Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 29.07.2013 во всех областях
-
7 баллов
-
7 баллов
Из альбома Оптина
"Еще день, хотя и близкий к своему закату, но все день, и можно пока работать во славу Божию и на спасение душ человеческих. Скоро наступит ночь, когда уже престанет всякое делание. Благослови же. Господи, трудников Твоих Твоего единонадесятого часа!.." (С.А. Нилус. "Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа.") -
5 балловД ень 2. Малая Галилея На второй день после приезда мы направились в близлежащий греческий монастырь, именуемый «Малая Галилея». Он известен сразу несколькими новозаветными событиями: во первых, именно там по преданию произошли два явления Господа после Его воскресения – одно из этих мест находится на территории монастыря, другое – в верхнем действующем храме (храм состоит из двух ярусов). Кроме того, здесь за три дня до успения Божией Матери явился архангел Гавриил, возвестивший Ей об этом событии. И теперь на этом месте тоже стоит храм (правда, недействующий). Вообще в целом монастырь произвел, конечно, удручающее впечатление – кругом мусор, камни, заросшая трава, безнадзорные животные… Все население монастыря составляет лишь один старенький архимандрит, одна сестра-гречанка и добродушный старичок-сторож, который милостиво открыл нам храм по первому же звонку. Как нам рассказали потом сестры, греческие монастыри Святой Земли переживают очень тяжелые времена – у них практически отсутствует финансирование, а потому монашествующие греки уезжают на родину, где финансовое положение монастырей куда более благоприятное. В нижнем действующем храме монастыря похоронены последние иерусалимские патриархи (в том числе и многими почитаемый патриарх Диодор, почивший в 2000 году). И если верхний храм выглядит еще более или менее прилично, то нижний находится в плачевном состоянии – облупленные стены, отсутствие света, каменные неухоженные полы… И до слез обидно, что не на что даже благоустроеить место упокоения местных патриархов! День 3. Гефсимания. Русский монастырь св. Марии Магдалины В пятницу рано утром мы отправились на Литургию в место успения Божией Матери, где находится Ее гробница. Это место расположено у самого подножия Елеонской горы, на вершине которой располагается наш Спасо-Вознесенский монастырь. Путь с горы не очень обременителен и занимает около 20 минут. Богослужение в этом Храме совершается только на греческом языке. Обычно с утра они совершают утреню, потом часы и Литургию. В храме было довольно много монашествующих, а также несколько мирян. На клиросе пело всего два человека – женщина-румынка и парень-грек, пели они довольно неплохо, хотя и весьма заунывно . Алтарем служила сама гробница Богородицы, а проскомидию священник совершал в общедоступном храмовом пространстве. После Литургии мы поднялись в русский монастырь св. Марии Магдалины, который по стечению обстоятельств не стал нашим ожидаемым прибежищем. В центре монастыря красуется величественный храм, у ступенек которого нас встретили два огромных серых пушистых кота. В храме покоятся мощи прпмц. княгини Елизаветы и мчц. Варвары. Рядом с монастырской часовней установлена небольшая стелла «Бдите и и молитеся, да не внидите в напасть» на месте, где ученики Христа не смогли справиться с немощной плотью и уснули в самый тяжелый для Господа час. Весь монастырь буквально утопает в изумительных цветах и роскошных деревьях. Неподалеку от монастыря располагается Гефсиманский сад – место сугубой молитвы Господа. Сам сад занимает около 15-20 метров в длину и около 5 метров в ширину. Рядом построена католическая базилика, внутри которой находится камень моления, окруженный гигантским терновым венцом. В обратный путь в свой монастырь мы тоже отправились пешком – это уже было потяжелее: высокая Елеонская гора, припекаемая солнцем, показалась целым Эверестом. Я искренне удивляюсь, как в новозаветные времена люди столько ходили пешком, неоднократно поднимались в горы, переходили из одного города в другой – нашему поколению это уже, увы, дается с трудом ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
-
5 баллов
-
5 балловМысли о крестных ходах возникали много раньше, но в силу различных обстоятельств я обходилась крестными ходами вокруг любимой Оптины. Помню, как возвращаясь со Святой земли в Москву, сестра, рядом сидящая, рассказывала о крестном ходе в Екатеринбурге и пригласила меня туда. Мне ничего не оставалось, как лишь ответить: на все воля Божья! А уже чуть позже рабочая суета отвлекла мои благие намерения и планы на лето были совсем другие. Вернула меня совсем неожиданно к Царским дням в Екатеринбурге все та же любимая Оптина и, получив благословение, я полетела на уральские земли, где провела свои последние дни и была зверски уничтожена Венценосная Царская семья и другие из династии Романовых... Храм-на-Крови, возведенный на месте Ипатьевского дома, который по указке главного чекиста Андропова был снесен в 1977-ом году. Внутри. Нижний придел. На встрече с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой, чей муж был внуком Императора Александра III и родным племянником святого Царя-страстотерпца Николая II. Беседа зашла, как это ни странно, о воспитании детей. Ново-Тихвинский женский монастырь в г.