кто-либо побеждается помыслом, будучи в подвиге, корень же ума его в том утвержден, чтобы не согрешать и не совершить беззакония делом. [И это первое сосложение. Второе же], говорит Григорий Синаит, — когда кто принимает помыслы вражеские по своей воле, и, собеседуя и сочетаясь с ними, победится ими, и уже более не борется против страсти, но твердо положит в себе сотворить грех; или даже попытается [совершить его], желая на деле исполнить то, что положил в мысли своей, но встретит препятствие или во времени, или из-за места, или из-за иных каких причин; и это особо греховно и подлежит наказанию. ...

Страсть же, истинно говорят, — это то, что, долгое время гнездясь в душе, как бы в нрав ее от навыка обращается; впоследствии страстью увлекается [человек] произвольно и сам собою, [и та] обуревает [его] постоянно страстными помыслами, от врага влагаемыми, утвердившись от сочетания и частого собеседования и обратившись в обычай от многого увлечения помыслами и мечтаниями. Это случается, когда враг часто представляет человеку какую-либо вещь, возбуждающую страсть, и разжигает в нем пристрастие к ней более, чем к чему-то другому, и [тот], хочет или не хочет, побеждается [тем пристрастием] мысленно. Особенно же это бывает, если кто-либо прежде по нерадению многократно сочетался и собеседовал [с помыслом], то есть мыслил добровольно о той вещи неподобающим образом. Это у всех или соразмерному покаянию, или будущей муке подлежит. То есть надо каяться и молиться об избавлении от таковой страсти, ибо будущей муке подлежит [человек] за нераскаяние, а не за борьбу.

 

Разумная и искусная брань, говорят отцы, состоит в том, чтобы отсекать начало пришедшего помысла, что называется прилогом, и непрестанно молиться, ибо, сказали они, сопротивляющийся первому, то есть прилогу помысла, разом отрезает все последующее. Потому разумно борющийся отметает [саму] мать зол, то есть [приступающий] к уму лукавый прилог».

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)
2 часа назад, *Владислав* сказал:

так нельзя исповедоваться.

Я привела выдержки из покаянных списков Афона и преп. Димитрия Ростовского. Не я придумала. )

 

Кстати, о страстях. Может быть, кому-то пригодится. Для внимания к себе. Потому что большая часть из них живёт в помыслах и в помыслах становится страстями. Святитель Феофан Затворник пишет, что страсти гнездятся у нас в теле, душе и духе:

"1) В теле: неточное их начало – плотоугодие, или упокоение плоти, с коим в непосредственной связи состоит взыграние телесной жизни и услаждение чувственное. Где они есть, там есть похоть блудная, чревоугодие, сластолюбие, леность, изнеженность, блуждание чувств, говорливость, рассеянность, непоседность, вольность во всем, смехотворство, празднословие, сонливость, дремание зениц, жажда приятного и всякого рода творения угодия плоти в похоти.

2) В душе: а) в умственной части – своеумие, вера в свой только ум, прекословие, восстание на ум Божий, сомнение, дмение (надмение – Ред.) и кичение, пытливость, расхищение ума, блуждание помыслов; б) в части желательной – своеволие, непокорливость, властолюбие, жестокость, предприимчивость, самонадеянность, себеприсвоение, неблагодарность, любообладание, лихоимание; в) в части чувствующей – потрясающие покой и мир сердца страсти, или разного рода приятности и неприятности: гнев, зависть, ненависть, злоба, месть, осуждение, презорство, славолюбие, тщеславие, гордость, тоска, печаль, скорби, уныние, радости, веселости, страхи, надежды, ожидания.

3) Все это — в душе и теле. Но и дух, оживший или, лучше, оживающий, не свободен от приражений, которые тем опаснее, что касаются исходища жизни и нередко бывают незамечаемы, по своей тонкости и глубине. И здесь, так же как в душе и теле, против всего состава духовной жизни внутренней есть противный ряд движений и состояний, отгоняющий и заслоняющий его. Так, часто бывает, вместо внутрь-пребывания и собранности — извержение из себя, исход в чувства; вместо трех актов внутрь-пребывания: внимания, бодренности и трезвения — расхищение ума, внутреннее смятение, суета, ослаба, льгота, опущение себя, вольность, дерзость, плен, пристрастие, уязвление сердца; вместо сознания духовного мира — забвение Бога, смерти, суда, всего духовного.

