Jump to content
  • 0
ЕленаL

Почему в Оптиной пустыни прихожане сидят во время службы?

Question

Добрый день! В прошлом году была в Оптиной пустыни в первый день Великого Поста. Меня удивило, что практически все прихожане сидели на стульчиках во время службы. Вставали только во время чтения Евангелия. Все это сопровождалось скрежетом металла, стуком от падения стульев. Люди ставят стульчики, занимаю места, уходят, потом во время службы продираются к своему месту. Как минимум, это мешает сосредоточиться на службе, молитве. До этого я была в Оптиной в 2004 году. Все стояли, кроме самых пожилых и немощных. Православная церковь - ортодоксальная, что в общем-то и подразумевает вертикальное положение молящихся. А как же аскеза, принуждение себя к преодолению тягот. Протестанты и католики сидят в церкви. Почему настоятель обители попускает такое поведение. Это же не театр. 

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0

Почему то с темы о сидении во время богослужения сползли на пресловутые брюки и платки, видимо проблема, действительно, животрепещущая. Подумалось, что учитывая все мнения и позиции, все же полезным остается внимать себе, нежели оценивать других, рассуждая о мотивах, возможностях, осуждая или оправдывая. Просто, главное и самое важное делание, дело спасения души, оно происходит внутри и, как ни странно это прозвучит, даже наши усердия в перебирании возможных вариантов оценок, показывают пробелы во внутреннем делании. Очевидно, что увидеть себя хуже всей твари, а свои грехи паче песка морского гораздо сложнее, чем рассуждать о правомерности сидения на службе. Но ровно на столько, насколько самопознание и смирение сложнее дается человеку, на столько это полезнее всего остального.

Edited by Апрель

Share this post


Link to post
  • 0

Мне запомнился случай в церкви на архиерейской службе... Вечерняя, митрополит вышел в центр как обычно, в храме тишина, большущая толпа верующих, и зашла в храм молодая не совсем трезвая женщина... Бабки тут же ополчились, а она прямо шла к центру, к Владыке.. Что вы думаете...?- Владыко крикнул на бабок: не мешайте, пусть идет и допустил до себя... Она стала ему что то говорить на ухо, он выслушал и она ушла! Мне этот момент запомнился на всю оставшуюся! У меня так на душе приятно от этого, так хорошо когда все правильно, по Божьи! Одно умиление!

Share this post


Link to post
  • 0

В Оптину тоже недавно зашла сестричка одна. Одета - правильно, в руках - Молитвослов. Всенощная была. И сестричка эта почему-то очень подвижная была. Руки воздевала к небу, бухалась наземь, крутилась. Звуков не издавала, если только подпевала тихонько хору и произносила молитвы. Долго она крутилась. Удалось вывести. Это я кратко. Потом мы немного говорили об этом с сестрами. И одна сказала: "Видимо, задача врага в этом случае была отвлекать собравшихся в храме от  хода  Богослужения"...

 

Есть о чем подумать...

Share this post


Link to post
  • 0

По теме: У нас в первую и последнюю неделю поста все скамейки сестринские из храма выносятся, и сидеть не позволяется никому из сестер. Ни секунды!  :90:

Share this post


Link to post
  • 0

Во время несения послушания в монастыре, весь пост, во время служб, был чтецом на клиросе. Служба длилась с 7.00 до 13.00, 13.30 утром и с 16.00 до 20.00,20.30, вечером, плюс-братское правило, никто не сидел ни минуты, если только, опускались на колени.

Share this post


Link to post
  • 0

По теме: У нас в первую и последнюю неделю поста все скамейки сестринские из храма выносятся, и сидеть не позволяется никому из сестер. Ни секунды!  :90:

По этому в монастыре спасаться легче. В миру из церквей скамейки не выносят - там трудней спастись. А тут в пост холодильник откроешь, а там колбаса лежит и подмигивает.

