Jump to content
*Владислав*

О молодежи в храмах

Recommended Posts

Зломыслящий и злоречивый экс-протодьякон Кураев Андрей Вячеславович, как тот белорус из некрасовского стихотворения про железную дорогу, и сейчас еще ржавой лопатю мерзлую землю долбИт - в том смысле, что он и сейчас еще озабочен причинами ухода молодежи из Русской Православной Церкви. В тему он вошел красиво. Вспомнил, как покойный патриарх Алексий, глядя в начале 90-х на церковных детишек сказал, что это поколение мы потеряли, а вот следующее не упусим. И конечно же упустили. Потому что...

 

Скрытый текст

 И тут КАВ вполне, надо сказать, справедливо, отпускает филиппики по адресу церквной педагогики наших дней, которая ударила одним концом по барину, а другим по мужику - по нему же, А.В. Кураеву, и на последнем молодежном сейшене ему, хотя он вроде и не при делах, пришлось выслушать (вместо повинных в этом церковных педагогов) от невоцерковленной молодежи массу обидных тезисов, сводящихся к:

- в детстве бабушка повела меня на многодневный крестный ход, и там...

- моя подруга закончила православную гимназию и рассказывала, что...

 

В чем прав А.В. так это в том, что массовой молодежной аудитории в церкви скучно. Но нужно все же разобраться: хорошо это или плохо, нужно ли с этим "скучно" как-то немедленно всей конторой бороться и делать "не скучно". И вот какие на этот счет мысли. Для молодежных мессионеров, говорят, есть и такие.

Мысль первая. Светская. Ее нужно понять. Молодежь, которую вы намерены нехитрыми методами "закадрить" себе у цэркву, совершенно не дебильная, и все эти ваши попытки ей понравиться довольно четко улавливает. Сделать вид, что вы ничего такого специально не делаете, у вас не получится. Поэтому просто будьте самими собой. Вообще вся эта беготня за молодежью и попытки быть ей интересным, да еще и проверенными и давно известными самой же молодеже методами, какими им уже оказались интересными другие люди, напоминает беготню молодого человека за какой-нибудь симпатичной, да еще и избалованной вниманием девушкой. Чем больше вы пытаетесь ей понравиться, чем нарочитей вы стараетесь подстроиться под ее вкусы и обратить на себя ее внимание, тем меньше вы ей интересны. Ну тут просто напомним избитую фразу из "Евгения Онегина", про чем меньше женщину мы любим... Чем больше вы создаете специальных молодежных внешних условий, подобострастно отделяющих т.н. молодежь от остальной Церкви - песочниц, лягушатников, "молодежных литургий" , центров духовного развития, летних лагерей для брачных половых знакомств итп - тем очевидней для большинства будет фальшь и неискренность. И они не пойдут. Это все превращается в индустрию по удержанию уже церковных молодых людей, но никак не проповедью внешним. А сохранение церковности у ребят из церковных семей - это отдельная тема. Чего нужно юношеству в Церкви и вообще от жизни? А им нужно, чтобы к ним относились как к взрослым, признание их нужности, полезности и силы - в общей среде, а не в загоне для молодняка. А тусовку они себе и без ваших усилий сварганят в силу естественных причин, вы еще будете эти тусовки разгонять по углам. Но от вас им нужно взрослое отношение и взрослое общение. И дело. Настоящее. А не созданное по принципу: "Чем бы вас, блин, пока занять, чтобы вы тут ничего не поломали". Вы привлекаете юношей в молодежное богослужение, которое помимо специальных хиханек и хаханек отлично от обычного упрощенным уставом? Мол, молодежи пока на службе скучно, их нужно по апостолу питать мягкой пищей - состарятся, тогда и полюбят богослужение... Так вот именно это и глупо. Им нужно наоборот усложнять и дать понять, что вы заняты серьезным делом - старики не могут канон на 14 с библейскими песнями, а вы дерзайте! Старики не могут знаменный распев, а вы можете - так было в древности. Только не надо делать это в пику всем, и жеательно найти такое "древнее дело", которое не было бы чем-то сродни кочетковщине и протестанщине, когда модерн выдают за апостольский век. И чтобы эта древность была не рутиной, а достижением, которое еще заслужить надо. И вообще, очень важно не превращать церковь в учреждение для отстоя старушек. Не в том смысле, что нужно устраивать, как в иных местах Греции, на Литургии Великий вход на самокатах. Нет, бабушкам тоже интересно знаменное пение и сложный устав, хотя им и тяжело. Не надо никого разделять на категории специально.

