Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Не очень понятно зачем на форуме сайта монастыря агитировать за решение вопроса  бесплодия. 

Второе. Здесь уже были и эмиссары, и беглецы с сайта исихазм ру. Плоды какого духа они с собой приносят тоже известно.

И третье. Богослужебное сообщение с Афоном сейчас отсутствует, в связи с  известными событиями. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Странно, что ни на одной из страниц самого монастыря Хиландар, ни в житии прп. Симеона Мироточивого из афонского патерика об этой лозе ничего нет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 минут назад, Алексей_ сказал:

Запись была сделана о чудесах в уделе Пресвятой Богородицы

Прихожанам Русской Православной Церкви сегодня лучше воздержаться от всех сообщений с Афоном.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Алексей_ сказал:

Я пришел на этот форум для общения с Православными людьми. Где то ума поднабраться, где то что то новое узнать...Лоб я здесь расшибать что то доказывая не собираюсь. 

Иногда результат общения бывает неожиданный. Не торопитесь давать свои оценки форумчанам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про Афон много чего написано. Мы вот соседке книжку давали почитать Пельмени для Витальки.

 

Ей и про Афон заодно стало все понятно. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
43 минуты назад, Алексей_ сказал:

Товарищ про которого рассказывал ранее, специально ехал на Афон по Благословению Схиархимандрита Илия за лозой.

Алексей, мир вам! Пожалуйста, не сочтите за предвзятость следующий вопрос: ваш товарищ лично получил это благословение от схиархимандрита Илия Ноздрина?

 

Вопрос, прошу заметить, резонный, а не скептический. Так как уже не один раз на нашем форуме приводились факты поддельного такого благословения.

 

Да и после "освящения" памятника Иоанну Грозному поосторожней бы с этим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
59 минут назад, Алексей_ сказал:

Специально для Вас искал.

Благодарю! 

Не стоило беспокоиться) 

Я в существовании лозы не сомневаюсь. Меня смущает рассылка косточек и как это изложено на сайте исихазм ру. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Трое вас и трое нас" - какое-то время назад в данной теме обсуждались эта притча и её видеоверсия. И вот сегодня прочитал на паблике Алитейа  интересную информацию. Оказывается корни притчи уходят в житие преп. Максима Грека:

 

Вероятно, многим из участников сообщества известна притча «Трое вас и трое нас», составленная Л. Н. Толстым в 1886 г.

Скрытый текст

В этой притче рассказывается, как некий архиерей плыл из Архангельска на Соловки и причалил по пути к безымянному островку, на котором встретил трех старцев, которые молились, обращаясь к Троице: «Трое вас, трое нас, помилуй нас!» Архиерей, не без превозношения над этими простецами, научил их молитве Господней и отплыл. Но наутро оказалось, что старцы забыли молитву, которой архиерей научил их; тогда они пешком по воде добежали до корабля и просили епископа повторить для них молитву, на что тот, устыдившись их святости, ответил: «Доходна до Бога и ваша молитва, старцы Божий. Не мне вас учить» [1].

В таком виде данная притча имела очень «толстовский» характер: тут и о неважность и ненужность догматов, и образ архиерея как человека высокомерного, посрамленного «святой простотой» старцев, и главное — мысль: все равно, как молиться, лишь бы искренне.

Тем не менее, притча эта в несколько видоизмененном виде встречается и у православных подвижников благочестия. Одна из духовных дочерей прп. Амвросия Оптинского указывает, что он рассказывал ей эту притчу в сокращенном виде; однако пустынники в этой версии обращались со словами «Трое вас, трое нас, помилуйте нас!» к Трем Святителям, а не к Троице [2]. Но вывод был тот же: «Молитесь, как умеете». ...

Также использовал эту притчу (в еще более близком толстовскому варианте, но с обращением к Троице: «Трое вас и трое нас, помилуй нас, Один Бог!») и блаженной памяти архим. Павел (Груздев) [3].

...

В действительности данный рассказ был записан прмч. Вассианом Муромцевым со слов прп. Максима Грека и сохранился в передаче князя Андрея Курбского [4]. Архиереем из притчи в версии прп. Максима был не кто иной, как свт. Августин Блаженный. Он встретил на острове, к которому был вынужден причалить во время плавания, некоего пустынника, знавшего церковные молитвы, но со множеством ошибок (ни о каком «трое вас и трое нас» речи, разумеется, не шло!). Святитель научил пустынника молиться правильно и отплыл. Далее сюжет развивается знакомым по толстовской притче образом: пустынник, забывший слова молитвы, нагоняет отплывший корабль по воде и просит епископа повторить молитвы заново. Св. Августин в слезах пал к ногам старца и отказался учить его, стыдясь столь великой святости. Однако именно здесь древняя святоотеческая притча решительно расходится с толстовской переработкой: старец отказывается вернуться на свой остров, пока архиерей не выучит с ним церковных молитв: «Никако же престану моляся ти, ниже к собе возвращуся, дондеже молитвы благочинием изучиши»!

 

Воздавая почтение святости старца-простеца, прп. Максим, тем не менее, подчеркивает важность и значимость правильного совершения молитвословий и показывает, что «простая вера», если она подлинна, никогда не избегает церковного научения. ...

...

 

Сказание прп. Максима
«Бывшу иногда святому Августину на Карфагенстем соборе преимеющим сопрестолником в западных епископех, преизобилия ради мудрости его, и мудрствующе вкупе единением духа с восточными святители, и по совершении догматов о правоверии священнаго сего собрания возвращающуся ему ко своей епископии, и плавающу ему морем, и принесен бысть корабль по Божию строению к некоему острову, пусту и ненаселену человеки. И егда близ его быв, утвердивши корабль якорьми нужны ради волн, сущии же от корабля изыдоша на остров прохлаждения ради, видевше на нем овощие различное. И егда разыдошася в внутренняя острова, и обретоша на нем человека некоего пустынника, нага суща и многолетна. И приведоша его к Августину, Августин же вопроси его, аки хотя ведати о нем известно, кто и каков родом, и откуду, и како прииде на пустое сие место, и о пребывании его, и о нуждах телесных от горения солнечнаго и от мраза в зимнее время, и о пищи.

 

Он же извести ему, яко рожден быв во Африкийской земли от христианых родителей, от чреды же убогих и земледелателству прилежащих, от языка же Италийска: “И к страданию прилежах на селе с родителями моими, и во время Господних праздник прихождах к церкви, и слышах во учении Христове глаголема: аще кто не отречется всех своих, и не возмет креста своего, и во след Мене не грядет, несть Мне достоин. Аз же сие слышах, и сего ради оставих родители и землю свою, и обретох мал кораблец, и преплых на остров сей, и пребываю в пустом сем месте многи уже лета, любве ради Христа моего, покрываемь и помогаемь благодатию Его от всех приключающихся скорбей и от нужд телесных; и не видех зде лица человечя во вся лета пришед от вселенныя, разве вас, и питаюся овощием острова сего”.

Августин же паки вопроси его: “Егда во вселенней пребывал еси, навыче ли какое книжное учение, и кои молитвы зде к Богу глаголеши?” Он же рече: “Учению книжному ни мало причастен есмь, зане от родителей нудим бех ко сродному ми земледелателству, и во младости моей краткия молитвы навыкох, всем христианом обыкновенные, и сими молю всемилостиваго Бога” Августин же повеле их изрещи все по ряду. Он же нача глаголати молитву, Господним учеником преданную, еже есть “Отче наш”, и иные краткие молитвы, отнюдь неискусно и несогласно, горняя долу поставляя, и иная же онако глаголаше. Августин же подивися любви его к Богу, и. терпению мужа, и неискуству, и учаше ему молитвы оны изъуст со благочинием, и яко же лепо. Он с радостию и усердием многим приемля учимая ему от епископа. И егда бысть ветр благополучен, епископ же поучив старца, и ризою своею наготу его одев, и плавая во своя си. Кораблю же шествие плавание погодно зело творящиеся.

И по сем во вторый день корабленицы на верху седяще корабля, узревше издалеча, аки подобие человека, паче меры быстрейшим шествием, аки птица скоропарящая, или стрела стреленная от лука пресилных мышцей, прямо стремлением к кораблю грядущи. Они же зряще сия и дивляхуся, мневше первее, яко зверя морскаго человекообразна, или приведение. Егда же близ корабля быв видимое, и постизая корабль нача вопити велегласно: “Ждите, рече, Господа ради, ждите мене грешнаго!” Корабленицы же, слышавше глас человечь и ужасшеся о преславном сем видении, и текше внутрь корабля и возвестиша сие епископу. Епископ скрейше изыде со всеми сущими с ним в вышняя корабля, видети преславное, и узрев старца онаго к кораблю текуща, его же на острове молитвам учаше, на дарованной его ризе плавание оно дивне творяще: пол ея на море послав и седяше на ней, и пол ея держаше вместо паруса простерту. И егда к кораблю приплыв, и взыде на корабль.

