Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 08.06.2020 в Сообщения

  1. 6 баллов
    Все три праздничных дня: что дома, что в церкви на литургию подавал записки на проскомидию. Сегодня, хоть и с опозданием, но перед праздничной литургией подал записку с именами всех о ком молюсь. Молебен с водосвятием, потом и на литургию на проскомидию, а дома с утра не успел, еще и Псалтырь с поминанием имен на Славах: почитал. Саша, вот представь, если все о тебе молятся, то какая имеется сила соборной молитвы! Так что, Саша, храним ты молитвами всех о тебе молящихся! С Праздником тебя и всех Дня Святого Духа!
  2. 5 баллов
    Рекомендую к прочтению небольшую, но замечательную брошюрку: Архимандрит РАФАИЛ (Карелин) ПАДЕНИЕ ГОРДЫХ "В книге святителя Григория Великого "Собеседования" есть рассказ о том, как демон под видом странника пришел к одному италийскому епископу и попросился на ночлег. Епископ Духом Святым узнал, что пред ним не человек, а диавол, и отогнал его прочь. Тогда демон стал ходить по улицам города, громко жалуясь прохожим на жестокость епископа. Один из жителей пригласил демона к себе, приготовил трапезу и усадил у камина, чтобы гость обогрелся. Вдруг мнимый странник схватил ребенка - сына хозяина дома, бросил его в пылающую печь и исчез. Диакон Петр, собеседник святителя Григория, услышав это повествование, с удивлением спросил: "Владыка, как допустил Господь, чтобы человек за свое гостеприимство был так страшно наказан, ведь за такое добро надо было бы ожидать не проклятия, а милости Божией?" Святитель ответил, что италиец приютил странника, считая себя более милостивым и богобоязненным, чем епископ; он пригласил странника в свой дом как раз потому, что странник хулил архиерея; он своим поступком хотел показать людям, что архиерей не исполняет заповеди Божии. Италиец принял странника-демона не из любви к Богу, а из неприязни к архиерею и поэтому получил по заслугам" (см.: Святитель Григорий Великий. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996. С. 54-55). "Сатана может явиться в образе Ангела света, демон может говорить о мире и истине, но это - обольщение: оружие князя тьмы - "ласкательно-лживые слова", его змеиная "песнь" вводит в заблуждение "неосторожных и легковерных" (Там же. С. 176-177). Диавол - спорщик и диалектик. Его ум - после падения - превратился в неиссякаемый источник коварства и хитрости. Переговорить демона трудно, однако он не имеет сердца, он пуст внутри. Священномученик Киприан учит, что главным средством, позволяющим распознавать сатанинскую сущность, таимую под видом "доброго Ангела", вечный мрак, скрываемый внутри искусственного света, является для христианина правильная духовная жизнь, исполнение заповедей, которые служат непоколебимой основой для опытного богопознания. Это Православие не только ума, но еще и сердца. Православие ума - это вера в то, чему учит Церковь. Православие сердца - это возможность ощущать духовный мир, отличать темные и светлые силы, добро и зло, ложь и правду. Православное сердце сразу же почувствует во всех ересях и расколах, как бы ни были они замаскированы, чужой смертоносный дух, подобный смрадному запаху тления, исходящему от трупа (как бы тот ни был умащен духами). Человеку, имеющему эту духовную интуицию, тяжело быть среди еретиков и раскольников, его сердце глухо ноет, как будто сдавленное камнем, оно чувствует то, что скрыто за словами, - богоборческий дух (который в оккультной литературе часто - конспиративно - называют "духом Прометея"). Священномученик Киприан пишет, что тот, кто не имеет правильного руководства в духовной жизни, поневоле "будет колебаться", увлекаясь "духом заблуждения", что тот, кто не держится истинного спасительного пути, "не достигнет спасения" (Там же. С. 177). Единственно спасительный путь - это сама Церковь. Достигнуть спасения - значит достигнуть Вечной Жизни, соединения души человека с Духом Святым. Ложный путь уводит человека от цели, и чем усерднее идет человек по ложному пути, тем дальше и быстрее удаляется от нее. Поэтому "подвижничество" раскольников - это усердное бегство от Бога." https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/68/drop.pdf
  3. 5 баллов
    Пользуясь случаем хочу всех Вас сердечно и от души поблагодарить за ваши молитвы. Вчера 36.4, сегодня 36.7 . Долго меня держало. Еще в духоте жил все это время, холодина стояла и дожди, сейчас +20 все проветриваю. Осталось поспать как следует, пока только бдение всенощное от перелома мало удается. Верю и тут Господь не оставит. Стало намного легче. Храни Вас всех Господь! P.S. Что интересно есть вообще не хотел и почти не ел , потому и ослаб ну и без сна. Но такой жажды не помню, по 2 пятилитровки выпивал. Даже Крещенской 5 литров. Сейчас тефтели уже варю ))) Кто со мной?
