Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 28.07.2024 во всех областях

  1. 1 балл
    Продолжим путешествие по тексту. Мы читаем отрывок: Земля же бе невидима и неукрашена, и тьма върху бездны. И Дух Божий ношашеся върху воды. И рече Бог: "Да будет свет". И бысть свет. И виде Бог свет яко добро. И разлучи Бог межу светом и межи тьмою. И нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь.И бысть вечер, и бысть утро, день един. — и рассмотрели первую часть первого предложения. «и тьма върху бездны» Что за тьма и какая бездна? Интересно, по-моему, обратить внимание не на буквальный смысл этих слов. Что такое тьма? Это не только отсутствие света, но и число. Для русского средневековья это десять тысяч в так называемом в малом счёте, а «тьма великая» это миллион. То есть большое число неких счётных вещей, предметов. Также и с бездной. Мы и сейчас можем сказать «бездна чего-то» как именно наполненность чем-то, а не пустое пространство, провал. Например, бездна ума или про какой-нибудь склад или магазин, мол, да там бездна всякого товара. Здесь присутствует идея неохватности, необъятного количества чего-либо, но отличие от тьмы, мне кажется, в том, что если тьма — это про счётные сущности, то бездна — скорее про несчётные по своей природе, такие как ум или время. Замечу в скобках, что подобные ассоциации существуют не только в русском языке, но мы идём дальше и глубже. Свт. Филарет Московский пишет: «То же самое вещество называется бездною в знаменовании пространства, не разграниченного разнообразием вещей. Более тонкие части сего вещества и вообще недостаток постоянных образов, по которому оно из известных родов тел наипаче долженствовало приближаться к свойству жидких, изображаются еще наименованием воды. Ибо вода, в обыкновенном смысле взятая, отделена от всеобщего смешения во второй и третий день творения. Над бездною вещества представляется тьма. Это не есть тень, какова тьма ночная по сотворении солнца, но совершенное отсутствие света, который не был еще сотворен. Над бездною или на лице бездны полагает ее бытописатель не потому, чтобы относил ее к некоторой только части веществ, но по применению сего понятия к обыкновенному понятию о свете, который сверху приходит и наипаче является на поверхности вещей». Можно считать нашу догадку верной. Все эти слова по-разному и с разных точек зрения обозначают то состояние материи, которое было у неё до образования известных нам вещей, продолжение первой части фразы. Сюда же примыкает и сказанное про Духа: «И Дух Божий ношашеся върху воды». В современном употреблении «носиться» — это как-то хаотично и безумно двигаться: бегать или летать туда-сюда. Отсюда у нашего читателя Библии возникает недоумение — всё таки подобное поведение не очень вяжется с идеей Божьего Духа. Но оно легко разрешается обращением к первоисточнику. Сделаем это снова с помощью московского святителя: «Изъясняя образ творческого действия, Моисей представляет Духа Божия, носящегося над водами, и Бога, глаголющего к тварям не сущим, дабы дать им бытие». И дальше: «Действие ипостаси Святого Духа изображается словом מְרַחֶפֶת*, которым в другом месте (Втор. 32:11**) Моисей выражает действие птицы, гнездящейся или сидящей с распростертыми крыльями над птенцами и их согревающей. В приложении к творению сей символ изображает такое действие, которым Творящий ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая, однако, ему самого существа Своего и не смешиваясь с ним». * — m(e)rahofet. ** — "как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих". Это очень сильный и трогательный образ. Святой Дух подобно птице (вспомним явление Его в виде голубя в день Богоявления) своим животворящим теплом согревает бесформенную, только что возникшую материю, как бы и смягчая её подобно глине, которой предстоит принять форму под руками гончара. (А.Люлька)
  2. 1 балл
    Глава 17, стих 16: «К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума» (Притч. 17:16). Святой Иоанн Златоуст так толкует эти слова: «Нехорошо иметь богатство, когда нет мудрости; это то же, как если кто имеет коня и не умеет править». И мы знаем примеры, когда человек, который жил вполне добропорядочно, будучи среднего достатка, разбогатев, развращается и впадает в большие грехи. Так что больше, чем о приобретении сокровища, нужно заботиться о приобретении знания о том, как поступать по воле Божией, и как распоряжаться тем, что Он нам даёт. В свою очередь преподобный Иоанн Кассиан толкует слова про «сокровище в руках глупца» как относящиеся к тем, кто «не имея страха Божия, стараются приобрести знание смысла Священного Писания постоянным размышлением о нем… Истинное духовное знание сильно отличается от мирской учености, которая осквернена нечистотою плотских пороков». Для приобретения божественного знания нужно стяжать вначале чистую жизнь.
  3. 1 балл
    В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Дорогие братия и сестры! Сегодня мы прославляем великого угодника Божия, просветителя России, равноапостольного князя Владимира. Из грубого, жестокого язычника, омывшись водами крещения, слезами покаяния, приняв святую православную веру, Владимир стал примерным христианином-подвижником. Омывшись святым крещением от грехов, он жил благочестиво и богоугодно, строил церкви, учреждал школы, посылал проповедников христианских в разные места Руси, помогал бедным и несчастным и этим заслужил у Бога милость и Царство Небесное, а у русских людей незабвенную память как о просветителе христианской верой всей Русской земли. Неисчислимое множество благодатных плодов принесла русскому народу святая православная вера. Все, что мы видим доброго и чем красовалась Россия во все свои времена, это дала ей святая вера. https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#ch_0_6_24
  4. 1 балл
    Глава 17, стих 15: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Притч. 17:15). О том, что ложно обвинять невиновного — мерзко, знают все. Но вот с оправданием нечестивого для многих уже не все так однозначно. У массовых убийц, устроивших побоище в школах, есть клубы фанатов, которые говорят: «Их тоже можно понять, они по-своему герои, пошедшие против системы и т.п». Что это, как не оправдание нечестивого? Другие оправдывают злодея из-за того, что он принадлежит к твоему народу или социальной группе. Да и в целом у нас распространена идея, что гонимого, притесняемого, наказываемого надо пожалеть. Но что, если он за дело был наказан, справедливо гоним и притесняем? Ещё есть ощущение, что когда ты вступаешься за гонимого, то проявляешь хорошее качество. Но так только, если ты вступаешься за несправедливо гонимого. А если за наказываемого злодея, то это мерзость. Обвинить невиновного и оправдать виновного — тот же самый грех извращения правды. В особенности это грех судей, которые за взятку или по протекции выносят несправедливое решение.
×
×
  • Создать...