Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 10.10.2024 во всех областях
-
2 баллаВозможно, некоторые ответы на вопросы автора найдутся в тексте, который предваряет кафизмы в приложении "Псалтирь". Автор не указан. "Чтение Псалтири по усопшему В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения. Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело. Чтение Псалтири начинается по окончании "Последования по исходе души". Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения. Положение читающего Псалтирь - это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина. При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами. В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме. Порядок чтения, изложенный в книге епископа Афанасия (Сахарова) Ниже приводится отрывок из главы "Чтение Псалтири за умерших" из книги епископа Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по уставу православной Церкви". Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего*, причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой. * В молитвословах этот тропарь начинается словом "Покой": Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшия рабы́ Твоея́) (имярек) (поклон), и ели́ко в житии́ сем я́ко челове́к согреши́, Ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, прости́ его́ (ю́) и поми́луй (поклон), ве́чныя му́ки изба́ви (поклон), Небе́сному Ца́рствию прича́стника (прича́стницу) учини́ (поклон), и душа́м на́шим поле́зная сотвори́ (поклон). ** Другие названия этого канона: Канон о усопшем; Канон о усопшем едином; Последование по исходе души от тела. Другая традиция Согласно другой традиции, весьма распространенной сейчас, на "Славах" читается молитва: Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жде живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его́ согреше́ния и нево́льная, избави́ его́ ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему́ прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящим Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру я́же в Тя вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, иже поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́ – пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и ще́дрот, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. По окончании кафисмы вместо обычных тропарей читаются "Тропари покойны": Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Твоего́ (или: ра́бы Твоея́, или: ду́ши раб Твои́х), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ (или: их) во блаже́нной жи́зни я́же у Тебе́, Человеколю́бче. В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ (или: рабы́ Твоея́, или: ду́ши раб Твои́х), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец. Слава: Ты еси Бог, соше́дый во ад и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ (или: рабы́ Твоея́, или: души́ раб Твои́х) упоко́й. И ныне: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся души́ его́ (или: ея́, или: душа́м их)." На моей памяти один раз только семья всё время находилась у гроба погибшего в аатокатастрофе молодого человека, звонаря нашего храма, и по очереди читали Псалтирь. А так в редкие случаи нахождения гроба с телом в храме Псалтирь читают добровольцы из числа постоянных прихожанок. Сейчас нередко из морга забирают агенты (сотрудники похоронного сервиса) привозят на отпевание, и родственники встречают тело в храме. Возможно, это особенности жизни в сельской местности или проблемы с моргами. А если не отпевают, даже и не понимаю - на кладбище что ли встречают?...
-
1 баллДобрый вечер! С читалками улыбнуло немного) Самой часто приходилось читать Псалтирь по усопшим по благословению настоятеля. Послушание это не из легких. Особенно нелегко читать, если усопший не был воцерковленным человеком. Или читаешь, а родственники или близкие сидят и разговаривают между собой, мешая разговорами чтецу. Были единичные случаи, что люди не платили. Ну что ж, во славу Божию, приходится смиряться. За то потом Господь помогает тебе ещё больше. Слава Богу за всё! По поводу суеверий на нашем приходе от женщин, которые читают Псалтирь ( читалки,все же как-то не красиво звучит) ничего не могу сказать. Наоборот , много приходится выслушивать от самих родственников о различных приметах и народных поверий. Узнаешь столько интересного!)) Стараешься потом как-то объяснять им , естественно опираясь на церковные Устав и традиции. Люди благодарят за это. Что касается оплаты. Так что,чтение Псалтири- это большой духовный труд. А трудящийся достоин пропитания. Да сейчас, пожалуйста, во всех церковных лавках продаются Псалтири по усопшим. Читайте, молитесь за своих родственников. Помоги Господи Вам!
-
1 баллЧиталки - я первый раз такое название слышу, если честно. А по теме, всё хорошо в меру. Псалтирь полагается читать всем православным вообще, читать за чужих усопших можно, и даже нужно, особенно, если родные сами за них не читают. За деньги - почему нет, есть люди, которые этим живут, это вопрос частной договоренности. В духовном плане опасен прежде всего грех, а обрядовость и суеверия это грехи, конечно это плохо. Но и это тоже вопрос персональный. Каждый человек должен свою жизнь сверять с заповедями Божьими и стараться не грешить. А если что не получается, то на исповеди каяться в этом. Я знаю людей, которые читают Псалтирь и никакой обрядовости и суеверий не распространяют.