Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 17.10.2019 в Сообщения
-
3 балла
-
3 баллаВаля, конечно неприятно, когда тебя не понимают; и "претерпевший до конца - спасется". Но Вы такая счастливая, что обрели веру - ведь это дар, ради которого "купец пошел и продал всё что у него есть"! Так что "всегда радуйтесь"! Христос Воскресе!
-
3 баллаМожно было в ответ спросить, не из "британских учёных" ли эти психологи. Что же касается "языческих шатаний", дух мiра будет враждовать с Духом Церкви до 2-го Пришествия. Нам с этим жить. "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир." (Ин. 16:33)
-
3 баллаВаля, Вы все почувствуете, даже когда задают вопрос. Постановка вопроса, интонация. Все это говорит о человеке, для чего он задал вопрос. А в спор нам даже заповедано не вступать. Мы сами немощные. Конечно, если Вы богослов или дар от Бога имеете вести разговоры такого рода, тогда пожалуйста, можете пытаться доказать.Раньше тоже пыталась своим родным доказать, что Евангелие богодухновенно, что придумали не люди. Теперь знаю, если Господь не призовет, то я тем более.Вижу, что со мной просто хотят поспорить и доказать, что я старая бабулька, совсем помешалась на церкви. Не понимают. Боятся, что фанатичкой стану. Но за столько лет уже можно бы и убедиться, что это не так. Что думают обо мне другие, это не мое дело. Поэтому смело говорю "я не хочу об этом говорить". Мы можем только сказать " Берите Евангелие и сами читайте Там все написано"
-
3 баллаКомментарий митрополита Пирейского Серафима (Поместная Церковь Греции). "Произнесет ли Архиепископ Иероним слова, которые расколют Православие?" P.S. Из помянника в утренних молитвах (о Церкви): "Раздирания Церквей утиши, шатания языческие угаси и ересей восстания скоро разори и искорени и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати!"
-
2 балла"К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)", Киприан Шахбазян Предупреждаю: статья объёмная и сложная для восприятия.
-
2 баллаВоскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость! Воистину Воскресе!!!
-
2 баллаОчень хорошо, что Вы погасили в себе этот взрыв. Так и поступайте. Это борьба с гневом, который выглядит как "праведный". Доказывать никому не надо. Кому интересно , он просто задаст вопрос и выслушает.
-
2 балла
-
1 балл«Тебе Господи!» (Святитель Николай Сербский) В конце любой ектении священник призывает народ в молитвенном прошении полностью предаться Господу, говоря: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», а молящийся народ отвечает: «Тебе, Господи!» Слова эти очень важные. Их можно применить в любом случае жизни людской. Когда имеешь здоровье и успех в работе, возвысь сердце свое и скажи: «Благодаря Тебе, Господи!» Когда люди тебя уважают и хвалят, скажи про себя: «Я этого не заслуживаю, похвалы принадлежат не мне, а Тебе, Господи!» Когда детей отправляешь в школу, или на работу, или в армию, благослови их с порога дома своего и скажи: «Предаю их Твоим заботам — Тебе, Господи!» Когда нападет на тебя зависть людская или измена друга, не падай духом и не держи зла в сердце своем, но скажи: «Предаю все это на праведный суд Тебе, Господи!» Когда пойдешь за гробом, провожая в последний путь самого дорогого человека, шагай храбро, будто несешь подарок лучшему Другу, и скажи: «Эту любимую душу приношу в дар Тебе, Господи!» Когда над тобой соберутся мутные тучи бесовских искушений, муки и болезни, не отчаивайся, но скажи: «За помощью и милостью обращаюсь к Тебе, Господи!» Когда ангел смерти встанет около твоей постели, не бойся его, ибо он друг твой, но простись с этим светом и скажи: «Душу свою покаянную предаю в руки Тебе, Господи!»
-
1 баллАлександр, то, что я знаю о защите персональных данных, говорит мне, что это пока чистый бизнес - кто-то создает требования, кто-то следит за их выполнием, кто-то создает продукты для этого, кто-то все-это сертифицирует и лицензирует. И все неплохо зарабатывают. На заднем плане, как всегда, специальные применения, связанные с безопасностью. Раньше в школе нас просто так записывали в журнал и не спрашивали, согласны мы или. нет. А теперь - электронная ведомость, правила доступа и пр. И при этом все постят в Инстаграмме свою личную жизнь и геолокацию.
