Jump to content
АндрейВ.Х.

Патриарх Варфоломей и "украинский вопрос"

Recommended Posts

Публицист, православный миссионер Сергей Худиев (отчество не знаю, т.к. нигде, даже на православных сайтах, его уже не пишут)

Разрыв с Константинополем: Любовь не радуется неправде

""Разрыв евхаристического общения с Константинополем был всеми принят с той же глубокой болью, с какой он был провозглашен. Но некоторыми – еще с протестами и несогласием. 

 

Скрытый текст

Для кого-то оно действительно означает тяжелый выбор – когда люди живут где-нибудь в Западной Европе, и ближайшие православные храмы находятся именно в подчинении Константинопольскому Патриархату, или когда члены одной и той же семьи принадлежат к разным юрисдикциям. Это бывает не часто – но редкость таких случаев не уменьшает их трагичности. Люди действительно оказались в очень тяжелом положении, и я ни в коем случае не собираюсь преуменьшать глубокую огорчительность этой ситуации. 

Но чаще всего это решение публично критикуют – и заявляют о своем намерении его не исполнять – люди, которым храм Константинопольского патриархата пришлось бы специально долго искать, и для которых эта ситуация – просто повод публично обозначить свою позицию. Они не будут слушаться священноначалия в этом вопросе. 

И первое, что они говорят – то, что разрыв евхаристического общения есть грех против христианской любви. Что же, это зависит от контекста. 

Христианам всегда следует поступать из любви. И Патриарх Варфоломей, и мирские политики, волю которых он исполняет, и ультрапатриоты, приветствующие действия Варфоломея криками «Слава Нации – смерть ворогам!» – все они люди, созданные по образу Божию, искупленные драгоценной кровью Христовой, блага и вечного спасения которых ищет Бог – и должны искать мы. 

При этом следует избежать одной очень простой ошибки – настолько простой, что она становится очевидной, как только мы назовем ее вслух. Любовь не означет, что мы всегда говорим «да». Манипуляторы – и в мирском, и в религиозном контексте – делают вид, что любовь всегда означает согласие, и если вы не соглашаетесь, то вы злой, не любящий человек. 

Чаще всего речь идет о чем-то не очень серьезном – о деньгах. Так недугующий пьянством человек, узнав в вас верующего, просит у вас денег на выпивку – вам же Христос велел давать! 

Но забота о подлинном благе человека может требовать другого – сказать «нет». Мы, увы, живем в падшем мире, где люди часто действуют против своего блага – и блага других. Человек, просящий у вас денег на бутылку – как и человек, кричащий «смерть ворогам» – не находятся на пути в рай. Было бы просто бессовестно поощрять их и дальше идти туда, куда они идут. Именно потому, что Бог их любит – и Христос взошел на Голгофу именно затем, чтобы они не дошли туда, куда они, увы, направляются сейчас. Мы, как верные христиане, должны увещевать их обратиться на путь спасения. 

Конечно, упорный грешник, какому бы греху он бы ни был привержен, встретит такие увещевания с негодованием и обидой. Он даже встретит с негодованием отказ поддержать его в его устремлениях. 

Но в некоторых (и довольно многих) случаях любовь должна говорить «нет». Когда воплощенная Любовь и Истина ходила по земле, из ее уст исходили, в том числе, и довольно резкие и пугающие слова – в частности, о том, что некоторые услышат окончательное «нет», «отойдите от Меня, я никогда не знал вас» на последнем Суде. 

Когда воплощенная Любовь и Истина ходила по земле, из ее уст исходили, в том числе, и довольно резкие и пугающие слова – в частности, о том, что некоторые услышат окончательное «нет», «отойдите от Меня, я никогда не знал вас» на последнем Суде. 

У человека есть свободный выбор – и, будучи грешными людьми, мы часто выбираем неправильно – на беду себе и другим. В этой ситуации те, кто нас любит, будут нас обличать и увещевать. Как и мы должны обличать и увещевать других. 

И вот отказ от общения – это форма увещевания. 

Это мера, предусмотренная уже в Новом Завете. «Да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:17), «с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5:11), «извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5:13). 

Конечно, можно спорить о том, уместна ли такая мера в текущей ситуации, но то, что сама мера имеет библейские основания и глубоко укоренена в Священном Предании, достаточно очевидно. Разрыв общения может быть богоугодным делом и проявлением любви, проявлением заботы о Церкви – и о тех, с кем прерывается общение, поскольку они призываются к покаянию. 

Многие обращают внимание на то, что Константинопольский Патриархат, со своей стороны, прерывать общение не стал, и сохраняет позволение мирянам Московского патриархата причащаться в своих храмах, что, со стороны, ставят ему в заслугу. И действительно, совне это выглядит очень мило. 

Но это всегда так. Сторона, вносящая изменения, всегда ведет себя гораздо более «щедро» и «открыто», чем сторона, которая держится прежней веры. Это очень бросается в глаза, когда мы рассматриваем историю взаимоотношений между либералами и консерваторами в протестантском мире. Либералы, например, говорят: «мы больше не верим в Непорочное Зачатие... но мы славные, открытые ребята, – если вы хотите и дальше в него верить, мы не против поддерживать с вами общение». Консерваторы им отвечают: «нет, для нас Непорочное Зачатие –принципиальный элемент нашей веры, мы не можем признать вас за своих, если вы его отвергаете». Та же история с женским «епископатом» или «однополыми венчаниями» – либералы добродушно готовы поддерживать общение с теми, кто придерживается традиционных взглядов на вопрос, консерваторы говорят «нет, мы не можем разделять чашу с вами». 

