Jump to content
  • 0
Elen

Как научиться смирению?

Question

Как научиться смирению?

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0

И еще замечено. Самый верный способ (как Ваше Спасибо!) помолиться о поющих и смиряющих, чтобы Господь помог им. Бывает, хор ошибается, батюшка вдруг на проповеди замолчит, да и в миру и быту нашем - не давать нашим мыслям оценивать, кто прав, кто виноват, а помолиться. о помощи тем, кому тяжело. Это не я такая умная. Не помню, кто советовал.

 

.

А я поняла почему спасибо работает. Это как раз молитва за того, кто обидел. Спасибо - это же "спаси бог".

А сестру, которую трое мужчин удерживали я тоже видела. Она же весь сентябрь в Оптиной жила и может в октябре тоже. Я уехала, потом не знаю. Мне даже еще ближе с ней столкнуться пришлось. Одиннадцать часов вечера сидим с ней в храме, ждем батюшку, он исповедовал и около 11 час. сказал:"Мне нужен маленький перерыв". Батюшка ушел, мы сидим с ней разговариваем, милая молодая женщина. Мужчина, который ее сопровождал, улегся спать на лавку. Пришел батюшка. Начал с меня, т.к. с ней долго. И вот стою я на коленях, спиной к ней, под епитрахилью, батюшка молитву читает, а ее ...опять накрыло. И она криком кричит, но не своим голосом: " Перестань. Замолчи, я сказаЛ. (именно - я сказал) Я убью ее. Она до утра не доживет!" А я даже не вижу ничего, т.к. я под епитрахилью. Далее звуки падения, борьбы...Мужчина видимо пытался ее удержать. Батюшка быстро закончил со мной и сказал уходить. но с другой стороны. Я бежала не оглядываясь. Где-то через день она подошла ко мне, что-то спросила...Я что-то ответила, но... не знаю, что было у меня на лице. Хотя я думаю, что она не помнит произошедшего в храме.

Share this post


Link to post
  • 0

Хотя думаю мое последнее сообщение было бы к месту на форуме про колдунов, т.к. непросто так с женщиной такое творилось. Я с ней еще ранее разговаривала. Она занималась колдовством. И вот теперь не может освободиться. На вопрос - Зачем она это делала? Ответила, что была молодая и не понимала.

Share this post


Link to post
  • 0

Вот уж в тему пришлась сегодняшняя смс от прп. старца нашего Никона: « Смирение - это нечто великое и божественное, а путь к нему - считать себя ниже всех. Что значит считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться»

 

Не удержалась, чтобы не вписать её сюда...Сверху же видно всё..вчера рассуждали - сегодня ответ..:)

Share this post


Link to post
  • 0

Наташа это точно!Я только смс сегодня прочла,сразу вспомнила свой вчерашний день)))

Share this post


Link to post
  • 0

Да хорошо сказано-не замечать чужих грехов. Только любовь может быть слепа к чужим грехам. А Бог есть любовь.

Share this post


Link to post
  • 0

Оля, там почти всегда так. Я тоже один раз начала подпевать ( вот в том-то все и дело, что чаще всего мы по привычке видимо застольных пений все подпеть наровим - а это же Богослужение). Тоже в Казанском Храме... У кого-то искушение- попеть, у кого-то смирить. Все молодцы!

 

И еще замечено. Самый верный способ (как Ваше Спасибо!) помолиться о поющих и смиряющих, чтобы Господь помог им.

А вот все-таки у меня вопрос в связи с этим. Я не думаю, что в храме подпевают от привычки застольного пения. Да и кто теперь за столом поет...И когда кто-то от избытка чувств ТИХОНЬКО начинает подпевать, то ведь это тоже Бога славят поющие. Кстати, меня этот вопрос давно интересует. А как правильно - можно тихонько подпевать или не рекомендуется?? У нас в храме частенько подпевают - Тело Христово приимите...и Честнейшую херувим... И мне это очень нравится, так тепло на душе стоять среди молящихся.

Очень хотелось бы услышать мнение батюшки на этот счет. А в других храмах как?

Share this post


Link to post
  • 0
А в других храмах как?

 

Ольга, по-разному. Бабулечки, ведь, могут такими нотками подпевать, что всю службу только и смиряешься пред ними..)))

