Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 09/16/19 in Posts

  1. 5 points
    С Праздником, православные!
  2. 5 points
    Пресвятая Богородице, спаси нас! P. S. У нас сегодня вечерняя служба была дольше обычного. =)
  3. 5 points
    Сегодня день памяти прп. Макария Оптинского. "Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения."
  4. 5 points
    Странно,Лена ..Обычно им нравится беседовать с Православными,"запудривпя мозги". Однажды мы приехали на юг.А женщина,у которой мы остановились ,свидетель Иеговы. Моя попутчица попросила у нее ,что -нибудь почитать,чтобы "скоротать время в туалете". Ну та и отвечает:"Ой, я тебе сейчас такие интересные журнальчики дам." И протягивает ей красочные сектантские журналы "Сторожевая башня". Попутчица выходит и говорит:"Да,Вы были правы Александра Александровна,предложив мне эти журналы.Их и правда нужно читать только в туалете..."
  5. 5 points
    Лукавый изобретателен в приёмах отвлечения людей от мира Христа: и душевная боль "искренняя", и возмущение "праведное" — всех иллюзорных уловок не перечислить. И реагировать на них по-мирски — "естественно". А вот преодолевать… На собственные старания полагаться вообще нельзя — в этом ключевой момент духовной борьбы: не ты сам побеждаешь, а только Сам Господь освобождает Своею благодатью. Но на граблях мнимой "самостоятельности" спотыкаешься и спотыкаешься.
  6. 5 points
    При освЕщении иконы я испытываю чувство радости, потому что я её вижу. А при освЯщении иконы я получаю свидетельство Церкви, что икона соответствует каноническим правилам: "Освящение иконы — свидетельство Церкви о каноничности её изображения. Освящение – это не придание иконе какой-то благодати, которая ей присуща благодаря лику того, кто на ней изображен, а это свидетельствование Церкви, что икона принята ею как своя. протоиерей Максим Козлов" (https://azbyka.ru/osvyashhenie-ikony) Кстати, тот факт, что в церкви изображение окропили святой водой, еще не значит, что это икона. Однажды подруга моей жены подарила нам вышитую картину Божией Матери. Мы отнесли её в храм, и батюшка освятил её не как икону, а как картину, благочестивое изображение. Но всё равно, какая бы ни была икона - освященная или нет, или даже просто изображение - если на нем Имя Божие, Имя Божией Матери, имена угодников Божиих или Святого Креста - необходимо относиться к нему с благоговением.
  7. 4 points
  8. 4 points
    Пресвятая Богородица, услыши нас, молящихся тебе! С Рождеством Пресвятой Богородицы, всех от души поздравляю!
  9. 4 points
    Преподобный отче Макарие, моли Бога о нас! А по его словам важно пояснить: чистота мысли должна быть исключительно по благодати Святого Духа, а не в собственном воображении и не старательной самостоятельной имитацией. О принятии дара благодати мы можем только молить Господа, и этот дар нам нисколько не подвластен и никак нами не контролируется: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа." (Ин. 3:8) Воображение же "чистоты мысли" или симуляция из себя святого — религиозная фантазия и самообман, приводящий к прелести, чему отец — дьявол.
  10. 4 points
    Очень интересная статья об обидах, прощении и причинах. Разожми кулачок, обезьянка Марина Бирюкова Источник: Православие и современность Прощение — это проблема не только духовная, но и психологическая: нам будет трудно разрешить эту проблему, если мы не посмотрим на нее глазами практикующего психолога, к тому же верующего, православного человека, писателя и журналиста. Наш собеседник — Александр Ткаченко. — Александр Борисович, как бы Вы, будучи психологом, определили: что значит простить? Простить — это что сделать? — Не претендуя на академичность этого определения, я сказал бы, что простить — значит, высвободить ту энергию, те внутренние ресурсы, которые раньше расходовались на непрощение. Непрощение — это обида, на то, чтобы сдерживать напор обиды, у человека уходит масса энергии, причем перманентно: ведь непрощающий человек всегда должен быть готов отвергнуть попытку примирения с той стороны. А что происходит, когда мы простили? Имеющийся у каждого из нас обыденный опыт свидетельствует: человеку становится легче. Ощущение этой легкости хорошо выражено в расхожих выражениях: будто гора с плеч свалилась, словно камень с души и т. п. Это и есть переживание возвращения той энергии, которая раньше тратилась на непрощение. И теперь эту энергию можно использовать в благих, в достойных человека целях. — А почему человек подчас так упорен в своем нежелании, отказе прощать? Например, одна моя знакомая — верующая, постоянная прихожанка — наотрез отказывается простить родной сестре, которая действительно плохо с ней поступила: продав квартиру, бросила их со старенькой мамой, инвалидом, без денег и нормального жилья, а сама вышла замуж за иностранца и уехала за границу. Говорить этой моей знакомой: «Если ты христианка, ты должна… » — бесполезно, она только жестче от этого становится в своем отказе: «Кому угодно другому, только не ей! Никакая она мне не сестра!». О позиции сестры мне судить трудно, но знаю, что она неоднократно пыталась наладить отношения.— Александр Ткаченко 17 сентября 2019 г.
  11. 3 points
  12. 3 points
    Пресвятая Богородице, спаси нас! С Рождеством Пресвятой Богородицы!
  13. 3 points
    КРАСОТА!!!!! Пришла домой из храма, зашла на форум - никаких новых сообщений. Все на Богослужении были!!!!!!!!! Со святым вечером!!!!!!!
  14. 3 points
    Они глубоко заблудшие люди, на пути к погибели. Думаю, что это не смешно. Простите.
  15. 3 points
    А перед "знакомством"предложить прочитать Символ веры.
  16. 3 points
    Евангелие от Иоанна, глава 8 стих 31, 32. Вот это я познала на себе. Но мне потребовалось время и не мало, чтобы я пересмотрела свою жизнь. Прочитав статью, мне стало понятнее, почему многие люди не могут прощать и забывать обиду.
  17. 3 points
    Свидетели Иеговы признаны сектой и запрещены законодательство. Соответственно, каждый участник этой секты автоматически попадает под уголовную ответственность. У меня был случай с сектой Свидетели Иеговы. В ней состояла моя двоюродная бабушка. Около 12 лет тому назад она пришла ко мне и начала вербовать. Я сразу поняла то, что речь идёт именно об этой секте и то, что она сектантка. Разумеется, пополнять ряды этой секты не входило в мои планы. Мне нужно было её отшить как можно быстрее и изящнее. И я взяла, да и сказала:" А я сейчас изучаю гипноз. Давайте ка на Вас потренируюсь. И приведите мне своих родственников. Мне нужно руку набить." Её как ветром сдуло.
  18. 3 points
    И в лавке все иконы освящены. А если икону получили в подарок, или от бабушки осталась, и неизвестно, освящены, или нет - идём в храм и освящаем!) У меня был такой случай в самом начале воцерковления. Я вышла из дома на минуточку, а потом, когда вернулась около подъезда лежела маленькая иконка Пресвятой Троицы и маленький молитвослов. Шёл дождик и все это намокло и испачкалось. Так жалко было! Я взяла, высушила и отнесла в храм, батюшка с великим благоговением освятил и я берегу эту удивительную находку! Ну а старушки из подъезда, конечно приговаривали - не бери, это неизвестно откуда и пр. суеверный бред.
  19. 2 points
    Преподобный отче Макарие, моли Бога о нас!
  20. 2 points
    Главное, все сказано без злобы. У о. Венедикта в Духовных беседах часто встречается вопрос об отношении к иеговистам. Я пока успела просмотреть первые шесть бесед. Но ответ однозначный, что в наших словах не должно быть злобы, видимый "гнев", может быть, но обязательно молитва мысленно должна звучать об этих погибающих людях. А сама молитва , верю, всегда есть у христианина. Ведь любой человек - это образ Божий. Иначе мы уподобляемся врагу рода человеческого.
  21. 2 points
    Да, у нас они на каждой остановке почти стоят, у крупных супермаркетов. Эти стойки на колесиках с журналами. Холод/зной - стоят. Кто знает как они туда попали. Враг не дремлет - наглядный пример.