Епископ же Августин видев сие преславное видение, радости и ужаса исполнився и, воззрев на небо, рече: “Благодарю Ти, Господи мой царю, прежде бо Тя слышах по волнам морским пешя ходяща, ныне же вижю угодника Твоего преестественным плаванием на великом сем мори плавающа, вместо ветра и навклира Тебе Христе, и Духа Святаго наставника с собою имуща”.

И по сем паде пред ногами старца, со всеми сущими его. Старец же, воздвизая его, от простоты и незлобия нрава, глаголаше ему: “Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо”. Епископ же Августин со страхом и рыданием слезным рече ему: “Прости мя, преподобный и пречестный авва, яко много согреших к тебе, зазрех твоему неискуству, в пустыни сокровенному от вселенныя безценному сокровищу, емуже не бе достоин весь мир; несмь бо есмь достоин на святое лице твое зрети, нежели тя, ангела Божия, учити”.

Старец же ко епископу глаголаше: “Никако же престану моляся ти, ниже к собе возвращуся, дондеже молитвы благочинием изучиши”. Августин же устыдеся святости старца, и послушанием ему преклонися паки учя его обычным молитвам. Старец же вытвердив молитвы, изыде из корабля, и сяде паки на ризу свою, возвратился в пустыню, плавая морем со скорейшим стремлением по первому обычаю. Епископ же отплыв ко своей епископии во Ипон град, аки обогащен и одарен от Бога мздою, зрением преестественнаго чудо действа и видением плотнаго ангела, исповедая всем на пользу».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Надо бороться не с государственной или церковной системой, а с самим собой, со своими страстями»

Беседа с духовником КДАиС архимандритом Маркеллом (Павуком)

Диакон Сергий Герук

Что делать современному христианину, наблюдающему, как мир постепенно сходит с ума? Как относиться к дискуссии о переводе богослужения на национальные языки и предложениям сделать некоторые послабления в церковной жизни для мирян? Каково значение священнической проповеди в наши дни? На эти и другие вопросы отвечает архимандрит Маркелл (Павук), духовник и преподаватель Киевских духовных школ.

– Отец Маркелл, сегодня информационное пространство Украины заполнено всевозможными страхами о грядущих войнах, политической риторикой и прочим информационным мусором. Люди повергаются то в депрессию, то в агрессию, ищут виноватых политических лидеров и так далее. Всё чаще раздаются голоса: «Мир сошёл с ума!..»

Скрытый текст

 

– Действительно, в мире, как снежный ком, накапливается множество разных проблем, происходят глобальные процессы насаждения извращенной морали и ложных ценностей. Предлагаются тысячи вариантов для их разрешения, в том числе и военными методами. Однако почти никто не вспоминает о самом действенном способе, о котором напоминает нам Господь, – о покаянии. После Крещения на реке Иордан и 40-дневного поста в Иудейской пустыне, во время которого Он выдержал искушения от диавола, Христос выходит на проповедь. И первыми словами Его были: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное» (Мф. 4: 12–17). Как мы помним, покаяние также являлось основной темой проповеди святого пророка Иоанна Предтечи (Мк. 1: 1–8).

Никто не задумывается о слагаемых покаяния, никто, и политики высокого ранга, да и рядовые простые граждане, охваченные политическими страстями… Просматривается отчетливо этот грех политической ангажированности и в христианской среде. Вся наша жизнь внешне бывает хорошей, а если заглянуть внутрь, то там увидим очень много гнилого.

Еще с детства мы учимся обманывать, завидовать, гордиться, сердиться. Блаженный Августин в своей «Исповеди» вспоминает малышей-близнецов, с ненавистью отталкивающих друг друга от соска матери. А что уж говорить о старшем возрасте, когда добавляется похоть, сребролюбие и прочее.

Почти никто не вспоминает о самом действенном способе разрешения всевозможных проблем – о покаянии

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает покаяние с губкой, которой стираются грехи из книги нашей жизни. Это средство, с помощью которого мы оживаем духовно. Ибо если следствием греха, по мнению апостола, есть смерть (см. Иак. 1: 15), то следствием покаяния есть жизнь.

Однако дьявол не хочет, чтобы мы жили духовно, а потому при совершении греха вселяет дерзновение, а после – стыд, чтобы мы не раскаялись. Хотя должно было быть все наоборот.

Впрочем, Господь стремится, чтобы все мы подражали жизни вечной, и не хочет, чтобы кто-то из нас погиб, а потому предлагает разные способы покаяния.

 

– Нельзя ли, батюшка, об этом рассказать подробнее?

– Первый способ – осознание своего греха и раскаяние в нем во время исповеди. Это наиболее распространенный способ покаяния. А в древности практиковалось публичное покаяние, которое совершалось вслух пред всеми людьми. Это один из самых трудных способов покаяния, ныне не используемый. Хотя в некоторых современных приходах и монастырях проводятся встречи прихожан и паломников, послушников и насельников обителей с духовниками, на которых участники этих встреч делятся своим опытом борьбы со страстями, рассказывают о непростой работе над своими немощами. Конечно, это не Таинство исповеди, но довольно полезная практика, человек не боится открыто признавать свои грехи и жизненные ошибки.

Второй способ покаяния, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст, – это прощение тех людей, которые причиняют нам зло. Как мы просим в молитве: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6: 12). Вместо того чтобы обличать кого-то, проще о нем помолиться: «Господи, вразуми раба Божьего, а меня помилуй».

Третий способ покаяния – это сердечная молитва. Вспомним о евангельской вдове, которая своей неотступностью уговорила жестокого судью ее помиловать (Лк. 18: 1–7). Мы обязаны стремиться к навыку внутреннего молитвенного воздыхания, постоянной памяти о присутствии Божием при всяком деле и на всяком месте.

Четвертый способ – милосердие. Когда вавилонский царь Навуходоносор был в отчаянии из-за своих грехов и не знал, что делать, чтобы его помиловал Господь, пророк Даниил посоветовал ему стать милосердным. Именно таким способом царь получил прощение у Бога (Дан. 4: 24).

И пятый способ покаяния – это смирение. Вспомним мытаря из евангельской притчи, который не мог похвастаться своими добрыми делами, но Господь помиловал его за смирение (см.: Лк. 18: 9–14).

Кто стесняется исповедовать свои грехи перед священником, будет постыжен на Страшном Суде перед всеми людьми

Конечно, каждый из нас, православных, может своим личным покаянием внести свою лепту в сокровищницу мира и добра, в чашу весов, которая может перевесить мировое зло и отодвинуть гибель всего человечества. Не будем пренебрегать покаянием, ибо, как пишет Златоуст, тот, кто стесняется исповедовать свои грехи перед священником и в то же время не стыдится Самого Бога, когда грешит, будет постыжен на Страшном Суде перед всеми людьми.

 

– Вы упомянули дела милосердия как одно из слагаемых покаяния. Церковь развивает социальное служение, но насколько оно эффективно на фоне всеобщей экономической разрухи и нестабильности в нашей стране?

– Помощью несчастным обязаны заниматься не только специально учиненные для этого люди, а все без исключения. Это заложено в нашем естестве. Беда, когда мы начинаем надеяться, что кто-то когда-то окажет им помощь. Это свидетельствует о глубокой нравственной деградации мира, в котором мы живём: мол, милосердие – это удел церковников и волонтеров, благотворительных организаций, пусть они этим и занимаются…

В основе этого зла безразличия к страждущим лежит глубокое расслоение общества на богатых и бедных, с чем не без успеха ещё в IV веке боролся святитель Иоанн Златоуст:

«Ради чего же ты считаешь богатство достойным усилий и почитаешь счастливыми тех, кто приобрел его, и завидуешь им? Чем отличается богатый от бедного? Не одним ли облечен он телом? Не один ли питает желудок? Для чего у тебя множество слуг? Как в одежде и пище должно искать только необходимо нужного, так точно и в слугах. Одному господину следовало бы пользоваться одним только слугой; вернее же сказать, и двум или трем господам – одним слугой. Если же это кажется тяжким, то вспомни о тех, которые не имеют ни одного слуги и пользуются самыми легкими услугами. Для того ведь и дал нам Бог руки и ноги, чтобы мы не нуждались в слугах. В самом деле, не ради нужды введены в мире слуги, – иначе вместе с Адамом создан был бы и раб, – а как возмездие и казнь за грех и преслушание. Но если уже необходимо иметь раба, то разве лишь одного или, самое большое, двух. В самом деле, зачем тебе нужно иметь толпу слуг и с важностью выступать на площади? Разве ты ходишь между зверей, что гонишь встречающихся?»

Единовременной или даже периодической помощью бедным такая глобальная проблема не решается. Количество бедных нисколько от этого не уменьшается. Вот почему мы, православные христиане, основной акцент делаем не на социальном служении (хотя у нас оно тоже, хоть и в меньших масштабах, присутствует), а на внутреннем преображении каждого через борьбу со своими страстями. Тогда человек никогда не пройдет равнодушно мимо несчастного, а постарается в меру своих возможностей ему помочь.

 

– Можно ли утверждать, что количество бедных и несчастных людей прямо пропорционально количеству людей нецерковных или околоцерковных, которые никакой внутренней духовной работы над собой не ведут?

– Действительно, без веры в Бога очень сложно преодолеть свою лень, косность, а также гнев, сребролюбие и другие страсти, из-за которых в основном люди и становятся бедными и несчастными. Как замечает святой псалмопевец Давид, «я никогда не видел праведника, всеми оставленного, или детей его, просящих хлеб» (см.: Пс. 36: 25).

 

– Однако существует множество людей, которые прямо заявляют, что они не веруют в Бога, но в то же время по уровню своей нравственности они нисколько не уступают христианам, а иногда даже превосходят их. Как это объяснить? Получается, что то, к чему призывают в Церкви – молитве, посту и другим добродетелям, – не работает?

– Оставаться, несмотря ни на что, человеком не так просто. Естественно, у всех есть внутреннее стремление к добру, вне зависимости от вероисповедной принадлежности, веры или неверия, но, как мы видим, немало людей в силу разных причин опускаются ниже своего человеческого достоинства. Например, повсеместное распространение блуда, в том числе в самых извращенных формах, – это ниже человеческого естества. Даже звери не делают то, что может сделать человек. Христианство же зовёт человека не только сохранять определенный уровень нравственности, но и стать выше естества, стать святым. Этот идеал в первую очередь осуществляется в монашестве, но и каждый христианин тоже призван уподобиться Богу в кротости, смирении, терпении, любви, целомудрии. Если мы к этому не стремимся, то мы ничем не лучше язычников, которые под видом идолов служили своим страстям.

 

– Еще вопрос, отче. В светском обиходе и особенно в социальных сетях все чаще звучат всякого рода либеральные мнения о том, что монашество узурпировало церковную жизнь, насадило долгие богослужения и строгие посты, а обычному простому христианину это не нужно. Действительно ли необходимо пойти на какие-то послабления в церковной жизни для мирян?

– С эпохи иконоборчества в истории не раз возникали своеобразные бунты против монашества. Даже в недалёких XVIII и XIX веках, несмотря на процветание оптинского и глинского старчества, к монахам относились с большим презрением, как к тунеядцам и карьеристам. Иногда презрение имело скрытую форму, а иногда весьма агрессивную, как это было в советском государстве. Но монашество, несмотря на все свое несовершенство (в семье не без урода), стремится в полноте осуществить тот нравственный идеал жизни, который запечатлен в Евангелии. Красота этого идеала несомненно привлекает не только монахов, но и простых христиан. Если представить себе, что монашество исчезнет, то и все христианство под давлением страстей мира сего потеряет свою соль. Именно по этой причине в мире на какое-то время воцарится антихрист, о котором сказано в посланиях апостола Павла и особенно в книге Апокалипсис. Так что не стоит упрощать практику богослужений и постов, которые ныне совершаются по монастырскому уставу.

 

– Батюшка, по-прежнему длится дискуссия о языке богослужений, об отказе от церковнославянского и о переходе на национальные языки…

– Сейчас этот вопрос очень сильно политизирован на Украине, а потому Церковь не спешит с переводами богослужений. Хотя допускаются службы частично или полностью на украинском, где этого желает паства. Решением Синода УПЦ будет готовиться перевод Библии на украинский язык. Но педалировать этот вопрос в угоду политической конъюнктуре весьма небезопасно.

В обязанности каждого священника входит с помощью проповеди разъяснять каждое слово Евангелия, строй и содержание богослужения. Если бы все пастыри этим активно занимались, то люди начали бы больше ценить красоту церковнославянского языка и пропало бы само желание перехода на национальные языки. Ведь церковнославянский язык прекрасен! Он, как и икона, – окно в Горний мир! Богослужебный язык помогает быстро отвлечься от мирской суеты и настроиться на внимательный разговор с Богом. Кто регулярно ходит в храм и старается самостоятельно читать тексты на этом языке, быстро его усваивает. Когда что-то непонятно, то всегда можно воспользоваться словарем, в эпоху интернета это не проблема. Испытав благодатность воздействия церковнославянского языка на душу, человек ни за что не променяет его на современный. Но люди, не желающие духовно трудиться в молитве, чтении церковных текстов, первые будируют эти темы. Не говоря уже о политиках.

 

– В завершение беседы, отец Маркелл, скажите несколько слов о значении проповеди с амвона и ее современном качестве, если так можно выразиться.

– На самом деле, не только от благочестивой жизни священника, но и от его слов в церковной жизни многое зависит. Было время, даже в XVIII–XIX веках, когда проповедь подвергалась жёсткой цензуре. Сейчас этого нет, но, увы, в силу усталости или большой занятости многие пастыри пренебрегают подготовкой к этой важной составляющей части пастырской деятельности, из-за чего нередко приходится слышать проповедь ни о чём конкретном. Однако теперь, пока есть возможность широкой проповеди, в том числе и через интернет, надо ее максимально использовать.

Каждому священнику нужно стараться как можно чаще благовествовать, но не от ветра главы своей, а серьезно готовиться к каждой проповеди. Это неимоверно тяжело, тем не менее, без духовного поучения теряется смысл совершения Таинств. Если бы мы как следует делом и словом проповедовали Евангелие, то намного меньше было бы бедных и несчастных людей, а также раскольников и сектантов.

Каждому священнику нужно стараться как можно чаще благовествовать. 

В наше время молчание смерти подобно. Ведь нынешний раскол «ПЦУ» в основном поддерживается не церковным народом, а меркантильными политиками и людьми, которые никогда не читали Евангелие, не знают основных церковных правил и канонов, и которых поэтому легко обмануть, сфабриковав исторические факты, навязать им ложные революционные и националистические идеалы. Им никто никогда не объяснял, что, с точки зрения Евангелия, в первую очередь надо бороться не с той или иной государственной или церковной системой, а с самим собой, со своими страстями и похотями. Лишь так в этом мире обретается не сиюминутное, а подлинное счастье, которое перейдет с нами в вечность.

С архимандритом Маркеллом (Павуком)
беседовал Диакон Сергий Герук

2 февраля 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/144226.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Новые мученики Церкви Русской и чистота Православия

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Если кратко, в одном предложении, сформулировать опасность, которая угрожает сейчас чистоте Православия, то это утрата центрального места Креста в православном богословии.

Наше спасение совершается Крестом, чистотой веры. Крест – источник, средоточие всех Божественных тайн, всех догматов, всей любви, всех благословений. Мы спасены крестной смертью Христа. Крест дает нам мир, превосходящий всякое разумение, и «радость всему миру» приходит только Крестом. Без Креста нет спасительных таинств Церкви, и без Креста даже молитва – абсолютно пустая трата времени. Церковь без Креста – обрядоверие без истины и правды, без покаяния, без святости.

Да, все мы хотим, наверное, получить прощение грехов Крестом Христовым. Но мы не хотим принять крестную жизнь. То, что слишком часто называют «быть разумными», «быть реалистами», «крепко стоять обеими ногами на земле», на самом деле может быть только внутренним нежеланием принять крест.

Церковь без Креста – обрядоверие без истины и правды, без покаяния, без святости

Апостол Павел говорит: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6: 14). Не вновь построенными или отреставрированными храмами, не количеством новокрещеных, не богословскими институтами и школами, не социальной активностью. Все это замечательно, без этого невозможна жизнь Церкви, но это – не главное.

Скрытый текст

 

Миссионерская, благотворительная и просветительская деятельность необходима для Церкви. Однако никто не будет спорить с тем, что католики и протестанты преуспевали и всегда будут преуспевать в этом больше нас. Тонкое искушение – состязаться с ними во внешней деятельности – может привести нас к утрате самого главного. А когда главное теряется, теряется все.

Еще и еще раз подчеркнем эту мысль. Мы ни в коем случае не хотим умалить значение той огромной каждодневной работы, которую ведут наши священнослужители и миряне, восстанавливая не только разрушенные храмы, но прежде всего духовные основы жизни общества. Мы отдаем себе отчет в том, что подлинное духовное возрождение совершается неприметно, как рост растения. Что необходимы прежде всего смирение, рассудительность и терпение. Однако эти самые драгоценные качества должны быть составной частью Креста, без которого они быстро превращаются в свою противоположность – то, что можно наблюдать в сегодняшнем мире. Смирение становится рабской покорностью перед злом, рассудительность оборачивается трусливой или циничной расчетливостью, а терпение обнаруживает себя как унылое равнодушие и сдача всех позиций.

Все заключается в том, чтобы во всех наших больших и малых трудах присутствовал Крест как постоянное измерение нашей жизни.

***

 

Итак, в Кресте – вся полнота христианского исповедания, и неслучайно с крестом изображаются мученики. Никакое другое исповедание, кроме Православия, не имеет такого множества мучеников – это и есть свидетельство истинности его.

Там, где Крест Христов и кресты мучеников Христовых, зло обнажается до предела. И потому, когда зло в мире раскроется до конца, явится на небе Крест Христов как знамение Второго победного Пришествия Христа со славою.

Сейчас, когда на наших глазах зло в мире раскрывается до конца, подлинное почитание мучеников, как и хранение чистоты Православия, становится особенно важным. Тем более если иметь в виду постоянно присутствующую в нашей жизни эсхатологическую перспективу, когда исповедание чистоты Православия будет с неизбежностью означать готовность принять мученичество.

Надо быть совершенно слепым, чтобы не различать в сегодняшней общественной жизни мира когти того, кто «человекоубийца от начала», кто изнутри нас самих может убивать наш народ, наше человечество.

Что мы слышим постоянно? Что все хорошо? И необычайный духовный расцвет? Но неужели нам не жалко детей, которым нечего есть, которые подвержены разврату, ругаются матом при взрослых и вместе со взрослыми! И молодежь, которая в значительной своей части отравлена водкой, наркотиками, компьютерными играми, социальными сетями, где можно найти пропаганду самоубийства, разного рода извращений, терроризма. И многие из них психически нездоровы. А иным батюшкам только бы обряд исполнить, они никак не противостоят торговцам иллюзиями. И не надо проводить никаких опросов – каждый может это видеть своими глазами.

Если зло со всей его разрушительной силой не воспринимается нами, это значит, что оно установило свое господство над нами

Если зло со всей его разрушительной силой не воспринимается нами, это значит, что оно установило свое господство над нами. Эта опасность всегда угрожала Церкви, но чем больше возрастает зло, тем более становится она очевидной. «Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять», – восклицает пророк Исаия (Ис. 56: 10). И блаженный Августин говорит: «Как опасно молчать тому, кто поставлен предупреждать». И святой Григорий Двоеслов обличает подобных пастырей: «Они бегут от волка, укрываясь в молчании». Нам говорят: «Будь благочестивым и смиренным, и этого будет довольно». Но возможно ли возжигать свет и одновременно не обнажать тьму? На самом деле это вопрос жизни и смерти, жизни вечной и смерти вечной.

Да, бодрствование сердца, непрестанная молитва, пост, слово Божие и, превыше всего, Пречистые Тело и Кровь Бога – жизнь Церкви. Но дано ли это нам на самом деле как приобщение Кресту Христову и Воскресению Его? Или это просто создает для нас своего рода духовный комфорт, как писал об этом святитель Игнатий (Брянчанинов)? Здесь вопрос выживания Церкви.

***

 

И здесь мне хотелось бы коснуться другой важной темы, вынесенной в название статьи, – прославления новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Как мы относимся к их прославлению, так мы относимся к тайне Креста, так мы на деле исповедуем чистоту Православия. Между прочим, прославляя мучеников и исповедников, мы должны напоминать себе, что исповедники – это те, кто был готов до смерти стоять за истину Православия, а мученики – это те, кого Господь сподобил это осуществить.

Нельзя не признать, что канонизация новых мучеников воспринята нами не на той глубине, как это требуется по правде Божией. До сих пор не совершается с подобающей торжественностью их память, хотя именно сонм новомучеников неоспоримо – одно из самых значительных явлений в жизни нашей Церкви. О чем свидетельствует тот факт, что до сих пор в некоторых храмах не совершается служба в день убиения царя – мученика и страстотерпца Николая II, или то, что его прославляют лишь как одного из сотен тысяч невинноубиенных православных христиан, обходя молчанием самое главное в его подвиге? Как сможем мы осознать без этого то, что произошло с нашей Россией, с нашей Церковью в XX веке и что происходит сегодня в мире – то есть прийти к подлинному покаянию?

Слово Божие говорит нам, что ради десяти праведников может быть помилован Содом, а Иерусалим – ради одного. «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим», – говорит через пророка Господь перед разрушением Иерусалима (Иер. 5: 1). Вот почему Бог ищет с таким нетерпением истинных заступников за народ. От одного прославленного святого всегда рождаются другие. В истории Церкви редко бывает, чтобы один святой существовал отдельно от других. Большинство звезд сияют в малых и больших созвездиях. Вокруг каждого основателя – корона святых учеников. Преподобный Сергий и его святые ученики, преподобные Антоний и Феодосий Печерские и бесчисленные их воспитанники, вся плеяда Оптинских старцев от преподобных Льва и Амвросия до исповедников преподобных Никона и Нектария. Или святой благоверный князь Александр Невский и его потомки: Даниил Московский и Дмитрий Донской.

И, наконец, самое яркое созвездие – святой мученик и страстотерпец царь Николай, святой исповедник Патриарх Тихон и весь сонм новых мучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Отсутствие должной реакции на сегодняшнее сатанинское зло в мире и на подвиг новых мучеников – явление одного порядка. «Познай свое время», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Мы должны ясно сознавать, что мы уже живем не «в период перехода от социализма к коммунизму», а в период перехода от атеизма к сатанизму.

Стремительный рост оккультизма и сатанизма сегодня наблюдается во всем мире. Как и прежде, строится новый мир без Бога, только место Бога на этот раз откровенно занимает диавол. Расчет врага в этой войне прост: старое поколение вымрет, а новое надо будет переделать, создав разрыв, пропасть между поколениями, чтобы люди не знали ничего другого, кроме материализма, атеизма и сатанизма, и не имели никакого выбора в то время, когда им будут говорить, что они как никогда свободны.

Нужно ясно сознавать, что мы уже живем не «в период перехода от социализма к коммунизму», а в период перехода от атеизма к сатанизму

В Америке по официальным данным десятки тысяч людей занимаются колдовством. Мы помним, как в Москве в 1990-е годы прошлого века во все почтовые ящики бесплатно клали многополосную газету «Центр-плюс», выходившую тиражом 3,5 миллиона экземпляров. Мне показывали один номер, где на первой полосе – поздравление с Пасхой Христовой, а остальные страницы занимают объявления об «услугах» проституток и гомосексуалистов, предложения типа «саван на соперницу» и «стопроцентный приворот», перемешанные с обычной рекламой. А что происходит сегодня? По последней информации от издательства «Эксмо», в Москве, по итогам 2021 года, продажи эзотерической литературы, книг о предсказаниях, духовных практиках, осознанности и позитивном мышлении выросли более чем на 50% (для примера, в 2020 г. рост составил 13%). В то время как спрос на религиозные книги упал на 30%.

Что можно было сказать в «лихие девяностые» о нравственном состоянии общества, где в самых респектабельных газетах рядом с деловой информацией совершенно спокойным тоном, как будто речь идет о будничном нормальном явлении, давалось сообщение о создании нового театра, все художество которого заключалось в демонстрации на сцене актерами полового акта со всеми извращениями, и все желающие в зрительном зале тут же приглашались взойти на сцену и принять участие в этом массовом действии? И сейчас время от времени мы слышим о подобного рода скандальных спектаклях в некоторых современных театрах.

Мы являемся свидетелями самого дикого варварства, где всю культуру пытаются заменить магией и развратом. Какую музыку, например, предпочитает сейчас слушать значительная часть молодежи? Не просто пустота, пошлость и безвкусица, но порой и самый откровенный сатанизм. Нам говорят: «Ваши дети просто слушают музыку», как будто они могут питаться духовной пищей, состоящей из наркотиков, убийств, насилия, самоубийства и сатанизма, не разрушая свою бессмертную душу!

На книжных развалах в пресловутые 1990-е годы можно было видеть книги по магии и колдовству с иллюстрациями, в том числе с описанием человеческих жертвоприношений, ритуальных самоубийств и садомазохизма. А сейчас все это можно найти в интернете. Время от времени в прессе появляются сообщения о ритуальных убийствах с изощренными пытками, расчленением тела. «Скажи: я люблю диавола», – требовали сатанисты от мальчика, убиение которого с пытками длилось четыре часа. Наконец они сожгли его живым. Когда он умирал, он кричал: «Я люблю маму». Нам скажут: «Ну, это редкие случаи». Ложь. Разрушительная работа происходит постоянно и с нарастанием.

Как цинично говорил Сталин, «смерть одного человека – трагедия, а смерть миллионов – статистика».

Задумывались ли мы когда-либо о том, что в нашей стране, по официальной статистике, около полумиллиона беспризорных детей и растет число детских самоубийств? Когда эпидемия детской преступности становится все более угрожающей, осознаем ли мы еще, что дети – наше будущее? Один проповедник сказал:

«Есть бес немой и глухой, который должен быть изгнан из каждого из нас. С помощью какой отчитки должен он быть изгнан? Мы будем ответственны за все слова, которые мы не сказали».

И следует добавить: «За всех тех, кого эти слова могли бы спасти от смерти, и смерти вечной». Скажите, кто мог остановить детей, выпрыгнувших из окна, бросившихся под колеса автомобиля? Кто может спасти миллионы детей от обучения разврату, которое уже введено в школах Европы и которое все более пытаются навязать нам?

В официальном российском учебнике конца прошлого века по граждановедению для 6-го класса 12-летнему ребенку, между прочим, внушалось, что уход в монастырь есть форма сумасшествия, а монашеское братство приравнивалось к воровской «малине». А какое отношение к Православию формируется сейчас? В «Независимой газете» известный писатель дает пространное интервью, в котором объявляет христианство великим бедствием для России. При этом автор не атеист – он проводит мысль, что каждый человек потенциально равен Богу. Согласитесь, такого не было и в советское время.

Слово Божие не позволяет нам быть терпимыми к злу. «Страх Господень – ненавидеть зло» (Притч. 8: 13). Великий грех – быть нейтральным по отношению к злу: «Кто не со Мной, – говорит Христос, – тот против Меня» (Лк. 11: 23). Он не оставляет места для нейтрального.

Некоторые истины трудно говорить из страха оказаться неправильно понятым, но чаще – из страха гонений, сегодня, как и две тысячи лет назад, «страха ради иудейска». Но, обходя молчанием истину, невозможно возвещать благую весть спасения так, чтобы кто-то не соблазнился. Кто проповедует так, чтобы никого не задеть и не ранить, тот не сможет утешить или вдохновить никого.

Невозможно любить, проповедуя расплывчатые ценности и выдавая их за истину. Всякое искажение истины – уничтожение любви

Где те, кто смеет назвать грех своим именем, а не псевдонимом? Пусть встанут все священники и скажут, как призывал в свое время наш Патриарх: «Черное – это черное, а белое – это белое», и народ повернется к ним. Наконец-то появились те, кто не лжет, и значит – те, кто любит нас. Невозможно любить, проповедуя расплывчатые ценности и выдавая их за истину. Всякое искажение истины – уничтожение любви. Наконец, все мы помним эти слова Предстоятеля нашей Церкви: «Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».

Даже ценой личного отвержения и страдания проповедник истины всегда должен оставаться верным истине, чтобы передать ее другим. Да не устрашимся говорить правду кому бы то ни было – призывают нас сегодня все новые мученики и исповедники. Только правда нас спасет и только истина. Только правда позволит нам жить с поднятой головой.

Всякий раз, когда мы будем чувствовать недостаток сил, чтобы говорить правду, будем вспоминать о наших святых исповедниках истины! Пусть они победят нашу робость по отношению к истине и помогут нам говорить ее, никого не боясь и не стыдясь.

***

Среди прочих очень важных вопросов, связанных с новыми мучениками и исповедниками, мне хотелось бы обратить внимание на два из них, постоянно обсуждаемых православной общественностью.

Во-первых, речь идет о прославлении тех мучеников, которые явлены уже в наши дни. Всем известны слова святых отцов о том, что кто не почитает современных ему мучеников, тот не почитает всех мучеников и всех святых, и Самого Христа Бога, дивного во святых Своих. Мы понимаем, что в иных случаях необходимы обстоятельные исследования. Но какие дополнительные исследования нужны, когда, можно сказать, вся Церковь является свидетелем страданий многих сегодняшних мучеников и исповедников?

Что препятствует прославить воина-мученика Евгения, которого, по свидетельству его убийцы в присутствии представителей ОБСЕ, в течение трех месяцев подвергали в Чечне самым жестоким пыткам, заставляя снять нательный крест, а потом отсекли ему голову? Разве отличается его стояние за веру Христову от стояния древних великомучеников христианских – тех, кто на все века составляют славу Церкви? Или этот подвиг не значит ничего для православных в наше время, когда почти одновременно с ним один ученый иеромонах переходит в католичество, другой известный церковный деятель, протоиерей, принимает мусульманство, а еще один протоиерей, автор учебного пособия для детей воскресных школ, отрекается от священного сана и открыто объявляет себя гомосексуалистом? Разве не могла бы Церковь показать подлинного героя нашего времени нашей во всем разуверившейся молодежи, поклоняющейся каким угодно кумирам?

Евгений Родионов Или ритуальное убийство на Алтае иеромонаха Григория, когда убийца-сатанист обнес вокруг престола отрезанную им голову священника и потом положил ее на престол. Разве не слышим мы, как Церковь поет, когда посвящаемого на священническое служение обводят вокруг престола: «Святии мученицы, добре страдавшии и венчавшиися, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим»! Может быть, кто-то увидит в этом событии торжество зла. Но как на Кресте, когда диавол хотел предельно унизить Господа, а Бог открыл через это Свою высшую славу, так и здесь. Священный Синод выступил со специальным обращением по поводу этого события. Но нам представляется, что этого явно недостаточно.

Как не вспомнить трех Оптинских мучеников: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, ритуально убитых на Пасху 1993 года, в тот самый момент, когда Церковь через них возвещала миру пасхальным звоном о победе Божией над диаволом. Убийство было совершено ножом, сделанным в форме римского меча, которыми убивали древних мучеников, с выгравированным числом 666.

Вся Церковь знает об убийстве в Москве в 1997 году отрока Алексия после ночной пасхальной службы, когда убийцы также заставляли его снять с себя крест. Знаем мы и о зверском убийстве хранителя мироточивой Иверской иконы Божией Матери Иосифа, иеромонаха Нестора и многих других православных христиан, среди которых немало священников, девиц и детей.

Они должны были бы быть прославлены сразу же после их смерти, в полном согласии с тем, что знает Церковь о святости, начиная с первых дней своего существования. Если мы стремимся к святости, мы естественно должны ее воспринимать. Или действительно мы поддаемся общей тенденции снижения живого восприятия подлинных глубин жизни? Если бы эти мученики были прославлены, нет сомнения, что подонки из СМИ, изливающие на Церковь самые гнусные клеветы, хотя бы на краткое время невольно бы поумолкли. Сам сатана бы затрепетал перед лицом явленной святости Креста Господня.

В народном сознании обозначилось бы на иной глубине то, что происходит сегодня в мире. Мы все нуждаемся в том, чтобы с предельной ясностью обозначился путь, которым мы идем. Чем скорее они будут прославлены Церковью, тем большее воздействие это будет иметь на всех православных христиан, в особенности на молодежь: их сражение было таким же, как и у нас. Какой праздник, какое торжество Православия было бы в прославлении таких святых, где присутствуют их родители (например, мама Евгения Родионова), их друзья и товарищи и где присутствуем все мы. Это реально, это среди нас происходит. Вся наша жизнь сразу же приобретает подлинное измерение – мы все призываемся к той же святости.

***

И во-вторых, сегодня среди разгула сатанизма и лжеучений хотелось бы вспомнить постановление Святейшего Синода от 1903 года, принятое накануне великих потрясений нашей Церкви, о необходимости совершать чин Торжества Православия с анафематствованием главных ересей не только при архиерейском служении, но и во всех православных храмах. Прочтите глазами этот список анафематствований – разве мы не нуждаемся в том, чтобы нам снова и снова напоминали об опасностях, которые нам угрожают?

Исповедание истины Православия и противостояние атакующему его злу должно быть неразрывно связано со всей нашей жизнью. Как часто мы оказываемся глухи и немы к тому, что происходит вокруг нас!

Закрывать глаза на явное присутствие «отца лжи» в сегодняшней жизни – значит подыгрывать его стратегии

Закрывать глаза на явное присутствие «отца лжи» в сегодняшней жизни – значит подыгрывать его стратегии. Значит умалять победу Победителя ада и диавола. И предательски разоружить Церковь. Это оружие святые не переставали никогда держать. Одной рукой они строили, как говорит нам слово Божие, а другой держали копье – таковы должны быть строители града Божия во времена опасности, так созидаются стены иерусалимские (Неем. 4: 17). Для чего строить град, если враг не перестает делать проломы в стенах?

***

Мы призываемся идти путем, где от нас требуется высшее напряжение, предельное усилие, чтобы пламенеющим духом служить Господу. Как сможем мы противостоять новым грядущим испытаниям, если у нас не будет этого? Кто хочет служить Богу, говорит святой Василий Великий, да приготовит свое сердце к испытаниям. Сейчас снова время приготовления, главная наша забота должна быть о внутреннем нашем человеке. Что спасет нас в конце – тот внутренний мир, та крепость духовная, которую мы можем приобрести по дару Господню. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Кто не принял в себя Царства Божия, не сможет распознать антихриста».

Мы должны использовать каждый наступающий день как время подготовки к грядущим испытаниям. Кто-то из святых новомучеников прежде своих страданий за Христа сказал, что мы обретаем венец мученичества каждый день, если посвящаем все свои неприятности и скорби в течение дня Богу. Время собираться вокруг Христа. Время стоять за Христа даже в самом малом: на работе, в школе, в семье, среди друзей и знакомых. Сейчас многие говорят о «христианстве малых дел». Да, но мы должны видеть и всю картину, это принципиально важно, потому что дает совсем другой настрой, другую молитву.

Время строить основание непоколебимого упования на Бога Живого. Победители Церкви Торжествующей идут впереди нас, призывая нас не уклониться от сражения. Мы должны, в конце концов, сделать выбор: где наша подлинная радость, в этом мире или в другом. Она не может быть сразу в обоих. Бог дает нам силы идти крестным путем, дорогой распятия, и нет иной возможности быть христианином.

Иеромонах Серафим (Роуз) писал в своем дневнике:

«Давайте все, кто хочет быть христианином, не ждать ничего от мира, кроме как быть распятым. Ибо быть христианином значит быть распятым, в наше время и в любое время с тех пор, как Христос пришел в этот мир. Его жизнь – пример и предупреждение всем нам. Мы должны быть распяты лично, мистически: ибо распятие единственный путь к воскресению».

Мир зовет нас расслабиться, не принимать ничего слишком серьезно. Но как христиане мы должны постоянно помнить, что не на пустом месте совсем недавно возникали в этом мире ГУЛаги.

Мы должны хорошо понять, что коммунизм – совсем не последнее слово «отца лжи», как это пытаются многие сегодня представить. Старец Игнатий Харбинский, который жил в России во времена, когда миллионы людей принимали мученичество, пророчествовал: «То, что началось в России, кончится в Америке». Там не было коммунизма. Но в этой «самой свободной» стране, где христианские церкви продаются одна за другой под ночные клубы, где власть «нового мирового порядка» под видом так называемой политической корректности управляет страной, гонения будут совершенно в иной форме. Вследствие стремительной американизации всего мира, оттого что диавол больше всего ненавидит Православие, это не может не коснуться и нас.

Богоборчество принимает сегодня иные формы: с храмов уже не сбивают кресты – крест превращают в бессмысленное украшение

Крестоборчество и богоборчество в мире принимает сегодня иные формы. С храмов уже не сбивают кресты, храмы не взрывают. Все делается для того, чтобы превратить Крест в бессмысленное украшение. Не говоря уже о том, что все чаще приходится сталкиваться с поруганием Креста, когда этот священный символ пытаются смешать с грязью. То же следует сказать о тайне крестного евангельского слова. Господь говорит, что Последний Суд будет связан именно с этой тайной. Главное, что происходит сегодня в мире, можно охарактеризовать как обессмысливание слова и превращение человека в бессловесное существо. Но самое страшное – когда слово Церкви перестает быть крестным, когда святые слова делаются праздными.

***

Однако, что бы ни происходило, не должно быть места унынию, которым сегодня, кажется, охвачены почти все, и очень часто – даже православные.

Преподобный Серафим Саровский, пророк сегодняшних апокалиптических событий, говорит: «Нет нам дороги унывать!» В конце концов, есть одно оружие, которое Бог дал нам, чтобы поразить врага. Это духовное оружие, и его может по-настоящему оценить только тот, кто испытал его силу во времена испытаний и гонений. Когда кругом мрак и смятение, когда, кажется, все разгромлено, Господь призывает нас благословлять Бога и радоваться. Каждый день мы слышим это за Божественной литургией: «Блаженны есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». И Господь добавляет: «Так гнали пророков, которые были прежде вас» (Мф. 5: 12).

Бог сподобляет Свою Церковь великой милости и чести – быть причастной тем испытаниям, через которые прошел Он

Мы не знаем, что будет с миром, выберется ли он из сегодняшней беды или соскользнет потихоньку в бездну, которая поглотила столь многие великие цивилизации, отравила столь многие благородные идеалы. Но мы знаем, как знали это святой праведный Иов и святой мученик царь Николай, что «Искупитель мой жив... Его дыхание я чувствую в моих ноздрях» среди Пасхи (Иов. 19: 25; 27: 3). Он говорит, что Он будет с нами до скончания века, Он никогда не оставит нас. Если мы будем верны Его Святой Церкви, если мы будем готовы жизнь свою отдать за Него, Он избавит нас от грядущих бедствий.

Слово Божие ясно говорит нам, что предупреждения о конце времен даются для того, чтобы мы увидели, что Бог сподобляет Свою Церковь великой милости и чести – быть причастной тем испытаниям, через которые Он прошел. Это край бездны, последний рубеж, и Сам Бог, Победитель ада и смерти, попускающий злу раскрыться до конца, с тем чтобы сокрушить его до конца, стоит со своими. Потому утешайте друг друга этими словами, говорит нам Церковь. Мы должны делать то, что мы можем, в послушании слову Истины, и Бог довершит остальное. Он еще может спасти наш народ, и веруем, что это может произойти нашим участием в противостоянии испытаниям нынешнего времени, а также участием в том, что совершили царственные мученики и все новые мученики и исповедники Церкви Русской. Но если и весь мир будет охвачен духом обольщения и погибели, все верные тайне Креста и Воскресения Христова не должны терять радости о Господе, который говорит: «Поднимите головы ваши, ибо избавление ваше приближается» (Лк. 21: 28).

Протоиерей Александр Шаргунов

4 февраля 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/144266.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Объяли меня воды до души моей

Владимир Малягин

 

Тот, кто читает Библию, рано или поздно доходит и до этой странной и даже загадочной ее книги. Несоответствие ее малого объема и громадного внутреннего значения очевидно. Вспоминаю, как это однажды в давние годы случилась эта встреча у меня. Но сначала надо вспомнить обстоятельства жизни и атмосферу той ушедшей эпохи…

* * *

…В 1979 году Издательство Московской Патриархии выпустило очередной (третий или четвертый с 1956 года) тираж Книги Книг, Библии. Продавалась она из-под полы в храмах, поступила в некоторые центральные библиотеки, но, естественно, на открытых прилавках даже в храмах ее не было и не могло быть. Да в те годы в храмах и вообще не было никаких книжных прилавков, поскольку в обиходе просто не существовало православных книг. Молитвы или акафисты в то время целиком переписывались нами от руки, перепечатывались на машинке. (Вспоминаю, например, что много лет читал по собственной машинописи чудесный акафист «Слава Богу за все» владыки Трифона (Туркестанова), который зарубежниками долгое время приписывался обновленцу Григорию Петрову.) Счастливы были те из неофитов (а в те годы почти все мы были неофитами), кому по наследству от предков, бабушек и дедушек, достались хоть какие-то церковные книги или иконы.

Сегодняшним людям, выбирающим одно приглянувшееся издание из десятка идентичных, представить такое просто невозможно. Правда, примерно в эти же годы был выпущен чуть ли не репринтом знаменитый и вожделенный каждым верующим патриархийный «черный молитвослов» с утренним и вечерним правилами, с правилом и молитвами ко святому причащению, с несколькими главными акафистами. Но и молитвослова этого, впрочем, тоже не было в открытом доступе. Он, сам будучи репринтом, размножался подпольно в виде ксерокопий. Потому-то и ценилось любое церковное издание на вес золота, если не дороже.

Мы учились тогда на втором или третьем курсе Литературного института, который, как известно, и сейчас располагается на Тверском бульваре, в Доме Герцена. Храм, который мы довольно часто посещали с приятелем и однокурсником, находился неподалеку и был храмом председателя Издательского отдела митрополита Питирима (Нечаева), – Воскресение Словущее на Успенском Вражке (улица Неждановой). Думаю, наши лица там достаточно примелькались, и нас считали не чужими (да мы и сами себя чужими в этих церковных стенах давно не считали!), поэтому, когда вновь напечатанная Библия поступила в храм и легла в секретный шкафчик «для своих», работница свечного ящика, тоже по строжайшему секрету, сообщила нам об этом историческом (безо всякой иронии!) факте. Боюсь сейчас точно называть цену, во всяком случае, она была никак не меньше 120 советских полнокровных рублей (три стипендии студента или одна зарплата среднего служащего).