Share this post


Link to post
  • 0

Оленька, позвольте, я тоже напишу свои мысли на это счёт:)..Я так же очень люблю подпевать и многие другие хотят подпевать..но, к сожалению, это не всегда кстати..Бывает, что человек подпевает явно не в такт хору, что бы он там себе не думал и этим очень сбивает других людей, особенно, которым и так сложно настроиться на молитву от бесовских искушений, которые порой одолевают не по детски, а ещё если кто-то рядом «скрипит», то всё - тушите свечи..)..и, действительно, если посудить со стороны, то получается, во всём храме поёт Клирос и один человек из толпы..а если из 100 человек запоют 25, потому что тоже могут, знают и хотят? Что получится?..Не зря за каждым клиросом закреплен регент, чтобы исключить «испорченное пианино» даже в кругу подготовленной к пению братии..простите..мне кажется, это больше походит не в переполненном храме, а когда имеется возможность, не мешать ближнему и тихо делать своё благое дело..:)

Share this post


Link to post
  • 0

а зачем петь-то? молитесь ;)

Share this post


Link to post
  • 0

Оля, могу сказать как было в нашем храме. Было время, что "подпевал", кто пришел - хора не было. Потом было время - пели все, кто мог - и хор и прихожане. И прихожане тоже пели, как могли. Отец настоятель стал говорить, просить прихожан не петь вместе с хором (за исключением, конечно же, "Верую", "Отче наш", "Тело Христово примите", еще некоторые песнопения, напр. "Кресту Твоему" или "Воскресение Христово видевше"). Он говорил - вы просто не слышите, что в это время в храме происходит - кто-то знает только некоторые слова или предложения, у вас разные тональности, у многих нет ни слуха, ни голоса, потом сам распев может быть разным и в хор просто "не попадают" некоторые. Он говорил - это очень хорошо, что вы знаете наизусть многие молитвы, молитесь про себя. Это был самый тяжелый момент в истории храма, если можно так сказать)). Половина, которая не слышала увещеваний батюшки, продолжала подпевать, половина начинала вразумлять. А как это все мешает хору!!!!!

 

Оля, на самом деле, это отвлекает рядом стоящих и не поющих - мы же в большинстве своем немощные. Умиление умилением, служба службой. Советуют читать про себя Иисусову Молитву в храме, чтобы больше сосредотачиваться на текстах богослужебных.

 

В других храмах, я думаю, так, как благословляет настоятель.

Share this post


Link to post
  • 0

Подпевать хору не благословляется?

 

 

 

 

 

 

В блогосфере горячо обсуждается фотография таблички, сделанная Виктором Судариковым, администратором форума портала «Православие и мир».

P1140491_-580x319.jpg

В этой связи мы предлагаем читателям вспомнить фрагменты из статьи о всенародном пении в храме известного московского регента Евгения Кустовского.

Общенародное пение за Богослужением.

 

Многих ли в наше время волнует эта тема? Трудно сказать…

kustovskii.jpgДля священника бывает вполне достаточно, если его клирос обеспечивает грамотное проведение службы. Многим батюшкам гораздо больше по душе благоговейная тишина, которую соблюдают прихожане, чем их нестройное подпевание хору. Да и сами прихожане не очень-то рискуют открывать рот на службе, ну разве что на «Верую», да и то с опаской – а вдруг куда-нибудь залезу не туда, а на меня все зашикают! Я уж лучше помолчу!

А уж для многих регентов – и говорить нечего – голос «из зала» – это враг № 1. Только «Честнейшую» запели, как тут же парочка бабулек рядом с аналоем пристроились и запищали, да так усердно и громко, будто это они на клиросе, а не хор! И, что обидно, никакого внимания не обращают на шикающего регента!

И тем не менее, народное пение необходимо хотя бы по следующие соображениям:

1. Если в нашей Русской Церкви окончательно вычеркнуть из богослужения пение прихожан, то произойдёт утрата важнейшего элемента православной службы СОБОРНОСТИ. Соборность проявлялась в древней церкви не только в том, что все причащались Тела и Крови Христа, совершали «общее дело» (именно так переводится с греческого слово «Литургия»). Пение службы было именно общенародным. Протопсалт, стоя на клиросе один, пел значительную часть песнопения, а когда доходил до последнего стиха, все молящиеся подхватывали этот стих и допевали его сообща.