Edited by Ерёмин Андрей

Share this post


Link to post
  • 0

По этому в монастыре спасаться легче. В миру из церквей скамейки не выносят - там трудней спастись. А тут в пост холодильник откроешь, а там колбаса лежит и подмигивает.

 

Можно и в монастыре найти "что-то", что "подмигивает". Как говорил авва Евагрий:

 

"С мирянами демоны ведут брань более посредством самих вещей, а с монахами большею частью посредством помыслов. Но чем легче и скорее можно согрешить мыслью, нежели делом, тем брань мысленная тяжелее той, которая ведется посредством вещей."

 

Поэтому слова "спастись" и "легко" вообще как-то не соответствуют друг другу, будь то мир или монастырь.

Share this post


Link to post
  • 0

Ни в коем случае не стремясь опровергать слова аввы Евагрия, хочу сказать, что разницы борьбы предметами и помыслами в монастыре и миру, в общем-то, нет.

 

Другое дело, что монах дает обет нестяжания. И, если обет этот истинный (как и должно быть в 100% случаев), то Господь своей благодатью покрывает монаха, и вещи над ним становятся невластны. Вот и приходится врагу переключаться на борьбу помыслами.

 

Но при потере благодати, и к монаху может запросто вернуться искушение вещами.

 

Прошу простить за рассуждение о вещах, к которым бытием не причастен.

Edited by Alexey GK

Share this post


Link to post
  • 0

По батюшке Амвросию вся жизнь есть одно искушение. Хоть ты постную колбасу найди, хоть научись во время службы благочестиво, стоя, как цАпель, спать... искушения на этом не закончатся. Каждое утро все только начинается. Вздыхаю.

Share this post


Link to post
  • 0

Никаких этих обсуждаемых проблем - просто НЕТ в Греции (прародительнице нашей церкви, кстати) :)

 

Ибо во всех храмах - стасидии. И на них - все сидят всю службу :) И никому даже в голову не приходит "убиваться подвигом телесным":)))

 

Вера там - живая..!! И в штанах можно и без платка - сколько раз специально наблюдала: забежали в храм, с батюшкой пошептались... стыдливо глаза опустив... Не выясняла - может, у них так исповедь происходит??!

И, кстати - руки крестом не складывают перед причастием, а просто подходят - я даже не сразу и поняла, привыкши-то к нашей отдельной очереди.

 

Но что весь греческий народ - верой пронизан, как просто неотъемлемой частью жизни (за тысячи-лет-то.....), видно - простым обывательским взглядом.

 

Это ж только у России - "свой многотрудный путь":)

 

P.S. Экскурсовод сразу сказала: не бойтесь, ничего не украдут никогда у вас в этой стране - это же великий грех, верующая же страна вся....

 

Братия-сёстры! :)

С интересом наблюдаю, как источник :)  дальнейшего развития диалога - за темой, изначально далёкой от примитивно развившейся в "штаны-юбки" и иже с ними...

Каких только воззрений не было высказано.......  :) И по теме и без оной... :)

 

Ну НЕТ у нашей прародительницы веры - Греции -  никаких канонов типа "платок-юбка"!!!

И никто при этом ни в каких купальниках - в храм не ходит, ясн дело! В голову не придёт даже!

Все сохраняют какую-то веками (или считать тысячелетиями - сколько там веков греческой веры-то было перед тем, как варварскую Русь крестили?) - сложившуюся благопристойность...

Но никого не останавливает при этом "ох, платочка нет, в джинсах" типа, поэтому и не пойду, буду в собственном соку вариться-мучиться, исповедь-причастие - когда-нибудь потом... (когда 3 дня мяса не ел, постился, всё, что нужно - прочитал и т.д.).... "

 

Все, торопясь по собственным делам и притормаживая  - заходят в храм... Утром - перед работой, вечером - после...

Как домой просто :)

Послушать мудрое слово... осознать... исповедаться...

 

Часть жизни их просто.

 

Я была на многих службах (была череда праздников ...)  наблюдала... поразило!!!

