Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

ВСТРЕЧA СО СХИАРХИМАНДРИТОМ ИОАКИМОМ ПАРРОМ В МОСКВЕ В ХРАМЕ СВ. СОФИИ /Софийская наб., д.32./ 27 .01.14 В 19-00:

— Найти тех людей, которые также, как вы, идёте на встречу.

— Сообщить своим друзьям в группе и вне её, что будет проводиться такая встреча.

— Узнавать о новостях, касающихся данной встречи. http://vk.com/ioakimparr

.............

Данное мероприятие не ставит перед собой задачи создания каких-либо особых списков для посещения встречи с батюшкой.

Вход на встречу свободный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мы слишком надеемся на себя. На свой разум, на свои чувства, на свою волю… на свою способность что-то менять к лучшему. Мы слишком надеемся на свое понимание этого лучшего. И вот уже созревают все предпосылки для пламенной и «правой» борьбы: в лучшем случае – с пеной у рта в телевизионных студиях, в худшем – с автоматом в руках или с поясом шахида на теле. «Я знаю, что такое добро, и ради него порву любого!» – вот девиз самонадеянности, объединяющий, как это ни странно звучит, все противоборствующие стороны. Это утверждение вовсе не отменяет необходимости отстаивать истину, но это должна быть именно истина, а не карикатура на нее. А таких «недружеских шаржей» в наше время намалевано множество, и изумляешься порой: как это люди отличают настоящие, фирменные штаны от поддельных, а какие-то элементарные вещи нравственного порядка от дешевой подделки отличить не могут? Да потому и не могут, что не хотят принять истину, которая заставляет критически взглянуть на себя и как-то начать меняться. Потому и методы отстаивания истины используются, мягко говоря, неадекватные.

 

http://www.pravoslavie.ru/put/67881.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из жития Афонского старца Хаджи-Георгия:

В одно время о.Георгию пришло желание мученичества - желание пламенное и неодолимое. 60 дней он молился Богу всё время стоя на ногах, восклоняясь только на посох для краткого отдыха, пищу употреблял раз в неделю приготовляясь к великому подвигу...

"Если я скажу тебе" - отвечал ему о.Венедикт- грузин, к которому о.Георгий пришёл испросить совета и молитв на подвиг- "Ты меня не послушаешь, и будешь искать чтобы исполнилось желание твоё. Однако можешь отправиться на мученичество; только совершенного мученичества не получишь, а претерпишь много. Настоящее мученичество придёт к тебе само впоследствии на Афоне через юную братию, которая соберётся к тебе".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

3 ФЕВРАЛЯ, В ПОНЕДЕЛЬНИК, В 20-00 ПО МОСКОВСКОМУ ВРЕМЕНИ

СМОТРИТЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ

============

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАКИМ ПАРР

В ПЕРЕДАЧЕ ТК "СОЮЗ" "БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ",

Показать полностью..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю над притчей старца Паисия. Про чужих понятно, но с родными сложнее, даже если неверующие, но все равно же родные...

 

 

Дыня и кабачок

 

 

В оккупацию мы посадили пять гектаров дынь разных сортов: американский сорт из сельскохозяйственной школы - белые дыни во-от такие здоровые и очень сладкие, а также «аргские» дыни местного сорта и другие.

 

Если случалось, что рядом с американскими дынями росли кабачки, то сладость из дыни уходила в кабачок. Кабачок становился слаще, а дыня безвкусней. Такое происходит от опыления, от пчел, которые перелетают с цветка на цветок.

 

Если увидишь дыню с большим «пупком», то знай, что она выросла рядом с кабачками.

Если «аргская» дыня будет расти рядом с хорошей дыней, то она заберет у хорошей сладость. Хорошая дыня сладость потеряет, но, по крайней мере, в этом случае она тоже пойдет в дыню. Но если рядом с хорошей дыней окажется кабачок, то он станет слаще, и потом при его готовке понадобится целая пригоршня соли.

 

И дыня теряет, и кабачку это не на пользу.

 

Если же дыня рядом с дыней, то хорошая теряет, но другая становится слаще.

 

Я хочу сказать, что если христианин, не очень преуспевший духовно, будет находиться возле духовно преуспевшего человека, то последний может утомиться, может немного повредиться, но зато первый получит пользу.

 

Если же близ человека духовного будет человек мирской, неверующий, то и труд и время первого будут потрачены зря. Если человека мирского тронет что-то из сказанного другим, то это будет самое большее из того, что возможно. Но истолкует он сказанное в понятиях [своей] мирской философии, то есть воспримет это духом мирским, и пользы не получит. То есть останется он кабачком, хотя и станет послаще на вкус.

