По телевизору была передача о потерявших во время Великой Отечественной войны ноги летчиках.
О Маресьеве было сказано, что он один раз пришел к специалисту по гипнозу (врачу), и рассказал ему то, что случилось с ним в лесу, когда его еще не нашли. Специалист этот говорил, что движения глазных яблок Маресьева под гипнозом свидетельствовали о том, что это был не шизофренический бред, а действительно какие-то медитативные состояния. Когда Маресьев полз по лесу, перед ним как бы раскрылось пространство, и он увидел женщину метров десяти, в длинной до земли одежде, голова которой была прикрыта складками покрывала. Она сказала ему, что у него будет необычная судьба, и у него необычное предназначение. Она сказала, что его найдут, что он потеряет ноги, но чудом вернется в авиацию. Что о нем напишу книгу, и эта книга спасет тысячи инвалидов от отчаяния.
Специалист это потом спросил Маресьева, каково ему было жить, если он знал свою судьбу наперед. И тот ответил, что кураж.
Говорилось потом, что самым сильным стимулом к жизни является осознание, что у жизни есть смысл.
Если смотреть на Луку как на ребенка, на долю которого выпало особенно большое несчастье, то понять и принять это сложно. А если смотреть на него как на представителя поколения, на долю которого, очень много шансов, несчастий может выпасть больше, чем на долю предыдущих поколений, то, может, это и случай не из ряда вон. Просто его душу заранее начали готовить к возможности спасения.
Он это, конечно, может и не понимать.
И стимулом для жизни для него может быть то, что радует его здесь и сейчас.
А может, что-то другое.