-
1 баллАндрей, я с Вами согласен, но не уверен, что с Вами согласится Киприан Шахбазян. Ведь он "плоды Духа" в контексте критерия оценки учений того или иного богослова никак не упоминает, вернее упоминает очень опосредованно, когда говорит, что цель богословия - это спасение. Но дальше эта тема не развивается, и по сути, критерий сводится к авторитету соборных решений и согласному слову отцов. Наверно, это оправдано в контексте рассмотренной им темы, но Дух остался где-то за скобками. Ну и в концовке "мир, долготерпение, ... , кротость" не очень просматриваются Ложка дегтя...
-
1 баллПо букве — в соответствии с принципом согласия св. отцов, выраженном в догматике Вселенских Соборов, включая фотиев и паламитские. В Духе — воцерковление, заповеди блаженства и плоды Духа ("любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание", Гал. 5:22-23).
-
1 баллНу как же - разве компьютер может не выполнять программу? Программирование предполагает отсутствие свободной воли со стороны того, кто его выполняет. И если бы Бог дал такой закон, который бы подавлял человеческую волю, то все люди (и те кто читал Библию, и те, кто нет) исполняли бы всё до последней запятой. Господь же сказал - "враги человеку домашние его" (Мф.10:36). Бывает, конечно, ситуации, когда ревность не по разуму делает верующих кошмаром для близких; но не думаю, что это о Вас. А когда так, то радуйтесь, что Господь сподобил и Вас пострадать: "Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради". По поводу "в пропасть качусь" не надо с ними спорить. Потом поймут.
-
1 баллХорошая статья. Когда несколько месяцев прочитал выступление Шишкова, на семинаре в ВШЭ, то очень неприятный осадок остался. Напрасно только Вы, Андрей, опустили в названии первую фразу: "Последуя святым отцам" - тот самый критерий верности православному вероучению, который утверждает Киприан Шахбазян.
-
1 баллЭто рассказ, его читает Светлана Копылова. Много раз попадалось, но не хотелось смотреть, думаю, опять что-нибудь........И не угадала. Если еще не видели, посмотрите по возможности.
-
1 баллЛегко за собой не следить. Но тяжелы последствия. Преемство может быть, а вот благодати священства — нет, пока не войдёт в Церковь и по икономии не будет принят в сане. Протоиерей Андрей Новиков: "После признания украинских раскольников Элладская церковь может заслужить наименование языческой". Сергей Львович Худиев: "Вселенский национализм – это противоречие в определениях".
-
1 баллОчень интересный труд о страсти тщеславия у прот. Сергия Филимонова Страсть тщеславия и борьба с ней Из проповедей протоиерея Сергия Филимонова: страсть тщеславия и борьба с ней. Описание страсти тщеславия и ее проявлений. По определению святых отцов тщеславие – это славолюбие, стремление быть известным. Страсти тщеславия и гордости очень близки друг к другу, но есть между ними и различие. Что же такое тщеславие? Как распознать его в себе? Как с ним бороться? Господу дороги все люди, ни один не лучше всех иных в Его очах. Что нам говорит по этому поводу Господь? Вспомним слова Священного Писания: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Господь ненавидит, когда человек превозносится над другими людьми, потому что мы все созданы пред Богом равными, Он нас любит в равной степени. Разумеется, есть избранные сосуды Божии, которые являются орудиями Господними в этом мире. Но когда человек думает, что Господь любит его больше других, он тем самым погрешает против Него, потому что Господь милостив к каждому человеку. Все дороги Ему, и самого последнего, как мы считаем, грешника или богоотступника Он так же любит, как человека праведного, а может быть даже больше. Вспомним притчу о ста овцах, когда девяносто девять оставались рядом с пастырем, а одна потерялась. Девяносто девять овец пастырь оставил, а одну заблудшую овечку пошел искать! Так она была ему дорога. И когда обрел потерянную, он ее обнимал, и целовал, и на плечики себе поднял. Это случается нередко и в нашем земном мире. Часто бывает, что когда в семье трое-четверо детей, больной гораздо более любим, чем здоровые, и мать с отцом дарят ему больше любви и сострадания. Мера Божией любви нам непонятна. Мы не знаем, как Господь подходит к тому или иному человеку. Но должны понимать, что Господь нас всех любит и приемлет в равной степени. Когда же мы начинаем превозноситься, то тем самым оскорбляем величие Божие. Помните сыновей Зеведеевых? Они хотели сесть по правую и левую руку от Господа нашего Иисуса Христа и просили Его о том: «Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 27, 37–45). Слава Христова приходит через страдание, через смирение, через терпение, через