 

http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=806

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Посмотрим будет ли новый премьер Украины со сладкой фамилией Арбузов источать вокруг себя духовную сладость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ВСТРЕЧA СО СХИАРХИМАНДРИТОМ ИОАКИМОМ ПАРРОМ В МОСКВЕ В ХРАМЕ СВ. СОФИИ /Софийская наб., д.32./ 27 .01.14 В 19-00:

— Найти тех людей, которые также, как вы, идёте на встречу.

— Сообщить своим друзьям в группе и вне её, что будет проводиться такая встреча.

— Узнавать о новостях, касающихся данной встречи. http://vk.com/ioakimparr

.............

Данное мероприятие не ставит перед собой задачи создания каких-либо особых списков для посещения встречи с батюшкой.

Вход на встречу свободный.

Если не ошибаюсь, то храм св.Софии - это на острове посреди Москвы -реки (я на этом острове в армии служил). Это должно быть напротив зубчатых кремлёвских стен, там ещё недалеко находилось раньше старое английское посольство. Умели англичане выбрать место даже во времена безбожных пятилеток. Вспоминаются Евангельские слова:"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби."(Мф.10,16).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

3 ФЕВРАЛЯ, В ПОНЕДЕЛЬНИК, В 20-00 ПО МОСКОВСКОМУ ВРЕМЕНИ

СМОТРИТЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ

============

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАКИМ ПАРР

В ПЕРЕДАЧЕ ТК "СОЮЗ" "БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ",

Показать полностью..

Вчера была по Союзу беседа с батюшкой , очень понравилась.  http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-shiarhimandrit-ioakim-parr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень затронуло за душу прочтенное в книге "Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы" про любопытство, а именно:

"Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например, убийством, грабительством и т.д. А от того, что от него бывают гибельные последствия".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетённые с ними страсти.

Например, со страннолюбием сплетается обьядение,

С любовью - блуд,

С рассуждением - коварство,

С мудростью - хитрость,

С кротостью - тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание;

С молчанием сплетается кичливость учительства;

С радостью - возношение,

С надеждою - ослабление,

С любовью - опять осуждение ближнего,

С безмолвием - уныние и леность,

С чистотою - чувство огорчения,

С смиренномудрием - дерзость.

Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий (греч.глазная мазь,вообще мазь), или, вернее сказать, отрава.

(Лествица. Слово о разсуждении 58).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетённые с ними страсти.

...

И как же со всем этим справиться??  :to_take_: 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Авва Макарий говорил о запустении Скита братиям: когда увидите келию, выстроенную у болота, знайте, что близко запустение Скита; когда увидите деревья, - оно при дверях; когда же увидите отроков, берите милоти ваши и уходите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Авва Макарий говорил о запустении Скита братиям: когда увидите келию, выстроенную у болота, знайте, что близко запустение Скита; когда увидите деревья, - оно при дверях; когда же увидите отроков, берите милоти ваши и уходите.

Растолкуйте подробнее как то завуалировано очень.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Растолкуйте подробнее как то завуалировано очень.

Старец Макарий Оптинский тоже похоже был знаком с этим пророчеством аввы Макария. Он в оптинском скиту под какими-то там углами сажал кедры, что хотел старец этим сказать я тоже хотел бы узнать. Видимо это тоже было пророчество о запустении, но только оптинского скита. Сейчас уже не прочтёшь, потому как в Советское время все кедры выкорчевали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На что это похоже?

Наверно это всё же похоже на стремление сохранить иноческие обеты. Как жена и муж стараются сохранить мир в семье, взаимно уступая друг другу, так и здесь. Египетский Скит насколько я помню отличался от общежительных монастырей более строгой жизнью иноков, а присутствие отроков говорит скорее о какой-то комфортной жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что отрокам даётся послабление?

Спрошен был старец: какое дело монаха ? и отвечал разсуждение.  Откуда интересно у отрока, если он даже одет в схиму возьмётся рассуждение ? Вот и премудрый Екклезиаст говорит, что детство и юность -суета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю над притчей старца Паисия. Про чужих понятно, но с родными сложнее, даже если неверующие, но все равно же родные...

 

 

Дыня и кабачок

 

 

В оккупацию мы посадили пять гектаров дынь разных сортов: американский сорт из сельскохозяйственной школы - белые дыни во-от такие здоровые и очень сладкие, а также «аргские» дыни местного сорта и другие.

 

Если случалось, что рядом с американскими дынями росли кабачки, то сладость из дыни уходила в кабачок. Кабачок становился слаще, а дыня безвкусней. Такое происходит от опыления, от пчел, которые перелетают с цветка на цветок.

 

Если увидишь дыню с большим «пупком», то знай, что она выросла рядом с кабачками.

Если «аргская» дыня будет расти рядом с хорошей дыней, то она заберет у хорошей сладость. Хорошая дыня сладость потеряет, но, по крайней мере, в этом случае она тоже пойдет в дыню. Но если рядом с хорошей дыней окажется кабачок, то он станет слаще, и потом при его готовке понадобится целая пригоршня соли.

 

И дыня теряет, и кабачку это не на пользу.

 

Если же дыня рядом с дыней, то хорошая теряет, но другая становится слаще.

 

Я хочу сказать, что если христианин, не очень преуспевший духовно, будет находиться возле духовно преуспевшего человека, то последний может утомиться, может немного повредиться, но зато первый получит пользу.

 

Если же близ человека духовного будет человек мирской, неверующий, то и труд и время первого будут потрачены зря. Если человека мирского тронет что-то из сказанного другим, то это будет самое большее из того, что возможно. Но истолкует он сказанное в понятиях [своей] мирской философии, то есть воспримет это духом мирским, и пользы не получит. То есть останется он кабачком, хотя и станет послаще на вкус.

 

http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=806

В этом случае рассматривается один из аспектов закона сохранения энергии, ее перераспределения и баланса.

 

Тут главное не забывать, что энергия жизни дается от Бога. Если мы от Него уходим в свою замкнутую систему, тогда да, начинаются процессы, описаные в этой притче, или, как у Гете "средь мелких ты и сам мельчаешь, среди великих сам растешь".

 

Да, кто опытнее, доводя опыт до неопытных, пытается излагать его в понятных новоначальному словах. Как юный отрок олицетворяется с отсутствием знаний и безосновательностью, так правая (правильная) рука олицетворяется с делами, которые заслуживают правильной (положительной) оценки, и, соответственно, если этой правой рукой делаются злодеяния, то это злодеяния, которые признаны "правильными", то есть, серьезнейшее помрачение рассудка в его оценочных свойствах, как голова с ее устами является средоточием интеллекта и рассуждения, так и ее упоминание говорит о рассудочной деятельностии общем направлении (целеустремлении) жизни человеческой. Таким образом, печать антихриста на челе и правой руке говорит о том, что человек делает беззакония, считая это правильным, и всю свою жизнь устремляя к делам антихристианским, то есть, полное отступление от Бога. Хотя для буквального и общественно-явного антихристианства, возможно, будет и буквальная печать на чело и руку.

 

Время разбрасывать камни, и время их собирать. Есть время учительствовать (отдавать знания, свой сок дыни), и время их собирать (вернуться к Богу, чтобы Он восполнил силы, разум, благодать).

 

И это как раз и звучит как "любящий жену свою, детей своих более Меня - Меня недостоин". Если человек на себе замыкается, забывая Бога, то уже своими знаниями не к Богу ведет, а к себе. Ну и, конечно, может довести только до своего уровня. Это как раз, когда кабачок хоть и сладок, но все равно не слаще дыни, а дыня уже вся без соков сладких.

 

Как, например, учитель начальных классов преподает детям одновременно все науки на этом начальном уровне, и имеет опыт это делать доходчиво и понятно.

 

А потом уже начинается углубленное изучение наук, и тут в каждой науке уже свой учитель, потому что одному человеку сложно вместить в себе столько знания, да еще и уметь им делиться с учениками, которые начальное изучили, и у них есть вопросы, на которые учитель начальных классов либо не знает ответа, либо забыл, так как нет вопрошающих.

 

НУ а что делать конкретному человеку с этими проблемами своего роста, лучше всего сказал прп. Серафим Саровский, что делать (изучать) нужно то, что способствует увеличению благодати. Ведь благодать дается Богом, и, стало быть, за то, что человек делает то, что согласуется с волей Божией.

 

Нужно ли остальное оставить? Скорее всего - да, так как жизнь коротка, дни лукавы.

 

Правда, чтобы следовать этому нехитрому правилу, человек сначала должен:

 

1) Научиться делать то, что согласуется с волей Божией.

2) Делать это настолько хорошо, чтобы получить благодать.

3) Распознать, что это благодать.

4) Потерять ее (хотя бы чуть-чуть), чтобы следить за ней, как мерилом следования воле Божией.

5) Следить за ней в сердце своем, пытаясь сохранить.

6) Стараться делать то, что ее приумножит.

 

Это - время по сбору камней (благодати).

 

А есть время их разбрасывать - то есть, носить тяготы, в особенности, своих ближних, и покрывая их своей (своей ли?) любовью, то есть, благодатью. Как у Христа, когда он излечил кровоточивую, он громогласно сказал, что Его покинула сила. Так и мы теряем силы, пытаясь как-то сгладить "выверты" своих ближних. И, если в этой борьбе мы будем надеяться на себя и свои силы, то они иссякнут, и будет уже двойное падение (начнем орать и строить своих ближних, сквернословия, а может даже и до рукоприкладства дойдет).

