Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией начиная с 27.06.2024 в Сообщения

  1. 5 баллов
    Господи, спаси и помилуй рабов Твоих, Леонида и Димитрия! Матушка Богородица, сохрани их от всякого зла, бед и несчастий.
  2. 5 баллов
    Наш форумчанин Леонид_Киев пишет на форуме Азбуки: Братья и сестры! Прошу молитвенной поддержки: как-то навалилось все - и на работе сложности, и уныние накрыло, чувство какой-то безнадеги (абсолютно нехристианское чувство, знаю). Помяните в своей молитве р.Б. Леонида, пожалуйста! И о сыне моем р.Б. Димитрие хотел попросить воздохнуть - сильно сложные перемены в жизни у него предстоят, тяжело ему будет, сердце за него болит... Простите! Спаси Господи!
  3. 4 балла
    Если так ему тяжело, братия и сестры, давайте хотя бы в течении поста поминать его и сына. Кто может и желает.
  4. 2 балла
    Очень больно читать о распавшихся семьях. Помоги Вам Господь и Божия Матерь! Обращайтесь и к вашим святым за помощью.
  5. 2 балла
  6. 2 балла
    о. игумен Виталий (Уткин) создал интересный ТГ-канал "Синодик", в котором в частности выкладывает древние синодики известнейших русских монастырей. https://t.me/sinodikIgVitaliy/106 о. Виталий пишет: "Просят рассказать (https://t.me/sinodikIgVitaliy/105?comment=169) для новых читателях о пользе поминовения незнакомых усопших. Рассказываю. Вот идём мы с вами по улице, видим бомжа. Сидит, как правило - собирает на бутылку. А наша совесть, пусть и подсознательно, нас постоянно мучает за грехи. Вот мы и откупаемся от совести - суём бомжу денежку. Вроде, как сделали доброе дело и пошли дальше. Ладно, пусть не так. Пусть сознательно волонтёрим. Но всё равно имеем дело с живыми людьми. Которые в той или иной степени могут сами позаботиться о себе. Самое главное - могут сами начать молиться, могут покаяться. Могут изменить свою жизнь. Мертвые так не могут. В старых синодиках всегда в предисловии говорилось, что молитва за умерших - самая великая милостыня, которую вы можете подать. Самая великая. Мертвые не могут покаяться, поменяться, они зависят от наших молитв. А за них перестали молиться. Перестали, может быть, как уже несколько столетий. Мы столкнёмся с этой темой, когда начнём говорить о синодиках Троице-Сергиевой Лавры. Если вы станете молиться за этих незнакомых, забытых людей - вы творите величайшее дело. И это дело приносит пользу вам. Вот не молились в Лавре за тех, за кого пообещали молиться вечно. Или в Кашине, или в любом другом месте, чей это синодик. Думаете, в Лавре не скорбит об этом преподобный Сергий? Или в Кашине святая Анна Кашинская? Скорбят. А тут вы начинаете молиться. Будут ли благодарны вам святые? Конечно. Далее. Скажем честно, в синодики вписаны совсем не бедные люди. Могут ли они в ответ за то, что вы их помянули, хотя молитва о них не звучала на земле долго-долго, помочь вам в материальных и житейских делах? Очень даже. Я уже приводил рассказ о священнике, жившем еще в советское время при старом-старом кладбище. Когда у него заканчивались деньги и продукты, он брал епитрахиль, кадило и шел на кладбище служить общую панихиду по всем там погребенным. И тут же, в этот день или на следующий, откуда ни возьмись - и деньги, и продукты. Тут - практический результат, не только духовный. А попробуйте, дорогие читатели - почему не попробовать? Подайте великую милостыню прямо сегодня - всего лишь, прочитав пару страниц файла на своем гаджете"
  7. 2 балла
    Сегодня апостольский день и впоминается недавно ушедший от нас поэт - Бахыт Кенжеев. Борис во св.Крещении. "..Потому что в книгах старых жизнь ушедшая болит, всякий миг ее в подарок слух и зренье опалит: вод рассветных переливы, облысевшая гора, серебристые оливы голубиного пера. Но чудней всего на свете это озеро, смотри, где закидывают сети молодые рыбари, труд и гордость Галилеи - видишь, средь высоких волн их добыча, тяжелея, накреняет тесный челн? Окликает их прохожий неизвестный человек. Это сын любимый Божий, друг поэтов и калек. И на тяжкий подвиг - много тяжелее тех сетей, - он зовет во имя Бога незадачливых детей. И в пророческом зерцале по грядущим временам ходят ставшие ловцами и заступниками нам, в вере твердой, словно камень, с каждым веком наравне, плещут рыбы плавниками в ненаглядной глубине. Не горюй, не празднуй труса, пусть стоит перед тобой чистый облик Иисуса в легкой тверди голубой, пусть погибнуть мы могли бы, как земная красота, но плывет над нами рыба - образ Господа Христа."
  8. 2 балла
    С праздником, братья и сестры!
  9. 2 балла
    Вы ведь проверили- женились, родили ребенка. Раз вам было когда-то достаточно хорошо вместе, то при обоюдных усилиях может быть и дальше.. "Счастье в браке — это не то, что просто случается. Хороший брак должен быть создан. Никогда не поздно взяться за руки. Говорить «Я люблю тебя» хотя бы раз в день. Не ложиться спать в ссоре. Ни при каких обстоятельствах не воспринимать действия друг друга само собой разумеющимися. Ухаживания не должны заканчиваться вместе с медовым месяцем, а должны длиться всю жизнь. Вместе идти по жизни. Сформировать круг любви, который соберет всю семью. Делать что-то друг для друга не из соображений долга, а из соображений радости. Вдумчиво произносить слова признательности и благодарности. Развивать терпение, понимание и чувство юмора. Уметь прощать и забывать. Дело не только в том, чтобы выйти замуж или жениться на нужном человеке. А в том, чтобы самому быть нужным человеком». Это Голливуд, уж извините. Пол Ньюман.
  10. 2 балла
    Духовная лествица святого апостола Петра: 11 упражнений на Петров пост В Петров пост хочется как-то приблизиться к апостолам. Чтобы не вышло, как в одном рассказе, где все члены семьи вроде как постарались отметить день рождения Кати, но вот самой Кате внимания в итоге досталось крайне мало. Итак, Петров пост – время апостолов. Но вопрос – как же устроить и устроиться так, чтобы действительно провести эти дни в их обществе? На самом деле, можно предложить несколько алгоритмов. В основу Петрова поста, разумеется, хорошо бы положить Апостольские послания. Если мы – увы! – не читаем их ежедневно, то этим постом уж совершенно необходимо хотя бы положить начало такому чтению. Можно взять канон собору апостолов и прочитывать ежедневно хотя бы по одной песне. Можно найти краткие жития апостолов и успеть прочесть их за пост. Это может стать удивительным опытом. Возможно, после такого чтения апостолы Фаддей, Филипп, Симон Зилот станут нам так же близки, как, скажем, преподобный Серафим или святитель Нектарий Эгинский. А еще в этом году, обдумывая наступающий пост, я решила сделать листочки с заданием на каждый день поста (по аналогии с Рождественским). И тут мне вспомнился схиигумен Савва (Остапенко). В одной статье он приводит фрагмент Второго послания святого апостола Петра: «...то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 5–7). https://pravoslavie.ru/160998.html
  11. 2 балла
    "Давно я ждал эти глаза" Замечательный рассказ об иконописце, монахине Иулиании (Соколовой).
  12. 2 балла
    Сегодня разместил https://t.me/OtecGeorgy/1689
  13. 1 балл
    Глава 17, стих 14: «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Притч. 17:14). Святитель Григорий Двоеслов так объясняет эти слова: «Вообще, праздный ум постепенно ввергается в ошибку, когда мы не считаем нужным остерегаться слов безучастных и приходим к словам вредоносным. Поскольку сначала изволится нам болтать всякий вздор, потом дело доходит до уязвления злословием образа жизни тех, о ком речь, а в конце концов, язык извергает открытую брань. Здесь сеется раздор, возникают стычки, возгорается пламя ненависти, исторгается мир из сердца. Потому прекрасно сказано Соломоном: "Начало ссоры — как прорыв воды" (Притч. 17:14). Под прорывом воды, конечно же, имеется в виду язык, развязавший поток болтовни». Так что нужно быть воздержанным в словах, обдумывать, что мы говорим. Думаю, все мы знаем примеры, когда кто-то неудачно пошутил, а закончилось все серьёзной ссорой. Как плотина на пути воды, также и немногословие должно стоять у нас на пути праздной болтовни. Но что, если собеседник говорит с раздражением, оскорбляет нас? Значит, он в искушении, промолчи, отойди от него, чтобы не разделить его искушение и не впасть через ссору с ним в грех. Помолись, чтобы Господь помог ему справиться с искушением.
  14. 1 балл
    Глава 17, стих 13: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Притч. 17:13). Грех неблагодарности привлекает сугубое наказание Божие. Это тоже повторение пути дьявола, поскольку первым неблагодарным был именно дьявол, восставший против своего Создателя. Христианин должен беречься от греха неблагодарности не только в отношении Бога, но и в отношении людей. Вот что говорил святой Кирилл Ростовский об этом: «Если кто в беде получил от кого-то помощь, или был научен книжной мудрости, тому подобает хранить в уме и сердце своем такого благодетеля, и до дня исхода имя его в мольбах своих поминать. Если же забудет кто про добро, полученное от другого, и по небрежению не станет о нем молиться, то его молитва о себе самом неприятна будет Богу, и такой не может стать святым. Пусть никто не смеет нарушить этой заповеди. Всегда помни того, кто сотворил тебе добро, тогда и твои добродетели не будут забыты Богом. Всякий же, кто забудет благодетеля, — и сам погибнет, и добродетель его не воспомянется пред Богом. И как забыл, так и сам забыт будет, ибо Господь сказал: "какою мерой мерите, такой и вам отмерится" (Мф. 7:2). Посему, братия и сестры, не забудем сотворивших нам добро, дабы нам достичь спасения. Если же кто озлобляет своего благодетеля, такой будет осужден хуже, чем неверные». Итак, благодетелей своих нужно записать в личный помянник. Если давно не общались, следует восстановить контакт, просто по-доброму пообщаться, поддержать. В современном мире люди очень разделены, и даже простое человеческое слово внимания будет приятно. Если они нуждаются в помощи, — помочь.
  15. 1 балл
    Глава 17, стих 12: «Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Притч. 17:12). Медведица, лишённая детей, находится в состоянии крайнего раздражения и готова нападать на любого, кого сочтёт своим врагом. Почему же встретиться с ней лучше? Здесь под именем медведицы имеется в виду открытый враг, который и действует открыто, враждебно. От такого врага понятно, чего ожидать и как защищаться. В случае же глупца неизвестно, что он выкинет, и как можно уберечься от действий с его стороны. Особенно, когда этот человек даже может считать, что делает хорошее дело, помогает нам, но его деятельность может нанести больший ущерб, чем действия сознательных врагов. Это то, что называется «медвежья услуга».
  16. 1 балл
    Мы кажется вполне разобрались с «искони» и вообще с первым стихом — хотя к нему видимо придётся возвращаться ещё не один раз, — уже можем прочитать, что пишется про дни Творения. Начиная с первого, это стихи с второго по пятый (Быт.1:2-5): Земля же бе невидима и неукрашена*, и тьма върху бездны. И Дух Божий ношашеся върху воды. И рече Бог: "Да будет свет". И бысть свет. И виде Бог свет яко добро**. И разлучи Бог межу светом и межи тьмою. И нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь.И бысть вечер, и бысть утро, день един***. Сравним с Синодальным переводом; знаками * я указал на отличия, которые сразу бросаются в глаза: Земля же была безвидна и пуста*, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош**, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один***. Синодальный текст, в целом неплохо следующий за церковнославянским и более-менее понятный для русских века ХІХ, теряет много смыслов и подтекстов, неразличимых для советского человека ХХ-го и постсоветского россиянина ХХІ-го. «Безвидна и пуста» — как это сейчас понимается? Ну, вроде ясно, что безвидна — это как бы невидима, а — пуста? Наверное, пустая и есть, что-то вроде пустыни, есть планета, на ней ничего нет, голая такая поверхность, пока не произошла дарвиновская эволюция. Или же ещё интереснее — в духе концепции полой земли. Что Земля — это такая оболочка, внутри которой пустое пространство, так что жить можно не только на внешней, но и на внутренней поверхности. Если же вспомнить всяческое «анненербе», которым в 90-ых годах кормили изголодавшегося по информации нашего человека, испытывавшего крайнее недоверие к любой официальной науке и поэтому склонному доверять даже абсолютной эзотерической чуши... Впрочем, сейчас мы, похоже, переживаем второе издание этой истории, на этот раз в виде фарса, то есть в частности композитора Юрия Лозу, «топящего» яростно за плоскую землю, стоящую видимо на слонах с черепахой. В этом смысле рассматриваемый нами текст Свода оказывается даже понятнее в современности. «Невидима и неукрашена» куда как лучше. Но тоже надо сделать поправку в отношении «невидимости». В отсутствии света невидимость объяснима, но тогда и не было кому смотреть на землю из людей, но для Бога, «творящаго вся», ничего невидимого не существовало никогда. Что же значат сии слова? Обратимся сперва к греческому (LXX или так называемому переводу Семидесяти, с которого и переведён наш цсл текст). ἀόρατος В классическом греческом так и у будет «невидимый, незримый». А — это приставка «не~». Однокоренные слова: (h)Орасис — вИдение, зрение; ОратОс — видимый, зримый; оратЭс — зритель; Орама — зрелище. Но точно ли это про то, что некому было нашу землю рассмотреть? Ведь это не характеристика наблюдателя, но предмета. То есть по всей видимости здесь описание именно земли. Нет ли здесь указания, что земля в том состоянии была в принципе невоспринимаема обычным наблюдателем? Нам что-то должно подсказать второе слово — ἀκατασκεύαστος. Та же приставка отрицания а~ . А-катА-скевеуос — неподготовленный. Так говорится, когда дела или вещи не приведены в порядок (это у Эсхила); акатаскевЕуос — безыскуственно, просто, простецки. Похоже, мы можем поймать смысл: земля была создана в таком состоянии, «виде», когда вида не имела, была неоформлена Божественными руками как аморфная масса, на которой и в которой нет ничего, за что бы глазу зацепиться. Если обратиться к греческой философии, то это состояние мэ-он, так сказать пра-материи, из которой только предстоит что-то вылепить, воздвигнуть. Или лучше — образовать, придать образ, форму, которую можно уже воспринимать зрением и прочими чувствами. Не менее интересно в еврейском подлиннике, но это уже в другой раз. (Александр Люлька)
  17. 1 балл
    Искони Мы остановились на самом первом слове Лицевого Свода, а именно на ИСКОНИ. Нам привычно читать «В начале». Так в Синодальном переводе Библии, так и в общеупотребительном церковнославянском тексте. Но вот у старообрядцев как раз это «искони» и написано, отдельные представители из разных групп «альтернативного православия» даже ухитряются из этого слова выводить глубокую метафизику, впрочем, тоже альтернативную, как это делал ныне давно позабытый В.И. Карпец. Это объяснимо — против «никониянской справы» всё, что хош сгодится и всякое лыко — в строку. Там это больше идеология, а мы можем рассмотреть всё дело спокойно и непристрастно. В греческом тексте стоит как известно «Ἐν ἀρχῇ». Это буквально и значит: В НАЧАЛЕ. Тогда как ИСКОНИ — это наречие, хотя и с тем же смыслом, но должно бы переводиться как ἐξ ἀρχῆς. По правилам перевода священного текста в переводе должны стоять те же слова, что и в оригинале — насколько это вообще возможно. Переводчик должен постараться максимально приблизиться к исходному тексту не только по содержанию, но даже и по форме. Можно спорить, насколько это правильно, но правило таково и его необходимо придерживаться. В этом смысле «в начале» безуловно лучше, потому что соответствует правилу. В чём бы не обвинять Патриарха Никона и его сотрудников, но тут они перевели как надо. Очень интересно это расхождение, которое идёт издревле. Хотя Остромирово Евангелие не включает по понятным причинам Ветхий Завет, но ввиду переклички между Книгой Бытия и Евангелия от Иоанна, в этом древнейшем из известных текстов Писания мы тоже читаем «в начале», а «искони». Мне неизвестна какая-то специальная работа на эту тему, что возможно и к лучшему, если её нет, потому что современная библеистика нам может так открыть глаза, что мало не покажется, а толку будет чуть. Но почему же всё-таки использовано было наречие? Я вижу здесь прежде всего желание употребить слово, наиболее близкое по смыслу для русского человека, современника перевода. Видимо, «искони» было понятней в тогдашнем контексте. Но и ещё нечто, о чём ниже. Ведь что значит этот текст в духовном плане, какой богословский смысл он передаёт? Здесь же не просто хронология, но нечто много большее. Толкования святых отцов тут едины: речь идёт о Иисусе Христе. Да-да, только лучше сказать — о Логосе. Всё-таки Иисус — это земное имя Сына Божия, Предвечного Слова Бога. И смысл фразы — помимо очевидного, так сказать, житейского, — что Бог (Отец) сотворил мир, вселенную Своим Словом и в Слове. Как говорится в Книге Притчей Соломоновых (Притчи. Глава 8:22-23): Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; Вновь мы встречаем это слово, но на этот раз в Синодальном переводе. Интересно, какое слово или словосочетание оно заменяет? Точно — ἐν ἀρχῇ! Здесь воздержусь от комментариев, просто зафиксируем, что в Синодальном тексте у нас «гуляет» перевод. Об этом скажем отдельно, а сейчас продолжим чтение: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Премудрость Божия, София, уже присутствует, в начале творения и соучаствует ему: Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. Практически отсюда «прогрессивные» отцы: Павел Флоренский и Сергий Булгаков вывели целую «софиологию» -- учение о некой Софии, как чуть ли не четвёртой (женской!) ипостаси Троицы. Вообще работы новых богословов да «космистов» надо читать с известной острожностью, тем более, что для большинства, наверное, даже самых простых, но православных русских людей было очевидно, что под именем София имеется в виду Господь Бог-Слово, Иисус Христос. Они книг заумных не читали, не знали весь спектр значений древнегреческого слова Логос, но в церковь ходили и Библию там слушали, иконы рассматривали. В частности, св. ап. Павла — первое послание к коринфянам (1Кор.1:24): «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Мало кто смотрит на богослужение как-то иначе, чем как на некий ритуал, тогда как оно являлось народным университетом, в чём нам предстоит убедиться ещё не раз. (Александр Люлька)
  18. 1 балл
    Глава 17, стих 11: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч. 17:11). Возмутителем здесь называется человек, который любит стравливать людей друг против друга. Иногда это бывает в больших масштабах, когда возникают мятежи и восстания, а иногда в малых масштабах, когда кто-то в коллективе портит отношения между людьми. Но в любом случае это указывается как тяжкий грех, и сказано, что «жестокий ангел будет послан против него». Отец Даниил Сысоев объясняет это в том смысле, что такой человек в качестве наказания может подвергнуться одержимости. В принципе, злые духи хотели бы захватить любого человека, и единственное, что их от этого удерживает — благодать Божия. Но, когда человек совершает грехи, особенно отгоняющие благодать Божию, тогда он остаётся открытым для большего воздействия со стороны злых духов, в том числе и для такого явления, как одержимость, беснование. Во-первых, это грехи обращения к нечистой силе, экстрасенсам, колдунам и т.п. Во-вторых, это грехи, направленные против святыни, — святотатство, богохульство, глумление. В-третьих, сознательное подражание бесам. И человек, который возмущает других, сеет рознь между людьми, подражает дьяволу, ибо делает то же самое, что дьявол сделал среди ангелов, когда поднял бунт против Бога.
  19. 1 балл
    Если, к примеру, вы давно общаетесь со старцем и можете передавать ему записки от других, и старец их принимает - это его дело и его благословение, никаких других благословений для этого не нужно. Монастырь не регулирует круг общения старца, и от кого он принимает записки. Равно как и в интернете не отслеживает, кто передает старцу записки без благословения начальства, это как-то уж совсем...
  20. 1 балл
    Глава 17, стих 9: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Притч. 17:9). Описывается ситуация, которая многим знакома. Когда человек совершил некий проступок, но принёс извинения, и уже не повторяет его, а родственники укоряют: «А помнишь, как ты сделал?». Такое поведение изобличает отсутствие любви в человеке. Тот, кто ищет любви, покрывает проступок. На днях я прочитал рассказ человека, который в молодости совершил грех против своего отца. И прошло много лет, уже двадцать лет как отца нет в живых, но всю жизнь его мучит совесть за то, что он сделал, хотя, как он пишет, отец ему никогда не напоминал о произошедшем. Так что не нужно напоминать человеку про его прегрешения. Это Господь и Сам сделает посредством голоса совести. А если мы продолжаем напоминать и попрекать человека в том, в чем он уже раскаялся, то мы и лишаемся расположения этого человека, и навлекаем на себя гнев Божий. Потому что вы знаете этот принцип: в чем осудишь, в том и побудешь. Господь часто попускает тем, кто осуждает другого, впасть в то же самое.
