Jump to content
Andrei†

Постное общение

Recommended Posts

1 минуту назад, Юрий Кур сказал:

получается бесконечное короткое замыкание человека на самого себя, то есть фактическое аннулирование самого себя

Нет, не аннулирование: воля сопротивления остаётся — ужас в том, что когда "Бог будет всё во всём", она уже не найдёт себе никакого приложения, и останется лишь восприятие мук совести.

Share this post


Link to post
12 часов назад, Юрий Кур сказал:

А кстати, что за группа?

Юрий, не указано, или я не увидела. Да практически специально обученные  в любых группах тусуются. Не только в православных. В группах с большим количеством подписчиков. Вбросы на разные темы. Православным намутить на почве веры, обывателям - смотря что актуально. Сейчас насилие в семьях активно "внедряют". В местных городках мусор на Москву валят, разжигают антиправительственные настроения. Навального рекламируют. И так далее 

  • Sad 1

Share this post


Link to post
14 минут назад, Inquisitor сказал:

ужас

как не крути, а плохо это всё. Да избавит нас Господь.

 

Слава Богу, что борьбу Он всё-таки за нас ведёт! И совсем не аллегорически. Тут я не соглашусь.

image.thumb.png.5a032b5f71053c876cac28f81f3d40bf.png

  • Like 2

Share this post


Link to post

Братья,

Edited by *"*

Share this post


Link to post
6 минут назад, *"* сказал:

Вбросы на разные темы. Православным намутить на почве веры, обывателям - смотря что актуально.

К сожалению, есть группы (почти все), где православным не надо никаких вбросов; сами друг друга едят, разоблачают ереси, обличают архиереев, неправильных священников, пишут открытые письма, борются против греков и за греков и т.д. В общем, с упоением разрушают Церковь.

3 минуты назад, *"* сказал:

Братья, помогите узнать, если у вас есть сейчас время

Ольга, сейчас на работе. Когда крайний срок?

Share this post


Link to post
1 минуту назад, Юрий Кур сказал:

Слава Богу, что борьбу Он всё-таки за нас ведёт! И совсем не аллегорически. Тут я не соглашусь.

Занудно придерусь: я ведь прокомментировал про борьбу в духовном сердце человека. :80:

 

Там мы с помощью Бога либо созидаем Его храм, либо допускаем осквернять: "ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19).

Share this post


Link to post
3 минуты назад, Inquisitor сказал:

Занудно придерусь

5 минут назад, Inquisitor сказал:

с помощью Бога

 

Ну вот. Какие уж тут аллегории.

Share this post


Link to post
2 минуты назад, Юрий Кур сказал:

Какие уж тут аллегории.

Почему же, хорошая вот есть аллегория: "свято место пусто не бывает" — либо там (в сердце) Бог в нашем согласии с Ним, либо тот (те), кто старается узурпировать Его место. :grin0000:

Share this post


Link to post
49 минут назад, Юрий Кур сказал:

К сожалению, есть группы (почти все), где православным не надо никаких вбросов; сами друг друга едят, разоблачают ереси, обличают архиереев, неправильных священников, пишут открытые письма, борются против греков и за греков и т.д. В общем, с упоением разрушают Церковь.

Ольга, сейчас на работе. Когда крайний срок?

Да, все так. Поэтому когда здесь баталии и не совсем уверен в расположении сердца человека, то тоже мысли, что мы не созидаем нашу Церковь. Тем более, когда не читается Свяшенное Писание, учение Церкви не освоено, А Церковь одолеть нам не удастся, души свои только можем искалечить.

Про книгу - сегодня до 18. Но, кажется, смогу позвонить сама. Спаси Господи, что откликнулись )) 

  • Like 1

Share this post


Link to post
1 час назад, Юрий Кур сказал:

В общем, с упоением разрушают Церковь.

 

11 минут назад, *"* сказал:

тоже мысли, что мы не созидаем нашу Церковь.

Юрий, Ольга, а здесь ваши аллегории неверны: Церковь уже создал Христос, основав её Честною Своею Кровью, и мы не способны ни разрушать её (Церковь), ни созидать, а можем в ней только или пребывать, когда православно исповедуем её учение, или нет, когда отступаем от него. =)

Edited by Inquisitor
скорректировал формулировку

Share this post


Link to post
43 минуты назад, Inquisitor сказал:

 

Юрий, Ольга, а здесь ваши аллегории неверны: Церковь уже создал Христос, основав её Честною Своею Кровью, и мы не способны ни разрушать её (Церковь), ни созидать, а можем в ней только или пребывать, когда православно исповедуем её учение, или нет, когда отступаем от него. =)

То есть люди совсем не нужны?)) 

Share this post


Link to post
40 минут назад, Inquisitor сказал:

не способны ни разрушать

К сожалению, способны. Примеры известны: Рим, сейчас Константинополь, Александрия. Мы чтим и молимся Иринею Лионскому, Амвросию Медиоланскому, Мартину Турскому, Женевьеве Парижской. И мы с ними в одной Церкви. А что сейчас на тех землях, где они утверждали веру Христову? Мерзость запустения. Да и вообще, любой раскол - это разрушение церковного организма. Вот Ольга дала ссылку на сюжет с уроком чтения в семинарии и написала, что главный герой ушел в непоминающие. И это тоже элемент разрушения Церкви. 

50 минут назад, Inquisitor сказал:

Церковь уже создал Христос, основав её Честною Своею Кровью

Да это так, и врата ада не одолеют Церковь Христову. Но при этом Церковь как человеческий организм очень уязвима. И нам надо беречь её. А это подразумевает ношение бремен друг друга, терпение несовершенств друг друга. 

Share this post


Link to post

Так. Шляпа жмёт, а занудство — моя проф. деформация (я технический писатель). Стоит взять его на вооружение — снова переделаю образ. B)

 

17 минут назад, *"* сказал:

То есть люди совсем не нужны?)) 

Нужны. Я сказал о том, что на полноту Церкви мы никак не влияем, так она — Сам Святой Дух, Который неизменяем.

 

16 минут назад, Юрий Кур сказал:

К сожалению, способны. Примеры известны: Рим, сейчас Константинополь, Александрия. Мы чтим и молимся Иринею Лионскому, Амвросию Медиоланскому, Мартину Турскому, Женевьеве Парижской. И мы с ними в одной Церкви. А что сейчас на тех землях, где они утверждали веру Христову? Мерзость запустения.

Это видимые разрушения — лишь следствия "разрушения Церкви в рёбрах".

 

19 минут назад, Юрий Кур сказал:

Да и вообще, любой раскол - это разрушение церковного организма.

Нет, Церковь нерушима. Просто из "церковного организма" отторгли сами себя раскольники.

 

20 минут назад, Юрий Кур сказал:

Но при этом Церковь как человеческий организм очень уязвима. И нам надо беречь её.

Церковь — Богочеловеческий организм. И беречь надо наше единство с ней твёрдым стоянием в православии.

 

22 минуты назад, Юрий Кур сказал:

А это подразумевает ношение бремен друг друга, терпение несовершенств друг друга. 

С этим согласен на 100%. =)

  • Thanks 2

Share this post


Link to post
13 минут назад, *"* сказал:

То есть люди совсем не нужны?)) 

Бог Всесовершенен и Неизменен. Ничто и никто не может ни добавить Ему, ни отнять.

 

Все антропоморфизмы, приписываемые Божественной природе, необходимы для понимания сути человеком, но не являются строгими определениями в человеческом смысле. Поэтому "ковыряния" этих слов "под микроскопом" бессмысленны. Это просто мостики смысла по которым человек может воспринять информацию о Боге, хотя бы в том объеме, в котором может вместить.

