Перейти к публикации

Olqa

Пользователи
  • Публикации

    8 069
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    529

Последний раз Olqa выиграл 19 ноября

Публикации Olqa были самыми популярными!

Репутация

13 502 Очень хороший

О Olqa

  • Звание
    Участник
  • День рождения 08.03.1961

Посетители профиля

110 911 просмотр профиля
  1. Оптина перекроет все проценты)). Судя по продолжительности причастия даже в обычный будний день, добрая часть россиянок уезжает в Оптину со своих приходов. Я трансляции слушаю, в основном ранние. Плюс поздняя литургия, а то и средняя ещё. Наверное, в Козельске столько жителей не живёт)). У нас стало поменьше народа, но и храмы новые появились, часть прихожан перешли поближе к дому.
  2. Отче, а сколько раз звучит самый большой колокол? В него же в начале перезвона бьют? А у нас в храме сначала одна прихожанка, а затем и ещё другая бабуля стала, перед самым чтением Евангелия дежурным у подсвечников передает свечи, чтобы они их зажгли, когда начнется чтение. Женщина более менее тихо это делала, а бабуля слабенькая, суетливая, свечи у нее в шуршащем пакете. Одним словом, вместо благоговейной тишины в начале чтения из нашего угла всегда шорохи и копошения). Вот тоже вопрос: есть ли такая традиция, имеет ли значение, когда свеча зажигается в храме. Как сказать, чтобы не обидеть этих сестричек, если их действия не имеют смысла? Или все же они правильно делают? Ну или вот, как в вопросе у Георгия: когда произносится имя на поминовение. Те сотни и сотни имен для поминоаения в Оптине за каждой литургией как уложить в удары колокола? Как-то подошла монахиня старенькая, когда на улице слушали Оптинский призыв на Позднюю и сказала, мол, надо во время Благовеста молитву читать и сказала какую. Надо? )
  3. Глава 28, стих 27: «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» Поскольку многих отвращает от милостыни помысел: если будешь давать другим, самому не хватит, то Священное Писание во многих местах убеждает: это не так. Блаженный Августин говорит: «Не забывай установления, в котором говорится: «Дающий нищему не обеднеет». Не запамятовал ли ты, что скажет Господь тому, кто имел обыкновение давать нищим: «Придите, благословенные Отца Моего, примите Царство?» (Мф. 25:34)». В свою очередь святитель Кесарий Арльский так комментирует: «Сколь часто, собирая урожай хлебов или винограда, вы исчисляете доходы и свои собственные, и людей, вам принадлежащих, и то, что в казну отдадите податью. Понимаете вы и то, в чем из имеющегося не испытываете нужды, ибо не вам лично дается оно, но передается вам для распределения среди нищих. Это отделяете вы от себя и, так давая, вы словно бы уже предлагаете нечто в руку Божию. Тогда с приходом пленников и нищих душа ваша не только не будет опечалена или ожесточена, но напротив, обрадуется и возвеселится. Когда вы уже отделили то, что по любви Божьей причитается на нужды бедных, то с сильнейшей готовностью поспешите раздать это, и исполнится меж вами написанное: доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7) и: дающий нищему не обеднеет». Очень важный момент отмечен здесь святителем Кесарием. Мы по умолчанию все, что заработали, воспринимаем как предназначенное на наши нужды. И когда появляется кто-то нуждающийся или просящий у нас, то мы это воспринимаем так, словно что-то от себя отрываем. Однако же в том, что мы получаем, уже заложена часть для милостыни, то есть, Господь посылает нам не только для нас, но и для того, чтобы мы поделились. Так что когда появляется возможность откликнуться на нужду другого человека, нужно вспомнить, что Бог тебе послал сверх необходимого именно для того, чтобы ты поделился сейчас.
  4. Глава 28, стих 26: «Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» Это продолжение предыдущего стиха — там восхваляется человек, который надежду полагает на Бога, здесь же порицается тот, кто надеется на себя. Именно самонадеянным людям Господь посылает такие жизненные обстоятельства, которые позволяют увидеть собственную глупость. А человек, который ходит в мудрости и надеется на Бога, «будет цел». От чего будет цел? От того, что скорбных обстоятельств не будет посылать ему Господь, потому что такой человек не нуждается в том, чтобы его смирять обстоятельствами.
  5. Отошла ко Господу насельница нашего монастыря (Шамордино) монахиня Рафаила (Булавкина). 4 ноября сего года в праздник явления Казанской иконы Божией Матери на 93-м году жизни мирно почила о Господе насельница нашей обители монахиня Рафаила (Булавкина). Мать Рафаила (в миру – Екатерина Ивановна Булавкина) родилась 24 ноября 1932 г. в селе Фроловское, Козельского района, Калужской области. Отец Кати погиб на фронте в самом начале войны, и ее мама Анна Васильевна, глубоко верующая, осталась одна с детьми – Катей и ее старшей сестрой Марией. Вся их благочестивая семья окормлялась у преподобноисповедника Рафаила Оптинского (Шейченко; 1891–1957). В советские годы, после закрытия Оптиной пустыни отец Рафаил проживал в Козельске и был настоятелем Благовещенской церкви, там же служили игум. Никон (Воробьев) и последний духовник шамординских сестер оптинский иеросхим. Мелетий (Бармин). При этом храме нашли себе приют и многие шамординские сестры, поэтому Катя с детства, посещавшая этот храм, с некоторыми из них была близко знакома. В возрасте 6 или 7 лет Катя заболела крупозным воспалением легких. Все родные думали, что она умрет, но отец Рафаил, обращаясь к ней, сказал: «Ты еще поживешь, и долго. Я тебя буду ждать. А потом придешь, а я буду говорить: “Это моя Катенька, это моя!”» Так, по святым молитвам батюшки, она выздоровела. Нелегко было Кате с Машей в советское время. Когда дети после службы приходили в школу, то учительница строго спрашивала их, были ли они в церкви. Мама им велела не приучаться говорить ложь: «Если были, так и говорите, что были». А учительница ругалась на них: «Так идите обратно, откуда пришли, и молитесь!» – и выгоняла с уроков. Отец Рафаил благословил Екатерине заботиться о гонимых шамординских сестрах, матушки жили очень бедно, голодали. Часто Анна Васильевна поручала детям отнести монахиням бутылочки с молоком. Также, по благословению батюшки Рафаила, у Кати было послушание водить в церковь слепую мон. Мариамну. Екатерина Ивановна поступила в Шамординскую обитель в 2013 г., в 81 год, и в 2020 г. приняла монашеский постриг с именем Рафаила в честь одного из архангелов. Духовно она была давно уже связана с нашим монастырем: в тяжелые советские годы она не только материально помогала шамординским сестрам, но и сама их хоронила. Мать Рафаила (тогда еще просто Катя), каждый раз после отпевания, вместе с другими благочестивыми женщинами с пением несла усопшую на руках от Благовещенской церкви до Козельского городского кладбища, где предварительно с Пелагией Черкасовой (духовным чадом отца Мелетия) и другими благочестивыми женщинами выкапывала могилу. Мужчины только помогали опустить гроб в могилу. Благодаря мон. Рафаиле, мы узнали ценные подробности о жизни сестер в период репрессий, она передала монастырю бережно хранимые ею наставления, письма и фотографии прписп. Рафаила (Шейченко). Вечная память нашей сестре новопреставленной монахине Рафаиле! Публикуем одно из писем отца Рафаила, его фотографии, хранившиеся у мон. Рафаилы. (Со странички монастыря во Вк. Фото - там же)
  6. Это тоже у отца Прокопия, затронута другая тема, но касаемо чтения Псалтири у него хорошая мотивация: "...Кроме этого, полезно привыкнуть читать Псалтирь. Это один из пяти главных навыков: пост, послушание, жизнь в любви, молитва и чтение. Когда читаешь Псалтирь по-славянски и по-русски, мозг как будто «скрипит» – рождаются новые нейронные связи, новые понятия и смыслы. Эти новые связи становятся защитой от радикальных идей. Если ты прочитаешь Псалтирь три раза подряд – многое в тексте станет ясно. Кто-то читает по одной кафизме в день, кто-то – по трети. Так за два месяца проходится полный круг. За полгода – три круга. Постепенно выражения из богослужений становятся понятными, потому что в Псалтири заложена та же самая динамика языка... "
  7. Со странички в Телеграми канале иеромонаха Прокопия (Пащенко), насельника Соловецкого монастыря. ***Готовил беседы на тему преодоления переживания опыта смерти. Готовил беседы, исходя из той мысли, что люди, столкнувшиеся с смертью близких, находятся в ступоре. Много часов записей бесед, в которых разбирали опыт тех, кому удалось из состояния подавленности выйти, надеюсь, что поможет слушающим выйти из ступора. А также поможет сформировать картину мира, отношение к происшедшему. Очень важно - читать Псалтирь. Так человек и усопшим поможет и себе поможет не провалиться в состояние ступора - сможет прийти к внутреннему миру. Если скорбь велика, можно читать чин пения 12-ти избранных псалмов. Если творим дела милосердия в память о усопшем, то, по слову одного святого, Бог вменяет эти дела, как бы сам почивший их сотворил. Как сказано в Писании: милостыня от смерти избавляет. Собрал в беседах примеры, как люди выходили из кризиса. Вначале - по ссылке, некоторые ответы. Упоминал, как выходил из кризиса после смерти супруги св. Алексий Мечев. Эти материалы были подготовлены с учетом не только веры, но и психологии и нейрофизиологии. Основной посыл - помочь человеку выйти из колеи, в который он попадает в результате шока и травматического опыта. По мысли одного человека, который помогал воинам после боевых действий, смерть близкого - это можно писать 100% по отношению к травматического опыту. Те, кто выходил из жесткого ступора после смерти близких, выходили через любовь, понимаемую как деятельное внимание к ближнему (деятельное внимание ближнему - по мысли академика Ухтомского, - доминанта на лицо другого). Кроме того, можно сказать, что опыт посмертной жизнь был зафиксирован и учеными. О исследованиях в данном направлении рассказывается в книжечек А.В. Моисеенко "За порогом смерти". (https://disk.yandex.ru/d/9jvh-fNlxQ691w) Нужно обязательно читать, как-то двигаться в духовном отношении, иначе можно провалиться в состоянии подавленности и в нем зафиксироваться. Если есть желание, можно начать читать, слушать. Хотя бы - короткую аудио-заметку: "4. Смерть близких". (https://disk.yandex.ru/d/Dlfb6-i1cqBkmA) Если вера была, она не может пошатнуться после смерти близкого человека. Ибо вера наша, в том числе, и в том, что у Бога все живы. Душа не умирает, и мы еще встретим друг друга, те, кто пока еще здесь, встретятся с теми, кто уже там. В начале сообщения - несколько мыслей на тему переживания опыта смерти. Упоминаются несколько источников. Потом идут ссылки на беседы, которые проходили в Соловецком монастыре по поводу переживания опыта смерти. Беседы еще не закончены, те, что прошли эти летом, выкладываются на канале (https://vk.com/o_prokopy.) Смерть. Некоторые мысли о переживании опыта смерти (https://disk.yandex.ru/i/WbH7SCvJwtd9pw) - Книга Фредерики де Грааф "Разлуки не будет". (https://disk.yandex.ru/d/qgA6zrRazE6mrg) - Книга о научном изучении посмертного опыта - Моисеенко А.В. "За порогом смерти". (https://disk.yandex.ru/d/9jvh-fNlxQ691w) - иеромонах Серафим (Роуз), "Душа после смерти". - Жан Клод Ларше. Жизнь после смерти согласно православной традиции. (https://disk.yandex.com.am/i/59U0siswymK0kA) - Очень хорошая книга - "Бог создал воскресенье" (о том, что нужно не замыкаться, а идти вперед) - Фильм "От имени всех своих". ТЕКСТЫ ИЕРОМОНАХА ПРОКОПИЯ Страх. Ч. 4. Страх, что близкие люди умрут. Смотрит ночью, дышит ли супруг. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/531/) Страх. Ч. 5: Страх, что близкие люди умрут. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/536/) Страх. Ч. 6: Страх, что близкие люди умрут. (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/568/) Текст "Смерть и бессмертие". (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/notes/2573/) В беседах собран опыт людей, которые сталкивались со смертью близких, и вышли из колеи. Суть их опыта - нельзя зацикливаться на своем горе. Единственное, что помогает (помимо молитвы) - любовь к людям. МАТЕРИАЛЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ О. ПРОКОПИЕМ: # Беседы на тему «Переживание опыта смерти». Из цикла «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты». Переживание – не в смысле впечатления, а в смысле «пережить». Простыми словами не разрешить ситуацию, в которую попадают люди, столкнувшиеся со смертью близких. В нескольких беседах предпринята попытка провести человека по пути размышлений на тему смерти, благодаря чему могут сформироваться нужные представления, которые помогут отнестись к произошедшему в русле правильной картины мира, с позиции Истины. Данные беседы взаимосвязаны и дополняют друг друга с циклом «Преодоление травматического опыта», где травматический опыт рассматривается как возобновляющаяся доминанта и показано каким образом эту доминанту преобразить. См. также главу «Последствие переживания смерти» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2077/) О самом проекте «Преодоление травматического опыта…» - (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2153/) 6.1. Переживание опыта смерти близкого человека (что – психологическая защита, а что - конструктивный путь) . Аудио: (https://yadi.sk/d/-e1RPBH5mwjYcg) Видео: (https://youtu.be/C6CbdAeKPYY) 6.2. Переживание опыта смети (формирование новых понятий, с высоты которых - видно) Аудио: (https://yadi.sk/d/Z2h23sfZCmNYLA) Видео: (https://youtu.be/etMFuXbbz44) 7.1. Переживание смерти (1.измен-ное сознание, 2.не подавить аффект, а преобр.) Аудио: (https://yadi.sk/d/Znu5gl8ZteiWQg) Видео: (https://youtu.be/DF2s9U97qy4) 7.2. Переживание смерти (изменение образа жизни, чтобы стать способным понять). Аудио: (https://yadi.sk/d/cYg5JoJSJzsmKA) Видео: (https://youtu.be/K5Wn88JcTIA) 8.1. Переживание смерти (вина, депрес., замкнутость - через любовь, измен. жизни). Аудио: (https://yadi.sk/d/4vuR8mFYfVXALw) Видео: (https://youtu.be/MtjdbXl7ohQ) 8.2. Переживание смерти (1. неспособность понять, протест. 2 Траур, горевание). Аудио: (https://yadi.sk/d/AQpQ0n8eMnO8Fg) Видео: (https://youtu.be/O4n4ctw0OUg) 8c. Переживание смерти (Приглашать ли детей на отпевание. Уезжать ли с места потери. ПТСР-рост) Аудио: (https://disk.yandex.ru/d/BhI-UVirIP2mKg) Видео: (https://youtu.be/DmJshwsc79g) 8d. Переживание смерти (Теория катарсиса. Желание забыть. Чинить друг друга, а не увязать в скорби) Аудио: (https://disk.yandex.ru/d/VI-SxM5gFDLbpg) Видео: (https://youtu.be/RCa5d6l1omw) 9a. Переживание опыта смерти (С позиции вечности. Люди, знавшие, есть жизнь вечная. Чувство вины) Аудио: (https://disk.yandex.ru/d/1lMti8Jft7ICNg) Видео: (https://youtu.be/ndi6P53d8h8)
  8. Глава 28, стих 25: «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать» Что касается первой части стиха — это, к сожалению, картина, вполне свойственная нашему времени, когда именно гордыня подталкивает человека разжигать, то есть не просто продолжать ссору, но переводить ее на более ожесточённый уровень. Что касается второй части стиха, то как раз надежда на Господа помогает нам успокоиться в момент разгорячения чувств и погасить ссору. Если, допустим, меня обидели в чем-то по делу, значит, я это заслужил и должен принять с благодарностью, как вразумление. Если же меня обидели несправедливо, в таком случае предоставлю дело Господу, и Он Сам может вразумить обидчиков. Сколько раз я говорил это даже верующим людям, но начинают спорить: «Нет, если я спущу, то обо мне станут думать, что я какой-то слабак». А не все ли равно, что о тебе будут думать люди? Важно, что Бог будет о тебе думать. Уклоняющийся от ссоры ради надежды на Господа, будет благоденствовать, ведь ссоры приносят много проблем и скорбей в жизнь, из-за чего ее отнюдь не назовешь благоденствием.
  9. Глава 28, стих 24: «Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям» Видов обкрадывания много. Речь не только о том, когда маленькие дети тайком таскают деньги у родителей, но и когда уже взрослые дети берут в долг и не возвращают, подставляют родителей под то, чтобы расплачиваться за свои кредиты. Часто бывает, что выживают родителей из квартиры, захватывая ее. Что это, как не обкрадывание? Также Христос сказал, что если кто-то не помогает материально своим родителям, то он их таким образом обкрадывает (см.: Мк. 7:10-12). Господь разбирал пример, когда человек заявляет: то, что я должен был бы дать своим родителям, я посвящу Богу, фарисеи говорили: тут все в порядке, ведь Бог же выше родителей. Но Христос указывает, что таким образом человек нарушает заповедь Божию, а не Бога почитает. Но кроме каких-то материальных вещей и даже прежде них, все родители нуждаются во внимании со стороны детей. Если ты пообщался с отцом или с матерью, навестил их, пусть даже ты занят, устал, и так далее, то ты исполнил заповедь Божию. А если ты этого не делаешь, то не обкрадываешь ли родителей этим своим вниманием и человеческой заботой?
  10. Глава 28, стихи 22-23: «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч. 28:22). Как верно отмечал отец Даниил Сысоев, иллюстрацией этой этого стиха из Книги Притч является известное произведение Пушкина «О рыбаке и рыбке». Там как раз показан этот механизм, когда зависть понуждает человека всегда быть недовольным, чего бы он ни достиг. Очень важно уметь довольствоваться тем, что имеешь. Как говорил апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии» (Фил. 4:12). За все благодарить Бога, что Он ни посылает, много ли это или мало. Не смотреть, что есть у других и не считать себя достойным большего, ибо это порождает зависть и делает человека несчастным. Как та старуха из сказки, становясь все богаче, оставалась несчастной. Страсть зависти делала её таковой, потому что всегда можно найти кого-то, кто богаче и успешнее тебя. Так что важно не то, что и сколько мы имеем, а то, как мы относимся к тому, что мы имеем. Стих 23 «Обличающий человека найдет после бо́льшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» Лесть — это притворная похвала, не искренняя, произносимая для того, чтобы манипулировать людьми. Можно поблагодарить человека, искренне похвалить за дело, это не лесть. Если же человек делает что-то плохо, можно обличить, но без гордости и гнева, а со смирением. Увы, никто не любит обличения, кроме человека мудрого и праведного, а такие редко встречаются и редко заслуживают обличения. А еще, к сожалению, у нас мало кто может обличать спокойно и по сути. Поэтому если мы хотим поправить кого-то, надо быть очень осторожным. Подумать и помолиться, чтобы Господь дал сказать обличение с любовью. Обличение с любовью — самое правильное. И греха не будет, и Господь наградит. И при этом даже тот, кого мы обличаем, если впоследствии исправится, будет относиться к нам с большей приязнью, чем если бы мы ему льстили и поддакивали, а потом в результате дело бы развалилось. Хотя на короткой дистанции льстец может быстрее втереться в доверие, на долгой дистанции именно у искреннего человека репутация оказывается лучше.
  11. Глава 28, стих 21: «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» Что такое быть лицеприятным? Это значит, своё суждение о действиях, предметах и лицах менять в зависимости от того, кто к тебе обращается. Если это сильный и важный человек, ты по одному действуешь, а если с тем же делом обращается тот, кого ты считаешь слабым и неважным, ты начинаешь вести себя по-другому. Сюда же относится и коррупция в самом широком смысле и непотизм, то есть, протекция родственникам. Все это Богу неугодно, потому что лицеприятие — это нарушение справедливости. Мы должны действовать по справедливости ко всем равно. Понятно, что мы имеем обязанность заботиться о своей семье, но мы не должны искажать своих суждений в зависимости от того, это родной или не родной. Например, воровство или блуд всегда плохо, независимо от того, делает ли это далекий от нас человек или близкий. Также здесь указывается, что лицеприятие побуждает человека делать неправду. Как в комментариях к этому стиху говорит преподобный Ефим Сирин: «Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, — и обретешь благодать у Господа». То есть мы в наших суждениях должны руководствоваться тем, что Богу угодно, а не тем, что угодно человеку, который перед нами стоит в данный конкретный момент.
  12. Доброго времени суток, Карина! Попробуйте сходить в храм рядом с домом. Пообщаться со священником, вне службы. Заранее уточнить, сможет ли он и когда уделить Вам время. Трудно найти слова, которые утешут и помогут. Из своего опыта могу только посоветовать или, скорее, попросить. Мне было 10 лет, когда не стало папы. Вечером был, а утром не стало. 40 лет ему было. Вся моя жизнь перевернулась. Ребенок не может выразить словами то, что чувствует. Но он видит горе мамы, близких, бабушек и дедушек. А его рост и развитие никто не отменял. Сейчас надо взять себя в руки. Обратить усиленное внимание на детей. Чтобы не случились с ними травмы, которые сопровождают потом всю жизнь. У детей не стало папы и мамы убита горем. Им непросто, я это знаю точно.
  13. Глава 28, стихи 19-20: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Притч. 28:19). Бог поддерживает и благословляет тех, кто трудится. Это та заповедь, которую Господь дал человечеству в лице падшего Адама: «В поте лица твоего будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19). Это предписание показывает, что именно жизнь в труде является нормой для падшего человека. Продолжительная праздность развращает. И даже если человек пока не нашел работы, но при этом он не болен, не инвалид, то ему стоит устроиться волонтёром, чтобы в свободное время потрудиться ради Господа. Параллельно искать работу, молиться об этом, а не валяться на диване, потому что праздность — это источник многих грехов. Если человек сильно устал после работал, и он один день отдохнёт, это не грех. Но если он проводит неделю, месяц в безделии, то это негативно сказывается на его душе. Стих 20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» Здесь выражено сразу две мысли. Во-первых, указано в чем главное богатство. Человек, который богат благословениями, более богат, чем человек, богатый материальными вещами. О каких благословениях идет речь? О словах благодарности Богу за такого человека, которые произносят люди, получившие от него помощь. Вот такие благословения духовно обогащают нас. Во-вторых, говорится о том, что человек, спешащий разбогатеть, не останется ненаказанным. Не грех ставить перед собой цель добиться большего достатка, если это происходит законным образом, с помощью труда. Но мы знаем, что с помощью труда быстрых способов разбогатеть нет. Быстрый способ разбогатеть обычно связан с грехами: кого-то обмануть, кого-то обокрасть, у кого-то отнять. Поэтому человек, который именно спешит разбогатеть, выбирая для этого путь греха, не останется без наказания.
  14. Глава 28, стихи 17-18: «Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28:17). Такое состояние, в которое впадает убийца, хорошо выразил Каин, самый первый убийца. Поначалу у него было убеждение, что без брата ему будет лучше: «Если бы не было брата, я был бы спокойнее, и все было бы хорошо». Но потом, после убийства, приходит осознание, что нет, именно теперь я уже никогда не буду спокоен. И Каин сказал тогда слова, показывающие, каким страхоом он терзался: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4:14). Душа человека, совершившего сознательное убийство, остаётся неспокойной, наполнена страхами, в том числе и там, где бояться нечего. Человек ожидает наказания, потому что знает, что достоин наказания. Некоторые убийцы признавались, что во время ареста чувствовали облегчение. Другие, не дождавшись ареста, сами приходили с повинной, потому что преступление через угрызение совести продолжало их мучить. Стих 18: «Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них» Важное дополнение, что «упадёт на одном из них», потому что не всякий раз, когда человек совершает грех, тут же наступает наказание. Может быть, ты совершишь грех один раз, два, три раза, и ничего не будет. Но в определённый момент то зло, которое ты впустил в свою жизнь через совершение греха, тебя настигнет. Обязательно настигнет. И наоборот, кто ходит непорочно, тот будет невредим. Это не означает, что непорочный человек не столкнётся с какими-то неприятностями в своей жизни, Господь предупреждал: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Но речь идёт о том, чего никакие беды и тревоги этого мира не могут отнять. Счастье христианина, счастье пребывания с Богом никто и ничто не может отнять, кроме греха, который совершает сам христианин.
  15. Глава 28, стихи 15-16: «Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом» (Притч. 28:15). Нечестивый правитель вызывает у народа лишь страх, причём страх не благоговейный, как перед большим авторитетом, которого мы уважаем, а страх, как перед диким зверем. Также нечестивый правитель сравнивается с рыкающим львом. Кто ещё сравнивается с ним в Священном Писании? Дьявол (см.: 1 Пет. 5:8). Таким образом нечестивый правитель уподобляется дьяволу. Стих 16 «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни» Признаком неразумного правителя является то, что он терроризирует собственное население неподъемными налогами, невыполнимыми приказами и неадекватными наказаниями. В древности это было особенно распространено. Ещё несколько столетий назад в Европе, например, крайне жестоко карались самые малые проступки. Разумеется, без наказания виновника оставлять нельзя, но и чрезмерные наказания тоже недопустимы и являются признаком неразумного правителя. А признаком разумного правителя является то, что он ненавидит корысть, то есть, взяточничество.
×
×
  • Создать...