2. Далее: Посильное участие в богослужении заставляет прихожан гораздо лучше понимать и смысл и структуру богослужения. Напротив, НЕ-участие в службе большинства современных членов церкви на многие годы ставит перед ними барьер в понимании богослужения. Многих это устраивает – пусть, мол, умные службу знают, наше дело – свечки и записки передавать. Вот и оказывается, что главный, если не единственный смысл присутствия на службе – это свечки и записки.

3. Чем шире пропасть между прихожанами и клиросом, тем дальше может «занести» хор в манере его пения в сторону концертности. Это проявляется как в страстно-эмоциональном характере пения, так и в наборе песнопений, преимущественно авторских. Примеров тому масса, и я не буду тратить на них время.

Эти, и многие другие аргументы заставляют обратить внимание на саму возможность пения прихожан во время богослужения. Об этом пекутся и рядовые иереи, которые просят прихожан подпевать. Об этом вот уже полвека различные Патриархи Русской Православной Церкви пишут в ежегодных «Обращениях к архипастырям и пастырям». Дело за малым – выполнить эти пожелания, и дело с концом…

И вот тут-то оказывается, что ввести приходское пение в регулярную богослужебную систему не так уж просто. Даже иные батюшки, которые в своё время делали широкие красивые жесты и патетически восклицали прихожанам: «Пойте все!», вынуждены были два-три года спустя направлять ко мне учеников, чтобы обустроить обычное клиросное пение.

Если подпевание мешает пению

 

Сразу оговорюсь – видеоиллюстраций к этой статье у меня нет только потому, что в нашем храме у нас с прихожанами общий язык – они подпевают там, где их к этому приглашает либо о. Сергий, либо я. Но прежде в своей практике я с этим встречался неоднократно, поэтому поделюсь с коллегами своими соображениями.

Начну очень издалека.

В 70-х годах прошлого века мы, молодые и гениальные фольклористы-музыковеды (Андрей Кабанов, Митя Покровский, да я – сотрудники Фольк. Комиссии СК РСФСР) занимались анализом функций голосов в казачьей протяжной песне. А наткнулись на функциональность распределения «ролей» вообще в любой замкнутой группе. Эти «роли» люди исполняют, руководствуясь не только своей квалификацией, но что важно – своими психологическими установками. Не буду перечислять все роли, остановлюсь на основных.

1. Лидер – человек, организующий группу. Он несёт ответственность за то, что в группе происходит.

2. Сублидер – человек, подчиняющийся лидеру. Через него (а чаще – через группу сублидеров) лидер реализует себя как лидер.

3. Контр-лидер – человек, оспаривающий право лидерства. Как и лидер, это единичная особь в коллективе. Очень любопытная фигура: спорщик, оппонент, нонконформист, диссидент. Интересна эта функция ещё и тем, что… укрепляет лидера необходимостью постоянной борьбы с ним, нехорошим. Но вот что интересно: внутри группы такой человек может иметь достаточный авторитет… но ответственности за общее дело группы он не несёт, в отличие от лидера.

А вот теперь позвольте спроецировать эти функции на картину пения в храме. Можно и в небольшом замкнутом организме клироса выделить эти функции – властный регент, добропорядочные послушные певчие… и некая вредная альтуха Марьванна, которая постоянно долбает регента за то, что он не знает устав (не умеет дирижировать, фальшиво поёт). Но это – внутриклиросные проблемы, достойные написания отдельного развёрнутого трактата каким-нибудь замечательным регентом/богословом/писателем. Нас же интересует общенародное пение в храме, и моя задача – показать, как и среди прихожан проявляются эти три основные функции.

Лидером в общенародном пении выступает обычно либо диакон, либо регент. Он может объединить свой клирос с прихожанами, может петь только с прихожанами – об этом шла речь в предыдущей статье.

Сублидеры – это прихожане храма, которые слушают пение хора молча, но если по традиции они видят сигнал от лидера или слышат хорошо знакомый напев в шаблонном звучании, то подпевают, как могут – кто-то погромче, кто-то потише. Важно отметить, что громкость их подпевания зависит не от технологической квалификации, а от психологического комфорта.

Но и в среде прихожан встречается тип «контр-лидера». Это, как правило, один человек. Он зачастую поёт и тогда, когда его об этом просят, и тогда, когда не просят. Любое песнопение – обиходное, авторское, неважно,- приобретает в своём звучании ещё один голосок, украшающий эту партитуру против воли автора и регента.