  21. 1 балл
    Глава 17, стихи 7-8: «Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые» (Притч. 17:7). Когда человек глупый важничает и выставляет себя как мудреца, он выглядит нелепо. Так же недостойно выглядит и человек знатный, который произносит ложь, — как в глазах людей, знающих правду, так и в глазах Бога, Который видит сердце человека. Здесь предостережение тем людям, которые поднимаются на высокие посты, чтобы они не начинали упиваться вседозволенностью. Наоборот, чем больше у тебя положение, тем больше твоя моральная ответственность. Потому что, если бы ты был простым человеком, то, может быть, от твоей лжи никто бы и не пострадал. Если же знатный человек лжёт, то ему доверяет гораздо больше людей, и поэтому с него больше спросится. Ну, и ему больнее падать, потому что то уважение, которое он имел до того, как его поймали на лжи, испарится. «Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет» (Притч. 17:8). Приведу толкование отца Даниила Сысоева на этот стих: «Если человек благотворит, дарит подарки, то и сам получает наилучший подарок, вразумление от Господа. Чем больше будете дарить людям подарков, тем больше будет учить вас Бог. Поэтому и сказано: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35), счастливее дарящий, нежели принимающий. Господь за это вразумляет, то есть даёт разум».
  22. 1 балл
    Глава 17, стих 5: «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5). Нередко люди, увидев кого-то в плачевном состоянии, говорят: «Он сам виноват, если он такой». Однако именно «немощное мира избрал Бог» (1Кор. 1:27), поэтому в христианстве не должно быть превозношения над теми, кто беднее нас. К тому же мы не знаем, что ожидает нас в будущем. Бывает, что человек, который сегодня богат, завтра оказывается нищим, случается и обратное, хотя гораздо реже. И вторая часть этого стиха тоже очень важна: «кто радуется несчастью тот не останется ненаказанным». Радость несчастью других, как правило, связана с завистью. Завистник испытывает негативные чувства из-за того, что другому хорошо. И, наоборот, когда тому, кому он завидовал, становится плохо, тогда он радуется. Это дьявольское извращение того, как должно быть. Впрочем, не всегда это связано с завистью, иногда человек испытывает радость от того, что, например, его врагу стало плохо. Но даже в этих случаях христианин не должен радоваться несчастью других людей. Тот, кто это делает, будет наказан.
  23. 1 балл
    Глава 17, стих 4: «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Притч. 17:4). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не только говорить, но и слушать такое — это действительно крайнее беззаконие и непотребство». То есть слушание греховных речей не является чем-то безобидным, оно оставляет некую скверну в душе слушающего. В современных реалиях это касается не только слушания, но и смотрения — телевидения, интернета, фильмов и так далее. Того, что там есть греховного, непотребного. Многие думают: я ведь просто посмотрел, но это оскверняет душу, иногда надолго. То, что ты смотришь и слушаешь, меняет тебя. И потому злодей становится злодеем, что внимает устам беззаконным.
  24. 1 балл
    Глава 17, стих 3: «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17:3). Когда руда извлекается из земли, она с примесями, нечистая, и ее переплавляют. В процессе переплавки отделяется грязь, примеси, все сгорает, и остаётся чистое серебро или золото. То же Господь делает и с нами в течение жизни, потому что Он хочет очистить нас от греховных примесей. А что именно является для нас такой плавильней или горнилом? Искушения, скорби, приобретаемый ими страх Божий, по слову преподобного Ефрема Сирина: «Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом». Этот стих стоит напоминать себе в минуты скорбей, потому что нередко подступает уныние, и человеку начинает казаться: «Бог меня не любит, Господь от меня отвернулся, поэтому Он попустил в мою жизнь такую скорбь». Но Христос страдал, все святые страдали, а ты вдруг должен всю жизнь прожить без страданий? Разве это Господь нам обещал? Нет, Он обещал прямо противоположное: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Через эти горькие обстоятельства Бог пытается нам не досадить, а очистить от всего того, от чего мы добровольно очищаться не хотим. Об этом говорил святой Иоанн Златоуст, что если бы люди сами избавлялись от страстей и греховных привязанностей, не было бы нужды тогда посылать эти болезненные испытания. Но, как правило, сами избавляться мы не хотим, и зачастую только удары судьбы способны привести нас в чувство, трезво посмотреть на себя и свою жизнь, переосмыслить её.
  25. 1 балл
    Глава 17, стих 2: «Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство» (Притч. 17:2). В древности положение раба иногда было отнюдь не низким. Почему здесь сказано, что между братьями раб разделит наследство? Потому что, если у богатого отца сыновья бестолковые, то он, готовясь к смерти и зная про то, что ни одному из них нельзя доверить разделить наследство, доверяет это своему слуге, которого знает много десятилетий как достойного, надёжного человека. Так что важно не сословие, в котором ты родился, а то, каков ты сам по себе. И разумный человек даже одним своим умом, без связей и знатного происхождения добьётся того, что его будут слушать и ценить. Так что не следует роптать на то, что у кого-то изначально лучшие условия жизни, чем у тебя. Только от тебя зависит приобретёшь ли ты благорасположение Бога, и пройдёт ли твоя жизнь не напрасно. Также этот стих показывает, что сын, живущий беспутно, теряет все преимущества, которые он имел по рождению, и, опускается, становясь хуже раба, что ярко показано в евангельской притче о блудном сыне.
  26. 1 балл
    Глава 17, стих 1: «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17:1). Дом, полный заколотого скота — здесь имеется в виду, что там много мяса, есть избыток. Сейчас бы сказали: «Дом — полная чаша». Этот стих говорит о том, что не стоит при выборе спутника жизни прежде всего искать богатого. Говорит он и о том, что на пути к богатству не следует прибегать к греховным делам, которые в итоге приведут к раздраю в семье. Но есть и другое толкование, более духовное, которое предлагает святой Иоанн Златоуст: «Познание, приносящее мир, — это истинное учение, оно лучше, чем богатое знание ложных учений». В разных лжерелигиях можно найти нечто впечатляющее: там богатая фантазия, порой занимательные идеи, которые нравятся современному грешному человеку. И по сравнению с простой и ясной верой Церкви кому-то может показаться, что там поинтереснее, поярче, покрасочнее и побогаче. Но в итоге человек, который выбрал лжеучение, окажется в раздоре. С кем? С Самим Богом. Выбирая ложь, человек оказывается в раздоре с Богом.
  27. 1 балл
    Скитской монах Христодул, которого постригли 20 10 2023 прожил только 8 месяцев в постриге и умер от рака 21.06. 2024г. Похоронен у храма всех святых.
  28. 1 балл
    По́стриг мона́шеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати. Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.
  29. 1 балл
    Глава 16, стихи 31-32: «Венец славы — седина, которая находится на пути правды» (Притч. 16:31). Вот как это толкует епископ Виссарион: «Старость или долголетие есть милость Божия, которая одним даруется в награду за их благочестие и добродетели, согласно обетованию Божию (Исх. 23:26), другим — беспечным грешникам — даруется по долготерпению Божию в ожидании их раскаяния. Но, хотя в обоих случаях старость есть милость Божия, венцом хвалы бывает, то есть заслуживает похвалу, не всякая старость. Этот венец обретается только на путях правды, достается только тем старцам, которые до конца жизни неуклонно идут путем правды, не ослабевают в ревности к исполнению заповедей Господних. Те старцы бесчестят свою седину, которые не ценят милости к ним Божией, призывающей их к покаянию, не оставляют юношеского легкомыслия и проводят свою жизнь вдали от путей правды». «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16:32). Священное Писание опять показывает, что у Бога совсем другие критерии оценки человека, чем у мира. Храбрость пользуется уважением и справедливо. Это хорошее качество. Но она нередко бывает лишь кратковременным делом. Человек проявил себя смело в какой-то момент, а дальше живёт не очень хорошо. Иногда храбрость может исходить из гордости, порой от некоторого неразумия и от дерзкого устроения души. Но терпение — это то, что проявляется на протяжении долгого периода, это приобретенное и закаленное качество души. Поэтому человек терпеливый в глазах Божиих лучше храброго. И тот, кто владеет собой лучше, того, кто захватил город. Владеть собою на самом деле сложнее, чем захватить город.
  30. 1 балл
    Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость. Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.
  31. 1 балл
    Глава 16, стихи 29-30: «Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый» (Притч. 16:29). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крайнее беззаконие — стараться обольстить и обмануть ближнего. Имеющий беззаконную и притворную дружбу увлекает обманом, в делах чувственных, на дурную дорогу, а в предметах духовных — к трудным размышлениям». Это действительно следующая ступень ниспадения человека во зло. Одно дело, когда человек грешит сам по себе, и совсем другое, когда он старается вовлечь в грех и других людей. В этом есть нечто бесовское. Как застрявший в болоте заботится о том, чтобы его не засосало глубже, так и грешащий человек, если не может пока полностью отказаться от греха, должен всемерно заботиться о том, чтобы, по крайней мере, не вовлекать в этот грех других людей. На том свете ему зачтется, если он оберегал от своего греха других. В следующем стихе описывается человек, который вовлекает других на путь зла: он «прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы]» (Притч. 16:30). Есть зло прямое. Вот человек разгневался на кого-то и накричал, или ударил. Он действует открыто, и зло своё творит прямо. Это плохо. Но хуже его тот злодей, который внешне представляет себя хорошим, может быть, даже любящим того человека, которого он хочет погубить, или вовлечь в грех, и при этом осуществляет скрытый план, как привести его к падению. От людей, которые так действуют, нужно бескомпромиссно удаляться. С человеком, который грешит, потому что является рабом страстей и ничего не может с собой поделать, можно общаться и дружить. Потому что он осознает свою немощь, не пытается вовлечь нас в свой грех и, даст Бог, со временем исправится. Но человек, который является сознательным злодеем, который действует так, чтобы коварно вовлекать других в грех, с таким общаться и водить дружбу нельзя.
  32. 1 балл
    ПРИЧИНЫ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЖЕЛАЮЩИХ ПОСТУПИТЬ В МОНАСТЫРИ Доклад епископа Можайского Иосифа, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре на региональном круглом столе «Пополнение братства обители. От чего зависит?» 3 июля 2024 г. https://www.optina.ru/24_doklad_episkopa_mozhajskogo_iosifa_prichiny_umenshenija_kolichestva_zhelajuschih_postupit_v_monastyri/ Очень интересный доклад. Думаю, может когда закончится СВО кто-то решит идти в монастырь. Как было после войны 1941-1945 годов.
  33. 1 балл
    Глава 16, стихи 27-28: «Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий» (Притч. 16:27). «Палящий огонь на устах человека лукавого» — это язвительные слова, которые могут ранить, обжечь человека, а также коварные и прочие искусительные речи, которые оказывают на душу слушающего воздействие, подобное тому, какое огонь оказывает на тело человека. В переводе Семидесяти этот стих звучит иначе: «Человек неразумный копает себе зло, а на устах своих собирает огонь». Толкуя этот перевод, святой Иоанн Златоуст говорит, что «еретики, исследующие Писание не для того, чтобы найти жемчужины, а чтобы испортить и поставить сети [для уловления в ересь других], собирают себе огонь, обнаруживая чрез это свое скрытое непотребство. Считая недостаточным то, что сами нечестивы, распространяют собственное нечестие между многими». И, действительно, ересь ведёт в огонь неугасимый, ибо «предающийся ереси Царствия Божия не наследует» (Гал. 5:21). «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей» (Притч. 16:28). «Наушник» — сейчас так называют устройство для прослушивания аудио. Но изначальное значение этого слова — тот, кто говорит на ухо, скажем так, приватно: «Я тебе по секрету скажу, что ты хорошо к этому человеку относишься, а он-то на самом деле знаешь, как о тебе за спиной говорит». И вот посредством такого наушничества коварный человек может даже поссорить друзей между собой. И семьи таким образом некоторые разрушают. Поэтому христианину следует следить за тем, чтобы и самому не стать таким наушником и не слушать подобных людей, не приближать их к себе, не доверять им. Вообще стараться не быстро верить чему-либо плохому о человеке, если мы с этим человеком общаемся и можем на деле посмотреть и составить собственное впечатление. Лучше самостоятельно из общения с человеком вынести своё мнение о нем, чем доверяться слову «доброжелателей», которые по секрету говорят нам гадости про других людей.
  34. 1 балл
    Глава 16, стихи 25-26: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25). По словам епископа Виссариона (Нечаева), «Здесь содержится предостережение от самообольщения. По свойственному каждому самолюбию, иной очень благоприятно и снисходительно смотрит на свои пути — на свои желания и действия, каковы бы они ни были. Желания безнравственные кажутся ему невинными, действия преступные — извинительными. Ослепленный самолюбием, он не хочет слышать предостережения, негодует на людей, указывающих ему на пагубные последствия греховных увлечений, на то, что исход их один: погибель временная — преждевременная смерть, и погибель вечная». «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» (Притч. 16:26). То есть человек нуждается в пропитании, и само это обстоятельство уже побуждает человека трудиться. Это сказано для того, чтобы человек ленивый, который ненавидит труд, не роптал бы на людей, которые понуждают его к труду, напоминая себе о том, что он работает прежде всего на себя, для своей пользы, а не то, что называется «работать на дядю», обогащает кого-то своими трудами и т.д.
  35. 1 балл
    https://www.youtube.com/embed/RiUMCkJRsBo Беседа отца Нила об исповеди.
  36. 1 балл
    Глава 16, стих 24: «Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (Притч. 16:24). Святитель Кирилл Александрийский относит эти слова к Священному Писанию. Оно — та приятная речь, которая производит столь благотворное воздействие на человека. А святитель Василий Великий говорит: «Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских рассказов и сотами меда беседа мужей преподобных». То есть он относит к приятной речи также духовную беседу опытных людей, подвижников. Но кроме того, это изречение Священного Писания говорит нам о том, что христианину важно говорить коротко и вежливо. Многие ревнители не по разуму желают подражать резким речам пророков, хотя жизни пророков они при этом не подражают. Но пророки имели благословение от Самого Бога, а вот эти страстные христиане, говоря резко, обличая кого-то, отнюдь не волю Божию исполняют, а тешат собственную гордыню. Между тем святитель Нектарий Эгинский писал: «Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом было засвидетельствовано его христианское житие и славилось имя Божие. Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать в спорах, беспорядки и войны».
