Перейти к публикации
Таня С.Б.

Почему одиночество стало невыносимым? (о достижениях в жизни и надежде на лучшее)

Рекомендованные сообщения

Если человек причащается Святых Животворящих Тайн, принимает в себя Христа, то как может сказать, что он одинок? И если он один в своей вере среди родных, близких, знакомых гонителей веры, то оставив их по словам Христа - "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную", как может быть одинок? Человек никогда не бывает одинок. Даже когда он, по своему заблуждению, оставляет Бога, то Бог не оставляет и не оставит человека никогда и ни где. Во многих случаях одиночество от людей это награда Бога во спасение. Как можно сказать, что одиночество было не хорошо для Марии Египетской или для Серафима Саровского?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хотелось бы конечно, чтобы могилка ухоженная была. Но важнее слез на ней поминовение. И здесь не будет лишенным одинокий человек, т.к. существуют Вселенские родительские субботы, на которых поминаются все от века скончавшиеся православные христиане. И еще обычай проходя или проезжая  мимо кладбища осенить себя крестным знамением со словами: "Покой, Господи, души зде лежащих и повсюду православных христиан", - тоже поминовение. Это если сам не успел о себе позаботиться - сейчас строится много храмов, принимаются поминовения...Милостыни, добрые дела...Духовный отец - молитвенник перед Господом за своих чад...Если только сильно уж очень унывает душа...Тогда одиноким можно себя почувствовать и среди тысячи знакомых...Уныние - грех, его надо исповедовать...

 

Если же речь идет о неверующем человеке - не знаю, что сказать...Господь все равно любит и ждет каждую душу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть желание в старости жить одному от людей, что бы меньше отвлекаться от Бога на суету. В преклонные годы я уже вряд ли смогу быть кому либо в чём полезен, а скорее обузой могу оказаться. По этому сейчас и строю небольшой дом в деревне - на самом краю, последний по улице, в безлюдном месте. Монах из меня будет бесам на смех - немощен я такому служению, только монастырь собою пачкать буду. А вот просто в относительном одиночестве. в виде отдаления от людей, может и дерзну поселиться, если на то воля Божья будет. Вот Фёдор Конюхов в океане наедине с Богом. Недавно смотрел (есть в Ютубе) фильм - рассказ Сильвена Тессона "Байкал. 180 дней одиночества". Там Сильвен сам себя снимал как он один прожил 180 дней в глухой тайге на берегу Байкала в охотничьем домике в очень большом удалении от людей, с целью познать себя. Конечно там и не совсем приятные события существуют - например, что он с собою водки много набрал и пил там периодически..., но в целом фильм очень интересный - рассуждения, выводы человека в одиночестве от людей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Карл Густав Юнг утверждал: "Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным или сокровенным." Из этого можно сделать вывод, что одиночество не возможно если душа имеет навык общения с Богом в мире с Ним.

 

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слаба вера и почти 15 лет, мягко говоря, порочной жизни за плечами... Последствие в виде одиночества - прямое следствие тому. Одиночество далеко не всегда может быть полезным, оно мучительно. Мучительно ещё и потому, что когда появилась реальная возможность изменить образ своей жизни, начать жить по-человечески, встретившись с потрясающей девушкой, оказался её недостойным и оставленным.

Конечно, Господь для чего-то поставил меня в такие условия, но лишиться возможности изливать своё сердечное намерение - это мука! Быть одиноким, когда мог любить и быть рядом - обжигающая сердце тоска. А чего стоит осознание того, что время потеряно навсегда и назад пути нет? Нет возможности изменить прошедшие 15 лет, нет возможности вернуться хотя бы на год назад. Ошибки сделаны, грехи совершены. Господь простит и помилует, но о содеянном остаётся только сожалеть, возможно - всю оставшуюся жизнь. 
Господь рядом - бесспорно. Но ведь и Господь сказал: "плохо человеку быть одному", имея ввиду для человека необходимость нахождения лица ему подобного.
  