 

На православии.ру статья была хорошая протоиерея Валериана Кречетова "Любовь объясняет все, что совершается в храме". Для меня было откровением узнать, что храм требует нового освящения малым чином, если в нем произошла драка или сквернословие. В этом чине, как я понял, именно прибегают к Богу для того, чтобы Он даровал Своему храму благодать и место это оставалось по-прежнему святым и благодатным.

 

Так что во всех этих конфликтах, даже любя своих ближних, надо быть не с ними, а с Богом, и просить Его Своею благодатию покрыть немощи наши, вразумить и наставить на путь истинный. А если наши близкие все равно "брыкаются", значит, это время испытания нашего терпения.

 

Ну а если же мы сами "взбрыкиваем", то тут нужно уединяться и молиться, дабы Госполь избавил и нас от этих напастей, и ближних наших от бремен неудобоносимых, которыми мы уже на их плечи рухнули.

 

На словах, конечно, это все довльно просто. А нужно все это в реальность воплощать, делами. Тут много сложностей...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Блаженной памяти Старец Паисий Святогорец СЛОВА том 6-ой "О молитве"

  

Его ответы сестрам обители.  Подумалось поделиться со всеми. Греция, Украина, Россия - не важно, о каком государстве идет речь. 

  

Глава "Мобилизация молитвы"

  

- Геронда, будет война? 

  

- Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы Бог нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. Мне было такое извещение: "Усиленно молитесь, чтобы туркам помешали, потому что в воскресение 16 октября они собираются на нас напасть" (здесь в тексте сносочка: сказано в ноябре 1983 года. Извещение это было не человеческое, но божественное). Слава Богу, пока Богородица нас хранит, будем надеяться, что будет хранить нас и дальше. 

  

- Геронда, когда опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом? 

  

- Что, в других местах нет войны? Что значит "у нас" и "у них" ? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от Адама и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с остальными людьми братья только по плоти. Значит, еще один повод больше за них молиться, потому что они несчастнее нас. 

  

- Геронда, сейчас в трудное для Греции время я больше молюсь, но в то же время думаю, что спасение Греции не зависит от моей молитвы. 

  

- Не в том дело, что спасение Греции зависит от твоей молитвы, но в том, что если ты думаешь о трудностях, которые переживает Греция, значит болеешь за Родину и просишь Бога о помощи, и только Он один может помочь. 

Молитесь, чтобы Бог явил людей духовных, Маккавеев, потому что в них большая потребность. Пришло время борьбы добра со злом, потому что беззаконие возведено в закон, а грех сделался модой. Но, когда вы увидите беды в Греции, правительство станет издавать безумные законы и начнется всеобщая нестабильность, не бойтесь - Бог поможет (по сносочке: сказано в 1981 году)

  

- Судя по тому, что Вы говорите, геронда, нам нужно все оставить и все силы направить на молитву. 

  

- Конечно, как же еще! Весь мир кипит как большой котел. Церковь, государство, народы - все перевернулось вверх дном! И к чему все это ведет, не знает никто. Будем надеяться на помощь Божию! Монахам нужно усиленно молиться. Им нужно оставить все свои, даже срочные дела и заняться молитвой. 

По мере сил молитесь со смирением за мир, который дал лукавому большие права над собой и страдает. ...."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из книги Константина Яннициотиса "Рядом со старцем Порфирием" :

Однажды меня раздражали мысли горечи о некоторых людях, которые несправедливо меня осуждали. Тогда батюшка Порфирий Байрактарис ударил в колокол опасности для моей агрессивной, как он сказал позиции. Я возразил, что не сказал, и не сделал чего-либо против моих обидчиков, но лишь думал о них отрицательно, никого не трогая при этом. Тогда старец открыл мне ещё одну тайну духовной борьбы, говоря:" Во всяком несправедливом обвинении  в тягость тебе не раздражайся и не выходи из себя. Это плохо. Плохое начинается от плохих мыслей. Когда огорчаешься и раздражаешься хотя бы мысленно, теряешь духовный покой. Препятствуешь Духу Святому действовать и позволяешь дьяволу увеличить зло. Ты всегда молись, люби и прощай, изгоняя из себя всякий плохой помысел."

Т.е. старец Порфирий научил, что плохая мысль наша о ближнем, с одной стороны, оскверняет нашу душу до греха, с другой стороны, делает или может сделать зло ему. Плохая мысль испускает злую силу, которая влияет на другого также, как молитва помогает ему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Доброе дело.

