Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 09/01/20 in Posts

  1. 7 points
    "Об оставлении сана Андреем (Конаносом)", свящ. Валерий Духанин
  2. 6 points
    Если вы задумаетесь, то обнаружите, что обнаружить правду, например, доказать логическими размышлениями вообще невозможно. Мы практически все, что знаем, воспринимаем на веру. Но не все так просто, вера еще и подтверждается некими оче-видными подтверждениями наших знаний, которые мы сами лично наблюдаем вокруг себя. Но и здесь не так все просто, мы часто видим что-то, а толкуем неправильно, по своим внутренним шаблонам, а оно на самом деле не так совсем. Особенно это касается наших интерпретаций поступков и слов ближних. Так вот, в жизни все очень сложно с правдой, никто и нигде практически не может быть уверен, что то или иное - правда. В православии человек просто живет, постепенно очищая себя от страстей во всех их проявлениях, очищая свой аналитический разум в том числе, и одновременно собирая статистику своей жизни, постепенно со временем подтверждающую те положения православия, которые ему предложены в качестве руководящих. Вот я чем дальше живу, тем все больше убеждаюсь, что все в православии работает именно так, как сказано. Со временем прекрасно становятся видны последствия тех или иных своих поступков или окружающих людей. Вот так постепенно только и можно убедиться в том, что ты на правильном пути. Возвращаясь к теме, конечно, никто не может однозначно утверждать, что это именно тот человек. Остается подождать, и мы все это узнаем рано или поздно.)
  3. 6 points
    :-) Вспомнилось: "Один говорил батюшке: "Бывают помыслы, что вы, батюшка, мне доверяете". На это он ответил: "А я тебе притчу расскажу. Одного пустынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они настояли. Тогда он и подумал: я не знал, что я достоин, верно есть что-нибудь у меня хорошее. В это время явился ему ангел и говорит: "Рядниче (рядовой монах), что ты возносишься, там люди согрешили и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже тебя не нашлось". Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Богоносный старец Оптинский
  4. 6 points
    «Трудная» канонизация Как преподобный Силуан против воли Бога бегал от славы человеческой Георгий Великанов Жил на земле человек, муж гигантской силы духа (и тела), имя его Силуан. Среди монахов своей обители ничем особо не выделялся, хотя многие любили его. Жил аскетично. Кушал мало, спал – и того меньше. Работал на мельнице за десятерых, угощал собратию чаем. Был молчалив, но и общаться любил, когда спросят – ответит, а так – смотрит проникновенно своими лучистыми, ясными глазами, и на душе хорошо становится. В общем, обычный, хороший, даже образцовый святогорский монах. Вот только почему-то особо любил отца Силуана знаменитый сербский епископ Николай (Велимирович), приезжая на Афон, всегда просил его молитв. Заочно почитал старца и владыка Вениамин (Федченков), живший в то время в эмиграции в Париже и хранивший как святыню письма святогорца. https://pravoslavie.ru/82400.html
  5. 6 points
    С праздником! С рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Матушка, помоги нам грешным и немощным. Ты моя Мати, Царица Небесная Ты мой Покров – Ты надежда моя И если на сердце мне больно и горестно на помощь опять призываю Тебя Царица Небесная, Царица Небесная о Мати Ты неба и земли Услыши меня грешную и недостойную от скорбей, болезни меня изведи. Как трудно мне грешной, терпеть искушения коварный, лукавый смущает меня Лишь только с Тобою, найду утешения на помощь опять призываю Тебя. Царица Небесная, Царица Небесная Честным Омофором меня Ты покрой Какая я слабая, какая я грешная О Мати моя, Ты меня успокой. Спаси меня Мати, от вечных мучений и научи меня больше молчать Подай мне смирение, и веру в спасение и научи всех любить и прощать. Царица Небесная, Царица Небесная наставь меня, Мати, на истинный путь. Сподоби услышать, Царица Небесная как Ангелы Божьи на небе поют. Грехами окутана, а сердце как камень и надо бы плакать, а слез что-то нет И как я предстану, великая грешница на Страшный Суд Божий, какой дам ответ. Царица Небесная, Царица Небесная Свой взор Материнский ко мне обрати Умоли Сына, Христа Вседержителя на Страшном Суде ты меня защити
  6. 6 points
    Какой есть. Мне очень помог батюшка Лост Шип, объяснив то, что было совершенно непонятно. И форумчане помогли, объяснив, растолковав. А где-то и поднадовав. За дело. И для смирения полезно. Потому что хотели помочь. И форумчане мне все нравятся. Все хорошие. Я конечно никому ничем не помогла. Но я держусь за этот форум. Я могу задать вопрос батюшке из Оптиной Пустыни. Приехать в Оптину всей семьей пока у меня нет возможности. И я могу пообщаться с православными людьми. Батюшке Лост Шипу и всем нам желаю Божией помощи. Что тут скажешь? Учимся прощать людей и любить.
  7. 6 points
  8. 6 points
    На фоне скорби об ушедшем Андрее Кононаносе, Господь утешил меня вот этим видео. Новый митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий попрощался со своей прежней паствой в Улан-Удэ. Люди под сводами собора плакали. «Вы - соль земли. Будьте такими всегда!» - сказал архиерей верным, а в завершение речи заплакал. Чувствуется что-то апостольское, истинно-христианское. Хочется поблагодарить Господа и порадоваться за новую паству и за Церковь. Укрепи Господи, своего архиерея и пастыря на новом месте служения!
