Jump to content
  • 0
*Владислав*

Можно ли молиться во время службы молитвой не относящейся к богослужению?

Question

Во время службы некоторые люди начинают читать молитвы. Кто-то во время Херувимской, кто-то в других местах службы начинает шептать молитвы, иногда достаточно громко, чтобы было понятно, что эти молитвы не тексты богослужения. Кто-то иногда читает акафист или канон.

Не помню точно, кажется, у кого-то из святых отцов читал, что этого категорически нельзя делать. Что можно только иногда молиться иисусовой молитвой или "Боже, милостив буди мне грешному".

Так ли это? И если этого нельзя делать, как объяснить это людям?

  • Like 2

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
6 часов назад, Olqa сказал:

А про чужое лёгкое или металлическое Православие рассуждать неблагодатно.

Неблагодатно грешить. А рассуждать и предупреждать, что отступление от учения Церкви  может привести к греху мы должны и обязаны.

 

Одно дело когда человек не знает или не понимает. Так же другое дело, когда знает, но по немощи не может исполнить, и совсем другое дело, когда человек знает, но начинает изменять, подводя под это свои разумения. Изменение, это реформирование, модернизирование... модерн, в общем, по простому.

Скажите, неужели святые отцы просто так запретили земные поклоны в воскресенье! Объяснили... Я, вообще, не понимаю, как это возможно переобьяснить: «уже не раб, но сын», и вместо скорби – возрадоваться о возможности спасения и прощения. Ведь Христос Своей жизнью, крестной смертью и воскресением вновь возвел естество падшего человека к Образу Божьему. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

 

Об обрядах Церкви

 

"Символ является ключом к истине, а обряд — каналом благодати, которую Господь назвал живою водою. Вне символа человеческая мысль о духовном мире или повисла бы в пустоте, или замкнулась бы в кругу фантазии, то есть в области человеческих представлений, имеющих в своей основе метафизическую ложь падших духов.

 

Церковный обряд — это традиционный священный символ, посредством которого человек имеет возможность вступить в общение с символизируемым, воспринимать его энергии, включиться в мир духовных реалий. Поэтому модернизм является врагом Православия. Не зная глубины церковной символики, он стремится приблизить обряды к душевному состоянию человека, его эстетическим потребностям, интеллектуальному уровню восприятия и так далее, то есть символ из средства духовной коммуникации (что требует внутренней подготовки и очищения самого человека) превращается в способ удовлетворения душевных потребностей. По сути дела, здесь происходит оземление самой Церкви. Всякое сочинительство священных символов похоже на создание новой реформированной Церкви, а с православной точки зрения — это ритуальная ересь. Обряд и символ не имеют ни предметно-вещественного, ни миметического свойства с содержащимся в них смысловым гносисом, с тайнописью духовных реалий или событиями священной истории. Здесь связь — в плане идей и энергий, поэтому Литургия — такое же откровение, как и Священное Писание. Консерватизм Православия — это сохранение тайны. Обряд, придуманный человеком, быстро исчерпывает себя, он может быть эффектен, но остается лишенным глубины, его эффект — новизна душевных ощущений, то есть то, что противоречит духовному созерцанию, и такой принцип модернизации требует постоянной перемены обрядности и атрибутики, как наскучившей песни или надоевшей одежды, поэтому реформаторство обречено на постоянное сочинительство. Обряд при этом переносится из области духа в область души, берет на себя несвойственные ему эстетические и развлекательные функции, не помогает, а противостоит молитве или, что не менее опасно, искажает внутренний характер молитвы, делает ее сентиментальной, восторженной и нередко просто фамильярной. Поэтому Православие представляет собой не только чистоту догматики, но также чистоту богослужения, традиционализм ритуалов.

 

Церковные обряды — это не нечто внешнее и механическое по отношению к душе человека, это каналы, по которым благодать Божия сообщается человеческой душе, это тот стержень богослужения, опираясь на который люди, присутствующие в храме, могут духовно сближаться до понимания единого живого мистического тела. Церковный обряд имеет два направления: вертикальное и горизонтальное; вертикальное — как богообщение, направленность души из материального мира в духовный, и горизонтальное — как объединение стоящих в храме людей в одной вере, в одном мистическом переживании, в одном молитвенном потоке. Разрушение обряда — это разрушение духовной коммуникации, это низведение религии на плоскость философских абстракций или в темную область дионисийского мистицизма, хаоса, в область подсознания и инстинктов, в область призраков и грез. В этом демоническом состоянии повторяется древнее сказание о том, как вакханки убивают Орфея; исступленные чувства убивают дух.

Церковный обряд — реалия другого измерения, нежели слово, потому он не может быть раскрыт и заменен словом, как луч живого света, который несет в себе тепло и жизнь, не может быть заменен словесной теорией о природе света. Церковный обряд может быть понят только в храме, в непосредственном переживании, поэтому в литургике объяснение обрядов и комментарии богослужения занимают сравнительно малое место: религиозные реалии понимаются в той степени, в какой они воспринимаются. Обряд понимается так, как он принимается, то есть через изменение и возрождение самой человеческой души. Литургию невозможно объяснить. Это тайна, ее можно только пояснить, указать на определенные целевые идеи и аналогии, но она навсегда останется тайной, которую должно в благоговении пережить человеческое сердце. Потому обряд одновременно скрывает и открывает; он скрывает внутреннюю жизнь Церкви от посторонних, любопытных и наглых глаз, — скрывает, как плотным покровом, — и в то же время открывает верующей душе завесу во «Святая Святых», — но постепенно, в меру ее внутренней подготовленности, чтобы слишком яркий свет не ослепил ее.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

https://vk.com/@raphael_karelin-ob-obryadah-cerkvi

 

 

 

Share this post


Link to post
  • 0
В 22.11.2020 в 15:56, *Владислав* сказал:

Во время службы некоторые люди начинают читать молитвы. Кто-то во время Херувимской, кто-то в других местах службы начинает шептать молитвы, иногда достаточно громко, чтобы было понятно, что эти молитвы не тексты богослужения. Кто-то иногда читает акафист или канон.

Не помню точно, кажется, у кого-то из святых отцов читал, что этого категорически нельзя делать. Что можно только иногда молиться иисусовой молитвой или "Боже, милостив буди мне грешному".

Так ли это? И если этого нельзя делать, как объяснить это людям?

часто  "читающие и поющие" вне клироса" в основном из числа болящих. Бывает чуть рукой заденешь кого, начинается в твой адрес ворчание и бухтение..) так что ради спокойствия и мирного духа на богослужении,лучше не делать замечаний,мне так кажется. 

Когда задают вопрос , наверное,лучше ссылаться на правила святых отцов или Устав. А там как "аще отчудит настоятель"..)

 

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

эти молитвы сами по себе являются началом периода коленопреклонений

В воскресный день.

 

1 час назад, A Lost Sheep сказал:

Значит надо двигаться к Богу теми путями, которые Он сам нам предоставил

Пути предоставлены упомянутыми правилами, которые запрещают. Оба старца Серафима - Саровский и Вырицкий - преклоняли колена в неположенное время. 

1 час назад, A Lost Sheep сказал:

люби Бога и делай что хочешь ) 

Одно из моих любимых изречений. 

Спасибо, что откликнулись

Я не делаю поклонов в Пасху и воскресный день кроме как перед Чашей один раз. Не вижу проблемы. А раз она как бы есть, надо спросить у духовника и все.

Спасибо.

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, *Владислав* сказал:

мы должны и обязаны.

Пожалуйста, пожалуйста. Ни в чем себе не отказывайте. )) Свой личный опыт - самый безценеый. Только очень желательно согласовать свои действия с отцом Настоятелем. И аще благословит - действуйте. Если б были прихожанином здешнего храма - увы и ах - получили бы по носу (личный опыт) отменно. Отцу Настоятелю виднее нашего, что может осилить его приход. 

 

2 часа назад, *Владислав* сказал:

переобьяснить: «уже не раб, но сын»,

Чтобы переобъяснить, сначала надо объяснить. Если народ вместит и поймет ещё при этом. Что совершенно не обязательно. Вот только что случайно прочитала. Косвенно по теме. "Фома":

 

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Откуда пошло это новое веяние — крутиться за дьяконом, когда он кадит храм? Мы в храм ходим молиться или работать стрелкой компаса? Почему священники в храмах и церквах не разъясняют этот момент прихожанам?

 

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Уважаемый Вячеслав, каждение — это древняя традиция христианской церкви.

