Jump to content
  • 0
PENTINA ELENA

Обличить

Question

Здравствуйте! Можно ли спросить=что в православии обозначается словом Обличить? можно ли в наше время подойти к человеку и обличить его в чем-то? сейчас ведь люди очень ранимые=обличишь=и вдруг будет совсем не то, чего бы хотелось... Простите пожалуйста

  • Like 1

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
9 минут назад, PENTINA ELENA сказал:

обличишь=и вдруг будет совсем не то, чего бы хотелось...

Если можем вразумить с любовью, то оно хорошо и по заповедям. А если нет в нас любви, то ничего хорошего не получится, и лучше помолчать.

 

Св. Иоанн Златоуст в толковании на слова “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7, 1) говорит:

 

"...должно не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, - потому что не ближнего, но себя самого предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях.  …

Что же, - скажешь ты, - если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство. Спаситель не сказал: не останавливай согрешающего, но: не суди, т. е., не будь жестоким судиею; притом же это сказано не о важных и явно запрещенных грехах, как уже мною было и прежде замечено, но о таких, которые и не почитаются грехами. Потому Он и сказал: “Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего” (ст. 3)?

...Следовательно, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и очевиднее, и более; если же нерадишь о самом себе, то ясно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его. Если же и должно быть ему судимым, то пусть его судит тот, кто ни в чем подобном не согрешил, а не ты. …

Итак, сказанная Спасителем заповедь имеет такой смысл: кто сам подвержен многим порокам, тот не должен быть строгим судиею погрешностей других людей, и особенно когда они маловажны; следовательно, Он не запрещает обличать или исправлять, но возбраняет нерадеть о собственных грехах, и восставать против чужих».

(Кротость и вразумление ближнего)

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
16 минут назад, PENTINA ELENA сказал:

 

Какая важная тема. Спасибо Вам большое за этот вопрос. 

 

Святые отцы могли сделать так - подойти к брату, упасть ему в ноги и сказать: Брат прости, но ты не прав. 

Но для этого нужно конечно иметь смирение.

Так не сможет сделать тот у кого корона на голове. 

 

Обличать надо только с любовью.

Без любви обличил = осудил.

 

Нужно отделять грех от грешника. 

Оценку давать поступку, а не человеку. То есть не переходить на личности. 

 

Должно быть желание помочь человеку, а не размазать его по полу. 

 

И особенно важно ЗНАТЬ ТОЧНО что человек не прав в том то и в том то. 

То есть не давать волю своей больной фантазии. 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
12 минут назад, Мано сказал:

Должно быть желание помочь человеку, а не размазать его по полу. 

А еще надо быть святителем Николаем , чтоб по физиономии заехать)

Share this post


Link to post
  • 0
2 минуты назад, sibiryak сказал:

А еще надо быть святителем Николаем , чтоб по физиономии заехать)

Ага, и не сравнивать себя немощного со святыми )

Share this post


Link to post
  • 0

Ну так и я об этом)

Но вот стремиться подражать им мы должны. Тут правда без руководства духовника можно так накуралесить, что мало не покажется)

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Ага

 

«Нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым, чтобы иметь и подобное им дерзновение»

Отсюда: https://pravoslavie.ru/75950.html

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Знаю одного человека, который никогда не осуждает, чтобы ни сказали о ком плохого, всегда оправдает, а за явный грех только пожалеет. Получается у него все естественно, по другому и не умеет. Вот бы так научиться...

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

А еще так бывает:))

Авва Макарий и авва Виссарион обменивались как-то мнениями об одном монахе.

– Я никогда не слышал, чтобы он плохо говорил о ком-либо, – сказал первый.

– Это, несомненно, оттого, – возразил второй, – что говорит он только о себе.

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Толкования на Притч. 9:7

Лопухин А.П.

Ст. 7-9 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание

 

Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф VII:6 .https://bible.optina.ru/new:mf:07:06) Вместо бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости всегда принесет существенную пользу (ср. Мф XIII:12). Понятно, впрочем, &5ное и условное значение: им внушается не безусловное запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не исключая и грешных (Иез XVIII:32; XXXIII:11; 2 Пет III:9; 1 Тим II:4)

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Осуждение, обличение и рассуждение

 

Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

Скрытый текст

 

Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние.

Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Перевел с грузинского Мераб Джикия

27 декабря 2010 г.

 

https://pravoslavie.ru/43733.html

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0
15 часов назад, PENTINA ELENA сказал:

можно ли в наше время подойти к человеку и обличить его в чем-то? сейчас ведь люди очень ранимые=обличишь=и вдруг будет совсем не то, чего бы хотелось...

Видимо, сначала надо точно уяснить для себя "чего бы хотелось...", а дальше уже по Евангелию.

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Мне кажется, что делать какие-либо вразумительные замечания можно только человеку, который тебя понимает и доверяет тебе. И то, очень осторожно. А если нет этого духовного единства, то обязательно будет обида и непонимание. 

Поэтому чаще всего лучший выход - это помолиться Богу, чтобы Он вразумил человека и со смирением полагаться на Его святую волю. 

Edited by ~ Весна ~

Share this post


Link to post
  • 0

"Ведь кто такие Святые отцы? Это те, кто восприняли Евангелие, пропустили его через себя, преобразились и стали «живыми Евангелиями».

Они говорят нам о том, что пережили и прочувствовали сами.

Как Господь сказал: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Всё остальное это теории, изобретенные человеческим рассудком и практически нереализуемые".

Отсюда: https://pravoslavie.ru/52247.html

Share this post


Link to post
  • 0
33 минуты назад, ~ Весна ~ сказал:

Мне кажется, что делать какие-либо вразумительные замечания можно только человеку, который тебя понимает и доверяет тебе.

Лена, ну случаи бывают разными очень. Например вспомним один из них, на память не помню имя иеромонаха из "Несвятых Святых" о. Тихона Шевкунова. Заходя в храм служить Литургию он увидел, как один пьяный мужчина прикуривал папиросу от лампады у иконы Богородицы и усмехался. Обладая недюжинной силой он схватил этого мужика вывел на улицу и так врезал по лицу, что тот упал напрочь потеряв сознание. Позже пришло сознание что я натворил, как я буду служить Литургию. И побежал в келию отца Иоанна Крестьянкина, отче что я наделал как же я буду служить грешный теперь Литургию, а отец Иоанн наоборот его благословил служить идти. Так что всякое бывает, мне кажется если попираются святыни и есть ревность по Богу, то замечание сделать надо .

 

Другое дело если направо - налево начинаем всех поучать к святости жизни, сами того не имея, вразумлять и делать замечания, это уже больше на прелесть похоже)

 

Вот этот случай нашел:

 

Еще об одном нарушении Устава, или О том, как отец Рафаил оказался Ангелом

 

По правилу святых апостолов, священник, ударивший человека, подлежит каноническому наказанию и запрещается в священнослужении.

 

Произошло это в 1977 году. Отец Рафаил был тогда совсем молодым иеромонахом, недавно рукоположенным в Псково-Печерском монастыре. Однажды, солнечным летним утром он в самом прекрасном расположении духа вошел в Успенский пещерный храм — служить литургию. Однако первыми, кого он там увидел, были три пьяных хулигана. Один из них под хохот приятелей, прикуривал папироску от лампады у иконы Божией Матери. Дальнейшее, по словам отца Рафаила, он помнит смутно. Как потом рассказывали прихожане, свидетели этой сцены, молодой иеромонах сгреб веселого курильщика в охапку (а отец Рафаил обладал совершенно выдающейся физической силой), выволок его на улицу, на паперть храма, и нанес такой удар, о котором до сих пор вспоминают очевидцы… И в этот момент отец Рафаил пришел в себя.

Словно в замедленном фильме, он увидел, как несчастный хулиган отделился от земли, воспарил над папертью и, грохнувшись оземь, остался недвижим…

Насмерть перепуганные товарищи бросились к нему и, озираясь на отца Рафаила, за руки поволокли приятеля прочь от храма, к монастырским воротам. А отец Рафаил, осознав, что произошло непоправимое и он теперь не сможет служить литургию, схватился за голову и опрометью бросился в келью отца Иоанна, своего духовника.

Отец Иоанн в этот час совершал монашеское молитвенное правило. Ворвавшись без стука в келью к старцу, отец Рафаил рухнул перед ним на колени.

 

В отчаянии он поведал о своем преступлении и стал умолять простить ему этот грех и сказать, что же ему теперь делать.

Отец Иоанн внимательно выслушал и сурово отчитал своего воспитанника:

 

— Ты что ко мне под епитрахиль лезешь? Это не ты ударил, это Ангел!

Но все же прочел разрешительную молитву, благословил отца Рафаила и отправил его служить литургию.

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

Да, случаи бывают разные. Есть и вопиющие случаи, когда попираются святыни и где промолчать нельзя. 

 

А бывают и другие случаи. 

Например, в некоторых храмах вот такие объявления можно увидеть. 

Для тех у кого неутомимый зуд обличать. 

rfx32192ase3gnOpqQeQUmOZ4sLqQvFbqjrAtLqw.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, Мано сказал:

 

Для тех у кого неутомимый зуд обличать

На мой взгляд как жестокая насмешка выглядит про психологическую помощь.:cray0000:

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, р.Б Валентина сказал:

На мой взгляд как жестокая насмешка выглядит про психологическую помощь.

Я думаю, надо просить у Бога вразумления и любви к людям. 

Да! Просить у Бога любви к людям. 

Любовь - это ключ ко всем дверям неба и земли. 

Если у меня будет вразумление и любовь от Бога, я смогу помочь человеку. 

 

Нужно понять: какова моя цель? Какова моя настоящая цель? Каков мотив? 

Я хочу помочь человеку? Я хочу подсказать? 

Чтобы человек меня услышал, я должна сделать это с любовью.

Если я буду себя нести впереди Христа, ничего хорошего не выйдет. Человек просто не захочет со мной больше общаться. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
24 минуты назад, Мано сказал:

думаю, надо просить у Бога вразумления и любви к людям. 

Инна, так я сказала, что не ваша насмешка, а авторов объявления.

Каждый в храме разного духовного уровня и любой не знает, когда из его уст вырвется замечание к кому-то. Даже самый праведный прихожанин может такое сказануть. И расценивать такое как нечто, трубующее психологическую помощь? Увольте...

Share this post


Link to post
  • 0
5 минут назад, р.Б Валентина сказал:

Инна, так я сказала, что не ваша насмешка, а авторов объявления.

Каждый в храме разного духовного уровня и любой не знает, когда из его уст вырвется замечание к кому-то. Даже самый праведный прихожанин может такое сказануть. И расценивать такое как нечто, трубующее психологическую помощь? Увольте...

Валя, иногда не только психологическая помощь нужна человеку, но и психиатрическая. 

Share this post


Link to post
  • 0

И в этом нет никакой насмешки. 

В неуемном зуде обличения надо покаяться, чтоб из уст не вырывались замечания. 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
27 минут назад, р.Б Валентина сказал:

Даже самый праведный прихожанин может такое сказануть. И расценивать такое как нечто, трубующее психологическую помощь? Увольте...

Валя, в том храме, наверно, батюшка уж изнемог от "праведности" некоторых прихожан. Вот и написал объявление. Интересно, какая у них психологическая помощь, швабра в руки и ведро водой?

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Валя, я это не Вам конкретно. 

Я просто отвечаю на вопрос. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
12 часов назад, *Владислав* сказал:

– Это, несомненно, оттого, – возразил второй, – что говорит он только о себе.

Тут какая - то ирония или ошибаюсь?..

 

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...