Со стороны людей, которым, в общем-то, и дела нет ни до догматов, ни до заповедей, либералы выглядят добрыми, открытыми, милыми людьми, которые являют христианскую любовь, – а вот те, кто держатся прежней веры, выступают неприятными злыднями, которые отвергают протянутую им руку дружбы. Но верующие люди понимают, что если они примут эту руку, они станут на путь разрушения своей веры. 

Конечно, изменения, вносимые Константинополем, пока не касаются тех фундаментальных догматов, которые разрушены в западном либеральном христианстве. Пока можно говорить лишь об отдельных признаках движения в том же, либеральном направлении. Это и пример ведущего богослова Константинополя митрополита Каллиста Уэра, который поддержал «однополые браки», и пересмотр канонов, запрещающих второбрачие священников и прочее. Но главная проблема в другом – в притязаниях Константинополя на первенство. Причем на фоне ситуации, когда он использует уже имеющиеся у него возможности для того, чтобы присоединиться к светским властям в их нападках на Украинскую Православную Церковь. 

Признать эти притязания – значит произвести тяжелые разрушения во всем устроении Православной Церкви. Это значило бы признать законность власти над Церковью грубого и капризного диктатора, который, в свою очередь, находится под сильным влиянием внешних по отношению к Церкви политических сил. 

Можем ли мы говорить о Патриархе Варфоломее так резко? Увы, да. Когда он сначала признает митрополита Онуфрия каноническим главой Украинской Церкви, а Филарета почитает раскольником, а после просьб светских политиков, украинских и американских, меняет свою позицию на противоположную, это никак не может быть актом пастырского правосудия согласно канонам. Это непредсказуемый каприз человека, на слово которого нельзя полагаться. Должны ли мы отдать всю Церковь в подчинение ему? О чем еще его могут попросить светские политики? 

Но прислушаемся к его собственным словам: 

«Нравится или нет нашим русским братьям, рано или поздно они будут следовать решениям, которые принял Вселенский Патриарх, потому что у них нет другого выбора... наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского Патриархата и нашей нации в Православии». 

Конечно, и весь мир, и славяне в особенности, многим обязаны грекам – и мы с глубокой благодарностью помним, что само Православие пришло к нам из грекоязычной Восточной Римской Империи. Но означает ли это первенство греков как этнической группы? Якуты, например, приняли Православие от русских – претендуют ли русские православные по этому поводу на «первенство своей нации» над якутами? Нет, конечно, и это было бы вопиющей, антибиблейской нелепостью – «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). 

Должны ли мы признавать власть над всей Церковью человека с такими странными взглядами? 

Не секрет ни для кого, что вся кампания по созданию автокефалии направлена против Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием. Президент Порошенко называет Церковь и «щупальцами врага», которые «надо обрубить», и «пятой колонной», и вообще язык ненависти со стороны властей в отношении Церкви для всех очевиден – как очевидна и перспектива отъема у нее важнейших монастырей и храмов. И здесь Патриарх Варфоломей выступает против Церкви – и на стороне ее мирских гонителей. 

Должны ли мы оказать ему христианскую любовь? Несомненно. Но по отношению к человеку, который ведет себя неправильно, и причиняет великий вред Церкви, и собственной душе, эта любовь должна проявляться в твердом «нет». И способ это «нет» сказать – это прервать общение в Константинополем. 

Это трагическое решение в трагических обстоятельствах, но оно продиктовано любовью. К Церкви. К Украине. К самому Патриарху Варфоломею и его сторонникам.""

 

Edited by sibiryak
спойлер
  • Like 2

Share this post


Link to post

Друзья, братья и сестры во Христе! Прошу вас, у кого есть возможность, прячьте длинные тексты под кат "скрытый текст", а то все читать трудно, а листать до конца страницы далеко, пожалейте мышку и палец, скоро отвалится колесико на мышке вместе с пальцем:456:

Share this post


Link to post
1 час назад, Георгий 2В сказал:

проинструктируйте, пожалуйста,  пошагово, как это сделать

Выделяем длинный текст и жмем на глаз.

С телефона не работает.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
5 часов назад, Георгий 2В сказал:

Чаще всего речь идет о чем-то не очень серьезном – о деньгах. Так недугующий пьянством человек, узнав в вас верующего, просит у вас денег на выпивку – вам же Христос велел давать! 

Тоже вопрос непонятный.

Откуда знать, что он сейчас купит: бутылку или еды, если это какой-нибудь опухший бомж на паперти. У него, возможно, вообще ничего нет.

И вообще сложно без опыта длительного общения сказать, каков человек. Вроде с виду обычный человек, а при случае выясняется, что он будет вести себя, как зверь.

И насколько нужно  какое--то проявление милосердия к бомжу, тоже сложно понять. Человек - глубокий омут.

Edited by Вечно в пути (Светлана)

Share this post


Link to post

А давайте вспомним святого праведного Иоанна Кронштадского...

Он всем давал. Был случай, когда один и тот же нищий повторно шел у него просить. Я дословно не помню, но читал. Ему говорят: батюшка ты что не видишь что он тебя дурит и снова просит? Не ваше дело отвечал батюшка, просит значит дайте. И отдавал последнее. Порой приходя домой босиком, матушка ему- ну что опять сапоги свои отдал? Опять матушка....