самопожертвование, через самоуничижение. И вы должны, дорогие мои, понимать, что не дано нам – никому из нас – сесть ни по правую, ни по левую руку от Господа. А вот чашу, которую Он пил, и нам всем, если мы христиане, придется пить и проходить в своей земной жизни все, что проходил Господь наш Иисус Христос. Без этого невозможно понять Его страдание, без этого невозможно очистить свою душу и уневестить ее Небесному Жениху, невозможно стяжать Царствие Небесное. Тщеславие паразитирует на добродетелях. Тщеславие – этап дьявольской прелести. Негодование на ближнего – тоже проявление тщеславия. Как отсекать тщеславные помыслы. Чем больше человек возрастает духовно, тем сильнее повреждение от беса тщеславия. Лечение страсти тщеславия. Как поступать, когда тебя хвалят и благодарят. Как поступать, когда тебя ругают. К поруганию и бесчестью следует относиться с терпением и смирением и принимать их с благодарностью, как удобрение, навоз, без которого земля вашей души не даст добрых всходов. «Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия, средина – отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в бездне) – без смущения при других делать то, что служит к бесчестию», – советует святой Иоанн Лествичник [1]. Бежать суеты человеческой в тайноделание. Избегать пустословия. Маслом для разжигания этой страсти является наш язык. Священное Писание нам говорит, что «язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его» (Притч. 18:7). То есть что на сердце у глупого человека, то он и разбалтывает. Это неразделимо связано с тщеславием. Человек тщеславный многословен, празднословен, смешлив, пустословен, часто безудержно, много и громко смеется, громко говорит, вызывает внимание к себе, выказывает себя теми или иными поступками. Если человек спорлив, это тоже симптом тщеславия. При пустословии не избежишь греха. Тот, кто много пустословит, неизбежно будет поражен страстью тщеславия, и даже не будет видеть, как тщеславные помыслы подобно птичьим стаям, летят в его ум. Поэтому человек, который хочет погубить в себе тщеславие, должен стараться обуздывать свой язык, контролировать его и в сообществе других людей стараться быть более молчаливым, нежели говорливым. И если в какой-то то момент вы замечаете за собой, как вдруг слова потоком полились из вашего рта, это значит, что где-то вы пропустили тщеславный помысел и стараетесь добиться своего, выказать свое мнение. Всегда дождитесь, когда вас спросят когда ваше мнение действительно будет востребовано. Тогда вы должны его высказать и на этом замолчать. Святые отцы говорят, что мы должны лишь один или два раза высказываться по какому-либо поводу, да и то, когда нас спросят. А после второго раза замолкать и больше не продолжать. Почему? Потому что, настаивая на своем, мы длим в сердце явление тщеславия. И если мы продолжим дальше, то мы вызовем гнев в другом человеке, который слушает нас. Вот почему святые отцы учат: до двух раз говори, а после этого замолкай, береги уста свои и не позволяй себе многословить. Видеть свою духовную и физическую меру. Человек должен учиться довольствоваться тем, что есть, видеть свою меру духовную и меру физическую. Очень часто тщеславные движения ума и сердца, приводят к тому, что человек впадает в некое разгорячение. Вы должны ясно понимать, какова ваша умственная мера, каковы духовная, душевная, физическая. Очень интересно об этом рассуждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорит, что не следует роптать на долгое богослужение. Оно потребно, дабы соразмериться с желудками прихожан. Желудок есть сердце, а пища есть богослужение и молитва. И у каждого желудок разный. А поскольку у нынешнего поколения желудки очень маленькие, мы и предлагаем очень небольшое богослужение. А вот у монаха желудок большой, крепкий, и разумейте, как долго может он молиться, поститься и делать все остальное. Уныние – оборотная сторона тщеславия. Нередко возникает такая вилка: либо впасть в тщеславие от победы над грехом, либо в уныние и печаль от того, что не удается побороть его. Я слышу это на исповеди: «Опять все те же самые грехи. Опять нападения. Опять я не могу противостоять им». О чем это говорит? О том, что у вас есть злой навык, сформировавшийся за тридцать, сорок лет жизни. Смиренно принимать свою меру. Видя себя такими, какие вы есть, без прикрас, вы приходите в смиренное о себе помышление, соглашаетесь принять правду о своей мере: «Вот мой костыль, и большего я соделать не сумею, как ни старайся». А когда начинаете рваться, смотря на других или зная устав Церкви, что в вас гнездится в этот момент? Тщеславие. То есть вы начинаете поступать несоразмерно