 

На меня смотрели уважительно, кстати, всегда - "русская вот затесалась среди нас, своя ж вроде - с крестом видимым висящем, одной веры - да и других же во всём мире нет"  и даже помогали во всём, в чём можно только....

 

Веру вроде греческую - взяли, но платочки русские - прицепили к ней :) И как умеем - так и творим... или вытворяем :)

 

 

Edited by Марина (Москва)

Share this post


Link to post
  • 0

Да, русские платочки, от апостола Павла еще... ))

Да, но русские платочки - наша транскрипция. В оригинале глагол означал "быть спеленутыми, завернутыми, полностью закрытыми". Наш вариант ещё легонький) о времена, о нравы. о бремена. вы правы.

Share this post


Link to post
  • 0

Простите, но раз уж на то пошло, что не по теме..
Возьмите, к примеру, иконы Божией Матери. Она всегда изображена с покрытой головой. Наверное это не просто так.
А в Греции головные уборы перестали носить после освобождения от Турции , и, если не ошибаюсь, чтобы как-то от мусульман отличаться

Share this post


Link to post
  • 0

Оля, конечно не просто так. Во времена земной жизни Богородицы, женщина с непокрытой головой это как женщина в очень короткой юбке сейчас. Замужние женщины вообще не снимали покрова вне дома, не показывали свои открытые волосы другим людям. Простоволосая женщина (с открытыми волосами) тогда, это как женщина лёгкого поведения, показывающая это своим внешним видом, одеждой. Отсюда и пошла традиция женщинам покрывать голову в церкви, и не выставлять на показ другие части своего тела, нося соответствующую одежду. Если женщина приходит в храм с макияжем на лице, накрашенными губами, вся в бижутерии, с салонной причёской, в модной привлекательной одежде, то она как бы ошиблась адресом или намерением - она пришла себя показать и отвлечь других молящихся на свою индивидуальность и привлекательность. Многие женщины не видят в этом ничего плохого потому, что, простите за прямолинейность, постоянное создание образа самки привлекаемой своею внешностью, становится постоянным, обыденным занятием с юности, образом жизни. Апостолы же учат, что женщина должна привлекать чистотой помыслов и добродетелями, а не возбуждать похоть в ближних.

Share this post


Link to post
  • 0

Я просто видела собственными своими глазами -  первоисточник :)

Откуда мы "все пошли"....

 

Первое послание к Коринфянам, главу 11 прочтите, вот это первоисточник.

Share this post


Link to post
  • 0

В Греции просто побывайте - лично:). Дай Господь.....

"А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" - итогово цитирую из той рекомендованной главы 11:)))

Share this post


Link to post
  • 0

Ох, не надо мне в Грецию. "Каждая лягушка сиди в своей луже, а нет будет хуже" (преп. Амвросий Оптиинский). А слова, Вами приведенные, как раз относятся к непокрытию головы женами. При апостоле такого обычая не имели, это да. О чем и речь.

 

При разговорах со священиками и монахами из Греции, они как раз жалуются, что с благочестием туговато. В России по их словам лучше ))

Share this post


Link to post
  • 0

Не имеем обычая не спорить, а не имеем обычая с непокрытой головой шастать в храм, о чем в предыдущей строчке сказано. Спорить действительно не стоит )

Share this post


Link to post
  • 0

Добрый день! Большое спасибо всем неравнодушным, ответившим на мою тему. 10 лет назад была в Оптиной Пустыни 2 недели, брала послушания и ходила на службы. Оптина-духовная лечебница, это было такое очищение души, такая благодать, что мое сердце навсегда осталось там. В этом году еду в Оптину на 2 недели Великого Поста. Постараюсь учесть все пожелания и замечания в свой адрес. Также постараюсь своим поведением не мешать паломникам получать то, за чем каждый приехал в монастырь.

