~ Весна ~ 2 880 Опубликовано: 2 июля, 2023 Фильм "Русский крест". Если ещё не смотрели, братья и сестры, очень рекомендую. 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 285 Опубликовано: 3 июля, 2023 11 часов назад, ~ Весна ~ сказал: Фильм "Русский крест". Если ещё не смотрели, братья и сестры, очень рекомендую. Об этом фильме слышал, но не смотрел. Вечером, думал, гляну начало, чтобы впечатление заложить, чтобы посмотреть, когда время будет. В общем, глянул, да так и досмотрел до конца на одном дыхании. Сильный фильм. 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 3 июля, 2023 Владыке Тихону 65 лет вчера было. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 265 Опубликовано: 3 июля, 2023 (изменено) 10 минут назад, inna d сказал: Владыке Тихону 65 лет вчера было. Да, как вчера было: ночь, Вечерний курьер на Радио России или Радио Радонеж, уже не помню, иеромонах Тихон рассказывает в прямом эфире об открытии мощей патр. Тихона в Донском... Многая и благая лета владыке. Изменено 3 июля, 2023 пользователем Юрий Кур 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 3 июля, 2023 4 часа назад, Юрий Кур сказал: иеромонах Тихон рассказывает в прямом эфире об открытии мощей патр. Тихона в Донском... Читала его воспоминания, да, все было очень переживательно. А сколько препятствий этому было… Время прошло и все забывается. Наши дети совсем не помнят что было в начале 90-х. У нас так вообще все перевернули и напрочь забыли, что было в республике двуязычие, два потока языковых в университете и прочих вузах. Молодежь об этом не знает, история переписана. И когда говоришь об этом, не верят. Вот такой феномен. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 265 Опубликовано: 3 июля, 2023 1 минуту назад, inna d сказал: Наши дети совсем не помнят что было в начале 90-х. У нас так вообще все перевернули и напрочь забыли, что было в республике двуязычие, два потока языковых в университете и прочих вузах. Молодежь об этом не знает, история переписана. И когда говоришь об этом, не верят. Вот такой феномен. А ещё в Латвии была академия наук. Я туда в в самом начале 90х привозил документы . Вроде даже и сейчас что-то есть; только о науке не слышно ) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 3 июля, 2023 50 минут назад, Юрий Кур сказал: только о науке не слышно Что-то делают. Но мало финансируется наука... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 5 июля, 2023 Будем внимательны в общении с ближними Беседы по Божественной литургии Митрополит Лимасольский Афанасий Беседа 1: Без чего миру невозможно существовать Беседа 2: «Миром Господу помолимся...» Беседа 3: О благостоянии Святых Божиих Церквей Господу помолимся Беседа 4: В храме люди находят то, чего больше нигде не найти Беседа 5: Молитесь за епископа! Беседа 6: «О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся» Мы продолжаем с вами разбирать текст Божественной литургии. В прошлый раз мы рассмотрели прошение мирной ектении «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных...». Далее диакон возглашает: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся». Иными словами, давайте попросим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева, опасности и трудных обстоятельств. Это прошение, будучи одним из последних в ектении, словно подытоживает в общих чертах наши нужды: мы молим Бога избавить нас от всякой вообще скорби. Кто-нибудь спросит: но разве скорби не приносят нам духовной пользы? Да, действительно, они полезны для души. В этом мире нет ни одного человека, у которого в жизни не было бы скорбей. Как говорит Писание, «вся голова — в болезни и все сердце в печали»( Ис. 1, 5 (по переводу П. Юнгерова)). Суть заключается в том, как каждый из нас относится к постигающим его скорбям. Если ты переносишь их с терпением и стойкостью, стараешься извлечь из них для себя духовную пользу, тогда, даже если ты сам оказался виновником скорбей, сам навлек их на себя, они становятся благословенным явлением в твоей жизни. А если ты относишься к скорбям неправильно: ропщешь, нервничаешь, восстаешь против Бога, против ближних, против того, против другого, впадаешь в отчаяние, — тогда, конечно, ты не получаешь никакой пользы. Скрытый текст Приведем пример. Человек совершает какое-то преступление, полиция его арестовывает, и он попадает в тюрьму. Если человек признаёт, что в тюрьму его привело совершённое злодеяние, признаёт свою вину в том, что оказался за решеткой: «Я получил по заслугам», если он смиряется, проявляет терпение, переносит тяжесть тюремного заключения с молитвой и славословием Бога: «Слава Тебе, Боже!», с осознанием того, что страдания его очищают, освящают, отсекают от него многие грехи, — тогда скорбь заключения принесет ему духовную пользу. Необходимо знать, что своими силами мы не избавимся от скорбей, как бы мы ни старались, что бы для того ни предпринимали. Такова природа нашей жизни. Представим себе следующую утопическую картину. Допустим, человеку удалось устроить свою жизнь таким образом, что во все ее продолжение он не столкнулся ни с одной скорбью. Все у него прекрасно, радостно, лучше некуда. Что станет с таким человеком? В последний миг своей жизни он все равно столкнется со скорбью — этой скорбью будет смерть. Говоря о скорби (θλίψις), мы имеем в виду нечто действительно серьезное, не какие-то шуточные вещи. Не те мелкие огорчения, которые мы время от времени переживаем, но скорбь в прямом смысле этого слова. Глагол θλίβω (скорбеть) первоначально в древнегреческом языке имел значение «жать, давить, разминать». Как делают масло? Оливки давят, давят, давят под прессом, превращая их в сплошное месиво, из которого вытекает масло. Чтобы получить масло, оливки нужно хорошенько сдавить, сжать, размять. Вы понимаете теперь, какой смысл заложен в существительном «скорбь» (θλίψις)? Это замечательное греческое слово в полной мере передает смысл: скорбь — это не просто огорчение, не просто печаль, скорбь сжимает человека со всех сторон, давит на него со страшной силой, стремясь раздавить вконец. Скорбь — это не просто огорчение, скорбь давит со страшной силой, стремясь раздавить вконец Подобное состояние испытывают все, даже великие святые. Испытал его и Господь Иисус Христос в час Своего искушения. Он позволил Своей человеческой природе претерпеть такую великую скорбь, какой не претерпел никто никогда. Ни один человек в мире не познал и не познает скорби большей той, какую познал Христос. Он скорбел до такой степени, что выступивший на Его теле пот был подобен каплям крови. После Христа наибольшую скорбь претерпела Пресвятая Богородица. И все же Господь сотворил нас не для того чтобы мы скорбели, мы созданы вовсе не для скорби. Сотворив праотца Адама, Бог поместил его в «раю сладости» (Быт. 2, 15; 3, 23 (по славянск. переводу)) — в прекрасном саду радости и наслаждения. И хотя мы знаем, что скорби приносят человеку пользу и что избежать их невозможно, тем не менее скорбь является для нас событием нежеланным, неприятным. Когда она приходит к нам, мы чувствуем себя так, словно нас положили на горящие уголья. Когда рыбу запекают на углях, ее переворачивают с боку на бок, чтобы она хорошенько пропеклась и была вкусной. Если бы рыба могла говорить, мы услышали бы, как она кричит: «На помощь! Снимите меня поскорее с углей!» Но мы ничего не слышим и продолжаем ее переворачивать. Ведь если она останется сырой, то будет несъедобной, и нам придется ее выбросить. Во время постигающих нас скорбей мы бываем похожи на такую рыбу. Скорби для нас — что горящие угли для рыбы, благодаря скорбям мы становимся людьми духовно зрелыми. Кроме очищения души от страстей, грехов и всего прочего, что отягощает душу, скорби делают нас в целом лучшими, чем мы были прежде: более смиренными, более внутренне собранными. У того, кто страдает, скорбит, терпит искушения, не возникает желания заниматься другими людьми: осуждать их, обвинять, говорить с ними грубо. Он погружен в свои собственные проблемы и страдания, свою боль. Благодаря скорбям мы становимся и более сострадательными. Когда мы слышим или видим, что другие страдают, болеют, преодолевают те или иные трудности, то, поскольку и сами мы пережили страдания и скорби, наша душа немедленно начинает сочувствовать ближним, сострадать им. Мы приобщаемся чужой боли и страданию, и это побуждает нас к молитве. Наша молитва может быть очень краткой, одно «Господи, помилуй», но в ней заключена вся наша любовь и переживание о тех, кого мы видим страдающими. А кто в своей