Читала пример такой. Одна монахиня хорошо подготовилась и благодатные утешения были ей в большую радость. Воодушевилась и решила, что будет всегда стараться хорошо подготовиться. След.раз еше внимательнее была, еще собранее, еще, еще и результат не был таким, как ожидала. И очень редко потом было похожее. Возможно, на свои способности упование было, на свое Я. Полную меру может ощутить человек, который вдруг лишился того, что имел. Тогда все условности отпадают и главным остаётся сама возможность быть, видеть, участвовать.
На страничке в Вк Богослов.ру статья
"О воспитании литургической культуры, или возрастание познания Литургии как Таинства Царства"
Игумен Петр (Мажетов). Из нее немного. Это, конечно, для мирян высшая математика, опыт изложен монашеский, но ключики увидеть можно, немного образно изменив ситуации в сторону своих мирских келий))
"...Второе: мало иметь право на такое делание, надо еще, как бы это парадоксально ни звучало, – возжелать этого. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Что значит желать? С одной стороны, невозможно приходить ко Христу будучи «сытым» сердцем, так что сердце ничего не хочет. С другой стороны, редко можно увидеть человека, который «голоден» сердцем, – он всегда чем-то успокоен, чем-то пресыщен – жизненным, бытовым, может быть, душевным. Очень важно действительно иметь сердце голодным. Не позволять себе на что-то так сильно «западать», чтобы когда ты придешь в келью, твое сердце было пресыщено неким жизненным, земным счастьем. Ты можешь быть пресыщен общением с братьями, или испытывать чувство радости от успешного выполнения послушания, – всё это естественно и невинно, но в то же время это мешает быть именно алчущим – голодным сердцем. В это время для монаха очень важно не отдаваться полностью монастырским радостям, скажем так. Нужно себя удерживать и, образно говоря, не допивать стакан до конца. Монашеская жизнь в этом отношении не должна быть пресыщена радостью в течение дня, монах должен хотя бы немного оставлять на келейное алкание.
Третий пункт исходит из второго – желание порождает способность. Когда человек пресыщен монастырскими послушаниями – в самом хорошем смысле слова, пресыщен радостями монастырской жизни, то он вдруг неожиданно ощущает, что ему трудно молиться: он устал, ноги болят и т.п. Почему? Потому что он не испытывает жажды и, соответственно, пропадают силы, чтобы напрягаться в поклонах, во внимательной молитве. Конечно, здесь очень важно сохранять, более или менее, физическую способность к монашескому молитвенному правилу. Когда человек очень много посвящает себя работе, безудержно отдается послушанию, то на молитву ему не хватает не только душевных сил, но и физических. Здесь мы вернемся к понятию алчущие и жаждущие правды: нужно быть способным алкать, жаждать Божественной правды, именно Самого Христа в молитве..."