Share this post


Link to post

Приходская беседа игумена Нектария Морозова о том как христианин должен относиться ко всей этой ситуации.

 

Об автокефалии и нашей повседневной христианской жизни

 

Скрытый текст

 Одна из последних приходских бесед, которой захотелось поделиться.

 

Я бы хотел сегодня поговорить с вами о том, что волнует всех, кто следит за происходящим в мире современного православия, да и в целом за тем, что происходит вообще в сегодняшнем мире. Но прежде всего наверняка вы следите за событиями на Украине, знаете все, что касается возможности предоставления автокефалии Киеву Константинополем, какими обстоятельствами все это сопровождается, знаете о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Трудно сказать, к каким еще последствиям это может привести в дальнейшем. Прогнозы строить по этому поводу трудно, но есть риск нарушения единства того православного мира, который существует сегодня. Наверное, если разбираться, кто в этом виноват, по чьей вине это происходит, то можно зайти достаточно далеко. Наверное, правильней будет сказать, что в основе всего лежит стремление людей к власти друг над другом, стремление к господствованию и все человеческие страсти, которые в сердце каждого человека наверняка обретаются. Только очень горько и очень болезненно то, что из-за страстей какого-то определенного количества людей может пострадать гораздо большее число людей и вот эта болезнь разделения, эта болезнь разрывания общей ткани церковной жизни может зайти очень и очень далеко. И на фоне всего остального происходящего в мире это, безусловно, смотрится еще более драматично, потому что мы видим войны, локальные, которые вспыхивают то здесь, то там, видим какие-то очаги нестабильности. Есть немало людей, которые склонны все происходящее называть неким всемирным заговором против России, но мне кажется, что все гораздо проще и в то же время сложнее, просто мир - это больной с очень длительной историей болезни, эта болезнь, которая не имеет исцеления, которая будет длиться до тех пор, пока мир существует. Но в любой болезни, как мы знаем, бывают периоды ремиссии, бывают периоды обострения, и вот то, что происходит сейчас, очевидным образом выглядит как обострение тех хронических болезней, которыми недугует наш мир. И мы в очередной раз оказываемся на пороге его передела, его глобальной перекройки и знаем, что никогда ранее это не происходило безобидным образом. Всегда это сопровождалось кровопролитием, всегда это сопровождалось крушением человеческих судеб, всегда это как некий каток прокатывалось по множеству людей, которые никоим образом не хотели бы участвовать в этих страшных разрушительных процессах, но тем не менее не могли от них сохраниться.

 

Кто-то следит за развитием нынешней ситуации внимательно, анализирует ее, кто-то, наоборот, старается во все это не всматриваться лишний раз, оберегая свой душевный комфорт, но тем не менее все ощущают, что что-то в происходящем не так, причем как-то глобально не так. И естественное чувство, которое при этом возникает, это чувство не только обеспокоенности, но и страха. И естественно нельзя не задаваться вопросом как относиться к происходящему верующему человеку и что вообще в этой ситуации мы можем делать. Потому что совершенно очевидно, что от нас с вами не зависят судьбы мирового православия, от нас не зависит судьба этого мира как такового, наша роль гораздо скромнее - от нас зависит наша собственная судьба, и, пожалуй, это самое важное, о чем мы должны в первую очередь думать. Ведь из жизни отдельных людей, из судеб отдельных людей складывается в том числе и некая общемировая ситуация, общемировая картина. Но мы, повторюсь, можем отвечать только лишь за то, что касается лично нас самих. И самое главное, от чего нужно сохраниться в этом положении в котором мы находимся, это от паники, от этого захлестывающего порой человека страха и от тех апокалиптических настроений, которые очень свойственны для определенной части нашего православного сообщества. Бедствия, войны, нестроения - и тотчас же начинаются разговоры о том, что все: уже завершается история этого мира, отпущенное нам время закончилось, и вот-вот нам стоит ожидать пришествия Антихриста, а вслед за тем и всего того, о чем говорится в книге Откровения святого апостола евангелиста Иоанна Богослова. Но нужно все-таки сохранять трезвость и помнить, что в сущности не происходит ничего нового, по сказанному у Екклесиаста: «и это было в веках бывших прежде нас». Потому что были и нестроения в церковной жизни, были и войны, которые захватывали большую часть цивилизованного, а порой и нецивилизованного мира, этому всему сопутствовала какая-то страшная дезориентированность, дезорганизованность людей, что мы наблюдаем и сейчас.

 

Поэтому в сущности, повторюсь, нового ничего не происходит. Многократно все это Церковь переживала, и все это переживал и мир, и люди, и вполне возможно, что мы тоже все происходящее переживем и выйдем из этой ситуации с не очень большими потерями. Но чтобы эти потери были действительно не очень большими, нужно принять для себя еще несколько очень важных данностей.

