Перейти к публикации
АндрейВ.Х.

Постное общение

Рекомендованные сообщения

12 часов назад, р.Б Валентина сказал:
12 часов назад, Мария Ш сказал:

 Сама благодарю батюшку

Вот, на первой седмице ещё в проповеди фразу так сказал, что я по сей день размышляю о Христе как никогда за 5 лет. И такая в сердце благодарность! А подойти поблагодарить всё смущаюсь :blush:

Валечка, так может ты нашла своего батюшку? Духовника?

 

Беседо о Кресте в Крестопоклонную неделю.

Изменено пользователем inna d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, inna d сказал:

Валечка, так может ты нашла своего батюшку? Духовника?

Может. Хотелось бы! Хорошо бы! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ-канала митрополита Луки:

 

Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Размышления над Книгой Иова.
Из всего многообразия чтений из Священного Писания, которые Церковь так обильно предлагает нам в этот день, я бы хотел поговорить с вами о Книге Иова. Именно на Страстной седмице Устав богослужения советует нам вникнуть в содержание этой, одной из самых загадочных книг Ветхого Завета. Я бы хотел провести параллель между верой Авраама и Иова. 
Когда Бог призвал Авраама, ему было семьдесят пять лет, а его супруге Саре на десять лет меньше. Бог обещал им сына, но дал его тогда, когда надежды на то, что у них родится ребенок, уже не было никакой. И после этого Он же приказал Аврааму убить долгожданного сына, принеся его в жертву. Что должен был думать праотец о Боге, когда шел несколько дней к тому месту, где нужно было совершить жертвоприношение? Какие мысли были в голове Авраама, и какая сила веры должна была быть в его сердце, когда он занес нож над самым дорогим, что было у него в земной жизни? 
То же самое мы видим и в жизни Иова. Безупречная святость этого старца была несомненной. У Иова были все основания считать, что Бог являет ему Свои милости именно по той причине, что он праведен и чист сердцем. Но вдруг на него наваливается одна беда за другой. Иов искренне не понимает, за что это ему? Чем он так прогневал Бога? 
Зачем было Всеведущему Богу, который без всяких тестов и так знает, что находится в душе человека, подвергать таким жестоким испытаниям этих праведников? Ответ на этот вопрос нам дает Священная история. Богу, конечно же, не нужно испытывать людей, поскольку Он и так знает, что находится у них внутри. Эти искушения нужны были самим праотцам для того, чтобы стать еще ближе к Богу, чтобы вырасти в своей вере и усовершенствовать свою душу так, чтобы стать образцом для многих сотен поколений, читающих Библию. Теперь мы это с вами хорошо знаем, но в то время, когда Бог приказал Аврааму убить своего сына, когда разрешил дьяволу разрушить жизнь Иова, оба патриарха об этом не могли знать. Со стороны могло показаться, что Бог их предал, но мы то знаем, что все было как раз наоборот. 
Именно с этой точки зрения нужно оценивать все то, что происходит в нашей жизни. Мы видим, что зло все больше и больше проникает во все сферы жизни человеческого общества. Церковь вновь гонима и оклеветана. Ложь, лицемерие, ненависть стали господствовать в СМИ. С каждым годом мы становимся все больше похожи на Иова, и кому-то может показаться, что Бог нас оставил и помощи ждать не откуда. Но, помня историю Авраама и Иова, мы можем быть уверены, что Бог нам попускает все эти скорби для того, чтобы, пройдя через горнило испытаний, мы вышли из них чище и светлее, чтобы наша вера укрепилась, а душа научилась жить полным доверием Богу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О Великой Среде:

 

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

 

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

 

прот. Г.С. Дебольский, «Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

 

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

 

свт. Иоанн Златоуст

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери.

 

Первосвятительское слово патриарха Кирилла (от 2 мая 2013 года):

 

Скрытый текст

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Всех вас приветствую и поздравляю с Великим четвергом, днем, который приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что в день сей мы празднуем величайшее событие в истории рода человеческого — установление Таинства Святой Евхаристии, Таинства Причащения. Почему же это событие величайшее? А потому, что именно через Таинство Тела и Крови Христовой все то, что Господь совершил ради нашего спасения, — и Рождение Свое, и жизнь, исполненную скорбей, и проповедь, и страдания, и крест, и Воскресение, и восшествие на небеса, и второе пришествие — через Таинство Святой Евхаристии актуализируется, становится реальностью для каждого верующего человека, каждого члена Церкви. Мы являемся не просто зрителями во время Святой Литургии, мы не просто наблюдаем со стороны красивый обряд — мы являемся соучастниками Тайной Вечери и Жертвы Господней, подобно ученикам окружая трапезу Господню.