Мотивация предельно простая: «Я не хуже лидера, и постоянно это обязан доказывать. Ещё неизвестно, кто больше достоин петь на этой службе – я, благочестивый (-ая) прихожанин (-ка), или эти презренные концертники, которые в храме только деньги сшибают, а до простого народа и молитвы им и дела нет». Или что-нибудь в этом же духе.

Люди такого склада, как правило, не понимают, что они мешают не только хору, но и прихожанам, и духовенству. Любой нормальный прихожанин хочет слышать либо хор, либо общенародное пение, но не хор с «самопальным» солистом. Думаю, что многие согласятся со мной – такие ситуаци не украшают службу.

Как «отсечь» солиста? Приведу наработанные рекомендации, как мягкие, так и жёсткие:

Если хор поёт с «пристегнувшимся» солистом, то задача регента – обеспечить для него наименее благоприятные условия следовать хору. Наилучшим инструментом для этого является темпоритм песнопения. Чуть дольше задержать долгую ноту, или наоборот, укоротить её, сделать глубокую цезуру – короче, как можно отчётливее спровоцировать расхождения между хором и солистом. Хороший музыкант сделает это без особого труда, а слабый – тот будет возмущаться, переживать, но непроизвольно тащить песнопение в том же темповом ритмическом режиме, что и солист.

Помню, как мой педагог рассказывал мне об одном курьёзном случае в консерватории в 30-х годах, на концерте Деборы Яковлевны Пантофильничецкой. Ведущая объявляет: Григ, «Песня Сольвейг». Оркестр играет вступление, но за полсекунды до пения вдруг в зале поднимается какая-то тётка и начинает петь вместо Деборы Яковлевны! В полный голос, и довольно выразительно. И вот что интересно – оркестр продолжал играть. То есть, в каком-то смысле стал «соучастником» выходки скорбноглавой слушательницы.

Это я к тому вспомнил, что при бесконфликтном соседстве хора и солистки из публики (дамы в этом гораздо чаще замешаны) хор невольно воспринимается как «союзник». Вот поэтому в интересах регента сделать расхождение максимально очевидным. Звуковысотность отпадает, значит – темпы.

Как правило, этого хватает. Поймав на себе укоризненные взгляды соседей, или даже услышав чьё-то шиканье, выскочка, наконец, соображает, что его не воспринимают как неформального лидера ситуации, и успокаивается. Но бывает, что и это не помогает.

Пример пятилетней давности уже в нашем храме. Однажды на престольный праздник (храм, конечно, битком, и свои, и гости) пришел один чудаковатый седобородый старичок, встал перед Царскими вратами на колени, приподнял ручки (видать, очень хотел походить на один известный образ преп. Серафима), и простоял так всю службу. Всё бы ладно, Бог с ним, стоит и стоит. А когда я с народом запел «Верую», слышу – что такое?! Каша звучит!!! Стал прислушиваться, где эпицентр расхождения темпа. Так и есть – этот чудотворец довольно пронзительно, с закрытыми глазами тащит полхрама в своём шаблоне. На меня, конечно, ноль внимания, медитирует, короче.

Я тогда понял, что если не спасу ситуацию радикальными средствами, то песнопение развалится окончательно. Вот что я сделал: продолжая петь в своём темпе, ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО пошёл по солее, встал напротив дедули, опустился перед ним на корточки, и ласково глядя на него, стал голосить гораздо пронзительнее. Куда ему против моего фольклорного прошлого! Открыл глазки, испуганно на меня поглядел… и замолчал.

И вот что интересно: меня потом прихожане наши благодарили. Этот дедуля, оказывается, по разным храмам ходит, и везде изображает одно и тоже – и внешне, и голосом. Но у нас он, кстати, больше не появлялся.

Осадить «контр-лидера» можно очень разнообразными способами. Рассказывает А.В. Шиповальников, профессор св. Владимирской духовной семинарии (Пенсильвания):

В одном храме была прихожанка, которая постоянно «помогала» не хору, а духовенству. Возгласы подсказывала свистящим шёпотом, надоела всем изрядно. И вот однажды протодиакон начал читать Евангелие: «Во время оно, вниде Иисус…» (и делает маленькую паузу). Бабуля тут как тут: «…в весь некую». Протодиакон поворачивается к ней, суёт под нос рельефную дулю и гудит: «Во тебе! Во Вифанию!» Говорят, помогло – стала остерегаться.

