Мано 2 735 Опубликовано: 2 августа, 2022 С днём пророка Илии! Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим, еже на Небеса на колеснице огненней, преславное восхождение твое. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 616 Опубликовано: 2 августа, 2022 Была на литургии. После службы вдруг задалась вопросом: Илия пророк родился в Ветхом завете, а умрет в Новом. Он ведь св.Крещение принять должен. Хоть и свят. Даже Господь принял. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юрий Кур 3 260 Опубликовано: 2 августа, 2022 13 минут назад, Мария Ш сказал: Он ведь св.Крещение принять должен в энциклопедии прочитал: Свт. Кирилл Иерусалимский указывает на то, что И., перед тем как вознестись на небо, прошел через Иордан, заставив его расступиться. Этот переход свт. Кирилл рассматривал как символ Крещения, которое становится для человека началом спасения (Cyr. Hieros. Catech. 3. 2). То же сравнение приводит в проповеди свт. Григорий Нисский (Greg. Nyss. In bapt. Christ. // PG. 46. Col. 592-593). https://www.pravenc.ru/text/389301.html#:~:text=Свт. Кирилл Иерусалимский указывает,46. Col. 592-593). Символ Крещения - это, конечно, не само Крещение. Но: то, что сам Креститель приходит "в духе и силе Илии" наводит ведь на мысль? 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 616 Опубликовано: 2 августа, 2022 8 минут назад, Юрий Кур сказал: наводит ведь на мысль? Ну, наводит) 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Vаlentinа 694 Опубликовано: 3 августа, 2022 А почему убрали моё сообщение с цитатой из св. Димитрия Ростовского? Я написала что-то неподобающее? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 280 Опубликовано: 3 августа, 2022 (изменено) 2 часа назад, Vаlentinа сказал: А почему убрали моё сообщение с цитатой из св. Димитрия Ростовского? Я написала что-то неподобающее? А можно поступить по христиански. Добрым словом (помыслом) без пистолета...) оправдать (сайт, администратора) тем, что сайт в последние дни сбоит и ваше сообщение просто из-за этого не сохранилось.) Изменено 3 августа, 2022 пользователем *Владислав* Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 3 августа, 2022 2 часа назад, Vаlentinа сказал: А почему убрали моё сообщение с цитатой из св. Димитрия Ростовского? Я написала что-то неподобающее? Да вроде бы ничего вашего не убирали... Попробуйте еще раз Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Vаlentinа 694 Опубликовано: 3 августа, 2022 (изменено) 23 минуты назад, A Lost Sheep сказал: Да вроде бы ничего вашего не убирали... Попробуйте еще раз Отче, моё сообщение появилось и было на форуме вчера вечером, даже отразилось среди последних сообщений. А утром, когда я зашла за ответами, (потому что эта тема меня очень интересует), сообщение пропало. Я сама немало работала на форумах и сайтах и знаю, что сами собой сообщения не исчезают. Если я написала что-то некорректно, то и захотелось узнать, что именно. Иногда вопрос о крещении ветхозаветных людей вызывает активную реакцию, сталкивалась. Поэтому и спросила. Я цитировала эти слова св. Димитрия Ростовского из его Жития пророка Илии: "Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогда от меча антихристова (Откр.11:3-12), и уже не только как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного мздовоздаятеля Бога, в трех Лицах Единого, Отца и Сына и Святого Духа, Которому честь и слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Изменено 3 августа, 2022 пользователем Vаlentinа Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 4 августа, 2022 В 03.08.2022 в 12:56, Vаlentinа сказал: Иногда вопрос о крещении ветхозаветных людей вызывает активную реакцию, сталкивалась. А в какой теме вы его опубликовали? Да еще и о крещении "ветхозаветных людей"... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Vаlentinа 694 Опубликовано: 4 августа, 2022 17 минут назад, A Lost Sheep сказал: А в какой теме вы его опубликовали? Да еще и о крещении "ветхозаветных людей"... Да я уже и побоялась повторить свои слова. В этой теме и писала, в ответ на вопрос о том, был ли крещён пророк Илия. Писала, что нам, конечно, немногое открыто, но мы знаем, что пророк Илия примет мученическую смерть за Христа. И о крещении кровью Христовых мучеников... 22 минуты назад, A Lost Sheep сказал: о крещении "ветхозаветных людей" А вот об этом лет 30 назад я читала, не помню у кого, и не могу найти, как ни искала спустя годы, и поэтому повторить не решусь. Может быть, Вы, отче, что-нибудь скажете? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
LarisaOptina 1 700 Опубликовано: 29 апреля, 2023 С Праздником Жен - мироносиц! 1 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
~ Весна ~ 2 876 Опубликовано: 30 апреля, 2023 С праздником, дорогие сестрички во Христе!!! МИРОНОСИЦЫ Когда еще не наступил рассвет, едва покрыла плошки звёзд зола, а их Любовь в дорогу позвала, важней которой не было и нет. Спросонок спотыкаясь средь камней, спешили сквозь предутреннюю тьму хотя бы миром послужить Тому, Которого на свете нет важней. Рассвет постлал им золотой настил, но всё затмил вселенской вспышки свет, и Ангел им о Пасхе возвестил, важней которой не было и нет. Прот. Андрей Логвинов 3 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 280 Опубликовано: 30 апреля, 2023 С праздником, сестры!) 4 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
LarisaOptina 1 700 Опубликовано: 3 июня, 2023 С праздником Святой Троицы!!! 3 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 845 Опубликовано: 4 июня, 2023 Всех православных христиан с праздником Пресвятой Троицы! 2 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 280 Опубликовано: 4 июня, 2023 Чудотворная икона "Святая Троица" вернулась в Русскую Церковь. Я лично верю, что произойдет какое-то чудо в масштабах всей России. 4 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 924 Опубликовано: 4 июня, 2023 Поздравляю всех с праздником Святой Троицы! 2 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
~ Весна ~ 2 876 Опубликовано: 4 июня, 2023 С праздником, братья и сестры!! 2 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мано 2 735 Опубликовано: 4 июня, 2023 С праздником! 2 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Tatuana 251 Опубликовано: 2 августа, 2023 2 августа Православная Церковь чтит - Пророка Илию Фесвитянина. На видео, беседа о пророке Илие - священника Валерия Духанина. С празником! 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 616 Опубликовано: 17 января (изменено) С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ! Новый русский перевод: 9. В то время из галилейского города Назарета пришел Иисус и тоже был крещен Иоанном в Иордане. 10. И когда Иисус выходил из воды, Он тотчас увидел раскрывшиеся небеса и Духа, спускающегося на Него в образе голубя. 11. И с небес прозвучал голос: – Ты Мой любимый Сын! В Тебе Моя радость! Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 19-26. "...Рассказ о крещении - текст не реалистический, а богословский и пророческий, использующий библейскую символику. Иными словами, евангелист Марк (как и другие евангелисты) следует здесь не живым рассказам апостола Петра, который, кстати, и не был свидетелем этой истории, живописует не реалистическую картину, но, используя символы, библейские цитаты и намеки, пишет для нас словесную «икону». Скорее всего, Марк в рассказе о крещении Иисуса (равно как и в предыдущем повествовании о явлении Иоанна Крестителя) использовал уже сложившееся в церковной среде устойчивое предание. В нескольких скупых словах описывается не физическая реальность, но эсхатологическое событие. Ведь «отверзание небес» для древнего читателя, знакомого с библейской традицией и убеждениями того времени, означало наступление мессианского времени, означало наступление конца века сего. Дело в том, что в представлениях иудеев той поры небеса закрыты и молчат после смерти последнего из «малых библейских пророков». Они откроются только пришедшему на землю Мессии. И вот небеса отверзаются, как отверзается завеса небесного Храма. И оттуда, от престола Божьего, нисходит Дух Святой и раздается Божественный голос. Молчание небес прервано! Здесь надо сделать несколько комментариев к тексту. Во-первых, следует заметить, что Синодальный перевод пытается «подправить» оригинальный текст евангелиста Марка, у которого в предложении «и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса...» нет упоминания о Иоанне. Курсив, которым напечатано имя Иоанна, - так называемая конъектура, сознательная вставка переводчика из стремления «объективировать» событие, для чего потребовался его свидетель - Иоанн. Но у Марка (как, кстати, и Матфея) только Иисус видел отверстое небо, сходящий на Него Дух и слышал небесный голос. То есть перевод стихов Мк 1:10-11 должен звучать так: когда Иисус «выходил из воды, Он тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Иоанн не был очевидцем этого события. Иначе откуда бы у него взялись впоследствии сомнениявтом, что Иисус-Мессия (Мф 11:2-3; Лк 7:19-20)? То, что изображено в евангельской сцене крещения, происходило только между Иисусом и небесами, то есть миром Божьим. (Небольшое замечание к лексике: в оригинальном тексте отмечено встречное движение Иисуса и Духа - Иисус не просто «выходит», а «поднимается, восходит» из воды, Дух не просто «сходит», а «опускается, нисходит» с небес на Иисуса.) Во-вторых, следует заметить, что в тексте Марка Дух как голубь сходит с разверстых небес не «на Него», а «в Него», в Иисуса, то есть внутренне соединяется с Ним. Возможно, это выражение - просто особенность языка евангелиста Марка. Но возможно также, что речь идет о некоем противопоставлении Иисуса прежним пророкам. Дух временно нисходил «на пророков», а «в Иисуса» вошел навсегда. То, что Дух Божий представлен как голубь (точнее, горлица), отвечает библейской образности. Дух и ветер по-еврейски - одно и то же слово «руах». Ветер и Дух в библейской поэзии подобны птице. Уже в самом начале Книги Бытия, в истории Творения, Дух Божий как птица «носился», как ветер веял над пустынной бездной вод (Быт 1:2), и далее в разных книгах Писания говорится о том, что Бог «воссел на Херувимов, и полешел, и понесся на крыльях ветра» (2 Цар 22:11; Пс 17:11; 103:3). У ветра-Духа есть «крылья», как у птицы. Символическое уподобление Духа (ветра) птице - обычный библейский мотив. Святоотеческая интерпретация этого места... склонна подчеркивать уподобительно-символическую функцию образа горлицы, возражая против его чувственной буквализации. По характерной формуле блаж. Иеронима, здесь “показуется не истина, но уподобление” (In Matth. 3:16). В-третьих, самое важное наблюдение над текстом касается «небесного гласа». Небесный голос произнес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тому, кто хорошо знает Священное Писание Ветхого Завета, слова небесного голоса «Ты Сын Мой» напоминают о знаменитых личностях из истории избранного народа, а именно о царях из дома Давида, которые точно во время церемонии своей интронизации и помазания елеем как символом Духа Божьего слышали пение Второго Псалма: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7). На Востоке цари традиционно назывались Сынами Божьими. Теперь, во время Крещения, с небес снова звучат те же слова Второго Псалма, псалма интронизации, провозглашая Иисуса помазанным Царем, объявляя Его Мессией. Однако Божественный голос с небес произносит не просто «Ты Сын Мой», но «Ты Сын Мой возлюбленный». Грамотным читателям, знакомым с греческим переводом Библии (LXX), это напоминало выражение «сын возлюбленный», которое появляется в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: «Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил» (Быт 22:2). И ниже: «Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня. <...> Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя» (Быт 22:12, 16-17). Иначе говоря, слова «Ты Сын Мой возлюбленный» намекают на жертвенный характер мессианского служения Иисуса Христа. Еще важнее продолжение «небесного гласа»: слова «в Котором Мое благоволение». Ведь эти слова должны были напомнить об Отроке Господнем, о котором у пророка Исаии сказано: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него» (Ис 42:1). Но ведь тот же Исаия пророчествует об этом Отроке, что Он будет страдающим Искупителем, который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5). Важно то, что такое представление о страдающем Мессии полностью расходилось с иудейским пониманием Мессии того времени. Конечно, Мессия мыслился человеком смертным, как и все. Но его не представляли себе страдающим за чужие грехи искупителем. Напротив, Он ожидался как величественный и победительный царь и воитель. А здесь - пророчество о Мессии страдающем, о невинной жертве за человеческие грехи. Иудеям это было непонятно и чуждо. Именно по этой причине данное пророчество Исаии в иудейской традиции никогда не относилось к Мессии. Итак, принимая все это во внимание, мы делаем следующий вывод: используя символы, библейские цитаты и намеки, евангелист Марк пишет для нас словесную «икону», а не протоколирует событие крещения. Он уже в самом начале своего Евангелия открывает нам глаза на то, кем был (и кто есть) Иисус из Назарета. Он - помазанный Мессия, Царь. Он - не такой мессия, какого ожидали иудеи, но Мессия, подобный Отроку, или Рабу Господню из пророчества Исаии, т.е. Мессия, страдающий за людей. Он - возлюбленный Сын Божий, приносимый в жертву, о чем напоминает история Авраама и Исаака. Сцена крещения у евангелиста Марка (и у других евангелистов) отвечает не на вопрос, как все происходило, а на вопрос, что по глубинной сути произошло в крещении Иисуса. Марк с самого начала желает открыть читателю глаза на то, кем был (и пребывает) Иисус: возлюбленным Сыном Божьим, который все дальнейшее, о чем пойдет речь в Евангелии, совершил в силе Святого Духа. История толкования данного текста показывает, насколько жгучим в древности и в Новое время был вопрос о крещении Иисуса Христа от Иоанна и о сошествии на Него Духа Святого. Сцена Крещения часто повергала в смущение. Поскольку в христианском вероучении утвердилась идея о безгрешности Иисуса Христа, само Его крещение с целью очищения от грехов становилось непонятным. Непонятным оказывалось и нисхождение Святого Духа на Сына Божьего, воплощенное Слово Божье. Павел Самосатский (III век): «Помазание требуется человеку, Слово в помазании не нуждается». Жан Кальвин (XVI век): «Почему Дух сошел на Христа, если Он всегда покоился на Нем?» Отголосок проблематичности для христианского сознания факта Крещения Иисуса звучит уже в Евангелии от Матфея. Там рассказано, что Иоанн противился желанию Иисуса креститься у него, но Иисус убедил его в необходимости этого шага, «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:14-15). Последующим богословским изобретениям, объяснявшим факт крещения и сошествия Духа на Христа, не было предела. Так, для гностиков в Крещении пришедший свыше «духовный Христос» внешне соединился с «телесным Иисусом» (так называемый докетизм). Существовал адаптационистский взгляд, в соответствии с которым Христос был человеком, которого Бог усыновил в Крещении, после чего Иисус стал Сыном Божьим. Православные же полагали, что Иисус был вечным Словом Божьим, воплощение которого произошло задолго до Крещения, и который не имел нужды в даровании Духа. Так что для них вопрос приобретал особую остроту и разрешался различными путями в более поздней «высокой христологии». Вот лишь некоторые подходы к вопросу о Крещении: A. Акт Крещения рассматривался как свидетельство Троицы: глас Отца, послушание Сына и помазание Духом. Это так называемая «гипотеза манифестации». Известный представитель такого взгляда - Феодор Мопсуэстский (IV-V вв.) . Провозглашение Иисуса Сыном Божьим происходит «не столькоради Него, сколько ради других» (Жан Кальвин). Б. Акт Крещения - материальное обоснование христианскогомтаинства крещения. В древней церкви с глубокой древностимсуществовало мнение, что Иисус своим Крещением очистилмстихию воды: «Он... крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду» (священномученик Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам XVIII). Крещение Христа - прообраз христианского крещения (Феодор Мопсуэстский).мВ восточной традиции главным содержанием праздника Богоявления стало Крещение, и в этот день, как в Пасху, происходило массовое крещение оглашенных. B. Многочисленными уже в древней церкви были попытки понимать Крещение в связи с искупительной смертью или с воплощением. В Крещении Иисус по своей милости солидаризировался с грешниками: «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. <...> То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого» (свт. Иоанн Златоуст). Г. Распространен был также историко-сотериологический тип толкования: «Преслушание ветхого Адама затворило для нас рай, послушание же нового открыло нам небо» (Евфимий Зигабен, XI-XII вв.). Все эти толкования пытались объяснить смысл Крещения Иисуса, нисхождения на Него Святого Духа и небесного провозглашения Его Сыном Божьим, исходя из развитой христологии церкви. В самом же тексте Марка мы, - в отличие, скажем, от посланий апостола Павла или от писаний евангелиста Иоанна, - прямых ответов на вопросы христологии еще не встречаем." Изменено 17 января пользователем Мария Ш 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 616 Опубликовано: 20 марта Готовлюсь к дню памяти 40 Севастийских Мучеников. К именинам о.Илия. если кто собирается печь жаворонков, делюсь своим ноу-хау. Все стандартно. Вместо сахара мед, вместо обычного масла тыквенное. С наступающим Праздником! 1 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 280 Опубликовано: 19 мая Христос Воскресе! С праздником жен-мироносиц, сестры!) Почему память жен-мироносиц установлена именно на это воскресенье? Ответ кроется в древней системе чтений из Евангелия, существовавшей в Иерусалиме (и не только). В отличие от системы, принятой во все последнее тысячелетие, в той древней системе на воскресенья Великого поста были установлены отрывки из Евангелия от Луки (а не от Марка, как сейчас). На Светлой седмице читались отрывки о Воскресении Христовом из всех евангелистов — в том числе, дочитывалось Евангелие от Луки, звучавшее перед тем в пост. Евангелие же от Иоанна начиналось в Новую неделю, почему она, собственно, и получила такое название. Именно в Новую неделю, то есть на Антипасху, на литургии звучал Пролог Евангелия от Иоанна (а не на Пасху, как сейчас). Нынешнее чтение литургии Антипасхи, о Фоме, прочитывалось в ту эпоху не на литургии, а на вечерне, в Антипасху вечером. В будние дни после Антипасхи читали 1–2-ю главы Евангелия от Иоанна, и к следующему воскресенью подходили к началу 3-й главы: беседе с Никодимом. Вот здесь и кроется подлинная причина возникновения Недели жен-мироносиц: изначально это было воскресенье, посвященное Никодиму. Никодим, «архонт иудеев», упоминаемый только евангелистом Иоанном, — фигура таинственная. Даже само Евангелие говорит, что он приходил ко Христу тайно, ночью. А тайное всегда вызывает особый интерес. Со времен ранней Церкви было известно так называемое Евангелие Никодима — рассказ о сошествии Христа во ад, о чем в Священном Писании говорится предельно кратко. Евангелие Никодима имеет большое значение в церковной традиции: оно цитируется в песнопениях, в замечательном слове «Что сие великое молчание?.. », которое по уставу должно прочитываться во время пасхальной «полунощницы», его образы повлияли на православную иконографию Воскресения Христова / Сошествия во ад. Итак, в древнем Иерусалиме воскресенье после Антипасхи было посвящено Никодиму: сначала из-за чтения в это воскресенье отрывка о беседе с ним, затем из-за тесной связи фигуры Никодима с преданием о Сошествии во ад. То же было и в Константинополе в эпоху Юстиниана: так, прп. Роман Сладкопевец написал для этого воскресенья кондак о Никодиме, о Сошествии во ад и о Воскресении Христовом. Очень скоро в это же воскресенье стали вспоминать не только Никодима, но и Иосифа Аримафейского, ведь после рассказа о беседе с Никодимом его имя упоминается повторно всего однажды: в описании погребения Тела Христова, вместе с Иосифом (Ин 19. 39). Что же касается жен-мироносиц, их память долгое время не была связана с этим воскресеньем, но совершалась во вторник после Антипасхи. Лишь с реформой старой системы чтений, когда все отрывки из Евангелия от Иоанна сместились ближе к Пасхе (в частности, отрывок о беседе с Никодимом ушел с этого воскресенья — он перешел на четверг Светлой седмицы), память жен-мироносиц оказалась притянута к памяти Никодима и Иосифа, а затем и во-многом заслонила ту собою (чем, кстати, снова сокрыла фигуру Никодима под завесой тайны). Тем не менее, по сути, это разные памяти, о чем в частности говорит наличие у каждой своего собственного тропаря: 1) «Благообразный Иосиф... » и 2) «Мироносицам женам...». Священник Михаил Желтов 1 4 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение