В одной из тем спрашивали об Ангеле с трубой. Первое, что приходит на ум - это вострубивший ангел из Книги Откровений. А вот встретилось в Книге пророка Исаии и в Исходе. В монастырях последователей апостолов всегда немало, может и поэтому окружают Оптину, например, символичные Ангелы с трубой. Из Книги пророка Исаии читают Великим постом в храме. И из Бытия и Притч.
Книга пророка Исаии. 27:13
И будет в той день, вострубят трубою великою, и приидут погубляемии в стране Ассирийстей, и погубляемии во Египте, и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме
Святые пророки имели обычай прикрывать свою речь некоторою темнотой, и поелику Израильтяне были весьма склонны к ярости, то они (пророки) избирали некоторый средний путь для выражения своих мыслей, так что объясняемое часто было неясно. Говоря: в то время вострубят, разумеет, как опять думаю, не другого кого, как тех же святых тайноводителей. Вострубятже не просто, но трубою великою, то есть как бы огласят евангельскою проповедью живущих на земле и возвестят им нечто великое и необычайное. Ибо поистине во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Трубуупотреблял некогда и великий Моисей, но не великую: поелику он имел слабый голос и был косноязычен, и сила проповеди закона простиралась только на одну страну иудейскую. Божественная же и спасительная проповедь протекает чрез всякий город и страну и как бы громом оглашает всю поднебесную. Нечто подобное написано и в книгах Моисея: низшел Бог всяческих в виде огня на гору Синай; был же дым и град и воздух потемнел от глубокого мрака (Исх. 19:18), но и слышен был, говорит, сильный звук трубы. Потом он прибавляет к этому, говоря: быша же гласи трубнии происходяще крепцы зело (Исх. 19:19). Ибо в начале закон провозглашен был слабым голосом, но по прошествии некоторого времени раздались очень сильные звуки трубы. Итак, говорит, в то время провозгласят, то есть, евангельскую проповедь, великою трубою, собирая тех, которые заблуждались и были в разряде плененных и избавляя от древнего заблуждения уловленных сетями идолослужения: приидут, говорит, погубляемии в стране Ассирийстей и погубляемии во Египте и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме. Указал на две страны, говорю – на Ассирийскую и Египетскую, как на особенно преданные суеверию сравнительно с другими. Но те, которые погибли (было) в них, придут, говорит, призванные чрез веру, к познанию истинного Господа и Бога и поклонятся Ему не в капищах скверных, но на святой горе, то есть, в церкви, которую называет и Иерусалимом; горою же называет потому, что в церквах нет ничего низкого и презренного, но все отличается высокими и великими догматами; Иерусалимом же потому, что (Церковь) истинно есть созерцание мира.
Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Исаию.
Исх. 19:19
и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом
Бог всего сошел в виде огня на гору Синай, и было облако, тьма, мрак и трубный звук весьма сильный, согласно Писанию. Но звуки трубные были, как говорится, сначала краткими, а затем стали протяжнее и становились все громче и громче. Что же это было, что знаменовала для нас таким образом тень Закона? Сначала немногочисленны были те, кто проповедовал Евангельское учение, затем же они стали многочисленны.
Святитель Кирилл Александрийский. Комментарии на Евангелие от Луки.
См. также Толкование на Исх. 19:10
И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом
Ибо видимое было таково, что не посредством только глаз приводило душу в ужас, но и посредством слуха сообщало ей страшное: все дольнее сокрушал поразительный свыше глас, которого и первое приражение было тягостно и невыносимо всякому слуху: он уподоблялся звуку труб, но грозной и поразительной звучностью превосходил всякий подобный образец; с продолжением же времени глас делался еще страшнее, потому что звук его непрестанно усиливался и становился еще более поразительным. Да и глас этот был членораздельный: Божией силой, без способствующих выговору орудий самый воздух членораздельно образовывал в себе слово. И слово это не просто было членораздельное, но узаконяло Божественные повеления. И продолжающийся глас, возрастая, усиливался, труба звучала громче себя самой, предшествующие звуки превосходя всегда последующими.
…Подлинно крутая и неприступная гора - богословие, и к подгорию его едва подходит большая часть людей, разве что Моисей и при восхождении будет вмещать в слух звуки труб, которые, по точному слову истории, по мере восхождения делаются еще более крепкими. А проповедь о Божием естестве действительно есть труба, поражающая слух: велико открываемое с первого раза, но больше и важнее достигающее слуха напоследок. Закон и Пророки вострубили о Божественной тайне домостроительства о человеке, но первые гласы слабы были для того, чтобы достигнуть до непокорного слуха, и потому отяжелевший слух иудеев не принял гласа труб. Но с продолжением времени трубы, как говорит Писание, сделались более крепкими, потому что последние звуки, изданные евангельской проповедью, достигли слуха. Так, Дух впоследствии громче звучал в своих орудиях, и звук делался более напряженным. Орудия же, издававшие один духовный звук, были пророки и апостолы, от которых, как говорит псалмопение, во всю землю изыде вещание их, и в концы Вселенныя глаголы их (Пс.18:5).
Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя.