Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
6 часов назад, Andrei† сказал:

Добро пожаловать на форум, Михаил! Мир духу вашему!

 

По вашим словам следует уточнить, что согласно православию Истина — Сам Бог. Потому православно духовный опытно познаёт не истины, а благость Божию, с которой и соединяется.

Спасибо, рад встрече. )

Да, полностью согласен, Бог есть Путь, Истина и Жизнь, и никто не благ, как только один Бог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
36 minutes ago, Юрий Кур said:

А выделить конкретику, как выяснилось, невозможно и не нужно. 

Немного не так....

 

Конкретику очень даже можно выделить. С помощью Божией. Через дар вразумления.

 

Только вместе с этим даром возлагается и обязанность по исполнению делом. И эту обязанность уже никто с тебя снять не может, потому что ее дал Бог.

 

Например, много конкретики:

 

...Если возненавидишь безумных, то не исправишь душу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
30 минут назад, Иерей Алексей сказал:

Только вместе с этим даром возлагается и обязанность по исполнению делом.

Точно: мера знания православия не превышает меры книжников, которые были обличены Христом. А вот применение знания в ежедневной практике… Мягко говоря — "с грехом пополам".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 часов назад, Юрий Кур сказал:

 духовное - это когда / если себя забываешь,

Или когда, наоборот, себя постоянно помнишь, о себе мыслишь, о том, что думаешь, делаешь, говоришь. Как воспринимаешь людей. Как откликается душа, ум, сердце на их слова, поступки. Чтобы это все было для Христа, во имя Его. Нельзя не обратить внимания на то, что  насельники монастыря никогда не позволяют себе слов за пределами чистоты речи. Это как одна из составляющих духовного человека. Сколько бы мы ни читали текстов духовных людей, мы никогда не прочитаем унизительных сравнений, критических замечаний к недостаткам других, высмеиваний, ерничания. Вода ключевая. Предполагаю, что они не заставляют себя так поступать, это их образ мысли, жизни, чистота, начиная с малого. Постоянное пребывание перед лицом Божиим.  Эти навыки приобретаются с помощью Божией по мере своего стремления к Нему. А как бы поступил Господь в той или иной ситуации? Смог ли бы Он вот так ответить ? Нередко читаем восторженные, душевные комментарии посетивших монастырь - ах, как там хорошо! Как благодатно! Это верно, и это не без участия, в том числе, всех проживающих, их мыслей, их речи, их внешнего вида... В духовной жизни нет мелочей.  И к этой ключевой фразе относится очень многое, если не сказать вообще все. 

Бывает тяжело возвращаться домой, где комфортно, все условия, удобства, именно потому, что нет чистоты образа жизни своего и рядом живущих. И при этом нет осуждения, есть боль от того, что мы не справляемся. И к свету и чистоте монастыря тянет...

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мано сказал:

Какой неопределенности? Зачем себе лгать?

Инна, прочитайте что такое принцип неопределенности. Причем здесь "лгать"?

 

Инна, почему Вы не можете принять, что я принимаю за истину, что всё хорошее в нас от Бога?

 

Инна, почему Вы намекаете, что я себе лгу? Какие у Вас для этого основания.

 

1 час назад, Мано сказал:

Господь дал человеку разные таланты, которые нужно открыть в себе, и служить Богу и людям. 

да. Но разговор был не об этом. Увы.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Юрий, вот ваша цитата

 

4 часа назад, Юрий Кур сказал:

изначальный вопрос мой был в том, а правильно ли вообще говорить, что во мне что-то доброе

Вы этот вопрос задали батюшке Лост Шипу? 

Ждем тогда ответ. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Мано сказал:

Вы этот вопрос задали батюшке Лост Шипу? 

Ждем тогда ответ. 

ответы уже даны выше о. Лост Шипом и о.Алексием. Читайте внимательнее. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 минуту назад, Юрий Кур сказал:

 

Можете коротко, своими словами ответить на этот вопрос?

 

Цитата: А правильно ли вообще говорить, что во мне что-то доброе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Мано сказал:

Можете коротко, своими словами ответить на этот вопрос?

 

Цитата: А правильно ли вообще говорить, что во мне что-то доброе?

Ответ: предоставь судить об этом Богу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Юрий, Вы считаете это утверждение правильным?

Или ошибочным?

 

 

4 часа назад, Andrei† сказал:

Понимание, что в духовном у человека не было, нет и не может быть собственных заслуг перед Богом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
21 минуту назад, Мано сказал:

Юрий, Вы считаете это утверждение правильным?

Или ошибочным?

Инна, о каком утверждении Вы спрашиваете. Во фразе Андрея два утверждения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Юрий Кур сказал:

Инна, о каком утверждении Вы спрашиваете. 

Юрий, 

Вы вот это считаете правильным или ошибочным:

 

В ДУХОВНОМ У ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО,  НЕТ,  И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОБСТВЕННЫХ ЗАСЛУГ ПЕРЕД БОГОМ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Мано сказал:

Юрий, 

Вы вот это считаете правильным или ошибочным:

 

В ДУХОВНОМ У ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО,  НЕТ,  И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОБСТВЕННЫХ ЗАСЛУГ ПЕРЕД БОГОМ

Конечно, считаю правильным. А почему Вы сомневаетесь? Я Вам кстати такой вопрос уже задавал. Зачем Вы домысливаете, что думают другие люди? Если почитаете внимательнее, то я писал о другом. Но та тема уже исчерпана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Свт. Феофан Затворник

Пс.118:4

 

Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело

 

В трех предшествующих стихах (Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни.

Блажени испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его.

Не делающии бо беззакония в путех его ходиша) .святой пророк указал общий очерк нравственно-религиозной жизни, с чего она начинается, через что проходит и чего достигает. С четвертого стиха начинаются его богомысленные и молитвенные обращения к Богу по всем сторонам и всем частностям этой жизни.

 

На первом месте поставлено первое и главнейшее, именно, обязательство к зельной ревности о хранении заповедей, зельно заповедуемых. Эта ревность есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник – прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность – престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь – не станет ни света, ни тепла; погасите ревность – душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу. По такой существенной важности ревнования о хранении заповедей, прежде всего о ней и упоминает святой Давид. Но, чтобы поддержать ее, тут же напоминает он, что такая зельная ревность потому обязательна, что сами заповеди зело заповеданы, зельное заповедание заповедей естественно вызывает и зельное хранение их. Слово зело блаженный Августин относит и к заповедал, и к слову сохранити, хотя очевидно более и прямее идет оно к последнему.

Таким образом, Бог зело заповедал заповеди, то есть заповедал нам их не как нечто только более полезное и более гожее, а как дело существенно необходимое, без которого для нас неизбежна погибель. Вот вам тесный путь заповедей: идите им, и придете в живот. Но есть и широкий путь беззакония; если им пойдете, то он ввергнет вас в вечную погибель. Зело заповеданы заповеди и в том смысле, что Господь нигде и никогда не показал равнодушия к исполнению их; не мимоходом, так сказать, проговорил их, держа Себя потом так, что Ему как будто дела нет, исполняют ли их или нет; а, дав заповеди, ревнует о том, чтоб они были исполняемы. Для того и громы и молнии при законодательстве; для того угрозы и действительные страшные казни неисполнителям и благословения исполняющим их. Потому-то святые Божии и исповедали, что Он есть Бог ревнитель. К заповедям Своим вот в какое отношение ставит Он Сам Себя: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте; аще ли не хощете и не послушаете, мечь вы пояст. Помяни изгнание из рая, потоп, Содом и Гоморру, пагубу египтян, истребление хананеев, плен вавилонский, разорение Иерусалима и храма с рассеянием народа еврейского и многие подобные суды Божии на грешников, и ты не можешь не сказать, что Бог заповеди Свои заповедал зело.

Если не станешь холодно относиться к таким событиям, то не можешь и сам не сделаться зельным ревнителем хранения заповедей. Зело заповедавший заповеди Господь требует, чтоб и мы зело хранили их.

«Такое зельное хранение, говорит патриарх Анфим, требует, чтобы мы со всяким тщанием и постоянным усердием, без ропота и рассеяния, хранили заповеди; не кое-как, прибавляет Феодорит, а во всей точности, – требует, чтобы мы не с рассеянною мыслию и беззаботным сердцем действовали в кругу заповедей, но всеусердно, со всем вниманием, тщанием и попечительностию исполняли повеления Божия, с благоговением к Тому, Кто дал их; только при этом наши дела послужат к нашему преспеянию в вере. Если же мы будем делать их с нерадивым сердцем и умом, занятым другими помышлениями, то только внешне, членами тела будем исполнять долг, что, по причине сердечной небрежности, не имеет достоинства богоугодного действования», как замечает святой Иларий.

Таким образом, указание на зельное хранение заповедей предостерегает нас не от явного нарушения их, а от неисправного, неполного, неугодного Богу исполнения их и, следовательно, граничащего с их нарушением.

Больше всего погрешаем мы в этом отношении бессердечностью. Дела исправны, но в них не бывает сердца, да и душа-то не всегда. Потому-то мы встречаем у святых учителей наших беспрестанное напоминание: смотри, чтобы где тело, там было и сердце с умом. Кладешь поклон – и в сердце благоговейно падай перед Всевидящим и Вездесущим; подаешь милостыню – делай это с сердцем, обращенным к Тому, Кто готов невидимо принять ее, если так поступишь; прощаешь обиду – прощай, разумея ее как епитимию, посланную от Бога для исходатайствования тебе самому прощения. Так и во всем, во всех делах должно быть присуще истинное благонастроение внутреннее, от которого получает всю свою цену и внешняя деятельность.

Великое наше несчастие, что мы все обращаем в форму и не только тогда, когда начинаем с формы, увлекаясь одним подражанием, но и тогда, когда начинаем действовать с настоящим строем сердца. После нескольких приемов делания одного и того же с участием сердца сердце начинает равнодушничать, мысль блуждать и дело делается только по форме. Этим недугом могут страдать все благочестивые навыки, даже те, которые сопряжены с своего рода трудами и тяготою в исполнении. Как же быть? – Никакого против этого нет средства, кроме наложения на себя такого правила, чтобы всегда начинать только, не думая, что делаемое когда-либо было делано. Всякий раз, приступая к нему, приступай как в первый раз. Когда святой Павел говорил, что он простирается вперед, забывая все заднее, то хоть и не сказал он, что потому и стремится вперед, что заднее забывает, а в существе дела это так. Положивший себе такой закон приобретает навык все делать усердно, с сердцем и вниманием, и избегает того приговора, который изрекается в Апокалипсисе: ни тепл еси, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам.

То несомненно, что постоянное, горячее ревнование о хранении заповедей есть дело благодати Божией, она возбуждает его, она и хранит; но это не значит, что нам самим можно и руки опустить. Напротив, наш долг постоянно разжигать самих себя собранием разнообразных побуждений к хранению заповедей и обложением ими сердца своего. Это будет то же, что подкладывать дрова в горящую печь. Когда будет такое усилие с нашей стороны, то и благодать будет воздействовать, превращая наше малое в большое; а когда не будет, то и благодать отойдет. Часто спрашивают: от чего охлаждение? – Да всегда почти от того, что сознательно, по рассеянности, допущена небрежность в том деле, к которому оказалось охлаждение. Это есть внутреннее наказание от вразумляющей нас благодати.

 

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном

***

Кафизма 17 по церковному Уставу читается во время будничной Полунощницы. Т.е. ежедневно в будние дни все насельники слушают псалмы 17 кафизмы.

«Каждый стих есть молитва, но всё об одном — об исполнении закона Господня. Душа, сознавшая, что спасение только в Боге, чрез исполнение святой Его воли, беседует с Богом, моля Его просвещать, вразумлять, укреплять, избавлять от искушений внутренних и неприятностей внешних, восстановлять от падений, избавлять от врагов, словом — даровать ей, по милости Своей, быть благоугодною Ему» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, Olqa сказал:

Кафизма 17 по церковному Уставу читается во время будничной Полунощницы. Т.е. ежедневно в будние дни все насельники слушают псалмы 17 кафизмы.

Если устав смотреть целиком, то все еще серьезнее, потому что по субботам 17 кафизма читается на утрене.

 

По воскресеньям 17 кафизма тоже читается (скорее, читалась), но не круглый год, тоже на утрене.

 

17 кафизму еще Непорочными называют, вот тропари по непорочных сохранились. Но по субботам они идут только на заупокойных субботах, а в воскресные дни вполне сами по себе существуют.

 

Поэтому, грубо говоря, можно сказать, что 17 кафизма читается каждый день.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ещё знаю случаи. Некоторый круг людей, например, договаривается читать Псалтирь, и при распределении Псалмов  за 17 кафизму может случиться небольшое "сражение". Есть люди, для которых она занимает особое место в духовной жизни. Или становится таковой . Без фанатизма, просто вот при частопостоянном чтении одного и того же текста, он с Божией помощью становится более понятным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
20 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Духовность для человека это неотъемлемая часть его существа, только дух бывает разным. Культура происходит от латинского слова "культ", это значит взращивание, воспитание. Культура бывает, соответственно, разная, в зависимости от того, что она взращивает и в каком духе. Искусство же означает мастерство в чем-то, но с таким же успехом можно быть искусным во зле. Так что и культура, и искусство - также неотъемлемая часть человеческого бытия, вопрос только в направленности и результатах.

Если продолжить вашу мысль, то можно сказать (опять таки, со стороны православного человека), что те произведения, которые взращивают человека для "причастности <его> к Источнику духовности, то есть к Богу" - и есть духовное. А те произведения культуры и искусства, которые взращивают "плевелы" - душевное.

И еще, опять таки, понять, что произведение искусства является духовным, может только человек, на ком пребывает Святой Дух, т.е. сам человек должен быть духовным.

И еще, есть ли полутона между духовным и душевным? Или граница четкая, вот, это духовное, а вот, это уже нет.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
30 минут назад, *Владислав* сказал:

Если продолжить вашу мысль, то можно сказать (опять таки, со стороны православного человека), что те произведения, которые взращивают человека для "причастности <его> к Источнику духовности, то есть к Богу" - и есть духовное. А те произведения культуры и искусства, которые взращивают "плевелы" - душевное.

Да, так и есть. В Оптиной есть такие отцы, которые умудряются различать даже богослужебные песнопения: это духовное, а вот то - точно нет )

 

32 минуты назад, *Владислав* сказал:

И еще, опять таки, понять, что произведение искусства является духовным, может только человек, на ком пребывает Святой Дух, т.е. сам человек должен быть духовным.

Да, и это тоже так.

32 минуты назад, *Владислав* сказал:

И еще, есть ли полутона между духовным и душевным? Или граница четкая, вот, это духовное, а вот, это уже нет.

Граница четкая: вот это Святой Дух приемлет, а вот от этого удаляется. Но дело еще в том, что Бог всеведущ, Он может сегодня потерпеть несовершенство человека, точно зная, каким тот станет в будущем. Так что, все зависит от Промысла Божия, а его подробности нам неведомы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Подумалось, что если пересмотреть существующие видеоролики, созданные насельниками Оптины или др. монастыря, то можно усмотреть духовную составляющую. Сейчас вот в рассылке прошлолетний ролик "Крещенская Иордань". И музыка присутствует, и современные заморочки видеоряда. И тем не менее - как реагирует душа? Лично для меня, все из монастыря от насельников - это уже с некоторым ограничением для душевного. Если не сказать, что вообще без него. А вот ёлочки, украшенные разноцветными лампочками, в этом году в Оптине особенно умилительные. Снег засыпал ветки елок, поэтому вечернее их свечение происходит изнутри снежных шапочек, что дополнительно украшает. И создаёт настроение. Что иногда необходимо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 минуту назад, A Lost Sheep сказал:

В Оптиной есть такие отцы, которые умудряются различать даже богослужебные песнопения: это духовное, а вот то - точно нет )

 

Вот, у меня давно такой вопрос по поводу музыки вообще и песнопений в частности. Как научиться различать её воздействие на душу, (не имея мудрости, как у отцов) ? 

Два примера. 

1. В прошлом году в Великую Пятницу я была на всенощной, и очень красиво пели Великое Славословие. Трудно объяснить, но как будто в душе все переворачивалось и слезы просто сами текли. Потом уже подумала - а может просто музыка так взволновала? Эмоции или духовные переживания? Как понять.. 

А как в Оптиной поют, это же не передать словами! 

2. Например, оратория митр. Иллариона "Страсти по Матфею". 

Музыка очень красивая, в сопровождении чтения Евангелия, особенно либретто в самом начале невозможно без слез слушать. 

Но, кто разбирается в музыке, говорят, что автор использует т. н. "золотую квинтэссенцию" и именно этот приём волнует душу. 

 

Пока писала, вопрос забыла)) 

Т.е., если музыка настраивает на хорошие чувства - смирение, покаяние, благоговейный трепет - можно ли хотя бы приблизительно считать её одухотворенной? 

 

.. Очень тонкие грани все это. Человеку с техническим образованием трудно выразить, прошу прощения.)) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
23 минуты назад, Olqa сказал:

Подумалось, что если пересмотреть существующие видеоролики, созданные насельниками Оптины или др. монастыря, то можно усмотреть духовную составляющую

Оля, я готова бесконечно пересматривать! 

И с огромной благодарностью авторам!! 

В конце одного видео есть цитата из Евангелия "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Это же какой потрясающий контекст! 

Или вот "Зимние зарисовки". Смотрю с  высоким разрешением на большом мониторе - ну какая же красота!!! 

Родная Оптина, так хочется всегда быть с тобой!!! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Граница четкая: вот это Святой Дух приемлет, а вот от этого удаляется. Но дело еще в том, что Бог всеведущ, Он может сегодня потерпеть несовершенство человека, точно зная, каким тот станет в будущем. Так что, все зависит от Промысла Божия, а его подробности нам неведомы.

В советское время, помню, была дискуссия "Искусство чистыми руками". Где обсуждалось, к примеру, может ли негодяй и развратник по жизни играть роль Ленина в кино или в театре,) и вообще порядочного человека (роль в кино\театре, книгу, картину, музыку). В связи с этим, вопрос такой, а может человек душевный  (не духовный, или неверующий) создать духовное произведение искусства. И можно ли в таком случае применять к нему или его произведению евангельское: "Дух дышит, где хочет"?

 

И еще такой вопрос. Где-то слышал, что после Частного суда до Страшного Суда еще может произойти, т.с. накопление последствий. Т.е. все последствия  "творчества" на момент смерти "творца" еще не известны. К примеру,  под "Ягоду-малину" какое-то время попляшут в дурмане с выпадающими телесами и все, урон т.с.,  минимальный. А допустим, под песенку: (текст примерный) "Угнала тебя у другой, как жигули (кажется) )), многие с этим "творением" на устах разорят не одну семью. Так ли это?

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, ~ Весна ~ сказал:

, если музыка настраивает на хорошие чувства

Тоже думала об этом. 

Помните, музыка усмиряла царя Саула?

"Хорошие чувства" хорошо бы продолжились и в бытовой жизни, а тут нужна воля - запомнить благодатное состояние. (Если такое и было). Если не удержал его, так хоть не забывай.

Теоретизировать легче. Делать выводы из живых наблюдений сложнее. Одна моя знакомая наслаждается партесным пением в храме и даже как-то к домашним мягчает. Настроение меняется - брюзжание сменяется легкостью. Она подобна шампанскому. Мне же, почитателю красного сухого, остается, наблюдая это, только пожимать плечами. Мне-то этот партес кроме долготерпения ничего не дал тогда. И т.д. каждому свое? Одни и те же симптомы болезни лечат разными лекарствами, т.к. этиология болезни отличается. 

2 часа назад, ~ Весна ~ сказал:

использует т. н. "золотую квинтэссенцию

Как в архитектуре и живописи используют золотое сечение. 

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
39 минут назад, *Владислав* сказал:

может ли негодяй

"Если перечитывать биографии великих писателей и художников, то обычно чувствуешь, что при всем преклонении перед таким человеком ты все-таки не хотел бы быть соседом с ним в коммунальной квартире. Ничего не поделаешь, такова экология культуры: если мы пользуемся продукцией завода, то должны терпеть, что он дымит и лязгает".

    Беспроблемных безгрешных людей нет, просто чем человек масштабнее по своему дарованию, тем он, обычно, заметнее. Быть большим человеком и при этом быть незаметным в "обычной жизни" - это подвиг.

Сказал один, что да, гений может быть низок, но не так... как любят об этом рассуждать. И чернью называл не бедных необразованных людей, а тех, кто все стаскивает до своего уровня. То есть не подозревает ничего выше себя. 

 Случается орлу и ниже кур спускаться? - я стараюсь не думать об этом. Не мне судить. 

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, ~ Весна ~ сказал:

Т.е., если музыка настраивает на хорошие чувства - смирение, покаяние, благоговейный трепет - можно ли хотя бы приблизительно считать её одухотворенной? 

Музыки самой по себе не существует, вне человека. Один слушает ораторию и славит Бога, а другой поверяет алгеброй гармонию, раскладывает все на составляющие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...