тому, что собой представляете. Я очень и очень прошу вас – старайтесь в каждом своем деле, на каждом шагу внимательнейшим образом следить за своими помыслами, и тут же отшелушивать всю эту греховную шелуху, ни в коем случае не принимать помыслы. Тщеславные помыслы нужно исповедать. В заключение скажу вам последнее. Тщеславные помыслы менее затрагивают вас, чем, нас, священнослужителей. Мы все уже на опыте убедились, что такое пропустить тщеславный помысел. Буквально в течение суток-двух следует падение, происходят ошибки, меняется внутренние состояние. Неисповеданный тщеславный помысел неизбежно приводит к падению человека. Неизбежно. Оставив его в себе, вы очень скоро перестанете себя узнавать. Поэтому если вы не успели отсечь тщеславный помысел, пропустили его, увлеклись им, в этом надо тотчас же покаяться: «Господи, прости меня грешного, что я приписал это себе, что я это себе позволил, что я это пропустил и сочетал со своим сердцем». Затем нужно принести это на исповедь духовнику. Это следует делать постоянно. При этом святой Нил Синайский советует проявлять осторожность в отношении следующего: «Когда приносишь усердное покаяние в грехах, тогда демоны, возвеличивая твои покаянные подвиги, умаляют грехи и нередко прикрывают их забвением или наводят на мысль, что они прощены, чтоб, ослабив труды, не почитал ты более нужным горько оплакивать свои падения». Так что и при покаянии искренном, глубоком и регулярном все же следует оставаться начеку! Борьба со страстью должна длиться всю жизнь. Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера – это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания. Именно так необходимо опалять то, что враг нам подсовывает к нашей погибели, сохранять в чистоте свой ум и сердце. И тогда, быть может, хотя бы одно из сотни дел, которые вы совершите в этой земной жизни, примет Господь. Хотя бы одно из сотни. И это уже будет слава Тебе, Господи! Борьба со страстью тщеславия на основе святоотеческого учения. Вступление. Множество мирских профессий основано исключительно на тщеславии, на превозношении одних над другими. В мире господствует дух превосходства, дух гордости житейской. Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других, тесно связано с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности. Однако страсть эта паразитирует не только на пороке гордости, но и на добродетелях, которые стремится обрести христианин в миру. Что такое тщеславие. «Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть» . «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отвсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждой, и статностью, и походкой, и голосом, и работой, и бдениями, и постами, и молитвой, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» [3]. «Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов. Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям. Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство» [4]. Проявление (симптомы) болезни. «Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой. Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел хоть малое умирение сердца; тотчас побуждает его идти в мир, говоря: «иди на спасение погибающих душ». Тщеславие побуждает легкомысленных при посторонних облекаться в смирение и в поступках своих, в лице и голосе показывать благоговение; за трапезою оно заставляет заметно воздерживаться; на псалмопении ленивых делает ревностными и безголосых доброгласными. Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие. Действие (patogenesis) страсти. «Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают и, будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее, также под влиянием места или времени истощаются они и стихают; или всячески, по причине их раздора с противоположными им добродетелями, удобнее бывает предостерегаться от них и избегать их. Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит, и чем сильнее была поражена, тем чрезмернее борет помыслом возношения по случаю победы над собою. В том особенно и видится тонкая хитрость врага, что по его козням воин Христов падает от собственных стрел, после того как сам он не мог его победить своими вражескими оружиями. Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера – это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания. Падшие духи стремятся увлечь человека горячностью, превышением меры его физических и душевных сил, чтобы сломать его или зажечь стремление к суетной славе, извратив направление подвига. Тогда происходит не служение Христу, не обожение человека, а подмена: служение себе, создание человекобога. Помощь в преодолении этого искушения – желание пребывать безвестным при жизни и после смерти, пренебрежение славой человеческой. «Бывает, что… <бесы> усыпляют разжжение плоти и выводят изнутри нечистые помыслы с хитрым намерением, чтоб подвизающийся подумал, что строгостью своей жизни совсем победил дух блуда, что сердце его очистилось и стало близко к святости святых – и он взошел на самый верх святости. Такого нередко заставляют они рассказывать самому себе о своих подвигах: я сделал то и то, так и так подвизался и истомлял себя, не давая ему; однако ж, прибавлять при сем: не я, но благодать, яже во мне. Не позволяют же они ему исповедывать Бога помощником в том, чем хвалиться его заставляют, чтобы он, яко собственными трудами совершивший все в своих подвигах, и хвалу за то всю присваивал себе – и чрез такое невоздавание славы Богу погряз в глубину богохульства, несмысленно величая Тщеславие на страстях, человекоугодничество. «Льстец есть слуга бесов, руководитель гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути. Блажащии вас льстят вы, и cmonы ног ваших возмущают, – говорит пророк (Ис. 3:12). Тщеславие предпочитаемых делает гордыми и в презираемых посевает памятозлобие. Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям и чрез них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих. Однажды видел я, как бес тщеславия прогнал брата своего, беса ярости. Один брат рассердился на другого; но пришли миряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию; ибо не мог зараз работать обоим сим господам. Тщеславие, паразитирующее на добродетелях. Особенностью страсти является то, что она паразитирует на добродетелях. И чем больше у человека появляется желания делать добро и самих добрых дел, тем сильнее и тоньше примешивается к ним тщеславие. Хочешь проверить не из тщеславия ли совершаешь ты свои поступки – углубись в сердце и разберись в себе. Отвечаю тебе, если здрав умом, ты определенно разберешься, что двигало тобой в подвиге и что возгревало его. Не печалься, если обнаружишь, что в основании его было замешано тщеславие. Если приглядишься, то увидишь, что большинство твоих подвигов спаяно с ним. Не печалься – отсеки присвоение себе и все верни Богу, Он ждет этого от тебя. Покайся в этом и все верни Богу, воздай хвалу Ему за все труды твои и будь осторожен наперед: одним глазом во время совершения дел своих смотри на дела, другим глазом – на сердце, не шевелится ли в нем сия змия, не строятся ли дела на тщеславии, не сопровождаются ли тщеславием – и сразу отсекай больные ветки и вырезай гниль. Не заметишь вовремя, проявишь пренебрежение – сгниет весь плод. И ты, наставник, хочешь ли проверить духовных чад своих? Оставь их без похвал на время, поставь в условия труда без славы – увидишь, что двигало ими. Лечение страсти тщеславия. Борьба с похвалой. «Это еще не добродетель – быть обесчещену и не чувствовать сего; но вот добродетель – чувствовать сие и переносить ради благочестия. Ибо сказано: поносим ленивый не усрамляется (Притч. 20:4). Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу. Смотри, чтоб, желая себе излишней чести, не лечь тебе на себя бесчестия; в подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу; великое же бесчестие – преступать заповеди. Не старайся показывать себя искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным. Не хвались, величаясь краснословием, но возвещай лучше учение из опыта людей простых и некнижных, чтобы стать тебе учеником Христовых апостолов; а хвалиться внешнею мудростью запрещено, особенно христианам. Хваляйся же о Гocnoдe да хвалится (2Кор. 10:17). Не хваляй себе сей искусен (2Кор. 10:18). А ты прежде испытай дела свои, действительно ли проводил жизнь достодолжно; как величаешь себя, – победил ли Основные святоотеческие правила излечения от страсти тщеславия. 1) Бегай суетной славы человеческой: сам никогда не стремись прославиться, а желай безвестности. 2) Бойся показывать труды свои. Учись тайноделанию, чтобы никто из людей не знал их. 3) Учись скрывать свои подвиги и добродетели, никому кроме духовника не раскрывай их. 4) Береги язык свой: меньше рассказывай о своей духовной внутренней жизни, а то и вовсе не говори. 5) Старайся сделать себя простым и во всем равным другим. 6) Ничего доброго не присваивай себе, но Единому Богу. 7) В начале и во время всякого дела выверяй – не смешалось ли оно с тщеславием и, обнаружив его, сразу же отсекай оное и проси прощения у Бога. 8) Учись довольствоваться тем, что есть. Смиряйся, видя свою немощь, ограниченные физические и духовные силы. Знай свою меру. Не стремись к тому, что не по силам. Источник https://azbyka.ru/strast-tshheslaviya-i-borba-s-nej