 

И все то, что я сейчас произнес, не является лишь красивой метафорой, — это таинственная реальность, которая силой Святого Духа действует в Церкви, оплодотворяя весь род человеческий. Мы вспоминаем то, что Господь совершил ради нашего спасения, но вспоминаем не так, как события из своей собственной жизни, — опираясь на силу памяти; не так, как события из истории, — читая книги. Мы вспоминаем о Тайной Вечере силой Святого Духа, Который делает нас соучастниками тех самых событий.

 

Вот почему пришествие в мир Спасителя и все то, что Он совершил ради спасения рода человеческого, не завершилось с Его вознесением, но продолжается в Таинстве Святой Церкви. Силой Святого Духа оживают события новозаветной истории, силой Святого Духа мы реально соучаствуем в них.

 

Тайная Вечеря сопровождалась еще одним событием — Господь умыл ноги Своим ученикам. Обычно, когда господа возлежали (а именно так в древности на Востоке вкушали пищу), слуги омывали их руки и ноги — то была обязанность слуг. Господь был председателем на той самой Пасхальной вечере, которую в Сионской горнице совершали апостолы, Он занимал самое важное место в центре стола, Он был хозяином трапезы, Он произносил полагавшиеся в соответствии с тогдашним уставом пасхальных трапез необходимые благословения, и Ему никак не следовало омывать ноги сотрапезникам. Но Он берет воду, вливает ее в умывальницу и умывает ноги ученикам, а затем, разъясняя Свой неожиданный поступок, объясняет, что это было сделано специально для того, чтобы ученики следовали Его примеру. Конечно, Господь имел в виду не просто подражание в данном конкретном случае — чтобы всегда на Пасхальной трапезе предстоятель умывал ноги; но, в более глубоком смысле, чтобы мы, принявшие на себя обязательства быть Его учениками, помнили, что наша главная задача — служить другим людям. И образ Христа, умывающего ноги ученикам, помогает нам с вами понять весь смысл христианской веры, согласно которой человек призван не возвышать себя, не господствовать над другими, но служить в меру своих талантов и в соответствии с тем положением, которое Бог ему определил.

 

В Великий четверг совершается Божественная литургия Василия Великого, на которой мы особо вспоминаем события Тайной Вечери. Именно в этот день заготавливаются Святые Дары на весь год для больных, немощных людей, которые не могут посетить в воскресный день храм и к кому приходит священник для причащения на дому. Именно в этот день мы совершаем чин умовения ног, когда предстоятель богослужения умывает ноги священнослужителям в память о том, как Господь умыл ноги Своим ученикам.

 

Великий четверг исполнен многими великими смыслами, которые помогают нам уразуметь самое главное в христианской жизни — служение Богу и ближним, насыщение себя благодатию через Таинство Святой Евхаристии, в котором мы получаем оставление грехов и обретаем залог жизни вечной. Будем же строить свою жизнь в мире, стараться служить другим людям добрым словом, добрым делом, имуществом своим, советом, а самое главное — с добрым, открытым сердцем идти навстречу тем, кто нас окружает, в том числе тем, кто считает нас своими врагами. Будем также помнить, что спасение невозможно обрести силой человеческой, даже через самую что ни на есть высокую добродетель, ибо человека спасает не дело, которое он совершает, но благодать Божия, споспешествуемая человеческими делами. А потому как можно чаще будем прибегать к Святой Евхаристии, вкушать Тела и Крови Христовой, исповедовать свои грехи и, опираясь на эту великую духовную силу, творить добро ближним и дальним, утверждая в мире сем великие истины, которые провозгласил Христос и которые Он утвердил смертью и Воскресением Своим. Аминь.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Великий Пяток…

 

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"

А матери: "О, не рыдай Мене..."

 

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

 

(из "Реквием" Анны Ахматовой)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Гость программы: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда какой-то начальник осуждается и злословится, уменьшается ему почтение от подчиненных; а от непочтения последует в них презрение, от презрения – непослушание, от непослушания – всякое бесстрашие, бесчиние и нестроение, как всякому это удобно можно разуметь. И поэтому хотя всякого грех осуждать, и грех тяжкий, но начальника злословить – намного больший грех.

https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/simfonija-po-tvorenijam-svt-tihona-zadonskogo/189

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Ты постишься?

Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства.

Ты постишься?

Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества.

Ты постишься?

Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти.

Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый".

Святитель Иоанн Златоуст 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Осенняя депрессия, ковид, инфляция – как не пасть духом?

Ответы пастырей

 

Осень заканчивается, но связанные с нею депрессия и уныние – нет: слишком много глобального негатива нас окружает. Это и пандемия, и локдаун, и экономический кризис, и страх потерять свободу в эпоху QR-кодов. Причем всё это – на фоне некоей сакрализации «депрессии» в социальных сетях. Мы спросили пастырей о том, как принять вышеперечисленные беды и не впасть в уныние, как побороть тревогу и апатию, наступающую от сознания, что от нас ничего не зависит.

«Дух, которым многие из нас обладаемы, далек от христианского»

Священник Димитрий Шишкин, Симферополь:

Скрытый текст

 

Священник Димитрий Шишкин – По статистике, около 75% наших соотечественников крещены в Православии. Но дух, которым многие из нас обладаемы, увы, далек от христианского. Это дух мира сего с его маловерием, расслабленностью и самолюбием. И вот, поддаваясь влиянию этого духа, христиане постепенно теряют мужество, теряют причастность духу Христову и, встречаясь с неизбежными трудностями жизни, начинают роптать, жаловаться и погружаться с головой в пучину собственных переживаний. Этому способствует и идеология крайнего индивидуализма, распространившаяся в последнее время, когда человек именно себя, свои настроения и чувствования считает главным в жизни. Отсюда происходит и расслабленное саможаление, и даже болезненное упоение собственными страданиями.

Конечно, и время сейчас особенное. Порою кажется, что в самом деле апокалиптическое. Мы живем в условиях глобального кризиса: не только экономического, но и духовного, который непонятно еще чем закончится, и если человек не утвержден в вере, то это только добавляет тревоги и беспокойства.

Но, во-первых, о временах и сроках не знает никто, и, возможно, за нынешним глобальным кризисом нас еще ожидают годы и десятилетия более-менее спокойной и мирной жизни. А, во-вторых, как бы там ни было – надо помнить, что мы христиане, и все приключающиеся напасти и беды нам надо переносить по-христиански, то есть с готовностью и решимостью всё претерпевать с верой и благодарностью… У апостола Павла есть удивительные слова в одном из его посланий (2 Кор. 1, 8–11). Он рассказывает о том, что пережил чрезвычайно трудный период, так что «не надеялся уже и жить», но притом сам себя считал достойным смерти и принимал все беды (вы только вдумайтесь!) – как милость и снисхождение по сравнению с тем, чего он «заслуживает». И, как осужденный на смерть, апостол возлагал надежду не на себя, а на Бога, «восставляющего из мертвых». Вот это мужество, вот это решимость, вот это подлинный пример христианской стойкости, которому мы все, конечно, должны подражать!

Господь говорит, что для человека страшны не сами скорби, а тот урон, который они способны нанести расслабленной и нерадивой душе

Насчет нынешних бед и напастей вроде пандемии, инфляции и прочего, у нас есть ответ от Самого Господа. Он относится к мятежам и нестроениям последних времен, но и к нашим обстоятельствам вполне приложи́м. Господь говорит о том, что страшны для человека не сами скорби, а тот урон, который они способны нанести душе расслабленной и нерадивой. Поэтому Господь и обращается к нам: «Не отягощайте сердца ваши объядением и пьянством и заботами житейскими…» – и дальше призывает: «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (Лк. 21: 36). То есть избежать не самих трудностей и скорбей, а их губительных последствий для души.

Конечно, бывают тягостные и не всегда объяснимые в своих причинах состояния уныния, печали, тоски, когда кажется, что сами бесы ополчились на душу. Ну, так и что? Что нам удивляться! Мы ведь все воины Христовы, а значит, и уныние, и печаль, и тоску надо встречать во всеоружии крепкого упования на помощь Божию, с терпением и молитвой, даже с благодарностью Богу, которая, по слову святителя Иоанна Златоуста, – самое верное средство против бесов, наводящих тягостные и мрачные состояния.

Поэтому как бы там ни было, нам нельзя поддаваться тоске, а напротив, противостоять ей с верой, мужеством и терпением, и тогда, по прошествии времени, обязательно придет от Господа и утешение, и облегчение, и радость – как залог грядущей радости, ожидающей всех «претерпевших до конца». И даже говоря о самых тягостных, последних временах человеческой истории, Господь призывает нас: «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).

«Мы эти добродетели даже не утратили, а еще и не обрели»

Протоиерей Георгий Балакин, Горноалтайская епархия:

Протоиерей Георгий Балакин – Предложенный вопрос затрагивает две проблемы. Первая – «соцсети», вторая – «депрессия».

Чаще всего тот, кого (или даже – «что») мы встречаем в соцсетях – это не человек, а персонаж, образ, роль. И бывает так, что тот, кто в Интернете предстает постоянно депрессующим меланхоликом, в жизни оказывается вполне психологически устойчивым и даже жизнерадостным человеком. И наоборот – виртуальный «неунывающий оптимист» в «реале» может быть в затяжной депрессии. Но это примеры крайние. А посерединке – масса людей, которые в социальных сетях играют ту роль, что им позволяют таланты и возможности. Роли же «троллей», «хейтеров» и прочих им подобных не требуют образования, таланта и даже элементарных усилий. Поэтому самое лучшее, что можно сделать с этими персонажами, – так это просто не общаться с ними. То есть «не кормить тролля» – игнорировать, ограничивать общение, «банить» – на самом деле грехом не является. Существует стереотип, что «раз мы православные, то мы обязаны терпеть», но, мне кажется, что это ошибочный стереотип. И для православных, и для неправославных важно уметь устанавливать и уважать границы личности. В том числе и своей.

То есть если нам вместо человека встречается «персонаж», то надо понимать: тут мы помочь ничем не сможем…

А если это реальный, зачастую одинокий и страдающий человек? Ведь то, что мы так легкомысленно определяем как «депрессию», на самом деле может корнями уходить и в духовную сферу («страсть уныния), и в душевную, и даже в физическую, соматическую. Поэтому если мы не видим причины такого состояния, не имеем навыков оказания успешной психологической помощи, если у нас нет достаточно времени и сил принять на себя чужую боль и проблемы, то, может быть, лучше не нарушать границы личности, а просто помолиться об этом человеке? То есть, проявив сочувствие, сопереживание, обратиться за помощью к Тому, Кто видит всякую душу и может всё? Иногда, на самом деле, такая помощь получается самой действенной и плодотворной…

А если в реальной депрессии оказался реальный и, более того, близкий человек? Тут как раз кроме молитвы необходимы чуткость, внимание, такт. Иногда – помощь со стороны. Но, опять же, депрессию, как, например, и зависимость, какими-то внешними средствами и действиями вылечить невозможно. То есть самое большее, что мы можем сделать для близкого, – это создать те условия, когда он сам захочет выйти из этого мерзкого состояния.

И, наконец, если вы сами у себя заметили все признаки депрессии, не надо её «сакрализировать», не надо перекладывать ответственность за свое нехорошее состояние на других. Надо искать реальный и доступный выход. И иногда бывает, что человеку достаточно выспаться или съесть шоколадку. А иногда нужно трудиться месяцы и годы.

Кстати, в Священном Писании есть целая Книга, посвященная данной проблеме, и называется она «Екклесиаст»: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?.. все – суета и томление духа!» И так – депрессивно и беспросветно – с 1-й по 12-ю главы… И вдруг в конце 12-й главы – оптимистичный совет: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13–14).

 «Православные христиане» – это кто? Те, кто крещен в Православной Церкви? Или те, кто ходит каждое воскресение на литургию? Или те, кто… Понимаете, я почти три десятка лет служу священником, но до сих пор не могу назвать себя полноценным православным христианином.

Точнее, я хочу быть православным христианином, я учусь им быть, но у меня не все получается. Например, я верю в Бога в той мере, что все положения Никео-Цареградского Символа веры принимаю без малейшего смущения и сомнения, но я не научился доверять Богу как Вседержителю. Или я понимаю, что заповеди Христовы – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39) – это самое высокое и прекрасное, что только может быть в основе жизни, но как это исполнить? Как любить Бога, Которого не видел? Как любить ближнего? И «кто есть ближний мой»?

Вот и получается, что если бы я был на 100% православным и по имени, и по жизни, и по сути, то у меня не было бы ни малейших проблем с доверием Промыслу Божиему… Но раз я «не волшебник, а только учусь», то, значит, я и ошибаюсь, и спотыкаюсь, и запинаюсь… А ведь есть и те «православные», что еще дальше стоят в своей воцерковленности. Значит, их может «плющить и колбасить» даже больше, чем меня. И в этом случае мы – «современные верующие» – эти добродетели даже не утратили, а еще и не обрели. Следовательно, нам на всякие-разные депрессии некогда отвлекаться. Надо, пока не поздно, учиться не только верить, но и доверять, учиться не только зваться, но и быть.

Кстати, слава Богу, мне ведомы многие примеры (даже среди современных христиан), которые вполне в этом преуспели.

Наверное, какой-то «волшебной таблетки» или «чудовключательной кнопки» нет. Есть древний святоотеческий совет: «Молись, трудись – и время жизни пройдет незаметно». Как не впасть в уныние от пандемии? А как не впадали в уныние наши отцы и деды, когда фашисты дошли даже до Волги? А как не впадали в уныние христиане 1920–30-х годов, когда веру в Бога вменяли в уголовное преступление? Как не впадали в уныние те русские люди, что жили по краю Дикого Поля, и на протяжении веков время от времени их деревни выжигались, поля вытаптывались, а население значительно «прореживалось» кочевниками во время диких набегов?.. Неправда, что «от нас ничего не зависит». Всегда, во все дни моей жизни, в ней – в жизни – есть что-то, что не зависит от меня, но есть и что-то, что зависит только от меня. Например, от меня не зависит, какая сегодня погода за окном, но от меня зависит, выходить мне в эту погоду или не выходить? Одеваться в соответствии с погодой или нет? Так и с пандемией, с ограничениями, с инфляцией…

Прививаться или не прививаться, выдерживать режим самоизоляции и социального дистанцирования или не выдерживать, использовать средства индивидуальной защиты или не использовать – это тот выбор, что нам предлагается, поэтому говорить, что от нас совсем ничего не зависит, – наверное, все-таки неверно… Даже больше: можно сказать, что пандемия, при определённом ракурсе, дает еще больше свободы. Свободы проявить себя таким, какой ты есть. Даже по отношению к Богу, к Церкви, к ближним… Не секрет, что многие «православные» перестали ходить в храмы из боязни заразиться, но продолжают ходить в магазины и даже в места развлечений.

Но и, наверное, следует не забывать самое главное: Православие – это религия Воскресшего Христа! Жизнь, которую мы живем, – это только начало Жизни Вечной, Жизни Настоящей. Поэтому, если Господь попустил быть такой болезни, значит, и коронавирус – не только причина заболевания, но и в какой-то мере – лекарство от более глубинной болезни, болезни души. Просто на все происходящее надо посмотреть немножко шире: не только до больничной палаты и смерти, но и до будущего воскресения.

«В эпоху катаклизмов необходима проповедь о Великой любви»

Иеромонах Паисий (Новоженов), Вологда, Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь:

Иеромонах Паисий (Новоженов) – А чего же удивляться, что люди стали агрессивны? Людей довели до белого каления. Очень многие люди бедствуют. Кто-то носит золотые часы и перемещается на личном вертолëтике, а кому-то трудно купить качественные продукты, чтобы просто пропитаться и чувствовать себя полноценным человеком. Одинокие пенсионеры считают копейки в ладонях и плачут, думая, как им вообще свести концы с концами. Студенты не могут купить себе книги, вещи, инструменты для обучения. А кто-то продолжает пировать во время чумы каждый день, пировать за счëт голода и нищеты тех, кому эти средства предназначались по справедливости. Русский человек обнищал и чувствует себя в своей родной стране, словно на оккупированной территории. Я это вижу и как священник, и как человек, внимательно наблюдающий за жизнью людей разных слоëв и структур.

Люди всех сфер, от здравоохранения до образования, сфер искусства и культуры, поставлены в невыносимые для работы условия. Возмущение проходит по-разному. Кто-то ропщет в унынии тихо, на кухне, кто-то уже сломлен, опустил руки и не находит в себе сил сопротивляться несправедливости. Кто-то, доведëнный до края, превращается в циника и начинает относиться с презрением не только к властям, но и к простым людям, которые его окружают. Главное при окружающих обстоятельствах – всë равно сохранять человечность. Случись у нас переворот какой-нибудь, надо и в этот период быть честным человеком, добрым человеком. Если ты представитель силовых структур, вообще представитель власти, то поставь себя на место простого человека и подумай, понравилось бы тебе самому, если бы тебе дали дубинкой в бок? Быть нужно добрым в нашу смутную эпоху. В эпоху катаклизмов, которая только начинается, необходима проповедь о Великой любви. Чтобы избежать провокаций на агрессию, а они всегда есть и будут, нужно сохранить трезвый ум и доброе сердце. Мы не должны превращаться в остервенелое стадо.

Думаю, что ресурсов на преодоление социального кризиса и взаимной ненависти у нас много. Посмотреть вокруг: люди-то хорошие, по-своему замученные, несчастные, задавленные. Совсем юные студенты, пенсионеры, женщины (наши матери, сëстры), бабушки, дедушки – это наш народ, русский, славянский и многонациональный, интернациональный. Все хотят быть счастливыми, у всех семьи, родные. У всех свои трудности, болезни, потребности. Как-то это нужно понимать, учиться любить окружающих. Как можно быть эгоистом? Конечно, всех нужно любить, жалеть, помогать тем, кто нуждается в этом. Едешь по эскалатору в метро – посмотри вокруг: сколько людей, всех их нужно любить и желать им блага. Можно даже помолиться так: Господи, как много людей, и всех их Ты любишь, помоги им всем в их делах, болеющих укрепи и исцели, унывающих утешь и ободри, подай всем этим людям благодать Твоего Святого Духа.

Мы унываем, да, и это правда. Унываем и мы – священники, и монахи, и игумены. Все унывают. Но уныние – это болезнь сродни гриппу. Нужно лечиться и выздоравливать, потому что уныние – это грех! Нужно внимательно подумать, почему я унываю, найти причины, по пунктам. Может быть, для уныния есть три или четыре причины. Например, смерть близкого человека, или одиночество, или отсутствие работы, отсутствие возможности самореализации, травля, гонения, проблемы со здоровьем и так далее. И когда мы себе схематично наметим эти графы, напротив них мы должны прописать себе лечение. И нет такой скорби на земле, которую невозможно было бы преодолеть с Божией помощью. А боли не избежать. Наш изуродованный мир наносит нам боль время от времени. Но вставать с колен нужно всегда, изо всех сил ползти и вставать. Дух должен быть бодр. Нам необходима храбрость, находчивость и чувство юмора, иначе мы сошли бы с ума давным-давно. Радость не придет от медитации и самовнушения. Только когда мы решим реальные проблемы в своей жизни, тогда радость сама просочится в наше сердце, словно луч света через тяжелые тучи тревоги. Радость связана и с благодатью Божией. Когда мы перестаём унывать, злиться, ненавидеть, лениться, бояться, вообще – бессовестно грешить, тогда и Богу легче соприкоснуться с нашей жизнью, войти ощутимее в нашу жизнь, нашу душу и ум. Тогда наступит ясная, светлая погода в душе человека, и он, даже удивившись, скажет: «Как всë хорошо-то, оказывается, и зачем нужно было так унывать?»

Мы смотрим слишком узко на то, что происходит вокруг нас сегодня. Какая-то «на повестке дня – осенняя депрессия». А кто нам такую «повестку» определяет? Если посмотреть на нашу жизнь на Земле в еë онтологическом измерении, то повестка о депрессии человечества маячила перед людьми ещë на заре истории мира. И Адам, и Ева видели эти два пути: путь депрессивного пребывания в отчаянии или творческого бытия и управления землëй. Это, в сущности, путь проклятия или путь благословения. И человек сам выбирает, унывать ему на земле или преображать еë и окультуривать. Каин пошëл по пути депрессии, зависти и отчаяния. Хотя кто мешал ему жениться, нарожать детишек замечательных, расселяться по земле и разные вещи творческие создавать в наследие потомкам. Нет, надо обязательно войну учинять, завидовать, отбирать. Сумасшествие. И, конечно, в таком ненормальном состоянии, кроме депрессии, ничего человек не приобретает.

Православный христианин знает, что Господь управляет миром, промышляет о его сохранении, и все негативные события, которые устраивают люди, Бог исправляет ко благу. Вопрос только за нами, как нашу волю направить на разумное поведение. Как правильно прожить земные трудности. На первом этапе – нужно от грехов грубых отказаться. Скорби происходят часто по нашей собственной вине. Напивается человек, а у него потом голова болит, и с работы его увольняют, и так далее. А потом человек ропщет, что жизнь несправедлива, и Бог в чем-то виноват. Бывает, что человек и вправду ведёт образ жизни вот прямо очень-очень правильный, если можно так сказать. Не обижает никого, работает много, честен и порядочен, Бога почитает и молится. Но приходит беда. И человек унывать начинает. Здесь Иова Многострадального нужно вспомнить, и, кстати, Самого Христа. Видимо, это образ того, что не избежать боли, скорби, пока мы живем на земле эти наши краткие годы и десятилетия. Бывает такая боль, что даже молиться не хочется и ничего делать не хочется, но надо себя заставлять, через силу что-то делать, заполнять свою жизнь трудом и творчеством, и тогда мало-помалу можно выбраться из уныния, депрессии. А самый главный здесь путь и верный – это начать помогать другим людям.

Пандемия – вопрос многогранный. Она идëт, эпидемия есть. Безумцев, которые отрицали бы это, думаю, что уже не осталось. Она есть, и необходимы меры – именно те, которые всем известны: не ходить нигде, если ты чувствуешь себя нездоровым, не распространять вирус. Но самое плохое – это то, что есть общая беспомощность у всех нас. Мы же знаем, что санитаров и врачей не хватает, мы не были готовы. Больницы не обустроены. Спасение заболевшего человека – дело рук самого заболевшего. И многие трагедии связаны с тем, что слишком поздно началось лечение…

«Верующий человек ничего не боится, потому что он живет с Богом»

Священник Антоний Русакевич, Тверь:

Священник Антоний Русакевич – Люди сейчас очень часто ищут оправдания своим поступкам, чтобы их совесть была чиста. Выстраивают очень логичные рассуждения о том, почему они правы (это, конечно, идет от гордости) и всегда находят причину: то у них весна, то у них осень, то у них кризис, то коронавирус, и это для многих служит оправданием своего нетактичного и хамского поведения. Это, конечно, неправильно. Кроме того, чтобы не было какой-то хандры и настроение было хорошее, нужно очень четко фильтровать информацию, которую мы получаем. Нет ничего плохого в том, чтобы погулять по парку, полюбоваться природой, как она готовится к зиме, за птицами понаблюдать; это хорошее, интересное занятие. Но человек очень часто вместо этого смотрит новости, читает какие-то соцсети, где всегда много негатива, и от этого настроение у человека всегда плохое. А если он видит еще и на улице, что погода не такая радостная, как ему хотелось бы, – это еще добавляет плохого. Нам всегда нужно смотреть, что происходит вокруг, и искать в этом что-то хорошее. Будет гораздо легче жить.

Насчет доверия Богу – все зависит от силы нашей веры. Если человек только воцерковляется, еще на пути к Богу, то, конечно, он больше надеется на свои силы и думает, что он очень много может, но потом, когда человек укрепляется в вере, он все больше и больше понимает всемогущество Божие и то, что от самого человека на самом деле зависит не так много. Хотя у нас есть полная свобода, чтобы менять нашу жизнь, но очень часто мы этим не пользуемся. Именно в этом Господь дает нам свободу: что мы избавляемся от каких-то страхов, предрассудков, суеверий, и верующий человек ничего не боится, потому что знает, что он каждый день живет с Богом, и даже пандемия становится не такой страшной, потому что мы знаем: Господь с нами даже в этой ситуации, и если мы соблюдаем все необходимые меры предосторожности, которые предписывают нам врачи, то риски для здоровья становятся гораздо меньше. И, конечно, важно наше настроение: если мы пребываем в депрессивном состоянии, то нам может показаться, что все плохо и мы все умрем. Но если мы смотрим на жизнь с радостью и оптимизмом, то даже в каких-то сложных ситуациях мы будем уповать на Бога и надеяться на лучшее. Это очень помогает победить болезнь и гораздо легче перенести то, что происходит вокруг. И, конечно, нужно следить за потоком информации и избегать большого количества негатива. Те люди, которые постоянно смотрят телевизор и читают новостные сайты, – никак не могут на это повлиять, но тем не менее думают, что им нужно быть в курсе событий, – очень часто впадают в уныние, видя, как много вокруг негатива.

Очень хорошо читать молитву Оптинских старцев. Многим ее сейчас рекомендую. Есть сокращенный вариант этой молитвы. В ней мы просим у Бога дать силы, чтобы принять то, что происходит вокруг нас, смириться с тем, что мы не можем изменить, и разум, чтобы отличить одно от другого. Если человек будет мыслить таким образом, он не будет впадать в уныние. Что такое уныние? Почему мы не можем принять мир вокруг нас? Потому что мы за Бога начинаем решать, что должно быть, а чего не должно быть, как должны вести себя другие люди, как должен быть устроен мир, – это говорит о нашей очень большой гордости. Когда же мы не пытаемся изменить мир силой, а пытаемся изменить прежде всего себя, избавиться от своих грехов, то и жить становится легче, и мир мы начинаем видеть таким, каким его создал Господь, замечаем гораздо больше хорошего. И действительно начинаем в сложные моменты жизни видеть, что Господь рядом, что Он помогает нам через других людей. Через это наша вера может укрепляться. Конечно, когда человек не имеет искренней веры в Бога, упования на Бога, ему всегда будет страшно жить, потому что он всегда будет видеть вокруг нехорошие примеры: как люди стремятся ко греху, как грех действует разрушительно на их жизни. Конечно, все будет страшно. Из-за этого у нас многие люди впадают в различные суеверия, в гадания, в магию. Это просто говорит о том, что люди не имеют достаточной веры в Бога, ищут еще какие-то подпорки. Нам нужно укреплять веру, избавляться от греха. И постепенно, постепенно мы будем совершенно по-другому ко всему относиться: не будем углубляться в житейскую суету, не будем в этом тонуть, как у многих людей бывает, которые суетятся, суетятся и говорят, что даже нет времени в храм сходить. Если у нас будут другие приоритеты, то и время на все появится.

Подготовила Елена Цыганова

29 ноября 2021 г.


 

https://pravoslavie.ru/143125.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

NB!  к недавнему разговору. Св.Амвросий Оптинский как раз наставляет, что нельзя мелкие неприятности называть скорбями, тк этот навык разрушает душу. Авторитет)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это как раз понятно, чтобы мы по гордости не изображали из себя вселенских "страдальцев" по поводу ежедневного бытового "мусора", который мы вообще должны легко одолевать и не жаловаться. Старец Амвросий же говорил еще: "Тщеславие пальцем тронь - кричит, кожу дерут!" Мне кажется, это как раз про одно и то же он говорит.

 

Когда Христос говорит о скорбях, там конечно имеется в виду что-то более глобальное, жизненный крест. Но ведь и он складывается из мелочей, а они накапливаются. Отцы говорили, что один большой грех это как камень, его легко выбросить, а много маленьких - как мешок с песком, который может быть тяжелее камня, и от него избавляться очень сложно по одной песчинке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
25 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Тщеславие пальцем тронь - кричит, кожу дерут!" Мне кажется, это как раз про одно и то же он говорит.

В том числе и об этом. И о терпении болезни, нужды и проч. Не делать из мухи слона. Важно. 

Скорбью обычно считают тяжелейшее душевное состояние, связанное с  личным горем или всенародным бедствием. Скопление бытовых неурядиц могут вызвать другое тяжелое состояние - уныние, озлобленность. При этом скорбь испытывал и Христос, а уныние - всем ясно..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...