И только если все ваши средства исчерпаны, а запевала никак не уймётся (это может повторяться от службы к службе), рекомендую прибегнуть к радикальному средству – обратите внимание духовенства на мешающего вам солиста. Пусть послушает повнимательнее расхождение в трактовке Всенощной Архангельского между вашим хором и его оппонентом (помните, как это расхождение сделать наиболее выразительным?). Думаю, что батюшка примет вашу сторону.

Также вы можете попросить кого-нибудь из знакомых вам прихожан, чтобы они ОТ СВОЕГО ИМЕНИ сделали замечание солистке. Это должно подействовать – в задачу контрлидера не входит входить в оппозицию к сублидерам.

Правда, про одну свою выходку я вспоминаю со стыдом, хотя тогда, лет 20 назад, никакого стыда не испытывал. После службы, на которой одна прихожанка старалась мне подпевать, в этом храме по традиции совершался чин «расхода». Перед Богородичной иконой встали прихожане и запели «Царица моя преблагая», «Под Твою милость», «Радуйся, радосте наша» – обычный набор общенародных песнопений. Разумеется, запевала та самая тётушка, которая мне «помогала» на службе. Я тогда встал в метре от неё и стал громко подпевать – не только в своём темпе, но и на полтона выше. Она на меня потом напустилась – почему я ей мешаю? Я ответил тогда, что я теперь ей всё время буду «помогать», как и она мне. Подействовало. Больше она мне не подпевала. А потом стало стыдно – это же я ей вроде как отомстил!

В следующей статье поговорим о более сложной задаче – про участие прихожан в богослужении.

Цикл статей Е.С. Кустовского, посвященный всенародному пению за богослужением:

 

 

Общенародное пение за Богослужением.

 

Посильное участие в богослужении заставляет прихожан гораздо лучше понимать и смысл и структуру богослужения. Напротив, НЕ-участие в службе большинства современных членов церкви на многие годы ставит перед ними барьер в понимании богослужения.

 

 

 

Пространство общенародного пения

 

Общенародное пение нельзя пускать на самотёк, им нужно управлять. Это дело не менее тонкое, чем управление грамотным клиросом.

 

«Хор» прихожан как совершенно неизученный феномен

 

Итак, дорогие коллеги, интересная петрушка получается: ни в одном учебнике по хороведению мы не найдём тех критериев и терминов, которыми определяется категория подпевающих в храме людей.

Режиссура общенародного подпевания на службе (технические рекомендации и видеоиллюстрации)

 

Предположим, что Вы, уважаемый читатель, взяли на себя эту высокую миссию – быть «зачинщиком» общенародного подпевания на богослужении. Предположим заодно, что Вы, как и я, регент своего храма (остальные тоже приглашаются к подглядыванию и комментированию).

 

 

Если подпевание мешает пению

 

Сразу оговорюсь – видеоиллюстраций к этой статье у меня нет только потому, что в нашем храме у нас с прихожанами общий язык – они подпевают там, где их к этому приглашает либо о. Сергий, либо я. Но прежде в своей практике я с этим встречался неоднократно, поэтому поделюсь с коллегами своими соображениями.

6 Июн 2008 | Евгений Сергеевич Кустовский | Продолжение

 

Участие прихожан в богослужении

 

Писать и читать эту и все предыдущии статьи имеет смысл только в том случае, если Вы заинтересованы в участии прихожан в богослужении. Вы, возможно, возразите: – А разве они не участвуют? Ещё как участвуют. Стоят, молятся, крестятся, за ближних своих свечки ставят. Чего ещё-то от них требуется?

Если подпевание мешает пению

 

Сразу оговорюсь – видеоиллюстраций к этой статье у меня нет только потому, что в нашем храме у нас с прихожанами общий язык – они подпевают там, где их к этому приглашает либо о. Сергий, либо я. Но прежде в своей практике я с этим встречался неоднократно, поэтому поделюсь с коллегами своими соображениями.