 

Теперь нечто более важное, что противоречит вообще всему, о чем выше шла речь. Для того, чтобы понять, почему люди приходят в церковь, уходят из церкви, нужно понять, чего они в церкви ищут, чего не находят, и чего они в принципе-то и должны искать. Так что этот приход-уход не должен быть предметом специальной заботы - только слезы и сожаление. Уход людей из Церкви по причинам, связанным с поведением духовенства или мирян - это единичные вопиющие случаи, которые хоть и раздувают слухами, но они не то что погоды не делают, вы вообще не найдете непосредственных свидетелей. Все это прескорбно и требует реакции, и слава Богу, ее получает. Но отток верующих, охлаждение в вере - это совсем про другое.

Вообще обо весем сказано в евангельской притче о сеятеле. И что бы вы ни делали, все будет вот так и не иначе. Любые попытки обмануть описанную в притче ситуацию, увы - провальны. Отец Кирилл (Павлов) на восторги по поводу того, как много стало в храмах людей, вылил из чашки воду, показал на оставшиеся там капли и сказал, что вот столько спасающихся, а остальные пришли за своими нуждами - дай здоровья, дай семью, дай благополучия, дай чуда. 

А приходит человек в храм для Богообщения. И ничего, кроме Бога, ему там на самом деле не светит. Ничего он там больше не обретет. Все эти попытки миссионерства с зашедшими и не вышедшими - это попытка удержать зашедших людей в храме по причинам, отличным от того, ради чего они туда должны были прийти. Они ищут идеальное общество, не похожее на то, что есть на улице. (Кстати, юношество тоже в храм приходит за непохожестью, и глупо им предлагать нечто "такое же самое" только еще лучше). Конечно, никакого идеального общества никто не находит. Даже глупо повторять уже избитое, что Церковь - место кающихся грешников, а не идеальных людей. Но приходят именно за этим - за идеальными людьми, за идеальным обществом, за тем, чтобы получить отсутствующее в миру внимание и понимание. Все это было бы хорошо и полезно, но увы, этого ничего нет и быть не может. И люди уходят, напевая строки Высоцкого: "Нет, и в церкви все не так, все не так, как надо!" Но приходят именно с этим, и еще с жаждой чуда ощущения богопристуствия. И смысл всей внешней работы священника, всего окормления им паствы и состоит в том, чтобы за краткое время, пока люди не расстались с иллюзими и пока их в храме держит, говоря языком догматики, призывающая благодать, объяснить, научить любить , привить вкус с другому, ради чего и есть Церковь - богообщению, богопристуствию, жажде спасения. У всех этот "медовый месяц" ощущения счастья и идеальности в церкви очень разный. У кого-то счет на недели, кто-то будет Богом помилован и по разным причинам (от природной доброты ли, упорства ли, может, привычки и глупости и даже до корысти или , прости Господи - ркуоположения в сан, и такое бывает) продержится десятки лет в "блаженном неведении", прежде чем поймет, что, как и в любви вообще, Церковь существует, чтобы дать человеку посвятить Другому свое сердце. Это очень больно - посвятить сердце, оно будет, казалось бы, отвергаться. Все это будет подвергнуто искушению, как у праведного Иова. Но именно в Церкви с этим не будет обмана. Все обманет твое сердце - женщина, Родина, друзья, дети, любимая работа, познание мира, даже грех обманет - все разочарует. А Бог - нет. Это и есть вера, та самая вера, в потере которой ап.Петр получил от Христа упрек, когда стал тонуть.

Тимофей Крючков

 

Edited by *Владислав*
  • Like 1

Share this post


Link to post

Как в Патерике дьявол обходил людей с кучей всяческих сосудов-уловок персонально для каждого, так и сейчас. Молодежи намного интереснее в интернете, там для бушующих страстей есть всё, а попытки вразумить чаще всего бесполезны. В наши дни они приходят в Церковь с выгоревшего пепелища, когда весь смысл жизни сгорел, и больше деваться некуда )

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

Молодежи намного интереснее в интернете

Ненадолго, большей частью в инете скука мертвящая... 

3 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

В наши дни они приходят в Церковь с выгоревшего пепелища, когда весь смысл жизни сгорел, и больше деваться некуда )

Грустно, но не все так

Share this post


Link to post
8 минут назад, Nike сказал:

Ненадолго, большей частью в инете скука мертвящая... 

ну, это уже становится видно, когда благодать души коснется.

 

Сейчас, при всеобщей болтовне в эфире, толком и поговорить не с кем о своих проблемах. Но это тоже в основном в храме на исповеди, да и то не везде возможно. В Оптину часто только для этого приезжают, тут можно долго разговаривать на исповеди со священниками. Хотя тоже, смотря на кого попадешь )

  • Like 1

Share this post


Link to post
1 час назад, Nike сказал:

Ненадолго

Не скажите. Аудитория соц сетей на сегодня почти 70% населения, и каждый год растёт. Скоро "неохваченными" останутся груднички, бомжи и те, кто при смерти. И эта индустрия только растет и совершенствуется.

Share this post


Link to post

Чем старше становлюсь, тем больше вижу в храме молодежи ))

  • Like 2
  • Haha 1

Share this post


Link to post
21 час назад, *Владислав* сказал:

А приходит человек в храм для Богообщения. И ничего, кроме Бога, ему там на самом деле не светит

Очень важна проповедь священника в храме, чтение духовной литературы.

Кроме Бога мы встречаемся и с Божией Матерью и со святыми Ангелами и святыми отцами.Ты приходишь в родной дом, где тебя любят и ждут.

20 часов назад, A Lost Sheep сказал:

В Оптину часто только для этого приезжают, тут можно долго разговаривать на исповеди со священниками

Для себя это хорошо, но для стоящих позади тебя - это огромное искушение.

20 часов назад, A Lost Sheep сказал:

толком и поговорить не с кем о своих проблемах

Да, отче, это большая проблема. Может еще и потому поговорить не с кем, что люди или священник просто не понесут этого, если каждый захочет поговорить ...

Ведь не всем дана благодать умения слушать и понимать человека. Так размышляю.

Edited by inna d
Ошибка
  • Like 1

Share this post


Link to post
1 час назад, inna d сказал:

Для себя это хорошо, но для стоящих позади тебя - это огромное искушение.

Верно. Кому как, но мне совсем неудобно, да и людей жаль, заставлять их ждать. Лучше в свободное время в личной беседе.

1 час назад, inna d сказал:

Да, отче, это большая проблема. Может еще и потому поговорить не с кем, что люди или священник просто не понесут этого, если каждый захочет поговорить ...

Ведь не всем дана благодать и умение слушать и понимать человека. Так размышляю.

((

Share this post


Link to post
2 часа назад, inna d сказал:

Очень важна проповедь священника в храме, чтение духовной литературы.

Кроме Бога мы встречаемся и с Божией Матерью и со святыми Ангелами и святыми отцами.Ты приходишь в родной дом, где тебя любят и ждут.

Для молодежи (да и для всех вообще), которые вне Церкви, хоть Иоанн Златоуст проповедь прочтет, результата не будет. Потому что им Бог не нужен.

Share this post


Link to post
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Для молодежи (да и для всех вообще), которые вне Церкви, хоть Иоанн Златоуст проповедь прочтет, результата не будет. Потому что им Бог не нужен.

А о тех кто в церковной ограде, положа руку на сердце, можно сказать что им нужен Бог ? Не превращается ли для них посещение церковных служб в  обрядоверие, в привычку ( о тех которые в Церкви ) ? Потому что если бы все те, которые в Церкви, все мы, жили бы с Богом, не говорили о Боге, а жили c Богом... - то молодёжь бы не уходила из Церкви, после того как им исполняется 14-15 лет. Да и те кто вне Церкви приходили бы в неё и оставались, - смотря на жизнь верующих и видя что даёт им вера.

 

Edited by Tatuana

Share this post


Link to post
7 часов назад, inna d сказал:

, но для стоящих позади тебя - это огромное искушение.

Да, странное дело. Если ЭТО таки огромное искушение, какова цена остальных  "проблем", с которыми пришел человек?  Много лет подряд бывала на исповеди у оптинского батюшки, многие хотя бы зрительно знакомы.. и продолжают выяснять, кто за кем, кто раньше идти должен. Я пару раз спросила, что , на страшный суд торопимся, уступала, уходила в хвост очереди, какая разница, за кем.. а энтузиазму у людей не убавилось.. 

7 часов назад, inna d сказал:

Может еще и потому поговорить не с кем,

А хочется, ага).

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
8 часов назад, inna d сказал:

Для себя это хорошо, но для стоящих позади тебя - это огромное искушение.

а к старцам оптинским часто люди неделями дожидались возможность попасть, и многие так и не попадали. Хорошая возможность учиться смирению и терпению.

 

Сам себя не раз ловил на раздражении в таких ситуациях; но опять же - всегда сам виноват; приходи раньше всех, и не будешь ждать...

 

1 час назад, Мария Ш сказал:

на страшный суд торопимся,

кто-то на Причастие, кто-то на автобус...

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, Tatuana сказал:

А о тех кто в церковной ограде, положа руку на сердце, можно сказать что им нужен Бог ? 

Любой из христиан проходит периодически эти этапы в духовной жизни. Но обычно Бог человеку не дает в таком состоянии застояться, посылает какие-нибудь живительные скорби для вразумления.

Share this post


Link to post
2 часа назад, Дарья Психология сказал:

Причина в том, что священники говорят одно, а делают другое. 

Зато Бог всегда делает то что говорит. А священники - они не с Марса прилетели, из того же самого народа выходят, что и бомжи, и депутаты...

  • Haha 1

Share this post


Link to post
32 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

Любой из христиан проходит периодически эти этапы в духовной жизни. Но обычно Бог человеку не дает в таком состоянии застояться, посылает какие-нибудь живительные скорби для вразумления.

Да я к тому написала в теме, - что выглядит она вроде как обвинение молодёжи, в том что им Бог не нужен. А начинать то нужно с себя. С родителей, со взрослых. Бывает что и скорбями не вразумляется человек. И может уйти из Церкви обозлённый. Что тогда с молодёжи спрашивать ?

Edited by Tatuana

Share this post


Link to post
3 часа назад, Дарья Психология сказал:

Человек видит Бога через священника. И от священника многое зависит. 

Многое, но на самом деле немногое ) Про Бога нельзя забывать никому.

 

3 часа назад, Tatuana сказал:

Что тогда с молодёжи спрашивать ?

Просто человек должен все равно пройти сам периоды осознания веры в Бога. Никто этого не избежит. Как солому не подстилай, все равно шишек он должен набить своих личных.

  • Like 2

Share this post


Link to post
14 часов назад, Дарья Психология сказал:

Человек видит Бога через священника

Даша, человек в человеке прежде всего видит свои грехи. Это же касается и священников, в них человек тоже видит прежде всего свои грехи. И только по мере духовного роста начинает видеть в нем Бога.

  • Like 1

Share this post


Link to post
6 минут назад, Дарья Психология сказал:

Бога можно увидеть только в том, в ком он есть.

Человек сотворен по образу Божьему. И об этом не надо забывать.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Если священник заинтересован в увеличении прихода, то тогда пусть он станет и будет таким человеком, к которому тянутся люди. 

 

А если священнику не нужно увеличивать приход, то он может вести себя как угодно. 

Share this post


Link to post

В храм  человек приходит когда Бог касается сердца человека. И человек на это касание ( зов ) отвечает, приходит в храм. 

По какой мерке судить ... в этом священнике есть Бог, в другом - нет Бога. Чтобы так говорить для этого должно быть своё определение нахождения Бога в священнике. Да и вообще, в каком-нибудь - человеке. Как определяете это ?

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
1 час назад, Дарья Психология сказал:

Если

Если свет, который в вас, тьма, то какова же тьма?

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...