Share this post


Link to post
  • 0

После послушаний в Оптиной стоять всю Службу просто не реально . Для меня так точно сил нет. Да ешё ранний подъём с непривычки особенно. Очень тяжело. А когда не один день в монастыре то к концу неделии  вообще стоять не могу так устаю. Поработайте сами почувствуете каково.

Добрый день! Жила 2 недели в Оптиной в Великий Пост, брала послушание, ходила на службу. Да ,было тяжело, но в Оптиной такая благодать на службе, что хватало сил стоять. До сих пор эти дни вспоминаю с таким трепетом и теплотой, что в этом году еду в Оптину Пустынь на 2 недели. Здоровья Вам, сил и благодати Божьей.

Share this post


Link to post
  • 0

Служба в Великом посту начинается в 5.30 утра и заканчивается около часа дня. Простоять на ногах 7 часов очень сложно. Не сказать, что невозможно, но очень трудно. Знаю лично того, кто "в молодости" брал на себя подвиг стояния на протяжении всей постовой службы. Но он впоследствии очень жалел об этом, поскольку просто повредил ноги и теперь вообще с трудом переносит даже непродолжительное стояние на ногах.

 

А вообще я сомневаюсь, что, как вы говорите, все сидели во время службы, вставая только во время чтения Евангелия. Во-первых, Евангелие на первой седмице Великого поста вообще не читается, а во-вторых, садятся обычно только на кафизмах, когда читается псалтирь. Но это как раз традиция именно ортодоксальной церкви. Сидение во время чтения псалмов в свое время (IV в.) удивило еще представителя западной церкви прп. Иоанна Кассиана Римлянина во время его путешествия по пустыням востока:

 

«Когда читаются эти двенадцать псалмов, то обыкновенно стоит один читающий, а слушающие сидят, потому что от поста и работ дневных и ночных они так устают, что если не дать им этого послабления, то не смогут слушать псалмов.» (прп. Кассиан Римлянин. Творения)

 

Усталость действительно дает о себе знать. Можно конечно ее как то перебороть и заставить себя не садиться, но рано или поздно наступает такой момент, когда ум из-за усталости перестает понимать то, что поют и читают. А где-то к середине богослужения такой момент наступает по-любому. Поэтому, чтобы взбодрить ум, надо бывает дать некоторый отдых телу, если еще учесть, что уже через несколько часов начинается еще и вечернее богослужение, а на следующий день весь круг повторяется.

 

Поэтому можно представить как грустно становится спустя несколько часов незадачливому прихожанину, заблаговременно не позаботившемуся о том, чтобы прихватить с собой стульчик на постовую службу.

Добрый день! Спасибо за расширенный ответ. Я не сильна в теологии, поэтому с удовольствием принимаю Ваши уточнения. Но мне кажется, что протестантизм как раз и получил популярность за то, что декларировал послабления, в том числе и сидение на службе. В Православии же важный момент - понуждение себя. Преодолевая - укрепляешься. Ну а если монастырские начальники не против стульчиков, может быть в храме поставить лавки рядами. Встали-сели, не надо приносить стульчики и тихо, нет шума и скрежета.

Share this post


Link to post
  • 0

Ох, не надо мне в Грецию

Протестую!:) Греция - изумительная страна, пусть и со своими, отличными от наших, традициями. А вы не тот человек, кто со своим уставом в чужой монастырь пойдет. Есть возможность, поезжайте.:)

Share this post


Link to post
  • 0

Добрый день! Спасибо за расширенный ответ. Я не сильна в теологии, поэтому с удовольствием принимаю Ваши уточнения. Но мне кажется, что протестантизм как раз и получил популярность за то, что декларировал послабления, в том числе и сидение на службе. В Православии же важный момент - понуждение себя. Преодолевая - укрепляешься. Ну а если монастырские начальники не против стульчиков, может быть в храме поставить лавки рядами. Встали-сели, не надо приносить стульчики и тихо, нет шума и скрежета.