Режиссура общенародного подпевания на службе (технические рекомендации и видеоиллюстрации)

 

Предположим, что Вы, уважаемый читатель, взяли на себя эту высокую миссию – быть «зачинщиком» общенародного подпевания на богослужении. Предположим заодно, что Вы, как и я, регент своего храма (остальные

Share this post


Link to post
  • 0

а зачем петь-то? молитесь ;)

 

Миша, бабулькам-бы это донести! Только они на оптинском форуме не бывають. :) В приходском храме в Мск, куда хожу, по четвергам соборно поют акафист свт. Николаю. Вот там-то и можно пищать и стонать, кто как умеет. В Оптине на ежедневной основе поют акафисты, где также можно поупражняться в пении. Но на службах, когда хочется проникнуться красивым пением братии, лишние звуки совершенно ни к чему. Да, немощные мы. И лично мне, чтобы настроиться на молитву, приходится прилагать много больше усилий, чем монаху или любому другому лицу, кто уже многими годами ведет благочестивый образ жизни.

Share this post


Link to post
  • 0

Ой, всколыхнула эта тема воспоминания о незабываемой службе на Афонском подворье в Москве.

Помню, когда началась всенощная, на первом прошении ектиньи вышел дьякон, взмахнул рукой и весь храм запел.

Я будто вросла в пол от такой мощи, все священнослужители, весь хор, все прихожане, все запели «Господи, помилуй». Мне почему-то тогда представилась служба в первые века христианства, в одной из пещер, где скрывались христиане от римлян. Не знаю, почему, но мне казалось, что тогда было все так же соборно и торжественно.

Я вообще не люблю подпевать на службе хору, даже в положенные моменты (каюсь )) ), но тут просто невозможно было не запеть вместе со всеми. Та всенощная длилась с 17.00 вечера до 7.00 утра, под утро уже не помню, пел ли один хор или оставались еще подвижники-прихожане, которые подпевали хору )), но то чувство пасхальной радости, торжественности и соборности никогда не забудется. Было что-то подобное тому, что о Василий (Росляков) описывал в одной из своих проповедей: «Свидетели, которые некогда посещали римские катакомбы, где были гробы первых мучеников за Христа, говорили о том, что входя в священные пещеры, они вдруг радовались неизреченной великой радостью. Непонятно, откуда происходила она. Она словно ветер налетала на них, сбрасывала печали и скорби, горести их, как ветер сметает опавшие осенние листья. И ничего, кроме голоса: «Христос Воскресе из мертвых!» не было в их сердце».

Share this post


Link to post
  • 0

 

 

Да, немощные мы. И лично мне, чтобы настроиться на молитву, приходится прилагать много больше усилий, чем монаху или любому другому лицу, кто уже многими годами ведет благочестивый образ жизни.

 

А я вообще не умею настраиваться на молитву. Молиться получается изредка, когда состояние подходящее, покаянное или , реже , благодарственное. Думаю, может быть, мне полезнее будет с "пением" смириться, чем на 90% отбалбесить свое в храме?

Share this post


Link to post
  • 0

Ольга, когда все вместе - это совсем другое... Верую, Отче наш, Пасхальная радость... у самой, порой, муражечки от соборности.. Я немного другое имела ввиду.

Share this post


Link to post
  • 0

Ой, всколыхнула эта тема воспоминания о незабываемой службе на Афонском подворье в Москве.

 

Спаси Господи, Ольга. Как вы описали! У меня ком в горле.

Share this post


Link to post
  • 0

Но на службах, когда хочется проникнуться красивым пением братии, лишние звуки совершенно ни к чему. Да, немощные мы. И лично мне, чтобы настроиться на молитву, приходится прилагать много больше усилий, чем монаху или любому другому лицу, кто уже многими годами ведет благочестивый образ жизни.

Здесь много писали о крайних случаях. Я же имела ввиду, когда кто-то именно ТИХОНЬКО ПОЕТ. В нашем храме у меня бывает разное настроение - иногда я погружена в службу, иногда мысли бегут как шальные и отвлекают, иногда...

Когда же я жила несколько дней в Оптиной (надеюсь, что обязательно приеду еще), я как-то и не помню, чтобы меня что-то отвлекало от службы. Уже писала - ХОР ПОЕТ ТАК МОЩНО, КРАСИВО И БЛАГОЛЕПНО, что я обычно и не замечала поет кто-то около меня или нет. Голоса братий поднимали и уносили куда-то в высший мир. Такое же чувство было у меня летом в Лавре, когда на празднике Обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского пел хор семинаристов. Может это потому, что я новоначальная? Я первый раз была в Лавре и первый раз в Оптиной. Для меня многое было потрясением.