 

Сижу, думаю: «Какое мне доброе дело сделать?» Прочитала житие святого подвижника, скольким он людям помогал, себя не жалел… А что я могу? Сижу в декретном отпуске с третьим ребёнком. Они тянут всё моё время и внимание на себя! Я ничего не успеваю! Как белка в колесе: разбудить, проверить почистили ли зубы, помочь умыться, накормить. Отправить в школу и садик, мужа на работу проводить, поцеловать. Хорошо, что придумали стиральную машинку-автомат. Я бы этому человеку памятник поставила! С маленьким хлопот целый день, уже ползает, везде залезет и всё вытащит! Глаз да глаз нужен! Да ещё папа больной, еле двигается по квартире. Тоже проблема: чем кормить? То это не хочет, то пересолила, то пресное приготовила, то пироги захотел! Прямо сил не хватает, капризничает, как малое дитя. Приходиться другой раз бежать в магазин и покупать то селёдочку, то яблоки! Таскаю его на себе в ванную и туалет, спина болит уже. Дети тоже на руки лезут. Муж приходит уставший и его надо приласкать и выслушать! Вот когда мне доброе дело сделать? Вчера, пошла в церковь с детьми, подготовила ко Причастию. Думаю попрошайкам дам денег, будет милостыня. Они мне скажут: «Спасибо!» а я им: «Во славу Божию!» Буду милосердной. Приходим, а ни одного нищего нет. Дождь и ветер всех разогнали. Сижу теперь вся в размышлениях. Папа из комнаты кричит: «Сходи в аптеку. У меня лекарство закончилось!» Ну вот, раздирает его. Кричит и кричит! Да что же это такое! Даже подумать о добром деле не даёт! «Потом схожу! Дай отдохнуть, пока маленький спит! И не кричи. Разбудишь!» Отец снова шумит, не может ждать до вечера, сейчас хочет! О-о-ох!!! Ни смирения у него, ни терпения! Замучил! Иду, иду уже в твою аптеку! Как же мне спастись в жизнь вечную, если даже подумать не дают!!! Злая выскакиваю на улицу. Бегу против холодного ветра. Молюсь: «Господи помилуй!» Вот оно лекарство. Несу домой. И меня осенило! Так вот же доброе дело: сходить в аптеку для немощного отца! Умыть его, причесать, накормить, не перечить, не ворчать! Вот мой источник для добрых дел! Мой больной папочка! Я спасусь, ухаживая за папой с любовью. Слава Тебе Господи! Ты меня утешил, вразумил, дал надежду!

Посмотрите вокруг, может и у вас рядом «источник спасения» есть?

Елена КОРАБЛЁВА 

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=7420
© PravChelny.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что же такое благоразумие?


 


- Благоразумие и рассудительность – это самые редкие добродетели, о чем говорят все святые отцы Церкви, и в то же время это дар Святого Духа человечеству.  Все святые отцы-аскеты, писавшие свои произведения для монашествующих и своих учеников, отмечали, что и молитва, и пост, и другие подвиги без добродетели рассудительности могут не только не принести пользы, но и причинить вред.


Без рассудительности в наше время прожить просто невозможно. Это одновременно и редчайшая, и необходимейшая добродетель. Все мы знаем это из собственного опыта, например, бывают ситуации, когда хочешь помочь человеку, даешь совет, но тем самым ранишь эгоизм ближнего, и он не принимает твоей помощи. Казалось, цель была благая, а результат оказался обратным. Или хотим поделиться сокровищем своей веры с теми, кто еще не пришел Богу, но делая это неграмотно или неуместно, говоря из собственного субъективного понимания веры, мы не приводим, а отталкиваем людей.


Бывают ситуации, когда мы должны действовать решительно и активно, например, защищая честь или жизнь человека. А бывает, когда должны отойти в сторону, выждать, как говорил старец Паисий Афонский, дать место действовать Богу. То есть ситуации бывают очень разными, и действовать в них надо различно.


Это замечательно понял своим пытливым умом древнеримский философ, блестящий оратор Цицерон. В своем труде об ораторском искусстве он назвал три основных кита ораторского искусства: надо знать, что говоришь, когда говоришь, как говоришь. То есть, во-первых, понимать, какую передаешь информацию, когда говоришь – означает понимать, уместно ли сообщать ее в данный момент, бывает, что полезная информация, но сказанная не вовремя, не приносит должного плода. И как говоришь – если добрый совет дан с излишней страстностью, субъективизмом, он может не достичь цели.


 


- Вопрос телезрительницы из г. Ярославля: Всегда ли полезно и разумно обличать человека за его неблаговидные поступки. Так как я работаю учителем, это мой «профессиональный долг», но ведь обличение – это грех, как тут быть?


 


Ваш вопрос очень актуальный, тут надо понимать нюансы обличения, осуждения и рассуждения. Как говорят святые отцы, рассуждать без обличения могут только люди, достигшие чистоты сердца, бесстрастия, победившие себя. Мы же, даже если произносим слова «я не осуждаю, рассуждаю», чаще всего привносим свой эгоизм, и любое наше рассуждение не что иное, как осуждение.