жизни не сталкивался с болью и страданием, не терпел ни малейшей скорби, разве сможет понять другого человека? Как говорит пословица, сытый голодного не разумеет. Действительно, так оно и есть. Если тебе неведомо чувство голода, как ты поймешь голодающего? В крайнем случае ты скажешь ему: «Потерпи. Голодание полезно для сохранения стройности фигуры». Я не шучу. Иной раз можно услышать и такое. В прошении ектении, которое мы разбираем, речь идет не о том, чтобы просто избежать каких-то скорбей. Я думаю, Церковь подразумевает здесь именно те скорби, которые могут нанести нам сокрушительный, смертельный удар. Молиться об избавлении от такого рода скорбей нас учил Сам Христос: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6, 13; Лк. 11, 4). Хотя мы знаем, что христианину необходимо вести брань с лукавым, тем не менее мы должны просить Бога сохранить нас от тех искушений, которые превосходят наши силы. Вы спросите: разве возможно, чтобы Христос попустил нам быть искушенными сверх наших сил? Нет. Как говорит апостол Павел, «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13). Следовательно, какое бы искушение нас ни постигало, оно не превосходит наших сил, потому что иначе Бог не позволил бы ему к нам прийти. Мы чаще всего просто не знаем, до какого предела простираются наши силы, и потому не задействуем их в полной мере, а нередко и вовсе оставляем бездейственными. В человеке заложен огромнейший потенциал сил. Пусть каждый из вас вспомнит скорбные события, с которыми ему приходилось сталкиваться в своей жизни. Вы обнаружите удивительную вещь: узнай мы заранее, что нам придется пережить ту или иную скорбь, мы не дерзнули бы поверить, что сможем с ней справиться. А когда эта скорбь к нам пришла, то мы, хотя и были потрясены, поражены, выбиты из колеи, тем не менее смогли ее пережить. Это — свидетельство того, что мы не знаем своих сил. Бог находится рядом с теми, кто терпит страдание или искушение. Но мы, немощные и жалкие, забываем об этом. Случается, что люди, оказавшись в самом водовороте скорбей, бывают потопляемы ими, заболевают психически, умственно, телесно. Они могут заболеть и духовно, если их отношения с Богом расстроены. В таком болезненном состоянии они способны причинить страшный вред самим себе и окружающим. Иначе говоря, скорбь, которая могла бы оказаться для человека благословением и принести ему большую духовную пользу, становится причиной великого зла и погибели. И происходит это не потому, что Бог оставил нас без Своего Промышления, но потому, что мы маловерны. Вспомните, как апостол Петр ходил по водам. Увидев Христа идущим по морю, Петр обратился к Нему с просьбой: «Повели мне прийти к Тебе по воде», на что Христос ответил: «Прииди». Петр вышел из лодки и пошел к Господу по волнам. Но стоило ему подключить логику и подумать: «А ведь я иду прямо по воде. В любой момент могу утонуть», как он тотчас погрузился в воду и начал тонуть. Он стал тонуть не потому, что повеление Христа потеряло свою силу. Повеление Христа: «Прииди ко Мне по волнам» не отнималось у Петра. Что же он потерял? Он потерял свою веру. Поэтому Господь простер к нему руку и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (ср. Мф. 14, 25–31). Маловерие было причиной того, что Петр начал тонуть. То же происходит и с нами. Как только мы теряем веру, не взираем оком ума на Христа, тотчас падаем. И другое, что нам следует знать. У каждого человека своя собственная мера духовных сил, духовной крепости. Одному дашь пинка, а он только улыбнется. Ему словно и дела нет. Другого же вежливо попросишь: «Прости. Сделай, пожалуйста, шаг назад», — а он, несмотря на твои «пожалуйста» и «прости», обижается и смущается. Все люди разные. И это заставляет нас быть крайне внимательными в нашем общении с ближними. Духовная крепость людей различается в значительной степени. На это различие влияют разные факторы. Одна духовная крепость у мужчины, другая у женщины. Одна у юноши, другая у старика. Одна у святого человека, другая у страстного. Одна у психически здорового, другая у психически больного. Внутреннее состояние людей по-разному проявляется в их внешности. У некоторых на лбу написано, что творится у них в душе, а по внешности других невозможно догадаться о состоянии их внутреннего человека. Кто-то может даже смеяться, хотя переживает большие скорби. Этот смех не означает, что у человека нет глубоких и болезненных переживаний из-за того, с чем он сталкивается в жизни. Мы допускаем ошибку, если судим о состоянии другого человека, исходя из своей собственной меры. В молодости я, случалось, допускал подобную ошибку, когда принимал Исповедь. Иногда это происходит и сейчас, хотя с годами я все же немного набрался ума. Теперь по крайней мере я стараюсь внешне не обнаружить своих чувств и эмоций в ответ на то, что мне приходится порой выслушивать от исповедников. Приходит, допустим, человек и рыдает из-за того, что заболела его кошка. Мне эта причина плача кажется несерьезной. Но человеку болезнь его кошки причиняет настоящую скорбь, наполняет его сердце тревогой, страданием. И ты должен понять его скорбь. Ты не можешь рассмеяться и сказать: «Ха! Что за глупости ты говоришь! Стоит ли реветь из-за какой-то кошки?» Нет, ты должен его понять. Для него болезнь кошки — серьезное дело, это для него важно. На меня производит впечатление, что есть люди, которые могут быть неисцельно травмированы самой простой вещью, на которую мы даже и внимания не обратим, которой для нас просто не существует. Для тебя это ничто, а для другого имеет большое значение. Мы, священники, или вы, родители, как, впрочем, и всякий другой человек, которому приходится много общаться, должны всегда об этом помнить, быть очень снисходительными, ставить себя на место другого человека и не заявлять: «То, что ты говоришь, — это все надуманно, это несерьезно». Раз человек говорит, что он страдает, испытывает скорбь, значит, так оно и есть. Конечно, иной раз, для того чтобы подбодрить человека, можно сказать ему: «Ну, ничего, это все не так страшно, как кажется на первый взгляд». Но при этом ты должен показать ему, что ты его понимаешь: «Да, действительно, происшедшее причиняет тебе боль и страдание». Ты не должен отмахиваться: «Ничего скорбного в этом нет». Помню один случай, который очень меня впечатлил. Когда я жил на Святой Горе со своим старцем Иосифом, наше братство столкнулось с серьезным искушением, большой скорбью. Мы со старцем посещали разных афонских духовников, старец Иосиф хотел побеседовать с ними и обсудить, как нам следует поступить, чтобы преодолеть наши трудности. Старцу нужно было разобраться в сложившейся ситуации. Мы объехали почти всю Гору, повстречались со многими старцами. Все они говорили нам духовные слова, поддержали нас своими молитвами и напутствиями. Но на меня произвела впечатление встреча с отцом Эмилианом, игуменом Симонопетры. Слушая, как старец Иосиф описывал ему постигшее наше братство искушение, я подумал в тот момент, что сейчас отец Эмилиан скажет: «Это искушение. Вам нужно потерпеть. Не бойтесь, все это пройдет» и т.п. Но отец Эмилиан, выслушав нашего старца, сказал совсем иное: — В самом деле, Геронда, вас постигло большое искушение. Очень большое. Вы находитесь в невероятно тяжелом положении. Я в абсолютной мере понимаю, насколько трагично положение, в котором вы оказались. Так что вы даже приехали в Симонопетру, чтобы поделиться со мной вашей проблемой. При первых его словах у меня мелькнула мысль: «Это так-то он хочет нас поддержать? Только еще больше погружает нас на дно своими словами». Но потом я понял, что своими словами отец Эмилиан показал, насколько хорошо он нас понимает. Он вошел в положение старца Иосифа. Другим наша ситуация могла казаться не столь трудной. Им могло казаться, что все просто, нужно лишь немного потерпеть. Но для нас это было вопросом жизни и смерти нашего братства, вопросом его духовного и физического существования. И отец Эмилиан это прекрасно понял. Повторяю, важно осознать, что у каждого человека свои силы, свои возможности, своя чувствительность. То, что для тебя является ничтожным и несущественным, для другого — крайне важное и серьезное дело. До сих пор помню, какие ошибки я допускал в этом отношении. Например, однажды на Святой Горе произошла авария. Никто не погиб, но в первые часы после аварии распространился слух, что один монах разбился. И я, по своей юношеской незрелости, помчался к старцу Иосифу, постучался к нему в дверь, спешно зашел и с ходу выпалил: — Геронда, разбился такой-то