Екатеринбурге. Ганина Яма. Поклонный крест перед шахтой, близ которой сжигали останки святых мучеников и их верных слуг. Из книги Виктора Корна "По приказу тайных сил": В 1989 году вечером, в ночь убийства Царской семьи с 16 на 17 июля, на пустыре, где стоял Ипатьевский дом, на открытое моление впервые собрались люди. Они пришли сами и ни Русская Православная Церковь, ни общественные или политические организации не принимали в этом никакого участия. Собравшиеся, около двухсот пятидесяти человек, возлагали цветы прямо на щебень и туда же ставили свечи. Моление закончилось чтением "Отче наш..." Позже людей разогнал по приказу властей ОМОН. 17 июля 1991 года был проведен крестный ход от Вознесенской церкви к Царскому Кресту, где была отслужена великая панихида, а ночью в час убийства Царской Семьи - молебен с водосвятием у креста. 17 июля 1992 года впервые был проведен крестный ход до "грозной Екатеринбургской шахты", в урочище "Четыре Брата" - место страшного урока, преподанного России историей. В ночь на 17 июля 1993 года на месте убиения Царской Семьи была отслужена первая Божественная литургия. В 21 веке теплится надежда на наше покаяние. И начинаешь в это верить, когда идешь вместе с ними... За весь путь лишь раз нажала на кнопку видео на несколько секунд. Впечатлила пара молодых родителей, в чьих колясках с нами вместе, укрытые иконами святых, шли малыши. Алапаевск. Мужской монастырь Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. У шахты, куда были живьем сброшены восемь человек, из которых были святые великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Напольная школа близ Алапаевска. Единственная сохранившаяся царская школа в России, в интерьере которой практически ничего не изменили и которой в следующем году исполнится 100 лет. Нашу группу любезно попросили оставить пожелания и просьбы в книге отзывов в защиту школы, на которую положили глаз московские чиновники с желанием переделать ее просто в частный музей. Но там по сей день учатся дети! И они очень любят свою школу и учителей. Именно в этой школе провели свои последние дни перед мученической смертью великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Им посвящена целая мемориальная комната. А дети пишут... По пути в Верхотурье к святому прав. Симеону Верхотурскому. Уральский хребет. Свято-Николаевский мужской монастырь, где и почивают мощи святого.
-
4 балла"...Испытание войной близилось к концу. А в жизни Ивана Крестьянкина открылся желанный с детства путь. Он получил об этом извещение свыше. В сонном откровении он увидел себя паломником в Оптиной пустыни. Любимый им старец Амвросий принимал людей, но намеренно обходил Ивана. Смущение встревожило душу. Но когда старец отпустил последнего посетителя, то подошел к Ивану, обнял его и позвал послушника: «Принеси нам два облачения, мы с ним служить будем». Затем старец повел Ивана в церковь. Сон был настолько похож на действительность, что Иван, проснувшись, стал объяснять, что он еще не рукоположен, тут-то и пробудился окончательно. Со старцем Амвросием у отца Иоанна была особая духовная связь. Началась она еще 1920 году, когда Ваня совершил паломничество в Спас-Чекряк к духовному сыну старца протоиерею Георгию Коссову. Тогда Ваня неделю прожил в доме, где все дышало дорогим старцем. А в 1956 году, только-только возвратившись из заключения, отец Иоанн, еще не будучи монахом, получил от оптинского игумена Иоанна (Соколова) бесценный подарок – старенькую, совсем ветхую полумантию старца Амвросия. Она напомнила отцу Иоанну о желанном постриге, который однажды должен был совершиться в его жизни. Но от этого дня его отделяло еще десять тяжелейших лет. Готовясь к новой жизни, Иван подводил итоги своего пребывания в Москве. Он говорил, что пережито было много, а нажито мало. Да, он прошел сквозь многие искушения, перенес все тяготы военного времени, не искал облегчения себе, предавался водительству Божию. Но его мечта об иночестве опять должна была уступить конкретному делу, которое известилось ему Божиим изволением. Он должен был принять сан. И в копилку духовного опыта легло правило: ничего не искать самому, а делать то, что хочет от тебя Господь. Позднее своим духовным чадам он скажет: «Ничего не просите и ни от чего не отказывайтесь. Так будет монашески». В 1944 году Иван Крестьянкин окончательно расстался с гражданской работой. Божие благоволение сказалось на всех обстоятельствах этого момента. Тепло распрощался он с сотрудниками, сердечно, по-отечески, встретил его митрополит Николай (Ярушевич). На одной из своих служб владыка посвятил нового послушника во чтеца и ввел в алтарь. Назначили его в храм Рождества Христова, что в Измайлове. Каково же было изумление Ивана, когда он увидел, что это был именно тот храм, в который он пришел со старцем Амвросием во сне..." Из книги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря "Божий инок" (2009г.) (см. на http://azbyka.ru/ote...n/bozhij-inok=3)
-
4 балла
-
