Перейти к публикации
Юрий Кур

Реально ли воссоединение Коптской Церкви с Православием?

Рекомендованные сообщения

Только что, *Владислав* сказал:

единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству по всему нам подобна, кроме греха рожденна прежде век от Отца по Божеству

 

Только что, *Владислав* сказал:

во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго)

Я это описала своими словами, как могла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, *Владислав* сказал:

Зачем?

Я всю дискуссию не читала, но заметила, что были разные взгляды в истории, одна природа у Христа, или две, и как их поделить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

заметила, что были разные взгляды в истории 

Но зачем от себя богословствовать?

Андрей и Валентина стучатся же, что... это догмат.

 

Прп. Иустин Попович (Догматическое богословие)

 

Преподанные Церкви Самим Богом, сформулированные и утвержденные Церковью, догматы чужды всякой эволюции, умножения либо сокращения. «Догматы Божии неизменны», – говорит святой Василий Великий. «Догматы небесной философии, – пишет Викентий Леринский, – не могут подвергаться никакому изменению, сокращению или извращению, в отличие от земных указов, которые могут совершенствоваться не иначе как непрестанными поправками и примечаниями».

Из указанных свойств, характеризующих догматы как вечные, Божественные истины, следует вывод, что догматы – это истины Откровения, Богом врученные Церкви в качестве Божественных, неизменных и обязательных для всех верных правил веры, без которых и вне которых нет ни спасения, ни познания вечной жизни, ни жизненного смысла.

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranija-tvorenij-tom2/#0_4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
49 минут назад, *Владислав* сказал:

Так и будете переливать из пустого...

Что-то пожелали сказать, а получилось это: в образе черпающего мальчика Августин увидел себя, пытавшегося исчерпать бездну Премудрости своим маленьким разумом. 

Это - "из пустого в порожнее? " .. Осел сказал мне "стоп?" Простите, не поняла. У вас не очень по-человечески получается.

Бросьте и пройдет. 

12 минут назад, *Владислав* сказал:

ни спасения, ни познания вечной жизни, ни жизненного смысла.

Трое вас , трое нас... как в том случае. Догматов не изучали, но жили внутри Церкви, хранящей учение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть ещё такой момент: во всех этих спорах как-то неявно происходит уравнивание понятий "божественная природа / сущность" и "человеческая природа". Но Бог не познаваем и не описуем, и все человеческие понятия применимы к Нему с некой условностью.  В том числе понятие "природа". 

 

"Теперь следует перейти к воистину сущему богословскому наименованию существа истинно Сущего. Напомним, что цель слова не в том, чтобы разъяснить, каким образом сверхсущественная Сущность сверхсущественна, так как это невыразимо, непознаваемо, совершенно необъяснимо и превосходит самое единение, но – в том, чтобы воспеть творящее сущность выступление богоначального Начала всякой сущности во все сущее.

Ведь божественное имя Добро, разъясняющее все выступления всеобщей Причины, распространяется и на сущее и на не-сущее и превышает и сущее, и не-сущее. И имя Сущий распространяется на все сущее и превышает сущее. И имя Жизнь распространяется на все живое и превышает живое. И имя Премудрость распространяется на все мыслящее, разумное и воспринимаемое чувствами и превышает все это.

2. Таким образом, слово стремится воспеть эти божественные имена, разъясняющие Промысел. Оно ведь не обещает разъяснить самосверхсущественную Доброту, Сущность, Жизнь и Премудрость самосверхсущественной Божественности, сверхоснованные, как говорят Речения, превыше всякой доброты, божественности, сущности, жизни и премудрости в тайных сферах, но только воспевает разъясненный благотворный Промысел, Благость по преимуществу и Причину всех благ, сущее, жизнь, премудрость, а также творящую сущее, творящую жизнь и дающую Премудрость Причину тех, кто причастен сущности, жизни, уму, смыслу и чувству.

...

воспоем же Добро как воистину Сущее, вообще всех сущих существование творящее." (О Божественных именах)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 минуты назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

но заметила, что были разные взгляды

Вы уже в Церкви. Теперь надо узнать ее учение. Мы призваны к единомыслию

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, Мария Ш сказал:

Что-то пожелали сказать

Да, я уже заметил, что у вас есть проблемы с пониманием того, что вам говорят.

 

Я вам простые вопросы задал: "Постановление Халкидонского Собора частность? И что не так там с качеством у святых отцов?" после того, как вы самонадеянно изрекли, что вам "без разницы знаменитость. Знаменитейшесть" (читай святой отец).  Но вы зачем-то регулярно тратите время на такое количество никому ненужных слов. Или отвечайте на то, о чем вас спрашивают (трудозатраты такие же), или молчите. 

 

9 часов назад, Мария Ш сказал:

Трое вас , трое нас... как в том случае. Догматов не изучали, но жили внутри Церкви, хранящей учение.

Давайте, когда вы пришлете видео, как вы ходите по воде, хотя бы в своей ванне, или воспаряете и летаете по двору в белой простыне, я тогда, обещаю, со вниманием отнесусь к этой толстовской притче, как к аргументу против моего любимого преподобного Иустина Поповича. А пока пусть все остается на своих местах, в данном случае. Т.е. учебник и определения святого по догматике на первом месте, без непонятных ремарок.

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, Юрий Кур сказал:

Если природу понимать как ипостась, то уже не совсем так, или совсем не так.  https://www.pravenc.ru/text/673779.html#:~:text=С. В. Месяц-,Понятие «ипостась» в восточном христианском богословии,-В I-III).

Спасибо, Юрий! В связи с вашим замечанием заинтересовал следующий фрагмент в этой статье (уберу из него ссылки на литературу и разделю на два абзаца для удобства чтения):

Цитата

Не все правосл. авторы эпохи христологических споров безоговорочно принимали концепцию сложной ипостаси. В частности, Леонтий Иерусалимский усматривал в ней разновидность несторианства, если понимать ее в том смысле, что Ипостась Христа происходит из двух И. — человеческой и Божественной. Вместе с тем он был готов согласиться с учением о сложной И., если признать, что она слагается не из двух И., а из двух природ: «Если вы утверждаете, что сложная ипостась из двух природ, мы согласимся; но если она как бы из [двух] ипостасей — да не будет!».

 

В качестве альтернативы учению о сложной И. Леонтий предлагал использовать концепцию природ, соединенных по ипостаси. Леонтий Иерусалимский, как и Леонтий Византийский, не был сторонником неохалкидонизма, в рамках к-рого возникло понятие «сложная ипостась». Они предлагали несколько иной путь объяснения единства Христа, введя в христологический обиход понятие «воипостасное»: «Ипостась и воипостасное (ἐνυπόστατον) — не одно и то же, так же как различны сущность и восущностное (ἐνούσιον). Ибо ипостась означает кого-то определённого, а воипостасное — сущность. И ипостась определяет лицо (πρόσωπον) отличительными признаками, а воипостасное указывает на то, что оно не есть привходящее свойство, которое имеет бытие в другом и не созерцается само по себе».

 

10 часов назад, Юрий Кур сказал:

воспоем же Добро как воистину Сущее, вообще всех сущих существование творящее.

Аминь!

 

10 часов назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

Я всю дискуссию не читала, но заметила, что были разные взгляды в истории, одна природа у Христа, или две, и как их поделить.

Светлана, были не просто "разные взгляды", а православные и еретические. И их обсуждение происходило на Вселенских Соборах Церкви, хотя бы базовые положения которых положено знать христианам.

Изменено пользователем АндрейВ.Х.
скорректировал формулировку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, *Владислав* сказал:

(читай святой отец).

Уметь читать мало. Неверно понимаете.

1 час назад, *Владислав* сказал:

Но вы зачем-то регулярно тратите время на такое количество никому ненужных слов

Вы не единственный. Уж смиритесь.

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

Или отвечайте на то, о чем вас спрашивают , или молчите

Всем встать суд идет. 

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

к аргументу против

А это не аргумент против. Высказывание означало, что Тело Христово не из одной головы состоит. Догматы неизменны, но не все святые могли бы перед вами с вашими шпаргалками отчитаться. За исключением базы. Это мое мнение. Если его следует скорректировать, обратимся к Элостшипу.

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

Давайте, когда вы пришлете видео, как вы ходите по воде, хотя бы в своей ванне, или воспаряете и летаете по двору в белой простыне,

Когда любители цитат св. Отцов заговорят своими словами, получается музыка...

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Алексей выше спрашивал, зачем мы влезаем в догматические споры, советовал сконцентрироваться на своих грехах... Но вопрос о том, Кто есть Христос - ключевой для спасения. И споры о природах так или иначе сводятся к борьбе с двумя крайними еретическими позициями: а) только Бог, б) только человек (пусть и необыкновенный). И в том, и в другом подходе разрывается связь между Богом и человечеством, Крестная жертва становится чем-то эфемерным.  

У коптов этого нет. Но они не понимают нашей терминологии и полагают, что мы разрываем Христа. Словами тут уже никого не убедишь. Единство должно восстановиться через сопричастность единому Духу. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 минут назад, Мария Ш сказал:

Когда любители цитат св. Отцов заговорят своими словами, получается музыка...

К моей партии в этом концерте замечания есть? =)

 

9 минут назад, Юрий Кур сказал:

У коптов этого нет. Но они не понимают нашей терминологии и полагают, что мы разрываем Христа. Словами тут уже никого не убедишь. Единство должно восстановиться через сопричастность единому Духу.

А единство в Духе проявится и в вероучительном единстве по букве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 догматик 8-го гласа: «Един есть Сын сугуб естеством (διπλούς την φύσιν), но не ипостасию (αλλ’ου την υπόστασιν).»

Слово естество, то есть природа, здесь употреблено в единственном числе. Сугуб - двояк, двойственен.  То есть какая природа? - богочеловеческая. А  ипостась, Личность, подобного раздвоения не имеет, об'единяя в Себе обе природы - божественную и человеческую. Слово природа в церковном богослужении никак не спорит с Халкидоном. 

13 минут назад, АндрейВ.Х. сказал:

К моей партии в этом концерте замечания есть? =)

=)

 

16 минут назад, АндрейВ.Х. сказал:

А единство в Духе проявится и в вероучительном единстве по букве.

Дай Бог!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, Мария Ш сказал:

 догматик 8-го гласа: «Един есть Сын сугуб естеством (διπλούς την φύσιν), но не ипостасию (αλλ’ου την υπόστασιν).»

Слово естество, то есть природа, здесь употреблено в единственном числе. Сугуб - двояк, двойственен.  То есть какая природа? - богочеловеческая. А  ипостась, Личность, подобного раздвоения не имеет, об'единяя в Себе обе природы - божественную и человеческую.

Терминологический сумбур. Две природы в единстве не образуют одну. И их единство никакого раздвоения не предусматривает. :stop0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, АндрейВ.Х. сказал:

Терминологический сумбур

Здесь я как раз и пыталась показать проблему не вероучительную, а терминологическую. Если вы спросите, како веруешь? На этой странице я уже высказывалась. И Вы не нашли зацепок, иначе бы не промолчали. А когда мы встречаем слово "природа"  в церковном богослужении в единственном числе, станем ли мы цепляться к термину? Никак не меняющему credo.. или друг к другу? По этому тексту.. Для яркости можно бы и в нечестии пообвинять, но это ни в какие ворота было бы...

При настрое зацепиться можно далеко зайти. В Символе веры о Сыне Божьем сказано, что Он единосущен Отцу и..  дальше о воплощении..  Нам-то этих слов достаточно, а ведь...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, Мария Ш сказал:

Здесь я как раз и пыталась показать проблему не вероучительную, а терминологическую.

Так проблема вероучительная — значит, и термины должны быть использованы в вероучительном контексте. Тогда не будет никакой "терминологической проблемы".

 

9 минут назад, Мария Ш сказал:

И Вы не нашли зацепок, иначе бы не промолчали.

Нашёл, прицепился и занудно продолжаю, почему же. ))

 

10 минут назад, Мария Ш сказал:

А когда мы встречаем слово "природа"  в церковном богослужении в единственном числе, станем ли мы цепляться к термину? Никак не меняющему credo.. или друг к другу?

Мария, опять-таки вопрос в контексте. А контекст объявлен в заголовке темы, опубликованной Юрием. И предлагаю в этом контексте и продолжить обсуждение, если есть, что к нему добавить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
31 минуту назад, АндрейВ.Х. сказал:

Терминологический сумбур. Две природы в единстве не образуют одну. И их единство никакого раздвоения не предусматривает.

Увы. Для читающих тему и затрудняющихся разобраться, приведу православное изложение преп. Иоанна Дамаскина, соответствующее, а как же иначе!, и всем богослужебным текстам.

 

"Об одной сложной ипостаси Бога Слова.

Итак, мы говорим, что Божеская ипостась Бога Слова прежде всякого времени и вечно существовала — простая, не сложная, не созданная, бестелесная, невидимая, не осязаемая, неописуемая, имеющая все, что имеет Отец, как единосущная Отцу, отличающаяся от Отчей ипостаси образом рождения и (личным) свойством, совершенная, никогда не отступающая от ипостаси Отчей. Напоследок же Слово, не отступив от недр Отчих, неописуемо, бессеменно и непостижимо, как Оно Само ведает, вселилось в утробу Святой Девы и в самой предвечной ипостаси восприняло Себе плоть от Святой Девы.

 

Исповедуем, что Он есть единый Сын Божий и по воплощении; Он же Самый есть и Сын человеческий, единый Христос, единый Господь, один только единородный Сын и Слово Божие, Иисус — Господь наш. ... И не проповедуем о Нем ни как о Боге только, лишенном нашего человечества, ни как о человеке только, лишая Его Божества, ни как о Боге и человеке в отдельности; но проповедуем, что Он — один и тот же — есть вместе Бог и человек, совершенный Бог и совершенный человек, весь Бог и весь человек, один и тот же — всецелый Бог вместе и с плотию Его и всецелый человек вместе и с пребожественным Божеством Его. Называя Его совершенным Богом и совершенным человеком, выражаем этим полноту и отсутствие какого-либо недостатка в естествах; говоря же, что Он — весь Бог и весь человек, обозначаем единичность и неделимость ипостаси.

Исповедуем также единое естество Бога Слова воплотившееся. Говоря — воплотившееся, означаем сущность плоти, согласно с учением блаженного Кирилла. Поэтому Слово и воплотилось, и не потеряло своей невещественности, и все воплотилось, и все остается неописуемым (неограниченным). По плоти Оно умаляется и ограничивается, а по Божеству остается неограниченным, так как плоть Его не распространилась в меру беспредельности Божества Его.

Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он — не только Бог, но и человек. Равным образом Он есть совершенный человек, но не все в Нем человек; ибо Он не только человек, но и Бог. Слово все обозначает естество, а слово весь — ипостась, равно как слово иное указывает на естество, слово же иной — на ипостась.

Надобно также знать, что хотя мы и говорим, что (оба) естества Господа проникают одно другое, однако знаем, что проникновение принадлежит собственно естеству Божескому, ибо оно через все проходит и проникает, как хочет, а через него ничто (не проходит и не проникает). Оно сообщает свои совершенства плоти, само оставаясь бесстрастным и непричастным страстям плоти. Ибо если солнце, сообщая нам свои действия, само не делается причастным наших свойств, то тем более — Творец и Господь солнца.

 

О числе естеств

...естества во Христе, хотя и соединены, но соединены неслитно; и хотя проникают одно другое, но не допускают как изменения, так и превращения одного в другое. Ибо каждое естество сохраняет свое естественное свойство неизменным. Поэтому, хотя естества и исчисляются, но исчисление это не вводит разделения, ибо один Христос, совершенный и по Божеству, и по человечеству.

Изменено пользователем Vаlentinа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, Vаlentinа сказал:

О числе естеств

...естества во Христе, хотя и соединены, но соединены неслитно; и хотя проникают одно другое, но не допускают как изменения, так и превращения одного в другое. Ибо каждое естество сохраняет свое естественное свойство неизменным. Поэтому, хотя естества и исчисляются, но исчисление это не вводит разделения, ибо один Христос, совершенный и по Божеству, и по человечеству.

Вот поэтому нельзя говорить об объединении двух природ в одну.

 

Божество Христа никак не преобразовалось — это в принципе невозможно. Таким образом, Сущность Христа постоянно одна — Божественная. Воплощение Христа — принятие Им совершенной человеческой природы, что никак не влияет на Его Божественную природу.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, АндрейВ.Х. сказал:

Нашёл, прицепился и занудно продолжаю, почему же. ))

Аа.. спаси Господь за старание. Не анафематствовали хоть?

Да, я не только о частности, а о попытке взаимопонимания в целом и привожу свой пример отношения к высказываниям даже на примере наших внутрицерковных текстов. 

Если конкретно по теме коптов : мы врозь не случайно. Это очевидно и нельзя не признать. И я не пытаюсь никому рассказать, что наши вероучения совпадают. 

17 минут назад, АндрейВ.Х. сказал:

Тогда не будет никакой "терминологической проблемы".

Для меня это не проблема. И я об'яснила, почему. Но для кого-то может быть. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, Мария Ш сказал:

Никаких новых Лиц. Второе Лицо Троицы - Слово  - стало плотью, что не исказило Его божественной природы, поскольку человечество воспринято без греха, в полном соответствии с замыслом.

Андрей). У нас с Вами одна вера: Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. "Бог стал человеком, чтобы.. см Афанасия Александрийского.. 

Или вы продолжите настаивать, что не одна?

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Мария Ш сказал:

Да, я не только о частности, а о попытке взаимопонимания в целом и привожу свой пример отношения к высказываниям даже на примере наших внутрицерковных текстов.

Вот потому и обращаемся к постановлениям Соборов и соответствующим комментариям св. отцов, чтобы использовать единую вероучительную терминологию.

 

10 минут назад, Мария Ш сказал:

Если конкретно по теме коптов : мы врозь не случайно. Это очевидно и нельзя не признать.

Да, по Промыслу.

 

2 минуты назад, Мария Ш сказал:

Андрей). У нас с Вами одна вера: Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. "Бог стал человеком, чтобы.. см Афанасия Александрийского.. 

Или вы продолжите настаивать, что не одна?

Я продолжаю настаивать, что утверждение "Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек" используют и еретики. Богословские споры с миафизитами и несторианами ведутся как раз о том, в чём заключается единство двух природ во Христе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Полезная информация о современном состоянии диалога с антихалкодонитами в статье:

 

Заявление Комиссии священного Кинота Святой горы Афон о диалоге между православными и антихалкидонитами (1994 г.)

 

Кстати, не знал, что Антиохийская Православная Церковь уже много лет фактически восстановила общение с антихалкодонитами (цитата оттуда же):

 

"в 1991 году в окружном послании членам Священного Синода своей Церкви патриарх Игнатий IV предписал ряд конкретных мер по объединению с нехалкидонской (монофизитской) Церковью Сирии. Речь шла, к примеру, о “включении Отцов обеих Церквей в учебные курсы и в преподавание богословия” (§ 2), о “прекращении принятия членов одной Церкви в общение другой, по какой бы то ни было причине” (§ 3), об участии и сослужении епископов и священников обеих Церквей в общих богослужениях – причём председательствовать должен был старейший по хиротонии (§ 6, 10, 11, 14), о преподании Святых Таинств (в том числе Крещения, Миропомазания и Причащения) священником той или иной Церкви безразлично мирянам той и другой Церкви (§ 9), о рукоположении духовенства одной Церкви в присутствии духовенства другой Церкви (§ 12)." ((Ларше Ж.-К. Христологический вопрос (по поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешённые богословские и экклезиологические проблемы // Богословские труды. 2007. № 41. С. 147–148).)

 

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, АндрейВ.Х. сказал:

чтобы использовать единую вероучительную терминологию

Это и моя вера тоже. 

2022-02-03-11-54-53.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
53 минуты назад, Vаlentinа сказал:

православное изложение преп. Иоанна Дамаскина, соответствующее, а как же иначе!, и всем богослужебным текстам

Во многих случаях иначе и не скажешь. И главное, незачем.

"От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены" разве скажешь своими словами, что путнее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 минут назад, АндрейВ.Х. сказал:

споры с миафизитами

Греческое слово "миа" допустимо понять  как единое, композиционное.  При котором человеческая и божественная природы соединяются указанным на соборе образом. А не иным. Если мы единовременно нажмем две клавиши, то получим один звук. Слово созвучие ед числа, а подразумевает множество. Если мы говорим о св. Троице в единственном числе, то не отменяем Ее Лиц. И не смешиваем Их.

Если мы говорим о Христе , Сыне Бога Живаго, пришедшем в мир, не надо брать правосдавного человека "за пуговицу", подозревая в нем ересь.

Прошу заметить. Есть споры межконфессиональные и подобие их внутри конфессии. Сама здесь не спорю, что бы кому ни казалось. А пытаюсь понять, что может вызвать непонимание и разногласие. Прошу простить, если кого ввела в раздражение. У вас никто не отнимает катехизиса

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...