Елена, сидение во время службы это выбор молящегося человека по необходимости. Это не ради комфорта или просто послабления так как служба долгая, а стоять утомительно, а это вынужденная мера молящегося человека, когда он уже просто не в состоянии стоять и может повредить своему здоровью, когда обременения настолько тяжки, что уже мешают сосредоточится на молитве. У каждого свой порог возможности и свои взаимоотношения с богом. У нас в храм ходят несколько людей, которые постоянно сидят на службе - они немощны стоять. Вчера на повечерии во время помазания на лавочке спал утомлённый маленький ребёнок и батюшка сам подошёл и помазал его, а он так и не проснулся. Один мужчина постоянно ходит на службу со своим складным стульчиком, наверное потому, что бы не занимать место на лавке - лавок же очень мало, а старых людей много. Если поставить скамьи рядами, то это и будет действительно декларирование послабления - как бы благословение на службу сидя и по необходимости здоровья и без таковой, а такого благословения естественно быть не может. Монастырские начальники не против стульчиков как свободного выбора самих молящихся. Серьёзное дело, что мы идём туда, где нам по правилам и находится то не следует, и вот придя туда, мы ещё и смотрим за соблюдением всех правил, изыскиваем рационализм. Мирские люди, называющие себя паломниками, сотнями и тысячами, ну просто как саранча, стекаются в монастыри за получением благодати, гоняются за старцами, сетуют на неудобства, узревают какие то несоответствия обычному жизненному укладу, решают вопросы размещения и питания часто с недовольством и ропотом, приносят греховную суетность мира туда где её быть не должно. Что такое монастырь? Переведите значение этого слова.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By sasha
      Как петь на службе с теми, кто не поет
       
      О создании и управлении народным хором, связанных с этим трудностях и радостях корреспондент портала Православие.Ru беседует с регентом храма святого Марона Пустынника в Старых Панех Дмитрием Ключевым.

      – Дмитрий, какие чувства вызывает народный хор?
      – В начале главное – сдержать раздражение, потому что они ничего не могут, а надо внушить, что могут, если заниматься с неподготовленными. У меня достаточно такого опыта. Сначала мы пели в очень низкой тональности в унисон, потому что боялись. Прихожане часто стремятся запеть, некоторые идут вместе с хором по тексту службы: мелодии знают с голоса, потому что часто ходят в храм. Я взял самые простые ектеньи, самые распространенные антифоны первого гласа.
       
      – Люди всегда подпевают хору, а тут – испугались?
      – Именно поэтому мы пели в унисон и очень низко, по-другому не могли. В храме все насторожились. Потом мне удалось выделить высокие голоса. Вместе поют – постепенно становится лучше. Потом дал простые дыхательные упражнения. Кто делает – становится лучше. А сейчас воцерковленные люди, которые пришли в начале и постоянно ходят на службы, знают чинопоследование, выучили мотивы (многие с голоса) и осмелели: стало неинтересно приходить на репетиции с новичками.

      А приходят бабушки, которые толком ничего не знают и всю жизнь работали в партийных организациях, но решили пробиваться к Православной Церкви и начинают с нуля. Их не все выдерживают. Тренироваться в любви трудно, многие не готовы потерпеть ради людей, которые вновь пришли, чтобы они почувствовали соединение с теми, кто уже поет.
       
      Приходят люди среднего возраста, пожилые и совсем старенькие, с палочками. Хотя и молодые приходят. Это – наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть.
       
      С другой стороны, народный хор потом вдохновляется, начинает верить в свои силы (моя задача – внушить уверенность), многие начинают заниматься вокалом и летом принимают участие в богослужениях тех храмов, которые находятся рядом с дачами, потому что знают службу.
       
      Мы изучаем только Литургию. Однажды пели и нетвердо знаем литию. К молебнам пытались дерзнуть, но переполнены объемом литургических песнопений. Хорошо, что успеваем тропари и задостойник выучить, потому что, кроме изучения, может стоять задача повышения качества пения. Но не всегда это возможно, если люди, которые пели, не приходят.
       
       
×
×
  • Create New...