 

Прежде всего: когда на наших глазах будут возникать различные лагеря, когда люди будут враждовать друг против друга, очень важно не включаться ни в какую борьбу, не ожесточаться ни против кого, не произносить слова проклятий, никого не считать в этой ситуации особенно виноватым. Вот Константинопольский Патриарх, который принимает определенные решения. Что стоит за его решениями? Есть по этому поводу определенные мысли, есть по этому поводу определенные аналитические выкладки, но на самом деле всегда в первую очередь необходимо смотреть не на действия какого-то одного человека или какой-то группы людей, а видеть некую взаимосвязь во всем происходящем. Потому что совершенно очевидно, что если бы наша церковная жизнь была жизнью по-настоящему здоровой, полноценной и жизнь каждого из нас была бы такой же, то ничего бы с нами не происходило. Церковь существовала бы совершенно благополучно без тех искушений, без тех раздираний, которые в ней происходят сейчас. Причина в сущности, в том, как все мы живем. Что такое кризис? Кризис – это суд в отношении всей нашей жизни, время, когда проверяется то, что есть в каждом из нас. И кризис церковной жизни, кризис церковных отношений не является в этом смысле исключением. Каждый из нас сталкиваясь с этим кризисом, волей не волей заглядывает в свое собственное сердце, и то, что мы там находим, является в этой ситуации для каждого из нас самым важным. Не какие-то внешние обстоятельства, не то, что будет с миром и Церковью в целом, а то, что будет с каждым из нас в результате, к чему каждый из нас придет.

 

Незадолго до революции, когда буквально рушилась та жизнь, которой жили на протяжении многих столетий наши предки, к преподобному Варсонофию Оптинскому приходили люди и спрашивали: что же будет с Церковью, ведь все распадается буквально на глазах! А преподобный Варсонофий отвечал на это единственно верным образом, он говорил, что Церковь будет существовать до самого скончания мира, потому что врата ада, как сказано, ее не одолеют. Поэтому не бойтесь за Церковь, следите за собой. Что станется с каждым из нас и, самое главное, останемся ли мы в Церкви и будем ли мы в Церкви истины или куда-то мы из нее уклонимся, вот это самый насущный вопрос. Я думаю, что столь же важным этот вопрос остается и сегодня. Вместе с тем, не включаясь ни в какую борьбу, не входя ни в какие лагеря, группировки, очень важно наблюдать за происходящим, оценивать его. Я уже обмолвился, что кто-то внимательно всматривается в то, что сейчас творится в мире и в Церкви, кто-то находится на периферии всего этого и всего лишь ощущает некую смутную, но тем не менее достаточно сильную тревогу, но все-таки нам даны глаза, нам дан разум, нам дана способность к анализу, и мы обязательно должны все эти данные нам Богом возможности использовать. Если мы будем оставаться внутренне совершенно безучастными, если будем считать, что, чтобы ни происходило, это нас не касается в принципе, то конечно тоже очень велик риск, что в какой-то момент мы впадем в то или иное заблуждение, просто не заметим – где мы и что с нами. Обязательно нужно и интересоваться, и со вниманием к происходящему относиться, и задавать вопросы тем, кому мы доверяем, в чьем душевном и духовном здоровье мы уверены, и кто может помочь нам сориентироваться, когда мы эти ориентиры начинаем утрачивать.

 

Если в этой ситуации кто-то обретает в своем сердце злобу, раздражение, осуждение, досаду, то очевидно, что эти чувства совершенно не христианские. И, опять-так, и не важно кто служит в данном случае мишенью или какой-то целью или объектом нашей ненависти и раздражения, досады, будет ли это Вселенский Патриархат или будет это Госдепартамент Соединенных Штатов Америки или что-то другое. Совершенно очевидно, что если эти чувства будут нас наполнять, то в них не будет ничего из того, что должно характеризовать учеников и последователей Христовых. И ни Вселенский Патриарх, ни тот же Госдепартамент совершенно от происходящего в нашем сердце не пострадают, а вот сами мы будем от этого страдать и будем наполняться тем, от чего нам на самом деле следовало бы как христианам освобождаться.

 

Нам всегда кажется, что нужно искать какие-то особые пути для того чтобы преодолеть подобные кризисы, подобные настроения, но в действительности пути к их преодолению носят очень общий и очень известный для нас характер. Собственно, все то, о чем говорится в Евангелии, это и есть преодоление любого кризиса, это есть выход из любого затруднительного положения. Когда мы стараемся и любить, и прощать, и бороться с теми недобрыми чувствами, которые возникают в нашем сердце вопреки любви и вопреки прощению, мы исполняем свой христианский долг. И Господь не оставляет тогда ни нас в Церкви, ни Церкви тем паче не оставляет, и все грозы и все бедствия если и ударяют по нам, то, по крайней мере, нас не убивают. И если не обходят нас совершенно стороной, то тем не менее не захлестывают совершенно. И мы не тонем в какой-то страшной морской пучине из которой нет спасения. И я думаю, что и сейчас те люди, которые будут стараться жить по-христиански, для которых на первом месте будут оставаться Господь и Его Евангелие, а не человеческие страсти, не чья-то борьба за власть, не какие-то обвинения друг друга в том, в чем на самом деле каждый виноват сам, мы тоже сможем избежать того искушения, в которое сегодня ввергается Церковь, в которое ввергается мировое православие. Точнее, не избежать, а с честью, то есть по-христиански выйти из него.