  9. 5 points
    А я про смысл сказанного "Я не чревоугодник", потому что ни один человек не может такого сказать про себя. "Образ этой страсти, которой обязательно подчиняется даже монах духовной и высокой жизни, довольно верно обозначается подобием орла. Хотя он в возвышенном полете поднимается за облака и скрывается от глаз всех смертных и от лица всей земли, но по требованию чрева принужден опять спускаться на низменности долин, сходить на землю и питаться мертвечиною. Этим ясно доказывается, что чревоугодия нельзя пресечь, как прочие пороки, или совершенно истребить, а только излишние возбуждения и пожелания его можно ограничить, обуздать силою души". Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
  10. 5 points
    Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306-337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освещения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. С ПРАЗДНИКОМ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
  11. 5 points
    « Иногда только лишь насладишься Господом, а враг вскоре же после того или сам или чрез людей нанесет тебе крайнюю скорбь. Таков удел работающих в этой жизни Господу. Например, ты упокоился и возвеселился у Чаши Господней, и иногда тотчас после службы встречает тебя огненное искушение, с ним и скорбь; даже у самой Чаши враг делает тебе козни и смущает тебя разными помыслами, и не хочешь, да борись, и хотел бы долго, долго опочить с Господом, да враги не дают. Пока в нас страсти будут действовать, пока ветхий человек в нас будет жить и не умрет, до тех пор нам придется много скорбеть от различных искушений в жизни, от борьбы ветхого человека с новым.» Праведный Иоанн Кронштадтский
  12. 5 points
    Лоза под солнцем появилась, Из благодатнейшей земли, Её скорбями освятилась И стала Порослью любви. Над бренной тленностью всходила, Мир, освежающим Ростком, Земли прекрасное вместила И расцвела любви Шипком. Премудрость Божия соткала, Её одушевленный храм И чистотой душа сияла, Любви струя, в мир, фимиам. Как будто, соткана из света И первозданной красоты, Была Она, как свет рассвета, Что оживляет душ цветы. В ней обитала скромно святость И кротость чудная цвела, И только искренняя радость Любви творить вокруг дела. В ней чувства щедростью искрились, Над глубиной души святой, Волнами светлыми стремились, Окутать ближних теплотой. Всех неподдельно удивляли, Её слова - души лучи, Что будто сердце согревали, Мерцаньем шепчущей свечи. А взор Её нёс вдохновенье, Все освежая нивы душ И подавал им утешенье, Когда томила сердце сушь. Была благая всем прохлада, Она в час скорби и тревог ... Она была всем людям рада И рад был Ей, Единый Бог. Как Сад прекрасный, непорочный, Достойный высшего венца, Её, Он выбрал в час урочный, Земной стать Матерью Творца. Она Его, всегда любила И для Него Она росла, Цветы духовные растила И вся навстречу расцвела. Дала начало Жизни новой, Пред Ней склонившей Небеса, По плоти став Лозой Христовой, Все, превзошедшей чудеса.
  13. 5 points
    Думаю, не стоит копаться в чужом белье) Все опасно ходим. 1-е Соборное Послание Апостола Петра. Глава 5, стих 8
  14. 5 points
    Не помню где читал: священник должен рассматривать любой позыв к отказу от сана как искушение, которое должно быть пресечено. Указанный в топике не пресек. И это кошмарно. Книги я бы сжег. От священников, говорящих, что Евангелие устарело, я бы рекомендовал бежать как от чумы. "Се оставляется ваш дом пуст". Хотите за них молиться - сколько угодно, но никакого общения, особенно, Евхаристического. Только сегодня мне рассказали об одном отказнике. Он тоже весьма оптимистично (и беспочвенно) смотрел в будущее, ведь так много друзей.... Оказалось, что друзей вообще нет. Все куда-то расползлись...Цену он имел как священник, поэтому и друзья были, как обычный "несвященник" - ломаного гроша не стОил для них же... Господь все расставляет на свои места. И довольно быстро. У священников, как проповедников, есть искушение подумать, что проповедь "сама по себе" ценна. Этим создается кумир. И они становятся идолопоклонниками. А по Евангелию надо жить. Если не живешь, то проповедь твоя - бесплодная смоковница, как и ты сам. Священник должен быть примером, подобием Христа. Если не соответствует - нужно убирать. Так что лишиться сана можно. И нужно, Но только не по собственной воле, а по мнению со стороны, потому что со стороны всегда виднее. В этом - мудрость. А монашество нерасторжимо. В этом - милость Божия. Но для вынесения суждения в Евангелии дано только одно средство - "по делам их узнаете их". В приведенной цитате из книги автор книги сам признает, что является бездельником, эдаким протестантом, которые тоже пытаются сказать, что без дел можно исполнить волю Божию, И автора как бы это тревожит... Но не сильно... До дел, видимо, так дело и не дошло. Но плакать не придется, потому как в Евангелии говорится о необходимости плакать с плачущими, а у автора прошения плача нет. Радоваться с ним тоже не получится, так как повода нет. Понятно, что Господь хочет, чтобы все спаслись, и в разум истины пришли. Значит, для спасения многих лучше, чтобы было прошение о снятии сана. И, собственно, все. Остальное - забвение. Полное, так что книги - в топку. Конечно, мое мнение - не соборное, и не обязывает его исполнять. Сам только сегодня случайно узнал об этом прошении, так как ынтырнеты не читаю - как-то некогда, служим у престола Божия с Его помощью.
  15. 5 points
    Преп. Амвросий Оптинский о духовном чтении "Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать от такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни; а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные". Чтение духовное
  16. 4 points
    нет, как раз все очень логично и правдоподобно у него. Напротив, это реальность такие иной раз преподносит сюжеты - любые сказки отдохнут. ) А про воина, то очень известная история же. И кроме того, существует в православии такое предание, что ап. Иоанн Богослов также не умер. Об этом мне лично покойный архим. Венедикт говорил, как о чем-то само собой разумеющемся. Ведь и могила у него оказалась пустой на следующий день, и еще помните слова Спасителя в конце евангелия от Иоанна: аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду... Христос ведь просто так ни одного слова не говорил.
  17. 4 points
    Одно время у нас для тех кто впервые подавал записки на столике для записок были образцы как правильно записывать на поминовение и в конце была дописка //о здравии: И всех сродников, а упокоении: и всех почивших сродников// сейчас этих дописок нет, тем не менее, всегда пишу так, ведь не всех родственников знал, едва пра - пра знаю. Плохо, когда родословной нет. Когда возле магазинов или у церкви стоят с кружкой о милостыни подаю по мере возможности и всякий раз в ответ //Бог дай здоровья//, я тут же пресекаю это пожелания, но вместо этого, прошу, не здравия мне желать, а помолится за Царствие Небесное сначала о маме и о всех почивших сродниках. Сейчас что бы не делал хорошего другим: толи милостыней, толи делом не принимаю благодарения меня, а все, если успеваю сообразить в мимолетной благодарности, то всегда, прошу, об ответной милости о почившей маме и сродниках, или так: не я это добро сделал, а Бог //Бога славьте//, а не меня. Тут не из ложного смирения или внутреннего возношения так говорю, нет! Это потому, что для меня важнее всего почившая мама за которую как могу молюсь каждый день дома, но чувствую, что этого не достаточно, поэтому все что делаю хорошего другим в ответ на благодарение прошу молитв за Царствие Небесное прежде всего о ней! Когда же в чем то согрешил, тот тут же прошу Господа не наказывать мою маму за плохое мое воспитание, ведь не мама несет ответственность в моих грехах, а я сам несу ответственность за себя. И после падения, стараюсь больше сделать доброго ради Царствия Небесного моей мамы. Поэтому, как могу, чтение Псалтыри с поминанием мамы и не только ее на //Славах// одна из таких возможностей, оставил все другие молитвы, а полностью переключился на чтение Псалтыри и Евангелия так же перечислением поминаемых имен. Лично мое мнение: чтение Псалтыри и Евангелия (с поминовением имен) каждый день это выше других молитвенных правил, но это не означает что все поголовно так должны поступать, нет. Конечно, если у тех как у меня плохое состояние здоровья то лучше так делать как делаю сам. Но, кто все же имеет силы и время на выполнение всех правил которые предписаны к примеру утренние и вечерние правила, каноны и др. на ряду со чтением Псалтыри и Евангелия, то не оставляйте этих правил. Если тяжело, то по советуйтесь со своим духовником что бы определить как лучше поступить. Сами, самочинно не возлагайте на себя молитвенных трудов и так же самочинно и не отвращайтесь их покуда ваш духовник вам этого благословит или не благословит. П.С. Пока, хорошо тему поддержали в нужном русле идет, много полезной информации для гостей и не только для них.
  18. 4 points
    У нас в храме летом примерно 1/3 прихожан были в масках. Сейчас только я и ещё несколько человек. Чувствую, скоро опять начнут ограничивать всё. Отчего бы это?.. В нашу область начали завозить первые вакцины, пока только для врачей и учителей. Надеюсь попасть в список на вакцинирование осенью, т.к. вхожу в группу риска по профессии.
  19. 4 points
  20. 4 points
    Валя, ничего ты не понимаешь в чревоугодии. Не морочь себе голову.
  21. 4 points
    Господь снизойдет и во ад моей души Игумен Петр (Мажетов) Можем ли мы формулу: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» – применить на собственном опыте? Есть ли риск? Как она вообще «работает»? Об откровении, данном Господом преподобному Силуану Афонскому, чью память ныне отмечаем, – рассуждает игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской митрополии. Так мыслят святые души https://pravoslavie.ru/134137.html
  22. 4 points
    Совсем недавно читала в "Аскетических опытах." Разрешите вставить одну цитату. Св. Игнатий Брянчанинов. О смирении.
  23. 4 points
    Так это же чей то сынок. Это чей-то ребенок. Пришел. Не куда-то, а на форум Оптиной пустыни. Я помолюсь за него. И пожелаю ему спасения. Может и моего сыночка не осудят, помолятся.
  24. 4 points
    В понятии поста еда занимает процентов 5 не больше. В общем смысле пост - это когда человек не делает то, что от него требуют страсти. А тут поле богатое, не осуждать, не гневаться, не завидовать и тд и тд. это все тоже пост. И здоровье физическое тут не требуется вообще.
  25. 4 points
    Останутся наедине с невыносимой правдой о себе
  26. 4 points
    Спасибо вам дорогие за вашу поддержку, честно не ожидал такого внимания, уже и ясность появляется и настроение поднимается))
  27. 4 points
    Смиряться - это не значит бездействовать. Наверное, это значит делать всё, что можем в данных нам Богом обстоятельствах, сохраняя мир и смирение души, спокойно, без ропота и суеты, без уныния или отчаяния, принимая всё, что ни случается, как заботу Божию о нашем спасении. Если что-то устраивается, - слава Богу; - если не устраивается - тоже слава Богу, значит, так будет лучше: Господь знает лучше нас, что нам на пользу. Главное, не опускать рук и не удаляться от Бога, всей жизнью, и не оставит Господь. Почитала Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Вот те из них, что обращены к мужчинам, спрашивавшим о семье: "Дорогой о Господе А.! Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак Ваш благословлен, а значит наиважнейшее для Вас - спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный Вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой. Духовник лишь немного корректирует Ваши выношенные лично решения или планы". "Дорогой о Господе П.! Вы бы оживили в своей памяти и сознании те обеты, которые взяли на себя в Таинстве бракосочетания. Вы глава семьи, и на Вашей ответственности забота о духовном и материальном благополучии семьи. И в этом направлении думать и действовать должны Вы непременно, а пассивного отношения даже и у пустынников никогда не было. Умудри Вас Бог!" А вот что писал святитель Феофан Затворник: "Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость — честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч. р) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь — вера и благочестие. Семейство — церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени".
  28. 4 points
    «По чистоте души своей он был подобен прекрасной жемчужине» К 20-летию обретения мощей святителя Николая (Могилевского) Иеромонах Иаков (Воронцов) Для каждого из нас познакомиться со священноисповедником Николаем (Могилевским) – точно получить сокровище. Сегодня, в день 20-летия обретения его святых мощей, об этом архипастыре Божием рассказывает секретарь Комиссии по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа, клирик Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты иеромонах Иаков (Воронцов). Господь слышит тех, кто других слышит, или евангельская наука в действии https://pravoslavie.ru/133815.html
  29. 3 points
    Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас. Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София, молите Бога о нас.
  30. 3 points
    Оля, спасибо! Утром как раз вспоминала эту песню, мы на вш поем! С праздником братья и сестры!
  31. 3 points
    Мы на работе 3 года подряд делаем прививку от гриппа. Результат - никто в течение года не болеет. На прошлой неделе это помогло мне орви перенести в лёгкой форме. Домашние тяжелее переболели (в сентябре это часто бывает).
  32. 3 points
    Преподобный Серафим Вырицкий: – Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего, мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся...» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи...». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу
  33. 3 points
    Точно Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/27
  34. 3 points
    Еще припомнились ожидания окончания Поста, обильная пища сразу после праздничной литургии, иногда прям среди ночи или под утро. Такое бывает утомление пишевым постом, что сам Праздник как бы отходит на второй план. А вот рассказывали про одного батюшку: на разговлении Пасхальном скушал одно яичко и все. Возможно опыт привел к такому необъядению. *** Дореволюционное "Нравственное Богословие для мирян" (есть на "Азбуке"): Телесные страсти Чревоугодие, или плотоугодие «Имже Бог чрево», сказано о некоторых людях (Фил.3.19). В ближайшем смысле здесь разумеются: чревобесие и гортанобесие. Что такое чревобесие? Это значит «бесноваться о чреве», или для удовольствий чрева, – употреблять пищу и питье сверх меры, собственно не для потребности тела, а по страсти. Когда человек есть и пьет только ради потребности, то определяет для себя меру в столе и держится определенной меры; иногда он и прибавляет эту меру, но только для того, чтоб поддержать телесные силы. Что такое гортанобесие? Это значит «бесноваться об услаждении гортани», – быть слишком разборчивым или изобретательным в пище и питье, любить до пристрастия такие снеди (лакомства), который щекотят гортань и которые столько вкусны и приятны, что и не хочется вдруг проглотить их. В отдаленном смысле чревоугодием, или плотоугодием, называется пристрастие к чувственному, или страстная привязанность к нарядным одеждам для украшения тела, к жизни в довольстве и покое, к пирам, разным играм, увеселениям и зрелищам. Кратковременный отдых после трудов, соединенный с какими-либо удовольствиями для тела, угощение и принятие угощения по какому-либо случаю еще не составляют страсти чревоугодия, хотя и тут могут быть погрешности этой страсти. (Св. подвижники объедение называют «главою страстей», подобно тому, как начальник бесов есть падший денница» (Лествица). И хорошо удерживать себя от излишества в пищи представлением себе мертвого человека, который уже ничего не хочет есть, а от излишнего питья-мыслью о желчи Христовой). Как всякая страсть есть усиленное стремление к чему-либо желательной силы души и укоренившаяся в душе наклонность, так и чревоугодие проявляется или готово проявляться постоянно, изо дня в день. Чревоугодник делает душу свою плотскою. Он говорит к своей душе: «душе! имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися» (Лк.12,19). Что почитается только средствами к жизни, в том он видит истинные блага, истинное для себя счастье, как сообразно этому понятие его и говорится к нему: «восприял еси благая в животе твоем». «Поесть и попить сладко, повеселиться на свете», вот его задача в жизни! И в этом первая его вина. Затем, так как жизнь в плотских удовольствиях требует состояния, или средств (нищему нельзя быть чревоугодником в полном смысле этого слова): тo чревоугодник, не имеющий состояния наследственного или раньше приобретенного, заботится изо всех сил нажить себе состояние. Но цель здесь одна: «пожить в свою плоть». Это вторая вина его. Наконец, когда у него уже будет состояние, когда даже все польется ему, как из источников; когда он будет и здоров (больному также трудно быть чревоугодником); когда, придумывая разные плотские удовольствия – развлечения и будет пользоваться ими, так что почти ничего противного или неприятного в жизни не будет встречать: тогда думает, что и во весь век не расстанется с такою жизнью. Будущая жизнь после этого и не приходит к нему на память (чей-либо разговор о смерти или взгляд на мертвеца для него отвратительны); только плоть свою, эту рабыню духу, он утучняет: «изыдет яко из тука неправда их» (выкатились от жира глаза их) (Пс.72,7), а душу, эту госпожу над плотью, оставляет в голоде. Это третья его вина. Пример такого чревоугодника во всех указанных нами видах находим в евангельском богаче. Богач предавался чревобесию и гортанобесию; «и желаше (Лазарь) насытитися от крупиц падающих от трапезы» (Лк.16.21). Богач спокойно и в свое лишь удовольствие наслаждался богатством: «бы богат, а нищ... Лазарь лежаше пред враты его» (Лк.16,20). Он любил украшать свое тело дорогими одеждами: «облачашеся в парфиру и висссон». Любил обеды, пиры до того, что можно было у него обливаться вином, любил в своем доме и у других всевозможные увеселения, и все это было не исключением каким-либо, или редкостью в порядках его жизни, а жизнью каждого дня: «веселяся на вся дни светло» (Лк.16,19). По первому взгляду в этой жизни не представляется ничего страшного или преступного: так-то и ныне каждый плотоугодник не считает себя великим грешником, а думает, о себе, что живет как следует на свете жить, что это жизнь благородная. Однако же евангельский богач после своей смерти увидел себя «во аде и в муках» (Лк.16.23). Не к тому же ли концу приведут и каждого человека «пространная врата и широкий путь» (Мф.7,13) жизни, если только не сойдет кто поскорей с этого пути? Да, с одной стороны, невозможно человеку получить во всей полноте две награды: «и земную и небесную» («восприял... благая..., и Лазарь такожде злая»), а с другой – вполне и всегда плотоугодная жизнь человека не имеет ничего общего с Богом, напротив, столько противна Богу, что у апост. Павла прямо называется «идолослужением» (Гал.5,20). – Как же православный христианин должен держать себя, чтоб не быть чревоугодником? Он всю жизнь свою должен носить в своей душе и стараться оправдывать в жизни слова: «иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми» (Гал.7,21). Однажды и навсегда «распяша», и без сомнения, не физически или механически, а нравственно, со сластями греха, и преимущественно с плотью; потому что плоть после греха Адама «похотствует и дух» (Гал.7.17); в ней-то страсти и похоти преимущественно проявляются и находят себе поддержку. И так христианин помнит: «вся ми лет суть (позволительно), но не аз обладан буду от чего. Брашна чреву, и чрево брашнам: Бог же и сие и сия упразднит» (1Кор.6,12.13). Плоть отпадет, а дух останется. И кто, посему, сеял более «в плоть свою, от плоти и пожнет истление» (все, чем питал плоть, даром пропадет, и что собственно страшного в этой пропаже – она вечна): а кто сеял более «в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал.6,8) приобретет блаженство вечное). В уставе церковном, например, относительно трапезы, или стола, говорится иногда: «бывает вeлиe утешение». И вот если это «утешение» будет в редкость, да и тут христианин будет считать себя недостойным его; если мы вообще не будем всячески доискиваться на земле «утешения», или спокойной жизни, по бессловесному любить плоть, живот и покой ее; если будут занимать нас и возрастать в нас утешения духовные; если плоть свою начнем приспособлять к жизни духовной, а отсюда естественно явится у нас строгость к себе во всем, плотские удовольствия потеряют свою привлекательность; если все будет так с Божиею помощью: тогда и не будем повинными чревоугодию.
  35. 3 points
    Самое вкусное в Оптине в паломнической трапезной (по воспоминаниям) - манная каша, гороховая каша, тушеная тыква с овощами. И какао. ))) Хлеб вне конкурса. Тыква и гороховая каша внешне были непривлекательны, но очень очень вкусные. В опатинской паломнической трапезной после совместной молитвы по окончании можно докушать, что не успел. Разговоры не благословляются, все внимание еде или чтению, которое всегда сопровождает трапезы. А вот в женском монастыре одном трапеза начинается и заканчивается по звоночку, никаких потом приседаний для доедания, интервал между звоночками невелик, в такой ситуации речь идет только о том, чтоб успеть поглотить все вкусности, что на столе. Недоел или переел - оценивать приходится потом уже )). Пресыщение пищей - это когда наелся до сонливого состояния, никаких сил не осталось ни на молитву, ни на что вообще. Особая строгость и воздержание в пище (если здоров), думаю, монашеское делание. И то до "понятия" себя, понятия нормы. В какие-то периоды строже, в какие-то свободнее. Мороку надо, наверное, исповедать. ))
  36. 3 points
    На мой взгляд, насыщение совсем не всегда может быть ориентиром. Чувства обманчивы. Вот, преп. Иоанн Лествичник пишет: "Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле". Мне как-то так кажется, что если прибавляю в весе, значит, надо сокращать порции. А если человек худеет, не постом и не от болезни, конечно, значит - возможно, вредит себе излишним воздержанием. Обмен веществ, работа, вообще условия у всех разные, тут надо предметно смотреть. Но если нет чувства голода и я что-то хочу "пожевать", я знаю, что это работает страсть. :-(
  37. 3 points
    Все мы болящие. Возможно Вам это нужно было увидеть. И? И просим прощения у Бога, идем в храм, исповедуемся, причащаемся. Только от Бога в нас есть хорошее. Только от Бога. А так... каждый из нас (возможно не каждый) понимает что заслуживает только ада. И только милостию Божией может оказаться в раю. По поводу мата, и всяких разных словечек Есть интересная лекция Василия Ирзабекова о том, какая это на самом деле субстанция, и как внимательно нужно относиться к СЛОВУ. https://www.youtube.com/watch?v=tsKyCSe3Hvw А вот тут интереснейший цикл лекций, который называется ТАЙНА РУССКОГО СЛОВА. https://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-slova-zametki-nerusskogo-cheloveka/
  38. 3 points
    Все то же самое, что и всегда. Не самые плохие еще времена, если посмотреть в истории. Промысл Божий работает как обычно, благодать все та же, заповеди все те же. Ничто никому не мешает исполнять заповеди спасать свою душу.
  39. 3 points
    Очень неплохо описывает это митрополит Вениамин Федченков в книге "На рубеже двух эпох" https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/na-rubezhe-dvukh-ehpokh/
  40. 3 points
    Необязательно быть в наглухо закрытом месте.., тут, дело даже не в тишине, а в полном одиночестве. Мне могут возразить и сказать, что кто с Богом ни когда не будет одинок, и это верно, но речь не в этом, а в том, что нет живого общения с живой душой, т.е. с человеком, который рядом.
  41. 3 points
    Можно. Когда человек уже умер, и невозможно точно выяснить, крещен он или нет, то принято надеяться на лучшее и считать, что крещен. Некоторые в записках дописывают "аще крещен" (если крещен), но как по мне это лишнее, Бог и так разберется.
  42. 3 points
    Начнем с конца - границы должны быть. Они простые - вопрошающему нужно дать ответ. Если в этом ответе будут цитаты Священного Писания - это самый лучший ответ. Но некоторые умудряются молчать, как, например, прп. Пимен Великий, которого недавно поминали. Фраза "Если Бог на первом месте, то все остальное на своем месте" является иносказанием и первой заповеди Моисея, и первой заповеди любви. Конечно, Священное Писание нужно читать в первую очередь для того, чтобы строить отношения с Богом. А уже потом все остальное. Я не знаю как в коптской традиции, но в нашей православной традиции агрессивная проповедь не используется, поэтому ситуации, когда из тебя хлыщут цитаты налево и направо, хотя тебя вовсе об этом и не просил никто, возникать, вроде бы, не должно. Но всякое бывает. Про "не может человек увидеть Бога (в полной славе) и не умереть" было сказано Моисею, и он стал Боговидцем, но только со спины, не во всей славе. По причине грешности человека, так как после падения Адама и Евы люди грешны, а никакая нечистота пред лицем Божием не может быть, и уничтожается. "Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят" - вот путь, по которому можно увидеть Бога во всей славе, и не умереть. Но этим (очисткой сердца) надо заниматься. Но это все теория. На практике, как обычно, бывает всякое. И часто практика идет вразрез с теорией, и смиряешься с этим, потому как раз так произошло, то, стало быть, так и должно было случиться... До сих пор не могу привыкнуть к "отталкиванию". Что-то говоришь, с благими намерениями, естественно, но человека это отталкивает. И понимаешь, что этот человек должен куда-то в другое место прийти. И хочется вроде бы помочь, но не знаешь куда ему путь идет, и знаешь, что тебя он уже слушать не будет, так что даже если бы и знал куда нужно ему, уже поздно подсказывать - не услышит. Это я к чему - не страшно, если вы своими словами оттолкнете от себя. Страшно, если оттолкнете от Бога. На определенном этапе духовного развития могут быть полезны всякие рекомендации, и коптские, и протестантские, и католические. Если они ведут к Богу. Но они могут вести лишь к людям. Поэтому в общем (то есть, всегда) я не рекомендую использовать цитаты неправославных. Тот, кто готов учиться, легко скорректирует свой путь. Тот, кто не хочет, может не свернуть с рельсов, проложенных чужими, и на определенном этапе уйдет в сторону, по чужим рельсам. У нас полно православной литературы на разный духовный возраст. Лучше использовать ее.
  43. 3 points
    Вам не просто кажется. Если бы привычные действия ничего кроме облегчения не приносили, вы бы не создали этой темы. Нас не оскверняет то, что в нас входит, а то, что исходит, то, в чем мы авторски поучаствовали. Если вы оказались случайным наблюдателем какой-то омерзительной сцены, можно и помыться, если есть такая психологическая потребность, но старайтесь сохранять внутреннюю независимость от внешних обстоятельств. Достаточно помолиться Господу, чтобы он хранил Вас Своей благодатью и не повредитесь. Обратите внимание на негатив внутри. Для этого нужно стяжать остроту внутреннего зрения. И если вы ее получите - что же тогда ,- погрузиться в водоем и сидеть там до финиты?!) Так что и мне Ваша привычка кажется не совсем нормальной.
  44. 3 points
    Читая святых отцов или письма их, поняла, что Господь никогда не ошибается и Промысел Его над всеми нами. Примите свою жизненную ситуацию со смирением. Значит так надо для вашей семьи. Смиряясь, человек радуется тому что имеет и благодарит Господа за все. Ведь только Господь знает, что Вам полезно. Почитайте Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. Они есть на сайте. azbyka.ru Все приходит вовремя. Терпение надо и смирение. Бог Вам в помощь.
  45. 3 points
    уж чего чего, а уж суетится уж точно не нужно. Да и с мозгами думаю у вас все как надо. У тех, у кого мозгов нет не бывает трех детей и двух работ что бы дети не голодали. Порой, просто подождать.., и как вы написали: со смирением, т.е. все возложить на волю Божью. Ждать можно годами, десятилетиями, тут важно понимать, что суть в ожидание, это не просто ждать "у моря погоды", а научится доверятся Богу, но при этом не гневить Его (грехами и пороками), в этом случае при нашей сердечной молитве о милости Божией. Он, подает нам все необходимое для нас, но враг не дремлет и может подгаживать нам и другим, тут как раз смирение и пригодится. И в этом случае, снова сердечно просить о милости Божьей и с надеждой уповать на милость Божью, что Он, даст нам необходимое что бы мы не унывали.
  46. 3 points
    Сегодня может быть поставлена точка в еще одной трагедии падения на Урале. "Очередное заседание Епархиального церковного суда по делу схимонаха Сергия, изверженного из сана за нарушение священнической присяги, монашеских обетов и ряда Апостольских правил и Церковных канонов, намечено на понедельник, 7 сентября 2020 года." Подробно раскрыты для общественности, какие твёрдые 22 вопроса заданы схимонаху Сергию (Романову). Стало в очередной раз не по себе... Святая Церковь в определенные моменты приобретает свойства скалы, о которую можно убиться в кровь и в смерть... По моему разумению, этот текст, да и всю историю со схимонахом Сергием и то, как действовала Епархия и Правящий Архиерей очень поучительно изучить. "На видеозаписях Ваших выступлений, размещённых в сети Интернет, Вы так высказываетесь о своем Правящем Архиерее митрополите Екатеринбургском и Верхотурском Кирилле: «Митрополиту экуменисту сатанисту Кириллу»; «Без суда и следствия лишили меня всего … без свидетелей»; «И лжемитрополит, сатанист, экуменист, еретик… Он не выходит, только по онлайн»; «Предатель веры… лжемитрополит Кирилл»; «Митрополит Кирилл заявляет, что «Урал – это африканское гетто», что «жители Екатеринбурга и области – это бесы во плоти»; Из этих цитат следует, что Вы отделили себя от общения с Архиереем по следующим обвинениям: 1. Ереси. 2. Сатанизме. 3. Экуменизме. 4. Лишении Вас сана без суда. 5. Отказе слушать Ваших свидетелей. 6. Недопущении со стороны митрополита Кирилла прихожан на совершаемые им общественные богослужения. 7. Оскорбительных высказываниях в адрес своей паствы следующими словами: «Урал – это африканское гетто», «Жители Екатеринбурга и области – это бесы во плоти». Учитывая серьезность выдвинутых обвинений в адрес Правящего Архиерея, а также то, что подобные фразы были сказаны Вами под видеозапись публично и многократно, Вам, дабы не быть отлученным от Церкви, надлежит ответить Епархиальному церковному суду на следующие вопросы... ...Если Вы не предоставите доказательств того, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл всенародно проповедовал осужденную святыми Соборами или Отцами ересь и открыто учил ей в Церкви, не дадите исчерпывающие ответы на представленные Вам вопросы, то неподчинение священноначалию будет считаться незаконным и действие 15 правила Двукратного Собора на Вас распространяться не будет. В случае непредоставления Вами доказательств предъявляемых Правящему Архиерею обвинений, Вы будете осуждены не только как нарушитель 28 правила Святых Апостолов, но и как клеветник, от чего да сохранит Вас Господь." http://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2020/09/06/23855/ Также, "пастырь" может утянуть с собой в пропасть 153 монахини и Бог весть сколько обычных мирян... "а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" Мф.15:14 153 насельницы Среднеуральского женского монастыря, духовником которого является отец Сергий (Романов), подписали открытое письмо и заявили, что не собираются покидать обитель. Письмо выложил на своей странице «ВКонтакте» соратник схимонаха Всеволод Могучев. «Мы, нижеподписавшиеся насельницы Среднеуральского женского монастыря, в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» добровольно, осознанно и окончательно приняли решение оставаться в Среднеуральском женском монастыре вместе со своим духовником схиигуменом Сергием (Романовым)»,— говорится в письме. https://www.kommersant.ru/doc/4475268 Секретарь епархиального совета заявил, что насельницы Среднеуральского женского монастыря «по виду несут жизнь покаянную, а по факту самовольную». В Екатеринбургской епархии предупредили, что могут расстричь из монахинь тех, кто решил остаться в Среднеуральском женском монастыре, который фактически захватил схиигумен Сергий (Романов). Об этом сообщил секретарь епархиального совета игумен Вениамин (Райников). https://66.ru/news/society/234040/ Автору этих строк удалось связаться с митрополитом Викентием. Облечённый высоким саном иерарх не стал отрицать неканоничность рукоположения отца Сергия, фактически признав свою ошибку и принеся слова извинения: "Я хочу попросить прощения у всех, кого смутил и привёл в недоумение рукоположением отца Сергия (Романова) в нарушение канонических правил. Прошу простить меня великодушно и оставим всё на Суд Божий." https://tsargrad.tv/articles/sud-zemnoj-i-sud-bozhij-chem-zakonchitsja-tragedija-uralskogo-rasstrigi-sergija-romanova_278572?fbclid=IwAR2PsBQtGgUr8edXxh1Yg8ijaSOUZ1hDxRBufYk-wR0Fhfm64Q_J4Xj0u2s
  47. 3 points
    Я люблю церковнославянский! новый проект журнала Фома 1 сентября 2020 Мы открываем новый, уникальный проект об интереснейшем языке: «Я люблю церковнославянский»! 60 маленьких видеоуроков помогут вам лучше понимать этот необычный язык, а еще вы узнаете много интересного о его истории и славянской культуре вообще. Мы расскажем о происхождении церковнославянских букв и рассмотрим интересные примеры их употребления, разберем известные выражения типа «тьма кромешная» и «хляби небесные», переведем каверзные церковнославянские слова, которые имеют в современном русском совсем иное значение, поговорим об известных молитвах и непростых словах, встречающихся в них. Проект «Я люблю церковнославянский» предназначен для широкой аудитории. Он не только для тех, кто хочет читать церковные тексты и понимать то, о чем говорится на службе в храме. Он для всех, кто интересуется языками и языковой культурой. Для всех носителей русского языка, которые хотят лучше знать его историю. https://yandex.ru/turbo/s/foma.ru/my-otkryvaem-novyj-unikalnyj-proekt-ob-interesnejshem-jazyke-ja-ljublju-cerkovnoslavjanskij.html
  48. 3 points
    Нужно трезвиться и бодрствовать самому. Затягивание обсуждения падения другого человека этому не способствует. За другого трезвиться не надо. Зверь - диавол. А не конанос. Противостоять твердою верою ( включающую в себя дела) ему, а не конаносу. И убежит от вас он, дьявол, а вовсе не ... конанос, который и зубами-то на вас не скрежетал. Всякий ? имеет силу защищать свою безопасность? Какие у Вас неот'емлемые? Природные? оружия, Владислав. И кому вы в этой теме противостоите. "Употребляй всегда усилия стать выше козней диавольских – и он убежит от тебя, видя твое сопротивление" - это Вам как любителю цитат. Иоанн Кронштадтский. Если хотите обсуждать падения, то почему же не свои собственные. А то только демонстрация. Без разбора полетов. Каким образом вы возложили все на Гспода? И зацвели ли благонадежностью спасения? - чтобы читатель мог понять на живом примере, что означают сии словеса. Вопрос риторический. Попытка свернуть беседу была. Я в курсе про направления мысли и попытках выстроить общину с упором на внешнюю деятельнтсть, (и наоборот, с упором на духовную практику) но не понимаю, зачем мне об этом рассказывают. Предостерегают что ли.. лично мне не только не легко надеяться на дела с прицелом получить за это спасение, но решительно невозможно. Форум напоминает клуб одиноких сердец, которых "а поговорить" - хлебом не корми. Дурная бесконечность. Такое впечатление, уж извините за прямоту.
  49. 3 points
    Мария, со стороны - это не значит кому не лень. Кто сан дает, тот и решение о его снятии принимает. То есть, правящий архиерей. Остальные мнения (ваши в том числе) - это просто мнения. У каждого своя правда, но этой правды для снятия сана катастрофически недостаточно. В вашем настаивании на том, что ваше мнение является краеугольным было столько же смысла, как и в моем возвышении голоса. Но в моем возвышении голоса вы увидели бессмысленность, а в своих заявлениях - нет. Удивительное действительно рядом. А про волнения... Так и книги Андрея Конаноса про это же самое - про волнение. Про радость. Все это очень интересно... Особенно, для себя. Как любил говорить Владимир Головин - " а о себе, любимом - взахлеб". Смысл сжигания подобных книг - чтобы они не стали соблазном для тех, кто не научился еще отделять зерен от плевел. Для тех, кто умеет - и так все понятно. И эта тема лишняя. Как и все остальное, что является суетой и грехом. И волнения тоже.
  50. 3 points
    Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис — переводится с греческого языка как «возвращение»? Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета — в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте» (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…» (Чис. 29:35-39). Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков — 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой. Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке — еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих — в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы. Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола. В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь — живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней. Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню — это, скорее, особое состояние. Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника — это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно — и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть»(Лк.17:21). В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»? И вообще — знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем. Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это — прежде всего… Виктория Матвеева Источник: Pravda.ru Полностью статья здесь http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1141130
×
×
  • Create New...