Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
27 минут назад, Мария Ш сказал:
31 минуту назад, ~ Весна ~ сказал:

не филолог?) 

 Нет. Хуже

разве такое возможно?

8 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

у технарей все точно)) 

в пределах допуска )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, *Владислав* сказал:

Может массовый зарок поможет?

Среду и пятницу никто ничего не пишет.

И Воскресный день ещё...Он так вообще по 4-той  Заповеди...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, *Владислав* сказал:

Может массовый зарок поможет?

Среду и пятницу никто ничего не пишет.

И не читает!! 

Форум закрыт на профилактику))) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 минут назад, Olqa сказал:

И Воскресный день ещё...Он так вообще по 4-той  Заповеди...

Как считать будем?

Утро -вечер текушего дня? Или вечер предыдущего дня - вечер текущего?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, Юрий Кур сказал:

в пределах допуска

И

8 минут назад, A Lost Sheep сказал:

в рамках текущей модели, 

определённых финансированием) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 минут назад, *Владислав* сказал:

Как считать будем?

Утро -вечер текушего дня? Или вечер предыдущего дня - вечер текущего?

"И был вечер, и утро утро день.един". Но, скорее всего, в это время все и так а храме. Если Причастие - можно и дольше укрываться от искушений, от которых зависим сами. Но ещё разница во времени. Учитывая, как форумчане разбросаны. )

5 минут назад, Юрий Кур сказал:

всё равно забуду

Да, вот на этом и...Благими, вроде бы, намерениями. Что-то посмотреть, что-то уточнить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
24 minutes ago, A Lost Sheep said:

Да, на духовную ) Неплохо бы было, по средам и пятницам посвящать время молитве, посту и покаянию.

Только без зароков.

 

А вообще, я все остальные дни, включая воскресенье, тоже оцениваю как прекрасно подходящие для молитвы, поста и покаяния.

 

Благое дело, как Сам Господь в Евангелии говорит, всегда можно творить, и в субботы тем более.

 

А вот барон Мюнхаузен, с его распорядком дня "10-00 - Подвиг" хоть и прекрасен, но у меня вызывает чувство дискомфорта от собственной самонадеянности...

 

Как священник, я привык, что батюшка себе не принадлежит... На что будет потрачено время - неизвестно... Но пытаемся тратить на что-то, спасающее и свою и души других.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 минут назад, Иерей Алексей сказал:

А вообще, я все остальные дни, включая воскресенье, тоже оцениваю как прекрасно подходящие для молитвы, поста и покаяния.

Теоретически это безусловно так. Но практически Церковь, зная немощи человеческие, установила особые дни для поста, чтобы помочь всем нам, которые вообще к посту даже и не приближаемся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
30 минут назад, Иерей Алексей сказал:

А вообще, я все остальные дни, включая воскресенье, тоже оцениваю как прекрасно подходящие для молитвы, поста и покаяния.

Вы поститесь во все дни? 

 

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 hour ago, Мано said:

Вы поститесь во все дни? 

 

Скорее, я не делаю из еды культа.

 

Или, как в каком-то кино было сказано, я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

 

Если поесть некогда, у меня пост, даже если день не постный.

 

Если день постный, то стараюсь пост не нарушать, но в гостях всякое бывает. В гостях постного не требую, ем чем угощают.

 

Вообще заметил, что, если так получилось, и пост нарушился, то буквально следом начинается вынужденный пост в непостный день, как бы компенсируя невольное нарушение.

 

При этом, мне известна важность поста.

 

Одно время ко мне начали приходить душевно-больные. Я старался с ними со всеми очень подробно поговорить.

 

Выявилось две тенденции:

1) У всех была клевета с осуждением (одного человека, группы людей или всего человечества)

2) Намеренное нарушение телесного поста (не только вкушение скоромного).

 

Обратное неверно - не все клевещущие и осуждающие, и нарушающие пост являются душевно-больными.

 

Проверить как изменится их жизнь если они прекратят это делать пока не получалось ни разу - не слышат и не хотят меняться...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
39 минут назад, Иерей Алексей сказал:

Если день постный, то стараюсь пост не нарушать, но в гостях всякое бывает.

Поняла. 

 

 

41 минуту назад, Иерей Алексей сказал:

Одно время ко мне начали приходить душевно-больные. Я старался с ними со всеми очень подробно поговорить.