монах! Нам сообщили из Дафни. Там произошла страшная авария. Я даже не задумался о том, что у старца Иосифа больное сердце, а я принес ему страшную новость. Нельзя так поступать с теми, кто страдает от сердца. О страшных вещах им нужно рассказывать с осторожностью, не сообщать прямо в лоб. Когда я так вбежал к старцу, он сидел и читал книгу. Услышав от меня страшную новость, старец весь изменился в лице, словно растерялся, осенил себя крестным знамением и ослабевшим голосом произнес: — Ох, какая беда... Немного погодя я осознал, насколько серьезную оплошность я допустил. Что, если бы после моего рассказа с ним случился сердечный приступ? Я выложил ему новость и успокоился. Как говорится, тема для меня закрыта. Но у другого человека иные силы, особенно у пожилого. Сейчас, придя в возраст, я вижу, что у 30-летнего человека совсем иные силы, чем у 60-летнего. Итак, хорошо, что Церковь молит Бога о нашем избавлении от всякой скорби. Тем самым Церковь предупреждает нас держаться подальше от бури. Ведь если ты попадешь в нее, то сможешь ли выбраться из нее целым и невредимым? А ведь рано или поздно ты неизбежно окажешься в буре. Она придет на тебя, и придет оттуда, откуда ты ее не ожидаешь. В глазах людей эта буря может казаться большой или малой, а ты посмотришь на нее через призму собственного восприятия. Каждый относится к постигающим его искушениям и трудностям соответственно собственному восприятию. Да избавит нас Господь от всякой скорби — или по крайней мере да подаст нам благоразумие, чтобы мы сумели воспользоваться постигающими нас скорбями правильно. Вот что действительно необходимо и нужно для нас — правильно относиться к своим скорбям. И прежде всего — к нашей последней скорби, которая посетит нас в час нашего исхода из этого мира. Да подаст нам Господь в тот час рассудительность и мудрость, чтобы мы встретили смерть так, как угодно Ему. «О избавитися нам от всякия скорби, гнева...». Мы молимся и об избавлении от гнева. Гнев — это смерч, вырывающийся из души человека, это гром, молния, ураган, сметающий все на своем пути. Где пронесется этот ураган, там остаются одни развалины. Вот что такое гнев. Но первым терпит вред от гнева сам гневающийся. Первый, кто изнывает, страдает и мучается — это не тот, кто вынужден терпеть вспышки чужого гнева, а сам гневливец. Душа такого человека разлагается, словно тело покойника. Так по крайней мере мне кажется. Гнев нас разлагает. Он пагубно влияет и на окружающих. Мы нередко оправдываем себя: «Я разгневался, наговорил и того и другого. Но, знаешь, я такой человек, больше пяти минут не могу гневаться, быстро отхожу». Ты отходчивый и через 5 минут уже бываешь спокоен? А другой человек? Тот, на кого ты излил свой гнев, бурю своих эмоций и грубых слов? Отходчивый ли он? Нет, другой человек не отходит так быстро, как ты. «Да я уже и забыл об этом», — уверяешь ты. Но другой человек ничего не забыл. Твой гнев для него — все равно что ведро кипятка на голову. Он весь в ожогах от твоих слов. Сколько времени должно пройти, чтобы он исцелился от этих ожогов! Поделюсь своим опытом духовника. Я встречал людей пожилого возраста, достигших конца жизни, которые помнили слова, которые им сказали в молодом возрасте. Они жаловались на то, что с самой юности носят в своей душе незаживающую рану. Когда я спрашивал их о том, что это за рана, они отвечали: в молодости моя подруга (или отец, мать, близкий родственник) сказала мне то и то... — Хорошо. Но теперь тебе 85 лет, и ты до сих пор помнишь, что тебе сказал другой человек, когда тебе было 15 лет? — Да, помню. Не могу забыть. Человек действительно это помнит и не может с этим справиться. У каждого человека свой собственный духовный склад. Для того чтобы избавиться от полученной душевной травмы, нужно приложить немало стараний, необходимо духовное лекарство, духовный труд. Поэтому отцы придавали большое значение тому, чтобы ничем не ранить брата. Ты не знаешь, какую травму его душе может причинить сказанное тобою слово. Думаю, все вы знаете (и по своему собственному опыту, и по опыту тех, с кем вам приходится общаться), что даже одна простая шутка может серьезно травмировать душу ближнего. Вот почему необходимо следить за своими шутками и насмешками. Как говорят у нас на Кипре, насмешка — это меч, который ты вонзаешь в сердце ближнего. «Да я просто пошутил», — оправдываемся мы. Да, ты просто пошутил, но твоя шутка меня ранила. Шутки — опасная вещь. Последите за этим. Есть и у меня такой недостаток: иной раз я предаюсь шуткам. Конечно, иногда шутка идет другому на пользу. Но самое лучшее — вовсе не допускать шуток, а тем более насмешек, в отношении ближних. От чужих шуток страдают даже маленькие дети. Часто я встречаю детей из начальной школы или детского сада, которые терпят психологические муки из-за шуток и насмешек сверстников. «Коротышка!» — «Толстяк! — «Ушастый как слон!» — «У тебя нос крючком!» Слыша подобные вещи, ребенок страдает. Дети есть дети, им невдомек, что они поступают жестоко, что своими насмешками они мучают другого ребенка. Есть дети, которые страдают чрезвычайно, дома плачут, не хотят идти в школу, со временем их душевные раны усугубляются, превращаются в комплексы неполноценности. Случается, что насмешки ребенок слышит не только от детей, но и от учителей. Могу засвидетельствовать: сколько раз я подшучивал над людьми, оправдывая себя тем, что хочу их якобы исправить, чтобы они стали более благоразумными, собранными, скромными, молчаливыми, — никакого положительного результата от моих подшучиваний не было, на меня просто обижались и всё. Особенно в наше время у людей нет смирения, чтобы принять чужое замечание и признать: «Да, хорошо, что батюшка мне это сказал» или: «Хорошо мне это заметил учитель». Современные люди с большим трудом принимают замечания. Не только замечание, но даже простое слово, побуждающее к исправлению, их задевает, отягощает. Гнев — это самый настоящий вулкан, из которого все вырывается наружу. Гнев разрушителен, он губит душу человека. Как говорили святые отцы, гневливый, если и мертвого воскресит, молитва его неприятна Богу. Даже если гневливый будет творить чудеса, Бог не призрит на него. Почему? Потому что гнев является, как правило, порождением нашего эгоизма. Эгоист хочет, чтобы всё было так, как он сам задумал, запланировал, нарисовал в своем уме и фантазии. А когда что-то происходит иначе, он выходит из себя, начинает гневаться. Это совсем нехорошо. Смиренный человек реагирует правильно: не получилось так, как он хотел? — Ничего страшного, он не будет из-за этого сердиться или расстраиваться. Чем излечивается гнев? Смирением. Нужно смириться и принять обстоятельства такими, какие они есть, сказать: «Обстоятельства сложились так? Хорошо. Пусть будет так. Буди имя Господне благословенно». Поступив таким образом, ты быстро успокоишься, освободишься от своих бесконечных «хочу, хочу, хочу». Если ты ранил душу ближнего, ты должен попросить у него прощения. Нужно научиться просить прощения. Это лекарство для вас обоих. Пойди к тому человеку, которого ты обидел, обжег извержениями своего вулкана. Только не говори ему: «Если вдруг я тебя обидел, прости» (именно так мы обычно говорим). Нет, скажи иначе: «Брат, я тебя обидел. Прости меня». Вот так. И, конечно, без всяких добавлений вроде: «Прости, но знаешь, ты ведь тоже сказал мне то и то. Поставил меня в затруднительное положение...». Говорить подобные вещи — не значит просить прощения. Это то же самое, что сказать: «Прости, конечно, но виноват ты». Попросить прощения — значит сказать: «Во всем виноват я. Это я обошелся с тобой грубо». И даже если другой человек начнет возражать: «Я тоже вел себя с тобой не очень...» — ты не дай ему договорить, но возьми вину на себя: «Нет, ты ни в чем не виноват. Виноват один я». Если ты так поступишь, Бог известит душу твоего ближнего, его сердце смягчится, и ваши отношения изменятся в лучшую сторону. И даже если его сердце не смягчится, то хотя бы твоя собственная душа получит исцеление. Если ты смиришься ради Бога, то Господь найдет способ, как утешить душу твоего ближнего, которую ты ранил. «О избавитися нам от всякия... опасности и нужды». Мы просим Бога избавить нас от всякой опасности. Это прошение в особенности актуально в нынешнее время, когда опасность подстерегает нас на каждом шагу. Например, пока доберешься отсюда до своего дома, подвергнешься сотне опасностей: хотя бы от автомобилей на дороге. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, раньше Бог хранил мир одной Своей рукой, а теперь Он оберегает мир двумя руками. Действительно, часто едешь куда-то и видишь, как тебя обгоняет на бешеной скорости чья-то машина. «Куда ты так гонишь?» — возникает невольно вопрос. А вслед за этим — оп! — откуда-то сбоку вылетает другая машина, и тоже на бешеной скорости. Если бы она вылетела на 2–3 секунды раньше, обе машины столкнулись бы и разбились вдребезги. И понимаешь, что они сохранены Промыслом Божиим. А зачем водители так неслись? Может быть, они сели за руль пьяными, или были в тот момент не в себе, или у них, как говорится, сдали нервы, или они не могли больше ждать, или у них что-то случилось. Нам это неизвестно. Факт, что они обгоняют другие машины на большой скорости, и их не интересуют возможные последствия. За всем стоит Промысл Божий, спасающий человека от опасности. Беды неизбежно постигают нас в нашей жизни. И если бы Господь не оберегал нас, этих бед было бы в неизмеримое число раз больше. Поэтому в молитве анафоры на литургии Церковь благодарит Бога «о всех, ихже вемы и ихже не вемы», — то есть за все оказанные нам Господом благодеяния, которые нам известны и которые нам неизвестны. Сколько раз мы просто не замечали угрожавшей нам опасности, тогда как Бог, видящий все, избавлял нас от беды. Бог хранит нас и от скорбей, и от гнева, и от опасностей, и от нужды. Один наш клирик ездил навестить приснопамятного архиепископа Христодула[1] за несколько дней до его кончины. Он обратился к тяжелобольному архиепископу со словами поддержки: — Потерпите, владыка, все будет хорошо. Архиепископ ответил: — Отец, послушай. Я знаю, что у меня за болезнь и сколько мне осталось жить. До этой болезни моя жизнь была временем слов. Я постоянно говорил: проповедовал, учил. А теперь я должен исполнить все то, чему учил других. Сейчас время дел. Оставшиеся дни своей жизни я должен провести в терпении болей и страдании, пока Господь не призовет меня к Себе. Такова наша жизнь. Никакой человек никогда не сможет сказать, что он провел жизнь без боли, страдания, опасности, нужды, скорби, огорчения. Посмотрите, например, на «почитающихся князьями народов» (Мк. 10, 42). Скажем, Каддафи, который еще вчера царствовал в своем дворце[2]. Такова человеческая жизнь — вращающийся круг. Сегодня ты находишься на самой нижней точке круга, завтра поднимаешься наверх, а послезавтра опять оказываешься внизу. Мы должны научиться говорить подобно святителю Иоанну Златоусту: «Слава Богу за все!» И все обстоятельства — и хорошие, и плохие — использовать для своего спасения, так чтобы наша жизнь в конечном счете имела одну единственную цель — спасение души. Как говорил Христос, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16, 26) Ты можешь достичь в своей жизни всего, чего хочешь, но если ты погубишь свою душу, ты в итоге не достигнешь ничего. И наоборот: в этом мире ты можешь не достичь ничего, однако ты можешь достичь единственно необходимого — спасения своей души. Спасения души возможно достичь через смирение, как достиг его разбойник на кресте. Разбойник смирился, покаялся, попросил Христа: «Помяни меня…» (Лк. 23, 42), и спасся. Поэтому можно сказать, что разбойник в своей жизни достиг успеха. Именно поэтому Господь учит нас быть внимательными в общении с другими людьми и запрещает нам осуждать кого-либо. Мы не знаем, что происходит в душе ближнего, не знаем, что произойдет с ним и с нами в последний миг жизни. Ты — такой хороший, добродетельный и святой — можешь в последние минуты жизни пасть и погибнуть, а тот, кого ты сегодня осуждаешь и считаешь негодным человеком, преступником, лжецом, обманщиком, может покаяться и обрести спасение во Христе. Перевод с новогреческого выполнен сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, Екатеринбург 3 июля 2023 г . https://pravoslavie.ru/154573.html Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 6 июля, 2023 Когда гоним тоской неутолимой, Войдешь во храм и станешь там в тиши, Потерянный в толпе необозримой, Как часть одной страдающей души,- Невольно в ней твое потонет горе, И чувствуешь, что дух твой вдруг влился Таинственно в свое родное море И заодно с ним рвется в небеса... А.Н.Майков / 1857 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВладимирБ 242 Опубликовано: 10 июля, 2023 (изменено) Это наш Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь. Может даст Бог... Изменено 10 июля, 2023 пользователем ВладимирБ 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВладимирБ 242 Опубликовано: 27 июля, 2023 В 02.07.2023 в 19:39, ~ Весна ~ сказал: Фильм "Русский крест". Если ещё не смотрели, братья и сестры, очень рекомендую. При просмотре видишь везде себя. Каждый из нас - это он самый Иван Ростов - дурак, которому нужно вырасти над своей дуростью. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 17 августа, 2023 https://pravoslavie.ru/130387.html Христос – везде! Изречения о духовной жизни, семье и воспитании детей, мире и вере Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) был известен как «пастырь покаяния»: основной формой его служения было совершение таинства Исповеди в храме Трех святителей в Афинах. В 1976 году старец основал мужской исихастиарий Благодатной Богородицы. Отец Епифаний – церковный писатель и богослов, автор множества статей и книг, переведенных в том числе и на русский язык. Предлагаем нашим читателем подборку суждений и наставлений старца Епифания на актуальные для нас сегодня темы. *** Я хочу, чтобы те, кто находится рядом со мной, чувствовали простор, а не тесноту. Я никого не зову. Никого не держу. Никого не гоню. Кто хочет, приходит, кто хочет, остается, кто хочет, уходит. Я никого не считаю своим приверженцем или последователем. *** Самый прекрасный миг в течение дня – после повечерия, когда я преклоняю колена и говорю: «Братья и отцы, простите меня, грешного, и святой Бог да простит вас». *** Полгода в исповедальне добавляет столько же знания и опыта, сколько четырехгодичное обучение в университете. *** Скрытый текст На вопрос, испытывает ли он чувство некоей ущербности, видя, как более молодые и менее способные архимандриты становятся архиереями, отец Епифаний отвечал: – Чадо! Почему я должен испытывать это чувство? Чего мне не хватает? Короны на голове? Я никогда не завидовал подобным вещам, да мне это и не подходит. У меня нет недостатка ни в чем. Я священник и совершаю Таинства. Благословляю хлеб и вино, и они становятся Телом и Кровью Христовой. Читаю разрешительную молитву над верующим, и изглаживаются его грехи. Сочетаю мужчину и женщину в новую жизнь. Делаю всё. Единственное, чего не делаю, – не рукополагаю. Но это преимущество, а не недостаток. Знали бы вы, какова ответственность епископов и как они будут давать отчет за совершаемые ими рукоположения! И знаете что еще? Я чувствую, что даже то, что я священник, – уже много для меня! *** Приходите в церковь рано. Мы совершаем утреню для верных, а не для стасидий[1]. Божественное Причащение является по преимуществу Таинством веры. В Крещении у нас вода, хотя и освященная, но всё же вода. В Елеосвящении у нас масло, конечно, освященное, но масло. В Божественном Причащении мы видим хлеб, вкушаем хлеб, но это не хлеб. Это Плоть. Видим вино, вкушаем вино, но это не вино. Это Кровь. Это по преимуществу Таинство веры, потому что наши чувства испытывают вызов. *** На вопрос, что произойдет, если в Православную Церковь придет, как и на Западе, идея о «рукоположении» женщин, отец Епифаний ответил: – Что вы переживаете? Благочестивые женщины, которые по всему желали бы поднять на свои плечи «подвижничество», верно хранят традиции Православия. А «феминистки» Греции слышат слово «Церковь» – и… бегут в панике. Итак, не переживайте. В Православии нет опасности рукоположения никаких женщин: ни нечестивых, ни, тем паче, благочестивых! *** Монахам он говорил: – Мы пришли сюда главным образом не для рукоделия, не для огородов и строек. Потому что мы можем спасти душу и без этого. Мы пришли сюда главным образом для души. А чтобы ее спасти, мы должны проводить день безгрешно. С кротостью, правилом, молитвой. *** Послушание имеет ценность, когда оно совершается в том, что кажется нам неразумным. В том, что разумно, оно не имеет ценности и называется не послушанием, а согласием, и не слушаться в этом последнем случае – неразумно. *** В конце каждого нашего прошения в молитве да говорим: «Не как я хочу, а как Ты». Только к одному прошению не нужно добавлять этого: в прошении о нашем спасении, потому что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины». *** Когда