  22. 2 points
  23. 2 points
    Действительно то, что от обиды невозможно избавиться самостоятельно. Это дается только по благодати. Не знаю почему и когда вдруг Господь так делает. Или когда много скорбишь или по делам добрым. Вот у меня была не то что обида, а больше. Переживание. Когда человек очень подло и некрасиво поступил. Везде должен мне был, а наоборот гадости делал. Из-за которых я даже болела.Я много лет переживала и относилась к нему крайне негативно. Но вот уже несколько лет очень спокойно к нему отношусь. Даже защищаю его. Хотя я все помню конечно... Но для меня это невероятно. Я не могу понять что со мной случилось, вот как операция. Кто-то у меня в сердце и уме взял и ампутировал все плохое. Я поняла, что это только Господь так может. Недавно я общалась с одной бабулей. 71 год ей. Как она ругала своего мужа, который в том году умер. Развелась с ним 40 лет назад. И столько злобы. Я была в шоке. Правда. Сказала ей, что это ужасно, так говорить об отце своего сына. Внук у нее взрослый уже. И она вспоминала как он изменял ей... Я ей сказала, чтобы она больше молилась и ходила с этим на исповедь. Чтобы Господь убрал из души эту грязь. И освободил её от многолетней злобы. У нее и самой онкология. Правда, длительная ремиссия.
  24. 2 points
    Нужно учиться не обижаться. Нужно понять, что плохие мысли о каком-либо человеке идут по невидимым частотам прямо в сердце того человека, которому всё это посылаешь. И ... обратно идёт ответная реакция. Мы все - взаимность. Что я ему такого сделал, что я на него так злюсь. Парадокс? Лично мне очень помогает выражение Обида - Это Гордыня. Сразу становится понятно что из себя выкорчевывать надо... И еще мне помогает то, что к причастию вообще нельзя приступать с обидой. Прежде Причастия - примирися тя опечалившим. То есть с теми, кто тебя обидел.Иначе причастие будет во осуждение.
  25. 2 points
    У меня было так. Звонят в дверь. Открываю. Стоят на пороге молодая, очень симпатичная девушка лет 20-22 и дедок, ну прям древний, лет 80-85 .Ну и полились слова типа знаю ли я настоящее имя Бога, хочу ли я узнать Истину ну далее по списку.При этом у деткА толстенная книга в руках (наверное Библия) а у красотки кипа журналов с улыбающимися физиономиями счастливых людей. Я , как бы сказать, человек мало воспитанный а с такими "поквартирными захожанами" вообще не "скуплюсь на милость". Поэтому, я оборвал их на полуслове ( жестко). Дедок, как мне показалась, стал меньше ростом а девушка прижала к груди обеими руками журналы " Сторожевая башня" как бы вставая под их защиту. Ну не тут то было! Я стою в обычной майке. Демонстративно поправляю крест на груди. Они вроде как попятились...но я их попросил дослушать до конца. О чем я говорил писать не буду но закончил так :"Девушка, вы ещё молодая и у вас наверное буде время к исправлению, ну а вам дедуля жить осталось очень мало поторопитесь с покаянием,авось Господь и помилует". На том и разошлись.
  26. 2 points
    Я когда последний раз их видела, на вопрос, хочу ли поговорить о Боге, ответила: "Давайте, только я православная христианка". Их как ветром сдуло! Причём, я такая - подождите, куда же вы? а в ответ - каменные лица и полный игнор! Надо батюшку Илиодора с кадилом и в клубах дыма!)
  27. 2 points
    Беда в том, что эта зараза (обида) может захватить и верующих от самых новоначальных, до самых что ни на есть опытных. Особенно трудно, если обижаешься вроде бы не за себя, а за детей, близких людей, за Церковь и пр.
  28. 2 points
    Марина, это надо в Вашем храме со священником обсуждать, так как в разных приходах могут быть разные традиции. А общие правила вот в этом документе: "Об участии верных в Евхаристии" https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-uchastii-vernyh-v-evharistii/
  29. 2 points
    Хорошая статья. Только о молитве почти ничего. А ведь что такое обида - это то самое море бушующее, которому Господь просто сказал "Умолкни, перестань", и оно успокоилось. И вот это непонятно: Тут можно так себя расчесать, что уже не к психологу, а к психиатру попадешь. Чтобы так отгоревать, надо лет 10 потратить. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Каждый вечер говорим: "Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче", вот и надо это повторять всё время. И Молитва Иисусова.
  30. 2 points
    Ведь если иконы будут писать в технике "я художник - я так вижу", то у молящегося при взоре на образ начнётся фантазирование, а это во вред.
  31. 2 points
    Икона освящена самим изображением на ней. Даже если фото в журнале и даже если в газете - это освященная Ликом изображения (или изображений) икона. Неужели Спасителя или Матерь Божию в изображении надо еще освящать? Хотя священник не откажет в освящении, предполагаю. Это по духовному возрасту. Кому-то надо много Крещенской воды, а кому-то немного. Он будет из этого немногого добавлять в любое количество воды и верить, что одна капля освятит цистерну. )) Можно задать встречный вопрос, чтобы было понятно направление ответа, который очевиден. Какие чувства Вы испытываете, видя фотографии Ваших родителей, земных, которые дали Вам жизнь (физиологически) и некоторые вещественные имения? К пра-родителям всех ступеней? К земным помощникам и благодетелям? ))
  32. 2 points
    Прикладываешься всегда с благоговением. В храме все иконы освящены.
  33. 1 point
    Добрый день, обычно таким ощущениям плотского типа верить не принято, так как этим часто занимаются бесы, чтобы внушить человеку какие-то ложные закономерности. От нас, самое главное, требуется осознание покаяния и смирения, а остальное уже неважно. И еще необходимо воцерковление, то есть регулярная исповедь и причастие, чтение домашних молитв и посещение церковных служб, все это вкупе. Можно ради спокойствия совести об этих ощущениях сказать на исповеди, что мол, есть какие-то ощущения, не знаю что это, если это попущение бесовское по моим грехам, то прости Господи и дай мне видеть эти грехи и прекратить их.
  34. 1 point
    Да, обвинить кого-то очень удобно.
  35. 1 point
    Ой,дааа,улыбаются они во все "32 зуба")) Помнится пришли две бабулька и одна девушка. Поговорить о Боге...На улице дождь.Бедные промокли...А они вещают все,вещают... И в гости вроде не против зайти. Говорю:"Я девушка незамужняя,вы для меня уж больно старЫ ,бабулички.Пришлите кого помоложе парнишку.Мы с ним не только поговорим о Боге,но и поклоны бить будем!". Эх,никто так и не пришёл...
  36. 1 point
    Сразу вспомнился Высоцкий: И мгновенно в зале стало тише, Он заметил, что я привстаю... Видно, ему стало не до фишек - И хваленый пресловутый Фишер Тут же согласился на ничью. Вот когда брату, открывшему тему, начальник паче чаяния "Сторожевую Башню" предложит, примерно так и стоит поступить.
  37. 1 point
  38. 1 point
    Вернее "отшить", используя знания православия и истории иеговистов:
  39. 1 point
    Ну что, говорят, есть места, но не так много )
  40. 1 point
    Мир .вам. Прошу молитв за семью Георгия, Евы и Арсения, чтобы Господь помиловал нас и простил за грехи, вразумил и просветил нас, даровал нам дух истинного покаяния и благословил нашу семью своим жильем.
  41. 1 point
    В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании Проблемы современного иконопочитания. Часть 1 Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков Сегодня, в преддверии праздника Торжества Православия, когда вспоминается событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, есть повод поговорить о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов. Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе: «…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1]. Из догмата иконопочитания следует, что: Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение. Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества». На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его ангелы и святые. Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием. Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням, «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826)[2]. А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых. Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов». Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников. Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни. СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их. http://www.pravoslavie.ru/119929.html http://www.pravoslavie.ru/120255.html часть 2 Интересные статьи как раз об иконопочитании. Я только часть текста скопировала, остальной по ссылкам. Там наглядно показаны современные перегибы в нашем отношении к иконам, книгам и т.д.
  42. 1 point
    Сайт Фома.ру: Что такое икона? Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона. Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема. 1. Мост между небом и землей Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть. Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно. Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть? Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали. Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях. Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы. Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего. Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю. А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них. 2. Какой должна быть икона? Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов. К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили. Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы . Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь. И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке. К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо – с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах. 3. Почитание икон Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему? На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона. Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы. Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей. Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.
  43. 1 point
    Так и приобретать такие иконы будут определенные люди. Сколько угодно в инете красивейших лиц, и нимбы над ними. Есть почитатели и таких изображений. Что тут поделать? У меня есть фотография Соловецких Отцов, они все с нимбами, но это фотоколлаж, не икона. Батюшка преподобный Амвросий Оптинский на одной из картин, где он сидит на стульчике, изображен с нимбом, но это не икона. То есть, определенные правила существуют, думаю.
  44. 1 point
    "Митрополит Элладской Церкви: ПЦУ не существует, ей нельзя дать автокефалию".
  45. 1 point
    Ну, а вот на одной из бесед о. Нила поломник, задавая вопрос, указал на стену со словами про старца - вот его икона (не помню уже о ком именно речь была). Отец Нил его поправил, уточнив, что это не икона, а портрет. Какой-то фильм документальный смотрела про иконописцев. Они показали список-пример (грубое сравнение - шаблон) основ образа святого. Конкретно показали примеры глаз. На портрете человек изображается похожим на себя в жизни, а на иконе изображение ограничено утвержденными рамками. Поэтому многих святых визуально принимаем за других, пока не подойдём и не прочтем имя. Плюс, как я уже писала слова батюшки из монастыря, что в иконе обязателен нимб. Могу быть не права всё же.
  46. 1 point
  47. 1 point
    У меня случился такой опыт в августе месяце. Я уже писала что хожу на стадион и там много любителей здорового образа жизни. Общаемся, знакомимся. Я обычно позанимаюсь и ухожу. А тут решила посидеть с дамами. И одна начала про евреев, дескать тут одна во всем винит евреев, а Господь из евреев будет. Я её поддержала, вспомнила момент из фильма "Крылья империи", когда у Троцкого спросил некий большевик, еврей ли он... И он ответил, а вы наверное православный и носите на шее распятого еврея. Мы начали вспоминать Писание, псалмы любимые. Всякие моменты из Библии. Она тонкий собеседник. Единственное что мне не понравилось, она, как мне показалось, мне льстила. Я ей сказала, что святые отцы советуют самому себя ругать, когда другие хвалят. Не надо хвалить. Она у меня спросила в какой храм я хожу. А потом сказала что она евангелистка.... В общем я пошла домой и у меня было сильное смущение и душевный дискомфорт. Я прочитала молитвенное правило на ночь, все как всегда, но враг на меня напал, давно такого не было. Не могла перекреститься. Страх дикий. Встала, покаялась перед иконами, помолилась, попила крещенской воды и вокруг побрызгала и потом только уснула. Видимо мой соблазн был в том что она меня ловко "купила" лестью и такая вся правильная. Стараюсь теперь не общаться с ней. Здрасте- до свидания. Так только.
  48. 1 point
    Елена Анатольевна, Еще там же есть Беседы с о. Венедиктом. В принципе, если есть время и желание, многие Бесды с о. Нилом можно прослушать несколько раз. Тогда более менее усваивается сама беседа. Не расстраивайтесь так. Сочтет о. наместник важность бесед, значит будут. Нет, тогда и за те что есть у же Слава Богу.
  49. 1 point
    Добрый вечер) Ну вот я съездила. Рассказываю))) Монастырь очень хороший. Все ухожено и очень красиво. Ехала я из Москвы, с Ярославского вокзала до г. Александров, примерно 2.5 часа. В Александрове с вокзальной площади ходит автобус до с.Махра, примерно 30 мин. ехать, остановка прямо у стен монастыря. Гостиницы там нет как таковой. Есть паломнические кельи и нужно заранее договариваться с матушкой Февроньей. Проживание бесплатно за послушание. Очень строгие требования (я вышла поздно вечером без платка попить, получила замечание. Каюсь). Поработала немножко в трапезной и прачечной. Кушают паломники 2 раза в 10 и 16 часов. Понравилась рисовая каша молочная, я такую сварить не сумею, и компот)) У них там хозяйство, коровы. Магазин молочной кухни. Все свое, натуральное: кефир, ряженка, йогурт, сыры. Но дороговато. Хотя из деревни постоянно к ним идут. И коты! Очень много котов)))) Очень красивая территория. Два пруда, по ним плавают плоты с домиками, очень забавно. Вечерняя служба была с 17 до 21часа. Матушка игуменья тоже поет на клиросе. Сестры поют очень красиво. Служба хорошая, по-монастырски неторопливая, и храм красивый. Немного смущена тем, что сестры во время службы заходят в алтарь (разве такое возможно?) В целом поездка мне очень понравилась! ... хотя искушений было в этот раз ой как много... ...хочу в Оптину, т.к. в гостях хорошо, а дома - лучше...
  50. 1 point
    Раз уж начала писать...Я теперь редко пишу( Мария, панические атаки - это, как правильно написал A Lost Sheep, суть бесовские нападения. Но не просто так, а по Божьему попущению. Это какой-то урок для вас или предостережение, чтобы вы что-то поняли или в чем-то исправились. Врачи тут вряд ли помогут. А вот паломничество, молитва и т.д. помогают. Пообщайтесь с батюшкой или прихожанами, есть батюшки, которые могут дать дельный совет, как молиться и кому.
×
×
  • Create New...