В основе такой работы лежит любовь и смирение, в первую очередь. Иначе познание будет отравлено ядом гордости. Бог никогда не благословляет гордыню и несмирение, потому такой человек и не ищет благословения, сам бегает от него и подводит под это теоретическую базу. Типа, нет духовника - ну значит, так Бог дал. В какой-то степени это опять клевета на Бога. И вспоминается тут сразу диалог Адама с Богом после грехопадения:
- Адам, что ты сделал?
- Это всё жена, которую Ты мне дал.
ну и плохо, что непонятно, сколько тут уже сказано, а все непонятно... Одобрение Божие это не одобрение человеческое. Если Бог человека благословляет, Он открывает ему путь к соединению с Собой, насколько человек готов к этому, Бог Сам свидетельствует об этом и открывается навстречу человеку. А "подсказчик и решатель проблем" это простите, низведение высокого на бытовой уровень, к соседу можно за этим обратиться.
Вот не помню, напомните, пожалуйста. Что, о. Венедикт так и сказал, что раз духовника нет, то и не надо?
Извините, я просто поражаюсь таким выводам... Ну ничего, значит еще что-то способно меня удивить )
Если человек не хочет смиряться и слушаться духовника, то ему не даст Бог духовника, чтобы лишнего осуждения человек тот не получил. Но из этого совсем не следует, что это нужно. Это плохо, это не спасительно, не полезно, но по-другому пока, к сожалению, не получается, неужели не понимаете разницу?
Спасение - в поиске благословения Божия. Ничто нечистое не внидет в Царство Небесное, так Слово Божие говорит. Кого Бог не благословит, тот точно не спасется. А поиск духовника (даже просто понимание необходимости этого поиска) это восхождение на новый уровень смирения, работы по получению благословения Божия.
Вот не соглашусь, и даже скажу, что это просто откровенно вражеский вброс. Раз мне Бог чего-то там не дает (как мне того хочется), значит и не надо, не буду над этим работать. Таким помыслом уничтожается всякий подвиг в корне, потому что именно бесплодными на первый взгляд попытками исполнения заповедей человек и познает свою немощь. И именно из падений в основном и состоит наша духовная жизнь. Так мы познаем истинный порядок вещей, начинаем видеть раскладку сил вокруг себя и учимся призывать Бога в любом малейшем деле. Это все дела любви и смирения.