Как главное в духе — сознание, зиждимое внутрь-пребыванием, то, когда оно падает, падает и жизнедеятельность. От этого восстает вместо страха Божия и чувства зависимости от Него — бесстрашие, вместо избрания и дорожения духовным — равнодушие к нему, вместо отрешения от всего — себя упокоение (что себя нудить!), вместо покаянных чувств — нечувствие, окаменение сердца, вместо веры в Господа — самооправдание, вместо ревности — охлаждение, вялость, невозбуждение и вместо преданности Богу — самоделание".

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Усладился в душе вином, женщиной, вещью... это же уже грех, хоть и внутри забора дело происходит

Почему грех? Если женщина своя, а вино,  только в душе (как это!), - даже дозу не привысить.. ну и вещи можно в меру порадоваться.  если это фетиш, тогда грех.

 Мне вроде понятна мысль батюшки. Нет дела - нет статьи. В душе происходит выбор и начинается дело. Не любое дело можно осуществить. И если мы сами ставим преграду для задуманного - греха нет. А если мы не сделали что-то скверное только по технической невозможности, то грех есть и он проявится как-то иначе.

 

Share this post


Link to post
4 минуты назад, Мария Ш сказал:

Нет дела - нет статьи.

Толкования на Притч. 23:26

Свт. Феофан Затворник:

Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах— Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны,—девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу,—дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,—жилище филинов и нетопырей.

  • Like 3

Share this post


Link to post

Валентина. 10 дев, дориан грей - литературные зарисовки. Они иллюстрируют, что внешнее впечатление не всегда соответствует внутреннему содержанию. А на длинной дистанции как правило невоздержанная внутренняя жизнь сказывается и на внешнем облике. Ведь как можно исполнить закон и совершенно не печься душой об этом.  Для соблюдения закона надо хотя бы его изучить. Внешнее благочестие удается людям действительно просвещенным и любящим. Или гордым. 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Истинное покаяние - это не когда человек формально перечисляет грехи, а когда перечисляет с намерением с ними бороться и больше в них не падать. Когда человек причастится, то он становится одним целым с Господом, говорят Святые, и тогда всякий грех, который мы совершаем есть распятие Христа. Вот, почему так важна истинная исповедь, что бы причащение не было нам в осуждение, когда мы после формальной исповеди сразу без усилия над собой снова с лёгкостью впадаем в те грехи, в которых будто бы покаялись. Покаяние - это не просто произнесение слов, характеризующие наше падение, а с ненавистью и силой отторжение греха с затворением выхода его из сердца посредством внимания и молитвы.А истинное причастие - это не просто принятие из чаши хлеба и вина, но сознание, что принимаешь Тело и Кровь Господа с сознанием, что оно поможет бороться с грехом, иметь намерение этой борьбы.

Edited by ВладимирБ
Поправил
  • Like 4

Share this post


Link to post
Posted (edited)
4 часа назад, Мария Ш сказал:

10 дев, дориан грей - литературные зарисовки.

Притча Евангельская о юродивых девах - это "литературные зарисовки?" Св. Феофан Затворник, преп. Серафим Саровский и другие святые отцы, её изъяснявшие как неспасение тех, кто не стяжал благодатного очищения и освящения души, ограничившись внешним деланием, - литературные зарисовщики? Святые отцы! Только что было приведено высказывание одного из них, точно в тему. Где здесь падающий в обморок смайлик? :wacko: 

 

"В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: шедше купите на торжищи. Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добротетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было". 

 

О стяжании Святого Духа. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)
28 минут назад, Vаlentinа сказал:

Литературные зарисовщики

Чувствуется запал

28 минут назад, Vаlentinа сказал:

Где здесь падающий в обморок смайлик:wacko:

Не вем. Вызвала негодование? Пройдет.

28 минут назад, Vаlentinа сказал:

именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало

Это известно. Спасибо, что напомнили

 

Обобщим. Я пыталась ответить на вопрос Владислава о границах, которые отделяют совершенный грех от того, который человек еще не совершил. Вы написали о важности внутреннего делания. Кто бы спорил.

Если вас смутило, что я назвала священный текст литературой, это напрасно. Литера - буква. Осмысленное употребление буковок - литература. 