3 баллаДовелось "по-бродяжить" в районе Гончарной улицы, естественно трудно было удержаться и не сделать фото... предлагаю вашему внимаю фото (мои) + исторический материал (из интернета) приятного прочтения - просмотра!... а будет возможность, "оказия", пройдите эту улицу своими ногами и посмотрите своими глазами... Гонча́рная улица (в 1922—1992 улица Володарского, до 1918 включала также улицу Швивая Горка) — радиальная улица в Таганском районе Центрального административного округа города Москвы. Проходит от Большого Ватина переулка до Таганской площади. Соединена с набережными реки Москвы Котельническими (с 1-го по 5-й) переулками, с Верхней Радищевской улицей — Рюминым, 5-м Котельническим, 1-м Гончарным переулком. Нумерация домов от Б. Ватина переулка. Гончарная слобода — из числа старейших в Земляном городе.Из летописных источников следует, что изначально город располагался в районе современной Гончарной улицы, а ближе к концу XII века переместился на территорию Кремля. В XVI веке огнеопасные гончарные производства были изгнаны за Яузу, на Швивую (тогда — Вшивую) горку. Гончарные мастерские были вскрыты и изучены в 1947—1948 годах, при рытье котлована высотного дома на Котельнической набережной, маскирующего крутой подъём на Швивую горку. Были здесь и поселения кузнецов-оружейников — их могилы найдены при реставрации храма Никиты Мученика. Существующий храм построен при Фёдоре Иоанновиче на месте деревянной церкви, заложенной ещё Иваном III Пожар 1812 года уничтожил Гончарную улицу, оказавшуюся практически в центре огня, но в основе восстановленных в 1-й половине XIX века домов сохраняются древние палаты XVII века. До самого 1917 года в Гончарной улице не появилось ни одного доходного дома — она оставалась одно-двухэтажной. Генеральный план реконструкции Москвы (1935) предусматривал полный снос существовавшей застройки Таганки. Гончарная улица должна была стать первостепенной радиальной улицей, а к северу к ней должна была примыкать обширная треугольная площадь внутри Садового кольца, захватывающая часть нынешних Радищевских улиц. Этот план, за исключением сталинских жилых домов № 26-32, 36-38, реализован не был. При постройке Большого Краснохолмского моста был снесен крайний юго-восточный квартал по Гончарной улице, в том числе храм Воскресения в Гончарном проезде 1649, уникальной трехшатровой композиции. Был разграблен храм Никиты Мученика (восстановлен после войны Л. А. Давидом, в наши дни входит в состав Афонского подворья). Храм Успения Пресвятой Богородицы расположен за Яузой в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников. Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году. В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме. Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола. В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы. Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье) — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии. Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря. Храм Никиты Мученика расположен на вершине Швивой горки — юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. Согласно исследованиям археологов на этом месте находилось одно из древнейших домосковских поселений, датируемое X веком. Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников. Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно записям за 1533 год ударом молнии у церкви «прошибе стену и у деисуса попали злато». Предположительно здание храма к этому времени уже было каменным, так как в летописных записях не говорится о пожаре. Согласно вкладной плите существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм. В 1684—1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал. В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, главный иконостас. Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает одна из «сталинских высоток»). В 1878—1880 годы с северо-западной стороны, по проекту архитектора А. М. Попова, сооружён придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом. В целом храм Никиты Мученика является одним из интереснейших памятников архитектуры старой Москвы. Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Открыт в мае 2006 года в Москве в одном из залов бизнес-центра «Верейская плаза». Музей некоммерческий и предназначен для широкой публики. Собрание насчитывает более 4000 единиц хранения. По утверждениям в прессе, музей является самым крупным в мире частным музеем православного искусства (ср. Intesa Sanpaolo). Коллекция насчитывает 4 000 экспонатов, из них 800 икон (на июнь 2012 года). Это и византийские древности VI—XIV веков, произведения прикладного искусства (металлопластика, деревянная резьба, шитье), а также предметы народного творчества (масленки, прялки), коллекция эфиопского искусства, включающая более 2000 предметов, в том числе иконы, выносные кресты, книги, мелкую пластику. В музейном собрании есть целый греческий резной иконостас, состоящий из двадцати икон XVII—XVIII веков. фото из Wikipedia Однако основу собрания составляют русские иконы XIV—XX столетий. Многие памятники связаны с особыми тематическими направлениями, признанными приоритетными при формировании нового собрания. Помимо достаточного числа древних икон, выполненных в крупнейших центрах Руси (Москве, Новгороде, Ростове, Твери, Рязани, в Поволжье — Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, и на Русском Севере), предметом особой гордости является целый комплекс древних псковских икон XVI столетия. Отдельное направление в формировании музейной коллекции представляют иконы с архитектурным фоном, изображение русских святых с основанными ими обителями — как утверждает пресс-релиз музея, это связано с интересами основателя к строительной отрасли.
