Перейти к публикации
*Владислав*

В Оптину за опытом (Оптина учит и назидает)

Рекомендованные сообщения

10 июля - Обре́тение мощей преподобного Амвро́сия Оптинского ( 1998 ).

 * Ум − хорошо, а два − лучше, а три хоть брось

 Сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: ум хорошо, а два − лучше, а три хоть брось. Но это человеческое замечание. Господь же глаголет в Евангелии: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их.
Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори.

* Воду толочь  ̶  вода и будет

 ...Толкусь от утра до вечера, как ты сама видела, а что будет, Бог весть.

Думаю, что ты и сама слыхала пословицу: воду толочь - вода и будет.

Вот о камнях другое написал св. Лествичник. Говорит, что остроугольные камни, друг с другом соударяясь, округляются и лишаются своей угловатости и остроты.

Как ты замечаешь в этом отношении около себя? Стерли хоть уголка два у тебя, которые ты думала сама стирать во мнимом безмолвии? Да у самой ведь руки не наляжут.

Себя-то как жаль! Ведь от себялюбия и самолюбия вся беда. Они не любят, когда и другие нас затрагивают, и так расшевелятся, что от помыслов и не оберешься. От них плодятся противные помыслы, словно саранча, поедающая не только плоды духовные, но листья и саму кору. Сделай наблюдение, и сама согласишься с этим.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/amvrosij-i-antonij-optinskie-nastavlenija-poslovitsami-i-pogovorka

 

 ( Cтраничка по ссылке не открывается. Не знаю - почему. Слова преподобного Амвросия Оптинского взяты со странички - Азбуки веры. Книжка

называется : Амвросий и Антоний Оптинские. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления ).

Изменено пользователем Tatuana

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 05.07.2023 в 18:37, A Lost Sheep сказал:

 

Отче, вопрос по сегодняшнему Евангельскому чтению о вере.

 

"по вере вашей да будет вам." (Мат 9:29)

 

Не могу согласовать в себе... Можно ли в этом контексте думать о вере в спасение? Понятно, что спасение без перемены человека невозможно. Также понятно, что "вера без дел мертва". В сложной жизненной ситуации  вера в то, что Бог придет на помощь - тоже понятно. И т.д.

 

Или у человека есть только надежда на спасение, веры в то, что человек будет спасен не может быть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, *Владислав* сказал:

Или у человека есть только надежда на спасение, веры в то, что человек будет спасен не может быть?

Чем менее мы чувствуем себя достойными спасения, тем более достойны его. В то, что будешь спасён - это не дело веры, а дело надежды и смирения: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лк. 6:20)

 

Если Святые почитали себя недостойными спасения, то как мы можем верить, что будем точно спасены?

 

«Помню, однажды мы имели разговор о смирении, и один из именитых граждан города, слыша наши слова, что чем более кто-то приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивился и говорил: как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова? Я сказал ему: Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своем городе? Он отвечал: Считаю себя за великого и первого в городе. Говорю ему: Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там? Он отвечал: За последнего из тамошних вельмож. Если же, - говорю ему опять, - ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать? Там, - отвечал он, - буду считать себя за одного из простолюдинов. Если же, говорю, пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь себя считать? И он отвечал: Почти за нищего. Тогда я сказал ему: Вот так и святые: чем более они приближаются к Богу, тем более видят себя грешными (недостойными спасения)».

 

Когда святой Сисой Великий находился на смертном одре и лицо его просветилось как солнце, он просил еще времени на покаяние. Его спросили: «Неужели тебе еще надо каяться?!» И он ответил: «Не знаю, положил ли я и начало покаянию».

 

Св. Макарий Великий: "Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Можно верить в то, что Бог даст нам спасение по Своему обещанию

Спасибо. Понятно.

 

В этой связи, вспомнился царь Манассия, (как говорят худший царь во всей истории Израиля) которого  за свои злодеяния пленили и посадили в яму. А он, раскаявшись, начал буквально требовать от Бога, мол, вот я раскаялся, Ты же обещал, теперь спасай меня.)