 

Тут многие ищут истинного понимания в Кого же они верят, Чьей Крови и Тела причащаются. Чтобы не было споров и домыслов предлагаю ознакомиться с этим материалом:

Скрытый текст

2.3.1. Бог есть Дух

Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).

Что это означает?

«Слово «Дух» понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие»150.

Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:

1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.

2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности151. По словам свт. Григория Нисского, «Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна»152.

Понятие несложности или простоты означает:

а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку. Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь; все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество153, разделяясь только в нашем умопредставлении.

б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.

3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.

4) Божественное естество внутренне едино, просто, самотождественно и не допускает какого-либо изменения.

5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово «Дух» означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.

Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что

1. Бог есть существо свободно-разумное;

2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью).

Две эти истины обусловливают деление Божественных свойств на две группы:

а) свойства, относящиеся к совершенствам Божественного существа, которые называются онтологическими или апофатическими (отрицательными);

б) свойства, характеризующие Бога как свободно-разумное существо, которые называются духовными или катафатическими (положительными).

2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих154

Онтологические свойства характеризуют совершенства Божественного существа. Но Божественная природа абсолютна, и человеческий язык не способен выразить полноту Божественного совершенства. Наш язык, понятия и категории нашего мышления сформировались в процессе изучения тварного мира, а тварные вещи несоизмеримы с нетварной абсолютной сущностью. Поэтому говорить о совершенствах Божественной природы можно только в отрицательных терминах.

Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства – это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию.

Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств и свойств, присущих тварному бытию, всего, что может быть рассудочно познано и выражено словами, называется апофатическим (отрицательным).

Однако предметом богословствования может быть не только бытие Бога в Его неприступной сущности, но и Его самообнаружения в действованиях, благодаря которым мы можем нечто положительно утверждать о Боге. Бог – не только абсолютная сущность, но и свободно-разумное Существо, Личность, которая благоволит открыть себя человеку. Свойства Божии, познаваемые нами через Божественные действия, называются духовными или катафатическими свойствами.

Следует иметь в виду, что духовные свойства, ни каждое в отдельности ни в совокупности, не исчерпывают Божественную сущность. По словам св. Иоанна Дамаскина, то, что мы «говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству»155.

Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).

Апофатический и катафатический методы не только не отрицают друг друга, но напротив, взаимодополняют. Свт. Василий Великий пишет: «Из имен же сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога»156.

«Пространный Катихизис» перечисляет следующие свойства Божии:

онтологические: вечность, вездесущие, неизменяемость;

духовные: благость, праведность, всемогущество, всеблаженство или вседоволъство157.

 

2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии

 

2.3.3.1. ВЕЧНОСТЬ

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени изменения для Бога не существуют, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени.

«Oт века и до века Ты – Бог» (Пс. 89:3). «Ты, Господи, пребываешь, во веки» (Плач. 5:19). «Cвят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:8).

Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено по повелению вечного Бога (Рим. 14:25).

 

2.3.3.2. ВЕЗДЕСУЩИЕ (ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ)

Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» (Пс. 138:7–10)

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь; Его не проникает ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Все отстоит от Бога не местом, а природой»158. «Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности»159.

Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству»160.

Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:

– небеса (Пс. 113:24);

– храм (3Цар. 9:3);

– человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2Кор. 6:16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые «святые места».

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как – не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия»161.

 

2.3.3.3. НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ

Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.

«Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6).

Ап. Иаков говорит, что у Бога «нет изменения и тени перемены» (Иак. 1:17).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь (Ин. 14:6). Жизнь – одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий «покоя» и «движения». В произведении «О божественных именах» (VI в.) говорится, что Бог «при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе»162.

Неизменяемость – отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.

 

2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божия

 

2.3.4.1. ВСЕВЕДЕНИЕ

Свойство всеведения означает, что Бог знает все (1Ин. 3:20). Божественное всеведение включает в себя:

1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы: «Дух все проницает, и глубины Божии... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:10–11).