 

Источник: https://igumen-nektariy.livejournal.com/260655.html

 

Edited by ВадимД
  • Like 1
  • Confused 1

Share this post


Link to post
17 часов назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

Откуда знать, что он сейчас купит: бутылку или еды

Здесь  Худиев говорит о рассуждении перед тем, как сделать что-либо, что на первый взгляд может казаться добрым деланием. Например, если видно, что просящий находится в таком состоянии, что дополнительная порция может привести к  смерти. В таком случае не посодействовал ли податель своей "добротой"  закончить человеку свою жизнь? Св. Паисий Святогорец подавал пьющему многодетному человеку с пожеланием, чтобы часть милостыни была потрачена на еду детям. Он видел своим прозорливым зрением, что это не приведет к внезапной смерти, что это будет во благо семье. Т.е. простая  реакция мимолетного автоматизма может принести "минус", а не "плюс"

Хорошая альтернатива деньгам-продукты питания

Edited by Георгий 2В
дополнение
  • Like 4

Share this post


Link to post
9 часов назад, ВадимД сказал:

 

  Скрыть содержимое

от нас с вами не зависят судьбы мирового православия, от нас не зависит судьба этого мира как такового, наша роль гораздо скромнее - от нас зависит наша собственная судьба,....... Но мы, повторюсь, можем отвечать только лишь за то, что касается лично нас самих.

Находиться вне мира или над миром могут подвижники, монахи. Если присоединимся к ним и мы, кто будет защищать в мире Церковь, как-то противостоять противной стороне, кто пойдет в крестный ход? Кто ответит на призыв Патриарха отстаивать интересы православия личным участием, хотя бы от сетевых нападений на Церковь со стороны либеральных и богоборческих компаний? Православные казаки готовы стать на защиту УПЦ https://www.newsru.com/religy/11oct2018/kazaki.html А если последовать совету отойти в сторону от событий, значит, казакам надо "бери шинель, пошли домой", и смотреть из-за плетня, как там батюшки нашей церкви будут отбиваться от радикалов http://slavakubani.ru/news/ofitsialnoe-obrashchenie/

Цитата

Патриарх:

Скрытый текст

 

Нужно вспомнить еще и о том, что сегодня мы живем не в безразличном к нам медийном пространстве. Огромный объем информации направляется на дискредитацию Церкви, на подрыв ее авторитета. И чем больше людей участвует в церковной жизни, чем больше наших современников заявляют о своей принадлежности к вере православной, открыто ходят с изображением креста Господня, не стесняясь своих убеждений, тем сильнее желание ограничить Церковь, остановить нашу миссию. А для этого все цели хороши, и в первую очередь предпринимаются попытки подорвать авторитет Церкви, ее служителей, нередко посредством прямой лжи или тенденциозного толкования фактов. Как же мы должны себя вести перед лицом всего этого? Так же, как святые апологеты в Римской империи, — они защищали Церковь, они защищали Христа.

Пусть никто не думает, что происходящее ныне вокруг Церкви, борьба, которая сегодня ведется за души, не касается церковных журналистов. Более того, она в первую очередь касается вас, потому что ваше слово часто имеет большее распространение, чем слово архиереяили священника. Поэтому все мы несем ответственность за будущее нашей Церкви. И, как хорошие дети заботятся о своих родителях, так и мы с вами должны с любовью заботиться о нашей Матери-Церкви. Благодарю вас за внимание.

 

 

 

Edited by Георгий 2В
  • Like 2

Share this post


Link to post
Скрытый текст

 

Скрытый текст
Скрытый текст

 

 

Адмирал Федор Ушаков, Генрал Михаил Скобелев, генералиссимус Александр Суворов и миллионы рядовых, офицеров, рабочих и крестьян, ...всякий на своем месте, и каждый во славу Божию, вместе со всей Церковью...На небеси Господь, на земле патриарх и ... царь.   

  • Like 3

Share this post


Link to post

Сергей Львович Худиев 
Посрамление надменных 

 

Прошедший на днях в Киеве собор архиереев Украинской Православной Церкви оказался провальным для сторонников автокефального проекта. На Соборе, проходившем в Киевской Лавре, присутствовало 83 из 90 архиереев УПЦ. Из 7 отсутствующих - трое болели (они прислали письмо с личной подписью о поддержке Блаженнейшего митрополита Онуфрия), еще двое были за границей, а один не смог приехать по техническим причинам. Еще один - Александр Драбинко пошел в "Украинский дом" к Порошенко.

Скрытый текст

 

Собор принял постановление, в котором заявил, “превращение Церкви в элемент политики или пропаганды... противоречит природе Церкви” и что “преодоление церковного разделения должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил”

Собор осудил действия Константинополя и заявил о прекращении с ним Евхаристического общения. Собор также подчеркнул, “что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. При таких условиях приобщение епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви к этим процессам считаем невозможным”.

Из всех присутствующих только двое архиереев - митрополит Черкасский Софроний, давний сторонник проекта “Единой Поместной Церкви” и митрополит Винницкий и Барский Симеон - выступили против некоторых пунктов постановления.

Также - практически единодушно - епископы потребовали, чтобы запланированная встреча с президентом Порошенко проходила на церковной территории, в Лавре, а не в здании “Украинского Дома”, как хотел Порошенко. В итоге встреча вообще не состоялась - только три архиерея, митрополит Александр (Драбинко), митрополит Винницкий и Барский Симеон и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет встретились с президентом отдельно.