Когда дьякон или священник кадит молящихся они отвечают ему поклоном, показывая своё смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся им через каждение. Лучше всего о смысле каждения написал святитель Симеон Солунский: «Священник между тем кадит престол, храм и всех молящихся, воздавая честь священным вещам, как предметам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная со святого святых — престола, он кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его ко Христу, да принято будет кадило горе [т.е на небесах — прим. авт.] и да ниспослана будет нам благодать Всесвятого Духа. Таким образом, через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский — М.: Благовест, 2010. — 640 с. [Вопрос 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам]).

 

Крутиться за дьяконом действительно не нужно, достаточно слегка поклониться. К сожалению, чрезмерное усердие заставляет людей совершать необдуманные действия. В большинстве случаев правила поведения в храме передаются устно от «старших» прихожан «младшим», так что привычки и предрассудки передаются из поколения в поколение. Многие священники много и часто говорят людям о том, как нужно вести себя в храме и особенно на богослужении, но далеко не все к ним прислушиваются.

 

В таинствах церкви благодать Святого Духа преподаётся нам через какое-нибудь вещество. Например, окроплением через освящённую воду, или помызыванием через освященное масло. Это делается потому, что Церковь таким образом учит нас о единстве человека. Язычники считали тело — темницей души и всячески им пренебрегали. Подобные мысли были и у первых христиан, так что апостолу Павлу пришлось объяснять христианский взгляд на единство человека: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

 

Перед тем как совершить каждение диакон всегда обращается к священнику, с просьбой благословить кадило, поэтому каждение — это не просто ароматизация помещения, а освящение, так же как кропление святой водой совершается не для увлажнения воздуха.

 

Вот молитва священника перед каждением: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

 

Вот перевод этой молитвы на русский: «Фимиам приносим Тебе, Христе Боже наш, в аромат духовного благоухания, приняв который в Свой пренебесный жертвенник, вместо [него] ниспошли нам благодать Твоего Святого Духа»

 

Мир вам и радость от Господа!

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
On 11/22/2020 at 1:53 PM, A Lost Sheep said:

Это так же, как и во время причастия в храме, когда народ ходит, прикладывается к иконам и мощам, не обращая внимание, что Сам Господь перед ними находится. У кого-то из отцов читал, что это как будто ты пришел к царю, а когда он вышел тебе навстречу, ты начинаешь общаться с кем-то из его приближенных, и тем самым выказываешь свое неуважение к нему. Так и во время причастия, надо стоять благоговейно и молиться.

О, отец, это и у нас в монастыре (который я посещаю) батюшка-настоятель так же говорит. Даже благословлял всех останавливать тех, кто ходит прикладываться во время Причастия. Но то в монастыре... В обычных приходских храмах все ходят как хотят, священники ничего не говорят.

 

А по поводу индивидуальной молитвы во время службы - очень актуальная для меня тема. Раньше я всегда имел себе за правило во время службы обращаться к Богу со своими личными молитвами-прошениями, достаточно долгими. Но со временем меня начало это напрягать, какой диссонанс чувствовал. И не знал(-ю) - что это, какое-то более правильное понимание общей храмовой молитвы, или наоборот - лень?

Сейчас, как правило, эти личные молитвы произношу в себе во время причащения священников в алтаре, когда образуется некая пауза, народ, как правило, начинает расслабленно толпиться по храму, прикладываться к иконам, формировать очередь к Причастию. Если не успеваю - продолжаю во время самого Причастия (если сам не причащаюсь). А на вечерней службе, либо вообще без этого, либо во время чтения Псалтири (не Шестопсалмия). Что скажете, сильно плохо?

Share this post


Link to post
  • 0

Быт. 17:3 И паде Аврам на лицы своем

Падение Аврама на землю лицом было знаком благоговения его и благодарности к Богу. Эта благодарность проистекала из сердечной уверенности его в том, что обетование Божие непременно исполнится, и исполнению его ничто не воспрепятствует, ибо изрекает оное Всемогущий.

Епископ Виссарион Нечаев

Толкование на паремии из книги Бытия.

***

Если с таким или похожим на такое чувство кладут земной поклон люди - раб или сын?...Это так, мысли вслух.))

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

По поводу земных поклонов в воскресенье и празники я где-то читал (причем неоднократно), что они в целом запрещены в эти дни, но их полагается делать перед Чашей, при ее выносе. Также всегда видел, что их делают в храме одновременно с тем как их делает священник в алтаре после освящения Даров. Кстати, священники действительно их делают по уставу ведь - стало быть, не совсем они запрещены. И что, я, мирянин, стоя в храме, чем-то лучше священника - он земной поклон бьет, а я стоймя стоять буду?

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

А рассуждать и предупреждать, что отступление от учения Церкви  может привести к греху мы должны и обязаны.

Отступление в чем?

 

Отсутпления Римско-католической церкви (в области догматической, канонической, обрядовой) - это раскол. 

 

"В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь".

Edited by Мано

Share this post


Link to post
  • 0
3 часа назад, Мария Ш сказал:

В воскресный день.

Такой воскресный день один в году, и в этом его уникальность. Св. отцы жили в Духе, и скорее всего именно Он им дал такие указания.

 

3 часа назад, Мария Ш сказал:

Оба старца Серафима - Саровский и Вырицкий - преклоняли колена в неположенное время. 

Тут то же самое, станем мы такими Серафимами - и нам тоже так Св. Дух разрешит  ) На таковых же несть закона...

 

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0
5 часов назад, Olqa сказал:

Пожалуйста, пожалуйста. Ни в чем себе не отказывайте. )) Свой личный опыт - самый безценеый. Только очень желательно согласовать свои действия с отцом Настоятелем. И аще благословит - действуйте. Если б были прихожанином здешнего храма - увы и ах - получили бы по носу (личный опыт) отменно.

Если бы вы были внимательны и следили за нитью разговора, было бы намного проще, и разговор был бы более полезен и конструктивен. Не нужно тогда тратить время и силы на посадку обратно бузины в огород и отправку дядьки в Киев.)

Речь о православии-лайт зашла в результате разговора и обсуждения поклонов с Юрием исключительно здесь на форуме. Никаких планов по деланию замечаний  в храме у меня не было. 

Хотя, дважды я после службы объяснял про земные поклоны в воскресные дни и результат был хорошим. К тому же мы начали с настоятелем одного храма вести разъяснительную и просветительную работу с помощью листовок. Вот ребята с этого сайта проделали большую работу, всё уже сделали, только бери и распечатывай. Рекомендую всем кому интересно.

 

МИССИЯ ДОСТУПНАЯ КАЖДОМУ

 

5 часов назад, Леонид_Киев сказал:

Кстати, священники действительно их делают по уставу ведь - стало быть, не совсем они запрещены. И что, я, мирянин, стоя в храме, чем-то лучше священника - он земной поклон бьет, а я стоймя стоять буду?

Я думаю, что действия священника в алтаре мы не должны повторять. Они еще, к примеру, сидят в алтаре, и много чего делают... 

Хотя, точно не знаю. Может отцы священники прояснят этот вопрос?

6 часов назад, Olqa сказал:

Если с таким или похожим на такое чувство кладут земной поклон люди - раб или сын?

святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф.6:6)».

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

не обратить на себя внимание молящихся

Вот именно поэтому и не совершаю в храме лишних движений. Не потому, что Господа мой поклон оскорбит,  а чтобы молящихся не отвлечь).

 Кроме того есть правило монастырское не смирять себя паче другой братии. Это условность. В жизни опять же всякое бывает.

9 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Тут то же самое, станем мы такими Серафимами - и нам тоже так Св. Дух разрешит  ) На таковых же несть закона...

 Это и так понятно.

 А вопросы заданы только для того, чтобы и другие, учитывая то, что обычаи церковные (в отличие от догматов) изменчивы, и в некоторых случаях (как у Серафимов Саровского и Вырицкого, например) остаются без внимания, поняли, что эти обычаи условны.

 Совершая поклон перед Чашей, я не чувствую, что этим грешу. - не помню о Василии Великом, а только о Господе в этот момент. Если духовник благословит воздержаться, воздержусь по послушанию. Без усилий и без особого смысла. 

 Перед Чашей не только мы, грешные, но и ни один святой не достоин считать себя просто сыном, а тем сыном, за чьи грехи Христос претерпел страдания и смерть.

 

 Книгу правил почитала давненько - это тяжелое чтение, к которому не тянет возвращаться. Там одно из правил обязывает низвергать епископа, если он в праздник (не по причине подвига, а по небрежению) не вкушал мяса и не пил вина. Даже додумалась, что это значит, но как это соотнести с жизненными реалиями.... и там много удивительного. 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
25 минут назад, Мария Ш сказал:

Вот именно поэтому и не совершаю в храме лишних движений. Не потому, что Господа мой поклон оскорбит,  а чтобы молящихся не отвлечь).

Да вы, вообще, у нас молодец!)

25 минут назад, Мария Ш сказал:

. Там одно из правил обязывает низвергать епископа,

Да уж... не каждый, чтобы правильно себя вести в храме, начав изучать богослужебный устав для мирян доберется до низвержения епископов! СильнА, чего уж там!))

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
22 минуты назад, *Владислав* сказал:

Да уж... не каждый, чтобы правильно себя вести в храме, начав изучать богослужебный устав для мирян доберется до низвержения епископов! СильнА, чего уж там!))

Поработайте над стилистикой и пунктуациеи, если хотите). О целеполагании говорить позно, да?)

То правило обязывает епископов же (по умолчанию) низвергать, если тот не выпил, не закусил, как полагается, а вы позабавлены не этим, а тем, что будто мне до этого дело есть? Остры!

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

Там одно из правил обязывает низвергать епископа, если он в праздник (не по причине подвига, а по небрежению) не вкушал мяса и не пил вина.

... скорее "по гнушению"... Это правило против фрукторианцев  и веганов ))

 

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
Только что, *Владислав* сказал:

Просто каждый находит то, что ищет.)

В целом это так, но книгу читала без купюр и полностью, без конкретного интереса. Упомянутое  - просто первое из множества других удивительных правил. Я читала не пособие для мирян, а саму книгу правил. Репринтное издание.

1 минуту назад, Юрий Кур сказал:

.. скорее "по гнушению"... Это правило против фрукторианцев  и веганов ))

Спасибо, позабавили. Так-то это попытка откреститься от сектантства иудейского внутри нового сообщества, кажется. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
Только что, Мария Ш сказал:

Я читала не пособие для мирян, а саму книгу правил. Репринтное издание.

Я и говорю - невероятно сильнА! Видна мощь пытливого ума. Если читать, так саму книгу и обязательно в репринтном издании. "Лучше гор могут быть только горы..."

  • Thanks 1
  • Возмутительно 1

Share this post


Link to post
  • 0
1 минуту назад, *Владислав* сказал:

Видна мощь

Глючит? Ну, ничего)

Share this post


Link to post
  • 0
6 часов назад, *Владислав* сказал:

Рекомендую всем кому интересно.

 

МИССИЯ ДОСТУПНАЯ КАЖДОМУ

Хорошо, однако, жить в Москве. Но желательно ещё представлять себе, как страшно далека она от остальной  России...Если скучно - можно в поселковые храмы силы свои направить и продавать здесь стенды с листовками. Сначала за отопление и свет оплатить, правда, надо. А то придется этими листовками отапливаться. Современных буржуек почти во всех храмах достаточно. Приезжайте! 40-60 км в любом направлении, с любого вокзала  Не говоря уже о 100-140 км.

Share this post


Link to post
  • 0
Только что, Olqa сказал:

Хорошо, однако, жить в Москве.

Я не в Москве живу.

Только что, Olqa сказал:

Если скучно - можно в поселковые храмы силы свои направить и продавать здесь стенды с листовками.

Что-то вы, Ольга, извините, совсем "не въезжаете". Кто, кому что продает? О чем вы? Ребята сделали листовки, скачивайте, печатайте на принтере сколько можете, и распространяйте.

 

Share this post


Link to post
  • 0
2 минуты назад, *Владислав* сказал:

Что-то вы, Ольга, извините, совсем "не въезжаете

Наверное, меня тоже заглючило, но я прочитала, что 1000 р стоит. Акция там такая. Ничего личного, Владислав! Я просто представила себе глаза отца N, который сам лично пилит и колет дрова, чтоб в храме тепло было. И я ему: отец, тут вот московские миссионеры нам листовки предлагают. Вернее не нам, а Вам. Катехизации чтоб Вы правильно проводили, а то вот поклоны мы не тогда делаем. Могут обвинить в модернизме! Всех нас: Вас и остальных 6-х бабушек.

  • Sad 1

Share this post


Link to post
  • 0
10 минут назад, Olqa сказал:

Я просто представила себе глаза отца N, который сам лично пилит и колет дрова, чтоб в храме тепло было. И я ему: отец, тут вот московские миссионеры нам листовки предлагают. Вернее не нам, а Вам. Катехизации чтоб Вы правильно проводили, а то вот поклоны мы не тогда делаем.

Как тут не вспомнить: 

Правило 56 Святых Апостолов

Аще кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного.))

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...