Скрытый текст

 

И вот мы становимся обладателями бесценного сокровища! И вот книга эта лежит на твоем скромном студенческом письменном столе в твоей скромной студенческой комнате на двоих. И сразу стол твой и комната твоя общежитская приобретают какое-то новое, какое-то необычное и серьезное значение и даже высокое звучание…

К вере, настоящей вере, наше поколение приходило чуть позже, в начале 80-х, церковными людьми мы тоже становились не в один день, – хотя гораздо решительнее и быстрее, чем поколения , приходившие в Церковь за нами. Впоследствии я не раз слышал, что многие духовники этих новых поколений долгие годы благословляли своих прихожан читать только Новый Завет, а то и просто Четвероевангелие, не разрешая касаться Ветхого Завета, как, впрочем, и Апокалипсиса. Наверное, у них были на то причины. Но у нас в конце 70-х еще не было духовников. Зато была главная книга всех времен и народов, Библия. Она тогда и была нашим духовником. И было достаточно желания и свободного времени, чтобы ее читать.

И мы читали ее так, как привыкли читать любую уважаемую книгу – с начала. А начало ее известно сегодня всем грамотным людям:

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…

* * *

Вот этим самым светлым светом мы и стали потихоньку просвещаться. Узнавали из Книги Бытия про начало мира и грехопадение ангелов и людей, про Потоп и Вавилонскую башню, вчитывались на страницах Исхода в Заповеди, данные Моисею Богом на Синае, восхищались премудростью Соломона и совершенной поэзией царя Давида. Собственно, именно в этой книге мы черпали настоящую, глубинную человеческую культуру, духовную основу нашего существования. Все в этой книге было высоко и духовно, страшно и чудовищно, прекрасно и гармонично, все было пронизано глубочайшей связью Создателя и создания, повелевающего Бога и послушного Ему человека.

Как вдруг, где-то в середине громадного тома…

И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Стоп! Что это? Что это такое?..

Авторы Библии не ошиблись?.. Это книга пророка Ионы?.. Так как же пророк может противиться воле Божьей и «бежать в Фарсис от лица Господня»?! Разве могло быть подобное?..

И эти немногие строки уже были тогда для меня реальным потрясением. А дальше – больше!

Бушует шторм, а Иона спит в трюме! А когда жребий корабельщиков падает на него, и его будят, чтобы узнать, кто он такой и за что его настигает такая кара, Иона не просто спокоен, а даже как-то равнодушен и хладнокровен:

Он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

И только когда морское чудовище поглотило пророка, он наконец воззвал из его чрева, из этой неподъемной и немыслимой тесноты, к Богу. Воззвал такой прожигающей небеса молитвой, что Господь услышал и тут же освободил Иону из плена, выбросив его на сушу.

И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что́ Я повелел тебе.

И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

Так все-таки он туда пошел? А почему же тогда не пошел сразу, по первому повелению? Что мешало исполнить поручение Бога тогда? Опять новая загадка…

Но вот Иона сорок дней ходит по великому городу Ниневии с проповедью покаяния и трогает своими словами не только простой народ, но даже самого царя, который снимает корону и посыпает главу пеплом, который запрещает даже скоту есть и пить на время покаянных дней! И что же дальше?

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

Ага, так значит, Ниневия все же не будет разрушена?..

Какая странная и даже двусмысленная ситуация. Ты, пророк, предрекаешь народу, что он погибнет, если не покается. А народ после твоих горячих слов кается – и остается невредимым. Но как теперь проверить и поверить, что ты истинный пророк, а не лжепророк и самозванец? Ведь ничего же внешне не изменилось в мире, не смотря на все твои грозные обличения и укоры! Стоит на своем прежнем месте Ниневия, живы все до одного ниневитяне и даже их покаявшийся вместе с людьми (хоть, может, и не совсем вольно) ниневитянский многочисленный и многоразличный скот. Так, получается, чего же ради ты сорок дней ходил по этому великому и страшному городу и пугал его жителей своими огненными пророчествами?..

И потому мне, человеку простому и весьма мало духовному, вполне понятна реакция на это несостоявшееся событие самого пророка:

Иона сильно огорчился этим и был раздражен.

И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.

И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

Ну да, именно после этих слов Ионы дело для меня начинает проясняться. Мотивы пророка получают психологическое и просто логическое обоснование. Правда, сама суть дела от этого обоснования чуть ли не еще больше запутывается.

Получается, если ты, пророк, хочешь быть послушным Богу, ты должен выполнить Его поручение (а какой нормальный человек в здравом уме не хочет быть послушным Богу?). Но в самом-то этом поручении уже скрыта для тебя ловушка: если после твоей горячей проповеди грешники покаются – Господь не наведет на них обещанной кары. Беды не случится, и твое пророчество останется пустым звуком! И эта ловушка прекрасно понятна пророку Ионе, ведь степень милосердия Божьего ему известна не понаслышке (об этом чуть ниже).

Итак, если хочешь исполнить Божью правду, тебе придется выступить в роли лжеца, пустого крикуна, чьи пророчества не исполняются. Ты-то отлично знаешь, что весь ваш предыдущий диалог с Небом был, – и буря на море была после твоего ослушания, и страшный кит, проглотивший тебя, был, и огненная молитва твоя из его чрева была, и мгновенный ответ Божий на эту молитву – всё было! Но кто кроме тебя это знает и кто кроме тебя поверит в это?

Ситуация не просто парадоксальная – она не разрешимая вообще в системе логических координат. И не потому ли пророк Иона в продолжение краткого рассказа несколько раз просит себе у Бога смерти? Он наверняка понимает, чувствует, что только его смерть может если не разрешить, то снять этот чудовищный внутренний конфликт его, пророка, по воле Божьей превращающегося в лжепророка…

Помню, меня как драматурга этот рассказ особенно потряс. Вот она, одна из первых библейских драм, когда коллизия больше, выше, глубже любой логики! Как поступить? Как поступить правильно? Понятно, что в конце концов тебе придется исполнить волю Господню, но принесет ли это тебе счастье и радость от исполненного долга? История пророка Ионы как будто отвечает: нет, не принесет…

Последний эпизод этой книги с выросшим за одну ночь и за одну же ночь засохшим растением хрестоматиен, и я его просто напомню:

И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.

Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:

Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

И это последние слова книги пророка Ионы…

Итак, мы оставляем Иону все в том же состоянии раздражения и глубокой обиды на Бога. Проще всего, конечно, упрекнуть его в недостатке смирения, недостатке мудрости, да и вообще в отсутствии настоящей веры. Но что-то подсказывает мне, что если бы мы это сделали, то оказались бы в положении плохих и недалеких друзей из Книги Иова, великого страдальца и великого святого (любимого святого последнего российского Императора). Друзья Иова, «защищая Бога», обличали Иова в его возможных скрытых грехах. А грехов не было, было испытание Божье для праведника, а заодно и для его неверных друзей…

И потом: кому из живущих на свете не понятны чувства пророка Ионы? Кто из нас не дорожит своим авторитетом (пусть даже и мнимым) в людской среде? Кто со смирением и легко примет ситуацию, в которой придется (может быть, навсегда) опозорить и потерять свое доброе имя?.. Кстати сказать, имени человека или народа в Священном Писании придается всегда большое и важное значение. Знать имя живого существа – это значит постичь его главную суть.

На двух страницах Библии (таков ничтожный объем поистине великой Книги пророка Ионы!) поставлены такие острые вопросы, которые наш русский гений Достоевский с полным правом мог бы назвать проклятыми вопросами. Это вопросы, которые могут быть разрешены только в пространстве духовного Божьего мира, но много ли среди нас тех, кто живет в этом пространстве?

История пророка Ионы за 8 или 9 столетий до Рождества Христова как будто подводит всех нас к весьма простой, но от этого не менее огненной христианской мысли: для того, чтобы угодить Богу и прийти к Нему, ты должен умереть – все-таки умереть! – для этого мира…

* * *

Но оказывается, что и эти глубокие смыслы книги – не самые глубокие, не самые окончательные. Когда ты спустя годы впервые начинаешь читать богословские и исторические комментарии к этой книге (а доступ к ним появился для нас лишь спустя многие годы), тебя ждут в них новые открытия.

Во-первых, согласно церковному Преданию, именно маленький младенец Иона был тем самым умершим сыном Сарептской главы, которого оживил пророк Илия.

И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? И простёршись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.

То же Предание говорит, что Иона был прилежным учеником пророка Елисея, ученика пророка Илии. Эти два факта не противоречат друг другу, и очень дополняют всю картину. В общем, духовное происхождение Ионы было отнюдь не простым, его можно назвать даже потомственным пророком, пророком в третьем поколении.

Но, во-вторых, не менее важно для нас и то, что исторические комментарии говорят о «великом городе» Ниневии, столице Ассирийского царства.

В то время Ассирия была громадным и мощным государством, империей, нависающей над Израильским царством с севера. Она была постоянной угрозой государственному существованию Израиля (и спустя несколько десятилетий она его все-таки завоевала и поработила). Но гораздо важнее другое: Ассирия была великим рассадником всяческого непотребства на всем Востоке – рассадником самых немыслимых языческих культов, самых труднопредставляемых форм разврата, самой крайней жестокости и бесчеловечности.

И это непотребство широкими реками растекалось по всем окрестным землям – и в том числе по Израилю, который граничил с империей, будучи при этом в десятки раз меньше и слабее. Израильтяне не могли не испытывать этого влияния и не могли не поддаваться ему. Ведь человек после грехопадения стал более склонен ко злу, чем к добру. И это касалось всех людей и всех народов, в том числе и народа богоизбранного. (Как сильно та Ассирия напоминает одну из существующих ныне империй, заражающую весь мир своим немыслимым развратом и столь же немыслимой наглостью в его проповеди…)

Итак, Ассирийская империя тогда была государственным, нравственным и духовным врагом Израиля, была вечной угрозой его физическому и духовному существованию. Мог ли это не понимать и не осознавать великий израильский пророк?   

Бессмысленный вопрос. Думаю, если о чем Иона и мечтал, так это только о том, чтобы однажды вся Ассирия просто провалилась сквозь землю. Вся, вместе со своими языческими ужасами, развратом и жестокостью.

Но что же ему, в одно совсем не прекрасное для него утро, поручил Господь? Его любимый Господь, так пекущийся о своем народе и чистоте веры этого народа?

Он велит пророку идти и проповедовать покаяние в Ниневию. В Ниневию!.. В эту клоаку, в это средоточие мерзости и разврата! Он что, хочет спасать этих страшных грешников, заражающих весь окрестный мир своей нравственной чумой?.. Вместо вполне справедливой и даже необходимой казни Он приготовил для них неизреченную милость?! Да где же после этого хоть какая-то справедливость на этой проклятой земле?!

…Мне, грешному и страстному человеку, очень понятны и близки те чувства, которые испытывал пророк Иона после такого повеления. Они наверняка сродни чувствам несчастного Сальери из великого творения Пушкина:

Все говорят, нет правды на земле,

Но правды нет и выше!...

…Он посылает меня в Ниневию с проповедью покаяния, потому что уже приготовил для них помилование! Нас Он наказывает за малейшее ослушание, а их хочет помиловать за весь океан их беззаконий? Что же, если Ему угодна такая чудовищная, такая несправедливейшая несправедливость – то, по крайней мере, я в ней участвовать не собираюсь!...

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня…

Но ведь это еще не конец удивительной истории.

Сомневаться, что покаяние Ионы во чреве морского чудовища было искренним, никому в голову не придет. Но как же произошла такая немыслимая перемена? У комментаторов Библии про это не сказано, но мы можем попытаться предположить. Только одно состояние абсолютно непереносимо для человека – состояние адских мук. Очевидно, именно эти адские муки и пережил пророк во чреве кита. И понял, что они ему не по силам. И наконец внутренне согласился с волей Божией…

* * *

Книга пророка Ионы не обойдена вниманием толкователей, что ветхозаветных, что новозаветных. В ней есть качество, которое отнюдь не всегда мы находим в деяниях пророков. В ней есть человечность. Пророк Иона – как будто один из нас, простых людей, со своими сомнениями, недоумениями, даже со своим непослушанием воле Божией.

Но этого мало. Именно пророк Иона, среди весьма немногих героев Ветхого Завета, был упомянут Самим Спасителем! Христос в одной из своих проповедей, обличая фарисеев, не просто упомянул его, а сравнил судьбу Ионы со Своей собственной грядущей судьбой:

Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

* * *

Библия была, есть и будет всегда основой духовного, культурного, нравственного бытия человека и человечества. Это единственная книга, которой достаточно, чтобы поставить мировоззрение человека на верный и прочный идеологический фундамент. Мало того, это единственная книга, которая дает пример правильного осмысления и написания Истории. Ведь человеческая история полноценна и верна только тогда, когда является Священной Историей. Как только мы начинаем делать вид, что Бога в нашей истории не существует, что Он, главный Драматург и Режиссер, в ней никак не участвует, мы скатываемся к мелким и пошленьким социально-экономическим моделям и поверхностным обоснованиям великих исторических процессов и событий.

Каждая страница Священного Писания бесценна. Но даже среди этих бесценных страниц есть страницы, которые имеют двойную, а то и тройную цену. Такие, как две страницы истории пророка Ионы…

Янв. 22 г.

Владимир Малягин

Источник: Портал «Правчтение»

11 февраля 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/144433.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У всех все индивидуально.

 

Я, когда в школе учился,купил Библию, американского издания. Обычная, каноническая (фактически - протестантская). Но ссылок на параллельные места в ней больше, чем в нашей. В этом ее ценность.

 

Не то, что бы эту ценность я изучал, но в ней она есть.

 

О том, что надо умереть (отвергнуться себя) это действительно ценно. Остальное ,- личное восприятие информации (Священного Писания). Такое восприятие может быть, а может в одно ухо влететь, в другое вылететь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Со Святым вечером!

Братья и сестры, у меня вот вопрос как-то ярко начал крутиться: нужно ли давать деньги батюшке на исповеди? Смотрю, некоторые дают, некоторые свечку (я тоже). На счёт денег смущение, будто разрешительную молитву себе покупаю. Но, ладно исповедь с очередью, там в потоке батюшка и не видит, кто кладёт. А если приходишь в назначенное время один на исповедь? Вот там и тупик: дать деньги - смущение, что покупаю отпущения грехов; не дать - смущение, что время батюшка на меня лично выделил ведь. 

Так как же лучше, ведь и там и там смущение?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
53 минуты назад, р.Б Валентина сказал:

Так как же лучше, ведь и там и там смущение?

У меня так было в одном храме. Но там за ящиком стояла кружечка с надписью, что за исповедь. Так принято было. Ну, раз принято, я в простоте и клала, не как за разрешение грехов, конечно, а как жертву на храм и служителям храма. По заповеди:

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9:7-11).

 

Я думала, в том городе так принято везде. А потом, по обстоятельствам, исповедалась в другой церкви. Даю священнику денежку, а он не принимает: не берём, мол, за исповедь. Тогда я попросила взять просто как жертву, не уносить же домой то, что принесла в Божий дом. Он взял, и я с миром ушла. )

 

Изменено пользователем Vаlentinа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я так в одном городе попала. Стоит корзинка с надписью "свеча на исповедь". Сразу отсекаются вопросы на этот счёт 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Традиции разные бывают. Если корзинка стоит, значит, в нее складывают. Кто чем богат.

 

Если нет корзинки, значит, не складывают.

 

Но и тут варианты. Кто-то на бумаге грехи записывает, и вознаграждение в нее же вкладывает, так что и без корзинки можно что-то получить, а где-то и корзинка стоит, но, когда уходишь, проверяешь ее. А там ничего нет. Хотя на исповеди люди были.

 

Вообще это второстепенный вопрос. Бывает, человек перед аналоем целую лужу слез прольет, и уходит, облегченный. О корзинке ли ему думать? Да и священнику, приняв такую исповедь, обращать ли внимание на корзинку?

 

Все, как обычно, по-разному бывает. Даже при наличии традиции все равно по-разному бывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В Оптиной на исповеди уж каких только "приношений" не видел, люди приезжают со всей страны, везде свои обычаи. В конечном счете, это всего лишь пожертвование на храм, так это и нужно воспринимать. Еще не так давно на некоторых приходах бабушки ходили с тарелочками, раза три за службу ) Сейчас, кажется, этого уже нет нигде. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У нас не во всех храмах, но ходят не бабушки, а алтарники с тарелочкой.  Еще есть специальный ящик на ножке с прорезью для монет. Его многие используют, когда идут на исповедь) лепта .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Сейчас, кажется, этого уже нет нигде

У нас есть. Два раза за службу. Бабушки, да. Ещё в одном храме видела с ТАЗИКАМИ глубокими. А в одном видела после службы на выходе с двух сторон дверей 2 трудницы с мешочками. Аж выходить стыдно, не положив денег.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...