  37. 1 балл
    Там дальше в книге "О совращении человека в порочность..." свт. Кирилл и об этом пишет: "К. Вавилонянин Рапсак, военачальник ассирийский, повел некогда бесчисленное множество воинов и пришел с намерением осадить святой город или, лучше сказать, предположивши разрушить его до оснований, и притом без труда. Вслед за тем он прежде оружия пустил в ход не новое для него, но весьма привычное злоречие о Боге. Наговоривши очень много нестройного, он возгласил наконец жителям святого города: сия глаголет царь ассирийский: «ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников» (Ис.36,16–17; 4Цар.18,31–32). Смотри же, и он обещает негу и наслаждение под виноградом и смоковницею, но прибавил: "и пиите воду потока вашего». П. Что же это показывает, если будет возведено к духовному созерцанию? К. Двояким, думаю, способом сила зла осуществляется в нас. Люди, склонные ко греху, доходят до всяких нелепостей потому, что бывают убеждаемы предаваться или отвне приходящим удовольствиям, или врожденным и в нас сущим, убеждаемы или ими самими, или другими. А что это правда показывает нам ученик Спасителя, говоря так: «яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1Ин. 2, 16). Похоть плоти прирождена нам, укоренена и пребывает в нас самих; ее и божественный Павел называл «законом греховным», обитающим в плотских членах (Рим. 7,23). А наслаждения и удовольствия, происходящие отвне и пришлые, суть те, которые приходят посредством глаз, потому что посредством глаз возбуждается удивление к тому, что происходит от богатства, и к прекрасным одеждам и к другим вещам, к которым привязаны некоторые, произносящие о них не презрительный приговор, как будто получают от них самое приятное наслаждение. Итак, виноград и смоковница могут быть образом происходящего отвне и пришлого наслаждения и удовольствия, потому что прекрасно показывают как кратковременность и быстрое увядание вещей, которые в мире, так вместе с тем сладость, соединенную со свойством – омрачать. Ибо всякое мирское удовольствие для участвующего в нем бывает сладко в настоящее мгновение, но весьма омрачает и сильно опьяняет принявшего его в себя. А «поток» есть образ врожденных и в нас сущих движений; потому что они не внесены в нас, как преждеупомянутые, но как бы текут в нас и бьют ключом из самой плоти. Злые силы говорят нам, что нам дано будет свободное участие во всех этих естественных и привнесенных удовольствиях и весьма обширное пользование ими, если мы, оставивши воздержание как бы святой и непоколебимый город, придем к царю вавилонскому, который был образом сатаны. Но хотя Рапсак обещал жителям святого города, что если они перейдут к вавилонянам, то удовольствие настоящего мгновения в них возникнет и будет возрастать; они не послушались, рассуждая правильно; потому что за хотением избрать мирское непременно последует необходимость впасть в невольное рабство и оказаться в числе пленных."
  38. 1 балл
    Глава 16, стих 18: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч. 16:18). Святитель Николай Сербский так толкует эти слова: «Из всего того, что существует на всех четырех сторонах света, что нас, смертных людей, может сделать гордыми, кроме глупости и демонского прельщения? Всё, что имеем, не взяли ли мы во временное пользование, и в момент смерти не будем ли обязаны всё это вернуть? Воистину гордость — дочь глупости, исчадие помраченного ума. Гордость — это широкое окно, через которое быстро выветриваются все наши заслуги и все добрые дела. Ничто не делает нас перед людьми такими пустыми и перед Богом столь недостойными, как гордость». Святитель Николай говорит, что больше всего оснований для гордости имеет Сам Бог, однако же Он не гордится, но смирил Себя до того, чтобы воплотиться и спасти нас. И, чтобы соединиться с Господом нам необходимо подражать Ему в Его смирении. В свою очередь, святитель Феофан Затворник говорит: «Падению предшествует надменность», по переводу Семидесяти — «злопомышление». Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений».
  39. 1 балл
    Глава 16, стихи 16-17: «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра» (Притч. 16:16). Понятно, почему. Золото само по себе никого мудрым не делает, и, наоборот, мудрость помогает человеку даже в том, чтобы добыть золото и другие блага этого мира. Но, кроме того, подлинная мудрость — та, что от Бога, — помогает человеку вообще выйти за пределы этого мира в тот духовный Божественный мир, в который мы призваны, в котором обитает Господь с ангелами и святыми. Поэтому приобретение мудрости гораздо лучше золота. А святой Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, понимает их следующим образом: «Малые мысли Христовы драгоценнее высокомерного учения внешних мудрецов; или — плоды божественной мудрости драгоценнее мирской мудрости». «Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» (Притч. 16:17). Здесь священный автор напоминает о том, что наше духовное состояние и наша участь непосредственно зависят от того, как мы живём. Поэтому, желающему достичь праведности, прежде всего следует уклоняться от зла. Второе, идущее рядом с первым, — это делать добро, о чем многократно говорится: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15).
  40. 1 балл
    То есть всех нас кто-то разделил на 12-ть частей и кратенько достоверно описАл? Всех всех. На 12-ть куч козерогов, водолеев и прочих существ. Сильна же Ваша вера)). В гороскопы. А еще пишете, что воцерковленный. Это такое модерновое теперь воцерковление? Порушить все много ума не надо. Только откуда уверенность, что обретете желаемое? От себя не уйти и положенное понести все равно придется. Лучше измените себя прямо сейчас, в своей семье. Сделайте счастливыми своих родненьких. Вы же знаете, что мешает счастью. Уберите эти препятствия. И все с Божией помощью наладится. А верить надо в Святую Троицу - и все устроится! Так певице Светлане Копыловой ее духовник советовал)).
  41. 1 балл
    Глава 16, стихи 14-15: «Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его» (Притч. 16:14). Речь о тех ситуациях, которые часто случались в прошлом, когда правитель, поддавшись гневу, решал кого-то убить. В этих случаях говорится, что мудрый человек должен остановить царя. Далеко непросто, в принципе, успокоить разгневанного человека, а тем более, если он облечен высокой властью. Здесь требуется большая рассудительность и мудрость, но именно в этом задача верующего человека, преданного Богу. Если он видит, что царь или начальник собирается кого-то покарать несправедливо, то должен вмешаться, а не думать: «Ну, главное, что меня не коснулось, а что с другим — это его проблемы». «В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем» (Притч. 16:15). В этом стихе священный автор напоминает, что и хорошее тоже от правителя происходит, и, если гнев его несёт смерть, то, наоборот, в светлом взоре его — жизнь. То есть его просветлённый взор при решении стоящих перед ним задач, при вынесении судебных решений приводит к улучшению и спасению жизни его подданных. И, когда он имеет благоволение, то есть благую волю, то это сравнивается с облаком, приносящим дождь. Это был очень понятный образ для большинства слушателей этих стихов, поскольку в древности все понимали, насколько от урожая зависит их жизнь, и были рады своевременному дождю.
  42. 1 балл
    Раз уж упомянули астрологию. Бог промышляет о нашем спасении, но есть и бесы, которые промышляют о нашей погибели. Они каждого человека "опекают" с детства и в меру дозволенного им пытаются его заставить идти по пути своих страстей. Астрология это часть язычества, которая противопоставляет себя Божьему промыслу. И если у человека сбываются гороскопы, это очень плохой знак, значит бесам удалось его затащить в свою "систему координат". А делают они это через лишение человека благодати Божией, через совершение грехов и отсутствие покаяния. Помощи надо просить у Бога, и в первую очередь, в случае семейных проблем, обоим супругам надо идти в храм на исповедь, а дальше как священник скажет, там уже многое зависит от конкретики.