-
3 баллаОптинское старчество — явление совершенно исключительное в жизни Церкви. Уникально оно тем, что продолжалось свыше ста лет, с начала XIX века, когда на пасеке близ Иоанно-Предтеченского скита поселился старец Лев, и до самого разорения обители, когда «красные» увезли на санях по раннему снегу больного и немощного старца Нектария. В Церкви всегда были старцы, и они занимали важнейшее место в духовной жизни православного народа. Из наиболее близких по времени к последним оптинским старцам мы знаем преподобного Варнаву Гефсиманского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, праведного Алексия Мечева, блаженную Параскеву Дивеевскую. Но, пожалуй, не было нигде такого духовного созвездия, собранного в одном месте, целое столетие освящавшего русскую жизнь. В любое время страдающий, томимый грехами человек мог приехать в Опитину и получить совет и окормление. Старцы были великими утешителями и печальниками русского народа. Они выпрямляли скорченную, покрытую греховной коростой душу, читая людские сердца, как раскрытую книгу. Каждый день с раннего утра в Иоанно-Предтеченском скиту, который называли «сердцем Оптиной Пустыни», келейники говорили старцу Амвросию: «Батюшка! Вас уже ждут!» — «Кто там? Народы московские, тульские, орловские, нижегородские»... Как писал живший при обители Константин Леонтьев, «здесь можно познакомиться с людьми всякого рода — начиная от сановников и придворных до юродивых и калик-перехожих. Только, разумеется, надо поить здесь, а не мелькнуть на недельку. В Оптиной видишь в сокращении целую современную Россию и понимаешь, как она богата!» Сюда поклониться оптинским святыням приезжала святая великая княгиня Елизавета Феодоровна. Это было в 1914 году, всего за четыре года до мученической кончины. И даже обычно затворенные для женщин ворота Предтеченского скита открылись перед ней. Как на крыльях мчался в скит Великий князь Константин Константинович Романов, знаменитый поэт К.Р., и Оптина всегда вдохновляла его. Сюда приходила простая крестьянка со своей бедой, переживая, что у нее умирают индюшата, и тоже получала совет и утешение. Николай Васильевич Гоголь восхищался Оптинским духом: «Нигде не видел я таких монахов, с каждым из них, мне казалось, говорит все небесное! Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали все! За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше». Кстати, Гоголя поначалу долго уговаривали поехать в Оптину. Он отказывался, потому что несколько лет прожил в Италии, и там католические монахи не произвели на него впечатления. И вот он переступил порог кельи старца Макария, и произошло неожиданное. Воистину нечаянная радость посетила его сердце. Так и вся Россия выходила из кельи старцев иной: утешенной, обновленной, радостной... Великий писатель и ересиарх Лев Толстой, уничижавший веру отцов, спрашивал у Константина Леонтьева, подолгу жившего в Оптиной: «Как ты, образованный человек, мог стать верующим, православным?» А тот отвечал: «Поживи здесь немного, так и сам уверуешь!» После встречи со старцем Амвросием Толстой говорил: «Когда с таким человеком беседуешь, то явственно чувствуешь близость Бога». Федор Михайлович Достоевский, приехав сюда совершенно разбитым после смерти любимого сына Алеши, вышел из кельи старца Амвросия обновленным и утешенным. Старец сказал про него: «Это кающийся!»... Словно свеча от свечи, духовно возгорались старцы друг от друга. Им было присуще удивительное взаимное согласие — настоящая соборность. О преподобных Льве и Макарии рассказывала игумения Павлина, их духовная дочь: «Бывало, говоришь с о. Леонидом, и вдруг входит о. Макарий, и о. Леонид говорит ему: «Батюшка! Поговори с ней!» И сидят они, словно ангелы Божии рядом, а мы стоим перед ними на коленях и двум открываем душу как бы одному». Старцы Анатолий (Потапов) и Нектарий были глубокими сотаинниками. Их связывала неразрывная духовная дружба. Преподобный Анатолий говорил про старца Нектария: «Это великий муж!» А преподобный Нектарий говорил про старца Анатолия: «Что я значу? Я кормлю лишь крохами, а батюшка Анатолий — целыми хлебами!» Почитание оптинских старцев не прекращалось и по их кончине. Даже когда русский корабль был повержен, хотя по милости Божией и не затонул, когда сброшенный с колокольни девятисотпудовый монастырский колокол, голос которого будил всю Россию, замолчал на 70 лет, когда «Золотую чашу» стараниями строителей «светлого будущего» пытались превратить сначала в овощное хранилище, затем в музей и, наконец, в концлагерь, даже тогда невидимая духовная тропинка вела сюда небезразличные верующие сердца. На могилке преподобного Амвросия стоял простой крест из двух перекладин, связанный между собой проволокой. Богоборцы постоянно ломали его, но на следующий день он опять возвышался на своем обычном месте. Отец Леонтий, который до сих пор, уже более 50 лет, служит в храме Преображения Господня в Нижних Прысках, — в те страшные времена гонений на веру неукоснительно возил верующих в Холмищи, на могилку старца Нектария. Мы должны непрестанно молиться за наше Отечество! «Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя! Цепляйтесь за ризу Христову — и Он не оставит вас», — учит нас преподобный Варсонофий Оптинский. Главное, чтобы наш народ уцепился за ризу Христову, а не за маленькую жалкую земную правду, и понял, что «жизнь на земле, — по словам преподобного Нектария Оптинского, — есть послушание Богу». И сегодня ни зловещий ветер безбожия, который сквозняком пронизывает наш мир, ни унылый дождь суетливой жизни не погасят верующих сердец, которые притекают в благословенную Оптину, чтобы надышаться благоуханием ее святыни и поклониться святым мощам великих подвижников духа. Из книги «За живой водой. Оптинские встречи»
-
3 балла
-
3 балла
-
