Jump to content
  • 0
Василиса М.

Промысел Божий (воля Божия) и воля человека - помогите разобраться.

Question

Posted (edited)

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться. 

Как согласуется Промысел Божий и воля человека? Спрашивала у священников и искала в творениях св. Отцов, вразумительного ответа так и не нашла. Этот вопрос меня очень сильно мучает и касается лично меня, моей жизни. 

Сказано, что Бог не может коснуться воли человека, значит Бог просто посторонний наблюдатель? А как же тогда Промысел Божий? Когда человек наделает каких-то ошибок или  неправильно устроит свою жизнь, то говорят: "Разве Бог виноват в этом? Бог не прикасается к свободе человека. Ты сам виноват".  Но когда человек начинает унывать, роптать, ему говорят: "Бог лучше знает, что полезнее для человека, для его спасения. Поэтому Он устроил твою жизнь наилучшим для тебя образом". Так кто устрояет жизнь человека - он сам или Бог?

Православие говорит: "Положись на Бога. Он бдит над тобой и не даст волосу упасть с твоей головы без Его воли". Значит, Он все-таки может вмешаться в волю другого человека, чтобы он, например, не навредил другому человеку, а в другом случае просто не вмешаться. Святые учат, что люди, которые далают нам зло, всего лишь орудия в руках Божиих. Например, преступник убил невинного человека. Значит, Бог "внушил" этому преступнику убить этого человека? Многие скажут, что Бог просто попустил, что равнозначно не вмешался в волю преступника. А если бы не попустил, вмешался, значит, мог внушить преступнику мысль не убивать? Не понятно...

Вся наша жизнь устраивается от воли самого человека и воль других людей, чью свободу Бог не касается. Говорят, по Промыслу Божию я попал туда-то, или со мной случилось то-то, или я встретился с тем-то, что все не случайно и было задумано  Богом... Но человек же сам думал, принимал решения, делал выбор, делал какие-то шаги. А если все ниспослано Богом, то значит Бог посылал эти мысли поступить так или иначе, а значит человек не вполне свободен. 

Святые говорят, что Бог лучше знает, кому быть в этой жизни богатым, а кому бедным. кому здоровым, а кому больным и пр. Но если Бог видит, например, что родившему ребенку лучше для спасения быть больным в этой жизни, то Он делает, чтобы врач при родах допустил ошибку и ребенок остался инвалидом на всю жизнь. Значит, Бог "повлиял" на этого врача?  А врач будет отвечать за свою безалаберность, если Бог уже решил все относительно этого ребенка? Или, говорят, что Бог забирает душу человека в наилучшее для его спасения время. И вот, Бог "решает", что пора человеку умереть. Человек выбирает, на какое число брать билет на самолет - на пятое, к примеру, или шестое. Делает выбор на шестое, и этот самолет терпит авиакатастрофу. Всё, Промысел Божий (воля Божия) состоялся относительно этого человека. Но выбор-то делал сам человек!!!! 

 

Все так не понятно... Помогите, пожалуйста, разобраться.

Edited by Василиса М.

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
1 час назад, Василиса М. сказал:

Это одно из самых непонятных для меня мест в Ветхом Завете

Василиса, в Ветхом Завете вообще многое не понятно, даже на первый взгляд казалось бы совсем понятным) Тем более законы Ветхого Завета, например обижающим родителей, вполне так смертная казнь и т.д.

 

И тут как раз без толкования святых отцов не обойтись, ну или как тут выше выразились "профессионалов" )

 

http://bible.optina.ru/old:ish:04:21

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, Василиса М. сказал:

Отсюда и вся нерешительность и страх у человека перед принятием решения: а вдруг я сделаю неправильный выбор.

"Неправильный выбор" сделать мы боимся, а грех нет. Потому что под "неправильным выбором" мы часто понимаем то, что принесет нам какой-то ущерб.

2 часа назад, Василиса М. сказал:

Но есть и нейтральные поступки житейского характера, которые могут привести к непоправимым последствиям и даже смерти.

Единственное "непоправимое последствие" - это отказ Бога, который ни с какими нейтральными поступками житейского характера не спутаешь. 

 

2 часа назад, Василиса М. сказал:

Значит покаяние  одного человека могло предотвратить авиакатастрофу.

Могло. Если бы в Содоме оказалось хотя бы десять праведников, то Господь бы пощадил город (Быт.18:33).

2 часа назад, Василиса М. сказал:

Значит, их жизнь зависела от воли одного человека? А они то тут при чем?

Нет, если только этот человек не был террористом,пронесшим в самолет бомбу. У всех была свободная воля. А что Вы так упираете на этот злосчастный самолет? Почему Вас не интересует, что будет с этими людьми дальше? Ведь Господь хочет, чтобы все спаслись в вечности, а не долетели из Москвы в Нью-Йорк; последнее - второстепенно. 

 

Edited by Юрий Кур
  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, tuk.tuk_tuk сказал:

А у них разве не Христос учитель, если они веры православной? И Вы знаете толкование того стиха их Евангелия, откуда были взяты слова "один у вас Учитель-Христос"(Мф. 23:8)? 

  Показать содержимое

 

Если не секрет, то зачем вы мне всё это написали? Тоже проблемы с пониманием? Или действительно считаете, что на слова Учителя, что Он Один Учитель, нужно   какое-то толкование? Хотите чего-то сказать, ради Бога, говорите, здравомыслящее и желательно своими словами. Или просто не отвечайте, я же не тяну вас за язык. И сказки о том, что на всё воля Божья, мне не интересны, так, как только своей волей, человек, отвечает или молчит.  И только своей волей человек или делает, или не делает. А слова на всё воля Божья и ишаку известны, так как и ишак знает, кто Творец этого мира. Кто Истинный Хозяин этого мира, правда пока изгнанный добрыми людьми. И до Судного Дня и пшеница и плевелы будут расти вместе, но ведь это не значит, что человек, нарушающий Закон Бога Живого, делает это по воле Бога или по Его попущению? Если ясно говорит Писание, что Бог, это Любовь и что Бог не желает смерти грешника и готов каждого, с верою и правдою к Нему обратившемуся, дать прощение и спасение? Или не согласны с чем?

Share this post


Link to post
  • 0

а.

2 часа назад, Василиса М. сказал:

Отсюда и вся нерешительность и страх у человека перед принятием решения: а вдруг я сделаю неправильный выбор. Понятно, что воля Божия состоит, чтобы жили по Евангелию. Но есть и нейтральные поступки житейского характера, которые могут привести к непоправимым последствиям и даже смерти. 

Неужели вы действительно считаете, что этот мир и мир Господа, одно и то же? Думаете шутит Писание, говоря о том, кто друг этому миру, тот враг Богу? После Судного Дня только воцариться Христос, Истинный Князь этого мира. А пока падший тут зверствует. Наверно вам нужно определиться, что вам нужно, познания о Боге или о проблемах этого мира? Скажу вам, по секрету, чем больше вы будите молиться и стремиться к горнему, к Богу, тем злее и сильнее будет нападать на вас падший. Тем изощрённее будут его хитросплетения и ловушки. Это его сущность такая, не хочет он отпускать своих рабов. А всё люди, его рабы, пока Христос не освободит, от этого рабства греха. Как правило, это наступает и становиться известным после смерти плоти, но Слава Богу и при жизни есть Светильники в этом мире. Храни вас Бог.

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, Василиса М. сказал:

Закон кармы получается :))

Василиса, как бывший индуист и дзен-буддист, поясню, что "карма" означает всего-навсего "действие". В индуизме данным термином выражается сложная закономерность бездушного механизма "реакции мироздания".

 

Всю несостоятельность этой порочной "системы" понимали сами индуисты даже до открытия буддизма в т.н. карме-йоге (йоге абсолютного бескорыстия) и джнана-йоге (йоге совершенного знания).

 

И Бог у них понимается как некий безликий равнодушный абсолют - - т.е. бесполезная абстракция, не более.

