Глава 29, стихи 1-2:
«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Притч. 29:1).
Господь посылает нам обличение через других людей, потому что Богу угодно, чтобы в этой жизни люди были исправляемы людьми. Чтобы мы смирялись перед равными. Обличающие могут любить нас, а могут и не любить, однако следует прислушаться ко всякому обличению: нет ли там зерна истины? Может быть, не во всем прав обличающий, но в чем-то прав и в этом стоит прислушаться. Если же не будем принимать обличения, тогда Господь будет нас смирять уже не словами людей, а суровыми обстоятельствами жизни, которые нас сокрушат, и через это внезапное сокрушение до нас дойдёт, что нужно исправляться. Хуже всего, когда люди, даже сокрушённые жизненными скорбями, все равно не исправляются и остаются неисцельными. Свернуть с пути, ведущему к погибели, им невозможно.
Стих 2 «Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает»
Отец Даниил Сысоев указывал в комментариях на этот стих: «Это как принцип народной жизни. Чем больше праведников есть в народе, тем более счастлива судьба страны. И наоборот, чем меньше праведников, тем больше нечестивых оказывается во власти». Грешники были во всех народах, даже в самые лучшие времена. Но одно дело грешники, которые понимали, что грех не является нормой, и скрывали свои грехи, а другое дело грешник, который господствует как грешник. Это может быть отнесено не только к правителям, но и к так называемым «властителям дум». И сейчас зачастую ими оказываются люди нечестивые, которые распространяют грех как норму, и вот при них народ духовно стенает.
Святитель Василий Великий толковал первую часть этого стиха в применении к нашему почитанию святых. То есть именно когда мы получаем все больше святых в нашей Церкви, тем больше мы сами просветляемся. Согласно святому Василию, здесь сказано о том, «что люди веселятся духовным веселием, при одном напоминании о заслугах праведников, возбуждаясь к соревнованию и подражанию благам, о которых слышат. Ибо история людей, благоустроенных в жизни, ищущим спасения дает свет, озаряющий путь жизни. Посему, когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его». Так что Церковь хранит жития святых как раз для этой цели. Для нас свидетельство о том, как они исполняли Евангелие в своей жизни, имеет большое значение — своего рода инструкции по достиженю святости.