Сообщение продублировалось. Прошу лишнее убрать.

Edited by Мария Ш

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, Мария Ш сказал:

Если вас смутило, что я назвала священный текст литературой, это напрасно. Литера - буква. Осмысленное употребление буковок - литература.

Машенька, я просто была поражена, получив от православной сестры такую квалификацию священного текста и его толкования святыми отцами:

5 часов назад, Мария Ш сказал:

10 дев, дориан грей - литературные зарисовки.

Так что это был не запал, а шок. Назвать Священное Писание, слова Спасителя "литературными зарисовками" - это уже дело прямо нехристианское, от атеистов только и возможное, или от бесов. Но сравнить Святое Евангелие с сомнительной литературой непристойного писателя - это просто вне комментариев. Боюсь, не кощунственно ли это прозвучало. Стоит всё же поостеречься, от греха. Цену слова на суде Божием нам, христианам, недооценивать не приходится, нам её Бог открыл.

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
22 минуты назад, Vаlentinа сказал:

вне комментариев

Хорошо бы. Но поздно. 

Евангелие и другие книги - литература разного качества. Я говорила о смыслах, а не об источниках. Девы и жених - не живые люди, а прообразы. Как и дориан грей. Прообразы нам даются для уяснения смысла. Если отбросить эмоциональную реакцию, вам есть, что возразить на мой ответ Владиславу?

Считается ли внутренняя проблема грехом, если человек может удержать ее внутри "забора". Я сказала, что когда как. Важны и обстоятельства, и внутренние мотивы сдержанности.

 

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, Мария Ш сказал:

Хорошо бы. Но поздно. 

Мария, эти слова были сказаны вами мне, и я не могла на них не ответить и не дать им оценки, не став соучастницей греха. Как по мне, слова эти тяжкие. Что вы этого не видите, дела не меняет, и хотелось бы, чтобы увидели. Что могла, я сделала.

 

1 час назад, Мария Ш сказал:

литература разного качества. Я говорила о смыслах, а не об источниках

Св. Писание это не литература. И смыслы таковы, каковы источники. В одном случае - Слово Божие, Богодухновенное Писание, где каждая притча и каждое слово исполнены света жизни и спасительных смыслов, - в другом - сочинение грешника, пропитанное грехом. 

 

1 час назад, Мария Ш сказал:

вам есть, что возразить на мой ответ Владиславу?

Считается ли внутренняя проблема грехом, если человек может удержать ее внутри "забора".

Я раньше вас ответила Владиславу цитатой из пр. Нила Сорского, где подробно и ясно объяснено, когда помысел становится грехом и в нём надо каяться. Вам я тоже ответила, словом Св. Писания о том, что Бог ждёт от нас, чтобы мы отдали ему сердце - то есть чистоту помыслов, а не только дела. И словами св. Феофана, который это пояснил на примере юродивых дев. Даже и не знаю, что ещё могу добавить... Разве что историю из Письма святогорца:

 

"В некотором женском монастыре жила при игумении ее племянница, прекрасная собою, по наружности, и неукоризненного поведения. Все сестры любовались и назидались ее ангеловидностию и необыкновенною скромностию. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа ее воспарила в райские обители.
 

Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы удостоилась ее племянница в лике блаженствующих девственниц? Однажды, когда игуменья, в келейной тишине преполовляющейся ночи, стояла на молитве,  — внезапно расступилась земля под ее ногами и клокочущая огненная лава потекла пред взорами молившейся.

 

Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть  — и видит среди адского пламени свою племянницу.

 

— Боже мой!  — отчаянно воскликнула она.  — Тебя ли вижу я? 

 

— Да,  — со страшным стоном произнесла погибшая. 

— За что ж это? — с горестью и участием спросила старица. — Я надеялась видеть тебя в райской славе, в ликах ангельских, среди непорочных агниц Христовых, а ты… За что это?

— Горе мне окаянной!  — простонала мучившаяся.  — Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени, непрестанно пожирающем, но не уничтожающем меня. Ты хотела видеть меня  — и Бог открыл тебе тайну моего положения.

— За что ж это? — снова сквозь слезы спросила игумения. 

— За то,  — отвечала мучившаяся,  — что я в виду вашем казалась девственницею, непорочным ангелом, а на самом деле была не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела, я не умела сохранить в непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке. По неосторожности моей я питала в себе чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в моих мыслях и мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним, и, понимая, что это грех, совестилась открыться в нем духовнику при исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей святые Ангелы возгнушались мною и оставили меня в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени, вечно буду гореть и никогда, никогда не сгорю, нет конца мучению для отверженных небом!
Сказав это, несчастная застонала  — застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении".

 (Святогорца письмо 16)

Edited by Vаlentinа
  • Like 2

Share this post


Link to post
52 минуты назад, Vаlentinа сказал:

я не могла на них не ответить и не дать им оценки, не став соучастницей греха

О, чистота

52 минуты назад, Vаlentinа сказал:

Писание это не литература

Успокойтесь.

52 минуты назад, Vаlentinа сказал:

раньше вас ответила Владиславу

 

52 минуты назад, Vаlentinа сказал:

Что могла, я сделала.

Не первый раз. Форум в неоплатном долгу.

 

54 минуты назад, Vаlentinа сказал:

горю вгеенском пламени, вечно буду гореть и никогда, никогда не сгорю, нет конца мучению для отверженных небом!
Сказав это, несчастная застонала  — застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением

Ужжос! Витиевато из'ясняется, если учитывать ее положение.

Гуд нахт!

Share this post


Link to post
Posted (edited)
23 часа назад, *Владислав* сказал:

А как же тогда принятие и сложение с помыслом и затем пленение? Усладился в душе вином, женщиной, вещью... это же уже грех, хоть и внутри забора дело происходит.

Ещё раз послушал о.Даниила. Он  говорит там же: "Зачем выносить на исповедь действие страсти, которая не проявилась вовне, ..., которая вызывает какие-то неприятные чувства, ощущения, но при этом остается под контролем..." То есть здесь никакой речи о "пленении", по крайней мере, не идёт.

Edited by Юрий Кур
  • Like 1

Share this post


Link to post

У отца Даниила нашла еще одно видео от 31 июля, на Телеграмм, как правильно говорить грехи на исповеди. К сожалению не могу вставить ссылку. Тоже интересно послушать. 

  • Like 2

Share this post


Link to post
28 минут назад, Юрий Кур сказал:

но при этом остается под контролем

Мне некогда было слушать эту беседу, и я просто отвечала на вопросы, обозначенные в сообщениях. Но я не сомневалась ни минуты, что отец Даниил учил именно так и в таком ключе. Вообще образ "забора" можно понимать очень широко. И святые отцы говорят, что противостоять нужно в первую очередь той страсти, которая беспокоит, проявляется наиболее активно. Активизируется страсть прежде всего в помыслах, боря нас на действие. В этом случае она уже как бы выходит за "ограду" затишья, или из глубины сердца - наверх. Так, святитель Феофан Затворник (и не только он) называет сердце "ямой змей", то есть гнездом страстей, и учит бороться с той, что проявляется:

«Наше сердце есть яма, полная змей. Змеи – наши страсти. Как поднимет какая из них голову, бей ее молотом. Молот – безжалостность к себе».

 

И преп. Макарий Оптинский учит также, и теми же образами, - кстати тут речь именно о помыслах:
"Удивляешься, откуда берется: зависть, злость, нетерпение и все, что только можно себе представить дурное! Все это суть твои страсти, внутрь тебя лежащие, но до времени утаивающиеся; а когда чуть явится какая вина, страсть и воздвизает свою главу и шипит; тут-то и надобно на них ополчиться, не убегая вин [причин], а сопротивляясь и укоряя себя, — также призывая помощь Божию; а Господь силен подать тебе оную..."

  • Like 2

Share this post


Link to post
1 час назад, Vаlentinа сказал:

Мне некогда было слушать эту беседу, и я просто отвечала на вопросы, обозначенные в сообщениях.

Поэтому ваш ответ несколько выпал из контекста.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
38 минут назад, Юрий Кур сказал:

Поэтому ваш ответ несколько выпал из контекста.

Юрий, в любом случае не моё дело комментировать наставления отца Даниила. И я бы в любом случае не стала. И зачем? А вопрос Владислава, где в помыслах начинается грех, - общий - прп. Нил Сорский на него отвечает очень конкретно, по-моему, для каждого полезно.

Edited by Vаlentinа
Опечатка
  • Like 2

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...