2 баллаЦерковь святой великомученицы Варвары расположена в самом центре Москвы в Китай-городе на улице Варварка. Прежнее название улицы было возвращено ей несколько лет назад. Китай-город издревле являлся средоточием торговли, промышленности и судопроизводства. Здесь были известны крестцы (перекрестки улиц) Никольский, Ильинский и Варварский. Каждый из них имел свое особое значение в городской хозяйственной жизни, но с развитием города и с изменением улиц, только один сохранил свое значение и наименование. Это Варварский крестец, который, как и Варварская улица, были названы так по древней церкви во имя великомученицы Варвары. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…» Одно из старинных названий улицы – Всесвятская – по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары. Единственная дочь богатого и знатного жителя финикийского города Илиополя – Диоскора – Варвара была известна своей красотой и благочестивой жизнью. Отказавшись от выгодных брачных предложений, отвергнув мирскую суету, она вняла голосу души и приняла святое Крещение. Диоскор, - «родом и зловерием – эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа. Самые жестокие пытки не поколебали стойкости христианки. Едва живая, она была брошена в темницу. Ночью, во время молитвы, озарил ее великий свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою». Утром Варвару вновь подвергли мучениям и издевательствам, а затем она была осуждена на смерть. Варвару казнил мечом ее собственный отец… В VI веке мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь. В XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина – царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и в настоящее время. Частицы мощей великомученицы Варвары (три части из перстов) хранились и в Москве, в храме на Варварке, а чудотворный образ великомученицы Варвары прославился чудотворной силой и чудесами в 1555 году. Храм этот был особо почитаем москвичами и приезжим людом, и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих. Построен он был при князе Василии Иоанновиче III в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным на средства – «иждевением» известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…» В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве. В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники: Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие. В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в патриаршие покои. Вот лаконичная запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…» Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать». Прошение было удовлетворено и два указа послужили делу восстановления храма: «Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными икноами». «Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику». В конце XVIII века древняя церковь была разобрана, а на ее месте в 1796 – 1804 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Козакова. Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец Н.А. Самгин. Новое здание было украшено с северной и южной стороны шестиколонными портиками ордера. Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы. Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы и после освящения богослужения в храме продолжались. Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров. Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь. В настоящее время в храме великомученицы Варвары проводятся богослужения, расписание которых можно увидеть здесь Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её предел был освящен в честь Святого Блаженного Максима. Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной — матерью Петра I. Новое здание храма, построенное в 1698—1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. В 1827—1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем. Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII—XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски. В конце 1920-х гг. регентом в храме был молодой инок Платон — будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965—1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы. Богослужения возобновились после 1994 года, проводятся по праздникам. Старый английский двор — архитектурно-историческая достопримечательность и музей Москвы (ул. Варварка, д. 4). Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено. В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада). На своё содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, 3/4 ведра пива, полведра водки и 2 ведра мёда. Постепенно английские купцы приобрели исключительное положение на русском рынке, в тот момент практически закрытом и не вовлечённом в морскую торговлю с европейскими странами. Британская Московская компания открыла свои подворья во многих русских городах, включая Великий и Нижний Новгород. Английские купцы вели активную торговлю с местными жителями, налаживали собственное производство канатов, поставляя военные припасы и корабельные снасти русской армии и английскому флоту. Наконец, началось экономическое освоение англичанами Русского Севера, откуда Московская компания продолжала снаряжать экспедиции на восток вдоль арктических берегов. Предпринимались также попытки пробиться вниз по Волге в поисках новых путей, ведущих в Индию. Московская компания даже смогла благополучно пережить Смутное время. 18 октября 1994 года состоялось торжественное открытие музея «Старый английский двор», ставшего филиалом Музея истории Москвы. Её Величество королева Великобритании Елизавета II и её супруг принц Филипп, пребывавшие в эти дни с официальным визитом в России, приняли личное участие в открытие музея. В парадном зале Старого английского двора — Казённой палате — регулярно проходят концерты старинной музыки.
-
2 баллаПредлагаю вашему вниманию фото с прогулки по улице Варварка... фото (мои) + исторический материал (wikipedia)... улица красивейшая, будет возможность, не поленитесь - пройдите ее сами... Знаменский монастырь что на Старом Государевом дворе — бывший мужской монастырь в Москве. Основан в 1629—1631 годах. Освящён во имя иконы Божией Матери «Знамение». После 1923 года монастырь был закрыт. До нашего времени сохранился Знаменский собор монастыря. Здания монастыря находятся по адресу: улица Варварка, д. 8—12. Местность на улице Варварка, где находится монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери «Знамение». После вступления на престол царя Михаила Фёдоровича, палаты на Варварке стали называться Старым Государевым двором. Существует две версии основания монастыря. Согласно одной из них, монастырь был основан в 1631 году в память кончины Инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. По другой версии монастырь основали в 1629 году в честь рождения наследника престола. В монастырь была принесена родовая икона Романовых. Монастырь сильно пострадал после пожара 1668 года, но вскоре был восстановлен. В 1679—1684 годах на средства боярина Ивана Михайловича Милославского был построен новый собор. Архитекторы собора — Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Пятиглавый храм был построен в старых русских традициях и имел два яруса. Верхний холодный храм был освящён в честь иконы «Знамение». Нижний тёплый храм был изначально освящён во имя Афанасия Афонского (позднее нижний храм освятили заново во имя Сергия Радонежского а его придел — в честь Николая Чудотворца). Сгоревшие палаты были отстроены заново. Там хранились документы и реликвии монастыря. В XVIII веке монастырь постепенно стал приходить в упадок. После секуляризации 1764 года земли монастыря перешли в казну, а сам он был отнесён к 3-му классу[2]. В конце XVIII века начинается новый период расцвета монастыря. Собор был расписан, его стены украсила лепнина. Была построена новая колокольня, которая стала главным входом в собор. Во время Отечественной войны 1812 года Наполеоновские солдаты разграбили монастырь. Однако, здание собора не тогда пострадало. В нижнем храме во время оккупации даже было разрешено проводить богослужения. После войны начались восстановительные работы, которые осуществлялись архитектором Д. Ф. Борисовым, по его же проекту построена новая колокольня; 1827 году монастырь был вновь открыт. В 1856 году во время визита в Москву Александр II обратил внимание на плачевное состояние родовых палат бояр Романовых. Император приказал восстановить палаты в первозданном виде и устроить в них музей «Дом бояр Романовых». Работами по реставрации памятника и организации музея занялись директор Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, архитектор Ф. Ф. Рихтер, историки И. М. Снегирёв, А. А. Мартынов и геральдист Б. В. Кёне. В августе 1859 года состоялось торжественное открытие музея. В 1907 году в Знаменском монастыре проживали архимандрит, 9 монахов, 12 послушников. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован. В 1910 году в верхнем храме был устроен придел во имя преподобного Михаила Малеина. После 1923 года монастырь был закрыт. Его здания и собор были приспособлены под жильё. К началу 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, а оставшиеся постройки находились в аварийном состоянии. Но в связи со строительством в Зарядье гостиницы «Россия» в 1963—1972 годах были проведены работы по реставрации собора. Затем здание собора передали Дому пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Там разместились лекционные и концертный залы. В 1980-х годах была проведена ещё одна реставрация. С 1992 года в Знаменском соборе возобновлены богослужения. Собор и палаты являются частью музея «Палаты Романовых» — филиала Государственного исторического музея. В игуменских кельях находится правление Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
-
1 балл
-
1 баллМечта посетить Святую Землю не покидала меня уже много лет: вновь и вновь приходили мысли о том, что надо начать предпринимать какие-то шаги в этом направлении. Но все как-то не складывалось – то Черногория, то Болгария, то просто любимая Оптина. Но в этом году я поняла, что долгожданный момент настал, и надо ехать. Сперва хотела поехать сама или с кем-то из друзей, но потом все же решила не изменять сложившейся традиции и взять с собой своего младшего незаменимого сопутешественника. Это решение пришло ко мне где-то в начале июня, и я тут же купила нам авиабилеты до Тель-Авива и обратно. Однако с наступлением сессии мысли о предстоящей поездке отошли на второй план, и я усиленно сдавала неимоверное количество разных экзаменов и зачетов . Надо сказать, что варианты паломнических туров я отмела сразу, поскольку понимала, что 10-летний ребенок едва ли выдержит