 

Буддизм же предлагает бегство от "кармы" путём духовного самоубийства собственной личности - - мол, раз нет действующего лица, то нет и последствий этих действий: аморфное "перекати-поле" получается вместо человека, которому неважно,  спасать или убивать.

 

В православии Бог есть Любовь - - Он заботится одновременно (!) о всех Своих творениях и о каждом из них. Это непостижимое по своей безграничности действие Промысла Божия.

 

Вопрос только лишь в нашем постоянном (!) доверии Ему, Чья воля - - святость наша.

Edited by AndreyVKh
добавил пропущенную запятую и скорректировал формулировку
  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, Владислав-777 сказал:

Если не секрет, то зачем вы мне всё это написали? Тоже проблемы с пониманием?... Хотите чего-то сказать, ради Бога, говорите, здравомыслящее и желательно своими словами...

Помимо своих слов есть уже сказанные, услышанные и записанные слова Святых Отцов Церкви, которую учредил сам Христос

Скрытый текст

"и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"(Мф. 16:18)

, который нам Отец, Учитель и Наставник

Скрытый текст

"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"(Мф. 23:8)

.

Share this post


Link to post
  • 0
20 минут назад, tuk.tuk_tuk сказал:

Помимо своих слов есть уже сказанные, услышанные и записанные слова Святых Отцов Церкви, которую учредил сам Христос

  Показать содержимое

"и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"(Мф. 16:18)

, который нам Отец, Учитель и Наставник

  Показать содержимое

"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"(Мф. 23:8)

.

Пожалуйста, примите к сведению, что Владислав-777 на нашем форуме "протестантствует" и вежливое общение предпочитает не демонстрировать, зато щедр на грубости, что, в принципе, следует принять с благодарностью Господу.

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
14 минут назад, AndreyVKh сказал:

Пожалуйста, примите к сведению, что Владислав-777 на нашем форуме "протестантствует" и вежливое общение предпочитает не демонстрировать, зато щедр на грубости, что, в принципе, следует принять с благодарностью Господу.

Заметьте, я пишу всегда одно и то же, что то, что выходит из человека, к человеку и возвращается. Что именно то, чего выходит, из человека, губит его или спасает, в зависимости от того, чего выходит. Я пишу, что я не камикадзе и всегда и всем и всё прощаю и желаю только спасения, даже самой последней твари, которой сам и являюсь. ))) Но вам интереснее свои мысли и познания своего сердца и своих дум обо мне выложить. Ваше право, надеюсь помните, что на Суд Бога Живого я отдаю всё и вся? Вот и чудненько, теперь и убедите Его, что правду сказали обо мне, так как за вашу ложь, обо мне, я уже выставил счёт, и пока не получу с вас с полна, не успокоюсь ))). Надеюсь помните, что меня Владом ругают? Вот и чудненько, теперь умолите Христа, защитить вас ))). Удачи вам. Как я люблю чудиков ))))

52 минуты назад, tuk.tuk_tuk сказал:

Помимо своих слов есть уже сказанные, услышанные и записанные слова Святых Отцов Церкви, которую учредил сам Христос

  Показать содержимое

"и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"(Мф. 16:18)

, который нам Отец, Учитель и Наставник

  Показать содержимое

"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"(Мф. 23:8)

.

Вы меня простите конечно, но зачем вы мне опять написали? Невольно напрашивается вопрос, вы адекватны? Или считаете, что человек, в данный момент я, так как вы мне пишите, не знаю того, чего сказано другими или того, о чём сказано в Писании? Или типа чего-то умное сотворили, переписав мне то, о чём даже понятия не имеете, судя из написанного вами далее и сделанных выводах? Тем более выводы эти не ваши, а священства, у которых своя борьба за привилегии именно их вероисповедания.  Церковь, это люди. На день пребывания Христа, только Пётр назвал Христа Сыном Всевышнего. Только сердце Петра было доступно к пониманию. Законов Мироздания, Законов Царствия Божия. Потому на сердце Петра и построил Христос Церковь Свою. И Свой Храм Христос построил в сердце своём. И русским языком сказал, что может разрушить этот Храм Божий и в три дня создать его. И доказал это Своим Воскрешением. Вот видите, вы даже таких простых вещей не понимаете, тогда зачем мне пишите то, чему не Учит Христос? Продолжите мне уроки банальности или всё-таки лучше займётесь покаянием и примирением с Христом? Построением своего храма? Очищением своего сердца? Займётесь своим домостроительством? Не подумайте, что запрещаю вам чего или учу чему. Я лишь вам пишу своё мнение и своё видение данной ситуации. Это только заболеть можно всем вместе, а вот лечение у каждого будет индивидуальное и по подбору лекарств и по времени исцеления. Найдите Христа, Он вам нужен, а меня оставьте в покое от людских банальностей, к тому же которые вы не так понимаете и извращаете слова других людей. Но не запретишь, нравится вам видимо проблемы. Дай Бог перетерпеть всё и не сломаться.

Share this post


Link to post
  • 0

@Василиса М. Вот здесь в принципе можно не так много почитать про Промысл и свободу: https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/dialogi/8, ну и глянуть вот это: https://www.youtube.com/watch?v=Ftkp9zijkqg.
К вопросу о покупке билета на самолёт нашел вот это:https://www.youtube.com/watch?v=MhifMVDJEhM.

@Владислав-777 -"...слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму"(Мф. 15:14), а есть те, кто до неба добрался. И человек пока живёт в этом мире, говорит свои слова в этом мире, и качество его слов, на мой взгляд, ниже качества слов тех, кто добрался до неба, хотя бы по причине авторитета и завершенности пути говорящего.

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
3 минуты назад, tuk.tuk_tuk сказал:

@Владислав-777 -"...слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму"(Мф. 15:14), а есть те, кто до неба добрался. И человек пока живёт в этом мире, говорит свои слова в этом мире, и качество его слов, на мой взгляд, ниже качества слов тех, кто добрался до неба, хотя бы по причине авторитета и завершенности пути говорящего.

Вы хоть поняли сами то, чего написали и о чём? Или считаете я где-то об этом говорил, а не в ваши тараканы вам это нашептали? Смысл ваших постов? Нравятся вам кумиры, ради Бога, меня не доставайте этой глупостью, а то устал говорить, что у меня только один кумир, Христос. Продолжите? Или проявите благоразумие? 

Share this post


Link to post
  • 0
2 минуты назад, Владислав-777 сказал:

...только один кумир, Христос.

"Не сотвори себе кумира..."(Исх. 20:4).
А Христос разве запрещал Святых Отцов, Церковь и т.д. и утверждал только личное мнение человека?

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
8 минут назад, tuk.tuk_tuk сказал:

"Не сотвори себе кумира..."(Исх. 20:4).
А Христос разве запрещал Святых Отцов, Церковь и т.д. и утверждал только личное мнение человека?

Лечите голову, хорошо? И гоните ваши глупые мысли. А если хотите продолжить уроки вашей глупости, то и приведите мне мои слова, о том, что я запретил Святых Отцов или чего-то подобное. Я даже вам не запрещаю писать вашу глупость. Показывайте своё нутро, разве я против ))) Я всё взыщу, вы сильно не пострадайте. Вы Писание то хоть знаете? Законы Мироздания? Или только тараканьи сплетни озвучиваете? Спаси вас Бог, от вашей глупости. 

 

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Св. Евангелие от Матфея 5:25,26)

 

 

Edited by Владислав-777

Share this post


Link to post
  • 0
29 минут назад, Владислав-777 сказал:

(Св. Евангелие от Матфея 5:25,26)

Это Вы к чему?
Я говорю о том, что в прошлых сообщениях Вы спрашивали

Цитата

Вы как-то интересно рассуждаете. Его гадания кому-то нужны? Человек спросил. Дай ответ своими словами. Не можешь, не знаешь, так гадать к чему и на кого-то ссылаться?

"так гадать к чему и на кого-то ссылаться?" - я ссылаюсь, в частности, на учение Церкви, главой которой есть сам Христос

Цитата

"и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем."(Еф. 1:22-23)

, которая "есть Тело Его"(Еф. 1:23), невеста Христа.

Edited by tuk.tuk_tuk
  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
2 минуты назад, tuk.tuk_tuk сказал:

Это Вы к чему?
Я говорю о том, что в прошлых сообщениях Вы спрашивали

"так гадать к чему и на кого-то ссылаться?" - я ссылаюсь, в частности, на учение Церкви, главой которой есть сам Христос

, которая "есть Тело Его"(Еф. 1:23), невеста Христа.

Я вообще прошу вас не открывать рта, в мою сторону, так как не о чем говорить с вами. Мне со столбом интереснее будет говорить. А за Церковь, точнее за вероисповедания, Слава Богу без вас есть кому сказать, а вы не священник, вы никто, и звать вас, никак, так почему рот открываете, да ещё от имени церкви? Вы за себя научить связанно говорить, хорошо? Окончите уроки глупости или продолжите? 

Share this post


Link to post
  • 0

Промысл Божий

протоиерей Александр Глебов

 

Можно ли сравнивать православное учение о промысле Божьем с понятием человеческой судьбы?  Об этом мы сегодня поговорим с кандидатом богословия, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии,  протоиереем Александром Глебовым.

К: Отец Александр,   что же такое – промысл Божий?А:  Разговор о промысле Божьем открывает очень важную тему – тему ответственности Бога за свое творение. Вот мы обычно говорим о своей ответственности перед Богом, о том, что нам придется держать перед Богом ответ. Такое понятие, как промысл Божий, говорит об ответственности Бога за род человеческий и за сотворенный Им мир.  Есть такое религиозно-философское учение, которое называется   «деизм» – в нем понятие промысла Божия отсутствует! Деизм говорит о Боге  как о творце мира, но не говорит о Боге как о промыслителе мира. Да, Бог сотворил мир, Бог сотворил человека, наделил человека разумом, свободной волей и как бы отстранился от всякого участия в дальнейшей судьбе этого мира.  Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире происходит. Почему я упомянул о деизме? 

Скрытый текст

 

Потому что сегодня многие люди, может быть даже сами того не осознавая, разделяют именно такую точку зрения. Они видят в творческом акте Бога  обоснование бытия этого мира, потому что представить себе, что вот этот мир, столь разумно устроенный, столь сложно организованный, развивающийся по каким-то определенным законам, возник просто сам по себе из ничего.  Представить такое для многих людей довольно проблематично. Но в то же время они не видят какого-то разумного присутствия Божьего  в этом мире.  В этом мире – много зла, много несправедливости, люди болеют, страдают, умирают. То есть, с одной стороны, они признают, что Бог сотворил мир,  потому что этот мир как творение прекрасен и разумно устроен, но, в тоже время, они отказываются признать промысл Божий, потому что то, что происходит в нашем мире часто  не умно, не логично, жестоко и хаотично.
В христианском откровении такие понятия, как  Бог-творец и Бог-промыслитель, неразрывно связаны между собой, потому что само решение Бога о творении мира принималось неразрывно вместе с Его решением о спасении этого мира. Вот это двуединое решение Бога о спасении и о творении  мира получило название  «Предвечный совет  Святой Троицы». Предвечный – значит  до времени, до века сего, до творения мира.  И этот предвечный совет совершенно гениально  изобразил преподобный Андрей Рублев на своей иконе, которая так и называется – «Троица».  Поскольку Бога в его троичности невозможно не только изобразить, но и даже как-то представить, то в православной традиции Святая Троица изображается в виде трех ангелов, которые были явлены Аврааму у дуба Мамврийского. Но рублевская Троица описывает не этот исторический эпизод, когда три ангела пришли к Аврааму и возвестили ему гибель Содома и Гоморры.  Он берет единственный возможный упоминаемый  в Библии образ Святой Троицы и наполняет его не историческим содержанием, а доисторическим, предвечным, он как бы изображает вот этот совет предвечной Святой Троицы. Три ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше виднеется голова жертвенного животного и ангелы смотрят друг на друга, как бы советуясь, совещаясь между собой, кто из них станет вот этой жертвой – Агнцем Божиим. И когда принимается решение,  что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жертвой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого принимается решение о творении самого мира, то есть промысл Божий как бы первичен, а акт творения  – вторичен.

К: Как соотнести человеческую свободу и промысл Божий, ведь человек свободен и может делать все,  что хочет? Как распознать, что происходит в результате наших достижений и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–А: Довольно сложный вопрос и, наверное, дать какой-то исчерпывающий ответ на него невозможно! Здесь как бы явное противоречие, просто не хватает логики, чтобы это охватить. С одной стороны, мы веруем в то, что Господь ведет каждого человека, начиная с его рождения по жизни, но, с другой стороны, ведь Вы совершенно верно сказали, что человек абсолютно свободен и может делать все, что он хочет. Он сам планирует свою жизнь,  правда практика показывает, что наши планы часто и остаются планами и жизнь идет совершенно по другому сценарию, не так, как мы это запланировали, и делать приходится в жизни не то, что ты хочешь, а то, что вынуждают тебя  обстоятельства. Но все-таки все равно свобода выбора остается у человека всегда. Более того, мы попадаем под воздействие других людей, иногда это воздействие доброе, иногда  —  злое, и если государственный закон и уголовное право  ограничивают  как-то злую волю людей, карая их за совершенное преступление, то Господь ведь никого не ограничивает. За примерами далеко ходить не надо: сейчас наши телезрители посмотрят эту передачу, переключат на программу новостей и что они там услышат? Новости! Какие новости? Такие же, как и вчера! Войны, процветает террор, льется кровь, страдают невинные люди, насилие одних над другими, и ведь Господь никого не останавливает, потому что такова злая, но свободная воля людей. Но более того, есть законы природы, закон этого мира и мы, живя в этом мире, попадаем под действие этих законов. Поэтому что-то приходит в нашу жизнь по нашей воле, что-то по доброй или злой воле других людей, где-то мы подчиняемся законам мироздания, но и в том, и в другом, и в третьем случае есть место для промысла Божьего.  Как-то провести в этом калейдоскопе такую четкую черту и сказать, где промысл Божий есть, а где его нет – это, наверное, невозможно!  Правда, некоторые люди эту проблему для себя решают следующим образом:  они говорят приблизительно так,  что вот, если пришло что-то в мою жизнь, то, что не зависит ни от моей воли, ни от воли других людей, а вот совершенно неожиданно, как бы непрогнозируемое, что-то такое необычное. Знаете, как говорил покойный митрополит Никодим: «Все, что неожиданно – то от Бога».   И собственно с этим, конечно, очень сложно не согласиться, но все-таки я бы не стал ограничивать промысл Божий только какими-то особыми событиями в нашей жизни. Мы веруем в то, что Господь промыслом своим ведет человека по жизни, не нарушая человеческой свободы, но каков механизм сочетания этих, казалось бы, несочетаемых реальностей сказать нельзя.

–К: Вы сказали, что многие люди отказываются признавать Божий промысл, потому что не видят разумного действия Бога в мире, но с этим невозможно не согласиться, потому что в мире много страданий, люди делают что хотят, они совершают преступления и Господь их не останавливает. Другие, проходя через испытания, просят Бога о помощи, но Господь не часто их слышит, а если слышит, то только усиливает эти испытания. Как совместить любовь Бога к своему творению, Божий промысл о мире с реальностью, которая происходит вокруг нас?

 А: То, что касается благости Божией и зла, которое присутствует в мире, то обычно по этому поводу высказывают два соображения. Первое – это то, что зло можно уничтожить только с его носителем, то есть с человеком, ну а Бог как раз по своей благости хочет исправления человека, его покаяния, а не его смерти.  Мы  же с вами обращаемся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш».  Мы не называем Бога ни судьей, ни прокурором, ни законом, ни справедливостью, мы называем его отцом. И вот, если перенести наши отношения с Богом на внутрисемейные отношения,  если ребенок чем-то провинился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уничтожает? Даже если ребенок болен, даже если ребенок распространяет вокруг себя зло, даже если этот ребенок вырос и стал преступником.  Да, его осудит общество, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец относится к своему ребенку не с позиции юридического закона, даже не с позиции закона справедливости, он к нему относится с позиции закона любви.  Вот то же самое происходит в наших взаимоотношениях с Богом. Собственно, почему Господь терпит зло, и до какого момента это будет продолжаться, Он пояснил довольно ясно, когда рассказал притчу о пшенице и плевелах. Ну и второе соображение: раз уж в мире существует зло, то Господь оборачивает его ради спасения людей, для исправления людей заблудившихся, грешных людей и для укрепления веры и испытания праведников. Это было хорошо подмечено Гете во фразе Мефистофеля, в известной фразе:  «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Дьявол сеет зло, но Господь использует это зло, как горькое лекарство, для спасения людей и тем самым  обращает зло во благо. 
Но, в общем и целом вот этот вопрос, который Вы мне задали, я, наверное, не ошибусь, если скажу, что с  апологетической точки зрения – это, конечно, самый сложный вопрос. Есть в богословии попытка разрешения этого вопроса, которая получила название   «Теодицея», что значит «оправдание Бога». Нам это название тоже может показаться странным, потому что ведь мы ищем оправдания у Бога, а здесь мы говорим о том, что Бога надо оправдывать.  Бога, действительно, иногда приходится оправдывать, но вот я приведу такой пример, который хорошо известен, наверное, каждому священнику.  Например, приходит в храм мать и говорит, что у неё умер ребенок. Вот она подходит к священнику и задает ему примерно следующий набор вопросов:  «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребенок хуже других, и какое преступление они совершили?  Как вообще можно понять вот это действие Бога, который отнял у неё ребенка и обрек её на такие страдания, сломал ей жизнь?»  Священник, конечно, пытается как-то утешить этого человека, хотя ни о каком утешении здесь говорить невозможно, но и в то же время он пытается как-то защитить   Бога, оправдать Его действия, чтобы этот человек веру не потерял. Другими словами,  это попытка согласовать  между собой все те противоречия, о которых Вы упомянули в вашем вопросе:  что Бог действительно есть любовь, что его промысл направлен ко благу людей.  Все эти положения  подвергаются очень серьезным сомнениям, ведь абсолютно каждый человек, с очень разной степенью воцерковленности, вообще религиозного чувства, задавался подобными вопросами:  что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожалел ради спасения этого мира и, если Он всемогущий, то где проявление этого всемогущества и любви в нашем мире. А ведь иногда совершенно невинные люди проходят через такое горнило страданий, что просто в силу ужаса происходящего принять это как благую волю Божию, как некое добро не представляется возможным.  И вот тогда люди соотносят то, что произошло и промысл Божий, у них остается не много вариантов ответа. Либо Богу действительно нет до нас никакого дела и все рассказы о его любви сильно преувеличены, либо Он не обладает всемогуществом, Он просто вынужден бессильно смотреть, как в мире царствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о страдании невинного, о страдании праведника мы находим в Новом завете, в страдании в смерти невинного Христа.  Если человек определяет для себя вечное спасение как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем праведности и путем святости, то это будет крестный путь, только крестный, никакого обходного пути не существует! Это будет узкий путь и тесные врата, ведущие в Царство Божие. И ведь Господь никого не обманывает, Он не дает никаких ложных обещаний! Каждый, кто читал Евангелие, у него должны отпасть всяческие иллюзии относительно того, что значит следовать за Христом. Господь совершенно ясно говорит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем праведнее человек, тем сильнее его духовная жизнь, тем тяжелее ему будет этот крест. И если человек осмысленно принимает Таинство Крещения, то он должен понимать, что он тем самым изъявляет желание разделить земную судьбу Христа.  Не только Его вечность, не только Его Воскресение, а Его земную участь.  Ну, а как Господь закончил Свою жизнь, всем хорошо известно.

 

https://azbyka.ru/promysl-bozhiy#promysl

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0

Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Схимонах Иосиф Ватопедский

Источник: Портал «Православная жизнь»

 

    Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Скрытый текст

 

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которой в силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

 

Схимонах Иосиф Ватопедский

Источник: Портал «Православная жизнь»

18 сентября 2017 г.

https://pravoslavie.ru/106453.html

  • Like 4

Share this post


Link to post
  • 0

Поверьте, вас за язык никто не тянет. Слова Святых, прекрасны, они сказаны в Духе Святом. Надеюсь поняли суть сказанного? Что всё из сердца самого человека исходит и там рождается? Или даже не задумывались над этим, раз современную рекламу людского учения рассылаете? Это ваше право, пришло время жатвы. Пора собирать посеянное вами и помоги вам Господь. 

Share this post


Link to post
  • 0
 
11 часов назад, Владислав-777 сказал:

Мне со столбом интереснее будет говорить.

Тогда зачем Вы на форум пришли? Мы здесь почти все такие. У Вас что, рядом с домом столбы все снесли? Вы сейчас для многих здесь - искушение и соблазн. А Господь, Которого Вы называете своим Учителем, сказал: "горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18:7).

 

10 часов назад, Владислав-777 сказал:

а вы не священник

А Церковь учит иначе:

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет.2:9).

Толкование свт. Климента Александрийского: "Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; царским же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; священством же - из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу."

 

А то, что мы Божии, познаем по тому, что получаем от него плоды Святого Духа, которые суть  "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал.5:22-23).

 

Вот и давайте каждый посмотрим внутрь себя и решим, есть ли в нас хоть что-то от этих плодов. 

 

  • Like 1
  • Haha 1

Share this post


Link to post
  • 0
13 часов назад, Владислав-777 сказал:

Я пишу, что я не камикадзе и всегда и всем и всё прощаю и желаю только спасения, даже самой последней твари, которой сам и являюсь. )))

Владислав, вы сами себе противоречите по полной программе

 

13 часов назад, Владислав-777 сказал:

я уже выставил счёт, и пока не получу с вас с полна, не успокоюсь )))

 

12 часов назад, Владислав-777 сказал:

Я всё взыщу, вы сильно не пострадайте.

В общем вы действительно заблудились и попутали берега куда попали. Идите мутите воду уже у "своих" или со столбами своими, толку с вами тут никакого. Правильно Юрий сказал - только искушения и соблазн. Как об стену горох.

 

12 часов назад, Владислав-777 сказал:

так почему рот открываете

 

 

13 часов назад, Владислав-777 сказал:

Как я люблю чудиков ))))

 

12 часов назад, Владислав-777 сказал:

а не в ваши тараканы вам это нашептали?

 

12 часов назад, Владислав-777 сказал:

Лечите голову, хорошо?

 

12 часов назад, Владислав-777 сказал:

Я вообще прошу вас не открывать рта, в мою сторону, так как не о чем говорить с вами. Мне со столбом интереснее будет говорить

Я вас уже предупреждал насчет оскорблений участников форума и переходы на личности. Вас и так тут долго терпели, даже слишком.

 

Всех вам благ, удачи в предстоящем и главное вразумления. Пока три месяца в режиме только чтения.

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, Юрий Кур сказал:
А Церковь учит иначе:

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет.2:9).

Толкование свт. Климента Александрийского: "Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; царским же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; священством же - из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу."

Велик соблазн мысленно водрузить себе на голову камилавку не имея благодати священства. Давайте сразу уточним, чтобы не вводить никого в заблуждение:

"В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности".

Прп. Исидор Пелусиот

 

 

 

Share this post


Link to post
  • 0

Важно О Т Д Е Л Я Т Ь говорящего (духовно болящего человека) от произносимых им слов. 

И не приминать слова болящего человека в свое сердце. 

Молитва Богу поможет удержаться от ответного раздражения.

О т д е л я е м грех от грешника. Грех ненавидим, грешника жалеем. 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...