  43. 1 балл
    "В церковной традиции сложилось правило – каждому христианину ежедневно прочитывать главу из Евангелия и Апостола. Во время Литургии в храме тоже всегда читается какой-то фрагмент из «Посланий» или «Деяний» апостолов. В чем заключается польза такого чтения, если описываемые события происходили давно и имеют прямое отношение к жизни общин первых христиан. Насколько актуальны и значимы для современного христианина апостольские труды? Об этом рассуждаем со священником Дмитрием Вразовским. - Отец Дмитрий, почему нам, людям XXI века, полезно читать Апостол? Как могут относиться к нам слова, которые апостолы адресовали конкретным людям своего времени? -Книги «Деяния» и «Послания» – это описание первых лет жизни Церкви, первой апостольской общины, состоявшей из людей, которые лично видели Христа. Эти книги говорят нам о том, что такое Церковь, как в ней жить и как нам быть христианами. В этих книгах показан образец христианской жизни. Конечно, мы живем в других условиях и не можем в точности скопировать жизнь первой христианской общины. Но мы призваны ориентироваться на нее. А для этого нужно не только читать, но и анализировать прочитанное. Многое из того, что мучило первых христиан, мучает людей и сегодня. Меняются цивилизации, меняется культура, но человек остается все с теми же страстями, скорбями, радостями и бедами. Поэтому те назидания, те ответы, которые силою Божией находили апостолы для первых христиан, полезны и для нас. К сожалению, многие прихожане не так часто читают апостольские труды- сложный слог, непонятные фразы. Я рекомендую пользоваться толкованиями святителей Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Феофана Затворника. - Скажите, отец Дмитрий, чем отличаются апостольские послания, часто трудные для понимания, от писем, книг и посланий более современных и близких нам святых, допустим, Игнатия (Бренчанинова)? - В апостольских посланиях сказано всё, поэтому мы и настаиваем на обязательном чтении Священного Писания. Святые отцы рассуждают о словах апостолов, толкуют их, пытаются адаптировать под современные реалии. Заметьте, что в своих трудах они всегда отсылают нас к первоисточнику. Апостолы организовали Христову Церковь, их учение и есть для нас истинное свидетельство Духа Святого. Трудности же в понимании некоторых высказываний апостола Павла лишь подчеркивают, что его послания не богословские трактаты. Это письма и записи речей живого человека, который очень любил Бога и удостоился от Него величайших откровений. Апостолы получили от Иисуса Христа повеление и дар Божий нести благую весть «до краев земли», и у них это получалось. - Значит ли это, что голосом апостолов говорит Сам Бог, или все же это их собственное творчество? - В Церкви существует такое понятие как боговдохновенность. Апостолы получили от Господа дар слова, но сохранили свои индивидуальные черты, свое видение, свободу воли Господь ни у кого не забирает. Апостол Петр остался таким же горячим и деятельным, в апостоле Павле, который пришел позже всех и не видел Христа, сильнее всех горел огонь веры, и эти особенности характеров двух непохожих друг на друга апостолов проявляются в их текстах. Апостолы сами писали свои тексты, описывали те события, свидетелями которых они были или сами что-то пережили. Все написанное или произнесенное ими шло от сердца. В древней книге «Пастырь» апостола Ерма среди множеств притч и образов есть удивительный образ башни. Христианство сравнивается с недостроенной башней, и каждый новый христианин – это новый кирпичик, новая кладка. Часть кирпичей может обвалиться, при этом башня не пострадает – у нее крепкие стены. Такой же нерушимой стеной в основании Церкви стоят апостолы. Если вспомнить древнюю историю, то наша Русская Православная Церковь началась от апостола Андрея Первозванного. Он приходил на Русские земли, проповедовал здесь, и существуют неопровержимые доказательства того, что основателем христианской Церкви на Руси является апостол Андрей Первозванный. Чувствовать себя сопричастником апостольству, конечно, очень радостно. - Отец Дмитрий, есть ли у Вас любимые истории из жизни апостолов? Известный и любимый православными читателями исторический роман Генрика Сенкевича называется «Камо грядеши?» Он повествует о первых христианах Римской империи. Происхождение этого выражения связывают с церковным преданием об апостоле Петре. Когда апостол Пётр был главой Римской христианской общины, в ночь на 19 июля 64 года в Риме случился великий пожар. Императору Нерону необходимо было найти виновных, ими и стали христиане. Согласно преданию, Петра предупредили о возможности быть схваченным и попросили покинуть город. Ночью он вышел из Рима, но увидел идущего навстречу Христа, Апостол спросил своего Учителя: «Куда идешь, Господи?» На что Христос ответил: «Если ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». Петр, устыдившись своей слабости, вернулся в Рим, где был заключен в темницу и принял мученическую смерть на кресте. Однако он просил распять его не как Христа, а вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель. В переносном смысле вопрос «камо грядёши» является предложением задуматься, правильно ли человек живет, какой путь он выбрал в своей жизни, верны ли его жизненные цели. Книга «Деяний» переполнена такими яркими сюжетами, образами. Если брать «Послания», то, наверное, та часть «Послания к Римлянам», 91 зачало, которое мы читаем на Крещение: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха». Это своеобразная хартия для новокрещенного, его договор с Богом. (Полный текст статьи "Читаем Апостол": Официальный сайт "Православное Заволжье", 01.07.24) *** Одна из Воскресных школ на время Петрова Поста ставит одной из задач прочитать Жития 12-ти апостолов. Можно поучаствовать.) Сегодня как раз память апостола от 12-ти Иуды. Апостол Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), брат Господень Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова. Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае. По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-во года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами. Источник: https://azbyka.ru/days/sv-iuda-iakovlev-levvej
  44. 1 балл
    Глава 16, стихи 12-13: «Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол» (Притч. 16:12). Святой Иоанн Златоуст так толкует этот стих: «И Богу, и разумному царю омерзителен делающий худое. Это исправительное правило царя: если ты царь, то подражай, говорит, Царю; а если не подражаешь, то и не царь. Ведь Он не простых только людей судит, но и царей». Здесь святитель говорит о подсудности царя Суду Божиему, и указывается, что правление царя должно опираться на правду, а не на беззаконие. Также этот стих звучит как предостережение тем людям, которые хотят какими-то беззаконными делами приобрести себе расположение правителя. Нередко бывает, что такие люди, даже добившись своего, со временем становятся мерзкими для тех, к кому они приблизились. «Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит» (Притч. 16:13). По словам святителя Иоанна Златоуста, прежде было сказано, каким должен быть царь, а теперь священный автор говорит о подданных, какими они должны быть — правдивыми. Это также является и указанием царю, каких помощников себе искать. Не подхалимов, которые только хвалят и говорят о хорошем, боясь сказать что-либо плохое. Но тех, кто говорит правду, даже неприятную.
  45. 1 балл
    Глава 16, стихи 10-11: «В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде» (Притч. 16:10). В древности суд, включая право помилования, принадлежал именно правителю. Понятно, что он не вершил все суды, были судьи, но они осуществляли свой суд по праву, полученному от правителя. И этот стих — наставление правителю. С него больше спросится, если он в судебных приговорах, да и в любых суждениях будет совершать ошибки. Правитель подсуден Закону Божиему. Поэтому ошибаются атеисты, которые говорят, что религию придумали и поддерживали власти именно для того, чтобы она оправдывала их безраздельное владычество. Может быть, каких-то религий это и касается — тех, где обожествляли правителей, — но это не касается Богооткровенной религии, потому что в ней никто не был наравне с Богом. И царь был подсуден Богу точно так же, как и остальные. Поэтому предписывалось, что его уста не должны погрешать на суде, или же Бог спросит с него за его прегрешение. «Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч. 16:11). Образ весов с древности встречается в христианских текстах и на иконах Страшного Суда. Здесь говорится о том, что сам процесс суда и то, с помощью чего он осуществляется, — все от Господа. Гири, которые человек может положить на чашу весов в своё оправдание, традиционно понимались как сделанные им добрые дела, но и они тоже от Господа, потому что Господь нам послал возможность и силы совершить их. Данный стих продолжает насаждать богоцентричное понимание мира, в котором Бог в центре всего, Он рядом, подаёт нам все необходимое для спасения и ожидает нас в конце жизни.