Изменено пользователем Aleksey

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рано или поздно человек искренне живущий христианской жизнью придет к однозначному выводу, что по настоящему живешь, только когда с Богом и эту связь, это единение и общение ничто и никогда не сможет заменить, все будет блеклым и малоценным, более того, лишающим человека Бога и общения с Ним. И напротив, общение с Богом придает смысл и наполненность радостью и пользой всему происходящему в жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На самом деле людей, потерявших надежду не так уж и много, и все они видны, как на ладони. Большинство же людей всё ещё на что то надеются, на что то лучшее что ли. Меня вот помню раньше тоже мучило одиночество, но как только я пришёл к вере в Бога, оно постепенно оставило меня. Вот уже лет двадцать хочу пожить один, да вот промысел Божий похоже считает, что я ещё к этому не готов. 

Старец Нектарий Оптинский говорил:" жизнь человека на земле есть послушание Богу. В послушании нужно разумение и достоинство, иначе может выйти большая поломка в жизни. Без послушания человека охватывает порыв и как бы жар, а потом бывает расслабление, охлаждение и окоченение, и человек не может двинуться дальше.  А в послушании сначала трудно - всё время точка и запятая, точка и запятая, а потом сглаживаются все препинания.".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот читаешь все эти словоизлияния и понимаешь легко говорить тем кто в своей жизни не одинок по-настоящему.  Одно и  тоже-можно выразить в двух словах-ты не одинок а с Богом.  Ну тогда встречный вопрос - а зачем тогда люди женятся или выходят замуж. Зачем? Если они могут быть только с Господом. Тогда никто не нужен, однако все кругом с семьями.  Вот Николай правильно написал- тогда сглаживаются все препинания , Бог помогает , когда человек в послушании у Бога ,смирившись со своей участью. Да трудно ,конечно, в начале. Но Николай вы такого устроения. Не все ж так. Но всё равно вдвоём легче проходить жизненный путь. Что бы не говорили пишущие здесь. Конечно где найти хорошего человека -это проблема. От себя хочу добавить: Татьяна вы молодец вы даже не понимаете насколько были целеустремлённые и столько достигли на работе я и в половину не сделала. Не теряйте надежду и Господь не посрамит уповающих на него. А квартира это не  главное в жизни. Всё устроится к лучшему. Успехов вам!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

К сожалению, женятся и выходят замуж, чаще всего по страстям, да и без веры и Бога не будет счастья  в семье, да и вообще в жизни. Одиночество, само по себе, есть болевой синдром души без Бога, который исцеляется покаянием и благодатью Божией. Это известно не в теории.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слаба вера и почти 15 лет, мягко говоря, порочной жизни за плечами... Последствие в виде одиночества - прямое следствие тому. Одиночество далеко не всегда может быть полезным, оно мучительно. Мучительно ещё и потому, что когда появилась реальная возможность изменить образ своей жизни, начать жить по-человечески, встретившись с потрясающей девушкой, оказался её недостойным и оставленным.

Конечно, Господь для чего-то поставил меня в такие условия, но лишиться возможности изливать своё сердечное намерение - это мука! Быть одиноким, когда мог любить и быть рядом - обжигающая сердце тоска. А чего стоит осознание того, что время потеряно навсегда и назад пути нет? Нет возможности изменить прошедшие 15 лет, нет возможности вернуться хотя бы на год назад. Ошибки сделаны, грехи совершены. Господь простит и помилует, но о содеянном остаётся только сожалеть, возможно - всю оставшуюся жизнь. 

Господь рядом - бесспорно. Но ведь и Господь сказал: "плохо человеку быть одному", имея ввиду для человека необходимость нахождения лица ему подобного.

Алексей, к сожалению, не Бог ставит нас в какие-то условия, а мы сами каждую минуту выбираем как поступить: по Его воле или своей, и как правило выбираем свою, порочную. Он всегда рядом, даже когда мы всё делаем по своему, ошибаемся, падаем, оставляем Его, Он не оставляет нас. Господь действительно прощает всё, и чем больше Он нам прощает, тем больше мы Его любим. Не рвите себе сердце, не болейте так прошлым, тем более об исповеданном прошлом. Ищите Его всем сердцем, всею душою, Бог милостив, пошлёт и вам если полезно, и когда полезно вторю половинку, не сожалейте о том что было, ведь именно вся эта ситуация подготовила вас ко встрече с Богом, а важнее этой встречи нет ничего в этой жизни.