Старец Паисий мудро пишет, что в каждом случае есть до пятисот подслучаев. Надо сначала посмотреть вглубь сердца и понять, каковы мои истинные мотивы, действительно ли я хочу помочь этому человеку бескорыстно, с душевной болью или же у меня есть предубеждение. Как говорит тот же старец Паисий, сердце сердцу весть подает. Если есть даже малейшая тень неприязни или предубеждения к человеку, то сердце его почувствует тревогу, и наш добрый совет будет, как кремень, высекающий искры. Мы хотим помочь, но наш эгоизм сталкивается с его эгоизмом, и происходит обратная реакция. Все мы испорчены эгоизмом, все больные люди, потому нам так и требуется рассудительность, помощь от Бога.


Святые отцы говорят, что прежде чем совершить любое доброе дело, дать совет, надо дать им вызреть. Необходимо выждать какое-то время, помолиться Богу, умиротвориться, а затем задать себе вопрос, действительно ли ты хочешь сделать это бескорыстно или ты хочешь показать себя или обличить его. Если есть проявления твоей страстности, то лучше не давать совета, поскольку он не принесет пользы.


 


- Бывает так, что совет необходим сию минуту, нет времени ждать, как тогда поступать?


 


Православный христианин должен хоть на минуту вознести свое сердце к Богу и попросить «Господи, помоги! Господи, вразуми!» Бывает, что необходимы безотлагательные решения, нет времени на рассуждения, тогда на такое мысленное обращение к Господу из самого нашего сердца, благодать Божия вмешивается в ситуацию, и Господь помогает сделать это лучше, нежели мы своими ограниченными человеческими силами.


 


- Вопрос телезрителя из Москвы: Ваше мнение по поводу миссионерских литургий с комментариями во время богослужения?


 


- Поскольку мое послушание в благочинии связано с миссионерской работой, я понимаю Ваш вопрос и хотел бы обратить Ваше внимание на один нюанс в Миссионерской концепции Русской Православной Церкви, одобренной на Архиерейском соборе и изданной отдельной брошюрой в 2005 году.


Составлению данной концепции предшествовало длительное обсуждение вопросов священниками с разным опытом различные формы просветительской работы. Еще на этапе обсуждения выяснилась такая особенность, что молодые священнослужители были за проведение миссионерских литургий, опытные, зрелые, имеющие длительную пастырскую практику, высказывались за то, что изучение литургии лучше проводить отдельно от богослужения. Работать с людьми лучше во внебогослужебное время, разъясняя прихожанам содержание и ход литургии, но не рассекать молитвенную ткань богослужения комментариями.


Подобное объяснимо, молодости свойственны авантюризм, бесстрашие по отношению к традиции и последствиям. В более зрелом возрасте человек редко стремится ломать традиции, больше задумывается о возможных последствиях своих благих намерений.


В 2013 году вся Русская Православная Церковь, а также Украина, Белоруссия торжественно отмечали 1025-летие Крещения Руси. Давайте посмотрим, каков был отправной момент этого события. Князь Владимир посылал своих послов, то есть дипломатов выбирать веру. В Константинополе их приводят в Софийский собор на богослужение, и внутренняя, и внешняя красота этого богослужения совершенно их преобразили и убедили. Видите, какое миссионерское значение имеет Божественная литургия, совершаемая благоговейно, молитвенно, внимательно. Простите, если я иронизирую, но ведь греческое духовенство при всей заинтересованности в обращении в православие столь большой и могущественной державы не стало делать специальную учебную литургию для обращения послов. Они были очень мудрыми людьми, они молились, и благодать Божия сделала дело за них.


При проведении миссионерской литургии – эти требования есть на сайте Миссионерского отдела – необходимо не только благословения правящего архиерея, но и благочинного округа, чтобы на месте понять, насколько нужна такая литургия в конкретном приходе, чтобы не ранить, не смутить прихожан. Лучше везде соблюдать осторожность, мудрость и понимать, что наши слова не могут действовать так, как молитва.


 


- Вопрос телезрительницы из Московской области: К моим знакомым, которые хотели крестить своего ребенка, на улице подошли некие проповедники и сказали, что крестить ребенка в младенчестве несправедливо по отношению к нему. Он должен вырасти и самостоятельно сделать свой выбор в вопросах веры. Как к этому относиться?


 


- Тоже актуальный вопрос. Я сам встречался с такими проповедниками, очень доброжелательными и грамотными, говорящими о том же, что ребенок должен креститься, когда вырастет и сможет осознанно принять веру.


При встрече с протестантами Вы можете обратить их внимание на 10 главу апостольских Деяний, где говорится о сотнике Корнилии, язычнике, которому было явление ангела, и он пришел к апостолу Петру, которому также было свое видение. Петр приходит в дом Корнилия, произносит пламенную речь, после чего уверовав в истинного Бога, Корнилий просит  произвести крещение. И фраза: «Крестились все в доме Корнилия». Если бы это касалось только взрослых, то было бы написано.


Приведу еще образ:  представьте корабль в бушующем море, где гребцы долго плывут к родному берегу, самоотверженно и дружно борясь с захлестывающими корабль волнами. И вот на корабле рождается ребенок, всему ему рады, это будущий гребец, который тоже должен добраться до долгожданного берега. Но приходит «доброжелатель» и улыбаясь говорит, что ребенок, в отличие от них, оказался на корабле не по собственной воле, потому его надо выбросить за борт, в наполненное хищными гадами море, а когда он вырастет и определится, то если захочет, его возьмут на корабль. Образ моря как нашего мира, наполненного житейскими искушениями и волнениями, Церкви как корабля, кормчим на котором является сам Господь – это все евангельские образы. Но выплывет ли наш ребенок из этой пучины, не сожрут ли его хищные морские гады века сего: алкоголизм, наркомания, игромания, да и доживет ли он вообще до сознательного возраста?


На двух Карфагенских поместных соборах в 252 и 419 году, чьи церковные постановления вошли в каноны, говорится о крещении младенцев, чтобы очистить их от внутренней заразы первородного греха.


Зачитаю небольшую цитату из постановления Собора 419 года: «Определено также, кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия, из чего следовало, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении, тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом «Единым человек грех имеет, внидя в мир, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вся согрешиша» (Послание к римлянам, 12:5). И по сему правилу и младенцы, сами собой никаких грехов, не соделавшие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождения очистившись них, очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».


Эти правила Карфагенского собора, как и правила иных Вселенских соборов никем не были отменены. Святитель Григорий Богослов говорит в одном из своих поучений о том, что если родился у тебя младенец, не дай усилиться в нем повреждению, то есть, как можно быстрее крести.


Доброжелателям же, бродящим по нашим городам и весям с альтернативными предложениями, надо грамотно, мудро и с любовью давать от ворот поворот.


 


- Вопрос телезрителя: В Евангелии Христос говорит о метании бисера перед свиньями, то есть о рассудительности в проповедовании веры. Как миссионеру не превратиться в такого метателя бисера?


 


- Толкование данного места Евангелия есть у многих святых отцов, например, у святителя Иоанна Златоустого, преподобного Ефрема Сирина, свт. Филарета Московского, блж. Феофилакта  Болгарского. Они  поясняют, что в данном случае речь идет о проповеди перед аудиторией, которая однозначно нас не воспримет и потопчет эти драгоценные словеса, а потом и нас.


У нас, христиан, есть несравненный способ миссионерства, дарованный самим Господом – это проповедь примером своей жизни. Само присутствие христианина может стать проповедью христианства. Можно не говорить слов, а светить, как свеча, свидетельствуя миру.


 


- Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: Нужно ли на исповеди подробно рассказывать батюшке о своих грехах или достаточно назвать их и покаяться?


 


- Хорошо, чтобы все задавались вопросами покаяния и исповеди, как говорит тот же старец Паисий, покаяние и вера, вот что нужно нашему времени.


Святые отцы однозначно говорят, что во всех грехах надо каяться подробно, кроме плотских, так как при их подробном описании могут происходить услаждение воспоминаниями и смущение священника.  Но, прежде всего, должно быть внутренне сердечное раскаяние о грехах, а не скрупулезное разбирательство их подробностей и деталей.


 


- Благоразумно ли делиться своими сомнениями?


 


Смотря в чем сомнения. Если, например, прочитав нелицеприятную новость о Церкви или священнике в какой-нибудь газете, вы начинаете обсуждать такого рода сомнения с ближними, то сеете сомнения и в них, и они теряют свой внутренний мир. Таким образом, такой человек становится сеятелем, распространителем сомнения, поэтому, на мой взгляд, делиться подобными сомнениями - неблагоразумно.


Святитель Феофан Затворник пишет, обращаясь к адресату писем в книге «Что есть духовная жизнь», что если есть у тебя какое сомнение в вере, сначала скажи сама себе твердо, если так верит святая кафолическая Церковь, то я должна так веровать, а потом ищи ответа у Церкви, как у любящей матери. У Церкви есть ответы на все вопросы, только надо уметь ждать их.


 


- То есть не отметать сомнения, а искать ответов?


 


Неблагоразумно обманывать себя в том, что никаких сомнений нет, иначе они будут накапливаться, внутренне терзать, что ведет к потере душевного мира. Враг нашего спасения чутко диагностирует состояние нашей души, и он может в какой-то момент сыграть так, что это затаенное сомнение приведет к срыву с тяжелыми последствиями, вплоть до ухода от Церкви.