работаете, молиться позволительно и необходимо. Но когда молитесь, не позволительно работать! *** Я очень боюсь, что те, которые сознательно пренебрегают постом, не имея проблем со здоровьем, не интересуются спасением своей души по-настоящему. Отцы говорят: все сражения выигрываются нападением. Единственное сражение, которое выигрывается бегством, – сражение против плоти. *** Одному юноше, который говорил ему, что испытывает сильную плотскую брань и что, как он полагает, эта брань окончательно прекратится в браке, отец Епифаний ответил: – Чадо, проблему «плоти» не решают ни брак, ни безбрачие, ни многобрачие. Проблему «плоти» решает только «плита», то есть гроб. Брак просто смягчает проблему. Он не решает ее. Итак, нужно бодрствовать всю жизнь. Подвизайся и ты отныне, прося у Бога помощи, – и Он укрепит тебя. *** Когда кто свободен, у него есть права и обязанности. Когда он вступает в брак, у него есть очень мало прав и очень много обязанностей. Но когда у него родятся дети, у него совсем нет прав, а только обязанности. *** Один состоящий в браке человек однажды спросил его, позволительно ли супругам иметь иконостас в спальне. Он ответил: – Чадо, надо знать, что Христос везде. И на кухне, и в гостиной, и в спальне. Никогда этого не забывай. *** Говорите больше Богу о ваших детях, чем детям о Боге. Для правильного христианского воспитания детей нужно мало слов, много примера и еще больше молитвы. Обращайтесь с детьми как с жеребятами. То натягивая, то ослабляя узду. Когда жеребенок брыкается, мы, не отпуская узду, ослабляем ее, потому что иначе она порвется. Но когда он спокоен, мы натягиваем узду и ведем его куда хотим. *** На вопрос, где же любовь Божия, когда Он попускает умирать маленьким детям, старец ответил: – Бог поручил родителям воспитание Своих детей, а не их детей. Дети – Божьи, а не их. Бог через смерть маленьких детей часто делает то же, что пастух со своенравной овцой, которая не хочет заходить в овчарню: берет ее ягненка, чтобы заставить и мать прийти к нему. *** На вопрос детей и юношей, что им делать, когда они встречают дома противодействие в том, что касается духовной жизни, старец ответил: – Научитесь «топать ногой»! Я не понимаю, почему всякое хулиганье, марксисты и прочие проводят свою линию у себя дома, причем в вопросах, часто противоречащих закону Божию, а вы избегаете вызвать неудовольствие своих домашних и возвысить голос ради Бога! Как же вы ожидаете, что укрепится ваш характер? *** Многодетность есть в большей степени вопрос жертвенности и в меньшей – материальных средств. *** Чтобы опровергнуть все глупости, которые пишутся против христианства, горы должны стать мозгами, деревья – ручками, море – чернилами, а поля – бумагой. *** Хозяин у нас есть всегда: либо Бог, либо диавол и наши страсти. Свобода у человека есть только в отношении выбора: выбрать хозяином либо Христа, либо диавола. После этого начинаются обязанности – как в одном случае, так и в другом. Многие говорят, что христианские обязанности – это гнет. Но мы, христиане, говорим о подвиге. *** Что «Бога нет», обычно говорят люди негодные или безнравственные. Еще не нашелся и не найдется человек нравственный, воздержный, добродетельный и т.д., который так легко сказал бы: «Бога нет». *** Мы неверно перетолковали смыслы. Спасение мира Бог возложил на Своего Сына, а не на нас… А мы должны смотреть прежде всего за своей душой и, если можем, помочь пяти-шести людям вокруг нас. Само по себе дело клирика не является общественным, его задача – образовывать настоящих христиан. Общественное дело будет затем делаться уже самими христианами. *** Не существуют многие или немногие, маленькие или большие проблемы. Единственная проблема – отсутствие Христа в нашей жизни. *** «Всё человеческое – суета». Всё без исключения? Нет. Только то, чего «нет после смерти». Богатство, слава, красота – суета, потому что остаются здесь. Но милосердие, терпение, незлобие и добродетели в общем – не суета, потому что они сопровождают нас и в иной жизни. *** Диавол толкает нас на грех, но последнее «да» говорим мы. *** Не прилипайте к телевизору. Не забывайте, что кнопка используется не только для включения, но и для выключения. Хранитесь от «средств массового ослепления». *** Один юноша, разочарованный нравственным и духовным падением общества, описанным неким проповедником, спросил отца Епифания о его мнении. Тот сказал: – Слушай, чадо, многие начинают с неправильной позиции: как такое происходит, когда мы живем в христианском государстве? А следовало бы считать, что мы, сегодняшние христиане, живем в государстве языческом, атеистическом, масонском и т.д., и быть довольными, что нас еще не распяли на крестах. Вот это – горькая правда! Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Перевел с греческого Михаил Вишняк Перевод выполнен по: Λέκκος Ε. Πατήρ Ἐπιφάνιος Θεοδωρόπουλος (1930–1989) // Σύγχρονοι Γέροντες. Τ. 12. Ἐκδ. Σαΐτη, 2011. 21 апреля 2020 г. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 22 августа, 2023 «Нечисть лупила ее так, что кровать ходила ходуном» О священнике, бесноватой и всех нас Елена Кучеренко Отец Евгений – батюшка простой, сельский. Академий не заканчивал, диссертаций не писал, научных степеней не получал. Семинария только у него, да и та – заочно и с большим скрипом. Он и говорит-то чаще всего как обычный деревенский мужик. А не как лицо духовное и высокодуховное – со всеми вытекающими «экзегезами», «эсхатологиями», «антрополатриями», «перихорезами» и прочими важными словами. А если копнуть, может, и не знает он их вовсе. Но много раз я уже замечала. Вроде бы ничего такого заумного батюшка тебе не сказал, чаек сидел с тобой попивал или даже пиво на закате с вяленой рыбкой (ну а что, все мы люди), а понимаешь, что все ответы на свои духовные вопросы ты ненавязчиво получил. И ответы эти хоть и не витиеватые, но действительно мудрые. Но если потом намекнуть отцу Евгению, что он тебе за кружкой пива «мудрость ляпнул», то замашет он на тебя руками изо всех сил: – Где я и где мудрость?!? Вот за это я его и люблю… А еще люблю за то, что как просто он говорит, так же просто и верит – как ребенок. И во всем, что с ним происходит, Христа, Промысл и волю Его увидеть пытается. И для себя урок. Вот недавно, например… Говорили мы с отцом Евгением… о всякой безобразной нечисти… И все равно на Христа и урок Его батюшка в итоге вырулил. Да так интересно… Хотя, казалось бы, где Христос и где нечисть…*** Скрытый текст Случилось это в первый год батюшкиного служения. А он тогда совсем еще молодым человеком был. Но тут, наверное, надо начать с того, что в то время в том маленьком украинском городке (а дело было именно там) в духовном плане были полные разброд и шатания… Какие-то бесконечные «духовные движения»… Школа единого принципа Ольги Асауляк, Блаватская, Рерихи… Что-то я сама еще застала, когда туда приезжала. Это не считая «старого доброго» Филарета с его Киевским патриархатом, баптистов, пятидесятников, греко-католиков и много кого еще. – В нашем доме культуры постоянно появлялись то какой-то представитель Института ноосферы, то какая-то церковь пробуждения, то какое-то-там поколение, – вспоминал отец Евгений. – Все что угодно, кроме этой самой культуры. Плюс бесконечные ясновидящие: Стелла, Мария, Анжела, Капитолина… Параллельно по телевизору кто-то кого-то постоянно гипнотизировал, просветлял, очищал, заряжал, заговаривал, отговаривал… Какие-то темнокожие духовные лидеры учили нас, как нам в нашей глубокой украинской провинции правильно соединяться с высшим мировым и космическим разумом… Ну и так далее. Какой-то пулеметный шквал вражеского огня. Мы, православные священники, «тулились» где-то сбоку со своими несколькими глухими бабульками. И роняли слезы, слушая, как рядом с храмом на школьном стадионе, наполненном народом, под бурные аплодисменты орет и бьется в припадках очередной придурошный харизмат. Каюсь, когда я все это слушала, в голове у меня вертелось: «Господи! Хорошо-то как было! Мирно…» Люди мигрировали от одних сектантов и бабок к другим и пытались решить свои насущные проблемы. Чаще всего – материальные, любовные или связанные со здоровьем. *** Отец Евгений в то время много обо всем этом размышлял и задавался разными вопросами: – А как со всем этим бороться? – А правда ли, что в наше время всякая нечисть может себя явно проявить, или это просто мошенничество или «психиатрия»? А явно – это только в житиях святых… – А как священнику себя вести при встрече, например, с бесноватым человеком? – А что сам такой человек чувствует? Ну и так далее. – А когда человек какими-то вопросами задается, Господь ему рано или поздно отвечает, – говорил мне батюшка. …Однажды к нему в храм пришла женщина. – Это было днем. Я сидел недалеко от столика, на котором были разложены свечи и разные иконки, – рассказывал отец Евгений. – У нас тогда церковной лавки отдельно не было, и все это продавалось прямо внутри, рядом со входом. Эта женщина стала спрашивать у нашей сотрудницы определенное количество свечей и определенную иконку. Вроде ничего такого незаурядного, но у меня почему-то возникло подозрение, что она может все это приобретать для каких-то ритуалов, которые проводили ясновидящие и прочая нечисть – и в нашем ДК, и на дому. Я знал, что они часто дают клиенту задание что-то сделать или купить в церкви. Отец Евгений подошел к женщине, чтобы все точно узнать и предостеречь от беды. А если она уже случилась, человек уже «вляпался» в оккультизм, помочь ему из этой беды выбраться. – Простите, а вы это берете случайно не для того, чтобы пойти туда-то и туда-то? Может быть, вам кто-то сказал так сделать? – спросил он. – И когда я говорил, женщина эта вдруг окаменела, – вспоминал батюшка. – Ее как будто бы парализовало. А потом она начала медленно оседать на пол. Я успел подставить ей стул, а когда она немного пришла в себя, предложил пойти в отдельное помещение, чтобы поговорить. Свечницы уже смотрели во все глаза… А нашим приходскими тетушкам только дай повод. Отец Евгений взял женщину под руку и повел. Было видно, что ей очень тяжело идти, ноги почти не слушались. – У нас была такая маленькая комнатка для отдыха. Я усадил ее на диванчик, а сам сел на стул. И мы начали говорить. Выяснилось, что для решения своих проблем женщина эта не раз уже прибегала к помощи всяких таких бабок, экстрасенсов и так далее. Это же тоже зависимость. Раз пробовал – и понеслось… Уже не вспомню дословно, что я ей объяснял, но суть в том, что есть Господь. Его и нужно просить. А участие в различных ритуалах по объявлению, в каких-то псевдодуховных практиках по сути является поворотом от Бога совсем в другую сторону. Ни к чему хорошему это не приводит. Люди, которые занимаются этим, являются оккультистами. Когда человек к ним обращается, то попадает под их власть. А значит – под власть нечистых сил. И с ним по попущению Божию могут начать происходит определенные проблемы. Ну и так далее. Ничего необычного, любой священник примерно это и скажет. Но когда я ей это говорил, начался какой-то фильм ужасов… *** Батюшка вспоминал, что глаза у женщины вновь стали стеклянными, она опять как будто бы окаменела. – А потом подняла руки и потянулась ко мне. У нее еще был такой страшный заточенный маникюр. Я испугался, что она сейчас вцепится мне в шею, – признавался отец Евгений. – Она встала и двинулась ко мне. Как зомби, как робот какой-то… Эти ее невидящие глаза еще… Ужас… А комната маленькая, деваться мне некуда – сзади стена. И вот тянется она ко мне… Сначала – вроде как к шее. А потом вдруг – к моему священническому кресту. Я начал соображать – что делать-то? В это время она кончиками ногтей коснулась креста и упала, как подкошенная… Отец Евгений умыл женщину святой водой, сам умылся с перепугу. Ну а что, все люди, опять же… А когда она вернулась в сознание, начал говорить об исповеди, о причастии, о покаянии. Что нужно ходить в храм. И так далее… – Я знал, что делаются какие-то вычитки, – говорил отец Евгений. – Я сам это видел, когда был в Почаевской лавре. – Но я уже тогда слышал, что это дело не всеми духовными людьми поддерживается. А если и поддерживается, то обычному священнику без благословения этим заниматься не стоит. А у меня еще и неопытность была, и страх был… И недоумения – как вообще быть? И я решил спросить священника постарше: что мне можно делать в этом случае, а что – нельзя. Чтобы не совершить того, чего не нужно. И не навредить ни человеку, ни себе. Мне тот священник сказал, что однозначно можно у этой женщины принимать исповедь, можно ее причащать. Так я и стал делать. А еще в те самые дни отец Евгений прочитал в житиях святых одну историю, которую раньше то ли не видел, то ли забыл. Но Господь вовремя подсказал. К бесноватому человеку пришел послушник, чтобы ему помочь – изгнать из него всю эту нечисть. – Выйди из него! – повелел он бесу. – Ты вообще нормальный? – засмеялся тот в ответ. Не дословно, но как-то так… – Я все твои грехи вижу и знаю, – продолжал бес. – И это у тебя есть, и то… И это ты делаешь, и тем занимаешься… А уж что в голове у тебя… С этими своими страстями ты на нас вообще-то работаешь. А еще пытаешься что-то нам тут приказывать! Послушник в ужасе побежал к старцу – исповедоваться. Когда вернулся, то спросил у беса: – Какие мои грехи ты видишь? – Сейчас ничего не вижу! Ты исповедовался. – Вот и я, прежде чем ту женщину исповедовать, всегда исповедовался сам, – рассказывал отец Евгений. – Боялся, что если этого не сделаю, то как расскажет сейчас бес на всю ивановскую мои грехи! А у меня их о-го-го! И будет караул! *** С женщиной же стали происходить странные вещи. – Когда я начинал ей объяснять про грех, про исповедь, как каяться, у нее отключался слух, – говорил отец Евгений. – Человек просто глох. Показывала на уши: «Не слышу!». Тогда я брызгал ее святой водой, читал «Да воскреснет Бог», и уши ей «откладывало». Когда ей самой нужно было что-то сказать на эти темы, у нее отнимался язык. Она немела… И опять же нужно было прочитать молитву и покропить ее святой водой. В это все было сложно поверить, но я видел все своими глазами. Время от времени женщина, как и при первой встрече, вытягивала перед собой руки и пыталась дотянуться то до шеи, то до священнического креста отца Евгения. И так же падала без сознания. А потом, придя в себя, говорила ему: – Батюшка, я знаю, что вы хотите мне помочь. Но я ничего не могу с собой поделать. Я вижу себя, как будто бы со стороны. Вижу, что это делаю я, но это не я. Так что вы не обижайтесь. – Помню, первый раз, когда она пришла на службу, люди были в шоке, – вспоминал отец Евгений. – Была даже не литургия, а молебен среди недели. И когда я этот молебен совершал, услышал за спиной какой-то всеобщий вздох ужаса. Я сразу понял, что происходит. Что ее руки сзади тянутся ко мне. Я повернулся, увидел это всё – руки, стеклянные глаза – и окропил ее святой водой. И она сразу раз – и осела. Для людей это был настоящий шок. Они такого никогда не видели… Но приход – большие молодцы. Они ей очень помогали. Собирали деньги на лекарства, на другие какие-то вещи. У нее ребенок тогда болел, а с работой были проблемы. Мы с алтарниками после каждой вечерней службы провожали ее до дома. Исповедь у нас вечером была, после богослужения, ты помнишь, а она всегда исповедовалась последней. И вот доводим мы ее до подъезда, говорим: «Спаси, Господи!» или что-то такое. И она опять каменеет, как будто ей в позвоночник гвоздь забили. Жалко так ее было… А еще за то, что эта женщина ходила в храм, дома ее невидимо, но в прямом смысле избивали бесы. Прямо как в житиях… – Эта гадость лупила ее так, что кровать ходила ходуном и ее подбрасывало до потолка, – говорил отец Евгений. – Она потом ко мне буквально приползала – суставы все болели, мышцы болели. Это было страшное, ужасное мучение для человека. А для меня ответы на те мои вопросы. *** Так продолжалось почти год. Женщина приходила на каждую службу. Каждый раз после этого дома ее избивали бесы. Она исповедовалась, а когда нужно было идти ко Причастию, ноги у нее отказывали. Ее подводили к Чаше двое взрослых мужчин. После причастия она вся обмякала… – А где-то через год она причастилась – и вдруг вся расцвела, – рассказывал отец Евгений. – Батюшка, как здесь хорошо! Как здесь красиво! Какие добрые люди! – сказала она. – А ты разве первый раз здесь? – удивился он. – Ты разве раньше не видела, какие тут прекрасные иконы и какие чудесные люди? – Нет, не видела. На иконах вместо ликов видела черные пятна. И лица людей тоже были как черные пятна. Раньше она почему-то стеснялась отцу Евгению это сказать. – Вот так все бесовское может заслонить от человека и Бога, и других людей, – говорил мне батюшка. Отец Евгений какое-то время помолчал. – Знаешь, что я тебе еще скажу, – опять заговорил он. – Это же не только о той женщине, которая вот так явно попала под власть бесов. Это обо всех нас… Я потом людям говорил, что когда ты не ходишь в храм или даже когда ходишь, то по привычке нашей греховной думаешь, что мир крутится вокруг тебя. Мы такие самые прекрасные, а другие все нам что-то должны. Явно или нет, но. за редким исключением, мы правда так думаем. Потому что, если бы себя лучше остальных не считали, мы бы и других не осуждали. А раз осуждаем, значит, так оно и есть. В наших глазах другие люди – какие-то не такие. Грешнее нас. «Черные пятна» вместо лиц. Себя оправдываем, а других судим. И кажется нам, что мы и перед Богом оправдаться можем. И в этой жизни, и на Страшном Суде можем оправдаться. Для всего у нас есть весомая причина. А значит, ничего нам за наши проступки не будет. Ты же такой хороший, а виноват всегда кто-то другой. И не видим мы своих грехов или не хотим видеть. Страстей своих, которые внутри нас… А значит, покаяться не можем и не хотим, и Христа не видим. Тоже «черное пятно» вместо лика… Но это все скрыто. А тут, у этой женщины, все было видно. Как нечисть может взять власть над человеком. Ведь что такое бесы? Это наши страсти! Но они внутри сидят. Не показывают себя во всей своей силе, во всем своем ужасе, во всей своей полноте. А тут стало видно и понятно, как человек сам себе уже не хозяин. Не может управлять своими глазам, своим ушами, своими рукам или ногами. Руки-ноги, глаза, уши – это же все естественно работает. Язык говорит, уши слышат, руки могут доброе дело сделать, ноги – в храм нести. А тут вдруг тебе все это не принадлежит. Ты хотел бы, а не получается. И оказывается, что, когда ты связан страстями и пороками, ты банально не можешь сделать то, что тебе положено по естеству. А если ты сам себе не хозяин, как ты перед Богом сможешь оправдаться? Ты и сказать-то толком ничего не можешь. И когда это так видимым образом показано – это больно и страшно. Меня это тогда здорово пробрало. Насколько сильны наши страсти! Но когда они невидимы, мы это не до конца понимаем. Ведь, на самом деле, та женщина – не хуже нас. Она даже лучше. Потому что боролась до конца! А другие даже бороться не хотят. И так и связаны по рукам и ногам. Хотя думают, что нет. А путь ко Христу один – всю эту нечисть в себе победить. Тогда и увидим, как на самом деле прекрасен мир. И прекрасны люди вокруг. Но чтобы это увидеть, надо идти в храм и бороться со своими страстями. Потому что пока мы не боремся, они вроде бы тихо сидят. С той же женщиной до прихода в церковь ничего такого не происходило. А тут восстала на нее вся нечисть… И на нас восстанет, если мы правда с собой начнем бороться. Но другого пути нет. Вот такая со мной когда-то случилась удивительная и поучительная история. И было над чем подумать. Я до сих пор над этим думаю. А сколько лет уже прошло… Елена Кучеренко 22 августа 2023 г. https://pravoslavie.ru/155577.html Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 866 Опубликовано: 29 августа, 2023 Обратила внимание на несколько интересных вопросов и ответов. Вроде беседа обыкновенная, а переслушала дважды) 2 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
~ Весна ~ 2 880 Опубликовано: 2 сентября, 2023 Посмотрите, какая красота! 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВладимирБ 242 Опубликовано: 2 сентября, 2023 (изменено) Когда носишь Христа в душе, тогда всякое вообще место в городе или за городом в любую погоду и в любое время кажется необычайно красивым. Трезвенная в молитве жизнь собирает рассеянные мысли, как бы фокусирует ум в луч, в котором видишь красоту Божьего мира чисто и глубже. Тогда и работать становится веселее. А томится душа и ко всему обнаруживается в ней томление, когда живёт рассеянно, не стяжая благодати Христовой внутри себя. Как на пустой желудок всё внутри болит и кишки сворачиваются, так и душа без благодати мучается. Как желудок немного наполнишь - и силы бывают и веселее становится, так и душа после молитвы, таинств и всяким добрым делом во Христе соделанные становится весела и крепнет. Изменено 2 сентября, 2023 пользователем ВладимирБ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВладимирБ 242 Опубликовано: 3 сентября, 2023 (изменено) Раз уж Владеющий Славой показал своё лицо, то и Я, Владеющий Миром покажусь. На фото я моложе на 12 лет, чем сейчас. Просто у меня сейчас нету возможности сделать новое фото. Это я на работе. Я о чём подумал?... Владеть славой, то есть в духовном смысле истинной славой во Христе - это значит Владеть Миром, то есть пребывать в Мире Христовом и наоборот. Будем соответствовать тому имени, которое Бог нам через родителей дал, да будут наши дела соответствовать имени и имя делам. Изменено 3 сентября, 2023 пользователем ВладимирБ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 285 Опубликовано: 3 сентября, 2023 5 часов назад, ВладимирБ сказал: Владеющий Славой Я, Владеющий Миром Что-то, Владимир, все это язычеством каким-то отдает.) Интересно, есть ли среди читателей форума Виннету сын Инчу Чуна или Лайз (голова лосося над водой)? ))) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВладимирБ 242 Опубликовано: 3 сентября, 2023 (изменено) 2 часа назад, *Владислав* сказал: Что-то, Владимир, все это язычеством каким-то отдает.) Не спешите. Потому что вы ошибаетесь. Я же не со своей головы это придумал, а что часто слышал от разных батюшек. В таком отношении к имени нету ничего языческого, а скорее наоборот коренится в Писании, традициях православной церкви, связанные с именами. В Священном Предании встречал не мало таких историй, где указывалась связь имени, данное новорожденному, на дальнейшую его судьбу (опять же в правильном, не путайте, понимании этого слова - по предведению Божьему, видимо внушённое Богом имя). Сам Христос давал имена Апостолам такие, какие выражали их дальнейшую судьбу, в правильном понимании этого слова. Имена могут скрывать в себе некую тайну, о которой можно только догадываться - я говорю это особо о именах библейских людей, о чём будет ниже из статей. Те же пророки, которые должны по Преданию явиться в последние времена - Илия и Енох. "Илия" - ""Яхве — мой бог" или "Мой бог Господь", "Енох" - "Воспитывающий; обучающий; открывающий новое". Что мы видим. В имени первого открывается, что они явятся от Бога, а именем второго открывается, что они явятся вразумить, обратить к Богу, открыть ещё раз заблудшим многими чудесами их заблуждения, до того, когда будет уже поздно, когда "небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы" (Ис. 34:4), когда всё старое пройдёт и будет всё новое (2 Кор. 5:17). Но согласен, что у язычников тоже есть такое отношение к имени, традиции, которые сохранились у них от праотцов, верных Богу. Отсюда во многих языческих верованиях сохранились и истории похожие на ветхозаветные, как например о всемирном потопе и мессии, духах и др., что они потом значительно исказили. Сейчас не стану искать.. А некоторые дурни, враждебные церкви, не буду называть имён этих иностранных агентов, не понимая этого, намеренно говорят, что наша религия отдаёт языческими преданиями, основана на них. Вот и им приходится объяснять эту причинно-следственную связь. А толку?... Гордость не даёт увидеть правду. Ну да Бог их вразумит. Далее... ________________________________ "Имя человека есть некоторое сравнительно независимое от своего носителя, но для его благоденствия или несчастья высоковажное, параллельное ему существо, которое одновременно представляет своего носителя и влияет на него. «Уже не имя при человеке, но человек при имени». Отец Павел Флоренский: «Имя — особое существо, по преимуществу со всеми прочими живое, дающее жизнь, жизнеподательное: то благодетельное, то враждебное человеку...» По своему происхождению имя — небесно. Оно — Божественная сущность. В особенности Божественные имена — нечто Божественное: они несут с собою благодать, преобразуют их носителей, влекут их по особым путям, куют их судьбы, охраняют и ограждают их" *** Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)», выпущенной Сретенским монастырем. _______________________________ Из статьи журнала Фома:https://foma.ru/kak-vybor-imeni-vlijaet-na-sudbu-cheloveka.html "Традиция наречения имени имеет давнюю историю. В библейской культуре имя всегда несло в себе особый смысл, служило характеристикой человека, указывало на его определяющее качество, выражало отношение к ребенку родителей, ожидания, которые они связывали со своим чадом. Так, первый человек, сотворенный из праха земного, получил имя Адам, что и переводится как «земля» или «глина». А его жена, ставшая прародительницей всего человечества, носила имя Ева, то есть «дающая жизнь». Супруга Навала — библейского персонажа, который отличался буйным нравом, свирепостью и недальновидностью — Авигея извиняется за своего мужа перед оскорбленным им царем Давидом, ссылаясь на его имя (Навал буквально означает «безумный»): Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним (1 Цар 25:25). В Священной истории имена могли заключать в себе и пророчество о будущей миссии новорожденного. В этом случае они давались по прямому указанию Божию. Такими пророческими именами были имя Иоанна Крестителя (благодать Божия, Бог милует) и Самого Спасителя — Иисус (Господь — спасение). В Ветхом Завете встречаются истории, когда Господь вносит изменения в имена, которые становятся символами будущего или прошлого опыта людей. Так, Аврам, избранный родоночальником еврейского народа, получает имя Авраам, что значит «отец множества», а Иаков, во время скитаний в пустыне боровшийся с некоей сущностью, — Израиль, то есть «тот, кто борется с Богом». Все истории, связанные со значением имени, которые мы находим в Библии, подчеркивают важность, которую древние люди придавали именам. Однако мы не находим никаких указаний, что имя, даваемое при рождении, за исключением данных по прямому указанию свыше, влияет на судьбу человека. Зато есть много противоположных примеров. Ева, понадеявшаяся, что ее первый сын станет обещанным Богом искупителем, назвала его Каин — «приобретение от Бога», а когда у нее родился второй сын и она поняла, что ее надежды не оправдались, дала ребенку имя Авель — «дуновение, ничтожность, нечто скоропреходящее», которое было призвано подчеркнуть ее разочарование. В итоге «приобретение от Бога» вошел в историю как первый убийца, а «ничтожность» оказался праведным, боголюбивым и кротким человеком. Имя Иуда — «хвала Господу», которое часто встречается в Библии, — носили люди самых разных качеств, достоинств, недостатков и пороков. Это и древний патриарх Иуда, родоначальник колена, из которого произошел Спаситель, и прославленный вождь национально-религиозного сопротивления Иуда Маккавей, и апостол Иуда Искариот, благодаря которому имя стало синонимом предательства. От человека зависит, покроет он свое имя величайшей славой или несмываемым позором. Определяющим фактором выступает тут не значение имени, а решимость следовать воле Божией и исполнять данные Им заповеди или стремление построить свою жизнь вопреки Божественной правде. В русской религиозной философии большое значение имени придавал священник Павел Флоренский, посвятивший вопросам ономатологии (науки о именах собственных) несколько фундаментальных сочинений. Он полагал, что в именах заложены определенные качества, которые при определенных условиях могут быть усвоены человеком в процессе формирования личности. Однако имя, по его же словам, не предопределяет нашу жизнь, которая находится в руках Божьих. «Имя само по себе не дает хорошего или плохого человека, — писал о. Павел. — Оно — лишь музыкальная форма, по которой можно написать произведение и плохое и хорошее»". Изменено 3 сентября, 2023 пользователем ВладимирБ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 285 Опубликовано: 4 сентября, 2023 (изменено) 13 часов назад, ВладимирБ сказал: Не спешите. Потому что вы ошибаетесь. Вы не можете говорить о моей ошибке в силу того, что вопрос имяславия в Церкви не решен. А про человеческие имена вообще нечего говорить, так как в наше время в осном имена даны неверующими родителями. Своему брату я имя давал. Вообще не помню, чем руководствовался... где-то в книжке или в фильме увидел, просто имя понравилось.) А какую благодать несут индейские имена, которые я привел выше?) А советские - это вообще песня духа.) Владлен - Владимир Ленин Кукуцаполь — Кукуруза — царица полей! Лаиля — лампочка Ильича Бухарина — от фамилии Н. И. Бухарина Даздраперма — Да здравствует Первое мая! и т.д.)) Церковная оценка имяславских споров Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. лишь наметил основные вопросы, без ответа на которые взвешенная церковная оценка имяславских споров невозможна. В кон. 90-х гг. ХХ в. Синодальная богословская комиссия РПЦ включила вопрос об И. в реестр тем, подлежащих обсуждению. Т. о., в наст. время допустимы лишь предварительные суждения об И. Тем не менее в высказываниях отцов Вост. Церкви имеется некоторое единство по следующим пунктам: 1) имя Божие не тождественно и не совечно Богу (было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого имени), оно не является неотъемлемой принадлежностью божественной сущности, имя Божие есть средство общения между Богом и человеком. 2) Бог неименуем; никакое имя не может объять собою и адекватно выразить божественную сущность; все имена Божии указывают на те или иные свойства Бога, но ни одно из них не может дать полного и всестороннего представления о Боге. 3) Имена Божии заимствованы из различных действий Бога по отношению к тварному миру и потому являются собственно именами энергий Божиих; энергии Божии совечны Богу и неотделимы от божественной сущности; имена Божии, напротив, не совечны Богу. 4) Имена Божии существуют для человека и на человеческом языке; даже когда Сам Бог называет Себя теми или иными именами, Он пользуется именами, которые существуют на языке человека. 5) У каждого из имен Божиих есть внешняя оболочка (буквы и звуки) и есть внутреннее содержание; внешняя оболочка может меняться в зависимости от языка, контекста, способа произнесения и написания, но внутреннее содержание остается неизменным. 6) Бог присутствует во всяком Своем имени; Его присутствие ощущается, когда имя Божие произносится с верой и благоговением, и остается неощутимым, когда имя Божие произносится всуе. 7) Всякое имя Божие достопоклоняемо, наряду с др. священными символами, такими как икона и крест; достопоклоняемой является не внешняя оболочка имени, а его внутреннее содержание; почитая имя Божие, человек воздает славу Богу: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. 8) В имени Божием нет к.-л. собственной, автономно или магически действующей силы; через имена Божии действует Сам Бог. 9) В молитве имя Божие неотделимо от Самого Бога. 10) Имя Иисус относится к человеческой природе воплотившегося Слова, но может указывать также на Его божественную природу; как и всякое имя Божие, оно является достопоклоняемым. На основе этих положений и должны рассматриваться вопросы о природе имени Божия, поднятые в ходе имяславских споров. Церковная оценка имяславских споров не должна ограничиваться рассмотрением только богословского их содержания. Необходима и каноническая оценка действий обеих сторон. Очевидно, что с канонической т. зр. мн. действия имяславцев в 10-х гг. ХХ в. являются неприемлемыми. https://www.pravenc.ru/text/389527.html 13 часов назад, ВладимирБ сказал: большое значение имени придавал священник Павел Флоренский "Флоренский – это сильнодействующее лекарство, но с примесью ядовитых веществ; такое лекарство можно употреблять иногда. Священник Павел Флоренский – «верующий декадент» в богословии. Он безукоризненный стилист, и пытается писать задушевно даже философские пассажи, но его эмоциональность носит рассудочный характер. Его внешность – лицо и сгорбленная фигура – больше похожи на египетского жреца, чем на православного священника; в его глазах какая-то мертвящая, непроницаемая глубина, присущая оккультистам. В своей книге «Имена» он пытается построить целую систему астрологических типов, только привязывая их вместо звезд к именам. Если Соловьев хотел создать новый вариант христианского платонизма, то Флоренский тяготеет к гностицизму. В его творениях можно уловить ряд тонких психологических наблюдений и интуитивных проникновений в суть описываемых им религиозных явлений, но это неожиданные лучи света, которые, вспыхнув, – снова гаснут. Он обладает огромной эрудицией и чувствует его давящую тяжесть, но не может вырваться из ее плена. Он более убежденный имяславец, чем Лосский. В имяславии он видит способ овладеть какой-то каббалистической энергией Имени Бога, и там находит источник своих творческих вдохновений. Флоренский пытается христианизировать Софию Соловьева, отождествляя ее то с Церковью, то с Девой Марией, то абстрактной идеальной человеческой душой. Свой главный труд «Столп и утверждение истины», он декларирует как мост, который может привести современных людей к пониманию святых отцов; но на самом деле, эта книга отводит людей к гностицизму, с его темными фантазиями." Архимандрит Рафаил (Карелин) Изменено 4 сентября, 2023 пользователем *Владислав* Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение