Jump to content
,,,

Беседка

Recommended Posts

Не ищи Правды на земле, а ищи ее в себе

Размышление над притчей старца Михаила (Питкевича)

Елена Наследышева

 

 У каждого из нас есть знаковые места и духовные тексты, которые по-особому впечатлили, запали в душу, помогли что-то осознать или хотя бы приблизиться к пониманию. Когда увидела в календаре, что в этом году 10 июля — Собор преподобных отцов Псково-Печерских, сразу вспомнилась эта древняя обитель и притча-сказочка о правде, которую сказывал своим чадам старец Михаил (Питкевич).

В свое время эта незамысловатая притча начала в моей жизни расставлять первые ясные точки над «i» в вопросах, с которыми вольно или невольно сталкивается всякий смертный: правда и ложь, добро и зло, грех и добродетель... Вот и стихи возмущенные о неправде мира тогда писала:

Весь мир, исполненный разврата,
К концу неистово спешит.
Его неистовость проклята…
А он так ею дорожит!

Действительно, что такое зло и почему оно существует в мире? Ведь Бог, создавший этот мир, согласно священным для всех христиан текстам Евангелия, есть Свет и Истина, и нет в Нем никакой тьмы. Разве мог совершенный Бог создать несовершенное — зло?

Учителя Церкви, святители и богословы написали немало трудов, пространно и глубокомысленно рассуждая на эти фундаментальные ключевые темы. Их духовная мудрость тоже постепенно питала душу и добавила многие недостающие ориентиры в моем личном поиске правды жизни. Тут уместно вспомнить метафору, найденную у преподобного Макария Египетского, который сравнил труд пчелы, незаметно для людей строящей соты в улье, с тем, как благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека.

Скрытый текст

 

Не каждый одарен возможностью уразуметь полет богословской мысли ученых мужей и разобраться в их трактатах. А вот ясная простота слова и образа понятна и доступна всем. Но опять-таки — не каждому дано просто и доступно явить окружающим премудрое, таинственное, сокровенное… Может, потому так привлекает людей простота святых старцев, умудренных духовным опытом, опытом своей собственной аскетичной и, большей частью, так не похожей на нашу жизни?

Таково и житие иеросхимонаха Михаила (1877–1962), поучения которого так запали мне в душу своей отеческой заботливостью, простотой и доверительностью. Когда читаешь слово старца, то ощущение, что он говорит с тобой на равных, назидая не с превосходством и авторитарностью, а с любовью.

Отец Михаил почти всю свою монашескую жизнь провел в стенах Валаамской обители. А последние пять лет перед кончиной был насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который назвал «раем духовным». Здесь и упокоился от праведных трудов своих — в «Богом зданных» монастырских пещерах.

Свое служение людям, молитву за всех, старец совершал на фоне тяжелейших и скорбных событий, затронувших его монашескую жизнь: двух войн, двух эвакуаций Валаамского монастыря, многолетнего раскола в обители.

Более тридцати лет отец Михаил жил или в отдаленных скитах, или в одиночной келье, где каждый день служил Божественную литургию, стараясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы. Душа его стремилась к отшельничеству даже в условиях общежительного монастыря.

Зная многое о вере и постоянно изучая святоотеческое наследие, возрастая духом в христианской любви, отец Михаил никогда не отказывал вопрошавшим у него духовного совета. Благодаря чадам старца, записавшим его поучения, и сохранилась для нас и сказочка о правде.

Расскажу ее своими словами.

Жила-была на свете Правда. Но никому не была она нужна. Все гнали ее. Нигде не находилось ей места. Долго скиталась Правда в поисках прибежища и, наконец, оказалась у храма. Вошла в него. Но и тут не захотели мириться с ее присутствием. Тогда в алтаре к самому престолу Божию приблизилась Правда. И что же? Один возмущается: «Отойди, это мое место! Я старше, саном выше, ученее!» Другой ворчит: «Подвинься, ты мне мешаешь». Так что не нашлось для Правды места нигде. А потому не ищи ее на земле, а ищи Правду в себе!

Легко сказочку рассказать, да нелегко сделать так, как она учит! Возвращаясь к образу пчелы, строящей соты, можно расширить его и привести еще несколько метафор. Чтобы заполнить соты медом, пчела должна облететь великое множество цветов, но она не смущается этим и терпеливо, капля за каплей, собирает такое количество меда, что хватает и ей, и нам — людям.

И еще: целебный нектар пчела собирает не с одного-единственного растения. Она не пропускает и скромные полевые, и изысканные, выращенные трудами человека цветы, и медоносные травы, и высокие деревья. Так и в духовном поиске: вполне разумно быть пчелой, собирая нектар премудрости Божией и у богатых простотой старцев, и у святых архиереев, и у богословов, искушенных в самых сложных научных дисциплинах.

Потому, чтобы дополнить начатый эскиз такой насущной темы добра и зла, неправды и истины рельефными красками и важными деталями, добавлю к притче старца Михаила несколько мыслей святителя Феофана Затворника. Как-то врезались в память его удачные емкие, образные высказывания…

Святые Отцы Церкви учат, что зла не существует, зло не является чем-то материальным, зло — это состояние, в котором пребывает человек, отвернувшийся от Бога. Зло — как болезнь, как паразит, существующий за счет того, на чем паразитирует. Точнее, зло есть определенное состояние воли человека. Зло есть бунт против Бога.

И, как ни печально, человек сам дал место злу в своей воле и ввел его в мир. Правда, человек, по природе расположенный к познанию Бога и любви к Нему, выбрал зло, потому что оно ему было подсказано. В этом — роль диавола. Он — отец зла. Лукавый предложил — человек согласился. Не по принуждению согласился, а по вольной воле, потому и виноват пред Богом.

Зло имеет свое начало в грехе одного ангела — Денницы, ставшего диаволом. Он возгордился и захотел быть богом сам по себе. Потому гордость — корень всякого греха.

Святитель Феофан Затворник пишет:

«Грех — это желание у человека творить волю только свою, не покоряясь воле Божией, сопротивление ей и нежелание противиться себе...»

«Главный недуг, коренное зло в человеке, поддерживающее все душевные недуги, питающее все греховные наклонности, — нежелание восстать против греха, нежелание покориться воле Божией...»

«Отвратившись от Бога, человек останавливается на себе и себя ставит главной целью всей своей жизни и деятельности. Он стал бездонной пропастью (потому что сердце человека глубоко, а без Бога оно опустело) и он старается заполнить эту бездну. Но напрасно. От Бога, Который есть полнота, отпал; сам пуст, осталось как бы разлиться по бесконечно-разнообразным вещам и жить в них. Так и происходит. Цель грешного человека — он сам, и потому он не бывает в себе, а все вне себя, в вещах, изобретенных суетой».

«Пустота ума, забывшего о Боге, Который есть все, рождает заботу о многознании — любопытство. Пустота воли, лишившейся обладания Богом, Который есть все, производит многожелательность и стремление обладать всем. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Богом, Который есть все, образует жажду многих удовольствий, поиск наслаждений».

Вот так и живет человек, ища счастья на земле, забыв о небе, об Отце Небесном, о Любви истинной, любя больше всего на свете самого себя и наслаждаясь своими грехами. Как же мы хотим добиться правды вокруг себя, когда нет ее в нас самих?! Потому сказал нам Христос: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Или словами богомудрого старца: не ищи правды на земле, а ищи ее в себе!

Елена Наследышева

10 июля 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/147124.html

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Св. Амвросий Оптинский (Гренков): "Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь, не понимаешь – читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной евангельским средством, указанным Самим Господом, говорящим: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»" (Мф. 11, 29)

 

Св. Никон Оптинский (Беляев): "Когда я был еще иеродиаконом, я очень любил читать Евангелие. В восторг приходил от каждого слова!.. Какие дивные слова в Евангелии… Какую бы ни взять другую книгу, даже самого лучшего писателя, но если ее много раз читать, она может надоесть. А Евангелие – чем больше его читаешь, тем больше получаешь утешения и всяких благих чувств"; "Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это – единственный свет жизни нашей"

 

________________________________

 

Св. Игнатий Брянчанинов: "Необходимо заняться со всевозможной тщательностью и вниманием изучением Святого Евангелия, чтобы для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия"

 

Св. Иоанн Златоуст: "Желающие получить какой-либо плод от того, что прочитывается <в Священном Писании>, не должны оставлять без внимания ни одного слова. Потому-то и заповедано нам исследовать Писания, что многое, что с первого взгляда представляется простым, заключает в себе глубокий сокровенный смысл"

 

Св. Ефрем Сирин: "Когда же читаешь Священное Писание, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе, и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его"

Edited by Монтгомери

Share this post


Link to post

                                                                                                                       Дорама "Спасибо" (2007 г.)

 

Фильм-жемчужина многосерийного кинематографа. Оказывает лечебное воздействие на души людей, учит христианскому, в общем чистому, не влекущему сожалений и стыда отношению к жизни, к родственникам, соседям, друзьям, любимым. Показывает, как создавать светлый мир вокруг себя в бедности (но не грязи), принимать невзгоды без озлобления. Удивительно и чудесно видеть такую степень уважительного отношения и человеческого тепла героев друг к другу, к недостаткам и болезням.

 

                                                                                               600x900

Share this post


Link to post

 

Интересная проповедь.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Изречения иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова)
подготовила Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов

14/27 ноября мы чтим память великого русского святогорского старца Иеронима (Соломенцова; 1802–1885). Иеросхимонах Иероним на протяжении более 100 лет является одним из самых почитаемых подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

 

    

Будущий старец, в миру Иоанн Соломенцов, родился в городе Старый Оскол, в богобоязненной купеческой семье. Все в этой семье любили храм Божий и усердно посещали церковные службы. Из пятерых детей Соломенцовых трое приняли монашеский постриг, двое возглавили монашеские обители.

Отец Иероним вспоминал: «От отроческих лет церковь была моим единственным утешением. Звонить, кадило подавать, находиться в алтаре, читать и петь – эти занятия были для меня “пaче мeда и сoта”… За прилежание ли к церкви или ради расположения к монашеству благодать Божия часто утешала меня разными просвещениями; некоторые из них были так резки, что на всю жизнь мою остались незабытыми в моей памяти».

Когда Иоанну исполнилось 23 года и он уже готовился уйти в монастырь, его сестра также решила принять монашеский постриг. Отец сказал ей: «Так как брат твой хочет скоро оставить нас и пойти в монастырь, потому мы теперь отпустить тебя не можем, ибо в один раз двоих любимых детей отпустить для нас очень тяжело и скорбно, а если хочешь, проси брата, чтобы он за тебя пожил с нами три года». Тогда девушка с рыданием стала просить Иоанна: «Любезный братец, выкупи меня!» Он не мог отказать любимой сестре и остался в миру еще на два года, помогая родителям.

Сестра же его 20 лет была благочинной, а затем игуменией в Борисовском монастыре. В этом же монастыре скончалась мать Соломенцовых, постриженная в схиму с именем Еввула.

Внезапно ночное небо раскрылось и с высоты снизошел свет, не опаливший юношу

Оставшись в миру, Иоанн не избежал тяжелых искушений. Враг спасения человеческого нападал на него, и целомудренный юноша испытывал сильную плотскую брань. Однажды ночью, когда приступ брани был особенно силен и весь он горел как в огне, молодой человек выбежал из комнаты в сад и горячо молился Господу, умоляя сохранить его в чистоте для заветного монашеского образа. Внезапно ночное небо раскрылось и с высоты снизошел свет, не опаливший юношу, но исполнивший его сердце неизъяснимой радостью. Иоанн упал на землю и почувствовал необыкновенную легкость во всем теле и полную свободу от плотской брани – эту свободу он сохранил до конца жизни. Дерево же, под которым он молился, за одну ночь полностью высохло.

Старец еще вспоминал, как в пору его молодости он тяжело заболел холерой и был близок к смерти. Ему явилась Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, и юноша тотчас почувствовал себя совершенно здоровым.

Скрытый текст

 

По окончании двухлетнего срока родители более не удерживали сына и благословили на монашество, и после кратковременного пребывания в российских монастырях в 1836 году он приехал на Святую Гору.

Здесь Иоанн, будущий старец Иероним, стал верным послушником известного духовника иеросхимонаха Арсения Афонского, его преемником по старческой благодати, и был пострижен им в монашество.

Молодой подвижник быстро возрастал духовно, и, когда в 1840 году в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре отошел ко Господу духовный руководитель русской братии иеросхимонах Павел, старец Арсений Афонский благословил своего первого ученика и сотаинника перейти на жительство в русский монастырь и стать духовником русских иноков.

С Божией помощью отец Иероним стал замечательным духовником, мудрым и любящим отцом для братии, признанным духовным руководителем монастыря – как греческой, так и русской его половины.

Во время вступления отца Иеронима в должность духовника в 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских было только одиннадцать человек. Молодого подвижника встретили страшная нищета обители, огромные долги, незаконченное строительство, нехватка всего – от продуктов питания до стройматериалов и одежды.

Но это не остановило отца Иеронима. Не имея ничего, кроме благословения духовника отца Арсения и помощи Божией, он начинает ремонт старых зданий и строительство новых. В 1845 году был перестроен собор святого великомученика и целителя Пантелеимона. Возведены новые храмы: в 1846 году – Митрофаньевский, в 1850 году – Покровский.

К 1850 году численность русских иноков достигла 80 человек, а в 1861 году – 200. Через 35 лет после прихода отца Иеронима в русский монастырь, благодаря его благодатному духовному руководству, число русских монахов возросло до 1000.

Отцы Иероним (Соломенцов) и Макарий (Сушкин)

    

В прежние годы правительство и церковное священноначалие России не признавали монашеских постригов, совершенных на Святой Горе, и относились к русским монахам Святой Горы как к своевольникам, самовольно покинувшим Отечество. Теперь же, благодаря деятельности старца Иеронима и его преемника Макария (Сушкина), это отношение изменилось кардинальным образом. Пантелеимоновой обители были дарованы высочайшая милость и покровительство, а русское монашество на Афоне получило официальное признание в правительственных и церковных кругах.

Вот как описывали старца его духовные чада. Инок Парфений писал:

«Отца Иеронима рассмотрел и нашел в нем великого и ученого мужа, во внешней и в духовной премудрости искусного и в Божественном и отеческом писании много начитанного и сведущего. Хотя и аз много читал книг, но против него – как капля в море, и по вся часы от него пользовался, что бы аз от него ни спросил, скорый давал мне ответ. И весьма был кроток и снисходителен, мог все немощи наши нести так, что аз во всю жизнь мою такого кроткого и терпеливого не видел, и во всех добродетелях совершен был; не словом учил, а во всём делом показывал, и во всём образ был нам; и словом был сладкоглаголив, тверд и рассудителен, и такую имел силу в слове, что хотя бы был каменный сердцем, и то мог всякого уговорить и в слезы привести, и всякого мог увещать и наставить на истинный путь…»

Отец Парфений еще вспоминал о старце Иерониме:

«Росту был высокосреднего, волосы длинные светло-русые, борода длинная и широкая русая, лицом чист и бел и всегда весел, взгляд самый приятный, но весьма бледен и худощав от великих подвигов и от слабого здоровья; часто с нами занимался в духовных разговорах и часто проводили до самой утрени без сна. За счастие почитали, когда он с нами займется такою беседою – мы забывали свое естество и сон».

“На тех, которые сами были выше умственно и нравственно, он влиял еще сильнее, чем на людей обыкновенных”

Константин Николаевич Леонтьев писал о старце Иерониме:

«Это был не только инок высокой жизни, это был человек более чем замечательный. Не мне признавать его святым – это право Церкви, а не частного лица, но я назову его прямо великим: человек с великой душою и необычайным умом. Твердый, непоколебимый, бесстрашный, предприимчивый, смелый и осторожный в одно и то же время; глубокий идеалист и деловой донельзя, собою и в преклонных годах еще поразительно красивый; отец Иероним без труда подчинял себе людей, и даже я замечал, что на тех, которые сами были выше умственно и нравственно, он влиял еще сильнее, чем на людей обыкновенных. Оно и понятно. Эти последние, быть может, только боялись его; люди умные, самобытные, умеющие разбирать характеры отдавались ему с изумлением и любовью. Я на самом себе в 40 лет испытал эту непонятную, даже притягательную силу. Видел это действие и на других».

Леонтьев еще вспоминал о старце Иерониме: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый…»

А вот как писал о старце Иерониме схимонах Селенкий:

«Сбылось пророчество, которое ему кто-то сказал в России: “Ты, брат Иван, заведешь улей и будешь пускать ройки”. Воистину трудно найти подобного старца и духовника! Как дети увиваются вокруг своей маменьки, просят у нее пищи и не дают ей покоя, так и у него духовные чада во всех своих нуждах прибегают к нему. Келлия его всегда отперта, и всякий смело идет к нему без доклада, и он принимает всех с истинно материнскою любовию, несмотря на то, что при слабости своего здоровья иногда с трудом может переводить дыхание».

Отец Селенкий писал еще о старце:

«Всех он наставляет и утешает словом и делом: кому дает денег, кому сухариков, сыру, масличек, макарон, а кого утешает духовною беседою. Слова его растворены солью благодати, а взгляд его прозорливый. Часто делает он поучения и наставления, чтобы старались не предаваться лености и унынию, вставали на утреню и на канон, в полночь клали поклоны, а паче не наедались досыта и не солоно ели, чтобы меньше пить воды. Я часто замечал, что когда он говорит что-нибудь касающееся до меня, то прямо на меня и смотрит, как будто он видит, что во мне кроется. А я так весь и загорюсь, как огонь. И смотрит он сперва серьезно, а после засмеется. И с каждым он так делает, кто в чем виноват. Вот после, как мы сойдемся, то и станем говорить между собою: “Что, отче, ведь духовник наш прозорливый! Как станет говорить, так на того и смотрит, кто в чем виноват!” Да, ежели отец Иероним умрет, то, кажется, уж не будет у нас другого Иеронима!»

Иноки говорили про отца Иеронима: «Пойдем к нему, он решит наше недоумение, ибо его устами вещает Бог».

Не только своя братия, но со всей Афонской Горы шли к старцу на исповедь, ибо он значительно возвышался над всеми афонскими подвижниками даром высокого духовного рассуждения.

Он дерзнул попросить дар духовного рассуждения. “И сие дастся тебе”, – сказал апостол Христов

Этот дар старец Иероним получил еще в начале своего подвига во время четырехлетнего странствования по России со своим единомысленным другом. Сохранился рассказ о том, как в пути отец Иероним, тогда еще Иоанн, почувствовал страшные, невыносимые боли в желудке, от которых не мог продолжать путь. Его друг поспешил в ближайшее селение, чтобы принести больному хоть теплой воды, и по возвращении увидел, что Иоанн полностью исцелился от болезни. Будущий старец как великую тайну поведал другу о явлении ему любимого святого – апостола Иоанна Богослова. Святой исцелил его и сказал: «Проси у меня, еще чего хочешь». Иоанн дерзнул попросить дар духовного рассуждения. «И сие дастся тебе», – сказал апостол Христов и стал невидим.

Духовник русского Пантелеимонова монастыря Иероним (Соломенцов)

Иной раз одного взгляда на старца Иеронима было достаточно, чтобы укротить гнев человека. Однажды два монаха поссорились и до того озлобились и сильно ругались, что не было возможности их остановить. На шум пришел сам отец Иероним и стал их уговаривать, но они и при нем тоже продолжали ругаться и не смотрели на него. Тогда отец Иероним сказал одному из них, отцу Феодору: «Отец Феодор, взгляни на меня!» Но тот, не смотря на него, продолжал ругаться. Отец Иероним снова и снова повторял, чтобы он взглянул на него, и тогда, как бы нехотя, тот взглянул, и тотчас гнев его прошел от одного взгляда на лицо старца.

Однажды один иеромонах обители, по действию вражию, находился в сильном смущении против старца Иеронима и противоречил ему. Долго скорбел этот иеромонах и, изнемогая под бременем своего искушения, неоднократно молился усердно пред святой иконой Тихвинской Богоматери. И вот однажды после долгой молитвы он услышал глас от Божественного Младенца Господа Иисуса Христа: «Зачем ты противишься старцу? Он тебе желает спасения и муж благ по сердцу Моему». Иеромонах упал пред образом и зарыдал. Проведя всю ночь в молитве и слезах, он на другой день объявил всё это старцу Иерониму и примирился с ним.

Монах Пантелеимон свидетельствовал о следующем чуде:

«Пред открытием войны 1852 года в нашем монастыре истощился запас муки, так что оставалось на один только день. Взять было негде, о привозе откуда-нибудь и думать было невозможно, да и купить было не на что. Хлебопек приходит к старцу и объявляет, что муки остается только на одни хлебы, и спрашивает, что будем делать. Старец сказал ему: “Положимся на Господа. Он пошлет нам и муки”. Хлебник думал, что у старца есть в виду получить откуда-либо новый запас, пошел к своему послушанию успокоенный. И наутро, по обычаю, берет муку последнюю, но видит, что еще остается на одни хлебы. Сочтя это ошибкою и неправильным взглядом, он печет в другой раз хлебы и, израсходовав муки, сколько было нужно, смотрит – ее еще остается достаточно для одних хлебов.

Дни сменялись днями, а муки после каждого печения оставалось всё еще на одни хлебы

Далее дни сменяются днями, составились недели, кои, присоединяясь одна к другой, постепенно составили уже три месяца, а муки после каждого печения остается всё еще на одни хлебы. Ужас и радость овладели хлебником, и он начал передавать тайну близким братиям, что мука (по молитвам старца к Промыслительнице нашей Матери Божией) не убавляется уже несколько недель, а потом и месяцев. Так не убавлялась мука, пока не созрела посеянная и снятая трудами братий пшеница; питались же, кроме монастырских братий, 200 человек целые три месяца. И только когда привезли новый хлеб и отдали смолоть, мука вдруг иссякла. Такое чудо Матери Божией совершилось на памяти многих братий».

Отец Макарий (Сушкин) рассказывал еще, как один приезжий архимандрит однажды внезапно взошел к отцу Иерониму и тотчас же быстро вернулся от него назад, ибо испугался, увидев отца Иеронима стоящим на молитве на воздухе как бы на аршин от пола. Отец Иероним забыл запереться, хотя всегда запирался при молитве.

Отец Макарий вздыхал также о слабом здоровье старца Иеронима:

«…он так слаб здоровьем, скопившиеся болезни в нем так отягощают его! Представьте внутренние судороги, которые не дают ему спать ни одной ночи, а если он засыпает, то на рассвете на один или, много, два часа. Пока он в движении, то не слышит их, а как хочет успокоиться, вот и они. Две грыжи и ежедневный прилив крови утром и вечером – в таком положении немного проживешь. Ныне же Господь и Царица Небесная, быть может, и поддержат его для пользы других и для особых наград ему на небе».

Он же рассказывал еще о старце:

«И при этом не имеет времени упокоить многотрудное тело свое, так что совестно смотреть иногда: ты сидишь, а он по жару невыносимому бредет кому-нибудь сказать слово утешения и одобрения; ветер дует, едва на ногах стоишь, а он идет что-либо присмотреть. И вот, сравнивая свою худость, удивляешься, куда же я гожусь, видя столь неутомимо деятельного человека пред собою…»

О причине тяжелой болезни отца Иеронима вспоминал иеросхимонах Михаил, узнавший об этом от самого старца:

«Однажды отец Иероним, молясь пред распятием, просил Господа, чтобы Oн наказал его здесь за грехи и помиловал бы там, за гробом. Как-то старец прилег отдохнуть и погрузился в тихий сон. В первые мгновения сна он был поражен ослепительным сиянием, разлившимся по келлии. Старец боязненно осмотрелся, и его взоры остановились на кресте, к которому пригвожден был Божественный Страдалец, Господь наш Иисус Христос: терновый венец лежал на израненной главе Его, из рук, из ног и из ребра Его кровь струилась потоком. Старец пал пред Господом на колена и залился слезами: “Господи! Ты знаешь, как я огорчил Тебя, Ты видишь, как много у меня грехов! Покарай меня за них в настоящей жизни, как Тебе угодно, и помилуй меня по смерти. Более ничего я не хочу, более ничего я не прошу от Тебя”. “Хорошо, – отвечал Господь, – будет по твоему желанию”. Видение кончилось. Старец, сильно потрясенный чувством неизъяснимой радости от лицезрения и сладкой беседы Господа, не пробуждаясь еще, ощутил, что его внутренность вся как будто подорвалась; он пробудился и действительно увидел, что у него появилась огромная грыжа. Она и осталась таковою навсегда и была так велика, что он всегда носил ее в мешке, подвязанную на поясе».

Почти полвека трудился отец Иероним в качестве духовника. Жизнь его близилась к концу. 14 ноября 1885 года на предсмертное прощание приносили к великому старцу икону Божией Матери Избавительницы, мощи святого великомученика Пантелеимона и Иерусалимскую икону Божией Матери. Некоторые из братий видели в это время, что на месте иконы посреди иеромонахов шла Сама Пресвятая Владычица напутствовать Своего верного слугу в последний путь.

В последнюю же минуту своей жизни великий старец, даже смертью своей назидающий братию, произнес ясно и твердо великие слова, запечатавшие прожитый век его на земле: «Слава Богу за все!» Сказав это, он медленно склонился на руку верного своего ученика игумена Макария и, тихо вздохнув, мирно преставился.

Со всей Святой Горы стеклись иноки и пустынножители отдать последний долг своему наставнику, кормильцу и благодетелю. Собралось их около тысячи человек. Погребли великого старца близ алтаря Пантелеимоновского собора. Святость жизни отца Иеронима подтверждена многочисленными посмертными явлениями его братии монастыря, которые бережно собраны и записаны в специальных книгах обители. Память о старце благоговейно передается здесь от поколения к поколению, собираются материалы для его канонизации.

Наставления старца Иеронима

Случайностей в мире нет

 

«Случайностей в мире нет – они существуют только для людей неверующих».

О перенесении клеветы и злословия

 

“Хотя клевета человеческая и тяжела, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи”

«Хотя клевета человеческая и тяжела для перенесения ее, как терновый венец, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи».

«Пусть злословят нас, пусть поносят, пусть клевещут, лишь бы мы не воздавали им тем же. А без этого и спастись невозможно. Так надобно этому быть, чтобы нашими немощами нас же и совершенствовать, а без этого мы и не познаем себя самих».

«Обидчики и хулители, по учению святых отцов, есть великие благодетели наши, потому что искренне любящие нас стараются покрывать наши погрешности и недостатки, тогда как нелюбящие, тщательно наблюдая за оными, открывают нам погрешности наши, которых сами мы не можем усмотреть, и через это подают нам случай к исправлению и смиренномудрию».

Имя Господне – великая защита и великая помощь

 

«Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души».

«Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде».

 

«Если человек не имеет молитвенного общения с Богом – он мертв душою».

«Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения: “Благословен Бог наш” и “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, а затем переходит к разным уже прошениям и молениям».

«При молитве вскоре усматривается и примечается всякое недоброе и греховное помышление, лишь только появится оно по действию диавола или по причине прежних живших в сердце страстей и пороков».

«Имя Господне – великая защита от душевных врагов и великая помощь к неприятию страсти и несоглашению с грехом».

 

«Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего».

Читайте отеческие книги поприлежнее

 

«Теперь вы имеете книги отеческие, читайте их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу неприметным образом подвигнут вас вперед к добродетельной жизни. А если мы не будем читать отеческих книг, то и толку из нас никакого не будет».

Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец

 

“Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец”

«Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец».

«Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию.

Напротив того, среди празднословия и невоздержанных бесед сколько говорится и выслушивается душевного, после и собственная совесть упрекает во многом, а вернуть уже нельзя. Часто эти разглагольствования служат причиною взаимных неудовольствий и вражды между братиями. А это – зло самое великое, особенно когда кто медлит в этом чувстве, ибо тогда и молитва его Господом не приемлется».

Слезы – оружие, нам данное милостью Божией

«Слезы, когда приходят без нашего особенного усилия, – это оружие, нам данное милостью Божией. На что нужно, на то и употребляй сие оружие: о грехах ли плачь, или проси у Господа нужное, или благодари Его о дивном Промысле и попечении о нас, грешных, вся строящему к нашему спасению».

О помыслах

 

«Старайся все помыслы, которые часто приходят, открывать, а если некоторые мимолетные забываются, то о подобных нечего и беспокоиться».

Тяжкий грех – осуждение

 

«Есть грехи, кажущиеся малыми, но смертные. Например осуждение».

“Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию”

«Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию».

«Увы! Кто избавит нас от этого греха? Мы привыкли присматривать за поведением других, а не за своим, отчего часто впадаем в тяжкий грех осуждения».

Осуждение ближних искореняется самоосуждением

«Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением».

 

«Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других».

Различные пути ко спасению

 

«Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению… Совесть – для нас и в нас закон. Совесть не оправдает, когда неправо поступаем. Уклонимся от правого пути – укорим себя и смиримся, воззовем ко Господу о помощи».

“Всем открыт вход в Царство Небесное”

«Спасались и спасаются богатые и бедные, цари и простецы, монашествующие и мирские – всем открыт вход в Царство Небесное».

«Разве не спасительное дело – чтить и покоить своих родителей, иметь попечение о своем семействе, служить для общества и для святой Церкви? Исполняйте эти добрые дела без ропота, по чистой совести и с призыванием помощи Божией. А в дополнение молитесь почаще, творите посильную милостыню и воздерживайтесь от таких дел, которые противны совести и Богу. В таком случае милостив будет к вам Бог и в сей кратковременной, и в будущей нескончаемой жизни».

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

 

http://www.pravoslavie.ru/srpska/print88195.htm

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Наставления духовным чадам

Архиепископ Феофан (Быстров)

Архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Василий Дмитриевич Быстров) родился 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в селе Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. После обучения в духовном училище при Александро-Невской лавре он поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по окончании в 1892 году зачислен в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 году первым магистрантом оканчивает академию и остается профессорским стипендиатом при ней, а уже в следующем году занимает должность и.о. доцента по кафедре библейской истории.

В 1898 году принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен во иеродиакона, затем и в иеромонаха. В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен и.о. инспектора академии (утвержден в должности в 1905 году). Ему присваивают степень магистра богословия, а затем звание экстраординарного профессора. В 1905 году архимандрит Феофан назначен духовником царской семьи. В феврале 1909 года становится ректором Санкт-Петербургской духовной академии и в том же месяце в Троицком соборе Александро-Невской лавры над ним совершается архиерейская хиротония.

В 1910 году епископ Феофан принимает Таврическую кафедру, в 1912-м перемещен на новую, Астраханскую. В 1913 году переведен из Астрахани в Полтаву.

В 1917 году епископ Феофан стал членом Поместного Собора. В 1918 году возведен в сан архиепископа. Поддержал избрание Петра Врангеля главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. В ноябре 1920 году вместе с другими архиереями Юга России архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан эмигрировал в Константинополь. С 1921 года — настоятель монастыря Петковица в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, член Русского Всезаграничного Церковного Собора, заместитель председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Жил в русском монастыре в городе Эрцегнови, с 1925 года служил в Александро-Невском соборе в Софии, в 1926 году разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении.

В 1931 году переехал в маленькую деревню Моун близ города Амбуаза на Луаре, а в конце жизни поселился в местечке Лимре, где вел образ жизни настоящего затворника. Скончался 19 февраля 1940 года; погребен на общественном кладбище на окраине Лимре.

В 2016 году Архиерейский Синод РПЦЗ в ответ на письмо руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископа Богородского Антония согласовал просьбу родственников и последователей архиепископа Феофана о перенесении его останков с общественного кладбища в Лимре в Санкт-Петербург. 21 июля начался процесс перезахоронения праха архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана. После извлечения останков на кладбище города Лимре была отслужена панихида, которую совершил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, временно управляющий Корсунской епархией. В тот же день останки архиепископа Феофана были отправлены в Санкт-Петербург.

    

О самособранности и жизни в обществе

Вы спрашиваете: как совместить стремление к самособранности с заботою о спасении ближнего? На это отвечу словами св. Григория Богослова. Нужно избрать нечто среднее между совершенным уединением и жизнью в обществе. То есть нужно быть и самособранным, но когда представится необходимость и случай, заботиться о спасении ближнего. Нужно только знать свою меру.

Усталость на молитве

«Что мне делать, — спрашиваете Вы, — чтобы крайняя усталость не влияла на сосредоточенность молитвы?» У Вас не написано, о какой молитве Вы спрашиваете: частной или общественной? Поэтому буду отвечать двойственно. Когда усталость начинает действовать во время служения церковного, нужно читать про себя молитву Иисусову. Она будет содействовать сосредоточенности молитвенной. Если же усталость нападет на Вас во время молитвы домашней, нужно немного понудить себя на молитву. Если от этого понуждения усталость исчезнет, то это искушение от лукавого. А если не пройдет, молитву можно сократить, и лучше немного помолиться, но разумно и с чувством.

Скрытый текст

 

Смысл епитимии

«О.В. на исповеди сказал между прочим, чтобы, заметив себя в каком-либо грехе или невнимании, я положила по нескольку поклонов. Об этом я и раньше хотела спросить и теперь прошу Ваших указаний». Это делать полезно, но при правильном понимании существа дела. А оно заключается в том, что епитимии не суть наказания, в юридическом смысле этого слова, за проступок, а духовное врачевство, имеющее целью избавить человека, пользующегося им, от известного недуга. Количество поклонов должно зависеть от вида проступка или греха.

Об искушениях

Что касается искушений Ваших, то от них прежде всего не нужно приходить в смущение и уныние. Все подвижники шли путем борьбы с искушениями.

«Уничтожь искушения, — говорит авва Зосима, — и помыслы, и не будет ни одного святого» (Авва Зосима. Собеседование, п. 5; Добротолюбие. Т. III).

Дело не в том, чтобы не испытывать искушений, а в том, чтобы побеждать их. «Да не ужасаемся, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — видя, что мы в начале подвига больше обуреваемся страстьми, нежели когда мы жили в миру (как миряне); потому что сперва необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом уже воспоследовать здравию. Может быть, сии звери и прежде где-нибудь скрывались в нас, но мы их в себе не примечали» (Лествица. Слово 26, п. 183).

В частности, это нужно сказать и об искушениях, происходящих от плоти. “Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу и не надейся на него, пока не предстанешь Христу” (Слово 15, п. 17). “Когда диавол хочет связать два лица союзом постыдной любви, тогда испытывает ту и другую сторону и потом уже начинает возжигать огонь страсти» (Слово 15, п. 45).

«Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества» (Слово 15, п. 24). «Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, — и неощутительным образом получишь дарование целомудрия» (Слово 15, п. 26).

Во время нападения страстей бесчестных нужно, по наставлению прп. Варсонуфия Великого, молиться: «Господи! избави меня от грехов моих и от страстей бесчестных» (Руководство к духовной жизни, п. 246) или «Господи Иисусе Христе, избави меня от страстей постыдных!» (Там же, п. 252). И обуреваемому от сих страстей нужно прежде всего удаляться от предметов соблазна и вообще любить безмолвие и уединение.

О посте и немощи

«Смущает меня, – заявляете Вы, – немало следующее: мое слабое здоровье заставляет меня лечиться и усиленно питаться, а отцы Церкви требуют воздержания». Все нужно делать с рассуждением. Отцы Церкви учат не только воздержанию, но и необходимому попечению о теле, чтобы оно не ослабело и не сделалось бы препятствием к подвигу.

«Что поститься не можешь в болезни, – говорит св. Варсонуфий Великий, – не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить здоровье тела и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:10). А более сего наказание – болезнь – и вменяется вместо поста, и ценится даже более его. Кто переносит её с терпением, благодаря Бога, тот уже через терпение получает плод спасения своего. Вместо того чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе» (Добротолюбие. Т. II. Наставления прп. Варсонуфия Великого, п. 43).

Хранение внутреннего богомыслия и памяти о Боге

Если внешние дела не позволяют соблюдать внешние благочестивые навыки, то нужно сосредоточить свое внимание на внутреннем.

«Надобно всяцем хранением блюсти свое сердце (см. Притч. 4, 23), чтобы никак не терять мысли о Боге и памятование о чудесах Его не осквернять представлениями суетного, но святую мысль о Боге постоянным и чистым памятованием в душах наших всюду носить с собою, как неизгладимую печать. Ибо таким образом приобретается нами любовь к Богу, которая и возбуждает к исполнению заповедей Господних, и вместе опять ими сама соблюдается, делаясь продолжительною и неколебимою» (свт. Василий Великий. Правила пространные, п. 5. Т. V). Когда же мы забываем о Боге, тогда являются и страсти, и помыслы.

«Авва Феона сказал: потому что удаляемся умом своим от созерцания Бога, пленяемся мы от плотских страстей» (Древний патерик. Гл. XI, п. 35).

Что же нужно делать? Нужно понуждать себя к памятованию о Боге. «Принуждать себя во всем благом есть путь Божий» (Древний патерик. Гл. XXI, п. 20). «Принуждающий себя ради Бога подобен человеку-исповеднику» (Древний патерик. Гл. XXI, п. 38).

Скорби и душевный мир

Вы спрашиваете: могут ли скорби посетить человека и не нарушить мир душевный? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, нужно различать собственно душевный мир и мир духовный, благодатный. Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни.

Затем Вы спрашиваете: можно ли священнику на исповеди покаяться, что имеешь что-либо против него? Когда речь идет об обыкновенных священниках, не нужно этого делать. От этого получится один только вред и никакой пользы. Достаточно покаяться в общей форме, не указывая личностей.

В общение с Господом мы можем войти только чрез исполнение заповедей Божиих

В общение с Господом мы можем войти только чрез исполнение заповедей Божиих. Этот путь и есть только истинный. Помимо этого пути невозможно подлинное общение с Господом, а только мечтательное, прелестное, которое и составляет сущность так называемого мистицизма. Но путь делания заповедей Божиих есть путь постоянного подвига. Естество наше ветхо и повреждено и потому косно к деланию заповедей Божиих. Поэтому отличительной и существенной чертой православного подвижничества является постоянное самопринуждение к исполнению заповедей Божиих. Чрез исполнение заповедей Божиих мы таким образом опытно познаем немощь нашего естества. Но этим опытным познанием мы не должны ограничиваться, иначе можем впасть в уныние и отчаяние. Мы должны, убеждаясь в немощи нашего естества, молиться о благодатной помощи нам от Господа, о восполнении нашего естества благодатью Божией. Для этого и дается нам опытное познание нашей немощи, а не для уныния. С этой точки зрения понятно и все переживаемое Вами. Вы проходите опытную школу познания немощи своего естества. И Вам остается только правильно пользоваться плодами этого учения. По мере истинного самопринуждения к деланию заповедей Божиих у Вас будет рождаться познание немощности своего естества, а из этого познания и по мере его будет в свою очередь рождаться одна из основных христианских добродетелей – смирение. Благодать Божия дается только смирению, а не за труды, хотя самое смирение и порождается трудами. Таков общий закон истинного подвижничества. Но для каждого данного случая необходимо правильное рассуждение, в чем заключается воля Божия и как её исполнить. Нужно во что бы то ни стало исполнить волю Божию, но при этом ни на минуту не забывать, что Бог наш есть Бог и святой, и любвеобильный. Конкретно это означает то, что действительное зло нужно при всяких обстоятельствах решительно отметать, но к немощам человеческим относиться снисходительно, памятуя и свои немощи! Представьте себе каждый раз, что бы сделал Господь Спаситель в этом случае, и думаю, что найдете для себя правильный выход из затруднительного положения!

О борьбе со страстями

До тех пор, пока мы не достигнем пристани бесстрастия, необходимо нам вести борьбу со страстями и помыслами. Бывают в этой борьбе и победы, и падения. Но борьбу необходимо вести до конца жизни. Успешной борьба бывает лишь тогда, когда она ведется правильно. А правильной она бывает тогда, когда мы надеемся победить свои страсти и помыслы не своей силой, а силой Божественной. Для этого и необходимо нам постоянно призывать себе на помощь Господа через непрестанное призывание имени Божия. «В добродетели две доли от Бога, – говорит св. Григорий Богослов, – а одна от меня» (Т. IV). «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лестница. Слово 21, п. 7), – говорит св. Иоанн Лествичник. «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим» (Слово 27, п. 61). Следовательно, когда мы или забываем призывать Господа в помощь себе, или слишком надеемся на свои силы, тогда благодать Божия отступает от нас, и мы падаем. Что нужно делать, чтобы избежать сего, отсюда само собой следует. Когда свой дом не в порядке, не нужно заботиться о чужом, предоставляя

Архиепископ Феофан (Быстров)

28 июля 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/147448.html

 

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/

 

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/doklad-ob-uchenii-mitropolita-antonija-khrapovitskogo-o-dogmate-iskuplenija/1

Здесь " в 1926 году разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении."  Если интересно почитайте. Читала Аверкия Аушева об архиепископе. Удивительная личность.

Edited by inna d
дополнено

Share this post


Link to post
Posted (edited)

                                                           Фильм по реально происходившим событиям "Мой волк" (2021 г., Франция)

 

                                            Ещё один годный фильм Запада без надоевшей уже всем пропаганды всяких меньшинств и греха.

                                                                                           Сразу видно, что снимали, как говорится, для себя.

                                                                      Увы, это уже большая редкость там, но радостно об одном таком фильме.

                                  

                                                5764_0543002.jpeg

 

В качестве рецензии приведу лучше слова Св. Паисия Святогорца: «Живя на Синае, — рассказывал Старец — я дружил с двумя куропатками. Это время было для меня временем расстройств и огорчений. Птицы прилетали посидеть со мной за компанию и меня утешить. Куда бы я ни шел, они — слыша мои шаги — прилетали и садились рядом. Когда я вырезал иконки, они усаживались мне на плечи. Однажды целую неделю я болел и не выходил из кельи. Выздоровев, я по обыкновению поднялся на вершину холма и стал звать птиц, чтобы их покормить. Птицы не появились. Я оставил им корм и ушел. На следующий день, когда я поднимался на вершину холма, птицы вылетели навстречу и стали летать вокруг меня, радостно хлопая крыльями. Корм они оставили нетронутым. Но, увидев меня, они его съели.

 

Дикие животные — это очень любочестные создания. У диких животных я нашел больше любочестия, чем у многих людей. Лучше дружить с животными, чем с людьми мира сего. Если — после Бога — ты хочешь иметь истинного друга, то подружись со Святыми. Если же у тебя нет друзей Святых, то дружи с дикими животными».

* * *

Также Старец рассказывал: «Однажды я сварил в консервной банке немного рисовой каши. На следующий день, очищая банку, я бросал засохшие кусочки риса мышам. После этого каждый раз, когда я вырезал иконы и из-под резца вылетали стружки, мышки, видя падающие кусочки дерева и принимая их за рис, собирались вокруг меня. Если мы живем правильной жизнью, то рядом с нами умиротворяются даже дикие животные».

 

Edited by Монтгомери

Share this post


Link to post
9 часов назад, Монтгомери сказал:

Сразу видно, что снимали, как говорится, для себя.

Да там уже давно все окна Овертона настежь распахнуты. Для себя они, как раз снимают фильмы с вплетенными и переплетенными содомскими страстями.

В качестве рецензии приведу лучше Св. Паисия Святогорца: - преподобный Паисий не смотрел фильмы.)

 

Попробуйте для начала в среду и в пятницу отказаться от просмотра фильмов. Потом пару полных постов воздержаться. А там и увлечение это отвалится совсем. Проверено.)

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
15 часов назад, *Владислав* сказал:

Преподобный Паисий не смотрел фильмы.

Очевидно, что я это сказал в связи с тем, что данный фильм подтверждает слова Св. Паисия Святогорца.

Если фильм хороший и положительное оказывает влияние на душу, то прославим за это Бога, Чьи дела и Заповеди прославляются и в фильмах, и в музыке.
 

Цитата

Да там уже давно все окна Овертона... и т.д. и т.п.

Я даже поправлюсь, что  если уж быть последовательными, то кому-кому об этом говорить, но не нам, когда в нашей стране вся эта содомия прекрасно уживается, показывается по всем федеральным каналам, да и свою снимают такую же. Я не к тому это говорю, что я смотрю такие фильмы (их и не надо смотреть, то бы знать, что это есть), а к тому, что бы мы не судили их. О пребывающих в зле нужно только молиться милостивым сердцем о их вразумлении, а не скапливать против них в своём сердце негатив, от которого только вред бывает нам самим, подобно тому, как пчела жаля врага сама погибает.

Share this post


Link to post

Давно как-то с мамой смотрели этот фильм по каналу СПАС

 

                                                                                                Альпийская сказка (2005 г., Великобритания)

 

                                                                                                 300x

 

Чтобы передать свои впечатления от фильма «Альпийская сказка», мало просто сказать «добрый», «красивый», «трогательный». Этот фильм просто наполнен светом и добротой. Но почему переводчики дали фильму название «сказка» (ведь в оригинале он называется «Хайди»), объяснить вам не смогу. Ведь эта история - про самых обыкновенных людей, живших много лет назад… Жила-была на свете маленькая девочки Хайди. Нелегкая судьба была ей уготована. Малышка с раннего детства осталась без родителей и росла без материнской заботы и ласки. Жила она в каменном и пыльном городе, одиноко, без друзей. Но сердце у нее было доброе, открытое, полное жизни. Даже когда ее отвезли в горы к деду - старому, нелюдимому и неприветливому человеку, живущему одиноко в горах, она не огорчилась. Ее не испугал строгий и хмурый дед - нет, она радовалась, что у нее появился настоящий родной дедушка. Ее не испугало и скромное жилище - она радовалась маленькому пастушьему домику, потому что он находится в таком красивом месте! Впервые она увидела чудные альпийские луга с множеством удивительных по своей красоте цветов, а вокруг – горы - высокие, суровые и такие величественно прекрасные! И этот чудесный свежий горный воздух! Ей был понятен и близок этот мир, полный красоты и жизни. И она сразу с радостью приняла его своим чутким сердечком. И дедушка Хайди тоже понравился – он стал для нее самым добрым, самым мудрым человеком на свете. Под влиянием славной и непосредственной внучки дедушка преобразился, он искренне привязался к ней и стал ей настоящим другом. Непросто складывалась дальше жизнь Хайди. Впереди их с дедушкой ждали непростые испытания, но доброта и терпение помогли им все преодолеть и обрести новых друзей. Посмотрите фильм, и когда он вам понравится, вспомните, что это экранизация замечательной книги «Хайди, или волшебная долина», автор – Йоханна Спири.