бесконечные путешествия в душных автобусах и многочасовые (и, к сожалению, не всегда качественные) лекции экскурсоводов. В нашем приходе есть несколько человек, которые регулярно ездят в иерусалимский женский монастырь св. Марии Магдалины, относящийся к Русской Зарубежной Церкви, и я почему-то была практически уверена, что и мы поедем по их стопам. Ближе к концу сессии я раздобыла телефон монастыря и даже сотовый самой игуменьи Елизаветы, и за два дня до предполагаемого отъезда, наконец, дозвонилась до матушки. Но разговор этот оказался для меня очень тревожным и печальным: я услышала на обратном конце «провода» весьма настороженный голос игуменьи, которая была чрезвачайно недовольна тем, что ее ставят перед фактом о приезде, а не просят, как полагается, благословения заранее. В общем, она была права . На следующий день мне предстояло сдать два последних экзамена (и один из них – философия , которую я к тому же сдавала досрочно). Конечно, нервы были на пределе: я только теперь поняла, в какой катастрофической ситуации мы находимся – в незнакомой стране, с маленьким ребенком, без особого запаса денежных средств… В последний день перед отъездом я использовала последний, совершенно мною ранее не рассматривавшийся вариант, - позвонила в Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, который также относится к юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, но там никто из знакомых никогда не останавливался, и рассказывали, что насельницы в основном иностранки, а потому русских не очень любят. Но делать было нечего – это была наша последняя надежда. И Господь не оставил – очень доброжелательная сестра (впоследствии я узнала, что это была инокиня Мастридия), посовещавшись с игуменьей, дала нам положительный ответ о завтрашнем приезде. Я была счастлива, оставалось только закончить сборы и двигаться в путь . День 1. Дорога. Елеонский монастырь. Прибыв в аэропорт Домодедово, мы пошли к нашим стойкам регистрации – на табло значились номера с 1 по 5. Почему-то мы встали к 5, и уже минут через 15 оказались в окружении (как потом оказалось) ... дагестанцев. Я сперва подумала, что это арабы, возвращающиеся на родину, но! вокруг не было ни одного человека славянской наружности! Тогда я подумала, что это все из-за того, что мы летим израильской авиакомпанией. Однако и все окружающие смотрели на нас с неподдельным удивлением. Наконец, один впереди стоявший молодой человек, с трудом выговаривая слова, спросил: «Ты что, летишь в Дагестан?». Тут я повернула голову налево и увидела, что у стоек 1-4 скопился менее колоритный народ и мы с облегчением ретировались в нужном направлении. Наше собеседование с представителями службы безопасности растянулось минут на 30. По всей вероятности это было связано с тем, что я вывозила заграницу не своего ребенка: они беседовали со мной и Соней по отдельности, потом переговаривались друг с другом, менялись местами, снова беседовали с нами, задавая невероятное количество самых разных вопросов. Но, с Божьей помощью, все закончилось хорошо, через 4 часа полета мы приземлились в аэропорту "Бен Гурион" города Тель-Авива. По-израильски было 4 часа утра, и мы направились искать транспорт до Иерусалима. К счастью, маршрутка (по-еврейски – шерут) до Иерусалима стояла прямо у выхода из аэропорта, и мы, погрузившись в нее, через час были у ворот Старого города (именно здесь нас высадил водитель-араб, который понятия не имел о существовании какого-то русского монастыря). После бессонной ночи в дороге, усталые, с тяжелыми рюкзаками за спинами, мы вошли в пустой Старый Иерусалим. Несмотря на все эти факторы, было очень радостно – сбылась мечта! Я очень рада, что впервые увидела Старый город именно таким – пустым и тихим (это редкость): узкие каменные улочки, как лабиринты, расползаются во все стороны. Куда идти, не понятно, а спросить не у кого – вокруг только стаи диких кошек, просящих еды. Побродив около часа, мы наконец наткнулись на живую душу – это был католический монах, но он оказался итальянцем, совершенно не говорившим по-английски. Спустя еще некоторое время мы вышли на какой-то заброшенный участок города с горами мусора вокруг, и посреди этого пейзажа восседал на камнях грязный и обросший мужчина, одетый в какие-то тряпки. Но это был человек! И переборов свой страх, я все же решилась с ним заговорить. К моему удивлению, он прекрасно (в отличие от меня) владел английским, и сразу же вызвался помочь, проведя нас до выхода ко Гробу Господню. И вот мы вышли на эту величественную площадь перед Храмом Воскресения. Сложно описать то чувство восторга, которое, наверное, испытывает каждый верующий, приходящий в это место. Подойдя к Кувуклии, мы увидели большую делегацию католиков-итальянцев в сопровождении духовенства. Видимо во избежание очередей они пришли заранее. Поскольку я не знала порядок посещения Гроба