 


- Вопрос телезрителя из Майкопа: Моя жена, с которой мы обвенчаны, ушла к другому мужчине без развода и живет с ним уже полгода. Батюшка из нашего прихода говорит терпеть, снимать венцы я не имею права, так как их одел сам Бог. Сколько же мне терпеть и ждать и как вообще быть?


 


- Непростая ситуация и, к сожалению, в нашем мире семья в большой опасности. Сложно, не зная Вас и конкретно Вашей ситуации, дать какой-то совет, а советов вообще не бывает. Могу лишь напомнить слова мудрого духовника отца Иоанна Крестьянкина, который говорил, надо уметь ждать, Господь обязательно поможет тому, кто умеет ждать. Надо молиться и смотреть, не дал ли я повод врагу для того, чтобы ситуация так кардинально поменялась. Когда рушится семья, независимо от того, кто уходит, однозначно виноваты оба супруга.


Если Вы верующий человек, надо молиться и пристально смотреть в свою душу, не нарушил ли я обетов Богу, тем самым дав права над собой его противнику диаволу. Совесть обязательно подскажет, в чем Вы были виноваты перед Богом и перед своей супругой. Если с надеждой продолжать молиться Господу, то через какое-то время ситуация начнет меняться.


 


- Вопрос телезрительницы: Я крестилась два года назад во взрослом возрасте, мой вопрос о том, как у человека появляется духовный отец.


 


- Духовный отец, как правило, священник с духовным и жизненным опытом. Его просят у Бога, чтобы Господь послал духовного руководителя, но и сами делают шаги к этому. Если Вы поисповедовались один-два раза у священника, и чувствуете, что Ваша душа с легкостью раскрывается на исповеди, начали применять его советы и поняли, что они полезны Вам, то Вы начинаете ходить к этому священнику регулярно, исповедоваться и задавать вопросы. Таким образом, между Вами и этим батюшкой налаживается внутренняя духовная связь, то Вы уже считаете его духовным наставником, а он молится за Вас.


У всех свой характер, темперамент, поэтому разным людям подходят разные батюшки. Например, капеллан обычно тот, кто сам прошел воинскую службу, офицер, поэтому военным легко общаться с ним. Педагогам легче общаться с батюшкой, который имеет высшее образование, читает у них лекции,  они видят в нем некое духовное родство.


 


- При воспитании своих детей благоразумно ли прислушиваться к множеству советов по вопросам воспитания?


 


- Мы живем в обществе, где культ потребления. Дело не  только в приобретении вещей, сам внутренний менталитет человека общества потребления в том, чтобы ему и его детям делали хорошо, но сам он к этому не прилагает никаких усилий.


Откуда будут хорошие врачи, чиновники, если мы сами не воспитаем наших детей такими же. Мы не хотим трудиться сами над их воспитанием. Откуда нынешние советчики взяли советы, в основном, из западных книг. Эти советы зачастую разрушительны, как для самого ребенка, так и в будущем для всего общества. Поэтому не всякий совет надо принимать, надо смотреть, угоден ли он Богу, согласуется с учением Церкви. Ведь у Церкви богатейший опыт в воспитании нравственной личности. Если мы люди верующие, мы должны советоваться прежде всего с учением Церкви


.http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-27-yanvarya


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Некоторые изречения святых отцов мне иногда кажутся просто недосягаемыми. Прочитал вот в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря наставление Серафима Саровского одному мирянину: "Устрой мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст слёзы раскаяния."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Некоторые изречения святых отцов мне иногда кажутся просто недосягаемыми. Прочитал вот в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря наставление Серафима Саровского одному мирянину: "Устрой мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст слёзы раскаяния."

Может, преподобный мягко намекал на затворничество? Ведь можно построить домик в лесу и жить там, договорившись с родней о том, что те будут периодически приносить туда заранее оговоренные продукты в отсутствие хозяина постройки. А самому, дабы развеять скуку, общаться с местными лесными белочками, не говорящими по-человечески. Наверно, лабуду напечатала, но это, на мой взгляд, единственный вариант никогда не огорчаться и не огорчать ближнего своего. Но с офисной работой это действительно недосягаемо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Гость samaryanka
      Автор: Гость samaryanka
      Служу в храме 15 лет.Не по наслышке знаю о трудностях и искушениях клиросного послушания.Но неужели все так безнадёжно?Не из этого ли мнения следует то,что многие священнослужители оберегают своих чад от клиросного послушания.На клиросе спастись невозможно,значит,нужно бежать с него не оглядываясь.А в хоре пусть поют наемники!....
×
×
  • Создать...