Share this post


Link to post
9 часов назад, Монтгомери сказал:

Если фильм хороший и положительное оказывает влияние на душу

Я вам про другое толкую. Про то, что все человеческое творчество замешано на чувствах и страстях человеческих и лежит в области душевных переживаний. Как говорит архм. Рафаил Карелин: "любое душевное творчество, будь то поэзия, музыка и т.п., рассредоточивает молитвенную концентрацию и духовное делание". А свт. Игнатий Брянчанинов, вообще  "расположение к наукам и искусствам гибнущего века сего" относит к страсти тщеславия и пишет о том, что в этом надо каяться на исповеди.

Да и для того, чтобы увидеть один годный фильм, сколько приходится посмотреть негодных? Чтобы съесть ложку меда, съесть 100 ложек дегтя. Сомнительное удовольствие.

Share this post


Link to post

И вот ещё очень нравится цикл из 6-ми фильмов (есть ещё 7-ой отдельно: ссылка) про Паисия Святогорца в fullHD (мне больше третий фильм нравится):  

 

 

И ещё: "Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" Фестиваль Радонеж 2015: 

 

 

Share this post


Link to post
10 часов назад, Монтгомери сказал:

если уж быть последовательными, то кому-кому об этом говорить, но не нам, когда в нашей стране вся эта содомия прекрасно уживается,

Это еще, что за глупости? Я фильмы содомские не снимаю. Поэтому и молчать об этом не собираюсь.

Share this post


Link to post
Posted (edited)
9 минут назад, *Владислав* сказал:

Да и для того, чтобы увидеть один годный фильм, сколько приходится посмотреть негодных? Чтобы съесть ложку меда, съесть 100 ложек дегтя. Сомнительное удовольствие.

Ну не обязательно на тщеславии все фильмы. Некоторые очевидно сняты на на любви. Да и не надо пересматривать 100 фильмов. Сейчас поганые фильмы сразу видны, что их не стоит смотреть. 

Edited by Монтгомери

Share this post


Link to post
2 минуты назад, *Владислав* сказал:

Это еще, что за глупости? Я фильмы содомские не снимаю. Поэтому и молчать об этом не собираюсь.

 

Вы не поняли мой посыл. Вы говорите, что на Западе все фильмы такие, а я говорю, что у нас не лучше. Имеем ли мы моральное право кивать на Запад, когда у нас тоже самое. Потому нужно обличать просто плохие фильмы, как таковые, не вмешивая сюда политику, что бы не оказаться в неудобной позиции.

Share this post


Link to post

Для тех, кто профессионально занимается наукой и из вышестоящих рассуждений может подумать, что православие считает занятие наукой делом грешным, тщеславным и несовместимым с верой, приведу объяснения св. Феофана Затворника:

 

"Наука и вера не разъединены

 

Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, в том предположении, что вера и наука — две области, решительно разъединенные. Дух у нас один. Он же принимает и науки, и напитывается их началами, как принимает веру, и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в благоприятное или неблагоприятное соприкосновение здесь? При том же и область истины одна. 

 

Наука не препятствует богоугождению
 
Наука – наукой, а жизнь – жизнью. И учитесь, и держите себя, как подобает тому, кто решился Богу угождать. То, чего требует богоугождение, может быть исполняемо и среди занятий. Страх Божий, память Божию и смертную и ревнование о спасении души, как о едином на потребу, – держите не прерывая. Тут вся суть дела.

Научное занятие не противно духовной жизни
 
Беречь сердце надо, чтоб не прилегало к сластям мирским. Вкушение сих сластей гасит огнь духа, тогда как участие в чем-либо без сего вкушения только дует на тот огонь, а не гасит. И занятия ваши по химии совсем не задувающего свойства, а только дующего. И мне пришло на мысль сказать вам: зачем же бросать это занятие? Оно может заменить рукоделия. Я, помнится, иначе писал, не так понимая ваше занятие. А по тому, что вы делаете, судя, не вижу тут ничего противного духовной жизни. Только увлечение разорительно; но его, кажется, можно остепенять. А мирное занятие химией ничего худого принести не может, особенно если разные тут процедуры перетолковать в духовном смысле, или видеть в них отражение проявлений духовной жизни. И химия есть часть книги Божией – в природе. И тут нельзя не видеть Бога – Премудрейшего... и Непостижимейшего.

 

Наука и духовная жизнь совместимы
 
Немало жалею, что ваши занятия отвлекают вас от молитвенного настроения. Этим погашается духовная жизнь, но она-то и есть настоящая жизнь. Вы добре делаете, что боретесь с сим удобообстоятельным (обстоятельствами навязываемым) грехом. И продолжайте. И болезнование сердца о том изъявляйте Господу в молитве, прося Его, чтоб и занятия шли своим чередом, и молитвенный дух не отходил. Поможет Господь. Но надо и самим приложить некий труд в этом роде. Потрудитесь узревать следы Божии в тех явлениях, кои изучаете, и, узревши, исповедуйте то Господу и мысленно к Нему возноситесь в продолжение самого труда вашего. Тогда занятия ваши будут походить немного на чтение духовной книги. ...

Ваша склонность к определенным занятиям – дар Божий. Но Бог ничего не дает, что бы само по себе отклоняло от Него, а все чтоб к Нему приводило. Таков и ваш дар. Если действование по дару отклоняет от Бога, не Бог виновен, давший дар, а человек, неправо по нему действующий".
 

Share this post


Link to post
В 28.07.2022 в 11:09, inna d сказал:

Архиепископ Феофан (Быстров)

23 июля 2022 года останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли из Франции в Санкт-Петербург для перезахоронения. В аэропорту «Пулково» гроб с телом архиерея встретили представители общественной организации «Лествица» и дальние родственников владыки. 

После оформления таможенных документов машина направилась в Александро-Невскую лавру, где останки архиепископа Феофана встретили православные верующие. Все желающие приложились ко гробу.

Гроб был перенесен в крипту Свято-Троицкого собора, где покоятся митрополиты Ленинградские Антоний (Мельников) и Елевферий (Воронцов). Заупокойную литию по архиепископу Феофану отслужил насельник Лавры иеромонах Алексий (Степанов).

http://www.patriarchia.ru/db/text/5946566.html

 

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
41 минуту назад, Vаlentinа сказал:

Для тех, кто профессионально занимается наукой и из вышестоящих рассуждений может подумать, что православие считает занятие наукой делом грешным, тщеславным и несовместимым с верой

Не думаю. Умный человек, в т.ч. учитывая контекст, не подумает так, как подумали вы.

Share this post


Link to post
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Я вам про другое толкую. Про то, что все человеческое творчество замешано на чувствах и страстях человеческих и лежит в области душевных переживаний. Как говорит архм. Рафаил Карелин: "любое душевное творчество, будь то поэзия, музыка и т.п., рассредоточивает молитвенную концентрацию и духовное делание". А свт. Игнатий Брянчанинов, вообще  "расположение к наукам и искусствам гибнущего века сего" относит к страсти тщеславия и пишет о том, что в этом надо каяться на исповеди.

Если быть точным, то святитель говорит не просто о расположении к наукам и искусствам, а о таком расположении которое соединено с "исканием успеть в них для приобретения временной, земной славы". Соответственно и каяться нужно не в интересе к науке или поэзии, а в стремлении к человеческой славе и земному успеху.

 

Но я согласен с тем, что есть опасность принять душевное за духовное. Об этом кстати в недавней беседе иг. Даниил говорит.

 

 

 

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, *Владислав* сказал:

Не думаю. Умный человек, в т.ч. учитывая контекст, не подумает так, как подумали вы.

Если вы имеете в виду рассудок - плотский ум, то он в духовных вопросах слеп. Если вы имеете в виду духовную силу - ум - то он нуждается в воспитании и руководстве, так как мы существа падшие. Именно тут и важны наставления святых отцов, которые я и привела. 

А без этих объяснений ваши слова:

Цитата

"Рафаил Карелин: "любое душевное творчество, будь то поэзия, музыка и т.п., рассредоточивает молитвенную концентрацию и духовное делание". А свт. Игнатий Брянчанинов, вообще  "расположение к наукам и искусствам гибнущего века сего" относит к страсти тщеславия и пишет о том, что в этом надо каяться на исповеди.

однозначно могут быть истолкованы духовно неопытным человеком как призыв каяться в "любом душевном творчестве, будь то искусство, или наука", как в деле грешном и тщеславном. Что не соответствует православному отношению ни к искусству, ни к науке.

37 минут назад, Юрий Кур сказал:

Соответственно и каяться нужно не в интересе к науке или поэзии, а в стремлении к человеческой славе и земному успеху.

Вы написали раньше меня :yes00000:. О чём, собственно, и св. Феофан писал в своих письмах. Всё дело в мотивации, приоритете, в целях. Любое земное делание, как реализация Божьего дара, может быть без греха, если делается ради Бога. Таланты у всех разные, и все даны свыше для помощи прохождения нами пути земного - ко спасению.

Edited by Vаlentinа
  • Like 1

Share this post


Link to post
20 минут назад, Vаlentinа сказал:

однозначно могут быть истолкованы духовно неопытным человеком как призыв каяться в "любом душевном творчестве, будь то искусство, или наука"

Вы, Валентина, какие-то глупости мне в последнее время приписываете, которые я не говорил, а потом радостно и самозабвенно меня в них изобличаете. 

Основной контекст разговора был про синематограф, которым нас настойчиво пытается соблазнить Владимир. Т.е. про  современное искусство. Будьте так любезны, если если хотите поддержать разговор, говорите о заявленном предмете. К тому же, вы невнимательно читаете свои цитаты. Святитель Феофан несколько о другом говорил.

 

А духовно неопытному человеку, если у него возникают вопросы к святым, надо просто обращаться к святым же за разъяснениями. Вот учитель (на минуточку) Церкви святитель Игнатий разъясняет, что он имел в виду, занося в свою книжицу "В помощь кающимся" (раз вы хотели о науках поговорить):

"Человек, лишившись падением своим Божественного Света – Святого Духа, должен был довольствоваться своим собственным скудным светом – разумом. Но этот естественный свет весьма немногих привел к познанию истинного Бога: он устремился в основном к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе с тем способствуют и сильнейшему развитию греховной жизни, запечатлению и утверждению падения украшением падения, множеством различных призраков благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святого Духа, стали сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения."

39 минут назад, Юрий Кур сказал:

Если быть точным, то святитель говорит не просто о расположении к наукам и искусствам, а о таком расположении которое соединено с "исканием успеть в них для приобретения временной, земной славы".

Давайте будем точны мы и не станем додумывать за святителя. Одну его цитату я привел, вот еще одна:

"Вы спрашиваете, какое мое мнение о науках человеческих? – Люди после падения начали возделывать землю, начали нуждаться в одежде и других многочисленных потребностях, которыми сопровождается наше земное странничество; словом, они начали нуждаться в вещественном развитии, стремление к которому – отличительная черта нашего века.

Науки – плод нашего падения – произведение поврежденного падшего разума. Ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего разума. Ученость – светильник ветхого человека, светильник, «которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 1, 13). Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Этот Светильник – Дух Святой, Он – Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной мудрости, завещает апостол: «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3, 18). Точно! Ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Господом, к которой доступ – только верой, которая неприступна для падшего разума человеческого, заменяется в учености гаданиями, предположениями. Мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна по самым началам своим мудрости духовной, Божественной. Нельзя быть последователем той и другой вместе; одной непременно должно отречься. Падший человек – ложь, и из умствований его составился «лжеименный разум», то есть образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющих только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, пораженного смертной язвой греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских."

Share this post


Link to post
5 минут назад, *Владислав* сказал:

Давайте будем точны мы и не станем додумывать за святителя.

А я и не додумывал. Привел его собственные слова и дал ссылку на источник.

 

11 минут назад, *Владислав* сказал:

Науки – плод нашего падения – произведение поврежденного падшего разума. Ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего разума. Ученость – светильник ветхого человека, светильник, «которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 1, 13). Искупитель возвратил человекам тот Светильник, который им дарован был при создании Создателем, которого лишились они при грехопадении своем. Этот Светильник – Дух Святой, Он – Дух Истины, наставляет всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека. Ученому, желающему научиться духовной мудрости, завещает апостол: «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3, 18). Точно! Ученость не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости. Познание Истины, которая открыта человекам Господом, к которой доступ – только верой, которая неприступна для падшего разума человеческого, заменяется в учености гаданиями, предположениями. Мудрость этого мира, в которой почетное место занимают многие язычники и безбожники, прямо противоположна по самым началам своим мудрости духовной, Божественной. Нельзя быть последователем той и другой вместе; одной непременно должно отречься. Падший человек – ложь, и из умствований его составился «лжеименный разум», то есть образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющих только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, пораженного смертной язвой греха и падения. Этот недуг ума особенно в полноте открывается в науках философских."

Эти слова оправданы своей резкостью для того времени, когда жил святитель Игнатий, 19 век - эпоха, когда людям казалось, что ещё чуть-чуть, и наука всё объяснит, заменит веру; в упрощенном виде - торжество базаровщины и соответствующая реакция на неё святителя. Но эти слова не следует понимать как православное учение о науке и искусстве как таковых.

 

И мы знаем, что многие оптинские старцы (например, преп. Антоний, преп. Нектарий) читали не только духовную литературу, но и научную, а преп. Нектарий и преп. Варсонофий любили поэзию; последний был сам замечательным поэтом. И их это не отвлекало от духовного делания.

 

 

Share this post


Link to post
Posted (edited)
27 минут назад, *Владислав* сказал:

Вы, Валентина, какие-то глупости мне в последнее время приписываете, которые я не говорил, а потом радостно и самозабвенно меня в них изобличаете. 

Основной контекст разговора был про синематограф, которым нас настойчиво пытается соблазнить Владимир. Т.е. про  современное искусство. Будьте так любезны, если если хотите поддержать разговор, говорите о заявленном предмете. К тому же, вы невнимательно читаете свои цитаты. Святитель Феофан несколько о другом говорил.

Владислав, вам нужно подправить своё отношение к разговорам на форуме. Вы подсознательно настроены на борьбу, войну, чтобы всех переобучить и построить. Это непродуктивно и вообще некрасиво. Не надо ни с кем воевать, никого обличать и унижать. Вы не обижайтесь, а попробуйте прислушаться к моему совету. Было бы очень неплохо для всех, и для вас в первую очередь, и для многих из нас, вынужденных постоянно терпеть высокомерное и нехристианское обращение. Где же ваша любовь к ближнему?

 

Я вам никаких глупостей не приписываю, радостно и самозабвенно ничего не пишу. Остыньте. Вы сами написали про науку, не я. Ваши слова можно было понять неверно - и я дала разъяснения для новоначальных. Если вы умудрённый, порадовались бы, что здесь на форуме думают обо всех читающих, в том числе не таких умных, как вы. И согласились бы. Это было бы умно и мудро.

 

Далее, вы приводите анализ св. Игнатием причины возникновения наук - грехопадение - и то, как неверующих люди ставят науку и мирской, плотский рассудок на пьедестал, принадлежащий единственно духовной мудрости Богопросвещённого разума. Это точный духовный анализ явления грешного. Но скажите, призывал ли св. Игнатий запретить всю науку как таковую, писал ли он, что занятие наукой само по себе - грех и его надлежит упразднить? Вы-то сами нам об этом толкуете, или всё же о чём-то ином? О грехе учёных, трудящихся на ниве науке, или о грехе тех, кто науку и свой падший рассудок ставит на место Бога?

Edited by Vаlentinа
Опечатка
  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...