  4. 3 балла
    Да нет, у них есть право писать через премодерацию, значит пока не могут остановиться, это нормально, помолимся за них. Как зовут Исходника, брате напиши сам мы все помолимся за тебя.
  5. 3 балла
    Скульптура Фредрика Раддума "Не падать духом!" в Бергене.
  6. 3 балла
    Всех с Днем Святого Духа !!! Только с храма, делюсь радостью !) ...Да, Ольга права, в этом году все особенное!)
  7. 2 балла
    Как и обещал пару картин (икон) ниже прикреплю, остальные, можно посмотреть на сайте по ссылке. Эти картины (иконы) далеко не все и их разновидности достаточно велики, как в классическом стиле, так и в разновидностях современного искусства иконографии. Касательно восприятия у каждого оно свое и каждый чувствует в силу собственного перенесшего страдания и понимания горя, боли и т.д. В данном случае, эти картины (иконы) в каждой из которой на этом сайте по ссылке вызывали у меня щемящую боль в груди (сердце и душе) от которой слезы сами лились по щекам. Иконографика (в картинах) не совсем классическая, она более художественна, но от этого ценность иконосочетания не умаляется: обратите внимание на три образа картины (иконы): Башмаки блаженной Ксении Петербургской - Этот образ раскрывает не только, то, что святой Ангел Хранитель бережет душу, но и печется о ней. Но, что более потрясает, то, как св. Ангел словно сыночек родненький за родненькой мамочкой не стесняюсь мнения других на коленях поправляет шнурочки на прохудившихся ботиночках Св. Ксенюшки. Не мог спокойно без слез на этот сюжет смотреть. Ксения Петербургская, молящаяся на пустыре, а эти две картины (иконы), как опять же вижу сам. В молитве св. бл. Ксенюшки, художник как вижу, передал всю глубину молитвенного подвига св. Ксенюшки. Не смотря на лютый мороз и продуваемость северными ветрами пустырь окраин Петербурга (как мы знаем из жития св. бл. Ксенюшки). В этой картине (иконе) она настолько ушла в созерцание и в молитву ко Господу Иисусу Христу. Для нее не существовало холода или иных страданий, она лишь с детской и с тем же в ее протянутой руке к Господу что то такое - что трудно описать, по моему ощущаю этого образа чувствую в этой протянутой руке не столько призыв, а сколько все что выражается в ее невинной душе. Тут нахожу, только одно определение этому образу протянутой руки - неизмеримое чувство любви, которое не подается ни какому описанию. Молитва Ксении о умершем муже Андрее, серое личико еще молодой женщины и сохранившую черты очень миловидной женщины. От постоянного недоедания и не досыпания и с многими духовными и физическими подвигами св. бл. Ксенюшки оставили отпечаток этих подвигов на ее изможденном лице. С каким она духовным взором взирает на Того, кого она воочию видит. С каким внутренним напряжением она сжимает свои рученьки в молитвах ко Господу за своего почившего мужа, я только могу мечтать что бы обладать хоть каплей того внутреннего - духовного молитвенного подвига что бы так молится ко Господу! Вот как тут не заплачешь и не возрыдаешь?.. П.С. Да, это не совсем в каноническом понимание иконы. Канон икон не предусматривал чувственную часть, поэтому, классическая икона за частую имела не сколько символичное обозначение, т.е. не столько форма изображения, а сколько сдержанность в красках и по максимуму избегания всяких эмоций и чувственности. В иконе ценилась форма, которая располагает к молитве, а не к уходу в себя и сопереживания своим чувствам. Смотря на классическую икону мы больше внутри молитвы (для опытных молитвенников). Картины (иконы) больше служат к новоначальным или еще далеких от мысли о Боге и душе, поэтому, в чистом понимание этих картин как иконы не стоит понимать, а вот как набат для уснувшей в бесчувствие души самое то, что икона! https://danilovmaster.ru/reproductions_prostev_3208.html
  8. 2 балла
    Немного хочется дополнить статью Ольги. Итак икона это окно в ту часть нашей церкви которая на небеси. Не малое значение раньше уделяли самой форме иконы. С задней части ставили шпонки, что бы доска или доски иконы не выгибались спустя како-то время, это техническая часть. А вот на лицевой части иконы делали ковчежец, а иногда даже двойной. Ковчег на иконе, это как коробка окна, рама окна. Посмотрите на такую икону со святым. Вот он так наклонился к тебе, что даже его нимб вылез с того света в твой земной мiр, и верхняя часть нимба изображена на ковчеге. Вот святитель Николай, так наклонился к тебе, что если мельком посмотреть, то лоб его большой, прямо перед тобой ... даже морщины все видны на лбу, от любви к тебе его лоб напрягся, он ждет от тебя молитвы ... Есть иконы где и Богородица с частью нимба на ковчеге, есть и с Господом нашим ... Мы подходим к иконам, еще не успели рта открыть, еще не взглянули , а Они уже тут ! Мир твоему дому! Твоему сердцу! А я ? С миром ли принимаю ? ...мя-мя-мя, мямля...а то и помыслы разные понесут на лихой тройке коней ... Поэтому и учат нас, что ВНИМАНИЕ в молитве это важно, что без внимание не можно молиться, вычитывать правила грешно ... Вот Нашел про ковчег статью: ссылка МЫСЛИ О КОВЧЕГЕ
  9. 2 балла
    Вот Скоропослушница ! ..." и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту " "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав !
  10. 2 балла
    Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Узнал про икону 18 апреля этого года. Хочу что бы все полюбили икону ) Сперва немножко сакрального смысла иконы. Правая рука Младенца Христа держит свиток. Свиток с Божественным учением. Этой же рукой благословляет нас на это учение. А вот другой рукой Младенец как бы показывает нам Свою правую ножку. Он как бы говорит, доказывает что Он и есть Сын Божий, о котором говорил царь Давид : " яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою" ... Младенец Христос показывая на ножку,как бы придерживает, касается пальчиками Свою пяточку . Здесь надо вспомнить слова Святого Писания : " И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту " Итак, от жены произойдет потомок - Спаситель мира. Он победит змея и спасет людей от смерти. Но сначала должно будет Ему пострадать...змей будет жалить Его в пяту...Но от этого жала только страдания. Страдания за людей. Младенец Христос касается пальчиками Своей пяточки ... Болит пяточка ... НО! " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " , " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав " ! ... Ну а написана икона была в 1655 году в городе Шуи во времена моровой язвы. Есть и другие иконы на которых Господь наш показывает свою пяточку. Например афонская икона Скоропослушница. Ссылка про икону : ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ШУЙСКАЯ-СМОЛЕНСКАЯ» +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
  11. 2 балла
    "И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его" Яркий пример для первой заповеди Блаженства ! Моисей уходит от богатства. Куда, с кем и почему? На первые два вопроса ясен ответ. Почему? Вот почему: " Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."! ...Нищий духом это тот кто по духу своему уже нищ, и все земное не владеет им, он сердцем с Богом ... он может владеть богатством для пользы, а оно не владеет им, по духу он нищ. Отче, но ведь возможно движение и в другом направлении? Можно Чермное море пересекать туда и обратно, и не один раз? ... Назад на лодочке, а обратно посуху...только посуху каждый раз с новыми увечьями, не как в самый первый, как иудеи шли "быстро в рай, только ножки поднимай!" ... Так и Россия в 1913 году достигла больших успехов, но люди вероятно перестали быть нищими духом, перестали быть плачущими, кроткими ... Большинство прославленных отцов церкви были князья, княгини, дворяне и дворянки, купцы и купчихи, может даже и цари были ... +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ...... ....... Хе-Хе ...Все справедливости ищете на православном форуме ?! ... Как же без нее в вере нашей )))
  12. 2 балла
    И косточки не перемалывать на стороне, тоже бы хорошо всем уяснить, кто услышал, тот понял о чем я... Всех с днем Святога Духа.
  13. 1 балл
    Спасибо Георгий, навеял воспоминания о Ксенюшке. Три раза приложились мы к ней на Смоленском кладбище, вышли и присели , а она не отпускает, просто встать не можем такая благодать. Долго уйти не могли от нее. Только потом поняли, что так надо было. От нее поехали ( а хотели зайти поклониться старцам, записки подать и далее) а пришли на Всенощную к началу на Питерском подворье Оптины, , к старцам приложились и исповедались. Потом пол Питера на крыльях летели сами до Собора Спаса на Крови. Наверное самый красивый Собор в жизни какой я видел. Все устроилось в один день как и не думали)
  14. 1 балл
    Вот так праздновали Святую Троицу у нас в Кемерово, владыка Аристарх. Родной племянник владыки Евлогия, первого наместника возродившейся Оптиной пустыни, митрополит Владимирский и Суздальский, ныне на покое во Владимире. Вот такое родство, дядя и племянник, оба владыки. Владимир и Кемерово) Особо мне было радостно во Владимире, еще застал всенощную когда служил митрополит Евлогий. Очень у него службы долгие, монастырские)
  15. 1 балл
  16. 1 балл
  17. 1 балл
  18. 1 балл
    Конечно историю про " Стояние Зои" все знают ...
  19. 1 балл
    Саш , брате дорогой. Если не с телефона пишешь, длинные тексты прячь под спойлер. С компа это делается так: выделяешь большой кусок текста и жмешь на глаз вверху, рядом со смайлами. см. скриншот ниже, стрелкой показал.
  20. 1 балл
    В вашем сообщении, к сожалению, не одна ложка дегтя, которая портит весь смысл. Первая: Раскройте ваши компетенции, которые придадут, хоть, минимальный вес вашим "я отрицаю". Вторая: Кто и когда в Русской Церкви ставил "существование и функционирование Церкви" в зависимость от эпидемии? Ссылку, пожалуйста. Третья ложка: Кто и когда в Русской Церкви проповедовал о "спасения вне Церкви"? Ссылку, пожалуйста. Четвертый черпак: Вот точные слова епископа Питирима: "Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой Лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть Лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся." Зачем вы искажаете слова епископа? И исходя из четвертой неточности, само собой искривляется и пятое утверждение: А про шестой половник здесь многие уже стерли клавиатуры: Какие гонения? В чем они выражаются? Кто призывает отказаться от Христа? Зачем вы просьбе, ради сохранения жизни близких и ради помощи в борьбе с пандемией, приписываете статус "гонений"? Почему вы (все) старательно избегаете ответа на такой вопрос: как вы смотрите на то, что будучи (возможно) бессимптомным носителем Ковид, станете убийцей, скажем, пожилого священника и нескольких бабушек-прихожанок? Видите, сколько смысловых и понятийных "блох" вкралось в ваше небольшое сообщение? И из-за них общий смысл вашего посыла становится ропотным и конфронтационным. Потрудитесь ответить на эти вопросы? Поминаемый вами Исходник и Владислав (на берегу реки) "погорели" именно на этом... не отвечая и уходя от ответов на эти, и подобные, задаваемые им вопросы. Только продолжая набрасывать на вентилятор... свои.
  21. 1 балл
    Ну вот мы овцы заблудшие тогда и подождем, что скажут отцы. Путем голосования, либо их слово "закон", закон в том, плане, что они не только отцы, а админы, а слово админов - априори. Модератор - как помните передача давно была? "Слабое звено" в решение админских вопросов, он более по форуму. Как и насильно книжечку скачать) А здесь все ищущие, потому как не просто их Господь всех без исключения сюда привел.
  22. 1 балл
    Вот у Антония Сурожского: " ... Мне как-то пpедставилось (и это для меня сыгpало большую pоль), что втоpая часть Молитвы Господней точь-в-точь соответствует pассказу об исходе евpеев из Египта, и я вам сейчас быстpо скажу, как мне это пpедставилось. Евpеи пpишли в Египет свободной волей, потому что было голодно, а там был хлеб. Мы все идем в pабство, потому что где-то есть хлеб, а нам голодно; мы поддаемся pабству только из-за этого и только таким обpазом. Пpиходим мы туда, и, конечно, нас пpиглашают к столу, но постепенно нас делают pабами: pабами нашего голода, pабами наших хозяев, pабами обстановки. И в какой-то момент мы пpосто не что иное как pабы. И вместе с этим, если из глубины нашего pабства (как в псалме говоpится: Из глубины воззвах к Тебе, Господи) мы можем восклицать: и однако, Твоя есть сила и слава во веки веков; если даже из глубины нашего отчаяния и отчаянного положения мы все-таки можем вознести Богу тоpжественную хвалу, потому что, что бы со мной ни было, я могу ликовать о славе Божией, – настанет момент, когда Моисей пpидет к нам и скажет: Выходи на свободу, идем. Тут пеpвое сpажение с сатаной. “Сатана” по-евpейски значит пpотивник, тот, котоpый напеpекоp воле Божией тpебует от нас или соблазняет нас, зовет нас к тому, что несовместимо с Богом и с вечной жизнью. И вот тут, на гpани голодного pабства и свободы, котоpая будет еще голоднее, чем pабство, сатана говоpит: Ты пойми, что тут будет... А мы должны силой Божией сказать: Отойди от меня, сатана! Да воскpеснет Бог и да pасточатся вpаги Его... И выйти, уйти из обеспеченности, хотя и pабской, уйти от места, где нас коpмят, хотя и за цену нашей свободы и нашей личности, и идти в пустыню. В этой пустыне опять-таки поднимаются соблазны. Вы помните, как евpеи вышли в пустыню и вспоминали котлы и мясо, котоpое им давали в Египте: не лучше ли нам было быть pабами там, где была еда, чем свободными здесь, где мы зависим только от чудес? Что такое, опять-таки по-евpейски, манна? Это хлеб с небес. А пустыня может быть очень долгой, и на доpоге в пустыне вдpуг мы встpечаем Синай и Закон. И потом где-то pубеж, Кpасное моpе, котоpое соответствует в моем воспpиятии моменту, когда мы говоpим: Пpости, как я пpощаю, – только тогда можно уйти в пустыню, где больше ничего нет, кpоме тебя в совеpшенно беспомощном состоянии, но всецело во власти Божией. И дальше наш выход в сыновство, выход в Обетованную землю. Если вы пеpечтете в Ветхом Завете книгу Исход, если вы сpавните то, что я говоpил сейчас о Молитве Господней, с этой книгой, вы увидите, до чего здесь pазные стадии похожи дpуг на дpуга. И тогда можно себе пpедставить, что Молитва Господня является в этой ее части сокpащением всеспасительного, пpомыслительного дела Божия, начиная с pабства и кончая освобождением моисеевым и водвоpением в Святой земле. И если у вас живое вообpажение и интеpес к этим вещам, вы можете посмотpеть тоже, как заповеди Блаженства точно pаскладываются по pазным частям этого исхода, этого постепенного шествия из pабства в Обетованную землю. И опять-таки, если вы посмотpите на чин кpещения, вы увидите, что и он постpоен по тому же пpинципу. (Когда я говоpю о пpинципах, я, конечно, не хочу сказать, что каждую деталь можно найти в каждом из этих моментов, но это все те же самые моменты). Оглашенный пpиходит, и что случается? Пеpвое действие священника: он возлагает свою pуку на главу пpишедшего к нему во имя Божие и беpет этого человека под защиту Господа, и только тогда спpашивает его: Отpицаешься ли ты сатаны? Потому что только если мы – под защитой Божией, можем мы отвеpгнуть pабство того, кто над нами до сих поp имел власть. Соединяешься ли со Хpистом? И только тогда можно идти дальше и дальше, погpузиться со Хpистом в смеpть Хpистову и в жизнь вечную воскpесения, и в сыновство. Чтобы pазвить это толком, конечно, тpебуется гоpаздо больше вpемени; я думаю, что вам самим будет совсем легко это пpоследить. Но мне хотелось бы, чтобы вы подумали: может быть, я не пpав, но мне кажется замечательным в Молитве Господней то, что нам показан совеpшенный обpаз в начале, потом весь путь, как туда дойти, и когда мы дошли хоть сколько-то до общения со Хpистом и слышали Хpиста говоpящего нам: Иди в миp, будь моим глашатаем, будь Моим посланником, – опять ступень за ступенью Он нам показывает, как идти, с каким богатством вступать, на каких условиях начать эту боpьбу и с чем, в конечном итоге, нам надо сpазиться: с сатаной лицом к лицу."