В целом план привлечь на сторону автокефального проекта сколько-нибудь значительную часть Украинской Православной Церкви, возглавляемой митр.Онуфрием не сработал. В условиях, когда Украинская Православная Церковь состоит из примерно 12 тысяч приходов, филаретовский раскол - примерно из пяти, и еще одна тысяча набирается у УАПЦ, это приводит к глубоко ироничной ситуации, когда энергично продвигаемая официальная, государственная церковь нации оказывается при этом церковью меньшинства - случай, неслыханный в истории.

Это делает болезненно очевидными некоторые вещи - о которых, впрочем, и до того можно было догадываться.

В частности, чего стоят попытки выдать автокефальный проект за “волю украинского народа”. Единственное церковное сообщество, признанное всей полнотой мирового Православия, и представляющее, по крайней мере, две трети православных верующих страны, его недвусмысленно отвергло. Проект отражает волю текущих властей, и их кураторов - а вот большинство украинских верующих отчетливо сказали “нет”. Это полностью демаскирует весь проект как попытку грубого насилия над церковным народом со стороны совершенно внешних по отношению к Церкви людей.

Это также показывает, насколько пустой является риторика Константинополя о “преодолении раскола” - получив под свое управление примерно 6 тысяч раскольнических приходов, которые (пока, во всяком случае) готовы его признавать, Фанар оттолкнул, по меньшей мере, вдвое большую Украинскую Православную Церковь - и произвел раскол гораздо более масштабный чем тот, который он вызывался уврачевывать. Это либо свидетельство крайней некомпетентности, либо того, что Фанар и не ставил себе целью уврачевание чего бы то ни было и вообще церковное благо.

Такое почти единодушное “нет”, такая верность своему законному Предстоятелю, Митрополиту Онуфрию, которую проявили украинские Епископы, конечно, побудила сторонников автокефалии как-то подсластить пилюлю, и не было придумано ничего лучшего, как рассказать о неких “15 епископах”, которые все же собираются принять участие в создании фанарской структуры - причем они собираются делать это не лично, а по “доверенности”, врученной митрополиту Симеону.

Что же, если бы действительно нашлось 15 епископов - из 90 - готовых перебежать на сторону Порошенко, это не привело бы к какому-то радикальному изменению ситуации. Но само их наличие, по меньшей мере, не очевидно - что мешало бы этим людям прямо заявить о себе? Почему на встречу с Порошенко пришли только трое? Какой вообще смысл голосовать “по доверенности”, находясь в той же стране?

Епископов как-то запугивали, не давали им пойти туда, куда они хотят? Митрополит Черкасский Софроний - напомним, один из немногих известных сторонников автокефалии - прямо говорит, что никакому давлению или запугиванию епископы на соборе не подвергались. Вот что он сказал, отвечая на вопрос корреспондента главком.уа

“– Поднимался ли на Соборе вопрос, что, мол, если вы поедете на встречу с президентом в Украинский дом, то вас лишат должностей, отберут руководство в епархиях, например?
– Нет, такого не было. По крайней мере я такого не слышал.”
Напротив, митр.Софроний с некоторым простодушием раскрывает свою про-автокефальную аргументацию:

“Я им так и сказал, что завтра их объявят Русской церковью, вас 80, все вы имеете свои кафедры. Зато завтра вам скажут «ребята, до свидания. У нас есть своя церковь, у нас есть свои представители, мы здесь будем (имеется в виду новая Поместная церковь, которая создается)».”

В чем же причина настолько очевидной неудачи автокефалистов? Можно было ожидать, что они мало чего добьются с УПЦ - но все равно их провал выглядит неожиданно полным. В чем же их главная причина?

Это, насколько можно судить, глубокое непонимание, вызванное в принципе разными системами  ценностей. Для Порошенко - и других адептов автокефалии - существуют только политические соображения. Автокефалия нужна действующему президенту Украины - по его собственным словам - в чисто политических целях. Религиозных соображений - таких как воля Божия, спасение душ, благо Церкви - в его речах никогда не было, а когда он пытался пускатьсяв какую-то околорелигиозную риторику это сразу выдавало полнейшую безграмотность в  этой области, характерную для человека, которому вопросы богопочитания как таковые вообще не интересны.

Конечно, были люди, подыскивающие под решения политиков  соответствующие как бы религиозные обоснования - но их роль была глубоко вторичной и служебной.

Для политика любые ценности носят служебный характер - он отлично понимает разницу между интересами, которые он преследует, и риторикой, к которой он прибегает. И он исходит из того, что и другие участники политической игры  думают также. Что разговоры о ценностях и убеждениях - это для электората, а между собой серьезные люди говорят о деле. И, в мире политики, это работает в большинстве случаев.

Но политики делают ошибку, когда теми же глазами смотрят на Церковь. Мол, все эти разговоры про веру, про каноны, про Бога и истину - все это носит такой же функциональный характер, как и политическая риторика. Все это разводки для лохов, а реально князья Церкви преследуют те же цели, что и князья мира сего - власть и деньги. И иногда - с некоторыми князьями Церкви - этот расчет вполне работает. Иногда политики могут вовлечь их в свои схемы и комбинации, пообещав им расширение их власти и финансовой базы. Люди слабы, и подвержены страстям, похотям и страхам.