Но поняла, что раз многим мешает, если кто-то подпевает, наверное лучше не петь.

Спаси Господи всех, кто откликнулся. Храни всех Господь.

Share this post


Link to post
  • 0

Юль, да я ни за, ни против какой-то версии, просто припомнилась та незабываемая всенощная в связи с данной темой.

 

А по поводу того, что нас что-то отвлекает от молитвы, вспомнился (понесло, как говорится :)) забавный случай, из книги "Небесные ратники":

 

"Как-то раз, будучи иеромонахом, он (о. Василий (Росляков) служил Литургию в храме преподобного Илариона Великого. Там в алтаре на стене висели часы. Ранее здесь почти всегда служил один ревностный молодой иеромонах. Он приучил пономарей перед Литургией выносить из алтаря часы, дабы своим тиканьем они не отвлекали от молитвы. Поэтому когда пришел служить отец Василий, его спросили:

- Батюшка, часы унести? Отец Василий недоуменно пожал плечами и спросил:

- А зачем?

- Чтобы не мешали молиться. Отец Андрей (имя изменено) всегда благословлял уносить их на время службы.

Батюшка улыбнулся и с любовью сказал:

- Ну, отец Андрей! Отец Андрей - старец, у него молитва. А у меня одни только грехи."

Share this post


Link to post
  • 0

Миша, бабулькам-бы это донести! Только они на оптинском форуме не бывають. :)

то-то и оно, что мы немощные... вместо того чтобы о своих грехах думать и себя исправлять (ну кому это интересно-то? глупость... скука... тоска...)

мы стараемся поправить весь вокруг мир... да... бабульки как же до них-то донести... а то они не понимают... не то делают...

немощных кругом... за всех молиться надо и за того и за этого и за третьего... да и вообще в мире этом кругом несправедливость одна! прямо таки и тянет весь мир вымолить... всем чем угодно заняться только не исправлением самого себя...

 

нет правда, ну не смиряться же теперь из-за этих бабулек, что они не в попад поют... не терпеть же их? нет конечно! надо обязательно порядок навести!

Share this post


Link to post
  • 0

Миша, после Вашей фразы: " прямо так и тянет весь мир вымолить",не удержалась, пишу, развесилили.))

Share this post


Link to post
  • 0

Миша, кто ж спорит?.. Нету смирения, ни там, ни тут. :D

Да уж. А у меня искушение поосуждать. Я же потом в разговоре осуждала ту, которая шикала. :475:

Из книги "Михайлов день" слова одной монахини: " Все мы у Господа тяжелые хирургические больные. У каждого своя гордынька и корона на голове. А Господь жалеет нас неразумных и лечит уже хирургическим путем."

Очень верно. :boast000:

Share this post


Link to post
  • 0

Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного небеструдно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения (преп. Макарий) « Смирение - это нечто великое и божественное, а путь к нему - считать себя ниже всех. Что значит считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться»

Как все это применить в нашей современной жизни? Например при взаимоотношении с ближними, одержимыми какими-нибудь тяжкими грехами (пьянство, наркомание, блуд и т п). Как смириться или что значит смириться в данных случаях?

Share this post


Link to post
  • 0

В беседе с батюшкой я услышала такие слова:это хорошо что вы терпите пьяного мужа,его выходки,но это не смирение,это унижение себя,он превратил вас в половую тряпку и вытерает о вас ноги,Вы должны бороться с его грехом,не бросать его,но укорять,говорить,если надо и накричать,он должен знать что вы любите его,но смиряться с его пьянством несобираетесь,что вы можете ему ответить.Я стала так делать и результат на лицо,муж понял что я могу ему ответить,но тем временем я не считаю себя лучше него,жалею его и понимаю что он болен,и ему нужна помощь,но как раньше я молчала,уже нет такого.

Share this post


Link to post
  • 0

Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного небеструдно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения (преп. Макарий) « Смирение - это нечто великое и божественное, а путь к нему - считать себя ниже всех. Что значит считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться»

Как все это применить в нашей современной жизни? Например при взаимоотношении с ближними, одержимыми какими-нибудь тяжкими грехами (пьянство, наркомание, блуд и т п). Как смириться или что значит смириться в данных случаях?

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...