 

Выявилось две тенденции:

1) У всех была клевета с осуждением (одного человека, группы людей или всего человечества)

2) Намеренное нарушение телесного поста (не только вкушение скоромного).

То есть душевно - больные люди не освобождены от поста?

 

47 минут назад, Иерей Алексей сказал:

Обратное неверно - не все клевещущие и осуждающие, и нарушающие пост являются душевно-больными.

Клевещущие, осуждающие и делающие другие грехи являются духовно больными. 

А духовно больны мы все без исключения.

Правильно? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Три статьи о советском кинематографе

 

О СОВЕТСКОМ КИНО И СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ

 

Пересматривая старые советские фильмы, нередко удивляюсь многим героям: хотя и в безбожное время жили, а видятся как настоящие христиане. Без пяти минут православные. И даже многие коммунисты и атеисты – просто готовая форма для горячего, убежденного верующего. Поменять знак – и перед нами христианин первых времен, бессребреник, мученик, проповедник.

    Почему люди с «отрицательным знаком» более похожи на христиан, чем многие из нас, являющиеся прихожанами и церковными активистами на протяжении десятка-другого лет?

В героях советских фильмов и книг есть соль...

https://pravoslavie.ru/69276.html

 

О советском кино и одной недавней статье

 

О советском кино и одной недавней статьеНа известном сайте Православие.ру некоторое время тому назад была опубликована статья Людмилы Селенской «О советском кино и современном православии», вызывающая недоумение уже своим названием. Кого хочет сравнить автор: героев фильмов (вымышленных) и современных верующих (реальных)? Но это совершенно неоправданно.

 

Было бы достаточно интересно ознакомиться с результатами сравнения киногероев советской эпохи и тех, кто находился тогда же по другую сторону экрана, узнать, насколько соответствовали реальные люди высоконравственным образцам киноискусства, понять, что показывалось в прошлом: мечта о подвиге или отражение действительности.

https://antimodern.ru/soviet-cinema/

 

Христианские мотивы в отечественном кино

 

Как проповедовать Христа через искусство кинематографа и при этом не делать это “в лоб” — рассуждает иерей Виктор Заровняев.

 

В православной христианской традиции, в отличие от католической, религиозное искусство всегда ориентировалось на канон. Несмотря на западные влияния, эта традиция контроля — внешнего в виде цензуры или внутреннего, т. е. самоцензуры художника — над содержанием и формами его выражения сохранила влияние и в киноискусстве вплоть до конца советской эпохи. Но могло ли советское киноискусство в обстановке официальной атеистической пропаганды нести религиозные идеи массам или хотя бы использовать религиозные мотивы и библейские цитаты? Мы обнаруживаем, что оно делало это сплошь и рядом.

Заигрывания с христианскими образами начались в советском кино очень рано, еще до Великой Отечественной войны. Можно вспомнить довоенный фильм Михаила Ромма «ТРИНАДЦАТЬ» (1936). В названии отражена величина отряда красноармейцев в пустыне. Одна из них женщина. Остается 12, причем один из них — предатель. Как у апостолов… Случайность? И случайно ли женщину среди них зовут так же, как Богородицу, — Мария?

https://blog.predanie.ru/article/hristianskie-motivy-v-otechestvennom-kino/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
18 минут назад, *Владислав* сказал:

хотя и в безбожное время жили, а видятся как настоящие христиане. Без пяти минут православные. И даже многие коммунисты и атеисты – просто готовая форма для горячего, убежденного верующего. Поменять знак – и перед нами христианин первых времен, бессребреник, мученик, проповедник.

    Почему люди с «отрицательным знаком» более похожи на христиан, чем многие из нас, являющиеся прихожанами и церковными активистами на протяжении десятка-другого лет?

Большевики, которые хоть и заявляли себя атеистами, но часто по факту были более идеалисты, нежели многие дореволюционные верующие. Потому Бог и отдал им в руки Россию, и они ее сохранили как страну, а не растащили по кускам, и потом раздали западным странам, как собирались сделать белогвардейцы. Но всё это не заслуга большевизма, как идеи, просто они были все те же представители русского православного народа, заблудшие, но практически все крещеные, с детства воспитанные православными родителями в православном обществе и на евангельских идеалах. А вот саму суть большевизма и коммунизма мы познали в годы перестройки и в 90-е, когда окончательно вымерло старое дореволюционное поколение.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Были советские фильмы и оскорбляющие чувства верующих. Помню посмотрела фильм, который раньше нравился(названия не вспомню), но что-то из комедий, обнаружила насмешку над церковью.

Еще заметила, что многие актеры печально заканчивали свою жизнь, сыграв отрицательные персонажи, высмеивающие религию, Бога и религиозные чувства верующих.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 минут назад, inna d сказал:

Были советские фильмы и оскорбляющие чувства верующих.

Так этим целенаправленно занимались, даже такая официальная наука была, как научный атеизм. ) Внутри коммунистических структур были и такие, которые занимались уничтожением православного наследия. Но на самом деле, получалось у них очень с трудом. Даже "Моральный кодекс строителя коммунизма" - и тот в чем-то сильно напоминал Евангелие )

14 минут назад, inna d сказал:

Еще заметила, что многие актеры печально заканчивали свою жизнь, сыграв отрицательные персонажи, высмеивающие религию, Бога и религиозные чувства верующих.

Такое и сейчас сплошь и рядом. "Смерть грешников люта" (Пс. 33)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Так этим целенаправленно занимались, даже такая официальная наука была, как научный атеизм. )

У нас он был в рамках научного коммунизма целый семестр. Но нам повезло, мы на научном коммунизме о чем угодно говорили, но только не о нем. И автоматом вся группа получила, не вспомню только зачет или экзамен. И это был 81 год! Не знаю правда, может быть  коммунисты так спустя рукава к техническим ВУЗам относились, гуманитариев может и жёстче опекали в этом вопросе.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

У нас была "Марксистско-ленинская философия" целый семестр. Тоже муть жуткая, даже не помню о чем там было, вел ее какой-то дедушка - ветеран войны. В общем, особо не придирался, но и шутки шутить с этой темой не стоило в 80-е )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 часов назад, *Владислав* сказал:

гуманитариев может и жёстче опекали в этом вопросе.)

Ну да. У нас был госэкзамен по научному коммунизму. Кроме того в семестрах и марксистско-ленинская философия и история КПСС целый год. Хотя я и не гуманитарий))

Изменено пользователем inna d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
16 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Но всё это не заслуга большевизма, как идеи, просто они были все те же представители русского православного народа, заблудшие, но практически все крещеные, с детства воспитанные православными родителями в православном обществе и на евангельских идеалах

Знаете, до меня только сейчас дошло!) Я ведь, никогда с этого ракурса на нашу историю не смотрел. Действительно же, почти все родившиеся до 17 года в Российской империи были крещеными людьми. И они жили до 60-х - 80-х годов. А крещеный человек, это все равно другой человек. Т.ч. что можно сказать, так или иначе, Бог не оставлял нашу страну. Возможно этим тоже объясняется резкий всплеск Православия в 90-х годах. Не на пустом месте, закваска-то была...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
17 минут назад, *Владислав* сказал:

Действительно же, почти все родившиеся до 17 года в Российской империи были крещеными людьми. И они жили до 60-х - 80-х годов.

Мало того, многие из них крестили своих детей и внуков и примером своей жизни их воспитывали, многие держали дома иконы и молились. Плюс железный занавес от Запада и его растлевающего действия. Так что, в России православие сохранилось как в железном сундуке. Такой вот промысл Божий )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, inna d сказал:

госэкзамен по научному коммунизму

Научный коммунизм 80х - это то, что сейчас называют социологией. У нас научный атеизм был факультативно на 5м курсе, но по сути это была просто история религии.

 

17 часов назад, *Владислав* сказал:

автоматом вся группа получила, не вспомню только зачет или экзамен

у нас был госэкзамен. "Автоматы" исключены, но все сдали хорошо. Науки-то не было - только правильные слова знать, которые мы со школы знали. А вот когда через 2 года сдавал экзамен по философии в аспирантуре - тут уже меня закрутило - трудно было всерьез говорить в марксистском ключе. Но преподаватели отнеслись либерально, и идеологии никакой не было. Мне вопрос достался как-то связанный с формированием сознания; я что-то промямлил, меня спросили - у Вас дети есть? - пока нет; - ну, вот появятся, тога сами поймете ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры


   Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верой. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верой есть ведение духовное. Есть ведение естественное, различающее добро от зла, и оно именуется естественною рассудительностью, которою естественно, без научения, распознаем добро и зло. Сию (рассудительность) Бог вложил в разумную природу, при помощи же научения она получает приращение и пополнение. Нет человека, который бы не имел ее. Это есть сила естественного ведения в разумной душе; это есть то различие добра и зла, которое в душе непрестанно приводится в действие. Лишенные этой силы ниже разумной природы, а в имеющих ее природа душевная находится в надлежащем своем состоянии, и в них не погублено ничего из данного Богом природе к чести разумных тварей Его. Утративших сию познавательную силу, различающую добро от зла, пророк укоряет, говоря: «человек в чести сый не разуме» (Пс. 48:13). Честь разумной природы – рассудительность, различающая добро от зла, и утративших оную пророк справедливо уподобил несмысленным скотам, не имеющим разума и рассудительности.

Сею (рассудительностью) можно нам обретать путь Божий. Это есть естественное ведение: оно предшествует вере и есть путь к Богу. Ею (рассудительностью) научаемся различать добро от зла и принимать веру. И сила природы свидетельствует, что человеку подобает веровать в Того, Кто сотворил все это, веровать и словесам заповедей Его и исполнять их. От веры же рождается страх Божий; и когда он будет сопровождать дела и постепенно взойдет к деланию, тогда рождает он духовное ведение, о котором сказали мы, что рождается оно от вер.


   Естественное ведение, то есть различение добра и зла, вложенное в природу нашу Богом, само убеждает нас в том, что должно веровать Богу, приведшему все в бытие; а вера производит в нас страх; страх же понуждает нас к покаянию и деланию. Так дается человеку духовное ведение, т. е. ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания. Таким образом, не просто от одной только веры рождается духовное ведение, но и вера рождает страх Божий, и когда в Божием страхе начнем действовать, от действия страха Божия рождается духовное ведение, как сказал святой Иоанн Златоуст: «Когда приобретет кто волю, последующую страху Божию и правому образу мыслей, тогда скоро приемлет он откровение сокровенного». Откровением же сокровенного называет он духовное ведение.


   Не страх Божий рождает сие духовное ведение (ибо чего нет в природе, то не может и родиться), но ведение сие дается, как дар, деланию страха Божия. Когда исследуешь внимательно делание страха Божия, тогда найдешь, что оно есть покаяние. И духовное ведение, за ним следующее, есть то самое, о чем сказали мы, что залог его прияли мы в крещении, а дарование его приемлем покаянием. И дарование сие, о котором сказали мы, что приемлем оное покаяние, есть духовное ведение, подаваемое, как дар, деланию страха. Духовное же ведение есть ощущение сокровенного. И когда ощутит кто сие невидимое и во многом превосходнейшее, тогда приемлет оно от сего именование духовного ведения, и в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Называют же ее верою созерцательною. Дотоле был слух, а теперь созерцание; созерцание же несомненнее слуха.


   Все сие рождается от оного естественного ведения, различающего доброе и злое. Оно есть доброе семя добродетели, и о нем уже сказано. И когда естественное сие ведение омрачим своею сластолюбивою волею, тогда лишаемся всех сих благ. За сим естественным ведением в человеке последует всегдашнее уязвление совести, непрестанное памятование смерти и некая мучительная забота, до самого его исхода, а после нее – печаль, унылость, страх Божий, естественный стыд, печаль о прежних грехах своих, должная рачительность, памятование об общем пути, забота о напутствовании себя к оному, слезное испрашивание у Бога доброго входа в сии врата, которыми должно проходить всякому естеству, пренебрежение к миру и сильная борьба за добродетель. Все сие обретается естественным ведением. Поэтому пусть с этим сличает всякий дела свои. Ибо когда окажется, что человек обрел это, тогда значит, что идет он путем естественным; а когда превзойдет это и достигнет любви, тогда становится выше естества и отступают от него борьба, страх, труд и утомление во всем. Вот последствия ведения естественного. И это находим в себе самих, когда не помрачаем сего ведения сластолюбивою своею волею. И на этой остаемся степени, пока не достигнем любви, которая освобождает нас от всего этого. Пусть всякий, на основании сего сказанного нами, сличает и испытывает сам себя, где его шествие: в том ли, что противоестественно, или в том, что естественно, или в том, что превышеестественно. По сим указанным образам жития может всякий ясно и скоро определить направление всей жизни свое: когда не окажется он в состоянии, названном нами естественным, как мы определили, и нет также его в превышеестественном, тогда явно, что низринулся он в противоестественное. Но Богу нашему слава вовеки! Аминь.
(Преп. Исаак Сирин)

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...