Архимандрит Рафаил Карелин:
Церковь относится отрицательно к лечению у экстрасенсов и гипнотизеров, которые не лечат, а разрушают личность человека. Что касается работы с психологом, то она близка к самогипнозу. Психолог старается внушить человеку уверенность в его силах, или копается в его душе, чтобы обнаружить причину болезненных комплексов, но на место разрушенных комплексов образуются другие, как правило, еще более тяжелые. Поэтому единственный способ выздоровления я вижу в воцерковлении. Только в Церкви можно получить ту силу, которая называется благодатью. Но для этого надо коренным образом изменить свою жизнь.
Современная психология построена на диаметрально противоположных христианству антропологических принципах. Психолог хочет создать в душе человека уверенность в себе, и эти самим развивает комплекс гордыни. Христианство, напротив, дает реальное свидетельство о помощи Божией человеку по силе божественной благодати, которая восполняет не достающее. И чем больше смиряется христианин, тем более мужественным становится он. Поэтому, я советую критически отнестись к психологии, основанной на концепциях Фрейда и Фрома, а выбрать духовного отца, опытного в духовной жизни, читать святоотеческие книги, заниматься внутренней молитвой и включиться в жизнь церкви.
Христианской психологии, как предмета, не существует. Психология - это система, а человеческая душа неизмеримо шире и глубже каждой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать себя самого, но без благодати Божией не смог сделать этого, и его аналитический рассудок вращался на поверхности рефлексии. Только святые отцы, через молитву и аскетизм, могли в какой-то степени, проникнуть в тайники человеческой души. Психология изучает отдельные душевные проявления, игнорируя душу человека как субстанцию. Между тем, душа это предмет веры, а не науки. Психология бессильна проникнуть в ту высшую область человеческой души, которая обычно называется духом. Поэтому, представления психологов о религиозной жизни, основанные на данных психологии, весьма примитивны и искажены. Если же психолог православный христианин, то он черпает сведения о религиозной жизни человека не из психологии, а из христианской аскетики и личного опыта. Христианство – это вера, основанная на откровении, а всякая наука основана на человеческом наблюдении, поэтому говорить о христианской психологии, по-моему, также не оправдано, как говорить о христианском естествознании или биологии. Лучшее, что может сделать верующий психолог, это объяснить пациенту порочную сущность современного психоанализа, ложность концепции ведущих психологов, и затем направить своего пациента в церковь.