Глава 16, стихи 29-30:
«Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый» (Притч. 16:29).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крайнее беззаконие — стараться обольстить и обмануть ближнего. Имеющий беззаконную и притворную дружбу увлекает обманом, в делах чувственных, на дурную дорогу, а в предметах духовных — к трудным размышлениям».
Это действительно следующая ступень ниспадения человека во зло. Одно дело, когда человек грешит сам по себе, и совсем другое, когда он старается вовлечь в грех и других людей. В этом есть нечто бесовское. Как застрявший в болоте заботится о том, чтобы его не засосало глубже, так и грешащий человек, если не может пока полностью отказаться от греха, должен всемерно заботиться о том, чтобы, по крайней мере, не вовлекать в этот грех других людей. На том свете ему зачтется, если он оберегал от своего греха других.
В следующем стихе описывается человек, который вовлекает других на путь зла: он «прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы]» (Притч. 16:30).
Есть зло прямое. Вот человек разгневался на кого-то и накричал, или ударил. Он действует открыто, и зло своё творит прямо. Это плохо. Но хуже его тот злодей, который внешне представляет себя хорошим, может быть, даже любящим того человека, которого он хочет погубить, или вовлечь в грех, и при этом осуществляет скрытый план, как привести его к падению. От людей, которые так действуют, нужно бескомпромиссно удаляться. С человеком, который грешит, потому что является рабом страстей и ничего не может с собой поделать, можно общаться и дружить. Потому что он осознает свою немощь, не пытается вовлечь нас в свой грех и, даст Бог, со временем исправится. Но человек, который является сознательным злодеем, который действует так, чтобы коварно вовлекать других в грех, с таким общаться и водить дружбу нельзя.