Jump to content
berdy

Иисусова Молитва

Recommended Posts

Цитата

Итак, хотя бы ты затворил двери, Он желает, чтобы ты, прежде чем затворить их, изгнал из себя тщеславие, и заключил двери сердца твоего. Быть свободным от тщеславия

Цитата

Но для иных, не менее возвышенных, примеров ныне не позволяет время; но, вот, в чем заключается то, чему учит Господь о молитве втайне: – молитва, совершаемая наедине и у себя дома и даже на ложе, побуждает к молитве, которая совершается в Церкви;

Цитата

Христос повелевает молиться в комнате при закрытых дверях. Но вместе с тем Он учит произносить молитву на всяком месте, ведь молитва святых совершалась и в тюрьмах, и в огне, возносилась из морских глубин и из чрева чудовища. Поэтому [Господь] призывает нас войти не в укромное место дома, но в горницу нашего сердца и молиться в тайном уединении нашего ума: не многословно, но по совести, ибо всякое дело превосходит слова говорящих.

 

Читаем толкования дорогой брат https://bible.optina.ru/new:mf:06:06

 

 

Share this post


Link to post
9 hours ago, АлександрIV said:

ну и главное пожалуй то, что слыша с какой скоростью читают молитвы на клиросе, любой человек получает повод к смирению

Я бы сказал, что поводов для смирения у нас много, а есть ли плод?

 

Вообще с молитвой очень сложно. С одной стороны, по внутренним ощущениям она может быть очень разной.

 

С другой стороны, эти ощущения могут быть очень и очень обманчивыми. Вот у Дмитрия Сиверса на его prokliros.ru есть много раз подмеченное, которое он возводит в правило, ощущение - есть день, когда хор поет прекрасно, все в ноты попадают, а мiряне говорят, что хор пел так себе. И есть дни, в которые хор поет ужасно, косячит, в ноты не попадают, а мiряне говорят, что пели великолепно. То есть, на тот же плод (результат) - совершенно противоположное восприятие.

 

Ритм чтения молитв - то же самое. Он может быть быстрым, но восприниматься как нормальный, или как быстрый, или наоборот, слишком тягостный. Внимание может быть железобетонным, прибитым как гвоздями, а может вообще отсутствовать. Все бывает по-разному.

 

Да, вычитывание молитв - это недостаточно хорошо. Но научиться читать, причем, быстро и без ошибок - тоже нужно.

 

Как в притче о мытаре и фарисее - оба вышли оправданными, но фарисей менее, чем мытарь. Потому что оба были в правильном месте (храме), и занимались правильным делом (молились).

 

Ну а смирение... Понять, что ты нормально молиться не можешь - этого мало. Это нужно еще и принять. А приняв это, что твоя молитва и гроша ломаного не стоит, тут и смириться уже можно. А как смиришься, глядишь, и молитва наладится. Потому что будешь уже о правильном молиться, и внимание останавливать на правильном, а собственные наемничьи рассуждения о восприятиях, ощущениях, осуждениях и укоризнах клирошан, и прочую ерунду, отнимающую молитву, оставишь далеко в стороне. Если Бог даст.

  • Like 2

Share this post


Link to post
59 минут назад, sibiryak сказал:

 

Читаем толкования дорогой брат https://bible.optina.ru/new:mf:06:06

 

 

если я дома буду с кем-то, то  не смогу войти в горницу сердца и молиться в тайном уединении ума, не смогу справиться с помыслами, не смогу остаться наедине с Богом. об этом и сказал. да и мои семейные по-своему воспринимают, что значит быть христианином. настрой в храме совсем другой. 

Share this post


Link to post

Александр, если говорить о доме, и захотеть как-то обобщить в виде одного правила, то тут мне больше нравится Тайная Вечеря, когда Господь сказал: Кто хочет быть бОльшим, да будет всем слугой.

 

Если дома домашние рассчитывают на вашу помощь - то нужно себя отвергнуть, в особенности, получается ли что-то личное (связанное с собственной самостью), например, уединиться в уме.

 

Но это не повод для отказа от молитвы. Тут можно использовать Иисусову молитву, причем, полная семисловная-восьмисловная будет, скорее всего, длиновата, и пятисловная, наверно, тоже. Достаточно двух слов "Господи, помилуй".

 

Причем, понимая, что мы просим именно милости, то есть, чего-то незаслуженного. Но просим, потому что без этого жить немыслимо (непредставимо), не хочется (нет воли на такую жизнь), и невозможно (неприемлемо и бессмысленно).

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Знаете Александр, я немного про себя напишу. Еще когда начинал только молиться, в первое время, тоже считал что НИКТО вообще меня не должен отвлекать, и мои ( я тогда жил с мамой, внуком) они даже боялись зайти в комнату ко мне, Вы представляете себе? Они просто боялись меня, не дай Бог зайдут, я же такое там выскажу, как это так я молюсь тут стою, а вы тут заходите за утюгом. Или мама постирала белье пошла развешивать на балкон через мой зал. Сидели и ждали!

 

Вот она ЛЮБОВЬ к ближнему! Не ищет своего, не раздражается, все покрывает и все переносит...:(

 

И думаете угодна была такая молитва Богу, если я молюсь, а мои как мышки ходят на цыпочках...

Ведь я  укрылся в своей комнате, в тайне молюсь стою, а вы тут бродите тайну мою нарушаете..

 

Я не скажу что имею полную любовь, нет конечно и раздражение имею и осуждение, просто стараюсь как могу, пусть не всегда получается.

 

Есть один рассказ про бабушку . У нее настолько было хлопот дома, что не то, что правило почитать, в храм не мола выйти.

 

  А молилась она как могла, по простому.

 

Гора посуды, а она: Боже очисти меня грешную так же, как я вот эту посуду.

 

Нет никто не призывает не читать, но если ближние пока не могут с вами согласиться, то хоть просто постараться ради любви к ним не огорчать.

 

Если нет любви – все подвиги бесплодны

 

Цитата

Совершенство достигается человеком не сразу, для этого нужен целожизненный подвиг и полное напряжение всех сил и способностей. Величайшую услугу оказывает в этом делании самопожертвование и принуждение, посред­ством которых христианин сможет достичь с помощью Божией высшего дара любви не только к своим доброжелателям, но и к тем, кто бывает злобно настроен против него

Цитата

Дома со своими родными надо жить в мире и любви. Быть им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души

 

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/duhovnye-rassuzhdenija-i-nravstvennye-urok/198

  • Like 2

Share this post


Link to post

Четки даны Христинанину ( монаху или мирянину), что бы можно было читать Иисусова молитву какое- то количество раз. Так проще. Отец Венедикт говорит: возьмите четки в руки, сядьте на стульчик и не спеша, со вниманием произнесите 50 раз Иисусову молитву. Вот для чего даны четки Христианину. Или, например, молитву Господи, помилуй 

Share this post


Link to post

Со святым вечером!Хотелось бы узнать есть ли у кого-либо опыт умно-сердечной молитвы,когда ум сведен в сердце,но еще не соединен с ним?Спаси Христос!

Share this post


Link to post

Николай, мир вам!

 

Могу вам порекомендовать ознакомиться со следующей беседой:

 

Share this post


Link to post
5 часов назад, АндрейВ.Х. сказал:

Николай, мир вам!

 

Могу вам порекомендовать ознакомиться со следующей беседой:

 

Очень благодарен вам за видео,познокомлюсь с трудами автора поближе,спаси Христос!

Share this post


Link to post
В 15.04.2022 в 16:26, Николай1979 сказал:

Очень благодарен вам за видео,познокомлюсь с трудами автора поближе,спаси Христос!

Благословения и помощи вам от Господа!

Share this post


Link to post

 

В 19.10.2010 в 19:51, иером. Даниил сказал:

Где-то в оптинских историях есть случай, когда один подвижник прислушался к словам молитвы, которая, как ему казалось произносится у него внутри и с ужасом обнаружил, что вместо слов он произносил "мяу". 

Может это был котик во дворе?^_^ Шучу.

Просто это мне напомнило то время, когда я по ночам готовился к курсовой. А у нас же мозг отчасти по ночам засыпает, ну физиология... И вот из тёмных закоулков сна может что-то всплыть. Я вот так отчётливо слышал в ту ночью матерную брань у себя в голове или громыхание кастрюли. 

 

Во время молитвы ум нужно заключать в словах молитвы. А если что паранормалное происходит (бывали даже у меня и знакомых яркие вспышки света), то не следует придавать им значения, а лучше прогнать их прочь: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...". Паисий Святогорец говорил, что не нужно во время иисусовой молитвы искать чудес, света, а более и более смиряться, одну имев в этом заботу. Смиряться и просить Бога, что бы не посылал нам никаких знамений, чудес. Блаженны не видевшие последних, но верующие в Господа, Господу.

Share this post


Link to post

Дух Святой дает о Себе знать в той мере, в какой человек ведет покаянную жизнь

Монах Проклу (Никэу)

 

Бог иногда прикрывает благие дары

 Святой Дух не дает человеку, слабому в смирении, ощутить Его.

Даже если некоторые люди хотят спастись, Благий Бог не открывает им даров вечности, потому что жалеет эти души. На них исполняется слово Псалтири: «Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе» (Пс. 30: 20).

Дух Святой, даже если человек не преуспел в смирении, прикрывает его добрые дела, чтобы его не ограбили. Некоторые ропщут и говорят: «Я столько времени прожил в монастыре и совсем не ощутил помощи Божией». Таковым следует радоваться, потому что Бог прикрыл их благие дары, чтобы они их не видели, потому что они не боятся разбойников.

 

Диавол нападает на ум, не занятый молитвой

В борьбе за смирение диавол иногда смешивается с умом человека. Пока ум пребывает в молитве, он не может примешаться, стоит поодаль, но подкарауливает момент, когда ум окажется пуст, не будет иметь делания. Тогда диавол набрасывается и атакует в том направлении, где человек слабее. И, например, делает так: говорит тебе, будто ты лучше того-то.

Однажды, когда я хотел плакать о своих грехах, диавол сказал мне: «Что ты так смиряешься? Знаю я твои грехи, и ты чуть получше плохих». Не сказал «хороших», потому что знал, что я не поверю. Тогда это стало для меня тяжелым ударом.

Эти искушения приходят, когда стараешься собрать ум; если я творю молитву, а ум уносится в церковь, и на улицу выходит, и где-то еще витает, тогда диавол начинает бороть меня многими плотскими искушениями. Тогда ты уже не можешь держать под наблюдением свою внутренюю жизнь, потому что там темно.

Какое бы послушание ты ни исполнял, даже когда несешь ведро воды, надо иметь делание ума, потому что если у тебя нет делания, диавол задаст тебе свое делание, и ты уже не сможешь оставаться в монастыре. Если ты размышляешь о еде, или дожде, или одежде, или о других земных вещах, это все равно, что жить в миру.

Одни мечтают о пустыне, а не знают, что у них в келлии тоже есть пустыня. Ночью, когда молишься Благому Богу, ты пребываешь все равно что в пустыне, а если спишь всю ночь, тогда это все равно, что жить в городе: тебе не будет награды.


 

Скрытый текст

 

Если засыпаешь с молитвой в уме, диавол не может преуспеть

Все, кто старается, чтобы сон похитил их прямо из молитвы, то есть старается заснуть с молитвой на уме, таковые смогут очень преуспеть.

Если не можешь бодрствовать всю ночь, возьми благословение у духовника и иди в келлию. И после того, как совершишь свое правило и захочешь уснуть, осени знамением Святого Креста свое изголовье и лицо и повторяй так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если не получается, чтобы сон похитил тебя прямо из молитвы, значит, днем, когда ты идешь на послушание, ум твой бывает рассеян и ты не повторяешь молитву «Господи Иисусе…». Значит, надо постараться, когда идешь на послушание, ни с кем не разговаривать, если только тебя не спросили о чем-нибудь. Тогда ответь, чтобы, если не ответишь ему, он не подумал о тебе чего; не давай ему повода для подозрений и отвечай ровно столько, сколько он спрашивал. Если же начнешь множить слова, тогда вину понесешь ты. Такова безмолвническая жизнь.

Если засыпаешь с молитвой «Господи Иисусе…», диавол начинает будить тебя, чтобы ты уснул в рассеянии. Это его ревность: чтобы ты не засыпал в молитве несколько вечеров подряд.

Это самое большое преуспеяние – если сон похищает тебя из молитвы «Господи Иисусе…». Как бы сильно ни бороли тебя духи и как бы тяжки ни были искушения, Дух Святой вселится в сердце, и у диавола уже не будет сил, он уже не сможет преуспевать.

 

Когда диавол видит, что человек хочет очистить свое сердце, он появляется со всякими испытаниями

Когда человек силится творить молитву «Господи Иисусе…», бывают всякие испытания. Сначала диавол пробует атаковать через пять чувств. По мере того, как ты стараешься не быть рабом этих пяти чувств, Дух Святой помогает тебе в молитве ума. И в какой мере ты силишься подвизаться, в той же мере Дух Святой помогает уму стяжать молитву сердца (самодвижную молитву).

Дух Святой сводит ум в сердце. Знай, что есть моменты, когда Он дает человеку ощутить Его.

Отец Клеопа (Илие) говорил так:

«Когда ты ненароком проснешься или повернешься на другой бок, и накатит такое смирение, покаяние, слезы, собранность ума и жажда Бога, тогда монах должен, сколько может, не впускать в ум мыслей о многопопечительности. Радость эта длится недолго: минут 10–15. Ум да твердит тогда молитву “Господи Иисусе…” И если монах собирает ум и творит молитву, в душу его может сойти великая радость».

А диавол делает наоборот: когда ты ощутишь смирение, собранность ума, слезы, тогда он задает тебе хлопот: то мне надо правило дочитать, то в храм пойти, то срочно сделать что-то, и тогда я могу проиграть (ему).

Когда диавол видит, что человек хочет очистить свое сердце, он старается смутить его видениями. И если диавол обманет тебя, тебе надо будет 3–4 дня, чтобы отделаться от него и вернуться к тому месту, в котором ты пал.

Если бы Благий Бог дал диаволу волю, человек не мог бы выдержать искушений, но Бог не попускает искушений выше сил человека

Когда диавол придет, скажи ему так: «Если ты от Бога, повторяй со мною так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”». При этих искушениях Дух Святой поначалу просвещает тебе ум, однако не помогает; Он стоит и ждет, чтобы посмотреть, с кем ты соединишься. И если ты твердишь тогда «Господи Иисусе…», то по мере того, как ты творишь молитву и просишь помощи у Бога, Дух Святой бичует диавола и показывает его тебе.

Что бы ни происходило в видениях, ты не думай, не размышляй о явлениях и делах, происходивших в прельщении.

Искушения от диавола так тяжелы, что лучше бы тебя живьем резали ножом, топором… Если бы Благий Бог дал диаволу волю, человек не мог бы выдержать искушений, но Бог не попускает искушений выше сил человека.

 

Падение и восстание монаха проистекают из мыслей

Подозрения, осуждение, злословие, ропот… когда человек хочет оплакивать свои грехи, эти искушения отступают от него. И даже если он живет в общежительном монастыре, в общежитии он пребывает как в пустыне. Но когда объединяешься с кем-нибудь или пляшешь под чью-то дудочку, ты проигрываешь.

В общежитиях сильно преуспели те, кто шел туда с такой мыслью: «Ухожу в монастырь, чтобы умереть». Те, которые приходят, чтобы умереть в монастыре, те весьма преуспеют, все. А те, которые идут, чтобы еще пожить, тем еще многое предстоит претерпеть, не потому, чтобы так хотелось им или кому-либо еще, просто таков порядок вещей: они много страдают и не получают ничего.

Есть такие, которые не совершают особых подвигов в общежитиях, но стараются никого не огорчать, ни настоятеля, ни кого-нибудь еще, и со всеми пребывают только в мире, творят себе молитву в уме, ни с кем ничего не имеют и хотят спастись. Эти опережают всех. Падение и восстание монаха проистекают из мыслей, из того, каким деланием занято его мышление. У кого имеются ревность или мнения, тот, Боже упаси, находится в опасности.

Самый глубокий мир у меня был, когда я жил в общежитии и остерегался интересоваться чем-нибудь. Если кто просил совета, я давал. А если говоришь, не будучи спрошен, или отвечаешь больше, чем надо, ты проигрываешь.

 

Как сохранить радости духовные

Духовных радостей достигаешь и во сне, если ум пребывает в делании, и когда бодрствуешь.

Когда благоволит Благий Бог, Дух Святой останавливает естество: ты не алчешь и не жаждешь, тебе ничего не причиняет вреда. Затем Дух Святой отнимает у человека молитву, бодрствует он или спит. Тогда, куда бы Он ни повел его, он чувствует себя счастливым, а коль скоро ведет его, то возвращает ему молитву, которую отнял, и он уже не трудится умом. И днем, когда Дух Святой собирает его ум в сердце и он с такой жаждой молится Богу, то, куда ни поведет его тогда Дух Святой, он чувствует себя как в раю.

Только вкусивший этих радостей может это понять. Если бы Благий Бог оставил его в этих радостях, он оставался бы в них вечно. Но если у тебя была радость из этих, знай, что она не твоя. Твоя она была бы тогда, когда, сколько бы раз ты ни вставал на молитву, ни безмолвствовал, она бы каждый раз была у тебя, тогда она была бы твоя. Однако Бог открыл тебе эти радости, чтобы ты знал, для чего тебе подвизаться.

Когда у тебя будет такая радость, надо делать так: когда Он отнял у тебя молитву и ты возрадовался о славе Божией, и Он вернул тебя назад и снова дал молитву, тогда непрестанно твори молитву, всегда, всегда, как можно короче и чаще, чтобы ум не рассеялся. И если у тебя много смирения, Дух Святой снова восхищает тебя. И так по три и четыре дня, а может, и дольше. В это время ты и не спишь, и не голодаешь, и в уме у тебя вовсе нет века сего. У тебя его нет, у тебя есть тот.

После того как отойдут эти радости, приходит диавол путем искушения. Сначала с мелкими, мелкими, мелкими пустяками, и если ты творишь молитву «Господи Иисусе…», тогда он отходит в сторонку и поджидает в засаде. И бросается тогда, когда увидит, что мельница крутится попусту, без помола. Тогда он всыпает свои плевелы и готовит свой помол.

 

Будь круглым со всеми, и тогда стяжешь мир

Когда поступаешь в общежитие, ты подобен камню с острыми зубцами, а в монастыре зубцы начинают стираться. Когда кто-нибудь тебя укоряет, то, если ты не прогневался, значит, зубцы пообтерлись еще немного. Покуда ты побеждаешься гневом, зубцы твои еще не стерлись, и жизнь в уединении не принесест результата. Монах тогда приходит к великому миру духовному, когда зубцы сотрутся; тогда ты уже не волнуешься и не желаешь века сего, ты ищешь другого. Но это постепенно, постепенно…

Больше всего выигрывают те, кто послушание исполняет как для Бога и в братстве повинуется каждому. Надо быть круглым со всеми, потому что тогда у тебя будет мир со всеми. Не делай различий.

Если в монастыре что-нибудь сломалось и ты говоришь, кто сломал, выходит вражда. У другого возникает ненависть к тебе. Если можешь взять это на себя – хорошо, это очень хорошо. Будет трудновато, но у того, кто берет на себя, бывает великий мир. Он приходит к великому миру. Если же не можешь взять на себя, то хотя бы не взваливай на плечи другого. Это очень важно – хотеть, чтобы спаслись все.

 

Когда осуждаешь, Дух покидает тебя

Больше всего я преуспевал (лет семь), когда поразмыслил и сказал себе так: священников буду почитать как святых апостолов, настоятеля – как Христа, а всех остальных – как учеников святых апостолов. И такая радость была у меня, что приходило желание лобызать ступни и ноги всем монахам. Однако со временем я стал побеждаться осуждением и тогда стал охладевать.

Большинство стяжает Духа Святого, когда поступает в монастырь. Тогда на всех смотришь как на святых. Тебя распирает от радости, ты и слышать не хочешь о мире. Но как только начнешь предаваться беседам с остальными, бывалыми, осуждать и злословить других, Дух Святой тотчас же оставляет тебя.

Потом, если исповедуешься и даже плачешь, но не говоришь духовнику: «Отче, я осуждал того-то вот так-то и так-то…», а говоришь только «я осуждал», но как осуждал, не хочешь сказать, Дух Святой держит тебя в оставленности.

Ко всем же, кто исповедуется точно, со слезами и раскаянием, с повиновением, которое они оказывают, Дух Святой снова приходит на помощь. Необходимо покаяние, чтобы снова стяжать Духа Святого.

Дух Святой так благ и милостив!.. Он Преблаг… Но необходимо покаяние. Только благодаря покаянию Он возвращается назад.

Дух Святой приходит не тотчас, а постепенно, постепенно, по мере того, как мы прибегаем к Благому Богу: «Господи, не оставь меня…» И когда молимся так, Дух Святой открывает нам Себя постепенно, постепенно.

Когда диавол нападал на меня и я молился, я снова ощущал Его помощь, как Он изгоняет диавола. И во многих случаях чувствуешь, как Дух Святой помогает тебе. Но когда мы встречаемся с некоторыми братиями, очень легко можем пасть. Стоит только начать осуждать или роптать – все, я проиграл. Это как на лестнице: поднимаемся, поднимаемся и снова падаем. И если смерть застанет меня поднимающимся, это самая большая радость, а если застала падающим, горе мне, я погиб.

Если я старался победить грех, это приобретение, а если грехи одолели меня, тогда я повинен Суду Божию. Если я бросил их – это приобретение. А если грехи меня одолели, тогда диавол пойдет со мною на Суд: «Господи, Ты сказал, что нельзя служить двум господам…» Диавол признает, что ты и Богу служил, но говорит: «Господи, но и меня он тоже не бросал». Тогда… я получу по заслугам.

 

Что мы видим других, то и дает нам Бог

Прежде всего, когда я иду к себе в келлию, мне надо проститься с теми, с кем исполнял послушание, и, есть ли у меня что на кого, нет ли, я должен сказать: «Благословите и простите меня, грешного, может, огорчил вас чем». А они отвечают: «Бог да простит тебя». И когда иду в келлию, чтобы у меня ни с кем ничего не было, и это мое приобретение.

Я так считал в монастыре – на настоятеля смотрел как на святого; а когда бы не смог считать его святым, все, я бы рухнул, я бы потерял все. Ибо говорится: «Даст ти Господь по сердцу твоему» (Пс. 19: 5). Если я считал их святыми, то ощущал радость Духа Святого. Какими я чувствую их, то и дает мне Бог. Кто желает спасения всем, тем Бог подает полезное. А кто плохого желал, плохое и нашел.

 

Покаяние доставляет покой

Пришли ко мне люди, обуреваемые искушениями и трудностями, и говорят, что чувствуют себя как в аду. И я спросил их: «Только не обижайтесь, но как долго вы не исповедовались?» Оказалось, уже лет 5–6 они не исповедовались. И я сказал им: «Да, вы имеете полное право чувствовать ад еще здесь». И послал их на исповедь, а через полгода они снова пришли ко мне и сказали, что больше не чувствуют себя как в аду, они уже чувствуют себя как в раю.

Дух Святой позволяет ощутить Себя в той мере, в какой человек ведет покаянную жизнь. Если я чувствую, что у меня чистые помыслы, что я с легкостью могу победить искушения, и у меня много смирения, много покаяния, многая собранность ума, и мне уже не хочется слышать о веке сем, но я хочу положить благое начало, и ум у меня чистый, прозрачный, тогда я осеняем Духом Святым. А если случается наоборот (потому что Дух Святой иногда отходит, оставляет нас в покинутости), тогда приходит дух мерзости, со всякими сквернами. Тогда будь внимателен и спроси свою совесть: «Совесть, скажи мне по правде: если я сейчас умру, я спасусь? Это нравится Богу?» И так Дух Святой их изгонит.

Есть моменты, когда мы бываем охвачены мраком, и есть моменты, когда бываем охвачены светом и миром. А мир Духа Святого человек ощущает тогда, когда начинает плакать, воздыхать и не может остановить плача. Тогда все диаволы убегают, и у него появляется здравое разумение, и он все понимает духовно-здраво. Эти утешения, приходящие по пути слез, человек может получать, только если ведет покаянную жизнь и обрел глубокое смирение. Если бы мне найти замок, чтобы повесить его на свои уста, я бы стяжал спасение.

 

Мсти слезами. Помогай с любовью и милостью

Когда накатывает уныние или отчаяние, тогда надо поступать таким образом. Скажем духу тому так: «Христос пришел ради грешников, из которых я первый!» И по мере того, как я провожу покаянную жизнь, Дух Святой меня умиряет. Но для первого раза, чтобы мы могли ощутить милость Божию, надо соединить покаяние со смирением. Тогда у меня нет вражды ни с кем, я уже не хочу слышать ни о ком, а если и слышу о ком-нибудь, то не хочу слышать о нем плохого. Когда же слышу о чьей-нибудь благости, радости, духовном преуспеянии, тогда душа моя радуется, успокаивается.

Для первого раза, чтобы мы могли ощутить милость Божию, надо соединить покаяние со смирением

А когда вижу, что некоторые не понимают, какое значение имеют мир, любовь, смирение, и душа моя видит, что все ищут одной только мести: «Он мне сказал, и я ему скажу!» – тогда и сам становлюсь мельче и всеми способами стараюсь уйти оттуда. Поэтому один святой отец говорит: «Если не будет меня и не будет Бога в моем сердце, мне не спастись».

Знайте, что нам надо остерегаться одного; один святой отец так говорит: «Если в разжжении гнева своего ты умертвил чью-то душу, из пламени гнева твоего взыскана будет душа та». Надо остерегаться этих искушений. Это очень сильные, тяжелые искушения, которые гнетут, гложут нашу совесть.

Иногда надо и обличить кого-нибудь, если это соответствует совету святых отцов, но больше всего мы можем помочь душе иным способом.

Один монах, настоятель скита, закончив службу, побежал за мной, догнал на опушке леса и говорит: «Подожди немного, я что-то скажу тебе». И рассказывает мне о напастях с братиями, которые его не слушались. И спрашивает меня: «Что мне делать? Как отомстить им?».

И я сказал ему, что нашел в одной старинной книге, невесть где, что там было написано так: «Если хочешь отомстить грешникам, мсти слезами». И если будешь мстить слезами, Дух Святой поможет тебе. По мере того, как ты будешь мстить слезами, Дух Святой будет обличать их без того, чтобы ты обличал их словами. Это очень важно, потому что заповедь Божия – все делать из любви: из любви учи его, из любви помогай другому.

Теперь уже неполезно, как в давнишние времена отцы подвергали большим испытаниям иных монахов, монахинь. В те времена люди были весьма преуспевшими. А теперь, в наше время, это все равно что пойти на фронт, а солдаты, которые там воюют, были бы изранены, они покрыты всякими ранами. И тогда начинаешь применять все больше и больше милости. И если будешь применять милость, тогда Дух Святой поможет тебе, умирит тебя, и слово вашей святости[1] будет обладать силой. Потому что через милостивое слово твоей святости Дух Святой обличит его, а не твоя святость.

(Окончание следует.)

Монах Проклу (Никэу)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvantul Ortodox (Православное Слово)

15 марта 2023 г.

 

 

 

https://pravoslavie.ru/152459.html

 

 

Edited by inna d
  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Услышал в одном месте о Иисусовой молитве за умершего человека: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу усопшего..."; и за другого человека: Г.И.Х.С.Б., помилуй (такого-то). 

 

Можно ли так творить Иисусову молитву? Или это уже не Иисусова молитва?

Share this post


Link to post

Молитва (в том числе Иисусова), это же не мантра и не магическое заклинание, это просьба к Живому Богу, Который все это слышит. Поэтому тут не о словах больше надо беспокоиться, а о духе этой молитвы, чтобы была не во многих словах, но от всего сердца и не оскорбляла величие Божества неуместностью просьбы, например, или излишним дерзновением.

 

Так что, общий ответ на вопрос, да, можно молиться своими словами как угодно, но лучше использовать молитвы, которые общеупотребительны в Церкви, не выдумывая от себя, так будет смиреннее. А для особых случаев взять благословение у духовника.

  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Интересный ответ архм.Рафаила (Карелина) на вопрос читателя. 

Также о. Рафаил затрагивает тему  чрезмерного чтения духовной литературы, когда это чтение начинает приносить вред. 

 

 

Вопрос:

2. Когда пытаюсь держать сознание в сердце и собирать туда напряжением все силы души, как советует святитель Феофан, прихожу со временем в какое-то истощение, появляется окаменелость сердца, а порой сердце закрывается и не впускает моё сознание и силы души войти в себя. Когда пытаюсь молиться в таком окамененном состоянии сердца, молитва до сердца не доходит, строятся и насильно вторгаются различные богопротивные образы и мечтания.

Очень часто при таких напряжённых состояниях расстраиваюсь душой, начинают одолевать различные навязчивые помыслы, в том числе и хульные, уныние, отчаяние, безысходность, становлюсь раздражительным, претупляюсь умом и становлюсь невнимательным в житейских делах, делаю всё с каким-то напряжением и постоянным страхом, подымается буря страстей и всё это не могу контролировать. В таких случаях, когда я не могу пребывать в своём сердце и выхожу из него, чувствуется какая-то расслабленность, несобранность, рассеянность и претупление совести и духовных чувств, безразличие к окружающим, становлюсь как будто потерянным и боюсь даже хоть как-то касаться своего сердца и воздействовать на него.

Понимаю, что это попускается мне из-за того, что не борюсь добросовестно и до конца с моей основной страстью (блудной похотью), которая мучает меня очень давно и имею пристрастие к своей девушке, допускаю различные нецеломудренные поступки в отношение её. Как избежать таких состояний и расстройств, как взять себя в руки, с чего начать исправление? Как вы можете оценить моё данное состояние?

Посоветуйте мне пожалуйста хорошее руководство о молитве и трезвении, о борьбе с грехами и страстями.

 

 

Ответ:

Прежде чем продолжу отвечать на ваши вопросы, хотел бы отметить, что обращаясь к вам, я допускаю некоторую обобщенность и отвлечения. Итак, переходим ко второму вопросу.

Я считаю, что главным камнем преткновения на вашем духовном пути является постоянный разрыв между молитвенным деланием и повседневным образом жизни. Руководствуясь святоотеческими наставлениями, которые чаще всего обращены к монашествующим и вообще людям, уже продвинутым в духовной жизни, вы стараетесь усилиями воли сосредоточить свой ум и подчинить его молитве, а надо подчинить и покорить молитве всю свою жизнь.

Ваш ум, как и вообще ум современного человека, наполнен самой разнообразной информацией, и вы продолжаете увеличивать ее. В этом отношении вы похожи на труженика, который несет в гору мешок с камнями, спотыкается и падает под его тяжестью, но продолжает собирать по дороге новые камни – в таком состоянии трудно уму сосредоточиться на молитве.

В вашем сердце спокойно продолжают обитать страсти, большей частью скрытые от вас, а вы через чтение литературы и «пиршество» у компьютера, как театра на дому, питаете их. Во время молитвы вы пытаетесь ум, загруженный и оземленный информацией, насильно вводить в сердце, живущего страстями, как будто забиваете тупой гвоздь в каменную стену. Надо сказать, что читать литературу, даже духовную, намного легче, чем молиться. Ум при чтении похож на реку, которая свободно растекается по равнине, а во время молитвы – на стремительный поток в горах, сжатый высокими берегами. Этот поток как бы напрягает силы, чтобы вырваться из каменного плена.

Вы приучили ум к чтению, как интеллектуальному наслаждению. Чтение приучает ум витать в миру грез и фантазий, а на молитве он должен предстоять чистым от помыслов и образов перед Богом. Вы хотите, не изменяя образа жизни и не обуздав в какой-то мере своих страстей, соединить ум с сердцем, забывая о различии между вами и подвижниками, которые стяжали чистоту помыслов и смирение сердца, страшные для бесов. В результате получается взрыв, то есть психический шок, который проявляется в нервозности, безпричинном раздражении, быстрой смене настроений, окаменении сердца и мертвом равнодушии к людям, непонятной плаксивости, сменяющейся истеричным смехом, а по временам в остром желании покончить жизнь самоубийством, и этим положить всему конец.

Как исправить это состояние? Я уже говорил и еще повторю: надо наложить пост на собственный интеллект, а не превращать его в ненасытное чрево, которое, получив пищу, продолжает кричать: «Я хочу еще». Необходимо бороться с гордостью, которая убеждает человека, что он достоин высоких духовных состояний, которых достигли святые. Надо стяжать покаянный дух – постоянный суд над собой, прежде Божьего суда. Нужно следить за страстными движениями сердца, а для этого надо полюбить молчание и стараться, когда возможно, оставаться наедине с самим собой.

При лечении физической болезни, прежде всего надо очистить организм от накопившихся ядов, которые отравляют кровь, определить и устранить причины болезни. Для лечения страстей так же следует определить их причины и бороться с ними, как учит преподобный Иоанн Лествичник: «Убей мать и умрет дочь». Без этого Иисусова молитва не привьется к душе, как корень растения – к камню.

Обучение Иисусовой молитве в наше время должно проходить постепенно и осторожно. Когда преподобный Симеон Столпник хотел воздвигнуть свой столп, то во сне услышал голос: «Рой глубже», то есть сначала позаботься о прочном основании. Таким основанием для Иисусовой молитвы является смирение, а если возможно, то послушание.

Надо начать с внешнего, а затем переходить к внутреннему. Начните с внешней молитвы. Держите внимание на движении губ, которые произносят слова молитвы – так учил Глинский духовник Серафим Романцев, причисленный к лику святых. Когда вы почувствуете, что ум и сердце приходят в порядок, помыслы утихают и душа по временам испытывает покой, то можете переходить к следующему этапу. Второй этап – во время молитвы держать внимание на гортани под кадыком, на том месте, где рождается слово – так советовал священноинок Дорофей в своей книге «Цветник рукописный». Эту книгу русского священноинока высоко ценил святой Игнатий Брянчанинов, а известный старец последнего времени схиигумен Савва Остапенко рекомендовал ее как руководство для приступающих к Иисусовой молитве.

Через определенное время, сам ум, без какого нибудь искусственного напряжения будет опускаться к сердцу. Тогда можно предстоять умом в сердце Богу по учению Феофана Затворника. Надо помнить, что нам запрещено искусственно искать мистический центр сердца – «сердечное место». Эту сокровенную обитель, как нежданный дар, открывает человеку только благодать Божия.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Утренние и вечерние молитвы, как я понял из творений святых - является частным требованием для всех новоначальных, что бы научиться правильным чувствам по отношению к Богу во время молитвы; правильно ставить себя перед Богом, а потом уже, научившись, не нуждается во многих словах, что бы быть услышанным от Бога, что бы выразить свои духовные, но всё то заключает в короткой молитве Иисусовой, то есть говорил ли:

 

"Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю";

"Не да́ждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти";

"Помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное";

"Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Тво́рче, сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь"

"Отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твоего́ хвале́ния..." и др.....

 

===

Всё это заключает в одной иисусовой молитве, так что исполняется над ним то же, что говорил Апостол: «Хочу пять слов сказать умом моим, чем тьму языком». Ибо следует сначала этими пятичисленными словами очищать ум и сердце, говоря непрестанно в глубине сердечной: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», – и таким образом восходить на разумное пение. Потому что всякий новоначальный и страстный может сию молитву разумно, в блюдении сердца, действовать, пения же никак, прежде чем не предочистится ею. Поэтому св. Григорий Синаит, всех святых жития, и, писания и искусство духовное более всех, живущим в нем Св. Духом до тонкости испытав и рассудив, установляет все старание иметь о молитве. Также и св. Симеон, Солунский архиепископ, имея тот же Дух и дар, заповедует и советует архиереям, священникам, монахам и всем мирским во всякое время и час произносить и дышать сию священную молитву, ибо нет, говорит он с апостолом, крепчайшего оружия ни на небе, ни на земле, больше имени Иисуса Христа.

 

https://ekzeget.ru/bible/1oe-poslanie-k-korinfanam-ap-pavla/book-glava-14/stih-19/

===

 

 

Так Симеон Новый Богослов говорит: "Как главные заповеди объемлют все заключающиеся в них частные заповеди, так и главные добродетели заключают в себе все частные объемлемые ими добродетели. Продавший, например, все свое и раздавший то бедным, и сделавшийся сам бедным, зараз исполнил все частные, относящиеся сюда заповеди. Почему не имеет уже нужды просящему давать и от хотящего заяти у него не отвращаться. Таким же образом, и непрестанную стяжавший молитву в сем едином исполненными имеет все заповеди о молитве, и не состоит уже под необходимостию седмерицею в день хвалить Господа, или в вечер, заутра и полудне, как исполненными уже имеющий в себе все молитвы, какими молимся мы и какие поем по уставу в определенные времена и часы"

 

В молитве Иисусовой, как говорят Святые, заключено всё Евангелие.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман): "Наконец, Иисусова молитва обладает еще и третьим важным преимуществом — своим всеобъемлющим содержанием, несмотря на свою краткость. Если в первой части молитвы Иисусовой упоминается имя Иисуса Христа — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», — то во второй части содержится все наше упование, все наше стремление, все наши чувства, выражающиеся простыми словами: «Помилуй мя, грешного».

Какое слово более емко, чем «помилуй»? Мы просим милости, а в милости заключено все" 

  • Like 1

Share this post


Link to post

 Как беднеет Россия! И не знает сама, как беднеет. На многие миллионы духовного золота обеднела она с этой смертью [прп. Нектария], — такою тихою, такою безвестною для вествующего шума вседневности».

 

 Старцы, всю жизнь занимавшиеся умной молитвой, ушли от нас, оставив по себе лишь воспоминания. Но и через них светит на нас этот Незаходимый Свет, это чудо Христова преображения и воскресения души прежде воскресения тела.

 

 Одна сестра, много лет окормлявшаяся у старца Амвросия, уже после его кончины рассказала, что видела, как старец молился, стоя на воздухе. Оторвавшимся от земли видели старца и иеромонах Исаия с преподобным Анатолием (Потаповым). Был подобный случай и с преподобным Анатолием (Зерцаловым). Его видел молящимся на воздухе отец Тимон. А в 1892 году, когда гостивший в Санкт-Петербурге старец Анатолий встречался в Кронштадте со святым Иоанном Кронштадтским, тот видел, как с отцом Анатолием сослужили два ангела.

 

 Но лучше всего о преуспеянии старцев в молитве говорят даже не эти случаи, а обильные дарования Божии, которые не бывают без очищения сердца, что возможно лишь на путях умного делания.

 

 Преподобному Амвросию было открыто прошлое и будущее, грехи обращавшихся к нему и происходящее за много километров. Он исцелял больных и бесноватых, пробуждал покаяние и плач о грехах. Его чудотворения в изобилии перечислены в житии старца. Поражает уже одна эта история про демона, явившегося иноку в чувственном образе. Нигде, ни у каких святых отцов мы не найдем упоминания о восьмилегионном бесе, а старец Амвросий говорит о нем, как о чем-то привычном для него! Откуда же он знал о нем?! Господь открыл! Открыл, как открывают великие тайны только самым близким и доверенным лицам, только самым любимым и верным.

 

 Преподобный Варсонофий имел дар вызывать покаяние на исповеди. Старец с точностью до дня и даже часа называл забытые грехи, и от одной исповеди у батюшки преображалась душа.

 Преподобный Макарий, когда его ударил в щеку бесноватый, подставил другую, — и бес тут же вышел из несчастного.

 

 Преподобный Нектарий исцелял больных и одержимых, читал нераспечатанные письма и пророчествовал. Этот ряд можно продолжить.

 Величие старцев и их преуспеяние можно познать из сравнения. Святители Игнатий и Феофан были истинными светильниками Божиими, но почти не сохранилось воспоминаний о том, как они творили чудеса, исцеляли больных и пророчествовали. Их святость имела другой характер, и они много потрудились в просвещении христиан, но старческих даров не имели. А оптинские старцы были на особом счету у Бога. Нельзя сказать, что они лучше или что их дарования свидетельствуют о высочайших степенях молитвы, которых не имели другие, — не о том речь.

 

 Названных выше святителей можно уподобить академикам и профессорам, которые в научных лабораториях исследуют методы лечения смертельных болезней и о своих открытиях публикуют статьи в медицинских журналах. Старцы же были подобны военно-полевым хирургам, которые непрестанно оперировали, резали, сшивали, возвращали к жизни огромное количество израненных, изверившихся, очерствевших душой христиан. Потому и о молитве они говорили как практики, которые думают лишь о спасении душ, прочее оставляя на рассуждение именитым коллегам. А впрочем, в их словах и взглядах так много общего, что понимаешь, — они из одной семьи, из единого церковного тела, в котором каждый член работает на общее благо.

 

 Святитель Игнатий, не чужой для Оптиной пустыни человек, писал: «Моисеевым Законом предписано было израильтянам только на одном, назначенном от Бога месте, приносить все их жертвы. И законом духовным назначено для христиан одно духовное место для принесения всех их жертв, в особенности же жертвы из жертв — молитвы. Это место — смирение».

 

 Мысль совершенно Макариевская!

 Святитель Феофан Затворник писал: «Отцы святые говорят: “Не меряй себя”... Лучшая себе мера: “ничего нет”... Господи, даждь положити начало благое!.. Бес явился к одному, и ну кричать: “Христос идет, Христос идет!” Тот сказал ему: “Убирайся, прелесть лукавая! Не пойдет ко мне Христос, ибо я крайне грешен”, — и бес исчез». А это уже похоже на преподобного Амвросия — та же простота и образность речи.

 

 И все же оптинские старцы отличаются ото всех, они самобытны по-своему. А смирение останется основным мотивом их жизни и дел. Теперь уже навсегда. Ему не помешают ни новые катастрофы, ни чужое неверие, ни клевета. Смирение паче поста и всех добродетелей. И в этом тайна оптинской молитвы, в этом непреходящая ценность их подвига и слов. Будем искать смирения, отверзающего вход в Царство Небесное, будем искать смирения — и обрящем молитву. А все остальное приложится в свое время и если будет угодно Богу. Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

Из книги "Молитва Иисусова. В духовном наследии оптинских старцев" 

Иеромонах Димитрий (Волков)

  • Like 1

Share this post


Link to post

В Евангелии написано, что Апостолы изгоняли бесов и исцеляли людей Именем Божьим, но в какой-то момент не смогли изгнать, на что Господь сказал, что это по неверию их. Чисто из опыта известно, что когда человек начинает в начале совершать со вниманием молитву Иисусову, то это тут же сопровождается приходом благодати. По учению Святых так Господь подаёт в начале благодать, что бы привлечь человека к Себе, а потом благодать умаляет, что бы смирить, потому что человек начинает невольно превозноситься, гордиться. Думаю, что это и произошло тогда с учениками Господа, так как они много о себе возомнили, поверив больше в себя, чем в Бога, Имя Которого призывали уже кое-как, небрежно, как бы с презорством. Это место Писания учит и нас, кто берётся за делание Иисусовой Молитвы, что бы мы не гордились, но единственно совершали бы молитву со смирением, не ожидая и не ища от неё никаких чудес, а только с верою в Бога и с покаянием, иначе происходит и с нами то, о чём говорил Св. Симеон Новый Богослов, что ни за какие грехи бесы так на нас не нападают и не тиранят нас, как за презорство в молитве, когда совершаем её без должного внимания, покаяния, благоговения и смирения.

Edited by ВладимирБ

Share this post


Link to post

Св. Никодим Святогорец о практике совершенствования в Иисусовой молитве:

 

Молитва сия названа Иисусовою потому, что обращается к Господу Иисусу, и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка. Умною же она бывает и называться должна, когда возносится не одним словом, но и умом, и сердцем, с сознанием ее содержания и чувствованием, и особенно когда чрез долгое со вниманием употребление так сливается с движениями духа, что они одни и присущими видятся внутри, а слов как бы нет, Всякая короткая молитовка может взойти на эту степень. Иисусовой же молитве принадлежит преимущество потому, что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к Богообщению, к снисканию которого и стремится молитва...

 

Навыкновение молитве Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренне же — в сосредоточении  внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием ко Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым, сколько можно, повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согревание сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления ко Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным, мысленным, припаданием к Господу. Доселе доходит собственный наш труд с помощию благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У святых отцев упоминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвенного или духовного.

 

Итак, первое тебе дело предлежит — частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:

 

1. Определи в молитвенном твоем правиле часть и молитве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале своего молитвословия и несколько раз после него. Если есть усердие, и после каждой молитвы, входящей в такое молитвословие, делай то же, подражая святому Иоанникию Великому, который после каждого стиха читаемых им на правиле своем псалмов повторял свою краткую молитовку: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый».

 

2. Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвою, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай.

 

3. Не спеши гнать одну молитву за другой, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят пред большим лицом, когда просят его о чем. Однакож не об одних словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, яко присущему, с полным сознанием Его величия и благодати, и правды.

 

4. Если имеешь свободу, то во время между одним и другим молитвословием положи себе становиться, как обычно становишься на молитву, и возносить ко Господу несколько раз молитву сию. А если нет такой свободы, то внутренне вставляй сию молитву всюду между делами твоими и даже речами.

 

5. Творя сию молитву на правиле или кроме его, становясь для нее в молитвенное положение, при каждом разе ее произношения делай поклон — десять раз поясной, а потом земной, — так, пока кончишь. Ты, конечно, слыхал или читал, что святые отцы в своих правилах о молитве полагают множество поклонов. Один из них сказал: недостаточна молитва, когда кто не преутрудит на ней тела своего поклонами. Если ты положишь, по силе своей, подражать сему, то скорее увидишь плод от труда своего над навыкновением молитве Иисусовой.

 

6. О дальнейших наставлениях, указаниях и предостережениях касательно молитвы Иисусовой читай в «Добротолюбии» Симеона Нового Богослова, Григория  Синаита, Никифора монаха, Игнатия и Каллиста — и всех других отцев уроки о внутренней молитве могут быть прилагаемы и к молитве Иисусовой. Заметь: в уроках сказанных отцев ты найдешь указания, как сидеть, как держать голову и действовать дыханием. Эти приемы, как сказали Каллист и Игнатий, несущественно необходимы, а суть только внешние приспособления, не для всех пригодные. Для тебя довольно быть вниманием в сердце пред лицем Господа и возносить к Нему сию краткую молитовку благоговейно и смиренно, с поклонами, когда стоишь на правиле, и с одним мысленным припаданием, когда делаешь это между делами.

 

7. Заметь еще: быть вниманием надо в сердце, или внутри персей, как говорят иные отцы, именно — немного выше левого сосца, и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно — подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным.

 

8. У святых отцев встретишь много предостережений. Ко всем им поводы даны опытами неправильного действования. Чтоб избежать сих неправильностей, имей советника — отца духовного, или собеседника — брата единомысленного, и поверяй им все случающееся при таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей простоте, в великом смирении и неприсвоении себе успеха. Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела. Потому, когда возгласится у тебя внутри: а, вот оно! — знай, что это возглас вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо действительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей глас сразу; иначе он как труба будет гудеть у тебя, питал самомнение.

 

9. Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха. Один из афонских отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока согрелось сердце; у другого некоего это пришло чрез восемь месяцев. У всякого это происходит по мере сил его и усердия к сему делу (прп, Никодим Святогорец, 70, 201—205).

Share this post


Link to post

Из рассказа по памяти Устюжаниной Клавдии Никитичной, пережившая Барнаульское чудо своего воскрешения из мёртвых

(Против расхожего мнения, мол вот такая-то молитва сильнее, перед такой-то иконой круче. А если и есть какая сильная помощь в нуждах пред такой-то иконой или такими-то словами, то не ради иконы и молитвы происходит, а ради веры, которой возгорелся молящийся, услышав о той иконе и молитве много положительных отзывов. В собственном же смысле всё зависит от человека, как искренне он молится; и Бога, что Он пожелает человеку дать):

 

Попав в некое промежуточное место, определяющее участь умерших, Господь сказал о ней, что она рана умерла и седует вернуть её на землю, а потом, обратившись к умершей, сказал: "Молись, век мизерный жизни остался. Не та молитва сильна, которую ты где-то вычитала, или выучила, а та, которая от чистого сердца. Стань в любом месте и скажи Мне, "Господи, помоги мне". Я вас вижу, Я вас слышу"

 

Иисусова молитва в данном случае объективно является лучше всех молитв ради своей короткости, способствующая везде со вниманием, искренне её совершать; ради Имени Божьего, часто в ней Призываемого; ради смирения и покаяния, которые единственно ею совершаются. Не говорю о богослужениях, Литургии, ценность которых так же велика на столько, что превосходит все богатства мира и славу их.

Edited by ВладимирБ
  • Like 1

Share this post


Link to post

Беседа о молитве Иисусовой, молитвенном правиле, благодарении.

 

 

Иисусова молитва как способ духовного возрождения.
Доклад на конференции 15.11.2023

 

 

Share this post


Link to post
В 01.05.2023 в 23:11, A Lost Sheep сказал:

 

Отче, просматривал молитвослов в электронном формате и встретил "молитву Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой."

Я ее у святых отцов не встречал. Это действительно их молитва?

 

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий! И́мени Твоему́ покланя́ются а́нгели и челове́цы, Твоего́ и́мени трепе́щут а́дския си́лы, Твое́ и́мя ве́рное ору́жие на прогна́ние супоста́та, Твое́ и́мя попаля́ет грехи́ и стра́сти, Твое́ и́мя подае́т си́лу в по́двигах, собира́ет воеди́но разсе́янный у́м и, во исполне́нии за́поведей Твои́х, обогаща́ет доброде́телями, Твое́ и́мя твори́т чудеса́ и соединя́ет на́с с Тобо́ю, да́рует ми́р и ра́дость о Ду́хе Свято́м, а в жи́зни бу́дущей — Ца́рство Небе́сное.

 

Сего́ ра́ди я́, недосто́йный ра́б Тво́й, молю́ся Тебе́: прожени́ от на́с неве́дение духо́вное, просвети́ позна́нием Боже́ственной и́стины и научи́ на́с незаблу́дно, во смире́нии, внима́тельно, с чу́вством покая́ннаго сокруше́ния, уста́ми, умо́м и се́рдцем твори́ти непреста́нно моли́тву сию́: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго».

Ты́ бо ре́кл еси́, Го́споди, пречи́стыми уста́ми Твои́ми: «А́ще что́ про́сите во и́мя Мое́, А́з сотворю́». Се́, моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Твоея́, святи́теля Иоаса́фа Белогра́дскаго, святи́теля Никола́я Мирлики́йскаго, преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго и все́х преподо́бных оте́ц на́ших о дарова́нии прошу́ моли́твы Иису́совой, моли́твы Пресвята́го и Всемогу́щаго И́мени Твоего́.

 

Услы́ши мя́, обеща́вый услы́шати все́х призыва́ющих Тя́ во и́стине. Твое́ бо е́сть е́же ми́ловати и спаса́ти, и дарова́ти проси́мое моля́щемуся во сла́ву Твою́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
 

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
В 02.02.2024 в 21:41, *Владислав* сказал:

Это действительно их молитва?

Видел эту молитву, но пока не могу ничего сказать, надо выяснять. Преп. Анатолий (Зерцалов) Оптинский был делателем Иисусовой молитвы, это известно. Он даже написал книгу об Иисусовой молитве, но к сожалению , рукопись была утеряна после революции. Может быть, какое-то отношение эта молитва имеет к преп. Анатолию?

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

У меня в молитвослове за 1999 год по благословению Преосвященнейшего Епископа Екатеринбургского и Верхнетурского Никона вот такая молитва:

Похожа.

IMG_8828.jpeg

Edited by inna d
Дополнено
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
1 час назад, inna d сказал:

 за 1999 год по благословению Преосвященнейшего Епископа Екатеринбургского и Верхнетурского Никона

Это может свидетельствовать только о том, что молитва не содержит явных и скрытых изъянов. А то, что авторство Оптинских старцев - не факт.

В молитвослове на официальном сайте Оптиной именно этой молитвы нет.

https://www.optina.ru/prayers/

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...