https://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusalimskij/sobranie-nedoumenij-i-raz-jasnenij-izbrannoe-iz-evangelskoj-simfonii/
Преподобный Исихий Иерусалимский
"Собрание недоумений и разъяснений, избранное из евангельской симфонии"
"...Недоумение II
Почему Иоанн Креститель, спрошенный фарисеями: «Ты Илия?», сказал «Нет» (Ин.1:21), однако Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти» (Мф.11:14)?
Разъяснение
Не в абсолютном смысле Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти», но добавил: «Если хотите принять, он есть Илия». Ибо сказал так потому, что тот совершил служение Илии. Ведь предтечей Христова пришествия сделался Иоанн, как Илия второго [пришествия] будет.
Недоумение III
Как евангелист Иоанн излагает, что Креститель о Христе говорит: «Я не знал Его» (Ин.1:31)? Если не знал, почему препятствовал Ему, когда Тот хотел креститься, говоря, как у Матфея повествуется (Мф.3:14)?
Разъяснение
Знание существует четырёх [видов]: [получаемое] посредством зрения, посредством пророчества, посредством слуха, посредством опыта. Не говорит, что не познал Его тремя [видами знания], но четвёртым – через опыт. Этим [видом знания] вплоть до Крещения и созерцания Духа не знал [Его]. Как и Адам добро и зло не знал знанием опытным (Быт.3:5, 22). Если же совершенно не знал, что добро – слушаться Бога, а зло – преслушание, то не подлежал бы наказанию..."
Труд преподобного Исихия Иерусалимского включен в Оптинские Толкования