2) совершенное ведение о Своих делах: Богу «ведомы все дела Его» (Деян. 15:18), «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13).

Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего: «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир. 23:29).

Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание – внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем163. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу от вечности (Деян. 15:18).

 

2.3.4.2. ВСЕМОГУЩЕСТВО

Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

«Бог творит все, что хочет...» (Пс. 134:6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе: «Я Бог Всемогущий...» (Быт. 17:1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:

«Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс. 32:9).

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью164. Это означает, что в Боге разум и воля – одно. Свойство всемогущества Божия с древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных софизмов, например, такого: «Может ли Бог создать нечто большее, чем Он Сам?» Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не есть произвол, способность делать все, что вздумается. Священное Писание не говорит, что Бог делает все, но только все, «чего хочет душа Его» (Иов. 23:13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая полнотой совершенства, не может согрешать или создавать несовершенные вещи.

 

2.3.4.3. ВСЕБЛАЖЕНСТВО

Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство 165.

«Блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11).

«Блаженным» называет Бога и ап. Павел (1Тим. 1:11, 6:15).

 

2.3.4.4. БЛАГОСТЬ

Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию166. Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией.

Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия: «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9).

Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства, как любовь и милость, представляющие собой частные аспекты свойства благости.

Любовь есть благость в отношении к личностным существам: людям и ангелам.

Милость есть проявление благости к падшему человечеству, к грешникам. Иначе говоря, милость – это любовь по снисхождению к тем, кто любви не заслуживает. Таким образом, милость сближается со свойством долготерпения.

 

2.3.4.5. ПРАВДА

«Господь праведен, любит правду; лице Его ей видит праведника» (Пс. 10:7).

Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения.

«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48).

Для достижения этой цели Бог дает человеку нравственный закон, ведущий исполняющих его к совершенству. При этом исполнение закона Богом награждается, а нарушение наказывается. Таким образом, в правде Божией различают две составляющие: правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Бог является одновременно и Законодателем, и Судией:

«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак. 4:12).

Однако окружающая действительность порой заставляет усомниться в том, что Бог есть существо, которому присуща абсолютная правда. В частности, это проявляется в том, что грешники нередко благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода лишения. На такого рода недоразумения можно возразить следующее:

нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни;

человек есть существо, обладающее свободной волей, поэтому счастье и бедствия людей в значительной степени зависят от них самих; с христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом; будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям (покаянию, исправлению жизни и очищению души);

сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производится по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется.

Люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас есть (Лк. 17:21). И напротив, человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив:

«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2:9).

Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании мира лежит непреложный нравственный закон: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего блаженства, а жизнь греховная – с предвкушением будущих мучений 167.

 

2.3.5. Антропоморфизмы Священного Писания

Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч. anthropos; – человек и morphe – форма). Антропоморфизмы – это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам.

«Пространный Катихизис» говорит, что таким образом «Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом»168.

Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна Дамаскина, только «посредством образов, типов и символов, нам сообразных»169.

Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества Православия сказано: «глаголющим Бога не быти дух, но плоть анафема»170.

 

 

https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/3_3_9

Share this post


Link to post
4 часа назад, Inquisitor сказал:

И брань идёт в воле человека:

Чтобы понять откуда, от кого, почему, что такое брань, и как бороться. Очень хорошо прочитать книгу "Невидимая брань" преп. Никодима Святогорца.

 

Книга может показаться тяжелой к исполнению. Потому, что впереди пот, кровь, настоящая война против духов злобы.

 

Глава вторая. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя

Не полагаться на самих себя, возлюбленный мне брате, столь необходимо в нашей брани, что без сего, будь в том уверен, не только не возможешь одержать желаемой победы, не устоишь даже в самом незначительном нападении на тебя врага. Запечатлей это поглубже в уме своем и сердце.

 

При всем том, однако ж, хотя это нечаяние от себя ничего доброго и ненадеяние на себя есть Божие в нас дело, мы и с своей стороны должны делать всякие усилия для стяжания такого расположения, делать все, что можем и что в нашей власти. И я, брате мой, намечаю тебе здесь четыре делания, в силу которых ты с Божиею помощью можешь улучить, наконец, неверие себе, или то, чтоб никогда ни в чем на себя не надеяться.
 

Скрытый текст

 

а) Познай свое ничтожество и постоянно содержи в мысли, что ты сам собою не можешь делать никакого добра, за которое оказался бы достойным Царствия Небесного. Слушай, что говорят богомудрые отцы: Петр Дамаскин уверяет, что «ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение, и ничего нет хуже, как не сознавать этого» (греч. «Добротолюбие», с. 611). Св. Максим Исповедник учит, что «основание всякой добродетели есть познание человеческой немощности» (греч. «Добротолюбие», с. 403). Св. Иоанн Златоуст утверждает, что «тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто».

 

б) Ищи помощи в сем у Бога в теплых и смиренных молитвах, ибо это Его есть дар. И если ты желаешь получить его, то тебе надлежит прежде водворить в себе убеждение, что ты не только не имеешь такого о себе сознания, но что и стяжать его совсем не можешь сам собой; затем, дерзновенно предстоя пред величием Бога и твердо веруя, что по безмерному Своему благоутробию Он всеконечно дарует тебе такое себя познание, когда и как знает, не допускай уже отнюдь ни малейшего сомнения, что ты действительно получишь его.

 

в) Привыкай всегда опасаться за себя и бояться бесчисленных врагов своих, которым не можешь ты противостоять и малое время, бойся долгого их навыка вести с нами брань, их вселукавства и засад, их преображения в ангелов света, их бесчисленных козней и сетей, которые тайно расставляют они на пути твоей добродетельной жизни.

г) Если впадешь в какое-либо прегрешение, как можно живее обращайся к узрению немощности своей и сознанию ее. На тот случай Бог и попустил тебя пасть, чтобы ты лучше познал слабость свою и таким образом не только сам научился презирать самого себя, но возжелал быть презираемым и от других по причине толикой слабости своей. Ведай, что без такого желания невозможно возродиться в тебе и укорениться благодетельному неверию себе, в котором основание и начало истинного смирения и которое само имеет основу в сказанном опытном познании своего бессилия и своей ненадежности.

 

Из сего всякий видит, сколь необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя и как к таковому познанию благость Божия гордых и самонадеянных обычно приводит посредством их падений, праведно попуская им впасть в то самое прегрешение, от которого предохранить себя они сами себя считают довольно сильными, да познают немощность свою и да не дерзают более полагаться на себя как в этом, так и во всем другом.

 

Однако ж это средство, хотя и очень действенное, но и не безопасное, Бог не всегда употребляет, но когда уже все другие средства, более легкие и свободные, о которых мы помянули, не приводят человека к самопознанию. Тогда уже наконец попускает Он человеку падать в грехи, большие или малые, судя по великости или малости его гордости, самомнения и самонадеянности, так что где нет такого самомнения и самонадеянности, там не бывает и вразумительных падений. Посему, когда случится тебе пасть, спешно беги помыслами к смиренному самопознанию и уничиженному о себе мнению и чувству и докучательною молитвою взыщи у Бога дарования тебе истинного света для познания ничтожности своей и утверждения сердца своего в ненадеянии на себя, чтобы опять не впасть в то же или еще более тяжкое и разорительное прегрешение.

 

 

 

Прибавлю к сему, что не только когда кто впадет в какой-либо грех, но и когда подпадает какому несчастью, бедствию и скорби, особенно телесной болезни, нелегкой и долговременной, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтоб пришел в самопознание, а именно в сознание своей немощности, и смирился. На этот случай и для этой цели попускается Богом, чтоб находили на нас всякого рода искушения от диавола, от людей и от поврежденного естества нашего. И святой Павел, эту цель видя в искушениях, каким подвергался он в Азии, говорил: «сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя» (2Кор. 1, 9).

 

И еще приложу: кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколь он нестроен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренно желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_3

  • Like 1

Share this post


Link to post
25 минут назад, Юрий Кур сказал:

К сожалению, способны. Примеры известны: Рим, сейчас Константинополь, Александрия. Мы чтим и молимся Иринею Лионскому, Амвросию Медиоланскому, Мартину Турскому, Женевьеве Парижской. И мы с ними в одной Церкви. А что сейчас на тех землях, где они утверждали веру Христову? Мерзость запустения. Да и вообще, любой раскол - это разрушение церковного организма. Вот Ольга дала ссылку на сюжет с уроком чтения в семинарии и написала, что главный герой ушел в непоминающие. И это тоже элемент разрушения Церкви. 

Да это так, и врата ада не одолеют Церковь Христову. Но при этом Церковь как человеческий организм очень уязвима. И нам надо беречь её. А это подразумевает ношение бремен друг друга, терпение несовершенств друг друга. 

Юрий, Вас по-человечески можно понять. Попробуйте посмотреть на церковные расколы с такой точки зрения: врата ада не могут одолеть Церковь, но могут одолеть любого человека, или группу людей любого размера, находящихся в Церкви.

 

Определение точных церковных границ - одно из самых напряженных мест в экклезиологии, копья можно ломать бесконечно, если есть такая цель. На самом деле их определить практически невозможно человеческим умом, даже самым просвещенным. Только Бог знает. Как показала церковная история границы человеческих организаций и форм собственности никак не определяют этих границ.

Share this post


Link to post
Только что, На берегу реки сказал:

Определение точных церковных границ - одно из самых напряженных мест в экклезиологии, копья можно ломать бесконечно, если есть такая цель. На самом деле их определить практически невозможно человеческим умом, даже самым просвещенным. Только Бог знает. Как показала церковная история границы человеческих организаций и форм собственности никак не определяют этих границ.

Есть распространённая позиция, что границы Церкви — границы Евхаристии.

Share this post


Link to post
3 минуты назад, sibiryak сказал:

Чтобы понять откуда, от кого, почему, что такое брань, и как бороться. Очень хорошо прочитать книгу "Невидимая брань" преп. Никодима Святогорца...

Саша :) тут люди пока с апофатикой и катафатикой не разобрались, а ты им "невидимую брань" предлагаешь. Многие влезут и повредяться, такие вещи вообще с благословения духовника читать надо, имея базовую хотя бы подготовку. Может сначала надо изучить цифирь, а потом покушаться на высшую математику?

2 минуты назад, Andrei-47 сказал:

Есть распространённая позиция, что границы Церкви — границы Евхаристии.

Для новоначальных сойдет, но это конечно намного сложнее.

Share this post


Link to post
13 минут назад, На берегу реки сказал:

Для новоначальных сойдет, но это конечно намного сложнее.

Согласен, только Бог — как Сердцеведец — точно знает, кто с Ним в православии, вне которого теозис невозможен, а формальная принадлежность Церкви без действительной — к осуждению.

Share this post


Link to post
26 минут назад, На берегу реки сказал:

тут люди пока с апофатикой и катафатикой не разобрались, а ты им "невидимую брань" предлагаешь. Многие влезут и повредяться, такие вещи вообще с благословения духовника читать надо, имея базовую хотя бы подготовку. Может сначала надо изучить цифирь, а потом покушаться на высшую математику?

Да нет брат, пока в себе не разобраться, в своей брани. А это дело всей нашей жизни, и начинать надо как можно быстрее.

Тут бесы как раз помогут разобраться вот с этим, и хорошо помогут разобраться)

 

26 минут назад, На берегу реки сказал:

тут люди пока с апофатикой и катафатикой не разобрались, а ты им "невидимую брань" предлагаешь

Впрочем вам виднее. Я же не настаиваю. Я лишь вспоминаю житие преп. Антония Великого, всю жизнь боровшегося с бранью. А нам и подавно.

Эта книга не высшая математика - это лекарства для всех нас.

 

26 минут назад, На берегу реки сказал:

имея базовую хотя бы подготовку. Может сначала надо изучить цифирь

Скажи Влад, как ты определил людей на форуме, что там нет познания цифирь и базовых подготовок?

 

 

Share this post


Link to post
26 минут назад, Andrei-47 сказал:

беречь надо наше единство с ней твёрдым стоянием в православии

 

18 минут назад, На берегу реки сказал:

Попробуйте посмотреть на церковные расколы с такой точки зрения: врата ада не могут одолеть Церковь, но могут одолеть любого человека, или группу людей любого размера, находящихся в Церкви.

Очень часто уход в раскол связан с мнением человека или группы людей, что именно они отстаивают твердое стояние в православии. Очень часто сталкивался и сталкиваюсь с ситуацией, когда под "твердым стоянием в православии" понимают начетничество в догматике (а подчас даже и не догматике, а в каких-то традициях) а не любовь во Христе. 

 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
4 минуты назад, sibiryak сказал:

А это дело всей нашей жизни, и начинать надо как можно быстрее.

Поддержу: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить", "дорожа временем, потому что дни лукавы" (1 Пет. 5:8, Еф. 5:16).

 

А этому необходимо научиться по-православному.

 

5 минут назад, Юрий Кур сказал:

Очень часто уход в раскол связан с мнением человека или группы людей, что именно они отстаивают твердое стояние в православии. Очень часто сталкивался и сталкиваюсь с ситуацией, когда под "твердым стоянием в православии" понимают начетничество в догматике (а подчас даже и не догматике, а в каких-то традициях) а не любовь во Христе.

Юрий, знания догматики и любовь во Христе не противоречат друг другу: первое входит во второе. При этом вы правы в следующем: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." (1 Кор. 13:2)

  • Like 3

Share this post


Link to post
3 минуты назад, Andrei-47 сказал:

"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто."

Очень хороший пример у нас только что был перед глазами: "Правило веры и образ кротости...". 

 

Share this post


Link to post
21 минуту назад, Юрий Кур сказал:

Очень часто сталкивался и сталкиваюсь с ситуацией, когда под "твердым стоянием в православии" понимают начетничество в догматике (а подчас даже и не догматике, а в каких-то традициях) а не любовь во Христе.

Вы выстраиваете антиномию между Любовью и догматикой, а этот подход настолько же неверный, как противопоставлять веру и науку.

 

Догматика - это просто инструмент, без которого Вы не сможете дать определение ни одному понятию, даже Любви. Разные люди вкладывают в это слово разный смысл, иногда совсем далекий от смысла, который вкладывал в него Христос. Догматика определяет и утверждает верное понятие.

 

Без догматики Любовь будет у всех разная. Я думаю, что если посерьезнее углубиться в этот вопрос, то и сама антиномия, с которой Вы сталкиваетесь, именно от неправильного понимания мотиваций встречающихся Вам людей, а причина этого может крыться в разном понятии слова Любовь.

 

Share this post


Link to post
8 минут назад, На берегу реки сказал:

Догматика - это просто инструмент, без которого Вы не сможете дать определение ни одному понятию, даже Любви. Разные люди вкладывают в это слово разный смысл, иногда совсем далекий от смысла, который вкладывал в него Христос. Догматика определяет и утверждает верное понятие.

Я бы предложил следующее утрированное сравнение:

• Бог — истинный источник питания;

• догматика — провод к Нему;

• любовь — ток по проводу от Него.

 

Таким образом, при нарушении догматики ток любви Бога прекращается и заменяется на бесовский суррогат: подключение провода идёт к ложному источнику питания.

Edited by Andrei-47
скорректировал формулировку
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...