  23. 1 балл
    Поя́т Моисе́й сы́ны Изра́илевы от мо́ря Чермна́го и веде́ ты́я в пусты́ню Сур, и идя́ху три дни в пусты́ни, и не обрета́ху воды́, да бы́ша пи́ли. Приидо́ша же в Ме́рру и не можа́ху пи́ти воды́ из Ме́рры, горька́ бо бе; сего́ ра́ди нарече́ся и́мя ме́сту тому́: го́ресть. И ропта́ху лю́дие на Моисе́я, глаго́люще: что пие́м? Возопи́ же Моисе́й ко Го́споду, и показа́ ему́ Госпо́дь дре́во, и вложи́ то́е в во́ду, и сладка́ бысть вода́; та́мо положи́ ему́ Бог оправда́ния и суды́. И та́мо искуша́ше его́ и рече́: А́ще слу́хом услы́шиши глас Го́спода Бо́га твоего́, и уго́дная пред Ним сотвори́ши, и внуши́ши за́поведи Его́, и сохрани́ши вся оправда́ния Его́, вся́ку боле́знь, ю́же наведо́х еги́птяном, не наведу́ на тя. Аз бо есмь Госпо́дь, исцеля́яй тя. И приидо́ша во Ели́м, и бя́ху та́мо двана́десять исто́чников вод, и се́дмьдесят сте́блий фи́никовых, и ополчи́шася та́мо при вода́х. И воздвиго́шася от Ели́ма, и прии́де весь сонм сыно́в Изра́илевых в пусты́ню Син, я́же есть ме́жду Ели́мом и между́ Си́ною. (Исх. 15:22-26)
  24. 1 балл
    Как и третья молитва, в котором молимся о упокоении..
  25. 1 балл
    А оно так всегда и во всем, сначала исход из Египта, переход через море посуху, вода из камня, манна и тд. А потом сорок лет по пустыне кругами ) Даже жизнь духовная по такому же образу происходит, отцы говорят )
  26. 1 балл
    Монастырь Оптина пустынь В одном из писем преподобного Макария Оптинского можно прочесть удивительные по красоте строки о природе:«У нас в скиту разостлался ковер самой приятной нежной легкой для глаз зелени, и скоро природа, повелением Божиим, украсит его разноцветными узорами: уже и есть кое-какие, левкои и гиацинты в грунту цветут, и маргаритки и желтые нарцисы, только не душистые; и все это да будет во славу Божию. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2); и как хвалит Господа св. царь и пророк Давид в 148 псалме, и три отрока в пещи вавилонской, – от всей твари составляя хвалебную песнь Богу, которая поется в Великую субботу на вечерни в паремиях с припевами: Господа пойте, и превозносите Его во веки (Дан. 3, 57)." https://t.me/Optina_Pustyn/113
  27. 1 балл
    Встретился текст в закладках. Что такое икона? Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона. Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема. 1. Мост между небом и землей Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть. Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно. Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть? Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали. Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях. Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы. Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего. Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю. А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них. 2. Какой должна быть икона? Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов. К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили. Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы . Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь. И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке. К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо – с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах. 3. Почитание икон Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему? На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона. Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы. Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей. Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.
  28. 1 балл
    Вне воцерковления о гордыне даже представления толкового нет. И самостоятельно её в себе не разглядеть, поскольку наша гордыня — это мы сами же: настолько этот порок въелся в наши личности. Только с помощью Бога возможно хоть как-то осознать даже самую малость "вершины айсберга" сего греха. Виктору уже не раз советовали обратиться к воцерковлению. До сих пор тщетно. А "сынам громовым", думаете, легко? Да нам "за вредность молоко надо бесплатно давать!" (©, "Иван Васильевич меняет профессию")
  29. 1 балл
    Уводят, если они сделаны не в духе Евангелия и противоречат учению Церкви, что у вас наблюдается на нашем форуме постоянно. Кроме того, "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф. 12:36-37) К возражениям на ваши еретические представления о Боге вы не прислушиваетесь, на резонные вопросы не отвечаете и продолжаете нести свою чепуху, выдавая её за "богословие". И местом для такого "самовыражения" вы сочли православный форум. Это самое настоящее свинство. А христианам заповедовано: "не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими" (Мф. 7:6). Также к слову: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит. 3:10-11). Вас тут стараются вразумить уже намного большее число попыток — нашим гостеприимством вы давно уже злоупотребляете. P.S. "Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев." (Рим. 2:5-8)
  30. 1 балл
    https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_3
×
×
  • Создать...