Перейти к публикации
@Виталий@

Соблюдение постов: что и как есть, и по каким дням?

Рекомендованные сообщения

Ого))))))

 

Так Вы, Андрей, значит, душу свою спасаете? Сами?

Да ну, что Вы, право? Куда уж мне немощному - за меня всё Бог сделает и без моего участия, а я так - погулять родился - вот мясо не по ем по средам и пятницам и будет с меня.

Вы уж простите за сарказм, но какой вопрос, такой ответ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про сугубый подвиг для любых форумчан:

 

"Однажды я служил всенощную в нашем храме в Ильинском скиту. Когда я вышел на каждение,
я увидел благообразного старого монаха, одетого очень просто, но аккуратно. Все, кто
были в храме, подходили и брали у него благословение. Во время канона он зашел в алтарь
и попросил выслушать его исповедь. Я согласился. И когда он начал исповедоваться,
выяснилось, что он епископ, давно оставивший свое архиерейское служение и принявший
постриг в великую схиму на Святой Горе. Мне захотелось еще с ним поговорить, и на
следующий день я попросил его подробнее рассказать о себе. Епископ ответил:

— У меня жизнь такая же, как у всех остальных. Я грешник, продолжаю грешить и пытаюсь остановиться.

Тогда я его спросил:

— Как получилось, что вы, епископ, оказались на Афоне?

И он рассказал о себе следующее.

— Я учился на богословском факультете в Афинах и был лучшим студентом на курсе. Во время
выпускных церемоний меня пригласил на служение к себе Александрийский Патриарх. Довольно
скоро я стал епископом, служил в этом сане много лет, часто разъезжал по миру, читал
лекции в университетах, говорил речи… Однажды на меня обратил внимание Вселенский Патриарх,
и я был переведён к нему. Но вскоре после этого у меня случился сердечный приступ, и меня
увезли в реанимацию. В больнице, находясь между жизнью и смертью, я взмолился: “Матерь
Божия, если Ты меня сейчас спасёшь, я Тебе обещаю, что поеду на Святую Гору Афон и всю
оставшуюся жизнь посвящу покаянию”. Матерь Божия меня спасла, но сразу поехать на Святую
Гору мне не удалось. Патриарх меня не отпускал. Наконец через три года, когда я надоел
ему своими прошениями, он меня отпустил, и я поехал.

О монашестве я не знал ничего. Я был толстым епископом с мягкими, нежными руками. Я носил
красивые итальянские ботинки на тонкой подошве и шелковую рясу. И в таком виде в один
прекрасный день я ступил на землю Афона.

Я не знал, куда мне идти, и спросил совета у первых встречных монахов. Они отправили меня
к старцу, жившему в Карулях, на высокой горе. Я пошел. Пока я взбирался на гору, я весь
вспотел, камни прокалывали мои итальянские ботинки, и я так устал, что думал, умру по дороге.
И вот наконец я дошел. Перед маленькой кельей стояла очередь из нескольких монахов. Я хотел
было пробраться вперед, но меня одёрнули и заставили стать позади всех. А я был епископом и
в очереди ждать не привык. Я разозлился, но решил стоять и ждать. Однако в этот вечер старец
меня не принял. Не принял и на следующий день. Весь день я провел под деревом, пытался
молиться, но всё, о чем я мог думать, — это то, как я обозлён на старца. Я был епископом и
привык к почестям, привык считать себя важной фигурой, и мне трудно было вынести это
маленькое невнимание к себе. Наконец старец меня принял.

— Что тебе надо? – спросил он.

— Я хочу быть монахом, — ответил я и рассказал ему, как я обещал Божией Матери стать монахом.
Старец спросил:

— Чем ты занимался до того, как сюда пришел?

— Я епископ.

Старец схватился за голову:

— Боже мой! Вот так посетитель! Уходи отсюда.

Я взмолился:

— Я тебя прошу, помоги мне стать монахом.

Он мне говорит:

— Я тебе разрешу остаться в келье, но только с одним условием.

— Я попытаюсь.

— Нет. Ты должен сказать: “Я это сделаю, старец”, потому что если ты говоришь “я попытаюсь”,
ты уже сдался.

— Я это сделаю, старец.

— Хорошо. Тогда вот что. Я тебе не разрешаю разговаривать ни с кем, ни со мной, ни с теми,
кто ко мне приходит. Ни с кем! Только тогда, когда я тебя попрошу что-нибудь сказать, тогда
ты можешь говорить.

И он дал мне послушание заниматься всеми домашними делами. К старцу всегда приходили гости.
Я готовил чай, мыл посуду и слушал. И всегда мне хотелось что-нибудь сказать, когда старец
разговаривал с гостями. Какой-то монах приходил, рассказывал о чем-то: “Вот Григорий Палама
сказал…” — но я-то точно знал, что это вовсе не Палама сказал! Я ему хотел сказать: “Что это
ты такое говоришь?! Это не Палама сказал, это сказал другой святой”. Внутри меня всё кипело,
и это продолжалось годами. Через какое-то время я успокоился, уже ничего не слышал, просто
мыл посуду, творил свою молитву, подавал чай. Как-то утром я пришел к старцу начать свой
обычный день, свое послушание, а старец мне говорит:

— А вот теперь можешь говорить.

Я подумал и ответил:

— Мне нечего сказать.

Старец мне говорит:

— Родной мой, когда ты сюда пришел, тебе уже тогда нечего было сказать, но ты этого не знал.
Когда ты покидал мир, ты думал, что весь мир в тебе нуждался. А сейчас посмотри, нуждается
ли он в тебе по-прежнему? Да и раньше-то он в тебе не нуждался. Единственное, что нам нужно
в жизни, это Бог."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы уж простите за сарказм, но какой вопрос, такой ответ.

Так за что же прощение просить, если мы квиты?

Андрей, Вы тут про прелесть пишете, а сами просто перешли в новую стадию прелести. Если бы я это тоже не проходила, то не писала бы Вам.

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ерёмин Андрей

Повторюсь, но мне так и не понятно, что особенного надо делать в пост. Зачем ждать поста в борьбе с грехами? Можно же сразу, как увидел в себе, так и молить Бога избавить(я думаю, что ни от одного греха мы сами себя очистить не можем, лишь Господь нас освобождает, когда сочтет возможным) и самому прилагать какие возможно усилия . А то ведь и действительно есть люди - в пост стараются не матерится, не пить, не курить, а как пост закончился, так срываются. Думаю, потому что внутренне как бы себе разрешение дают(отдал Богу дань - можно поразвлечься) и на себя надеятся, забывая о том, что лишь Господь избавляет от рабства греху, а нашей заслуги нет никакой.

Про ТВ и развлечения, так от этого многие отказываются, ни чего в этом нет такого, что б обсуждать на форуме. А особые подвиги на себя брать, это какой-то уже наверно другой уровень. Такие люди на форумах, я думаю, уже не сидят.))

И потом, в еде есть более или менее единый устав (насколько мне известно), а вот в духовных вопросах все очень индивидуально, т.к. у каждого своя история болезни и свои особенности. Конечно, и в еде даются индивидуальные послабления, но все же духовная сфера - это нечто сокровенное и личное, такое лучше со священником обсудить.

Вот Вы привели пример про полы, Вам может помогло, а другому не поможет. Все равно будет осуждать, да еще и гордиться в тайне души.

Совершенным может и надо особенных подвигов искать, обычным же людям, хотя бы перенести без ропота те события, которые и так происходят.

На этом мне пожалуй лучше закончить обсуждение, у нас с Вами, Андрей, видимо какое-то разное восприятие и вряд ли возможно взаимопонимание, а спорить больше не хочется. :friends0:

Ну так я же и не даю универсального рецепта - я же не доктор. Конечно одному поможет одно, а другому - другое. Вы меня просто спросили, а что же вообще такого можно делать в пост, какие взять на себя дополнительные подвиги, вот я и ответил именно "например" такие.

Вот я например и пить и курить перестал по воли Божьей и с Его помощью именно в пост. Только осознал всю пагубность гораздо раньше и причащался даже конечно не спьяну, но ещё будучи пьяницем. Разве бы без моего сильного желания очистится от этого смрада и без добродетельных усилий Господь отвёл бы от меня такую стойкую напасть? Вот как Светлана спросила - "Вы что же значит душу свою сами спасаете?"... Без собственных действенных усилий в обретении спасения Божия, ни какие молитвы, пустые без дел, тебе не помогут. Как говорил по этому поводу отец Венедикт наместник Оптиной  - "Не поможет тебе ни Моисей, ни Елисей". Вот как раз особый покаянный период Великого Поста и настроил меня к такому особому сердечному сокрушению, прошению и творению добрых дел и милосердия.

 А другой вот человек, рыжеватый такой парень, лет 35 - 40 ему, четыре года назад ходил часто в храм и на коленях стоял возле распятия с предстоящими, и плакал как сильно, так сильно молил Бога о спасении... Очень жалко его было. Мы все за него молились. Но так и ни как не мог от пьянства избавиться. Долго ходил и молил, а потом перестал ходить вовсе. Дай Бог, что бы может куда переехал просто, но избавился с помощью Божьей.

Добрых дел очень много вокруг нас лежит не начатых, можно сказать - бесхозных. А некоторые из них просто вопиют к нам - в усыновление просятся. А мы вот проходим мимо, отворачиваемся с угрызением совести и пытаемся оправдаться, что не видим или не готовы. Как раз пост нас призывает их начать. Но когда ж нам? Мы ведь изучаем постную кулинарию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так за что же прощение просить, если мы квиты?

Андрей, Вы тут про прелесть пишете, а сами просто перешли в новую стадию прелести. Если бы я это тоже не проходила, то не писала бы Вам.

Я не лучший, а худший. Так ведь Господу решать, а не нам кто из нас более грешней, а кто совершенней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Поститься надо. В определенные дни. И вкушать в эти дни определенную пищу. И все это делать надо. И не надо это подменять какими-то другими делами, типа мытья подъезда.

 

Да не о подмене же говорю правильного вкушения пищи добрыми делами, а наоборот - о подмене творения "каких-то" добрых дел не на показ правильным вкушением пищи. Да даже и более того - не видения и затмения всех других своих грехов нарушениями постного питания.

Именно, что нужно поститься духовно и телесно гармонично - телом для соблюдения души, а не телом для тела.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не достаточно хорошо.

 

Лучше, подражая монахам в обете нестяжания. И перестав продавать свои дела Богу за мзду нетленных сокровищ, полы лучше мыть напоказ, днем, чтоб все видели, и чтоб Отец Небесный ничего за это дело не подал.

 

Тогда будет действительно по любви к ближнему. Потому что других причин для совершения этого дела не останется.

 

Поститься, и даже напоказ, нужно, так как того требует Церковь. Не все совершенны, и каждый со своими намерениями это делает. Но лучше делать, чем бездельничать.

 

Вообще все злословие и внимание к чужой соринке, и игнорирование своего бревна - от нелюбви. А где любовь взять-то? В магазине не продается, на пост не обменивается.

 

Поплачем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вспомнились первые христиане, которые в четыредесятницу уходили в бесконечную пустыню за Иордан, и если на пути встречали друг друга, то старались уйти в разные стороны не обменявшись даже приветствиями. Стало немного не по себе, от того что я вас читаю, и оттого что возникло желание вам написать. Возможно мне не так комфортно в безмолвии с собой, как должно быть.

Изменено пользователем вмш (Владислав)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

То же понимаю, что хорошо бы вообще помолчать. О Боге и о себе подумать, почитать Писания и помолиться... "Спаси себя - и будет с тебя". Так вот же... в постели расслабленный лежу, а телевизор с начала поста не включаю, и нашёл отдушину для страстей. Неудержимость в философии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...не так комфортно в безмолвии с собой...

В безмолвии с собой и не может быть комфортно. Там ужасно. В безмолвии хорошо с Богом, а без Бога ужасно.

 

В безмолвии с собой хорошо понять как ты далек от Бога. Потом необходимо принять это, то есть, реально посмотреть на вещи и сказать - да, по делам моим приемлю. Но самость не позволяет прилепиться к Богу и переложить на Него это ношу моей отчужденности.

 

Тогда надо идти к людям. Мы ведь не поодиночке спасаемся, а Церковью, то есть, хором, все вместе. Путь у каждого свой, а спасаемся - только вместе. И надо найти сильного, и возложить на него свою ношу. Но не так, чтоб он под ней умер, под этими бременами неудобоносимыми, а просто подержал немного, пока мы рядом постоим и отдышемся, силы Бог даст дальше свой Крест нести. Потому что, приняв его, Крест свой, его надо и нести. Лучше самому. Но никто не супермен, по всякому бывает.

 

А заодно научает и носить бремена ближних. А то мы часто и не желаем даже и пальцем пошевелить. Да еще и "красиво" окрещиваемся (уходим от Креста) - вот, мол, я все то же самое делаю, и у меня никаких проблем нет. А у тебя есть. Ты давай там ревизию у себя сделай, в общем, сам реши свои проблемы. А я тут ни при чем.

 

Только не надо забывать, что, пользуясь поддержкой сильных, мы поиска Бога оставлять не должны. И здесь ищем, и здесь желаем.

 

Ну а древние... И современные... Хочется ведь все в совершенстве исполнить. А как это возможно - в совершентсве, когда сам от совершенств далек? Конечно, облегчаешь себе жизнь, отдаляешься от всего, что мешает искать Бога.

 

Со временем перестанет мешать, так как искание Бога будет сильнее и мощнее, и никакая встреча с ближним или далеким от Бога будет не в состоянии отдалить.

 

Всему свое время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот я например и пить и курить перестал по воли Божьей и с Его помощью именно в пост.

А давно это произошло с Вами?

У всех нас помимо того, что все мы члены Церкви, есть еще и свой индивидуальный путь(опыт) и свои отношения с Творцом, потому довольно сложно общаться на духовные темы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ого))))))

 

Мне это передачи и книги Геннадия Малахова напомнило - про очищение организма от шлаков и токсинов)))))))

 

Так Вы, Андрей, значит, душу свою спасаете? Сами?

А что это за книги Малахова об очищении? Я пропустила что-то? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Получается, что мы порою даже и не понимаем, не можем вообразить, а что же такое я могу ещё полезного и нужного сделать кроме как не есть скоромную пищу и воздерживаться от супружеской близости.

Опять это "мы" ) Андрей, вы не просто называете "мы - ищущие Бога", вы огульно обвиняете всех в том, что сами и выдумали. Во-первых, люди не настолько уж примитивны. А во-вторых, если мы чего и не понимаем, Господь нам в этом поможет и всегда подаст нам массу возможностей для исполнения заповедей. Он за этим следит гораздо внимательнее вас.

 

и у подавляющего большинства сокрушения в том, что с голодухи в поезде пирожок с мясом съела так как с капустой не было, а на осознание других грехов места не осталось

Опять же, вы ничего не знаете ни про то, какие у кого сокрушения, ни о том, подавляющее это большинство или нет. Давайте не мусорить словами и говорить лично за себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть у меня родственница, которая очень любит книги митр. Антония. И она мне говорит о том, что должна быть любовь, должна быть искренность и главное - это духовность. Тут трудно что-либо возразить.))Но у нее нет искреннего желания молится, нет желания идти в храм и она себя не принуждает. Как-то все же под моим влиянием она исповедалась и причастилась год назад. Но сейчас опять не хочет ничего делать, т.к. нет у нее вдохновения. Молится дома иногда, но в храме давно уже не была. А ведь ей уже 75 лет. Переживаю за нее и молюсь. Книги то мои были, я там жила и оставила часть. И когда говорят об особой направленности на духовность, вспоминаю мою родственницу и это приводит меня в смущение. Я сама чуть не попалась в эту ловушку, опять же начитавшись митр. Антония. Хорошо уже, что человек хоть что-то делает реально, хоть как-то движется в направлении к Господу, поститься как может. Против книг этих не имею ничего, там есть яркие примеры и есть полезное, но не всякий может правильно и душеполезно их воспринять. Конечно, хорошо тем, кто сразу нашел духовника, который подскажет и направит в правильное русло, поможет определить меру поста и понять его смысл. Если духовника нет, то все же хоть просто с приходским священником хорошо бы посоветоваться, а то по неопытности даже что-то благое можно себе во вред применить. У меня, к примеру, есть некоторые проблемы со здоровьем и я не могу без растительного масла, но мне кажется это даже хорошо, наверняка я бы возгордилась, если бы постилась совсем строго.)) Но и так не постница сосем, уже без всяких оправданий срываюсь на что-то сладкое.(( Так что и через еду тоже Господь помогает увидеть себя. Чего еще искать, у нас и так проблем полно, с ними бы хоть научится смирятся. Потому я против самочинных подвигов, не только телесных, но и духовных. Мало ли чего нам в голову взбредет. Вот кому духовник что-то особенное благословил, тогда это другой разговор.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот это уже начало разговора о более важном чем желудок - о душе. Получается, что мы порою даже и не понимаем, не можем вообразить, а что же такое я могу ещё полезного и нужного сделать кроме как не есть скоромную пищу и воздерживаться от супружеской близости. 

...............................................................................................................................

К сожалению, сейчас мало людей, кто действительно, а не притворно работает над спасением своей души, кто свою душу любит и почитает ее сокровищем в очах Божиих. Больше фразеологии, больше стремления учить, назидать, просвещать, но при этом удивительное легкомыслие относительно своего бессмертного духа. По чему мы можем об этом так строго судить? По плодам. Потому что человек – это дух, человек – это определенный стиль и образ мышления, это определенная атмосфера, которую он так или иначе распространяет вокруг себя. И поэтому мало избирающих узкий путь. Как говорит апостол Павел, некоторые «поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3: 11).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя — «не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст (Мф.15, 11), — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нару­шению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного по­нятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (Ср.: Мф.15, 11). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скором­ная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело "Человека. А святой апостол Павел говорит: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4, 16). — Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его» (Ср.: Втор. 32, 15). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от челове­ка, Господь отвечал: «по неверию вашему» (Мф.17, 20), а потом прибавил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9, 29). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спро­сили Господа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк.2, 18—20). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачны­ми — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. От­нят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом (преп. Амвросий).

 

Пишете, что вследствие немощей телесных по нужде приходилось вам изредка в Святую Четыредесятницу нару­шать несколько строгость поста. Что делать? Говорят, что по нужде и <пременение> закона бывает. Итак, бывшее от немощи Всеблагий Господь да простит вам и в добром да укрепит (преп. Иосиф).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я так поняла, что воздержание в пище - это средство для духовного роста... Как молоток для забивания гвоздя. :blush200:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я так поняла, что воздержание в пище - это средство для духовного роста... Как молоток для забивания гвоздя. :blush200:

Аналогично понимаю - как обязательное действенное средство, а не как цель, смысл и самое основное содержание.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Я так поняла, что воздержание в пище - это средство для духовного роста... Как молоток для забивания гвоздя. :blush200:

Рискну выдвинуть альтернативное предположение: пост - это способ послушания Богу.

А про рост, тем более духовный, лучше не рассуждать. Потому как от нас он не зависит. Если даже выполнить все "установки", это нисколько не прибавит человеку "духовного роста")))

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что это за книги Малахова об очищении? Я пропустила что-то? 

Людмила, токсины и шлаки, изгнанные однажды, непременно займут свое место, даже приведут с собой еще и других))). Если постоянно себя не утруждать на лишения и ограничения.  Надежнее, наверное, те 12 поясных поклонов с молитвою "Боже, очисти мя, грешную!", которые делаются во время молитвы преп.Ефрема Сирина. Хотя - кому какое очищение нужнее)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Бывает, что во время поста очень сильно кушать хочется. Вот и видешь свою немощь. Трудно... Это время для работы над собой, над своей душой. Просишь у Господа воздержания, терпения, силы. Через скорби тела очищается наша душа. Помогай, нам всем, Господи! Уже немножко осталось до Светлого Христова Воскресения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку.

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Протоиерей Алексий Потокин: Первопричина поста – навсегда

 

В самое первое время, когда я только пришел к вере, для меня любой, самый короткий пост был

истязанием. Скажем, элементарный пост перед причастием, не пить с утра, я выдерживал с

громадным трудом и только ждал, когда я напьюсь.

И слава Богу – это дар, что я знаю, до какой немощи я могу дожить, «дослужиться», что я буду так

зависим от всего, что без воды и слова друга не услышу. И громче всех будет звучать песня

желудка…

Так что это очень полезно запомнить, во что мы можем превратиться.

Первый Великий пост тоже казался очень тяжелым. Мне было предложено в начале и в конце

немного попоститься, ну и на Страстной.

С годами пришла уже легкость в посте, мне было нетрудно не есть, не смотреть телевизор, не

участвовать в развлечениях, даже приятно. И вера расширялась, мне стало интересно Евангелие,

мне стала интересна служба. Я стал понимать немного, что между нами, между людьми вообще

происходит.

Тогда такая горячая ревность пришла. Мне хотелось во время поста от всего отказаться, больше

читать и глубже молиться, чтобы никто не лез и не мешал.

У меня было несколько постов, проведенных в такой горячности. А потом всё прошло, стало общим

порядком. Стало неохотно, привычно, скучно. Смотрю, год идет, второй, третий, пятый… Я

священник. Пост, вроде все хорошо, без внешних безобразий, на последней седмице, на Страстной,

слушаю службы, а нельзя сказать, что совсем мёртв к ним, всё-таки пока достигают, но пост

совершенно привычный и чужой, совершенная мелкая обуза.

Это общие правила в развитии веры, как я понял, для всех нас не только в отношении поста, но и в

отношении друг друга. Познакомиться приятно. Когда чуть-чуть поглубже познакомились,

открылись, уже, может, и радостно будет какое-то время. А потом мы встречаемся со всем

человеком или со всей верой, и тут становится туго.

Тут как раз надо человека импульсивного, привыкшего к каким-то всплескам, переучить и привести

его к вечности. Мне трудно было понять, что лучше маленькое добро, но навсегда. Лучше

элементарное правило, но от которого ты не отказываешься никогда, чем великие твои подвиги. Это

раз.

Во-вторых, я обратил внимание, что, после всех моих подвигов в Великом посте, он заканчивается,

и для меня конец поста был как некое освобождение и в еде, и в питии, и в поведении.

Я со временем понял, что это глубокое лицемерие. Оно и у меня, и у других есть. Что на самом деле

важна форма, а не результат, не первопричина. Нужны формальности. А надо прийти к

первопричине так, чтобы ты постился, чтобы опять для тебя была вера ясная и простая. Не хочу ее

терять ни до, ни после Пасхи. Хочу с ней быть всегда.

Ведь когда-то постов не будет, этой периодичности не станет, мы станем постоянными. Так что

пост, с одной стороны, – это дело временное, но дело, которое готовит к вечности, и отношения

человека к Богу, и отношения между людьми.

 

Вы знаете, пост необъятен. Он громаден, он прекрасен. Там столько людей живых. Один Канон

Андрея Критского: он предлагает нам познакомиться с людьми, которые жили страшно, а получили

прощение. Которые жили так прекрасно, а мне до этого прекрасного совсем не хочется

дотрагиваться.

Знаете, как у Христа сказано: «Вы строите гробницу пророкам». Мы восхищаемся святыми, только

их наша жизнь мучает, а не радует. Ты заживи, как он, если ты его так чтишь. Давай, к его жизни

приди. Нет, не нужна его жизнь. Нужны подарки от него, а сам он не нужен. Так же и Христос:

нужны подарки от Него, а Сам Он не награда нам.

И каждый день есть у нас пост. Он должен быть. Пусть это воздержание от чего-то эгоистичного, это

сопротивление воли своей. Молитва – это движение навстречу чужой воле, чужому желанию. Хотя

бы интересно, какое оно, что оно? А потом уже выполнение, доброхотное выполнение.

Люди часто не замечают, что подчеркивает Великий пост. Ведь все будние дни не совершаются

литургии. Нет в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу. И как-то спокойнее, вроде меньше

нагрузка.

Но если бы для нас это была необходимая как воздух милость, если бы нам нужно паче всего

остального было прощение, если бы мы хотели прощение с другим связать, другим принести,

научиться ему, для нас это было бы трагедией. Человек вспоминает, что можно жить без милости,

что она может быть отнята, и вспоминает свою первую любовь в вере и как он жил до неё.

А во время Великого поста, в среду и пятницу, служится Литургия Преждеосвященных Даров, но

само уже название есть великое противоречие. Преждеосвященные – это значит литургия раньше

совершалась, а здесь это просто некая служба, когда эти Дары подаются, и подаются они именно в

этот день, в среду, когда я предатель, и в пятницу, когда я убийца.

Невозможно с этим жить. И поэтому люди шли на эти службы, вспоминая, что предали всех и вся. Я

жизнь предаю. Если мне жизнь скучна, я же предатель. С другом заскучаешь – кто он тебе тогда?

Уж если тебе так неприятно, если ты уныл, печален, вообще всё тебе Божье чужое, враждебное.

И в пятницу то же самое. Я же от всех бегу, все мне хорошее чуждо, и вера, и так далее. Если нас не

поддержать – пропали мы. В эти дни Великого поста нам подаются эти таинства. С одной стороны,

нет литургии, а с другой стороны, про нас не забыли, и в нашем ужасе нас не оставили.

Всё-таки Церковь наша очень большая, и вера наша могучая, способная помочь самым немощным и

пропащим.

 

http://www.pravmir.ru/protoierey-aleksiy-potokin-pervoprichina-posta-navsegda/#ixzz3W8VmKxfS

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так же и Христос:

нужны подарки от Него, а Сам Он не награда нам.

Мне это разграничение на подарки от Христа и самого Христа не совсем понятно.

Что может подарить Христос? Благополучие в жизни разве не содержит самого Христа? Разве может быть гармония во взаимоотношениях между людьми, если Христос не вошел в их души, может, даже незаметно для этих людей? Мир материальный разве не создан Христом и не содержит Его законы, разве этот мир не управляется самим Христом. Без Христа жизнь превращается в жестокий хаос.

И что значит получить в награду Христа? Подразумевается, что Он войдет в душу человека и там будет Любовь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: Александр Хромеев
      Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.(Евр.12:15)
    • Автор: ProdigalSon
      Вроде не мало уже сказано, но всё таки не совсем ясно о подготовке к причастию.  Вопрос не о молитвах и исповеди, а о посте.   Пост это ограничение себя в животной пище и молоке или пище вообще или пище и воде?  Какова продолжительность такого поста?  Как к причастию готовятся монахи?
    • Автор: Александр Хромеев
      Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания.
    • Автор: Александр Хромеев
      "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".
    • Автор: VicArt
      Очень хотелось хоть в пост попоститься и не грешить. Попросил в церкви благословение и первую неделю неплохо держался. Сейчас валяюсь в грязи и не могу встать. За первым разом у меня всегда следует второй, и тут же третий и просвета не видно. Помолитесь, ради человеколюбия за меня, чтобы сей порочный круг был порван, чтобы я хотя бы встал, а я тогда буду бороться за то, чтоб хотя бы остаток поста провести достойно.  Спаси Господи.  
×
×
  • Создать...