Господня, в тот день мы не вошли внутрь, но лишь немного постояв, направились дальше в поисках своей цели. Еще около двух часов (вместо возможных 25 минут) прошло до тех пор, пока мы, наконец, не достигли врат монастыря. И я хочу сказать несколько слов в защиту местных арабов, которых так часто обвиняют в нелояльном отношении к христианам: если бы не они, которые не только с радостью показывали дорогу, но и провожали нас и даже подвозили на машине, мы вообще бы никогда туда не добрались. Врата монастыря оказались закрытыми, а на табличке было написано, что открывается он для посещения только с 9:00. На часах было 8:00, а потому мы пошли прогуляться по окрестностям. То, что было на табличке написано выше, я не прочла: а там были указаны дни посещения обители – вторник и четверг. А день нашего приезда был – среда. Тем не менее, дождавшись 9:00, мы пришли к воротам, но они все еще были закрыты – тогда то я и прочла остальную часть надписи. Усталые, голодные, мы были на грани отчаяния, телефон монастыря остался в Москве. Я решила стучать: долго не открывали (потом я узнала, что сторож Абухабиб иногда отходит с вахты и некоторые, в том числе и приезжающие владыки, могут минут по 15-20 стоять перед закрытыми вратами), но минут через 10 мужчина араб (тот самый Абухабиб) открыл дверь. На английском языке я ему объяснила, что мы бы хотели здесь пожить, и у нас есть договоренность. Тогда он отправил нас в трапезную, где в тот момент заканчивался завтрак, - искать некую сестру Мастридию. Ею оказалась очень милая и добродушная арабка (вообще в монастыре очень много арабок), келейница матушки игуменьи – именно с ней я говорила вчера по телефону. После небольшого перекуса она нас отправила к монахине Марии поселяться. М. Мария оказалась куда более сдержанной на эмоции, очень сухой и строгой – она поселила нас в одной из келий женского паломнического корпуса, выдала постельное белье и ключи, и отчеканила распорядок дня. Келья была очень уютной и чистой, с тремя кроватями (но мы там жили только вдвоем), шкафом, тумбочками, столом и стульями. Мы сразу же легли спать, и проснулись только около 15 часов дня. Проснувшись и поняв, что мы проспали обед и уже через час начнется вечернее богослужение (в 16:00), я решила пойти оглядеть окрестности. Однако, не успев выйти за порог кельи, встретила спешно шедшую женщину (ее звали Ольга), которая без лишних предисловий ошеломила меня вопросом: «Если ты не очень занята, иди помоги матушке в трапезную держать ткань, а если занята, найди вместо себя кого-нибудь еще». Понятно, что вместо себя я никого найти не могла, поскольку еще никого тут не знала. Оказалось, что одна из сестер – инокиня Пелагия, пыталась выкроить из ткани рясу, и ей нужен был человек, который бы помогал держать ткань, чтобы получалось ровно. Даже не будучи специалистом в швейном деле, я поняла, что эта сестра сейчас погубит ткань – выкраивать она совсем не умела. Будущая ряса предназначалась одному из местных иеромонахов, который через месяц должен был отлучиться из Израиля. Бедная-добрая душа сестра Пелагия (румынка по происхождению) утверждала, что у него совсем износившаяся ряса и она очень хочет его порадовать новой. Не знаю, чем бы закончилась эта эпопея с рясой, но часа через полтора-два в трапезную пришла инокиня Евгения (келарь), которая отругала бедную труженицу, без разрешения занявшую трапезную для своих нужд. В это время в храме уже началась утреня – хор пел очень хорошо, в церкви было довольно много сестер. Интересно, что при том, что половина сестер очень плохо понимает даже русский язык, богослужение совершается на славянском. И потому многие насельницы-иностранки всегда имеют при себе богослужебные книги на собственном языке, и отслеживают по ним ход богослужения, а старенькие монахини, которым эта наука не под силу, просто молятся по четкам. Вечером я решила познакомиться с той самой Ольгой, которую встретила днем в корпусе. Их семья (Ольга, ее дочери Лиза и девятилетняя Катя, а также сын Лизы - двухгодовалый Вениамин) проживали в одной из соседних келий. Буквально за десять дней до нашего приезда Лиза с Катей и Вениамином в сопровождении одной из сестер монастыря – инокини Марины, попали в автокатастрофу. К удивлению и к счастью, хотя их машина перевернулась несколько раз и угодила в кювет, сильно пострадала только Лиза, которая теперь с трудом передвигалась на костылях. Именно это обстоятельство вынудило ее маму Ольгу приехать в Иерусалим. Эта оказалась очень хорошая семья, с которой мы сразу подружились и практически все время пребывания находились вместе. Виды Елеонского Спасо-Вознесенского женксого монастыря: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
-
1 балл
-
1 баллЮля, если Бог даст, буду ждать тебя на Царский Крестный ход 2014! Слева от коляски, в рыжей куртке иду я, Юля мы шли рядом )
-
1 балл
-
1 балл