Но бывает и по другому - в людях сохраняется вера, верность, достоинство, и они говорят - “нет”. Бог реален - и намного более реален, чем игры политиков - Его мы и будем держаться. Как сказалВладыка Онуфрий во время заседания собора, “Все рано или поздно предстанут пред Богом и там ни наши политические аргументы, ни социальные не будут работать. У нас будут спрашивать, были ли мы верны истине, были ли мы верны Христу. А то, что нас обвиняют, что мы – Москва, то Христа ведь тоже обвиняли врагом Римской империи, врагом кесаря. Это схема, по которой обвиняют всех, кто идет за Христом”

Конечно Порошенко - как и Байдену, как и всем им - это совершенно непонятно. Это за пределами их вселенной. Они строят свои расчеты на том, что этого не существует. И эти расчеты рушатся. А Церковь Христова стоит - и врата адовы не одолеют ее.
(радио"Радонеж" https://vk.com/wall-81475778_5907)

 

А также ещё передачи по данному вопросу:

Протоиерей Андрей Новиков 
Об интервью издательству «Главред» архимандрита Кирилла Говоруна 

https://vk.com/wall-81475778_5903

 

 

 

Василий Семенович Анисимов 
ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии 

https://vk.com/wall-81475778_5897

  • Like 3

Share this post


Link to post

«У меня никогда не возникало ни малейшего желания покидать свою епархию»

Священник Марк Тайсон о своем решении покинуть юрисдикцию Вселенского Патриархата
http://www.pravoslavie.ru/117265.html


Взгляд на происходящее со стороны священника КПЦ, и причины, по которым он в конечном итоге ушёл в РПЦЗ. Простые рассуждения, но для меня они оказались ближе, чем ссылки на каноны, исторические прецеденты и прочие высоты...

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Польская автокефальная православная церковь запретила своим священникам вступать в контакты с представителями самопровозглашенного "Киевского патриархата", поскольку они "сделали много зла". Это следует из сообщения по итогам собора епископов.

...

Те, кто лишен священного сана, не могут быть лидерами при установлении мира в Украинской православной церкви, считает собор. "Их действия провоцируют еще больший хаос и беспорядок", — говорится в сообщении.

 

https://ria.ru/religion/20181116/1532962946.html

 

  • Like 3

Share this post


Link to post

Албанская Церковь выступила против инициативы Константинополя по Украине

 

Глава Албанской православной церкви архиепископ Анастасий назвал идею об украинской автокефалии "хождением по минному полю" и призвал провести Всеправославный собор. Об этом говорится в его послании патриарху Кириллу.

 

По словам архиепископа, на Украине есть опасность раскола среди верующих, что стало бы "болезненным ударом по доверию к православию", и этого "всеми силами необходимо избежать".

 

Также в обращении отмечается, что следует вернуться к собраниям предстоятелей и планированию нового Великого собора.

 

Так, Албанская православная церковь впервые высказалась по поводу сложившейся ситуации с Церковью на Украине и поддержала идею патриарха Кирилла о проведении общего обсуждения.

 

https://ria.ru/religion/20181122/1533314749.html

  • Like 2

Share this post


Link to post

Украинский Минюст отменил передачу УПЦ Почаевской лавры

 

Министерство юстиции Украины лишило УПЦ права пользования зданиями Свято-Успенской Почаевской лавры, переданных канонической Украинской православной церкви в 2003 году, сообщила в пятницу первый заместитель министра юстиции Елена Сукманова.

 

Вопрос церковной собственности на Украине обострился на фоне ситуации с автокефалией. Ранее украинские власти объявили об уголовном деле из-за церковных зданий, полиция Тернопольской области завела дело по подозрению в якобы незаконной передаче в 2003 году сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры в пользование УПЦ.

 

По словам Сукмановой, соответствующий приказ был подписан сегодня. Она отметила, что комиссия Минюста нашла "нарушения требований законодательства" при регистрации права пользования комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской Лавры.

 

https://ria.ru/religion/20181123/1533414584.html

 

Насколько я понимаю, в России крупные монастыри вроде Оптины, Валаама и других, также принадлежат государству, и лишь отданы Церкви в пользование? И если изменится политическая конъюктура, то подобная ситуация возможна и у нас?

  • Sad 3

Share this post


Link to post

Когда в Церкви покой, то это для нее, пожалуй, самое страшное время. То, что мы переживаем сейчас, – это, на самом деле, процесс роста и возмужания.

Почву под ногами христианина можно сравнить с болотом. Нам необходимо постоянно трудиться, двигаться вперед, ведь если стоять на месте, то можно гарантированно утонуть. Сам того не замечая, христианин будет опускаться все ниже и ниже, пока не захлебнется в собственном окамененном нечувствии. Таково свойство времени покоя. Это касается как мирян, так и духовенства. Внутри все незаметно прокисает. Скрипит, как старая половица, утреннее и вечернее бездушное молитвенное правило. Скрипит не смазанная благодатью душа, а потом умирает, как чахоточная старуха.

Скрытый текст


Ведь не зря рассвет монашества начался тогда, когда православная вера стала не только дозволенной, но и желанной. Когда вместо рычания зверей в римских театрах и крови мучеников стало бряцать золото в кошельках архиереев, а выгодные зарплаты клириков стали привлекать на церковные должности людей, которые готовы были вприпрыжку бежать за Христом, но совсем не ради самого Христа. Тогда кровь настоящих христиан стала литься бескровно в пустынях Египта и Сирии, а подвиг распятия плоти со страстями и похотями заменил собой подвиг мученичества и исповедничества. От брака государства и Церкви всегда рождаются уродливые дети – это закон, данный на все времена.