И ведь Бог спас его и освободил из плена.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитва царя Манассии по силе покаяния даже вошла в чинопоследование великого повечерия. В те времена же жили пророки, наверняка они ему не раз возвещали покаяться от Бога. Вот он и покаялся, лучше поздно чем никогда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 24.07.2023 в 00:32, A Lost Sheep сказал:

 

Евангельское чтение прошлой недели:

 

"И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;" (Мат 14:20)

 

Отче, вопрос детский, наверное, извините, но задам, чтобы более не искушал.)

 

В проповеди про умножение хлебов священник сказал, что сходный пример Христос подал нам и во время Тайной Вечери:

"благословив, преломил" (Мф.26:26); "взяв чашу и благодарив, сказал... взяв хлеб и благодарив, преломил" (Лк.22:17-19).

 

Количество причастников на обычном приходе всегда в принципе известно. В кафедральном соборе во время исповеди в праздники замечаю иногда, что отцы ставят палочки, считают причастников. 

А есть святые места, где могут быть тысячи паломников, число причастников вряд ли возможно определить.

В этой связи и вопрос. Бывают ли такие случаи, или может быть вам известны такие, когда не всем причастникам хватит Святых Даров?

Это вопрос организационный (подсчет чисто математический), чудесный или совместный Божий и человеческий?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, *Владислав* сказал:

Бывают ли такие случаи, или может быть вам известны такие, когда не всем причастникам хватит Святых Даров?

Да, бывают. Во всяком случае, в Оптиной на моей памяти такое было пару раз, но последний раз очень давно. У нас вообще обычно стараются делать с большим запасом Дары. Количество причастников в какой-то степени можно оценить до службы по информации от исповедующих иеромонахов, они приходят в алтарь и предупреждают.

 

Бывает, что неожиданно приезжает несколько автобусов с паломниками, которые были на вечерней службе в другом месте где-то и уже исповедовались у своих отцов. Просто из ниоткуда появляется 200 причастников. Но ничего, обычно запаса хватает )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Братия и сестры, с радостью представляем вам мобильное приложение «Оптина пустынь»!

Это совместная разработка творческого объединения «Парсуна» и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Мобильное приложение предназначено для паломников и прихожан обители.

В ней представлены разделы:

— расписание и трансляции богослужений

— лента событий монастырской жизни
— оптинский православный календарь
— интерактивная карта
— виртуальный тур

— поминовения

Скачать для IOS: https://apps.apple.com/ru/app/optina/id6463244257

Скачать для Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.parsuna.optina

 

(Да, сейчас, пока в календаре работают даты, отмеченные в событиях и расписании богослужений. На втором этапе делаем Молитвослов и Оптинскую медиатеку (книги и видео/аудио), тогда все выстроится и календарь заработает полностью. Сам календарь находится в правом верхнем углу.)

https://t.me/Optina_monastery/4503

 

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос к батюшке о. Лост Шипу:

 

В письмах преп. Амвросия встретил такую фразу:

 

"Главные же и важнейшие заповеди закона Евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди."

 

Для меня было некоторым открытием, что преподобный различает понятия "судить" и "осуждать", более того, указывает, что "не судить" и "не осуждать" - это разные заповеди. Как правильно это понимать, и как правильно исполнять эти заповеди?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 часов назад, Юрий Кур сказал:

Как правильно это понимать

Преп. Амвросий тут практически дословно цитирует Евангелие от Луки. "Не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам" (Лк. 6, 37)

 

А про разницу между "судить" и "осуждать" есть в толкованиях на оптинском сайте, внизу в самом конце, от прот. И. Бухарева.

https://bible.optina.ru/new:lk:06:37

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 14.09.2023 в 06:56, A Lost Sheep сказал:

 

Я в последнее время много слушаю отца Даниила Сысоева; именно слушаю, потому что он почему-то лучше воспринимается на слух, чем в письменном виде. Очень он мне нравится. Многие его объяснения, мысли, высказывания, как у некоторых оптинских отцов - тоже, минуя голову, прямо в сердце попадают. Понимание от этого становится,  каким-то... объемным и многослойным.

Отче, вы как-то сказали, что о. Даниил бывает излишне категоричен, что вы имели в виду? И как вы вообще относитесь к его наследию и к нему. Вы же, возможно, были знакомы, он подвизался в молодости на восстановлении Оптиной пустыни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Отче, вы как-то сказали, что о. Даниил бывает излишне категоричен, что вы имели в виду? И как вы вообще относитесь к его наследию и к нему. Вы же, возможно, были знакомы, он подвизался в молодости на восстановлении Оптиной пустыни.

Да, были знакомы, хотя и не так близко, его отец о. Алексий Сысоев служил священником на подворье Оптиной пустыни в Ясенево. Там мы с о. Даниилом периодически общались.

 

К его наследию отношусь также положительно, много хороших миссионерских и богословских работ у него. А некоторая категоричность касалась острых вопросов последнего времени. Тогда в начале 2000-х очень многие священники относились слишком резко ко всяким бесовским вбросам. "Тайна беззакония" свое дело неустанно делает, и нам ее не остановить, нам надо фокусироваться на спасении.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 19.10.2023 в 19:11, A Lost Sheep сказал:

 

Вопрос про чтение Ветхого Завета.

 

С Евангелием и Апостолом понятно - нужно иметь правило читать их каждый день. Ветхий Завет целеноправленно от начала и до конца я прочитал один раз, и то не с первого раза, попытки с третьей. Потом лишь иногда читал отдельные главы, реже целые книги. В основном чтение Ветхого Завета носит спорадический или ситуационный характер. Либо при чтении происходит отсылка к какому-нибудь стиху, перечитываешь его в контексте с толкованиями, либо, как недавно здесь в одной теме читаешь какой-то объем необходимый для изучения или разговора.

 

Нужно ли вводить Ветхий Завет в правило, читать его в каком-то постоянном режиме? И если да, то в каком?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для справки.

Уже несколько лет существует группа во ВК "Библия за год". По благословению вел и, надеюсь, ведёт священник из Московской области. Удобно тем, что есть текстовый и аудио варианты. Ежедневно предлагается к ознакомлению 2 главы из книги Ветхого завета, глава из Евангелия, глава из Апостола. Ежемесячно выкладывается расписание.

Начинают 1-го сентября, заканчивают 31-го августа.  Помощь для занятых или недисциплинированных людей. ))

Вероятно, подобных групп немало. 

Прочитавшие полностью курс и желающие получить памятный значок о таком грандиозном событии в своей жизни, получают его по личному обращению. ))

Отец Олег Стеняев нередко говорит о чтении Ветхого Завета постами, особенно Великим. Некоторые христиане и даже приходы используют это благодатное время для непростого чтения книг Ветхого Завета.

***

Притчи и Премудрость Соломонова, Иов - скорее всего тоже предлагаются для частого чтения и изучения, благо издаются отдельными книгами. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, *Владислав* сказал:

Нужно ли вводить Ветхий Завет в правило, читать его в каком-то постоянном режиме? И если да, то в каком?

Нет, не нужно. По крайней мере, в келейное монашеское правило в Оптиной чтение Ветхого Завета не входит. Кроме Псалтири, разумеется, она стоит особняком.

 

Ветхий Завет новоначальным вообще не рекомендуется читать, так как он оперирует весьма туманными и прикровенными смыслами и прообразами. Не обладая нужным багажом знаний и духовного опыта, легко впасть в непонимание смысла этих событий. Ну, а в случае особого интереса, с благословения духовника, можно читать его периодически, желательно с толкованиями св. отцов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.10.2023 в 02:31, A Lost Sheep сказал:

 

Отче, пока штудировался вопрос о начале творения, просочилось одно сомнение.)

 

Я пощусь с 18.00 до 18.00 следующего дня. Некоторые современные отцы пишут, что правильно - сутки начинаются с вечера, но вот поститься нужно по астрономическим суткам. Т.е. с 0.00 часов по 0.00 часов. 

А как правильно? Или это не принципиально?

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, *Владислав* сказал:

А как правильно? Или это не принципиально?

Да по-моему, это не принципиально. Я лично пощусь по астрономическим суткам, потому что так просто удобнее. Ну, можно с духовником этот вопрос согласовать, если есть такая необходимость

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, *Владислав* сказал:

Я пощусь с 18.00 до 18.00 следующего дня

Впервые такое слышу. 

Т. е.  в среду и пятницу вечером уже можно скромное кушать после шести? (хоть после 6ти и в принципе вредно)) 

3 часа назад, *Владислав* сказал:

поститься нужно по астрономическим суткам. Т.е. с 0.00 часов по 0.00 часов. 

И такое тоже) 

Всегда думала, что например, со вторника 0.00 до утра четверга нужно поститься. 

И даже читала, или слышала от священников, что не до утра, а до окончания Литургии (по большим праздникам, например). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

по астрономическим суткам

Правда тогда пост всё равно по факту получается с вечера вторника до утра четверга — 1,5 суток.)

Но это тоже не плохо.)

3 минуты назад, ~ Весна ~ сказал:

Впервые такое слышу.

Я знаю, многие так.)

Главное, чтобы сутки получились.

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
38 минут назад, *Владислав* сказал:

Главное, чтобы сутки получились

Просто в пятницу вечером бывает трудновато поститься, после рабочей недели хочется подкрепиться) 

А так получается, в четверг до 18 поужинать и потом до 18ч пятницы воздерживаться от скоромного. Правильно вас поняла? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
33 минуты назад, ~ Весна ~ сказал:

в четверг до 18 поужинать и потом до 18ч пятницы воздерживаться от скоромного. Правильно вас поняла? 

В четверг вечером ужин уже постный, а в пятницу ужин скоромный. Как раз для вас удобно после трудной недели.)

 

Я, собственно, сам по этому режиму всего несколько лет живу. До этого все время жил по астрономическому, как-то исчисление суток с вечера мимо меня проходило долго. ) Кстати, здесь на форуме меня и просветили на этот счет.

 

Ну, а раз этот вопрос не принципиальный, подумаю, может быть опять перейду на астрономический режим.)

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос не принципиальный, как кому удобнее для духовной жизни, так и надо делать. С благословения духовника только. Да, и утром пост продолжается до конца литургии, есть такой благочестивый обычай, так это называется. Но могут быть и особые обстоятельства, болезнь, например. Некоторым людям жизненно необходимо утром пить лекарства и даже что-то съесть. И духовник может это благословить даже перед Причастием, все зависит от конкретной ситуации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О молчании...

 

"Сегодня день рождения у духовника Оптиной Пустыни архимандрита Антония (Гаврилова).

С отцом Антонием я впервые встретился ещё в 1989 году. Я поселился в недействующем храме Льва Катанского в скиту (там было мужское общежитие) и мне сказали в 6 утра быть готовым. Утром ко входу подошёл худой монах. Это и был отец Антоний.

Справа от скитского храма Иоанна Предтечи было решено выкопать колодец и этим мы и занялись. Меня в первый же день поразила самоуглубленность отца Антония. Работал он без единого перерыва и без единого слова. День наш выглядел так - в 6 утра мы приходили к яме, отец Антоний говорил: «Помолимся». Мы молились и начинали работать. В 16.45 он говорил «Помолимся». Мы молились и шли на службу. Все.

И так дней 10 подряд. 2 слова за день, ни одного перерыва. Только однажды у нас возникла пауза - надо было откачивать воду, а люди с насосом опаздывали. Мы уселись рядом на траву. Отец Антоний молча смотрел себе под ноги и вдруг сказал:

⁃ Сколько же на свете разных букашек.

И опять умолк. Это была единственная «посторонняя» фраза за все дни. Принесли насос, я начал качать воду, отец Антоний взялся за лопату… Меня ни разу за эти дни не потянуло о чем - то поговорить, задать какие то вопросы. Как в Евангелии от Иоанна «в тот день не спросите меня ни о чем». (Ин.16.23). Мне было все ясно, вопросы были не нужны, все было перед глазами - храм, лето, простое, понятное, нужное дело, короткие слова молитвы и монах - сосредоточенный, ушедший в себя, служащий Богу лопатой в руке, копающий колодец для Него, Ему приносящий все, что он может.

Эти 10 дней были для меня, пожалуй, лучшей школой труда в жизни, лучшей демонстрацией трудовой этики православного христианства. Труд в молчании, сосредоточении, молитве - и внезапное удивление разнообразию и красоте мира, который ты созидаешь своими руками.

Всякий раз, когда я бываю в Оптиной, я подхожу к отцу Антонию под благословение и вспоминаю те жаркие дни, скит и монаха в подряснике, с лопатой в руке и глубоким, сосредоточенным взглядом, созерцающим Главное."

Борис Якеменко 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...