Книга Притч день за днем
Глава 31, стих 1-2:
«Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его» (Притч. 31:1).
Под Лемуилом здесь, по преданию, понимается царь Соломон. Точно так же, как в книге Екклесиаста он назван был Екклесиастом, хотя это не личное его имя было, но почетное прозвание. Буквально Екклесиаст переводится как «Говорящий в собрании». А Лемуил переводится как «Принадлежащий Богу», то есть дословно первый стих означает «слова царя, принадлежащего Богу».
И Соломон отмечает, что это наставление, которое дала ему мать. Ее звали Вирсавия. Соответственно, женщина может быть учителем и имеет учительный авторитет для своих детей. И так было даже в те патриархальные времена, когда положение женщины в обществе не было таким, как сейчас. Но, как видите, слова Вирсавии стали словами Священного Писания, то есть Господь говорил через эту женщину. И сам Соломон не стыдится показывать себя как того, кто учился от матери и сохранял в сердце Её слова. К сожалению, он не смог в полной мере их исполнить, но сами по себе наставления были верными.
Стих 2: В следующем стихе приводится речь матери Соломона: «Что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?»
О каких обетах идёт речь? Вирсавия изначально была женой не Давида, а одного его офицера, Урии. И Давид, захотев её как бы легально взять себе, подставил Урию во время войны, чтобы тот погиб. И потом уже, как внешне казалось, законно женился на вдове. Бог обличил его грех, и от этого греха прелюбодеяния родился первый ребёнок у Вирсавии, который вскоре умер. Тогда царь Давид раскаялся и Господь принял его покаяние. И через какое-то время Вирсавия зачала и у неё родился второй сын Соломон, который выжил. И, как мы хорошо понимаем, женщина в таком положении, уже потерявшая одного ребёнка, вынашивая второго, давала Богу обеты, то есть обещания научить своего сына следовать воле Божией, быть достойным человеком и достойным правителем, если он станет таковым.