  46. 1 балл
    Паримия в среду пятой седмицы Великого поста. (Притч. XV, 20–33, XVI, 1–9). Сын прему́др весели́т отца́, сын же безу́мен раздража́ет ма́терь свою́. Несмы́сленнаго стези́ ску́дны ума́, муж же разу́мен исправля́я хо́дит. Отлага́ют помышле́ния не чту́щии со́нмищ, в сердца́х же сове́тных пребыва́ет сове́т, не послу́шает злый его́, ниже́ рече́т поле́зно что и добро́ о́бщему. Путие́ живота́ помышле́ния разу́мнаго, да уклони́вся от а́да спасе́тся. До́мы досади́телей разоря́ет Госпо́дь, утверди́ же преде́л вдови́цы. Ме́рзость Го́сподеви по́мысл непра́ведный, чи́стых же глаго́лы че́стны. Губи́т себе́ мздои́мец, ненави́дяй же даро́в прия́тия спасе́тся. Ми́лостынями и ве́рами очища́ются греси́, стра́хом же Госпо́дним уклоня́ется всяк от зла. Сердца́ пра́ведных поуча́ются ве́ре, уста́ же нечести́вых отвеща́ют зла́я. Прия́тни пред Го́сподем путие́ муже́й пра́ведных, и́миже и врази́ дру́зи быва́ют. Дале́че отстои́т Бог от нечести́вых, моли́твы же пра́ведных послу́шает. Лу́чше ма́лое прия́тие с пра́вдою, не́жели мно́гая жи́та с непра́вдою. Се́рдце му́жа да мы́слит пра́ведная, да от Бо́га испра́вятся стопы́ его́. Ви́дящее о́ко до́брая, весели́т се́рдце, сла́ва же блага́я утучня́ет ко́сти. Слу́шаяй обличе́ний живота́, посреде́ прему́дрых водвори́тся. И́же отмета́ет наказа́ние, ненави́дит себе́, соблюда́яй же обличе́ния, лю́бит свою́ ду́шу. Страх Госпо́день наказа́ние и прему́дрость, и нача́ло сла́вы отвеща́ет ей, преды́дет же смире́нным сла́ва. Челове́ку предложе́ние се́рдца, и от Го́спода отве́т язы́ка. Вся дела́ смире́ннаго явле́нна пред Бо́гом, и укрепля́яй ду́хи Госпо́дь. Прибли́жи ко Го́споду дела́ твоя́, и утвердя́тся помышле́ния твоя́. Вся соде́ла Госпо́дь Себе́ ра́ди, нечести́вии же в день зол поги́бнут. Нечи́ст пред Бо́гом всяк высокосе́рдый, в ру́ку же ру́це влага́яй непра́ведно, не обезвини́тся. Нача́ло пути́ бла́га, е́же твори́ти пра́ведная, прия́тна же пред Бо́гом па́че, не́жели жре́ти же́ртвы. Ища́й Го́спода, обря́щет ра́зум с пра́вдою, пра́ве же и́щущии Его́, обря́щут мир. Вся дела́ Госпо́дня с пра́вдою, храни́тся же нечести́вый на день зол.
  47. 1 балл
    Доброго дня, Светлана! Первое, о чем подумалось - это Подвоиье Оптины, от которого каждую субботу был рейс в Оптину. На следующий день обратно, к Подворью. Можно позвонить туда, уточнить про поездки. Если они есть, в субботу рано успеть к его отправлению и попросить конкретного человека привезти Вам подзарядку. Есть еще группа во Вк "Оптинцы. Оптина - наша духовная родина". Можно админу отправить Ваш пост и попросить разместить. Возможно, найдется нужный Вам человек). Помоги Вам Господь!
  48. 1 балл
    Глава 16, стихи 8-9: «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Притч. 16:8). Здесь повторяется мысль, которая уже ранее была выражена в Книге Притч о том, что никакая выгода не может быть оправданием греха, с помощью которого она приобретается. Оно того не стоит. Господь в Евангелии сказал, что вообще весь мир того не стоит, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16:9). В переводе Семидесяти этот стих звучит иначе: «Все дела Господни — истинны, а нечестивый соблюдается на день бедствия». Как объясняет святитель Иоанн Златоуст: «То есть [нечестивый сохраняется] для великой опасности, тяжкого несчастья. Почему не уничтожает [Бог его сразу]? Чтобы открылось великодушие. Пусть будет кто-нибудь зол; если переменится, получит пользу, а если останется злым, также полезен для других, представляя основание для большего наказания». Господь Своим Промыслом управляет так, что даже грехи, которые совершают люди, в итоге приводят к некой пользе для других людей. И грешники, которые оставались неисправимыми, и потом получили явное для всех наказание, таким образом служат на пользу других, — тех, кто, видя их конец, уклоняется от подражания их пути. Если же говорить о синодальном переводе, то здесь очень важные слова о том, что «Господь управляет шествием» человека». Если бы мы держали их в уме, то не испытывали бы страха перед завтрашним днём, и не чувствовали себя одинокими. Если Господь управляет твоим шествием, это значит, что ты не один на жизненном пути. Когда христианин не верит в то, что Господь управляет его шествием, тогда-то и появляются у него страхи.
  49. 1 балл
    Добрый день! Наверное ответ Вам уже не актуален - прошло много месяцев как его задали, но может быть пригодится кто только впервые планирует посетить Обитель. Оплата картой есть в церковных лавках и Чайной (основное место питания паломников). В храме нет оплаты картой, но есть в Павильоне справа от Святых врат и там тоже требы можно подать. При заселении в гостиницу предупреждают по телефону что оплата только наличными. Но по факту терминал есть, а разрешат ли Вам оплатить проживание картой зависит от человеческого фактора. Терминал не афишируется и скрыт от глаз посетителей. Но произвести оплату по нему можно. Автобусы из Оптиной в Москву ходят ежедневно в 5.40, 7.40 и 11.40. Маршрут через Козельск, Перемышль, Калугу. Прибывает на автостанцию у метро Саларьево. Время в пути 5-5,5 часов. Стоимость билета одна тысяча с маленьким хвостиком.
  50. 1 балл
    В Святую Троицу С неба ракет конница, Дети под их копытами Кровью лежали умытые, Враг, раньше брат, зубы скалит, Больнее хочет ударить... В ручонках ракеты чужие несёт, И ими над городом подло трясёт... Швыряет их, думает - воин, Но только позора достоин! За спинами старых шакалов богатых Сам не заметил, как разум утратил... Боль изнутри, пульс стучит на запястье, Город одет в черный траур..., Но знайте, Нас на колени поставить нельзя! Мой Севастополь русский не зря! Встанем так плотно спина за спиной, Если забыл кто, мы - город-герой! Раны затянем и бой отстоим, Я верю, я знаю, что мы ПОБЕДИМ! Севастополь Мария Батюхно
×
×
  • Создать...