Если мы перед кем-то видим своё недостоинство, то перед Богом-то мы каковы? Сконцентрируйтесь на этом и попробуйте благодарить Его за всё, просто попробуйте, пусть машинально, просто словами для начала, с болью в сердце, но благодарите, и помните, что Он любит нас какими бы мы не были.

Изменено пользователем Anastasia Hairova

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Карл Густав Юнг утверждал: "Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным или сокровенным." Из этого можно сделать вывод, что одиночество не возможно если душа имеет навык общения с Богом в мире с Ним.

Карл Гюстав Юнг ученик Фрейда, Фрейд основоположник психоанализа. Глубинные психотехники не приветствуются Церковью. И вспомните как закончил свою жизнь Фрейд. Карл Юнг не сказал об общении с Богом, он сказал совсем об ином. Хорошо будет, если не будет цитироваться Фрейд. Да и Юнгу здесь наверное не место. Простите меня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Карл Гюстав Юнг ученик Фрейда, Фрейд основоположник психоанализа. Глубинные психотехники не приветствуются Церковью. И вспомните как закончил свою жизнь Фрейд. Карл Юнг не сказал об общении с Богом, он сказал совсем об ином. Хорошо будет, если не будет цитироваться Фрейд. Да и Юнгу здесь наверное не место. Простите меня.

Возможно Юнгу здесь не место, но его высказывание - яркая иллюстрация тех заблуждений, которые дезориентируют человека. А православный взгляд позволяет  признать и опытно познать как и с Кем правильно и полезно делиться существенным и сокровенным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У меня похожая ситуация, но, мы с мужем прожили 30 лет, жили плохо, гордыня, раздражения, а потом он встретил другую, догадывалась, терпела, а потом вдруг так ясно поняла, что нельзя лишать человека счастья, он не хотел уходить, но меня просто какая то сила тащила на развод, спустя две недели после развода он уже привел ее в дом родителей. Я же пытаюсь до сих пор понять, правильно ли я поступила...через некоторое время мне встретился человек, о котором я молилась, вдовец, и три месяца, что мы прожили с ним были просто сказкой, потом запой, и та же история, сейчас одна, и думаю вряд ли смогу кому то поверить, Слава Богу за все!!! А вот понять на что была Воля Божья-так и не получается

Очень прискорбно читать эти строки. И читать нравоучения уже ни к чему, когда совершено то, что совершено. И все же, хочется на будущее предостеречь горячных, готовых отпускать на волю своих мужей, якобы за счастьем... Общайтесь больше со священниками на данную тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Возможно Юнгу здесь не место, но его высказывание - яркая иллюстрация тех заблуждений, которые дезориентируют человека. А православный взгляд позволяет  признать и опытно познать как и с Кем правильно и полезно делиться существенным и сокровенным.

Вот почему я забросила свою специальность, да все потому, что психологов так и тянет поговорить на тему сублимации, хоть и косвенным образом и "гнут свое".Выбор придется делать все равно. Не сможете служить двум господам, рано или поздно это поймете. Православные психологи, да, есть единицы... они очень осторожны в выкладке информации. Мне богословов сейчас хватает вполне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Не сможете служить двум господам, рано или поздно это поймете.

 

Не удивляйтесь, но я это понял давно. Возможно, Вы просто не поняли, что я имел в виду, но одно могу сказать точно, что не предлагаю Юнга и подобных как авторитетов, напротив, желаю чтобы люди знали, о их заблуждениях ине заблуждались подобным образом. И еще одно, Вы на форуме человек новый, видимо поэтому Ваши сообщения так категоричны?

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Aleksey

 

Пока человек жив, все еще возможно. Сколько Вам лет, что Вы так рассуждаете? 70-80?

Возможно сейчас где-то одинокая женщина сидит и думает так же как Вы об одиночестве. И ждет Вас. А Вы тут унываете, в то время как могли бы сделать кого-то счастливым. Что толку жалеть о не сбывшемся? Живите здесь и сейчас. Господь может все управить, если обратиться к нему с искренней молитвой. Не все люди могут жить без брака и если Вам это не по силам, то молитесь и не отчаивайтесь, Господь все устроит. А может быть Вы поймете, что можете один и брак - это не Ваш путь. Кто знает...

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не удивляйтесь, но я это понял давно. Возможно Вы просто не поняли, что я имел в виду, но одно могу сказать точно, что не предлагаю Юнга и подобных как авторитетов, напротив, желаю чтобы люди знали, о их заблуждениях ине заблуждались подобным образом. И еще одно, Вы на форуме человек новый, видимо поэтому Ваши сообщения так категоричны?

Да, есть некоторая категоричность, а иначе - "правдорубство", что не облегчает моего существования. Это верно. И почему-то подумала о том, что сейчас напишите о том, что... человек я новый, даже могу понять вас и нисколько не хотела умалить вашего авторитета здесь. Но ваши дальнейшие объяснения вами сказанного, заводят меня в тупик и я перестаю понимать то, что вы хотели все же сказать. То ли то, что изначально было, то ли то, что вы не это хотели вовсе сказать, то ли выкрутились ... то ли это, то ли то. Да, странно. Хотя, мне и понравилось что-то из сказанного вами, но вдруг почитав еще одного человека, информацию которого не воспринимала совсем, вдруг читаю от него очень глубокие высказывания, хоть он и не специалист и просто верующий без приставок "пси"... А давайте, действительно не будем торопиться с высказываниями. Я вас услышала - немного понаблюдаю и помолчу. Простите меня за мою категоричность... Но мы все такие разные. Я еще добрая и сочувствующая :) (очень на это надеюсь).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мы сами себя делаем одинокими, кроме себя никого не видим, меняться не хотим и ничего не делаем для нашего духовного роста, это я о себе. У меня семья, но нет детей, тоже одиночество, но Бог дал мне служение, одно из них дети-инвалиды, я перестала чувствовать одиночество, иногда хочеться забиться в угол и никого не видеть, посидеть в тишине и одной. И как-бы не звучало это просто, но если Бог с тобой,то ты не одинок!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, есть некоторая категоричность, а иначе - "правдорубство", что не облегчает моего существования. Это верно. И почему-то подумала о том, что сейчас напишите о том, что... человек я новый, даже могу понять вас и нисколько не хотела умалить вашего авторитета здесь. Но ваши дальнейшие объяснения вами сказанного, заводят меня в тупик и я перестаю понимать то, что вы хотели все же сказать. То ли то, что изначально было, то ли то, что вы не это хотели вовсе сказать, то ли выкрутились ... то ли это, то ли то. Да, странно. Хотя, мне и понравилось что-то из сказанного вами, но вдруг почитав еще одного человека, информацию которого не воспринимала совсем, вдруг читаю от него очень глубокие высказывания, хоть он и не специалист и просто верующий без приставок "пси"... А давайте, действительно не будем торопиться с высказываниями. Я вас услышала - немного понаблюдаю и помолчу. Простите меня за мою категоричность... Но мы все такие разные. Я еще добрая и сочувствующая :) (очень на это надеюсь).

Это уже не в тему, Криста, по тому будем считать, что мы просто друг друга не понимаем, а я, действительно, выкрутился.  А по теме скажу, еще раз, что счастье не возможно без Бога и сердца ему посвященного(без пафоса), и одиночество, даже в толпе почитателей и в среде родных - норма, если сердце и душа не исцелены (уязвленны) любовью Божией и любовью к Богу.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это уже не в тему, Криста, по тому будем считать, что мы просто друг друга не понимаем, а я, действительно, выкрутился.  А по теме скажу, еще раз, что счастье не возможно без Бога и сердца ему посвященного(без пафоса), и одиночество, даже в толпе почитателей и в среде родных - норма, если сердце и душа не исцелены (уязвленны) любовью Божией и любовью к Богу.

А это уже понятней :) вот и обошлись без высказываний психоаналитиков. Спаси Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

. Я еще добрая и сочувствующая :) (очень на это надеюсь).

Да, конечно, ведь покровительствовать всегда проще, чем послушаться.)

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

К сожалению, женятся и выходят замуж, чаще всего по страстям, да и без веры и Бога не будет счастья  в семье, да и вообще в жизни. Одиночество, само по себе, есть болевой синдром души без Бога, который исцеляется покаянием и благодатью Божией. Это известно не в теории.

Ну есть и не по страстям а по православному. Они вместе и с Богом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну есть и не по страстям а по православному. Они вместе и с Богом.

Вот и слава Богу, значит в таких семьях одиночества не будет..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если брать ситуацию в целом"не расчленять" личность на составляющие, как иногда разбивается текст на отдельные фразы и даются комментарии к каждой фразе - так будет куда понятней всем и честней по отношению к оппоненту. Храни вас Бог!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: olga-u
      На дитя человеческое, приходящее в этот мир, негласно возлагается тяжкое испытание. Никто ничего не говорит ему об этом; он должен сам пережить ситуацию, осмыслить ее и справиться с нею. Часто проходит слишком много времени, пока это произойдет; часто понимание приходит слишком поздно, и тогда человек становится беспомощным и потерянным.
      Задача гласит: по своему основополагающему принципу существования ты, как все люди, одинок в мире; ты должен понять это одиночество, принять его, подружиться с ним и духовно преодолеть его; оно ведь останется с тобою до конца дней твоих, но твой характер обретет благодаря ему силу, достоинство и доброту.
      Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха; одиноким покидает он этот мир с последним вздохом, стараясь произнести слово. Как много порою делается для него вокруг; а он так и остается отшельником, заключенным в камеру своего тела. Того, что он за всю свою жизнь в этой камере ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет, о чем думает — никто не сможет пережить так, как он; все, что он в своем одиночестве избирает, решает, исполняет, жертвенно осуществляет, переживает и выносит в бессоннице, в болезни, в заботах, в неудаче, в отчаянии — знает он один. Всякое значительное событие в жизни, от первой любви до смерти своих родителей, всякое важное решение, всякая возлагаемая на него ответственность, всякая великая боль и скорбь — дают ему ощутить свое одиночество. Лишь очень немногим пришлось пережить предельное одиночество в величайшей нужде — в бушующем море, в безмолвных горах, в забвении вчерашнего поля боя, в тюремной камере, — чтобы постичь свое душевное и духовное одиночество.
      Это пожизненное одиночество — тяжкое бремя. Но оно одновременно и великое благо.
      Когда человек осознает свое одиночество, он вопрошает: «Кто поможет мне?» И ответ гласит: «Я сам должен помочь себе»... И заложен первый камень характера. А еще ответ гласит: «Господь в небесах поможет мне тем вернее, чем преданнее ему буду я»... И заложен основополагающий камень живой веры. В одиночестве человек находит самого себя, силу своего характера и святой источник жизни.
      Когда же человек постигает чужое одиночество, а именно то, что каждый существует, замкнувшись в себе, и пока не постиг бремени и благо одиночества, это — сострадание и любовь, которые овладевают им: сострадание к слабому, любовь к сильному. Тогда он говорит: «Я помогу им! Братья, я помогу вам — поскольку вы одиноки, а я знаю тягость и выкрутасы одиночества». Сам находясь в одиночестве, человек находит своего одиноко страдающего брата и помогает ему. И как раз тут — зарождение духовной любви, братства и истинного единения чувств.
      Нам не дано избавиться от одиночества. Но все мы призваны достойно и с верою каждый нести свое одиночество; и, любя и помогая, делать чужое одиночество сносным, достойным и духовным.
      В этом — утешение. Так и только так сможем мы преодолеть одиночество, мы, одинокие дети человеческие, взирая ввысь и с любовью помогая друг другу.
       
      Ильин Иван Александрович (1882-1954) – русский религиозный мыслитель.
      Из книги «Я вглядываюсь в жизнь»
    • Автор: OptinaRU
      Москва, 7 января. Отвечая на вопросы в рамках Рождественского интервью на телеканал «Россия-1», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что главной причиной одиночества является самоизоляция и отсутствие рядом близкого человека.
       
      «Вот когда смотришь на эти огромные жилые дома города Москвы, на эти огоньки в квартирах, и когда сознаешь, что каждый огонек — отдельный мир, не связанный с огоньком рядом, — это полная изоляция, отсутствие того, что такое общинная жизнь, как это, допустим, было в той же самой России в XX веке, то вот и задаешь себе вопрос — а как же люди живут вот в этих условиях, если нет семьи?» — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
       
      По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, чтобы избавиться от одиночества необходимо осознать, как много людей вокруг нуждаются в заботе, общении и внимании.
       
      «Я люблю посещать именно на Рождество, на Пасху престарелых, одиноких, инвалидов, и иногда меня спрашивают: ну, может быть, так вот посетили один раз, и достаточно. Я туда еду не для того, чтобы по телевизору показали, у меня есть внутренняя потребность. Я оттуда, из этих домов выхожу другим. Я чувствую, как у меня на душе стало светлее. Это почти то же самое, что ты испытываешь после богослужения. Ведь верующие люди знают, что из церкви выходят с легким сердцем», — сказал Предстоятель.
       
      Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что за один такой визит можно обрести и друзей, и близких, и предмет своей заботы.
    • Автор: О_К (fakel)
      http://www.pravmir.ru/odinochestvo-v-tolpe/
       
      Одиночество в толпе
       
      20 июня, 2012
      No Related Post

       
      Мониторинг СМИ
       
       

       
       
      Источник: Портал "Православие в Украине"
       
       
      Из жизни неофитов
      «Удалил еси от мене друга и искренняго,
      и знаемых моих от страстей».
      Пс.87
      Это начинается незаметно. И, наверное, у всех по-разному. Но для каждого, кто в достаточно взрослом возрасте пришел в Церковь, наступает время, когда он всем своим существом понимает: жизнь его необратимо изменилась.
      На разных языках
      Эти крошечные шаги к вере, дающиеся многими, в большинстве своем, тщетными усилиями, принципиально меняют систему координат личности. И совершенно не специально жизненные приоритеты вдруг оказываются расставленными таким образом, что приходится признаться самому себе: это и есть социальное одиночество.
      И чем радостнее и напряженнее начинает жить дух человека, тем ощутимее и нагляднее граница, барьер, стена, пропасть между ним и жизнью вовне. Обычной жизнью, другими людьми. Проявляется это во всех аспектах реальности бытия, точнее, все в меньшей совместимости с этой реальностью. На близких и дальних кругах человеческой общности возникают сбои, которые сложно исправить, образуются пустоты, которые невозможно восполнить адекватно. До сведенных скул накрывает понимание: мир и ты говорите на разных языках.
      Хлопотно и неизбежно
      И, конечно же, первый и главный сбой происходит в семье, если она привыкла жить без Бога. Чтобы верить своей неокрепшей сутью в обстановке неприятия и отчужденности родных и близких к этой вере, нужно много мужества и любви. А человек слаб. А для борьбы – лишь свое сердце. И нет в ней перерывов. И чем жестче семейный прессинг, тем острее понимаешь, как ты не прав в частностях, как мало в тебе любви, по большому счету.
      Впрочем, у всех действительно по-разному. И для многих воцерковление становится, по сути, рождением новой семьи. Сложившиеся отношения меняются исподволь, но в них ощутимо больше становится милосердия, терпения, уважения и любви, которая «не ищет своего». Но тогда уже вся семья проходит переориентацию в социуме, а это и больно, и хлопотно, и неизбежно.
      В другом измерении
      Ведь и для дружбы, даже самой устоявшейся и проверенной, тоже наступает время испытаний.
      Вроде бы все, как и раньше – честно, искренне, самоотверженно. Но близость и понимание перестают быть само собой разумеющимися, как только, прямо или косвенно, проявляется твоя приверженность Православию. Напряжение может возникнуть из-за любого пустяка: нельзя, потому что пост, не пойду туда-то, потому что иду в церковь.
      Это тебе нельзя, это ты не пойдешь, а они сами за себя решают. Но в том-то и дело, что образ жизни у вас уже кардинально разный, интересы расходятся принципиально, точки зрения не совпадают в самом главном.
      Да, каждый оставляет за другим свободу мнений и поступков, но в этой свободе уже нет легкой необусловленности. Как и нет необходимой, как воздух, полноты. Полушутя поставят друзья диагноз «совсем свихнулся со своими попами» и будут дальше поддерживать отношения. И вот, между всяким и разным – привычным и приемлемым, они терпеливо сносят твои советы пойти в храм, честно слушают, в твоем пересказе, притчи из Евангелия или истории из церковной жизни. И отмежевываются. А ты – не лезь.
      А тебе не все равно, что дети их некрещеные, что родителей своих они хоронят без священника, что живут твои друзья без покаяния и причастия, как на другой планете, в другом измерении. Вернее, они-то как раз здесь, на земле. Это ты для них вдруг стал «не от мира сего». Эх, кабы действительно так! И можешь только молиться. Как можешь.
