Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 17.11.2013 во всех областях
-
5 балловКонстантин Николаевич Леонтьев выявляет путь логических рассуждений, приводящих к осознанию необходимости старчества: «Определяя точнее смысл старчества, надо сказать так: разум наш недостаточен; есть минуты в жизни, когда он нам неотступно твердит: "Я знаю только то, что я ничего не знаю!" Нужна положительная вера; у меня эта вера есть. Я знаю, положим, в общих чертах учение Церкви. Читал "Жития". Там я беспрестанно вижу примеры, как цари, полководцы, ученые и вообще миряне прибегали за советами к людям высокой духовной жизни, к людям, освободившимся, по возможности, по мере сил человеческих, от страстей и пристрастий. Отпущения грехов на исповеди мне недостаточно; меня это не успокаивает; я не доверяю вполне и постоянно по долгу христианского смирения свидетельству одной моей совести, ибо это свидетельство прежде всего основано на гордости личного разума; поэтому в трудных случаях моей жизни, где я беспрестанно поставлен между грехом и скорбью, я хочу обращаться с верой к человеку беспристрастному и по возможности удаленному от наших мирских волнений, хотя и понимающему их прекрасно. Я верю не в то, чтобы духовник или старец этот был безгрешен (безгрешен только Бог; и святые падали), ни даже что он умом своим непогрешим (это тоже невозможно). Нет! Я с теплою верой в Бога и в Церковь и, конечно, с личным доверием к этому человеку за его хорошую жизнь прихожу к нему, и, что бы он мне ни ответил на откровение моих тайн, даже помыслов, я приму покорно и постараюсь исполнить. А при этом я, верующий мирянин, могу быть лично и очень умен, и чрезвычайно развит, и в житейских делах гораздо опытнее этого старца. Но стоит мне только вспомнить историю человечества или взглянуть беспристрастно на окружающую жизнь, чтобы понять, до чего даже гений бывает иногда неразумен и до чего самый хороший человек иногда срывается и в отдельных случаях поступает хуже худого. И Священное Писание, и история Церкви к тому же совпадают вполне в этом отношении с практической жизнью. Иуда был апостол; а разбойник разбойничал. И так различно они кончили свою жизнь! Арий был человек лично прекрасной жизни, но он сделал Церкви и человечеству более вреда своею умственною гордостью, чем многие убийцы и развратные люди. <...> Говоря о пользе и даже необходимости старчества для монахов, надо подразумевать и то, что оно и для мирян может быть чрезвычайно полезно. Я даже спрашиваю себя, не полезнее ли оно иногда для мирян, чем для самих монахов? Монах, если он мало-мальски добросовестен, сдерживается начальством, общиной; он беспрестанно в церкви слышит поучения, имеет всю возможность читать часто Св. Писание и святых отцов, а мирянину нашего времени когда самому подумать внимательно о Боге и своей душе?» (Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм... С. 189—190.) Используя жизнеописание отца Леонида Оптинского, Леонтьев показывает богоустановленность старчества. «Старчество состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу и старцу... Этот образ монашеского жития основан на евангельском, апостольском и святоотеческом учении... "Не всех же должно вопрошати, но единаго, ему же вверено есть и других окормление и житием блистающа, убога убо суща, многа же богатяща по Писанию (2 Кор. 6, 10). Мнози бо не искусни, мнози несмысленных повредиша, их же суд имут по смерти. Не всех бо есть наставити и инех, но им же дадеся божественное рассуждение, — по апостолу, рассуждение духов (1 Кор. 12, 10), отлучающее горшее от лучшаго мечем слова. Кийждо бо свой разум и рассуждение естественно или деятельно или художественно имать, а не вси духовное"» (Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм... С. 190.) Из книги монаха Арсения (Святогорского) «Аскетизм»
-
2 балла
-
2 балла
-
2 балла
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 баллО смирении ума. Есть такие краткие истории, поучительная ценность которых, для тех, кто любит мудрость, очень высока. Эта история именно такая. Как-то раз, теплым летним днём, я услышал запомнившийся мне разговор двух священников на дворе, прилегающем к собору, в котором около часа назад закончились дневные службы. - Объяснял я ему, объяснял, - сетовал один из батюшек,- а он упирается на своём и приводит мне бесчисленное доказательство того, что на это нужно совсем иначе смотреть, и что наука нам прямо говорит о том, что Бога нет, - батюшка бессильно махнул рукой, - Ну что можно объяснить начальнику, который привык только говорить, а не слушать.. - Ты бы ему из святых отцов такой привел пример, — собеседник сетующего батюшки, немолодой уже священник, кратко процитировал то, с чем бессмысленно было спорить. - Да говорил я ему и это, а он в конце разговора мне сказал, что у него два высших образования, что он не может изменить своего мнения к религиозным предрассудкам. - Ты знаешь, отче, - спрашивает сетующего батюшку собеседник, - какие люди на земле самые страшные? Находясь неподалеку от разговаривающих между собой священников, я весь превратился в слух, безошибочным чутьём чувствуя, что разговор сейчас повернётся в неожиданном для меня направлении. И не ошибся. Выждав в таких подобающих случаях, продолжительную паузу, немолодой, уже с проседью протоиерей сказал: - Самые страшные люди на земле - это умные люди. Дурака, того хоть чему-то можно научить, а умного человека, его ничему новому не научишь..Он же уже сам умный. И этим всё сказано. От особенно умных людей, даже Бог отворачивается, Он их уже не вразумляет, Он их оставляет наедине с их умом. С такими людьми бесполезно о чём-либо говорить. Как и положено, среди образованных людей, разговор после того, как мысль приобрела форму, повторно к прежней теме уже не вернулся. Кстати, оба священника, если мне не изменяет память, имели в миру высшее образование. Но это никак не мешало им свято верить всему тому, чему нас учит Святая Православная Церковь, в течение почти двух тысячелетий. Не возьмусь судить за себя самого, насколько образован я сам, но я замечал, прежде всего, именно за самим собой, что заболеть грехом высокоумия и сделаться умником, от которого отворачивается Бог, можно очень легко, цитируя только лишь одних святых отцов. И таких суперправославно мыслящих людей в наше время, можно встретить немало. У суперправославного, у него всё разложено по полочкам, он обо всём имеет истинно православное мнение, о чём его ни спроси. О душе, о политике, о смирении, о зависти, о заповедях, об исторических личностях, о догматах, об иконах, о церковном пении..обо всём-то он знает. Но вот видит ли он гордость своего ума? Видит ли свою личную гордость? Кается ли он в ней? Думаю, что многие, гордости своего ума не видят и не в силах её увидеть, потому что увидеть своё высокоумие на практике очень и очень нелегко.. В настоящее время я считаю, что грех высокоумия, распространён особенно широко. Но вот как не пополнить собою армию этих самых страшных людей, от которых отворачивается и которых перестаёт вразумлять Бог, как это сделать? Честно скажу, я не знаю ответа на этот вопрос. Ответ на этот вопрос, я считаю, каждый должен искать в молитве, посильном исполнении заповедей Христа. «Блаженные нищие духом»..то есть, блаженные те, кто не мнит о своём уме высоко.. (Из коротких рассказов о смирении Сергея Михайлова http://www.edinstva.ru/)
-
1 балл
-
1 балл
-
1 баллСпаси Бог,Наташа и автору благодарность,кратко и по делу.... Вот не верю я в наказание от Бога,чувствую,что Он-любовь и наказание(возмездие) не про Него...Сам себя наказываю своими грехами,а Бог делает все,чтобы помочь мне спастись от себя самого...
-
1 балл
-
1 баллПредлагаем вашему вниманию видеозапись беседы архимандрита Мелхиседека о старце Амвросии Оптинском, которая состоялась 17 октября 2013 года http://optina-msk.ru...siya-optinskogo
-
1 балл
-
1 балл
-
1 баллМечта поехать в Оптину Пустынь возникла давно… Я не назову той главной причины, из-за чего появилось желание познакомиться с этим кусочком жизни. Если только навязчивая мысль: «Я должна поехать в Оптину, и все тут». Многочисленные моменты, связанные с Оптиной, сопровождали меня всю мою сознательную молодость: молитва Оптинских старцев, изучение творчества Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя в студенческие годы (что же это за Оптина такая?), жизнеописания преп. Старцев Оптинских, книга «Пасха Красная» и многие другие книги… Огромный интерес ко всему этому. Летом 2010 года в поисках книги «Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта. Благословенно воинство» в интернете наткнулась на сайт Оптиной Пустыни. Вот уж где душа ликовала! На форуме открыла тему «Как добраться до Оптиной Пустыни из Беларуси». И ответ был найден, вот только или решимости не хватало, или молилась мало. Но по тем или иным обстоятельствам (которые, как нам кажется, очень важны в нашей жизни) поездка неоднократно откладывалась. В конце 2012 года посетила возрождающийся Свято-Рождество Богородицкий женский монастырь у нас в Брестской Крепости. А там, неожиданно для меня, - икона и частицы мощей преп. Старцев Оптинских. Я почувствовала: поеду. Взяла отпуск на апрель, в первый день Великого Поста купила билеты на поезд Брест-Караганда в обе стороны, запланировав пробыть в Оптиной Пустыни неделю. Оставалось только молиться и ждать. Впрочем, неодолимое желание посетить Оптину Пустынь и не стоит даже пытаться объяснить. Сейчас, после поездки, я понимаю, что это тайна, как и многое случающееся там, как и вся жизнь Оптиной… Тайна, не поддающаяся словесному выражению. И вот долгожданный день 19 апреля. …За окошком мелькают пока наши белорусские поля, по-весеннему пригревающее солнце растопило уже последние сугробы все никак не хотящей уходить зимы, небо голубое и ясное… И поезд несет меня в Оптину. Я решила ехать одна (хотелось встретиться с Оптиной без свидетелей) и своим ходом, чтобы не спешить и не зависеть от попутчиков. Сутки в дороге прошли «весело»: соседи праздновали юбилей, пели песни (хотя и очень красиво), произносили тосты… «Незабудка, незабудка, иногда одна минутка, иногда одна минутка значит больше, чем года...» Пройдет 7 дней, и я, уезжая, буду вспоминать слова из этой песни, которую несколько раз демонстрировали мои попутчики, буду сокрушаться, что мелькнула в Оптиной только на неделю, но одновременно с этим придет понимание того, что недельное мое пребывание в Оптиной хоть и «минутка», но значит для меня уже очень многое. И вот 8.30 следующего дня. Я вышла в Козельске. Кругом никого. Женщина в голубом платочке (впоследствии окажется, что это паломница из Смоленска) тоже ехала в Оптину. Как из-под земли вырос таксист, предложивший нам за определенную плату довезти нас до монастыря. Мы согласились. Узнав, что я из Беларуси, таксист тут же проанализировал политическую сторону белорусской жизни, процитировал, напевая, «Журавли на Полесье летят» и ознакомил нас со сложившейся паводковой ситуацией вокруг Оптиной. Дольше поговорить не пришлось: мы приехали. Вот и она… Оптина Пустынь. Заветные купола. Чувства ни с чем не сравнимые, никогда мною не испытанные, трудно передаваемые. То, что так много раз я видела с экрана компьютера, то, о чем читала, думала и мечтала сейчас вот так вот рядом. Можно дотронуться, можно поклониться, можно смотреть – не насмотреться, дышать – не надышаться… И всё оно – настоящее! Заселяли в гостиницу с 11.00. Но уже в 9.30 было сказано: мест нет. Что ж делать-то? Я к батюшке Амвросию, к преп. Старцам, к Новомученикам: помогите! Куда ж я денусь-то? Ну хотя бы адрес кого-нибудь из частного сектора пошлите мне! Все раскладушки и то уже заняты. Хожу у Оптиной и поглядываю на столбы и заборы: вдруг где какое объявление. А потом мысль: вот маловерная! Ты ж в Оптиной, без ночлега точно не останешься. Стоит ли дальше говорить, что в 11.00 меня заселили в гостиницу в шестиместный номер с двухъярусными кроватями с местом повыше. (И кстати сказать, никуда больше не переселяли, как об этом писалось неоднократно на форуме). География в комнате была самая разнообразная: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Кубань, Ростов-на-Дону. Кто-то приехал впервые, как я, кто-то вот уже который раз навещает Оптину, кто-то попал совершенно случайно, проездом. Была и бабулечка из недалекой от Оптиной деревни (всё никак у неё не выходило исповедоваться (а ей очень нужно было!), и вот она попросила нас ей помочь. Мы подошли к первому встретившемуся нам иеромонаху, объяснили ситуацию, и батюшка нам не отказал. И надо было видеть состояние души и глаза этой пожилой женщины после исповеди! Была и молодая женщина, приехавшая поздно ночью из Москвы с огромной душевной скорбью, – сначала заехавшая в Шамордино, а уже оттуда её направили в Оптину, – никогда не слышавшая ни о преп. Старцах, ни о Новомучениках, но на следующий день уезжала (поисповедовавшись и причастившись) утешенная и просветленная. Неисповедимы пути Господни! Первые два дня (субботу и воскресенье) я ходила по Оптиной и не могла поверить, что я – в Оптиной Пустыни, что передо мной мощи батюшки Амвросия и преп. Старцев Оптинских, что я стою у могилок Новомучеников, что я попала на реальную Оптинскую службу, где всё вживую, что все те лица, которые я видела на фотографиях и в видеозарисовках - вот они! Постепенно эмоции стали проходить, волнение улетучилось, я адаптировалась, и уже после обеда в воскресенье ко мне пришло четкое осознание, что я – это я, а Оптина – это Оптина. ))) И началась оптинская жизнь с её встречами, чудесами и …случайностями, которых, как известно, не бывает… Можно было бы описать каждый день моего пребывания там, но вряд ли я подберу слова, чтобы правильно выразить всё, что я там увидела, услышала и осознала за эту неделю. Да и не стоит пытаться всё рассказать: не секрет, что многое должно остаться за кадром, в сердце. Однако о многом хочется поведать и поделиться радостью. Сидим как-то в воскресенье в гостинице с паломницей из Москвы, а я и говорю. Вот так хочется вживую о. Венедикта увидеть! Собеседница мне говорит: «Да, неплохо было бы и на беседу к нему попасть, я один раз была». А я, вздохнув, говорю: «А я только на сайте видела». Через пару минут звонит колокольчик, и дежурная говорит: в 18.00 беседа с отцом наместником. Так мы попали на беседу с о. Венедиктом, взяли у него благословение и даже чуточку побеседовали в неофициальной обстановке (о чем и не мечталось даже!). Через 2 дня я получаю смс-ку (о том, что меня увидели на беседе уже в интернете) сначала от сестры с форума, потом от знакомых из Беларуси. ))) Однажды утром я обратила внимание на небольшую толпу людей, двигавшихся по направлению к выходу: кто спиной, кто бочком, кто как… Подхожу ближе и вижу: так это ж батюшка Илий в окружении народа! Слава Тебе, Господи! Получить благословение от отца Илия - разве могла я мечтать об этом, живя в Беларуси и приехав всего лишь на неделю в Оптину? Разве могла я подумать, что батюшку Илия, который в одном из фильмов про Оптину молился о ниспослании дождя (помню, как сильно меня поразил тогда этот момент), я увижу вот так вот близко! Потом мне говорили: надо было спросить что-нибудь у батюшки о себе. Но я уверена: не надо было ничего спрашивать, для меня все предельно ясно: «я видел святого человека, и я счастлив». Были и другие долгожданные встречи… Были неожиданные и очень нужные беседы. Но самое главное, мне кажется, состоялась встреча с самой собой. Там, в Оптиной, снимаются маски, уходит всё ненужное и наносное, остаешься ты такой, какой ты есть… Это необходимо. А ещё там понимаешь, что именно такой жизни, как в Оптиной, твоей душе и не хватает. Не хватает молитвы, не хватает участия, искренности, несуетливого пребывания на этой земле, не хватает этого Оптинского Света… Прогулки к колодцу Амвросия Оптинского и на источник Пафнутия Боровского среди скрипучих корабельных сосен (у нас в Беларуси сосны совсем другие), ежедневный Крестный ход вокруг монастыря с неизменным Чипом, сонные и игривые котячие мордочки, греющиеся на весеннем солнце, Мурз, с невозмутимым видом гуляющий по монастырю, неповторимые оптинские закаты, длинные и благодатные монастырские службы, уборка храма (послушание), и даже встреча с Порт-Артурской иконой Божьей Матери и многое-многое другое - все это было (а точнее, уже есть!) и в моей жизни… Слава Богу за эту поездку! Благодарю Оптинскую землю, преподобных Старцев Оптинских, батюшку Амвросия, Новомучеников иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта за все ниспосланные мне духовные подарки и утешения (их не перечислить). Благодарю отца Даниила за труды и за молитвы! (Не будь сайта и форума - не было бы и всех этих встреч). Благодарю всех насельников монастыря, с кем свели меня ниточки-пути моей жизни. Дорогие сестрички, встречи с которыми состоялись и встречи с которыми ещё в будщем, - спаси Господи за молитвы. Милостью Божьей я теперь перелистываю страницы своего недельного пребывания в благословенной Оптиной, живу этим и РАДУЮСЬ. Р.S. Приехать в Оптину Пустынь оказалось намного реальнее, чем предполагалось: покупаешь билеты, молишься - и Господь устраивает всё в лучшем виде. А потом - живешь этим и тихо радуешься-радуешься-радуешься… И самая частая фраза, которую я слышала от своих родных и знакомых, когда вернулась: «Таня! Ты изменилась. Ты другая стала!» Ну и слава Богу!!! Именно так быть и должно. Источник: Кто был в Оптиной?
-
1 баллОсенью 1917 года я был в Оптиной Пустыни, причащался в день своих именин 25 сентября старого стиля. В монастыре причастникам читали правило часа в два-три ночи. Быстро выходишь и погружаешься в предрассветный холод. В одном из соборов светится окно слабым оранжевым светом. Там читает правило очередной послушник, и тьма пустынного храма повторяет звучный голос. После спешишь к ранней обедне в Скит. Помню, были закрыты ворота на скитскую дорожку и пришлось обходить все монастырское кладбище, пока наконец по тропинке в конце южной стены я вышел за ограду. Кругом тьма, горят голубые огни светляков. Я шел по кочкам, спотыкался на хворосте, под ногами шуршала листва. Казалось, не будет конца пути, и было тревожно, что я заблудился. И вдруг на горизонте вспыхнул лес золотом и пурпуром, появились какие-то главы церквей, мерно серебряным звоном ударили колокола. Звон гулкий и ясный дрожал в порывах свежего ветра. Я очутился у скитской стены с противоположной стороны входа в Скит. Когда я вошел в Скит, зажглась денница над деревянной церковью и огни появились в окнах келий. К моему удивлению, я пришел первым. Колокол призывно звонил. Медленно крестясь, не спеша прошел сторож и отпер церковь. Я сел на скамью против цветника. Скрипнула долгим скрипом дверь кельи о. Нектария. Эта келья была против скамейки. Я увидел Старца. Он был в белом подряснике, сам осененный лазурью рассвета, казался мне светлым-светлым. Он остановился на крыльце и поднял руку кверху. И вдруг стая белых голубей стала кружить у его головы и садиться к нему на плечи и слетать к его ногам, чтобы вновь подняться и исчезнуть в розовой мгле раннего утра. Звон колокола гулко звал к молитве… Я был у о. Нектария 30 сентября после поздней обедни. Меня впустил келейник, народа у него не было. Я вошел, и тотчас веселый появился Старец. Он дал мне книгу «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», а сам удалился. Я положил книгу на аналой перед большим ликом Богоматери и стал читать. Проходили часы – Старца не было. Я прочел почти всю книгу. Лучи осеннего солнца стали гореть тревожным светом сумерек. Давно кончился послеобеденный отдых. Я провел в приемной один четыре часа. Старец вошел незаметно, ласково обнял меня и позвал к себе есть рыбу и пить компот из свежих груш и яблок, и пока я ел, он говорил со мной. Он говорил, чтобы я не придавал значения дурным преметам, так как приметы есть предчувствия, хотя иногда и правильные, будущих событий, если перед этими событиями не попросить Бога, чтобы он избавил нас от беса. Поэтому всегда во время предчувствий надо молиться Богу. Старец также заповедал мне обязательно прочитывать все правила перед Святым Причастием. «Особенно, – сказал он, – если вы собираетесь быть священником». При этом батюшка рассказал мне такой случай. Старцу явился после смерти один оптинский иеромонах (его имя я не запомнил) и сказал, что он избавлен от мытарств, так как всегда совершал Литургию в мире со всеми и, подготовляясь к ней, вычитывал все положенные правила. «Но главное правило – это любовь и мир, – говорил Старец. – Вот и вы запомните завет батюшки отца Моисея, великого основателя нашей обители: «Люби всех и не смей быть во вражде, когда готовишься приступить к Святому Причастию, а то причастишься как Иуда». Отец Нектарий заповедал мне также не очень прилепляться к земным предметам, говоря, что каждая ложка, не то что золотая, но деревянная, может принести беду. «Любить будешь и будешь тревожиться духом, если она пропадет. А если от такой малости в душу войдет раздражение, а с раздражением грех, а с грехом демон, то чего доброго ждать?» – закончил Старец. Я провел у Старца в беседе около часа. Последний раз я видел о. Нектария на Покров после ранней обедни. В Скиту две церкви: одна деревянная, построенная о. Моисеем (Путиловым), другая каменная… На службе я был в каменной, а оттуда мне хотелось пойти проститься с батюшкой о. Нектрием в его келью. В конце Литургии мне сказали, что батюшка в деревянной церкви и меня зовет. Я тотчас пошел туда и застал его благословляющего народ посреди храма. Он был в черной теплой рясе с клобуком. Он благословил меня и сказал, что ему хотелось повидать меня, и он велел отыскать. – Я еду сегодня из Оптиной Пустыни, благословите, – сказал я. – Вот хорошо, вот от этого я так именно сегодня хотел увидеть вас. Приезжайте опять к нам. – Думаю на Рождество приехать, – ответил я. – Да, если на Рождество не приедете, не увидимся с вами, – сказал Старец и, дав мне на прощание просфору, быстро пошел к выходу. Я так и не исполнил моего благого намерения посетить Оптину Пустынь на Рождество и больше не видел великого Старца… Из воспоминаний прот. Сергия Сидорова