Другое дело, когда градус создаваемой ,в обществе антицерковной истерии становится таковым, что в Церкви могут остаться только те, кто ставит свою веру в Бога выше любых других жизненных приоритетов. Церковные приспособленцы и карьеристы, те, кто ищут в Церкви выгоды, денег, известности, почитания, кто любит «председательствовать на собраниях» и «чтобы люди о них говорили хорошо», постепенно уходят туда, где они этих целей могут достигнуть. Т.е. в такое время Церковь очищается от всего ненастоящего, что в ней есть.
И это здорово. Христос четко обозначил парадигму взаимоотношений мира и Церкви: «Меня гнали и вас будут», «Меня мир ненавидел и вас будет ненавидеть» и даже «убивая вас, будут думать, что делают дело, угодное Богу». Как только мир начинает нас любить, мы сразу же перестаем быть рабами Христа и становимся рабами мира, а это и есть самая страшная подмена в жизни.

Смотря на свой домашний иконостас, я не вижу на нем ни одного человека, который прожил бы благочестивую «застойную» жизнь и вошел бы в мир Света. С каждой иконы на меня смотрит или мученическая кровь, или бескровное мученичество. Алгоритм «работы» диавола с Церковью нам хорошо известен. Он до наивности прост и потому черзвычайно эффективен. В первые времена христианства сатана кричал в тогдашних «СМИ», что «христиане – развратники и каннибалы», что «они на тайных собраниях режут младенцев, пьют их кровь и потом блудят».

Конечно же, как за такое не отдать христиан на съедение львам в амфитеатр. Сто лет назад сатана тоже учил, что христиане – это «реакционное духовенство», «пособники империализма» и «враги революции». Ленина, по воспоминаниям современников, буквально трясло от одного упоминания о Церкви и Христе. Через пару десятков лет духовенство расстреливали «за связь с контрреволюцией», за «работу на иностранную разведку», за «организацию сговора с целью свержения советской власти» и за «пособничество западным спецслужбам». На дворе двадцать первый век, а аргументы у сатаны все те же. «Агенты Кремля», «работники ФСБ», «пособники агрессора». Пластинка та же и почерк узнаваемый.

Но настоящие христиане жили, живут и будут жить только одним – Христом и Евангелием. Их, конечно же, можно оклеветать, убить, посадить в тюрьму, как это уже было не раз в истории, но они будут продолжать любить Бога, Церковь и свою Родину. Потому что, как и Бог, она у нас одна.

Время гонений – лучшее время жизни Церкви. Тогда для спасения достаточно одного – просто быть верным Богу и нашей Матери-Церкви. На самом деле, все в этом мире очень, очень просто. Потому что сам Бог прост. В мире есть Добро и Зло. Есть Вселенская Любовь и есть такая же Ненависть. Спаситель дал нам заповедь любви. Все, что несет в себе любовь, свет, добро, милосердие, сострадание, так или иначе, берет свое начало в Боге. Потому что он Добр. Все, что несет в себе ненависть, разрушение, войну, призыв к убийствам, жажду смерти – берет свое начало в аду, независимо от того, в какие одежды мотивов и намерений сатана свое зло облекает. Наше истинное гражданство – это Царство Божие, и нужно приложить много усилий, чтобы получить там вечную прописку.



То, что мы переживаем сейчас, это, на самом деле, процесс роста и возмужания. Зона комфорта никогда не дает динамики роста. Это касается любой системы, какая бы она ни была. Рост возможен только в труде и сложной обстановке, в самых неблагоприятных условиях. Тогда открываются внутренние резервы, приобретается новый опыт, от «терпения происходит благочестие, из благочестия братолюбие, из братолюбия любовь… А в ком нет сего, тот слеп… Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание, так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Петр. 1: 6-10).

Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

  • Like 2

Share this post


Link to post
12 часов назад, ВадимД сказал:

Насколько я понимаю, в России крупные монастыри вроде Оптины, Валаама и других, также принадлежат государству, и лишь отданы Церкви в пользование?

да, это так.

  • Thanks 1
  • Sad 1

Share this post


Link to post

По Оптине, в частности, насколько знаю, проблем особых с оформлением в собственность нет. Правда, с оговоркой, что в собственность не монастыря, а РПЦ. А вот Храм Покрова на Нерли, Соловецкий комплекс, как и другие подобные объекты, нельзя оформить в церковную собственность.

Что касается Почаева, то там проблемы с документами очень давние и не первая попытка отобрать монастырь. И если Оптина в безвозмездном пользовании, то Почаевская лавра вроде бы даже арендную плату платила.

Edited by EКатерина
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, EКатерина сказал:

По Оптине, в частности, насколько знаю, проблем особых с оформлением в собственность нет.

насколько я знаю, есть. К тому же, по уставу, сам по себе, вне РПЦ, монастырь не существует. Ну и в любом случае, это мало что меняет по сути...

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Конечно, не существует. Но по светскому законодательству, РПЦ (МП) и монастырь две разные религиозные организации. И в собственность монастыря памятники федерального значения передать нельзя согласно закону, а в собствнность централизованной религиозной организации, коей является Московская Патриархия, можно. Проблема для монастыря в этом.

 

В России более лояльное Церкви законодательство, чем на Украине.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Да, памятник федерального значения. Есть и более конкретные проблемы, именно в случае с Оптиной, но тут их обсуждать уже смысла нет...

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...