      Прямо и конкретно
      С просто знакомыми, мало и совсем не знаемыми – и проще, и сложнее. Проще, потому что они дальше, сложнее из-за того, что их много и они везде. Проблемы несоответствия не возникают остро, не порождают конфликтов, но ощущаются постоянно – как пропасть. Едешь, к примеру, в трамвае, на храм перекрестишься – воздух, будто загустел. Явно не рассматривают, но принципиальное отличие от всех остальных пассажиров наглядно. И редко, и радостно бывает, когда крестным знаменем осеняют себя в общественном транспорте двое или трое. Но это – уже совсем другая история. Евангельская.
      А потребность свидетельства своей принадлежности к Церкви Христовой уже присутствует постоянно. В том числе и на людях – среди многих безразличных и равнодушных. К вопросам веры, но не к человеческим проявлениям. А ведь и в гости ходим, и в ресторанах кушаем, и работаем, как правило, в коллективах, где не принято быть, вот так вот, прямо и конкретно, православными.
      Согласитесь, не приятно, когда в пятницу, по хорошему поводу, нарезали дружненько колбасу, мясо и прочее, водку открыли и только выпили-закусили – входит этот, постящийся. Говорит радостные слова, поздравляет, к компании присоединяется. Ан, нет – другой он, не разделяет. И поди, докажи, что ты не осуждаешь их, а жалеешь. И понимаешь их очень даже хорошо – сам так жил. И что тебе даже стыдно, будто твои коллеги тебя за кого-то другого принимают. Ведь не расскажешь им, как правило утреннее скорым махом читал, как злился на ребенка за медлительность, как матери надерзил – и прочее, и прочее…
      Стать ближе
      Много и многим теперь не расскажешь. Потому что не хочется. Или не можется. «Разговаривающим в храме посылаются многие скорби» — так ты туда не с людьми говорить ходишь. Хорошо, если церковная община небольшая и дружная, и удается как-то прижиться с новыми людьми. А если нет? Тогда, вместо обсуждений в курилке всякого разного «со своими в доску», общение с социумом вербализируется в «спаси Господи!» с людьми, которых и имена-то не всегда знаешь.
      Да, все мы сестры и братья во Христе, да, мы читаем те же каноны и псалмы, мы вместе молимся и едины в своем стремлении к Богу. Но как же мы одиноки в своей невозможности стать ближе друг другу в простой, обычной, человеческой любви. Само собой разумеющейся, ни к чему не обязывающей конкретно и обязывающей к самому главному: возлюбить ближнего своего, как себя самого.
      А ведь уже знаешь, что говорил преподобный авва Дорофей: «Чем ближе люди к Богу, тем ближе они между собой». Сравнивая мир с кругом, в центре которого находится Бог, а «прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой», преподобный пояснял: «Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
      Форма и сущность
      Но иногда после Литургии идешь и думаешь, сколько же людей уходит из храма в свое личное социальное одиночество. Потому что уже на своем куцем опыте догадываешься, что чем больше в человеке Бога, тем слабее связь с людьми. Формальная, социально сущностная. Та, которая обязана выражаться в ожидаемых поступках и реакциях, чтобы быть удовлетворительной. А этого уже нет и не может быть.
      Ты уже не можешь поддерживать большинство общих тем, у тебя нет своего мнения по самым расхожим поводам. Тебе не нужны всякие сериалы, реалити-шоу и прочие наполнители жизни масс, которую и культивируют усиленно масс-медиа. Самые сенсационные новости не задевают, становятся второстепенными, проскальзывают мимо. Громкие истории с наиболее публичными персоналиями тебя абсолютно не касаются. Что, собственно, так и есть. Иллюзия причастности, на которую и цепляет своих потребителей индустрия развлечений, больше не действует. И ты все меньше знаешь о той жизни, которой живет большинство ближних. С тобой говорить не о чем! А у тебя все меньше потребность в словах – пустых и ненужных. Ты все больше живешь внутри себя, по-другому.
      Монах отвергает мирскую жизнь ради Господа, но ты-то не монах. На монашество и кишка тонка, и вера мелкая. А потому, вроде бы, жить надо хоть в каком-то ладу с обществом и его социальными нагромождениями. Но почему-то именно это «надо» становится все менее интересным и значимым.
      Марина Богданова


×
×
  • Создать...